Программа разработана на основе авторской программы (Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин ) , которая входит в комплект "Планета Знаний".
Данная рабочая программа по окружающему миру в 4 –м специальном коррекционном классе на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе:
государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего;
общеобразовательной программы «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой), допущенной Министерством образования и науки РФ;
адаптирована к ШУП 4 класса на 2012 – 2013 учебный год.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 72
УТВЕРЖДАЮ
С
ОГЛАСОВАНО
Приказ №__ от ______2012 г.
Руководитель ШМО /Нефёдкина Е.С./
Директор школы
Протокол № __ от __________2012 г.
/
Курбанова С.В./
Рабочая программа
по окружающему миру
наименование предмета
в 4Б классе
_Румянцевой Ольги Николаевны
ФИО учителя
20122013 учебный год
г. Ярославль, 2012 г.Пояснительная записка
Данная рабочая программа по окружающему миру в 4 –м специальном коррекционном классе на 2012
– 2013 учебный год составлена на основе:
государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного
приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования» и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом,
утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального
базисного учебного плана для начального общего;
общеобразовательной программы «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой),
допущенной Министерством образования и науки РФ;
адаптирована к ШУП 4 класса на 2012 – 2013 учебный год.
Программа обеспечивается учебнометодическим комплектом, в который входят:
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В
2 ч.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие
тетради № 1, № 2.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику
«Окружающий мир». Методическое пособие.
По базисному плану на программу отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Цель предмета окружающий мир в 4 –м специальном коррекционном классе формирование
знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой
основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение и др.);
социализация ребёнка;
коррекция и развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление,
запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие и коррекция мышления, воображения и творческих способностей; формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве,
отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные
признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинноследственные связи,
выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного
состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения
в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовнонравственное воспитание учащихся.
Программа обеспечивается учебнометодическим комплектом, который включает учебники, рабочие
тетради и методические рекомендации для учителя.
Требования к уровню подготовки обучающихся 4 классов
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
по окружающему миру
природные зоны России: географическое положение, климат, растительный и животный мир,
условия жизни населения;
особенности хозяйственной деятельности людей (на примере родного края, города, села);
важнейшие экологические проблемы в современном мире;
строение и функции органов и систем организма человека;
правила здорового образа жизни;
основные вехи и события истории Отечества (в соответствии с требованиями образовательного
минимума);
культурноисторические традиции разных народов нашей страны.
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
Характеризовать природные зоны страны; приводить примеры взаимосвязи между
географическим положением местности, природными особенностями и хозяйственной
деятельностью людей;
показывать на карте крупные города страны;
приводить примеры положительного и отрицательного взаимодействия человека с природой;
проводить целенаправленные наблюдения в природе;
соблюдать правила личной гигиены, безопасности в быту;
оказывать первую помощь при порезах, ушибах, обморожении;
кратко рассказывать о важнейших событиях истории Отечества.
Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть
следующими дополнительными умениями и знаниями:
Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным
признакам (при указании и без указания количества групп).
Иметь представление об истории человека в древние времена.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города
(села);
•
• государственную символику России;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;• правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
• различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из
изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий);
границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
•
•
•
•
•
•
•
•
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения,
сравнения;
• ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
• ухода за растениями (животными);
• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной
стране, нашей
Наш край (22 ч)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание
погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки.
Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности
суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их
приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные
сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых
и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за
искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля (12 ч)
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида,
Австралия, Евразия.Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России:
реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи.
Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к
условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние
деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути
преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты
Земля.
История нашей Родины (34 ч)
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки
археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского
государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголотатар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых.
Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царьреформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы
Петровской эпохи.
Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и
Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого
университета.
Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царьосвободитель. Культура, быт
и нравы в России XIX в.
Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны.
Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.
Ближние и дальние соседи России.
Таким образом, данная рабочая программа по окружающему миру для 4 –го специального
коррекционного класса полностью соответствует государственному стандарту начального
образования.Лабораторн
ых работ
№ 1
№ 2
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Название
раздела
Наш край
Наша Родина на
планете Земля
Наши верные
помощники
Древняя Русь
Московское
царство
Российская
империя
Российское
государство
Итоговая
контрольная
работа
Итого:
Учебнотематическое планирование
Числ
Практически
Экскурсии Проверочны
о
часов
е работы
е работы
№ 13
№ 12345
6789
№ 101112
131415
№ 1
№ 2
22
12
1
5
6
9
13
68Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира
по учебнику «Окружающий мир»
Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина
(УМК «Планета знаний»)
№
уро
ка
Тема урока,
страницы
учебника
Задачи урока
дат
а
д\з
1
2
Изучение понятий:
погода, природные
явления.
Часть 1
С. 3—9
Изучение
зависимости
погодных изменений
от ветра. Природные
катаклизмы.
(Грозные явления
природы)
С. 9—14
4.09
7.09
Наш край -22 ч.
Сформировать у учащихся
элементарные научные пред-
ставления о погоде и ее
явлениях (изменение
температуры воздуха,
облачности, осадках). Учить
детей наблюдать и делать
выводы, фиксировать
результаты наблюдений.
Организовать наблюдение за
изменением высоты Солнца
на небосклоне
Активизировать знания
учащихся об образовании вет-
ра, полученные в 3 классе;
показать зависимость погоды
от ветра. Раскрыть значение
таких явлений природы, как
гроза, смерч, гололед в жизни
людей3
4 Экскурсия
Значение прогноза
погоды в жизни
человека.
Предсказание
погоды
С. 14—17
«Растительный и
животный мир
смешанного леса»
5 Экскурсия
«Растительный и
животный мир
водоёмов нашего
края»
6 Экскурсия
«Растительный
животный мир луга»
7
Наша местность на
плане и карте
С. 18—20
11.0
9
18.0
9
21.0
9
25.0
9
28.0
9
Раскрыть значение прогноза
погоды в жизни человека.
Познакомить с некоторыми
народными приметами.
Повторить и обобщить знания
по теме «Погода»
Показать красоту и
разнообразие растений
смешанного леса.
Познакомить с некоторыми
животными смешанного леса.
Показать приспособленность
обитателей леса к условиям
жизни и их связи друг с
другом. Показать примеры
положительного и
отрицательного влияния
человека на лес, познакомить
с мероприятиями по его
охране
Познакомить учащихся с
растениями и животными
пресного водоема. Показать
приспособленность
обитателей водоема к среде
обитания и их связи друг с
другом.
Показать
положительное
и
отрицательное влияние че-
ловека на обитателей
водоема
Познакомить учащихся с
растениями и животными
луга.
Показать
приспособленность
обитателей луга к условиям
жизни и их связи друг с
другом. Показать влияние
деятельности человека на
луг
Познакомить учащихся со
значением планов и карт в
жизни
человека.
Активизировать знания и
умения по ориентированию в
пространстве, полученные на
уроках в 3 классе. Развивать
пространственные
представления учащихся и их
воображение8
9
10
План местности
«Изучение плана
местности. Работа с
картой»
Практическая
работа №1
«План местности»
С. 21—25
Географическая
карта
Практическая
работа №2
«Изобразить путь от
дома до школы»
С. 25—29
Равнины
С. 30—33
11
Горы
С. 33—36
12 Как солнце, вода и
13 Изучение влияния
ветер изменяют
поверхность суши.
Лабораторная
работа
С. 36—41
деятельности
человека на
изменение
поверхности суши
С. 41—45
с
Закрепить знания учащихся о
познакомить
масштабе;
учащихся
планом
формировать
местности;
умение
план
читать
местности; учить видеть в
условных знаках реальные
предметы.
Развивать
воображение и память
учащихся
Сформировать
представление о карте;
научить понимать и читать
карту.
Формировать
представление о красоте и
богатстве родной страны
у
детей
Развивать
наблюдательность,
восприятие
мышление,
окружающей
красоты
природы.
Закрепить
представления о горизонте,
линии горизонта
Продолжить формирование
представлений о формах
поверхности. Обучать детей
сравнению, формулированию
Формировать
выводов.
восприятие
красоты
окружающего мира
Формировать у младших
школьников представления
об изменениях поверхности
суши под воздействием солн-
ца, ветра, воды
на
Показать
характер
воздействия деятельности
людей
формы
поверхности. Сравнить это
воздействие с процессами,
которые происходят по
естественным
причинам.
Формировать ответственное
отношение к окружающей
среде. На материале темы
урока обобщить и закрепить
знания,
полученные при
изучении темы «Формы
поверхности суши»
02.1
0
05.1
0
09.1
014
15
Богатства недр.
Полезные
ископаемые.
Использование
использования
полезных
ископаемых в
хозяйственной
деятельности
людей.
Практическая
работа
№ 3 «Описание
полезного
ископаемого»
С. 45—49
Разнообразие почв.
Практическая
работа № 4 «Состав
и свойства почвы».
С. 50—52
16 Ознакомление
учащихся с
понятием природное
сообщество.
Растения луга.
Практическая
работа №5
«Растения луга»
С. 53—58
Животные —
обитатели луга. Луг
в жизни человека.
С. 59—64
17
12.1
0
16.1
0
19.1
0
23.1
0
Показать значение добычи и
использования
полезных
ископаемых в хозяйственной
деятельности
людей.
Расширить и углубить знания
свойствах
учащихся о
важнейших
полезных
ископаемых
(нефти,
природного газа, железных и
цветных руд и др.). Учить
сравнивать,
обобщать,
делать выводы
Познакомить учащихся с
разнообразием
почв.
Повторить тему «Состав и
свойства
почвы»,
познакомить со способами
повышения
плодородия
почвы. Учить детей видеть
взаимосвязи
и
взаимозависимости между
компонентами природы
Сформировать у учащихся
общее представление о при-
родном сообществе. Дать
представление о луге как
природном
сообществе.
Познакомить с растениями
луга, показать их приспо-
собленность к условиям
жизни
Познакомить учащихся с
животными луга. Показать
признаки приспособленности
животных к условиям жизни
на лугу. Дать примеры связей
животных друг с другом и с
другими обитателями луга.
Показать
необходимость
бережного отношения к
обитателям
луга,
рационального
использования и охраны
лугов18
19
20
Растительный мир
леса.
Практическая
работа № 6
«Сопоставление
растений леса и
луга»
С. 64—68
Животные —
обитатели леса.
Лес в жизни
человека.
С. 68—73
Экскурсия. Водоём.
Животный и
растительный мир
пресного водоёма.
Практическая
работа №7
«Изучение
особенностей
растений пресного
водоёма» С. 74—80
26.1
0
30.1
0
9.1
1
лесу.
Уточнить
представления
учащихся об условиях жизни
в
Продолжить
знакомство с особенностями
растений леса,
учить
различать эти растения;
показать приспособленность
растений леса к совместной
жизни
Расширить и уточнить знания
учащихся о животных
смешанного леса; показать
приспособленность животных
смешанного леса к условиям
жизни; выявить связи между
обитателями
смешанного
леса. Убедить учащихся в
необходимости бережного
отношения к обитателям леса
и их охраны
2 четверть
знания
пресных
Уточнить
представления
учащихся об условиях жизни
водоемах;
в
расширить
о
растениях и животных
их
пресного водоема,
приспособленности
к
условиям жизни; выявить
связи между обитателями
пресного водоема. Показать
необходимость бережного
отношения к обитателям
водоема и их охраны21
22
24
Искусственные
сообщества. Поле.
Практическая
работа №8
«Определение
сходства и различия
культурных и
дикорастущих
растений поля».
С. 81—85
Животные —
обитатели полей
С. 85—87
Культурные
растения сада.
Практическая
работа №9
«Определение
сходства и различия
плодовых растений»
Плодовые деревья и
кустарники
Ярославской
области.
С. 88—93
Проверочная работа
№1 тема: «Наш
край»
Изучение научных
познаний о форме
земли.
С. 96—100
Лабораторная
работа №2
Карта полушарий.
Практическая
работа №10 «Работа
с физической картой
полушарий».
С. 100—105
23 Форма Земли.
«Наша Родина на планете Земля» -12 ч
13.
11
16.
11
20.1
1
23.1
1
овощных
Сформировать у учащихся
общее представление об ис-
сообществе.
кусственном
Расширить
знания
о
растениях.
культурных
Познакомить
с
особенностями
внешнего
вида,
выращивания и
использования картофеля,
наиболее распространенных
зерновых,
и
технических культур своего
края
Познакомить учащихся с
животными полей; показать
связи животных поля с
растениями и друг с другом
Расширить знания учащихся
о культурных растениях сада;
научить различать наиболее
распространенные в данной
местности плодовые деревья
и кустарники. Познакомить с
животными, обитающими в
садах.
Показать связи
животных сада с растениями
и друг с другом
Углубить знания учащихся о
форме Земли, продолжить
формирование представления
о научных методах познания
окружающего мира
с
модели
Повторить знание о глобусе
Земли;
как
познакомить
картой
полушарий.
Продолжить
работу по формированию
информационной
грамотности. Учить детей
умению
с
географической
картой,
диаграммами
работать25 Движение Земли.
Тепловые пояса
С. 106—109
26
27
28
29
Растительный и
животный мир
пустынь
Африки.
С. 110—114
Экваториальные
леса Южной
Америки.
С. 114—117
Изучение
особенностей
природы
Антарктиды.
Австралии. Евразии.
С. 117—123
Повторение и
обобщение знаний о
планах и картах.
Карта России.
Практическая
работа №11
«Работа с картой
России»
С. 123—128
27.1
1.
30.1
1.
04.1
2.
07.1
2
11.1
2.
Сформировать у учащихся
представления о суточном и
годовом движении Земли.
Продолжить формирование
представления о научных
методах познания
окружающего мира.
Развивать пространственное
воображение учащихся
Познакомить учащихся с
природными условиями Са-
хары, ее растительным и
животным миром. Показать
приспособленность
организмов к условиям жизни
в пустынях и их взаимосвязи.
Познакомить с занятиями
населения Сахары
Познакомить учащихся с
условиями жизни в экватори-
альных лесах Южной
Америки. Показать
особенности растительного и
животного мира
экваториальных лесов.
Показать значение
экваториальных лесов для
планеты и необходимость их
охраны
Познакомить учащихся с
особенностями природы Ан-
тарктиды и Австралии. Дать
общую характеристику
Евразии
Повторить и обобщить знания
о планах и картах;
продолжить формирование
умения работать с геогра-
фическими картами. Дать
представление о некоторых
географических объектах на
территории России. Учить
понимать красоту
окружающего мира30
Зона арктических
пустынь.
Практическая
работа №12
«Работа с
географической
картой»
С. 129—134
31
Природная зона
Тундра.
С. 134—139
Практическая
работа №13
«Работа с
географической
картой»
14.1
2.
Дать учащимся общее
представление о природных
зонах, показать причины
последовательной смены
природных зон России в
направлении с севера на юг.
Познакомить с природными
условиями зоны арктических
пустынь; показать
приспособленность
обитателей зоны арктических
пустынь к условиям жизни,
выявить связи между ними.
Показать влияние
деятельности человека на
природу зоны арктических
пустынь, познакомить с
мероприятиями по ее охране
Познакомить учащихся с
природой тундры в сравнении
с природой зоны арктических
пустынь; показать
приспособленность
обитателей тундры к ус-
ловиям жизни; выявить связи,
сложившиеся между
обитателями тундры.
Познакомить учащихся с
занятиями населения тундры,
показать их связь с
природными условиями;
показать влияние
деятельности человека на
природу тундры и
необходимость ее охраны32
Природные условия
лесной зоны.
С. 139—145
Практическая
работа №14
«Работа с
географической
картой»
33
34
Природные условия
зоны степи.
С. 145—150
Практическая
работа №15
«Работа с
географической
картой»
Экологические
проблемы России.
Международное
сотрудничество по
охране природы
С. 150—155
Проверочная работа
№2 «Наша Родина на
планета Земля»
Познакомить учащихся с
природными условиями лес-
ной зоны на основе сравнения
с природными условиями
тундры. Расширить и углубить
знания о растениях и
животных леса, их
приспособленности к
условиям жизни и взаимо-
связях. Углубить знания о
связях между высотой солнца
над горизонтом и
температурой воздуха,
количеством осадков и
растениями, растениями и
животными. Показать влияние
деятельности человека на
зону лесов и необходимость
ее охраны
Познакомить учащихся с
природными условиями степ-
ной зоны на основе сравнения
с природными условиями
тундры. Познакомить с
растительным и животным
миром зоны степей. Выявить
признаки приспособленности
растений и животных степной
зоны к условиям жизни;
показать связи между
обитателями степей. Показать
влияние деятельности
человека на зону степей и
необходимость ее охраны
Расширить и углубить знания
учащихся об экологических
проблемах России. Показать
некоторые пути решения
проблем.
экологических
Познакомить
с
международным
сотрудничеством по охране
природы;
показать ответственность
людей за будущее планеты
Земля
28.1
2.35 История России на
Первые русские
карте.
князья
Исторические
С. 14—16
источники.
Князь Владимир.
С.6-11
Крещение Руси
С. 17—21
Древнерусское государство (3 ч)
Наши верные помошники
3 четверть
Древняя Русь – 5ч
Познакомить учащихся с
Познакомить учащихся с
исторической картой.
деятельностью первых
Сформировать
русских князей
представление учащихся
Познакомить учащихся с
об исторических
деятельностью князя
источниках.
Владимира и основными
положениями
христианства — религии,
которую приняла Русь
Сформировать
представление о культуре
Древней Руси
Культура Древней
Руси
С. 21—24
Борьба с
иноземными
захватчиками.
Ледовое побоище.
С. 25—29
Куликовская битва.
Дмитрий Донской
С. 30—33
Монгольское завоевание (2 ч)
Рассказать учащимся о
борьбе русских княжеств
с
иноземными
захватчиками
Познакомить учащихся с
деятельностью
князя
Дмитрия Донского
Московское царство (6 ч)
Московское государство (2 ч)
36
37
38
39
40
41
43
44
45
Первый русский
царь.
Преобразования
в государстве
С. 34—40
42 Жизнь людей на
Руси
в XIV—XVI веках
С. 40—44
Смутное время.
К.Минин и
Д.Пожарский.
С.44-47
Русское
государство при
первых Романовых.
С.47 - 50
Расширение
границ России в
XVII веке
С. 51—53
Познакомить учащихся с
развитием государства в
XVI веке
Познакомить учеников с
бытовой жизнью русских
людей XIV—XVI веков.
Познакомить учеников с
основными событиями
смутного времени.
XVII
Познакомить учащихся с
основными
событиями
века;
России
рассказать
о
во
преобразованиях
времена
правления
династии Романовых.
Показать процесс
освоения земель Сибири и
Дальнего
Востока; познакомить
учащихся с именами