Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)
Оценка 5

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
18.05.2018
Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)
Программа разработана на основе авторской программы (Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин ) , которая входит в комплект "Планета Знаний". Данная рабочая программа по окружающему миру в 4 –м специальном коррекционном классе на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе:  государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего;  общеобразовательной программы «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой), допущенной Министерством образования и науки РФ;  адаптирована к ШУП 4 класса на 2012 – 2013 учебный год.
рабочая программа по окружающему миру.docx
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 72 УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                       С ОГЛАСОВАНО Приказ №__  от ______2012 г. Руководитель ШМО                         /Нефёдкина Е.С./ Директор   школы   Протокол № __ от __________2012 г.                                               /   Курбанова   С.В./                                                                                                                                                                                          Рабочая программа по  окружающему миру  наименование предмета в      4Б классе _Румянцевой Ольги Николаевны ФИО учителя 2012­2013 учебный год г. Ярославль, 2012 г. Пояснительная записка Данная рабочая программа по окружающему миру в 4 –м специальном коррекционном  классе на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе:    государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента  государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)  общего образования» и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом,  утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального  базисного учебного плана для начального общего;   общеобразовательной программы «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой),  допущенной Министерством образования и науки РФ;   адаптирована к ШУП 4 класса на 2012 – 2013 учебный год. Программа обеспечивается учебно­методическим комплектом, в который входят:  Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В  2 ч.  Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие  тетради № 1, № 2.  Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику  «Окружающий мир». Методическое пособие.    По базисному плану на программу отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.       Цель предмета окружающий мир в 4 –м специальном коррекционном  классе ­   формирование  знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой  основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Задачи курса: систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;   формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;  знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование,  измерение и др.); социализация ребёнка; коррекция и развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление,  запоминание, обобщение и др.); воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;     формирование самостоятельной познавательной деятельности;  развитие и коррекция  мышления, воображения и творческих способностей;  формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве,  отбор необходимой информации, её систематизация и др.);  формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные  признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно­следственные связи,  выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;  формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного  состава);  формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях); формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовно­нравственное воспитание учащихся. Программа обеспечивается учебно­методическим комплектом, который включает учебники, рабочие  тетради и методические рекомендации для учителя. Требования к уровню подготовки обучающихся 4 классов К концу 4 класса учащиеся должны знать: по окружающему миру природные зоны России: географическое положение, климат, растительный и животный мир,  условия жизни населения;  особенности хозяйственной деятельности людей (на примере родного края, города, села);  важнейшие экологические проблемы в современном мире;  строение и функции органов и систем организма человека;  правила здорового образа жизни;  основные вехи и события истории Отечества (в соответствии с требованиями образовательного минимума);  культурно­исторические традиции разных народов нашей страны. К концу 4 класса учащиеся должны уметь: Характеризовать природные зоны страны; приводить примеры взаимосвязи между  географическим положением местности, природными особенностями и хозяйственной  деятельностью людей;  показывать на карте крупные города страны;  приводить примеры положительного и отрицательного взаимодействия человека с природой;  проводить целенаправленные наблюдения в природе;  соблюдать правила личной гигиены, безопасности в быту;  оказывать первую помощь при порезах, ушибах, обморожении;  кратко рассказывать о важнейших событиях истории Отечества. Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть  следующими дополнительными умениями и знаниями: Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным  признакам (при указании и без указания количества групп). Иметь представление об истории человека в древние времена. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ В результате изучения окружающего мира ученик должен знать/понимать название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);   • • государственную символику России; • государственные праздники; • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; • общие условия, необходимые для жизни живых организмов; • правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе); уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме); приводить   примеры   представителей   разных   групп   растений   и   животных   (2—3   представителя   из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города); • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; • • • • • • • • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для: обогащения жизненного опыта, решения практических задач с  помощью наблюдения, измерения, сравнения; • ориентирования на местности с помощью компаса; определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; • ухода за растениями (животными); • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения; • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране; • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной  стране, нашей Наш край (22 ч) СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Значение природных условий края для жизни и деятельности людей. Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание  погоды. Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки.  Из истории создания карт. Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород. Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган. Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека. Почвы нашего края, их виды. Охрана почв. Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их  приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные  сообщества, их рациональное использование и охрана. Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых  и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за  искусственными сообществами — условие их существования. Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле. Наша Родина на планете Земля (12 ч) Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны. Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса. Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле. Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия. Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России:  реки, озера, моря. Некоторые крупные города России. Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи.  Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к  условиям жизни и взаимосвязи. Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние  деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне. Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути  преодоления сложившейся ситуации. Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты  Земля. История нашей Родины (34 ч) Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки  археологов). История на карте. История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства. Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского  государства. Российское государство в XIII—XVII вв. Нашествие монголо­татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский. Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV. Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых.  Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв. Российское государство в XVIII—XIX вв. Пётр I — царь­реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы  Петровской эпохи. Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и  Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого  университета. Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов. Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь­освободитель. Культура, быт  и нравы в России XIX в. Россия в XX в. Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30­е годы. Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны.  Тыл в годы войны. Основные вехи развития России во 2­й половине XX века. Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни. Ближние и дальние соседи России.  Таким образом, данная рабочая программа по окружающему миру для 4 –го специального  коррекционного класса полностью соответствует государственному стандарту начального  образования. Лабораторн ых работ  № 1 № 2 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Название раздела Наш край Наша Родина на  планете Земля  Наши верные  помощники Древняя Русь Московское  царство Российская  империя Российское  государство Итоговая  контрольная  работа            Итого: Учебно­тематическое планирование  Числ Практически Экскурсии Проверочны о часов е работы е работы № 1­3 № 1­2­3­4­5­ 6­7­8­9 № 10­11­12­ 13­14­15 № 1 № 2 ­ 22 12 1 5 6 9 13 68 Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира  по учебнику «Окружающий мир»  Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина   (УМК «Планета знаний») № уро ка Тема урока, страницы учебника Задачи урока дат а д\з 1 2 Изучение понятий: погода, природные явления. Часть 1 С. 3—9 Изучение зависимости погодных изменений от ветра. Природные катаклизмы. (Грозные явления природы) С. 9—14 4.09 7.09 Наш край -22 ч. Сформировать у учащихся элементарные научные пред- ставления о погоде и ее явлениях (изменение температуры воздуха, облачности, осадках). Учить детей наблюдать и делать выводы, фиксировать результаты наблюдений. Организовать наблюдение за изменением высоты Солнца на небосклоне Активизировать знания учащихся об образовании вет- ра, полученные в 3 классе; показать зависимость погоды от ветра. Раскрыть значение таких явлений природы, как гроза, смерч, гололед в жизни людей 3 4 Экскурсия Значение прогноза погоды в жизни человека. Предсказание погоды С. 14—17 «Растительный и животный мир смешанного леса» 5 Экскурсия «Растительный и животный мир водоёмов нашего края» 6 Экскурсия «Растительный животный мир луга» 7 Наша местность на плане и карте С. 18—20 11.0 9 18.0 9 21.0 9 25.0 9 28.0 9 Раскрыть значение прогноза погоды в жизни человека. Познакомить с некоторыми народными приметами. Повторить и обобщить знания по теме «Погода» Показать красоту и разнообразие растений смешанного леса. Познакомить с некоторыми животными смешанного леса. Показать приспособленность обитателей леса к условиям жизни и их связи друг с другом. Показать примеры положительного и отрицательного влияния человека на лес, познакомить с мероприятиями по его охране Познакомить учащихся с растениями и животными пресного водоема. Показать приспособленность обитателей водоема к среде обитания и их связи друг с другом. Показать положительное и отрицательное влияние че- ловека на обитателей водоема Познакомить учащихся с растениями и животными луга. Показать приспособленность обитателей луга к условиям жизни и их связи друг с другом. Показать влияние деятельности человека на луг Познакомить учащихся со значением планов и карт в жизни человека. Активизировать знания и умения по ориентированию в пространстве, полученные на уроках в 3 классе. Развивать пространственные представления учащихся и их воображение 8 9 10 План местности «Изучение плана местности. Работа с картой» Практическая работа №1 «План местности» С. 21—25 Географическая карта Практическая работа №2 «Изобразить путь от дома до школы» С. 25—29 Равнины С. 30—33 11 Горы С. 33—36 12 Как солнце, вода и 13 Изучение влияния ветер изменяют поверхность суши. Лабораторная работа С. 36—41 деятельности человека на изменение поверхности суши С. 41—45 с Закрепить знания учащихся о познакомить масштабе; учащихся планом формировать местности; умение план читать местности; учить видеть в условных знаках реальные предметы. Развивать воображение и память учащихся Сформировать представление о карте; научить понимать и читать карту. Формировать представление о красоте и богатстве родной страны у детей Развивать наблюдательность, восприятие мышление, окружающей красоты природы. Закрепить представления о горизонте, линии горизонта Продолжить формирование представлений о формах поверхности. Обучать детей сравнению, формулированию Формировать выводов. восприятие красоты окружающего мира Формировать у младших школьников представления об изменениях поверхности суши под воздействием солн- ца, ветра, воды на Показать характер воздействия деятельности людей формы поверхности. Сравнить это воздействие с процессами, которые происходят по естественным причинам. Формировать ответственное отношение к окружающей среде. На материале темы урока обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы «Формы поверхности суши» 02.1 0 05.1 0 09.1 0 14 15 Богатства недр. Полезные ископаемые. Использование использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей. Практическая работа № 3 «Описание полезного ископаемого» С. 45—49 Разнообразие почв. Практическая работа № 4 «Состав и свойства почвы». С. 50—52 16 Ознакомление учащихся с понятием природное сообщество. Растения луга. Практическая работа №5 «Растения луга» С. 53—58 Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека. С. 59—64 17 12.1 0 16.1 0 19.1 0 23.1 0 Показать значение добычи и использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей. Расширить и углубить знания свойствах учащихся о важнейших полезных ископаемых (нефти, природного газа, железных и цветных руд и др.). Учить сравнивать, обобщать, делать выводы Познакомить учащихся с разнообразием почв. Повторить тему «Состав и свойства почвы», познакомить со способами повышения плодородия почвы. Учить детей видеть взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы Сформировать у учащихся общее представление о при- родном сообществе. Дать представление о луге как природном сообществе. Познакомить с растениями луга, показать их приспо- собленность к условиям жизни Познакомить учащихся с животными луга. Показать признаки приспособленности животных к условиям жизни на лугу. Дать примеры связей животных друг с другом и с другими обитателями луга. Показать необходимость бережного отношения к обитателям луга, рационального использования и охраны лугов 18 19 20 Растительный мир леса. Практическая работа № 6 «Сопоставление растений леса и луга» С. 64—68 Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека. С. 68—73 Экскурсия. Водоём. Животный и растительный мир пресного водоёма. Практическая работа №7 «Изучение особенностей растений пресного водоёма» С. 74—80 26.1 0 30.1 0 9.1 1 лесу. Уточнить представления учащихся об условиях жизни в Продолжить знакомство с особенностями растений леса, учить различать эти растения; показать приспособленность растений леса к совместной жизни Расширить и уточнить знания учащихся о животных смешанного леса; показать приспособленность животных смешанного леса к условиям жизни; выявить связи между обитателями смешанного леса. Убедить учащихся в необходимости бережного отношения к обитателям леса и их охраны 2 четверть знания пресных Уточнить представления учащихся об условиях жизни водоемах; в расширить о растениях и животных их пресного водоема, приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоема. Показать необходимость бережного отношения к обитателям водоема и их охраны 21 22 24 Искусственные сообщества. Поле. Практическая работа №8 «Определение сходства и различия культурных и дикорастущих растений поля». С. 81—85 Животные — обитатели полей С. 85—87 Культурные растения сада. Практическая работа №9 «Определение сходства и различия плодовых растений» Плодовые деревья и кустарники Ярославской области. С. 88—93 Проверочная работа №1 тема: «Наш край» Изучение научных познаний о форме земли. С. 96—100 Лабораторная работа №2 Карта полушарий. Практическая работа №10 «Работа с физической картой полушарий». С. 100—105 23 Форма Земли. «Наша Родина на планете Земля» -12 ч 13. 11 16. 11 20.1 1 23.1 1 овощных Сформировать у учащихся общее представление об ис- сообществе. кусственном Расширить знания о растениях. культурных Познакомить с особенностями внешнего вида, выращивания и использования картофеля, наиболее распространенных зерновых, и технических культур своего края Познакомить учащихся с животными полей; показать связи животных поля с растениями и друг с другом Расширить знания учащихся о культурных растениях сада; научить различать наиболее распространенные в данной местности плодовые деревья и кустарники. Познакомить с животными, обитающими в садах. Показать связи животных сада с растениями и друг с другом Углубить знания учащихся о форме Земли, продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира с модели Повторить знание о глобусе Земли; как познакомить картой полушарий. Продолжить работу по формированию информационной грамотности. Учить детей умению с географической картой, диаграммами работать 25 Движение Земли. Тепловые пояса С. 106—109 26 27 28 29 Растительный и животный мир пустынь Африки. С. 110—114 Экваториальные леса Южной Америки. С. 114—117 Изучение особенностей природы Антарктиды. Австралии. Евразии. С. 117—123 Повторение и обобщение знаний о планах и картах. Карта России. Практическая работа №11 «Работа с картой России» С. 123—128 27.1 1. 30.1 1. 04.1 2. 07.1 2 11.1 2. Сформировать у учащихся представления о суточном и годовом движении Земли. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся Познакомить учащихся с природными условиями Са- хары, ее растительным и животным миром. Показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязи. Познакомить с занятиями населения Сахары Познакомить учащихся с условиями жизни в экватори- альных лесах Южной Америки. Показать особенности растительного и животного мира экваториальных лесов. Показать значение экваториальных лесов для планеты и необходимость их охраны Познакомить учащихся с особенностями природы Ан- тарктиды и Австралии. Дать общую характеристику Евразии Повторить и обобщить знания о планах и картах; продолжить формирование умения работать с геогра- фическими картами. Дать представление о некоторых географических объектах на территории России. Учить понимать красоту окружающего мира 30 Зона арктических пустынь. Практическая работа №12 «Работа с географической картой» С. 129—134 31 Природная зона Тундра. С. 134—139 Практическая работа №13 «Работа с географической картой» 14.1 2. Дать учащимся общее представление о природных зонах, показать причины последовательной смены природных зон России в направлении с севера на юг. Познакомить с природными условиями зоны арктических пустынь; показать приспособленность обитателей зоны арктических пустынь к условиям жизни, выявить связи между ними. Показать влияние деятельности человека на природу зоны арктических пустынь, познакомить с мероприятиями по ее охране Познакомить учащихся с природой тундры в сравнении с природой зоны арктических пустынь; показать приспособленность обитателей тундры к ус- ловиям жизни; выявить связи, сложившиеся между обитателями тундры. Познакомить учащихся с занятиями населения тундры, показать их связь с природными условиями; показать влияние деятельности человека на природу тундры и необходимость ее охраны 32 Природные условия лесной зоны. С. 139—145 Практическая работа №14 «Работа с географической картой» 33 34 Природные условия зоны степи. С. 145—150 Практическая работа №15 «Работа с географической картой» Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы С. 150—155 Проверочная работа №2 «Наша Родина на планета Земля» Познакомить учащихся с природными условиями лес- ной зоны на основе сравнения с природными условиями тундры. Расширить и углубить знания о растениях и животных леса, их приспособленности к условиям жизни и взаимо- связях. Углубить знания о связях между высотой солнца над горизонтом и температурой воздуха, количеством осадков и растениями, растениями и животными. Показать влияние деятельности человека на зону лесов и необходимость ее охраны Познакомить учащихся с природными условиями степ- ной зоны на основе сравнения с природными условиями тундры. Познакомить с растительным и животным миром зоны степей. Выявить признаки приспособленности растений и животных степной зоны к условиям жизни; показать связи между обитателями степей. Показать влияние деятельности человека на зону степей и необходимость ее охраны Расширить и углубить знания учащихся об экологических проблемах России. Показать некоторые пути решения проблем. экологических Познакомить с международным сотрудничеством по охране природы; показать ответственность людей за будущее планеты Земля 28.1 2. 35 История России на Первые русские карте. князья Исторические С. 14—16 источники. Князь Владимир. С.6-11 Крещение Руси С. 17—21 Древнерусское государство (3 ч) Наши верные помошники 3 четверть Древняя Русь – 5ч Познакомить учащихся с Познакомить учащихся с исторической картой. деятельностью первых Сформировать русских князей представление учащихся Познакомить учащихся с об исторических деятельностью князя источниках. Владимира и основными положениями христианства — религии, которую приняла Русь Сформировать представление о культуре Древней Руси Культура Древней Руси С. 21—24 Борьба с иноземными захватчиками. Ледовое побоище. С. 25—29 Куликовская битва. Дмитрий Донской С. 30—33 Монгольское завоевание (2 ч) Рассказать учащимся о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками Познакомить учащихся с деятельностью князя Дмитрия Донского Московское царство (6 ч) Московское государство (2 ч) 36 37 38 39 40 41 43 44 45 Первый русский царь. Преобразования в государстве С. 34—40 42 Жизнь людей на Руси в XIV—XVI веках С. 40—44 Смутное время. К.Минин и Д.Пожарский. С.44-47 Русское государство при первых Романовых. С.47 - 50 Расширение границ России в XVII веке С. 51—53 Познакомить учащихся с развитием государства в XVI веке Познакомить учеников с бытовой жизнью русских людей XIV—XVI веков. Познакомить учеников с основными событиями смутного времени. XVII Познакомить учащихся с основными событиями века; России рассказать о во преобразованиях времена правления династии Романовых. Показать процесс освоения земель Сибири и Дальнего Востока; познакомить учащихся с именами

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (4 класс, окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2018