Рабочая программа (4 класс, окружающий мир)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 18.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа разработана на основе авторской программы (Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин ) , которая входит в комплект "Планета Знаний". Данная рабочая программа по окружающему миру в 4 –м специальном коррекционном классе на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе:  государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего;  общеобразовательной программы «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой), допущенной Министерством образования и науки РФ;  адаптирована к ШУП 4 класса на 2012 – 2013 учебный год.
Иконка файла материала рабочая программа по окружающему миру.docx
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 72 УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                       С ОГЛАСОВАНО Приказ №__  от ______2012 г. Руководитель ШМО                         /Нефёдкина Е.С./ Директор   школы   Протокол № __ от __________2012 г.                                               /   Курбанова   С.В./                                                                                                                                                                                          Рабочая программа по  окружающему миру  наименование предмета в      4Б классе _Румянцевой Ольги Николаевны ФИО учителя 2012­2013 учебный год г. Ярославль, 2012 г.Пояснительная записка Данная рабочая программа по окружающему миру в 4 –м специальном коррекционном  классе на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе:    государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента  государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)  общего образования» и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом,  утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального  базисного учебного плана для начального общего;   общеобразовательной программы «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой),  допущенной Министерством образования и науки РФ;   адаптирована к ШУП 4 класса на 2012 – 2013 учебный год. Программа обеспечивается учебно­методическим комплектом, в который входят:  Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В  2 ч.  Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие  тетради № 1, № 2.  Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику  «Окружающий мир». Методическое пособие.    По базисному плану на программу отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.       Цель предмета окружающий мир в 4 –м специальном коррекционном  классе ­   формирование  знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой  основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Задачи курса: систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;   формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;  знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование,  измерение и др.); социализация ребёнка; коррекция и развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление,  запоминание, обобщение и др.); воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;     формирование самостоятельной познавательной деятельности;  развитие и коррекция  мышления, воображения и творческих способностей; формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве,  отбор необходимой информации, её систематизация и др.);  формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные  признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно­следственные связи,  выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;  формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного  состава);  формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях); формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовно­нравственное воспитание учащихся. Программа обеспечивается учебно­методическим комплектом, который включает учебники, рабочие  тетради и методические рекомендации для учителя. Требования к уровню подготовки обучающихся 4 классов К концу 4 класса учащиеся должны знать: по окружающему миру природные зоны России: географическое положение, климат, растительный и животный мир,  условия жизни населения;  особенности хозяйственной деятельности людей (на примере родного края, города, села);  важнейшие экологические проблемы в современном мире;  строение и функции органов и систем организма человека;  правила здорового образа жизни;  основные вехи и события истории Отечества (в соответствии с требованиями образовательного минимума);  культурно­исторические традиции разных народов нашей страны. К концу 4 класса учащиеся должны уметь: Характеризовать природные зоны страны; приводить примеры взаимосвязи между  географическим положением местности, природными особенностями и хозяйственной  деятельностью людей;  показывать на карте крупные города страны;  приводить примеры положительного и отрицательного взаимодействия человека с природой;  проводить целенаправленные наблюдения в природе;  соблюдать правила личной гигиены, безопасности в быту;  оказывать первую помощь при порезах, ушибах, обморожении;  кратко рассказывать о важнейших событиях истории Отечества. Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть  следующими дополнительными умениями и знаниями: Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным  признакам (при указании и без указания количества групп). Иметь представление об истории человека в древние времена. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ В результате изучения окружающего мира ученик должен знать/понимать название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);   • • государственную символику России; • государственные праздники; • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;• правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе); уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме); приводить   примеры   представителей   разных   групп   растений   и   животных   (2—3   представителя   из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города); • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; • • • • • • • • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для: обогащения жизненного опыта, решения практических задач с  помощью наблюдения, измерения, сравнения; • ориентирования на местности с помощью компаса; определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; • ухода за растениями (животными); • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения; • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране; • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной  стране, нашей Наш край (22 ч) СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Значение природных условий края для жизни и деятельности людей. Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание  погоды. Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки.  Из истории создания карт. Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород. Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган. Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека. Почвы нашего края, их виды. Охрана почв. Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их  приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные  сообщества, их рациональное использование и охрана. Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых  и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за  искусственными сообществами — условие их существования. Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле. Наша Родина на планете Земля (12 ч) Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны. Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса. Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле. Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России:  реки, озера, моря. Некоторые крупные города России. Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи.  Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к  условиям жизни и взаимосвязи. Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние  деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне. Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути  преодоления сложившейся ситуации. Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты  Земля. История нашей Родины (34 ч) Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки  археологов). История на карте. История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства. Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского  государства. Российское государство в XIII—XVII вв. Нашествие монголо­татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский. Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV. Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых.  Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв. Российское государство в XVIII—XIX вв. Пётр I — царь­реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы  Петровской эпохи. Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и  Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого  университета. Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов. Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь­освободитель. Культура, быт  и нравы в России XIX в. Россия в XX в. Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30­е годы. Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны.  Тыл в годы войны. Основные вехи развития России во 2­й половине XX века. Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни. Ближние и дальние соседи России.  Таким образом, данная рабочая программа по окружающему миру для 4 –го специального  коррекционного класса полностью соответствует государственному стандарту начального  образования.Лабораторн ых работ  № 1 № 2 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Название раздела Наш край Наша Родина на  планете Земля  Наши верные  помощники Древняя Русь Московское  царство Российская  империя Российское  государство Итоговая  контрольная  работа            Итого: Учебно­тематическое планирование  Числ Практически Экскурсии Проверочны о часов е работы е работы № 1­3 № 1­2­3­4­5­ 6­7­8­9 № 10­11­12­ 13­14­15 № 1 № 2 ­ 22 12 1 5 6 9 13 68Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира  по учебнику «Окружающий мир»  Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина   (УМК «Планета знаний») № уро ка Тема урока, страницы учебника Задачи урока дат а д\з 1 2 Изучение понятий: погода, природные явления. Часть 1 С. 3—9 Изучение зависимости погодных изменений от ветра. Природные катаклизмы. (Грозные явления природы) С. 9—14 4.09 7.09 Наш край -22 ч. Сформировать у учащихся элементарные научные пред- ставления о погоде и ее явлениях (изменение температуры воздуха, облачности, осадках). Учить детей наблюдать и делать выводы, фиксировать результаты наблюдений. Организовать наблюдение за изменением высоты Солнца на небосклоне Активизировать знания учащихся об образовании вет- ра, полученные в 3 классе; показать зависимость погоды от ветра. Раскрыть значение таких явлений природы, как гроза, смерч, гололед в жизни людей3 4 Экскурсия Значение прогноза погоды в жизни человека. Предсказание погоды С. 14—17 «Растительный и животный мир смешанного леса» 5 Экскурсия «Растительный и животный мир водоёмов нашего края» 6 Экскурсия «Растительный животный мир луга» 7 Наша местность на плане и карте С. 18—20 11.0 9 18.0 9 21.0 9 25.0 9 28.0 9 Раскрыть значение прогноза погоды в жизни человека. Познакомить с некоторыми народными приметами. Повторить и обобщить знания по теме «Погода» Показать красоту и разнообразие растений смешанного леса. Познакомить с некоторыми животными смешанного леса. Показать приспособленность обитателей леса к условиям жизни и их связи друг с другом. Показать примеры положительного и отрицательного влияния человека на лес, познакомить с мероприятиями по его охране Познакомить учащихся с растениями и животными пресного водоема. Показать приспособленность обитателей водоема к среде обитания и их связи друг с другом. Показать положительное и отрицательное влияние че- ловека на обитателей водоема Познакомить учащихся с растениями и животными луга. Показать приспособленность обитателей луга к условиям жизни и их связи друг с другом. Показать влияние деятельности человека на луг Познакомить учащихся со значением планов и карт в жизни человека. Активизировать знания и умения по ориентированию в пространстве, полученные на уроках в 3 классе. Развивать пространственные представления учащихся и их воображение8 9 10 План местности «Изучение плана местности. Работа с картой» Практическая работа №1 «План местности» С. 21—25 Географическая карта Практическая работа №2 «Изобразить путь от дома до школы» С. 25—29 Равнины С. 30—33 11 Горы С. 33—36 12 Как солнце, вода и 13 Изучение влияния ветер изменяют поверхность суши. Лабораторная работа С. 36—41 деятельности человека на изменение поверхности суши С. 41—45 с Закрепить знания учащихся о познакомить масштабе; учащихся планом формировать местности; умение план читать местности; учить видеть в условных знаках реальные предметы. Развивать воображение и память учащихся Сформировать представление о карте; научить понимать и читать карту. Формировать представление о красоте и богатстве родной страны у детей Развивать наблюдательность, восприятие мышление, окружающей красоты природы. Закрепить представления о горизонте, линии горизонта Продолжить формирование представлений о формах поверхности. Обучать детей сравнению, формулированию Формировать выводов. восприятие красоты окружающего мира Формировать у младших школьников представления об изменениях поверхности суши под воздействием солн- ца, ветра, воды на Показать характер воздействия деятельности людей формы поверхности. Сравнить это воздействие с процессами, которые происходят по естественным причинам. Формировать ответственное отношение к окружающей среде. На материале темы урока обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы «Формы поверхности суши» 02.1 0 05.1 0 09.1 014 15 Богатства недр. Полезные ископаемые. Использование использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей. Практическая работа № 3 «Описание полезного ископаемого» С. 45—49 Разнообразие почв. Практическая работа № 4 «Состав и свойства почвы». С. 50—52 16 Ознакомление учащихся с понятием природное сообщество. Растения луга. Практическая работа №5 «Растения луга» С. 53—58 Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека. С. 59—64 17 12.1 0 16.1 0 19.1 0 23.1 0 Показать значение добычи и использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей. Расширить и углубить знания свойствах учащихся о важнейших полезных ископаемых (нефти, природного газа, железных и цветных руд и др.). Учить сравнивать, обобщать, делать выводы Познакомить учащихся с разнообразием почв. Повторить тему «Состав и свойства почвы», познакомить со способами повышения плодородия почвы. Учить детей видеть взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы Сформировать у учащихся общее представление о при- родном сообществе. Дать представление о луге как природном сообществе. Познакомить с растениями луга, показать их приспо- собленность к условиям жизни Познакомить учащихся с животными луга. Показать признаки приспособленности животных к условиям жизни на лугу. Дать примеры связей животных друг с другом и с другими обитателями луга. Показать необходимость бережного отношения к обитателям луга, рационального использования и охраны лугов18 19 20 Растительный мир леса. Практическая работа № 6 «Сопоставление растений леса и луга» С. 64—68 Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека. С. 68—73 Экскурсия. Водоём. Животный и растительный мир пресного водоёма. Практическая работа №7 «Изучение особенностей растений пресного водоёма» С. 74—80 26.1 0 30.1 0 9.1 1 лесу. Уточнить представления учащихся об условиях жизни в Продолжить знакомство с особенностями растений леса, учить различать эти растения; показать приспособленность растений леса к совместной жизни Расширить и уточнить знания учащихся о животных смешанного леса; показать приспособленность животных смешанного леса к условиям жизни; выявить связи между обитателями смешанного леса. Убедить учащихся в необходимости бережного отношения к обитателям леса и их охраны 2 четверть знания пресных Уточнить представления учащихся об условиях жизни водоемах; в расширить о растениях и животных их пресного водоема, приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоема. Показать необходимость бережного отношения к обитателям водоема и их охраны21 22 24 Искусственные сообщества. Поле. Практическая работа №8 «Определение сходства и различия культурных и дикорастущих растений поля». С. 81—85 Животные — обитатели полей С. 85—87 Культурные растения сада. Практическая работа №9 «Определение сходства и различия плодовых растений» Плодовые деревья и кустарники Ярославской области. С. 88—93 Проверочная работа №1 тема: «Наш край» Изучение научных познаний о форме земли. С. 96—100 Лабораторная работа №2 Карта полушарий. Практическая работа №10 «Работа с физической картой полушарий». С. 100—105 23 Форма Земли. «Наша Родина на планете Земля» -12 ч 13. 11 16. 11 20.1 1 23.1 1 овощных Сформировать у учащихся общее представление об ис- сообществе. кусственном Расширить знания о растениях. культурных Познакомить с особенностями внешнего вида, выращивания и использования картофеля, наиболее распространенных зерновых, и технических культур своего края Познакомить учащихся с животными полей; показать связи животных поля с растениями и друг с другом Расширить знания учащихся о культурных растениях сада; научить различать наиболее распространенные в данной местности плодовые деревья и кустарники. Познакомить с животными, обитающими в садах. Показать связи животных сада с растениями и друг с другом Углубить знания учащихся о форме Земли, продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира с модели Повторить знание о глобусе Земли; как познакомить картой полушарий. Продолжить работу по формированию информационной грамотности. Учить детей умению с географической картой, диаграммами работать25 Движение Земли. Тепловые пояса С. 106—109 26 27 28 29 Растительный и животный мир пустынь Африки. С. 110—114 Экваториальные леса Южной Америки. С. 114—117 Изучение особенностей природы Антарктиды. Австралии. Евразии. С. 117—123 Повторение и обобщение знаний о планах и картах. Карта России. Практическая работа №11 «Работа с картой России» С. 123—128 27.1 1. 30.1 1. 04.1 2. 07.1 2 11.1 2. Сформировать у учащихся представления о суточном и годовом движении Земли. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся Познакомить учащихся с природными условиями Са- хары, ее растительным и животным миром. Показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязи. Познакомить с занятиями населения Сахары Познакомить учащихся с условиями жизни в экватори- альных лесах Южной Америки. Показать особенности растительного и животного мира экваториальных лесов. Показать значение экваториальных лесов для планеты и необходимость их охраны Познакомить учащихся с особенностями природы Ан- тарктиды и Австралии. Дать общую характеристику Евразии Повторить и обобщить знания о планах и картах; продолжить формирование умения работать с геогра- фическими картами. Дать представление о некоторых географических объектах на территории России. Учить понимать красоту окружающего мира30 Зона арктических пустынь. Практическая работа №12 «Работа с географической картой» С. 129—134 31 Природная зона Тундра. С. 134—139 Практическая работа №13 «Работа с географической картой» 14.1 2. Дать учащимся общее представление о природных зонах, показать причины последовательной смены природных зон России в направлении с севера на юг. Познакомить с природными условиями зоны арктических пустынь; показать приспособленность обитателей зоны арктических пустынь к условиям жизни, выявить связи между ними. Показать влияние деятельности человека на природу зоны арктических пустынь, познакомить с мероприятиями по ее охране Познакомить учащихся с природой тундры в сравнении с природой зоны арктических пустынь; показать приспособленность обитателей тундры к ус- ловиям жизни; выявить связи, сложившиеся между обитателями тундры. Познакомить учащихся с занятиями населения тундры, показать их связь с природными условиями; показать влияние деятельности человека на природу тундры и необходимость ее охраны32 Природные условия лесной зоны. С. 139—145 Практическая работа №14 «Работа с географической картой» 33 34 Природные условия зоны степи. С. 145—150 Практическая работа №15 «Работа с географической картой» Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы С. 150—155 Проверочная работа №2 «Наша Родина на планета Земля» Познакомить учащихся с природными условиями лес- ной зоны на основе сравнения с природными условиями тундры. Расширить и углубить знания о растениях и животных леса, их приспособленности к условиям жизни и взаимо- связях. Углубить знания о связях между высотой солнца над горизонтом и температурой воздуха, количеством осадков и растениями, растениями и животными. Показать влияние деятельности человека на зону лесов и необходимость ее охраны Познакомить учащихся с природными условиями степ- ной зоны на основе сравнения с природными условиями тундры. Познакомить с растительным и животным миром зоны степей. Выявить признаки приспособленности растений и животных степной зоны к условиям жизни; показать связи между обитателями степей. Показать влияние деятельности человека на зону степей и необходимость ее охраны Расширить и углубить знания учащихся об экологических проблемах России. Показать некоторые пути решения проблем. экологических Познакомить с международным сотрудничеством по охране природы; показать ответственность людей за будущее планеты Земля 28.1 2.35 История России на Первые русские карте. князья Исторические С. 14—16 источники. Князь Владимир. С.6-11 Крещение Руси С. 17—21 Древнерусское государство (3 ч) Наши верные помошники 3 четверть Древняя Русь – 5ч Познакомить учащихся с Познакомить учащихся с исторической картой. деятельностью первых Сформировать русских князей представление учащихся Познакомить учащихся с об исторических деятельностью князя источниках. Владимира и основными положениями христианства — религии, которую приняла Русь Сформировать представление о культуре Древней Руси Культура Древней Руси С. 21—24 Борьба с иноземными захватчиками. Ледовое побоище. С. 25—29 Куликовская битва. Дмитрий Донской С. 30—33 Монгольское завоевание (2 ч) Рассказать учащимся о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками Познакомить учащихся с деятельностью князя Дмитрия Донского Московское царство (6 ч) Московское государство (2 ч) 36 37 38 39 40 41 43 44 45 Первый русский царь. Преобразования в государстве С. 34—40 42 Жизнь людей на Руси в XIV—XVI веках С. 40—44 Смутное время. К.Минин и Д.Пожарский. С.44-47 Русское государство при первых Романовых. С.47 - 50 Расширение границ России в XVII веке С. 51—53 Познакомить учащихся с развитием государства в XVI веке Познакомить учеников с бытовой жизнью русских людей XIV—XVI веков. Познакомить учеников с основными событиями смутного времени. XVII Познакомить учащихся с основными событиями века; России рассказать о во преобразованиях времена правления династии Романовых. Показать процесс освоения земель Сибири и Дальнего Востока; познакомить учащихся с именами