упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;
«2» - упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов.
Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знании и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с образовательным стандартом.
Итоговые оценки
Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих.
Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных и зачета (экзамена) по физической культуре (для выпускных классов) и за счет прироста в тестированииупражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;
«2» - упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов.
Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знании и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с образовательным стандартом.
Итоговые оценки
Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих.
Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных и зачета (экзамена) по физической культуре (для выпускных классов) и за счет прироста в тестировании
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
___________________ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА__________________
(наименование учебного предмета (курса)
основное общее образование9класс
(уровень, ступень образования
Пояснительная записка
Название программы Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся Программы общеобразовательных
учреждений 111 классы.
9е изд. Москва: Просвещение, 2012.
На сколько часов рассчитана рабочая программа 105 часов в год.
Учебник Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 89 классы. Просвещение, 2011
Уровень программы (базовый стандарт/профиль) базовый стандарт
Для каких обучащиюхсясоставлена (опираясь на реальные недостатки в обученности результат обучения) для
общеобразовательных классов и классов компенсирующего обучения
УМК учителя Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся Программы общеобразовательных
учреждений 111 классы.
9е изд. Москва: Просвещение, 2012. Учебник Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 89 классы. Просвещение, 2011
УМК обучающегося Учебник Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 89 классы. Просвещение, 2011
Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы:
Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с нимТиповая, авторская, модернизированная, компилятивная типовая
Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи
школы, МО)
Цель: содействие всестороннему гармоничному развитию личности.
Задачи:
1.Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
2. Совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков.
3. развитие основных физических качеств.
4. Воспитание потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в
целях отдыха, тренировки.
5.Формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период (ЗУНы соотнести со стандартом)
Знания, умения, навыки
Знать/ понимать:
Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных
заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
Формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;
Требования безопасности на занятиях физической культурой;
Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
Уметь:
Планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;
Выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы атлетической
гимнастики;
Преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;
Выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки;
Выполнять комплексы упражнени2й общей и специальной физической подготовки;
Выполнять соревновательные упражнения и технико – тактические действия в избранном виде спорта;
Осуществлять судейство в избранном виде спорта; Проводить физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры
(в роли помощника учителя);
Выполнять простейшие приемы самомассажа;
Оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
Выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые экзаменами в профильные учреждения
профессионального образования;
Практическая деятельность какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности:
Повышение работа способности, сохранение и укрепление здоровья;
Подготовки к службе в вооруженных силах ФСБ, МЧС. России;
Организации и проведение индивидуального, коллективного семейного отдыха, участие в спортивных соревнованиях.
Критерии оценивания различных видов работ:
Выставление оценок в классный журнал (по 5 балльной системе) – практический курс
осуществляется следующим образом:
«5» упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме;
«4» упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две незначительных ошибки, например, небольшое
нарушение ритма движения, смелости;
«3» упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е.
недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения –
скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;
«2» упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумятремя значительными ошибками, с
пропуском отдельных элементов.
Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знании и двигательных умений (их объем
определен образовательным стандартом). Критерии оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с
образовательным стандартом.
Итоговые оценки
Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих.Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных и зачета (экзамена) по физической культуре (для выпускных
классов) и за счет прироста в тестировании.
Основные критерии выставления оценок по теоретическому курсу
«5» ставится если:
полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (как на уроках ОБЖ, так и на
уроках по другим предметам), а так же знания из личного опыта и опыта других людей;
рассказ построении логически последовательно грамотно с использованием обще научных приемов (анализа, сравнения,
обобщение и выводов);
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.
«4» выставлена тогда когда:
раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом
отношении;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
определение понятий не полное, допускаются не значительные нарушения последовательность, искажение, 12 не точности в
ответе при использовании научных терминов.
«3» ставится если:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определения понятий не достаточно четкие;
не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело
применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя;
допускаются ошибки и нет точности в использовании научной терминологии и определении понятий
«2» получает тот кто:
не раскрыл основное содержание учебного материала;
не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя;
при проверке выполнения Д.З. не ответив не на один из вопросов;
допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии.
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:здоровьесберегающаяОсновные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке:
словесный;
демонстрации;
разучивания упражнений;
совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств;
игровой и соревновательный.
Формы организации деятельности учащихся урок
Распределение учебного времени прохождения программного
материала по физической культуре в 59 классахпо четвертям№
п/п
1
Вид программного
материала
Количество
часов
(уроков)
Основы знаний о физической
культуре
2 Спортивная игра волейбол
Гимнастика с элементами
акробатики
3
4 Легкая атлетика
5 Лыжная подготовка
6
Спортивная игра баскетбол
ИТОГО
15
21
30
24
15
105
Четверть
1
2
в процессе урока
21
21
12
15
27
3
6
24
30
4
9
18
27РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ
Четверть
1
Всего: 9 недель
Колво часов
по
по
КТП
программ
е
27 час
27час
факт
Колво часов и
причины
опережения или
отставания
2
21 час
27 час
Всего: 7 недель
3
30 час
30 час
Всего 10 недель
4
27 час
27 час
Всего 9 недель
Итого 35 недель
105
105ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
Общее количество часов на 2015 2016 учебный год 105а Дата
проведени
я
По
пла
ну
факт
и
ческ
и
Тема урока
Техника
безопасности на
занятиях по
легкой атлетике.
Низкий старт
Высокий старт
до 60 метров.
Финиширование
к
о
р
у
р
е
м
о
Н
1
2
3
в
о
с
а
ч
о
в
л
о
К
1
Элементы содержания
Легкая атлетика
Требования к
уровню
подготовленности
обучающихся
Контроль
двигательны
х действий
Д/з
Низкий старт до 30 м. Бег по
дистанции 70–80 м. Эстафетный
бег. Специальные беговые
упражнения. Развитие скоростных
качеств. Инструктаж по ТБ
Уметь пробегать
60 м с низкого
старта с
максимальной
скоростью
Комплекс 1
1 Низкий старт до 60 метров. Бег по
дистанции до 100 метров.
Финиширование. Развитие
скоростных качеств.
1
Спринтерский
бег
Бег 30 метров
Низкий старт до 30 м. Бег по
дистанции 70–80 м.
Финиширование. Эстафетный бег.
Специальные беговые упражнения.
Развитие скоростных качеств.
Основы обучения двигательным
действиям
Уметь выполнять
высокий старт.
Комплекс 1
Бег 30
метров.
Основная
группа:
Мальчики:
«5» – 4,8;
«4» – 5,0 ;
«3» – 5,3 .
Девочки:
«5» – 5,1;
«4» – 5,3;
«3» – 5,7
Подготовит
ельная и
специальная
Уметь пробегать
60 м с низкого
старта с
максимальной
скоростью;
владеть техникой
передачи и
приема
эстафетной
палочки вне зоны
передачи
Комплекс 128
29
30
1
1
Техника
безопасности
на занятиях по
гимнастике.
Кувырки
вперед и назад
слитно
Длинный
кувырок с трех
шагов разбега
(мальчики).
Равновесие на
одной ноге
(девочки)
Гимнастика
Техника безопасности на занятиях
по гимнастике Из упора присев
стойка на руках и голове.ОРУ в
движении. Кувырки вперед и назад
слитно Развитие координационных
способностей. Охрана труда при
занятии гимнастикой. Страховка и
самостраховка.
Из упора присев стойка на руках и
голове. Длинный кувырок с трех
шагов разбега (мальчики).
Равновесие на одной ноге. Кувырок
назад в полушпагат (девочки). ОРУ
в движении. Развитие
координационных способностей
1
Совершенствов
ание
акробатических
упражнений
Из упора присев стойка на руках и
голове (мальчики). Длинный
кувырок с трех шагов разбега.
Равновесие на одной, выпад вперед,
кувырок вперед. Равновесие на
одной выпад вперед (девочки). ОРУ
в движении. Развитие
координационных способностей
Уметь выполнять
кувырки вперед и
назад слитно
Комплекс 2
Комплекс 2
Комплекс 2
Уметь выполнять
стойку на голове,
согнув ноги с
силой; кувырок
прыжком в упор
присев из
полуприседа,
руки назад,
комбинацию из
акробатических
элементов,
страховку и
помощь
Уметь выполнять
из упора присев
стойку на голове,
согнувшись с
силой, кувырок
вперед прыжком в
упор присев с 3
шагов разбега с
оптимальной
высотой31
32
33
1
Стойка на
руках и голове
(мальчики).
Равновесие на
одной выпад
вперед
(девочки).
Из упора присев стойка на руках и
голове (мальчики). Длинный
кувырок с трех шагов разбега.
Равновесие на одной, выпад вперед,
кувырок вперед. Равновесие на
одной выпад вперед (девочки). ОРУ
в движении. Развитие
координационных способностей
Акробатическа
я комбинация.
1
1
Вис
согнувшись,
виспрогнувшис
ь
Из упора присев стойка на руках и
голове (мальчики). Длинный
кувырок с трех шагов разбега.
Равновесие на одной ноге, выпад
вперед, кувырок вперед. Кувырок
назад в полушпагат (девочки). ОРУ
в движении. Развитие
координационных способностей
Повороты в движении.
Перестроение из колонны по
одному в колонну по два. ОРУ на
месте. Вис согнувшись, вис
прогнувшись. Угол в упоре.
Развитие силы
Комплекс 2
Комплекс 2
Оценка
техники
выполнения
акробатичес
ких
элементов
Комплекс 2
Уметь выполнять
из упора присев
стойку на голове,
согнувшись с
силой, кувырок
вперед прыжком в
упор присев с 3
шагов разбега с
оптимальной
высотой
траектории
полета,
комбинацию из
акробатических
элементов
Уметь выполнять
стойку на голове,
согнувшись (с
прямыми ногами)
с силой,
комбинацию из
акробатических
элементов
Уметь выполнять
строевые приемы,
элементы на
перекладине,
прыжок через
коня в длину34
35
36
37
Подъем
переворотом в
упор.
1
Висы и упоры
1
Переход с шага на месте на ходьбу
в колонне и в шеренге.
Подтягивание в висе. Подъем
переворотом в упор махом и силой
(мальчики). Подъем переворотом
махом (девочки). ОРУ на месте.
Упражнение на гимнастической
скамейке. Развитие силовых
способностей.
Переход с шага на месте на ходьбу
в колонне и в шеренге.
Подтягивание в висе. Подъем
переворотом силой (мальчики).
Подъем переворотом махом
(девочки). ОРУ на месте.
Упражнение на гимнастической
скамейке. Развитие силовых
способностей.
Уметь выполнять
строевые
упражнения,
упражнения в
висе
Уметь выполнять
строевые
упражнения,
упражнения в
висе
Подтягивание
( учет) Лазанье
по канату.
1
Подтягивание на перекладине.
Лазание по канату на скорость.
ОРУ на месте.
Размахивание и
соскок.
1
Переход с шага на месте на ходьбу
в колонне и в шеренге.
Подтягивание в висе. Размахивание
и соскок ОРУ на месте.
Упражнение на гимнастической
Уметь выполнять
строевые приемы,
элементы на
перекладине,
прыжок через
коня в длину;
лазать по канату
Уметь выполнять
строевые
упражнения,
упражнения в
висе
Комплекс 2
Комплекс 2
Комплекс 2
Комплекс 238
39
40
1
Подъем
переворотом;
подтягивание в
висе: мальчики.
Поднятие ног в
висе: девочки
скамейке. Развитие силовых
способностей. Изложение взглядов
и отношений к физической
культуре, к ее материальным и
духовным ценностям
Переход с шага на месте на ходьбу
в колонне и в шеренге.
Подтягивание в висе. Подъем
переворотом силой (мальчики).
Подъем переворотом махом
(девочки). ОРУ на месте.
Упражнение на гимнастической
скамейке. Развитие силовых
способностей
Уметь выполнять
строевые
упражнения,
упражнения в
висе
Стойка на
руках кувырок
вперед
1
Кувырок назад
через стойку на
руках.
1
Повороты в движении.
Перестроение из колонны по
одному в колонну по четыре в
движении. Стойка на голове и
руках силой. Длинный кувырок
вперед. Стойка на руках, кувырок
вперед. Связка из шести семи
элементов акробатики. Кувырок
назад через стойку на руках.
Развитие гибкости
Перестроение из колонны по
одному в колонну по два, четыре в
движении Переход с шага на месте
на ходьбу в колонне и в шеренге..
Уметь выполнять
строевые приемы,
стойку на голове
и руках, стойку
на руках и
кувырок вперед;
составлять
акробатические
связки
Уметь выполнять
строевые
упражнения,
лазать по канату в
Оценка
техники
выполнения
подъема
переворото
м;
подтягиван
ий в висе:
мальчики –
10–8–6;
поднятие
ног в висе:
девочки –
16–12–8
Комплекс 2
Комплекс 2
Комплекс 2Длинный
кувырок вперед
1
ОРУ с предметами Комбинация из
57 элементов. Эстафеты. Развитие
скоростносиловых способностей.
Лазание по канату в два приема
Перестроение из колонны по
одному в колонну по два, четыре в
движении. ОРУ с предметами.
Эстафеты. Развитие скоростно
силовых способностей. Лазание по
канату в два приема. Прикладные
упражнения.
Опорный
прыжок через
козла.
Лазание по
канату в два
приема
1
1
Повороты в движении.
Перестроение из колонны по
одному в колонну по четыре, по
восемь в движении. ОРУ на месте.
Подтягивание на перекладине.
Подъем переворотом. Развитие
силы. Повороты в движении.
Перестроение из колонны по
одному в колонну по четыре. ОРУ
на месте. Стойка на голове и руках
силой. Длинный кувырок вперед.
Развитие гибкости.
Перестроение из колонны по
одному в колонну по два, четыре в
движении. ОРУ с предметами.
Эстафеты. Развитие скоростно
силовых способностей. Лазание по
два приема,
выполнять
расхождение
вдвоем при
встрече на
гимнастической
скамейке
Уметь выполнять
строевые
упражнения,
лазать по канату в
два приема,
владеть
переноской
партнера вдвоем
на руках
Уметь выполнять
строевые приемы,
элементы на
перекладине,
прыжок через
козла в длину
Комплекс 2
Комплекс 2
Комплекс 2
Уметь выполнять
строевые
упражнения,
лазать по канату в
два приема,
Оценка
техники
лазания по
канату – 6 м
– 12 с.
41
42
43канату в два приема. Прикладные
упражнения
44
45
46
47
Строевые
упражнения,
лазание,
прикладные
упражнения
Стойка на
голове и руках
силой
Опорный
прыжок через
козла ноги
врозь.
Опорный
прыжок (учет)
1
1
1
1
Перестроение из колонны по
одному в колонну по два, четыре в
движении. ОРУ с предметами.
Эстафеты. Развитие скоростно
силовых способностей. Прикладные
упражнения. Лазание по канату
Повороты в движении.
Перестроение из колонны по
одному в колонну по четыре. ОРУ
на месте. Стойка на голове и руках
силой. Длинный кувырок вперед.
Развитие гибкости.
ОРУ с предметами. Опорный
прыжок боком через коня
(девочки),согнув ноги через козла
(мальчики.). Упражнения для
развитее силовых способностей и
силовой выносливости.
ОРУ с предметами. Опорный
прыжок боком через коня
(девочки),согнув ноги через козла
(мальчики). Упражнения для
развитее силовых способностей и
(мальчики)
Подготовит
ельная ,
спец.
Группы и
девочки –
техника
выполнения
лазания.
передвигаться с
грузом на плечах
на
неуравновешенно
й опоре
Уметь выполнять
строевые
упражнения,
выполнять сход с
наклонной
скамейки
сбеганием
Уметь выполнять
строевые приемы,
стойку на голове
и руках.
Уметь выполнять
строевые
упражнения.
Комплекс 2
Комплекс 2
Комплекс 2
Уметь выполнять
строевые
упражнения.
Техника
опорного
прыжка
Комплекс 248
49
50
51
52
Эстафета с
элементами
гимнастики
Т/Б на занятиях
лыжной
подготовкой.
Лыжные хода.
Передвижение
лыжными ходами
Попеременный
двушажный ход.
Переход с одного
хода на другой
1
1
1
1
1
силовой выносливости.
Различные эстафеты с элементами
гимнастики.
Лыжная подготовка
Температурные нормы на занятиях
лыжной подготовкой.
Попеременный двушажный ход.ТБ
на уроках по лыжной подготовкой.
Прохождение дистанции 1км
Техника безопасности при
проведении занятий по лыжной
подготовке. Температурный режим.
Проведение комплекса ОРУ по
лыжной подготовке. Бесшажный
ход. Одновременный
двухшажныйход. Прохождение
дистанции 1 км
Попеременный двухшажный ход.
Прохождение дистанции до 35км.
Одновременный бесшажный ход.
Развитие кондиционных
способностей (выносливости).
Уметь выполнять
строевые
упражнения,
выполнять сход с
наклонной
скамейки
сбеганием
Уметь:
Передвигаться на
лыжах
Уметь:
Передвигаться на
лыжах
Уметь выполнять
передвижения
лыжными ходами
Проведение комплекса ОРУ по
лыжной подготовке. Бесшажный
ход. Одновременный двухшажный
Уметь:
Передвигаться на
лыжах
Комплекс 2
Комплекс4
Комплекс4
Комплекс 4
Комплекс453
54
55
56
57
1
1
1
1
1
Одновременный
одношажный ход
Прохождение
дистанции до 3км.
Одновременный
бесшажный ход
Преодоление контр
уклонов
Повороты на месте
переступанием.
ход. Прохождение дистанции 1 км.
Переход с одного хода на другой.
Проведение комплекса ОРУ по
лыжной подготовке. Скольжение
без палок. Одновременный
одношажный ход. Подъем
«елочкой». Повороты со спусков в
право влево. Прохождение
дистанции 2 км.в среднем темпе.
Прохождение дистанции до 35км.
попеременным двухшажным и
одновременным бесшажным
ходами. Развитие кондиционных
способностей (выносливости)..
Проведение комплекса ОРУ по
лыжной подготовке. Скольжение
без палок. Одновременный
бесшажный ход. Подъем «елочкой».
Повороты со спусков в право влево.
Прохождение дистанции 2 км.в
среднем темпе
Повторить технику спусков и
подъёмов поворотами при спусках.
Коньковый ход Прохождение
дистанции 3км со сменой ходов
Совершенствование поворотов на
месте (махом через лыжу вперед и
через лыжу назад), в движении
(«переступанием»). Прохождение
дистанции до 5 км. Развитие
кондиционных способностей
Уметь:
Передвигаться на
лыжах
Техник
одновремен
ного
одношажног
о хода
Комплекс4
Уметь выполнять
передвижения
лыжными ходами.
Уметь:
Передвигаться на
лыжах
Уметь:Передвига
ться на лыжах и
спускаться с гор в
низкой стойке
Уметь выполнять
повороты на
месте.
Комплекс 4
Комплекс4
Комплекс4
Комплекс 458
59
60
61
Одновременный
двушажный ход.
Прохождение
дистанции 2 3 км.
Повороты в
движении
Попеременный
четырехшажный
ход
1
1
1
1
(выносливости).
Проведение комплекса ОРУ по
лыжной подготовке.
Одновременный двушажный ход
Повороты со спусков вправо влево.
Прохождение дистанции 3 км.в
среднем темпе.
Проведение комплекса ОРУ по
лыжной подготовке. Техника
торможения «плугом» со склона 45
градусов. Прохождение дистанции
2 2,5км.с совершенствованием
пройденных ходов.
Совершенствование поворотов на
месте (махом через лыжу вперед и
через лыжу назад), в движении
(«переступанием»). Прохождение
дистанции до 5 км. Развитие
кондиционных способностей
(выносливости).
при спусках («упором»,
«полуплугом»
Проведение комплекса ОРУ по
лыжной подготовке.
Попеременный четырехшажный
ход. Подъем «елочкой».
Коньковый ход Повороты со
спусков вправо влево.
Прохождение дистанции 3 км.в
среднем темпе.
Уметь:
Передвигаться на
лыжах и
спускаться с гор в
низкой стойке
Уметь:
Передвигаться на
лыжах и
спускаться с гор в
низкой стойке
Комплекс4
Комплекс4
Уметь выполнять
повороты в
движении.
Комплекс 4
Уметь:Передвига
ться на лыжах и
спускаться с гор в
низкой стойке
Комплекс462
63
64
65
66
67
1
1
1
1
1
1
Подъем ступающим
шагом
Одновременный
одношажный
коньковый ход.
Повороты при
спусках упором
Прохождение
дистанции 5км. в
медленном темпе
Повороты при
спусках
«полуплугом»
Прохождение
дистанции 2 3 км.в
среднем темпе
Техника спусков и подъемов с
поворотами при спусках. Подъем
ступающим шагом.Прохождение
дистанции 3км со сменой ходов
Техника спусков и подъемов с
поворотами при спусках.
Одновременный одношажный
коньковый ход. .Прохождение
дистанции 3км со сменой ходов
Техника спусков и подъемов с
поворотами при спусках.
Коньковый ход Прохождение
дистанции 4км со сменой ходов
Проведение комплекса ОРУ по
лыжной подготовке.
Предварительные соревнования по
лыжным гонкам. Прохождение
дистанции 2 3 км.
Совершенствование поворотов на
месте (махом через лыжу вперед и
через лыжу назад), в движении
(«переступанием»), при спусках
(«упором», «полуплугом»).
Прохождение дистанции до 5 км.
Развитие скоростных способностей.
Проведение комплекса ОРУ по
лыжной подготовке.
Одновременный бесшажный ход.
Подъем «елочкой». Повороты со
Комплекс 3спусков в право влево.
Уметь:
Передвигаться на
лыжах и
спускаться с гор в
низкой стойке
Уметь:
Передвигаться на
лыжах коньковым
ходом.
Уметь:
Передвигаться на
лыжах и
спускаться с гор в
низкой стойке
Уметь:
Передвигаться на
лыжах и
спускаться с гор в
низкой стойке
Уметь выполнять
повороты в
движении при
спусках
полуплугом.
Уметь:
Передвигаться на
лыжах и
спускаться с гор в
Комплекс4
Комплекс 4
Комплекс4
Комплекс4
Комплекс 4
Комплекс468
69
70
71
Прохождение
дистанции 2 3 км.
Лыжная эстафета.
1
1
1
Инструктаж по
технике
безопасности.
Нижняя прямая
подача
Верхняя передача
мяча в парах.
1
Прохождение дистанции 3км. в
среднем темпе
Проведение комплекса ОРУ по
лыжной подготовке. Соревнования
по лыжным гонкам. Прохождение
дистанции 2 3 км. Подведение
итогов проведения урока лыжной
подготовки. Сдача задолжниками
учебных нормативов.
Проведение комплекса ОРУ по
лыжной подготовке. Соревнования
по лыжным гонкам. Проведение
лыжной эстафеты. Прохождение
дистанции 2 3 км. Подведение
итогов проведения урока лыжной
подготовки. Сдача задолжниками
учебных нормативов.
Спортивные игры (волейбол)
Охрана труда при занятии
спортивными играми.
Стойки и перемещение игрока.
Передача мяча сверху двумя
руками в тройках. Верхняя прямая.
Подача снизу, прием мяча, Учебная
игра. Игра в нападение через 3ю
зону. Развитие координационных
способностей
Стойки и перемещение игрока.
Передача мяча сверху двумя
руками в прыжке в тройках.
Верхняя прямая подача, прием
низкой стойке
Уметь:
Передвигаться на
лыжах и
спускаться с гор в
низкой стойке
Контроль
прохождени
я дистанции
2 3км.
Комплекс4
Уметь
передвигаться на
лыжах
различными
ходами.
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
применять в игре
технические
приемы.
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
применять в игре
Комплекс 4
Комплекс4
Комплекс472
73
74
75
Прием мяча снизу
Передача мяча в
шеренгах со сменой
мест.
1
1
Верхняя прямая
подача по зонам.
Верхняя передача в
прыжке.
1
мяча, отраженного сеткой. Учебная
игра. Игра в нападение через 3ю
зону. Развитие координационных
способностей
Стойки и перемещение игрока.
Передача мяча сверху двумя
руками в прыжке в тройках.
Верхняя прямая подача, прием
мяча снизу, отраженного сеткой.
Учебная игра. Игра в нападение
через 3ю зону. Развитие
координационных способностей
Стойки и перемещение игрока.
Передача мяча сверху двумя
руками в прыжке в тройках.
Нижняя прямая подача, прием
мяча, отраженного сеткой. Учебная
игра. Игра в нападение через 3ю
зону. Развитие координационных
способностей
Перемещение игрока. Передача
мяча сверху двумя руками в
прыжке в тройках. Нападающий
удар при встречных передачах.
Нижняя прямая подача, прием
мяча, отраженного сеткой. Учебная
игра. Игра в нападение через 3ю
зону. Развитие координационных
способностей
Комбинации из передвижений и
остановок игрока. Верхняя
передача мяча в прыжке. Прием
мяча двумя руками снизу. Прямой
технические
приемы.
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
применять в игре
технические
приемы.
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
применять в игре
технические
приемы.
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
применять в игре
технические
приемы
Уметь выполнять
в игре или
игровой ситуации
тактико
Комплекс 3
Комплекс 3
Комплекс 3
На оценку
верхняя
прямая
подача
Комплекс 376
77
78
нападающий удар через сетку.
Нападение через 3ю зону.
Одиночное блокирование. Нижняя
прямая подача, прием мяча от
сетки. Учебная игра. Развитие
координационных способностей.
Перемещение игрока. Передача
мяча сверху двумя руками, стоя
спиной к цели. Нападающий удар
при встречных передачах. Нижняя
прямая подача, прием мяча,
отраженного сеткой. Прием мяча
снизу в группе. Учебная игра. Игра
в нападение через зону. Развитие
координационных способностей
Охрана труда при занятии
спортивными играми.
Перемещение игрока. Передача
мяча сверху двумя руками, стоя
спиной к цели. Нападающий удар
при встречных передачах. Нижняя
прямая подача, прием мяча,
отраженного сеткой. Прием мяча
снизу в группе. Учебная игра. Игра
в нападение через зону. Развитие
координационных способностей
Охрана труда при занятии
спортивными играми.
Перемещение игрока. Передача
мяча сверху двумя руками, стоя
спиной к цели. Нападающий удар
при встречных передачах. Нижняя
технические
действия
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
применять в игре
технические
приемы
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
применять в игре
технические
приемы
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
применять в игре
технические
приемы
1
1
1
Нападающий удар
при встречных
передачах.
Нападающий удар в
1 и 5 зоны.
Учебно
тренировочная
игра.
Комплекс 3
Комплекс 3
Комплекс 3прямая подача, прием мяча,
отраженного сеткой. Прием мяча
снизу в группе. Учебная игра. Игра
в нападение через зону. Развитие
координационных способностей
Легкая атлетика
Охрана труда при занятии легкой
атлетикой.
Прыжок в высоту способом
«перешагивания» с 7–9 беговых
шагов. Специальные беговые
упражнения. Развитие скоростно
силовых качеств
Комплекс ОРУ. Прыжок в высоту
способом «перешагивания» с 11–13
беговых шагов. Специальные
беговые упражнения. Развитие
скоростносиловых качеств..
Прыжок в высоту способом
«перешагивания» с 7–9 беговых
шагов. Специальные беговые
упражнения. Развитие скоростно
силовых качеств
Комплекс ОРУ с предметами.
Развитие скоростносиловых
1
1
1
1
Т/Б.Прыжок в
высоту способом
«перешагивание
Прыжок в высоту с
1113 беговых
шагов.
Прыжок в высоту,
подбор разбега
Прыжок в высоту
(учет).
Уметь выполнять
прыжок на
оптимальной
высоте
Уметь выполнять
прыжок на
максимальный
результат с
полного разбега,
двигательные
действия в
метании без
ошибок в
условиях
спортивного
соревнования
Уметь выполнять
прыжок на
максимальный
результат
Уметь выполнять
двигательные
79
80
81
82
Комплекс1
Комплекс1
Комплекс 1
Комплекс183
84
85
86
качеств. Учет прыжка в высоту.
Преодоление
горизонтальных
препятствий
Преодоление
вертикальных
препятствий
ТБ на занятиях по
спортивным играм.
Нижняя прямая
подача
Передача мяча
сверху двумя
руками над собой
1
1
1
1
Прыжок в высоту с 11–13 шагов
разбега. Челночный бег. Развитие
скоростносиловых качеств.
Преодоление горизонтальных
препятствийПрикладное значение
легкоатлетических упражнений.
Прыжок в высоту с 11–13 шагов
разбега. Челночный бег. Развитие
скоростносиловых качеств.
Преодоление
вертикальныхпрепятствийПрикладн
ое значение легкоатлетических
упражнений.
Спортивные игры (волейбол)
Перемещение игрока. Передача
мяча сверху двумя руками в
прыжке в парах. Нападающий удар
при встречных передачах. Нижняя
прямая подача в заднюю часть
площадки. Учебная игра. Развитие
координационных способностей. ТБ
на уроках
Перемещение игрока. Передача
мяча сверху двумя руками в
прыжке в парах. Нападающий удар
при встречных передачах. Нижняя
прямая подача. Учебная игра.
действия в
метании без
ошибок в
условиях
спортивного
соревнования
Уметь
преодолевать
горизонтальные
препятствия
Уметь
преодолевать
горизонтальные
препятствия
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
применять в игре
технические
приемы
Комплекс 1
Комплекс 1
Комплекс 5
Комплекс 5
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
применять в игре
технические
Оценка
техники
выполнения
передачи
мяча сверхуРазвитие координационных
способностей
приемы
87
88
89
90
Верхняя подача в
прыжке
Передача мяча
сверху двумя
руками через сетку
в парах.
1
1
1
Нападающий удар
через передачу из 3
зоны.
Нападающий удар
со 2 линии
1
Перемещение игрока. Передача
мяча сверху двумя руками, стоя
спиной к цели. Нападающий удар
при встречных передачах. Нижняя
прямая подача, прием мяча,
отраженного сеткой. Прием мяча
снизу в группе. Учебная игра. Игра
в нападение через зону. Развитие
координационных способностей
Перемещение игрока. Передача
мяча сверху двумя руками в
прыжке в парах. Передача мяча
сверху двумя руками через сетку.
Нападающий удар при встречных
передачах. Нижняя прямая подача.
Учебная игра. Развитие
координационных способностей
Перемещение игрока. Передача
мяча сверху двумя руками, стоя
спиной к цели. Нападающий удар
при встречных передачах. Нижняя
прямая подача, прием мяча,
отраженного сеткой. Прием мяча
снизу в группе. Учебная игра. Игра
в нападение через зону. Развитие
координационных способностей
Перемещение игрока. Передача
мяча сверху двумя руками, стоя
спиной к цели. Нападающий удар
двумя
руками в
прыжке в
парах
Комплекс 5
Комплекс 5
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
применять в игре
технические
приемы
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
применять в игре
технические
приемы
Комплекс 5
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
применять в игре
технические
приемы
Оценка
техники
выполнения
нижней
прямой
подачи
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
Комплекс 591
92
93
1
1
1
при встречных передачах. Нижняя
прямая подача, прием мяча,
отраженного сеткой. Прием мяча
снизу в группе. Учебная игра. Игра
в нападение через зону. Развитие
координационных способностей
Перемещение игрока. Передача
мяча сверху двумя руками, стоя
спиной к цели. Нападающий удар
при встречных передачах. Нижняя
прямая подача, прием мяча,
отраженного сеткой. Прием мяча
снизу в группе. Учебная игра. Игра
в нападение через зону. Развитие
координационных способностей
Перемещение игрока. Передача
мяча сверху двумя руками, стоя
спиной к цели. Нападающий удар
при встречных передачах. Нижняя
прямая подача, прием мяча,
отраженного сеткой. Прием мяча
снизу в группе. Учебная игра. Игра
в нападение через зону. Развитие
координационных способностей
Подача (верхняя, нижняя)в разные
зоны, прием мяча снизу, верхняя
передача мяча над собой,
нападающий удар в разные зоны.
Легкая атлетика
применять в игре
технические
приемы
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
применять в игре
технические
приемы
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
применять в игре
технические
приемы
Уметь играть в
волейбол по
правилам,
применять в игре
технические
приемы
Выбивание мяча
кулаком
Учебная игра
Учет контрольных
нормативов.
Комплекс 5
Комплекс 5
Комплекс 594
1
ТБ при занятиях
легкой атлетикой.
Бег 60 метров
Охрана труда при занятии легкой
атлетикой.
Бег на результат 60 метров (мин).
Специальные беговые упражнения.
Эстафетный бег. Развитие
скоростных качеств
Прыжок в длину способом «согнув
ноги» с 11–13 беговых шагов.
Специальные беговые упражнения.
Развитие скоростносиловых
качеств. История отечественного
спорта
Уметь пробегать
60 м с низкого
старта с
максимальной
скоростью,
передавать и
принимать
палочку в
медленном бег
95
Прыжок в длину
способом «согнув
ноги»
1
Прыжок в длину на результат.
Метание мяча на дальность.
Развитие скоростносиловых
качеств. Медленный бег до 2 минут.
Уметь прыгать в
длину на
максимальный
результат при
оптимальной
скорости, метать
мяч на дальность
с разбега,
сохраняя
характерный для
техники метания
ритм
Комплекс 5
Комплекс 5
Бег 60
метров
Основная
группа:
мальчики
–«5» – 8,4;
«4» – 9,2;
«3» – 10,0;
девочки –
«5» – 9,4;
«4» – 10,0;
«3» –
10,5Подгот
овительная
и
специальная
мед.группы:
без учета
времени
Прыжок в
длину
способом
«согнув
ноги»
Основная
группа:
Мальчики:
420–430–
330.
Девочки:
370–360–
290.96
97
98
Спринтерский бег
(100 метров)
1
1 Метание мяча на дальность с
разбега. Специальные беговые
упражнения. Развитие скоростно
силовых качеств. Эстафетный бег.
Медленный бег до 7минут.
1 Метание гранаты на дальность с
разбега. Специальные беговые
упражнения. Развитие скоростно
силовых качеств. История
отечественного спорта
Метание малого
мяча на дальность
Метание гранаты
на дальность.
99
Бег 3000 на
результат учет.
1
Бег на результат 3000 м. Развитие
выносливости.
Подготовит
ельная и
специальная
мед.группы:
техника
выполнения
Метание
гаранаты
Основная
группа:
Мальчики:
45,40,31.
Девочки:
28,23,18
Подготовит
ельная и
специальная
мед.группы:
техника
выполнения
учетный
«5» – 13,50;
«4» – 14,50;
«3» – 15;50
Комплекс 5
Комплекс 5
Комплекс 5
Комплекс 5
Уметь выполнять
последние
бросковые шаги и
финальное усилие
в метании мяча на
дальность
с разбега
Уметь бежать в
равномерном
темпе до 25
минут,
преодолевать100
101
102
103
104
1
1
1
1
1
Бег на длинные
дистанции
Бег на 1000 м
Эстафетный бег.
Бег на средние
дистанции
Контрольное
мероприятие по
легкой атлетике.
Бег в равномерном темпе 15 минут.
Специальные беговые упражнения.
Преодоление вертикальных
препятствий. Спортивные игры.
Развитие выносливости. История
отечественного спорта
препятствие
Уметь бежать в
равномерном
темпе 20 минут
Бег на результат 1000 м (юноши) и
1000 м (девочки). Развитие
выносливости.
Уметь бежать в
равномерном
темпе 20 минут
Эстафетный бег. Развитие
выносливости.
Бег на результат 1000 м (юноши) и
1000 м (девочки). Развитие
выносливости..
Сдача теории и практики,
предусмотренные курсом.
Организация спортивномассовых
мероприятий. Судейство на
соревнованиях.
Уметь бежать
эстафету
Уметь выполнять
упражнения
пройденного
курса, знать
историю и
терминологию
физической
культуры.
Уметь выполнять
упражнения
пройденного
курса, знать
историю и
терминологию
Бег на 1000
м Основная
группа: на
время.
Подготовит
ельная и
специальная
мед.группы:
без учета
времени
Комплекс 5
Комплекс 5
Комплекс 5
Комплекс 5
Комплекс 5105
Контрольное
мероприятие по
пройденным
темам.
Сдача теории и практики,
предусмотренные курсом.
Организация спортивномассовых
мероприятий. Судейство на
соревнованиях
Комплекс 5
физической
культуры.
Уметь выполнять
упражнения
пройденного
курса, знать
историю и
терминологию
физической
культуры.Приложения 1.
Физическое воспитание является неотъемлемой частью учебновоспитательной работы в школе 8 вида (для детей с
нарушениями интеллекта); находясь в тесной связи с умственным, нравственным ,эстетическим воспитанием и трудовым
обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и
производственному труду.
Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств
успешной социальной интеграции детей в обществе.
Целями преподавания физической культуры в коррекционных классах является:
1.укрепление здоровья и закаливание, формирование правильной осанки.
2.формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких: как сила, быстрота, выносливость,
ловкость и др.
3.коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарногигиенических навыков,
поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне.
Общепредметными задачами преподавания физической культуры в являются:
1.воспитание учащегося средствами данного предмета;
2.воспитание устойчивых моральноволевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
3.содействие военно патриотической подготовке.Данная программа содержит: отобранную в соответствии с задачами обучения систему упражнений в области укрепления
мышечной системы, формированию осанки, воспитанию выносливости и др.
Данная программа составлена с учетом принципов системности, доступности, преемственности перспективности между
различными видами физической подготовки. Одним из основных направлений преподавания физической культуры является
организация работы по укреплению здоровья учащихся.
КОНТРОЛЬНОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В пределах доступного дети должны знать терминологию, правила игр, способы выполнения упражнений, уметь объяснить это
своими словами. Должны уметь выполнять упражнения, предусмотренные программой и пройденные на уроках. Учащиеся
должны не только знать правила и содержание игры, но и уметь играть, умело использовать в играх изученные упражнения,
согласовывать свои действия с действиями товарищей. Необходимо, чтобы каждый учащийся в течении четверти получил пять
шесть оценок. При оценке успеваемости принимаются во внимание индивидуальные особенности детей: принадлежность к
разным медицинским группам, уровень физического развития, последствия заболеваний и др.
Оценка умений и навыков выставляется за качество выполнения упражнений. Кроме того, следует учитывать количественный
показатель учащихся при выполнении учебных нормативов по бегу, прыжкам, метаниям и т.д.
Успеваемость учащихся по физической культуре оценивается по общепринятой в школе пятибалльной системе.
Для всех видов физических упражнений , в том числе и игр, может быть . использован следующий критерий оценок:
Оценка "5" упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно; в играх учащийся
показал знание правил игры, умение пользоваться изученными упражнениями для быстрейшего достижения индивидуальных и
коллективных целей в игре.Оценка "4" упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно
уверенно, в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться изученными
движениями для быстрейшего достижения результатов в игре.
Оценка "3" упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные
ошибки; в играх учащийся показал знание лишь основных правил, но не всегда умеет пользоваться изученными движениями.
Оценка "2" упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; в играх учащийся показал слабое знание правил,
неумение пользоваться изученными упражнениями.
Оценка успеваемости за четверть выставляется на основании данных текущего учета. При этом не допускается
суммирование всех оценок и определение среднеарифметического показателя. Все оценки, поставленные учащимся в порядке
индивидуального и фронтального опроса, имеют влияние на итоговую оценку за четверть. Однако преимущественное значение
следует придавать выполнению основных упражнений, изучаемых в течение четверти, а не общим показателям физического
развития.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Д – демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)
№
п/п
1
1.1
Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения
Количество
Основная литература для учителя
Стандарт общего образования по физической культуре
Д1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
4
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–
11х классов. – М.: Просвещение, 2011.
Д
М.Я Виленский, И.М. Туревский, и др. Физическая культура 567 класс. Под. Ред.
М.Я. Виленского–М. Просвещение, 2009. Учебник допущенный Министерством
образования Российской Федерации.
Рабочая программа по физической культуре
Дополнительная литература для учителя
Ф
Д
Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета
«физическая культура»
Ф
Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и
спорт, 2007.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя
Издательство Москва 1998.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 59 класс Москва «Вако» 2009
Дополнительная литература для обучающихся
Научнопопулярная и художественная литература по физической культуре, спорту,
олимпийскому движению.
Технические средства обучения
Д
Д
Д
Д4.1
4.2
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11
5.12
5.13
Музыкальный центр
Аудиозаписи
Учебнопрактическое оборудование
Ракетки для бадминтона
Ракетки для настольного тенниса
Перекладина гимнастическая (пристеночная)
Стенка гимнастическая
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
Д
Д
П
П
П
П
П
Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты) П
Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные,
футбольные, для настольного тенниса и воланчики
Палка гимнастическая
Скакалка детская
Мат гимнастический
Кегли
Обруч детский
Рулетка измерительная
К
К
К
П
К
Д
К5.14
5.15
5.16
Щит баскетбольный тренировочный
Сетка волейбольная
Аптечка
Д
Д
Д
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каинов, А. Н. Методические рекомендации при планировании прохождения материала по физической культуре в
общеобразовательных учреждениях на основе баскетбола (программа А. П. Матвеева) / А. Н. Каинов. Волгоград :
ВГАФК, 2003. 68 с.
2. Каинов, А. Н. Методические рекомендации планирования прохождения материала по предмету «Физическая культура» в
основной школе на основе баскетбола : программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича / А. Н. Каинов, Н. В. Колышкина.
Волгоград : ВГАФК, 2005. 52 с.
3. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся : 111 классы / В. И. Лях, А. А. Зданевич //
Физкультура в школе. 2004. № 18.4. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 111 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. М. :
Просвещение, 2010. 127 с.
5. Настольная книга учителя физической культуры / авт.сост. Г. И. Погадаев ; под ред. Л. Б. Кофмана. М. : Физкультура и
спорт, 1998. 496 с.
6. Настольная книга учителя физической культуры : справ.метод, пособие / сост. Б. И. Мишин. М. : ООО «Издво АСТ» ;
ООО «Издво Астрель», 2003. 526 с.
7. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре / авт.сост. А. П. Матвеев. Т.
В. Петрова. М. : Дрофа, 2001. 128 с.
8. Бой за будущее: физическая культура и спорт в профилактике наркомании среди молодёжи /П.А. Виноградов, В.И.
Жолдак, В.П. Моченов, Н.В. Паршикова. – Москва: Совет.спорт, 2003. 184с. Голощапов, Б.Р. История физической
культуры и спорта /Борис Романович Голощапов. – Москва: Academia, 2001. 312с.
9. Курысь, В.Н. Основы силовой подготовки юношей /Владимир Николаевич Курысь. – Москва: Сов.спорт, 2004. 264с.
Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний /Виктор Павлович Лукьяненко. – Москва: Совет.спорт, 2003.
224с.
10.Педагогика физической культуры /М.В. Прохорова [и др.]. – Москва: Путь, 2006. 288с.
11.Сиваков, Ю.Л. Формирование современной индивидуальной физической культуры человека с учетом всего многообразия
факторов, влияющих на его здоровье /Юрий Леонидович Сиваков. – Минск: Издво МИУ, 2006. 26с.
12. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура /Александр Григорьевич Фурманов, Михаил Борисович Юспа. –
Минск: Тесей, 2003. 528с.