Рабочая программа "Бумажное конструирование"
Оценка 5

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
искусство +1
Взрослым
21.07.2019
Рабочая программа "Бумажное конструирование"
Программа “Бумажное конструирование” дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Готовить младших школьников к конструкторско-технологичекой деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции.
Программа Бумажное конструирование — копия.docx
Муниципальное учреждение дополнительного образования          «Дом детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской области   Утверждена на заседании педагогического  совета 31 августа 2017г. УТВЕРЖДЕНА Директор МУДО «Дом детского творчества»   ________Г. Ш. Колондаева                         « ___» _________ 20   года Протокол №___ Приказ №____                                                                                   Дополнительная общеобразовательная программа Объединения «Мастерская чудес» «Бумажное конструирование» Срок реализации программы: 2 года Возраст обучающихся: 7 – 10 лет Тип программы: Общеразвивающая Вид программы: Модифицированная                                                                       Составила педагог дополнительного образования                                                                                           первой квалификационной категории                                                                                                         Бекешева Минслу Сиюшевна 3 р. п. Дергачи 2017г.                                                        Содержание 1. Пояснительная записка 2. Учебно – тематический план 3. Содержание программы 4. Методическое обеспечение программы 5. Список литературы 6. Приложения 4 Пояснительная записка Программа   “Бумажное   конструирование”   дает   ребенку   возможность   самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных   и   т.п.,   постичь   свойства,   структуру,   насладиться   палитрой   цветовых   гамм, сочетанием   комбинаций   различных   форм,   величин. Она   поможет   ребенку   открыть   себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях.  Готовить  младших   школьников   к   конструкторско­технологичекой   деятельности   –   это значит  учить детей  наблюдать,  размышлять,  представлять,  фантазировать  и  предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия.  Учить  детей  доказывать  целесообразность и пользу предполагаемой конструкции.  Дать  возможность ребятам свободно планировать и проектировать,   преобразовывая   своё  предположение  в   различных   мыслительных, графических   и   практических   вариантах.   Занятия   детей   в   объединении   способствует формированию   у   них   не  только  созерцательной,   но   и   познавательной   деятельности. Стремление  научиться   самому  строить  модели   из   различных   материалов,   научиться пользоваться   ручным   инструментом,   изучить   основы   машиностроения,   участие   в соревнованиях   и   конкурсах   по   моделизму   с   построенными   своими   руками   моделями способно  увлечь  ребят,  отвлечь  от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Беспорядочное увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности.  Программа   даёт   развитие   не   только   мелкой   и   средней  моторики   рук,   но   и   развитие технического и творческого мышления. Немаловажно и то, что, занимаясь в  коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и  ответственность  за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности   самоутвердиться   путём   достижения   определённых   результатов   в соревновательной   деятельности,   ребята   могут   научиться   достойно   воспринимать   свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность. 5 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (лёгкость обработки, минимум   инструментов,   доступность).   Способность   бумаги   сохранять   придаваемую   ей форму. Известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки. Но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т. д.).       Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага даёт возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить   замысел,   ощутить   радость   творчества.   Игрушки­самоделки   имеют   большие педагогические   возможности.   Они   развивают   фантазию,   конструктивное   мышление, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающей среде, обогащают словарь детей, формируют умения общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся   более   ловкими,   что   также   положительно   сказывается   на   его   развитии. Превращение листа бумаги в игрушку при работе в технике оригами дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решают очень серьёзные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое не части, получают различные виды треугольников и многогранников, с лёгкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику, воображение. Учатся творить и любить живое. Мир   бумаги   необычайно   широк   и   разнообразен.   Из   бумаги   человек   производит множество   необходимых   для   жизни   предметов:   книги,   журналы,   тетради,   салфетки, альбомы для рисования, цветную бумагу для творчества и много, много другого.  Бумага   –   на   первый   взгляд   это   обычный   простой   материал,   но   сколько   тайн скрывается в нём. Лист бумаги притягивает к себе как магнит. И как только он попадает в руки человека, то начинается поиск этих тайн. Каждый из нас находит в нём что­то своё – это игрушка и игра, подарок и сувенир, отдых и творческое самовыражение, применение возможностей бумаги в быту и других областях жизни человека. 6 Рассматривая   бумагу   с   психолого­педагогической   точки   зрения,   мы   берём   её   в помощники для познания детьми нового и неизвестного, для развития разных сторон и качеств ребёнка, для общения и взаимодействия друг с другом и др. Перечислять можно много о пользе занятий бумажным творчеством. Цель:  создание   условий   для   приобщения   детей   к   изучению   разных   техник бумажного творчества и реализации их творческих идей. Задачи: образовательные:    знакомство с разными видами бумажного творчества, историей их возникновения, развития и совершенствования; знакомство с культурными традициями разных стран (России, Японии, Китая и др.); изучение начальных основ разных техник бумажного творчества (оригами, квиллинг, аппликацияи др.);  формирование навыков и умений работы с бумагой в разных техниках (складывать, резать, мять, рвать, скручивать, сворачивать, склеивать, вставлять, выворачивать, прогибать); обучение чтению схем, технологических  карт, чертежей, эскизов по выполнению бумажных изделий; знакомство с основами композиции и цветоведения; обогащение словарного запаса детей специальными терминами, понятиями; знакомство с материалами и инструментами для бумажного творчества и обучение     детей технике безопасности работы с ними (см. Приложение I); развивающие:      создание условий для развития в детях желания к познанию нового и интересного; расширение у детей знаний об окружающем мире; развитие   внимания,   памяти,   мышления,   воображения,   творческих   способностей детей; развитие мелкой моторики пальцев рук, глазомера, пространственной ориентации; развитие художественного вкуса, чувства прекрасного; воспитательные:   расширение коммуникативных способностей детей; воспитание   в   детях   чувства   радости,   сопереживания,   милосердия,   доброго отношения к окружающим;  формирование культуры труда, совершенствуя умения детей. 7 Формы  и режим работы    ­ Организационный  момент – 3 – 5 мин.    ­ Вступительное  слово – 5 мин.    ­ Занятие – 20 – 25 мин.    ­ Физкультминутка – 5 мин.    ­ Проветривание – 2 – 3 мин.    ­ Занятие – 15 мин. Занятия проводятся для детей 7­11 лет в группах по 15 человек.  Программа рассчитана на 3 года. Занятия в группах первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. В год 144ч. Занятия в группах второго года обучения проходят 2 раза в неделю по 2 часу. В год 144 часа. В течение занятий предусмотрен 15 мин. перерыв. Оптимальное   количество   детей   в   группе   не   должно   превышать   15   человек,   в   силу кропотливости работы и индивидуального подхода к каждому ребёнку. В течение года проводятся выставки работ детей. Мастер класс для детей и родителей. Предполагаемый  результат и способы проверки.    По окончании первого года дети будут  Знать:  ­ виды и свойства бумаг ­  назначение и виды специальных инструментов, методы безопасного   использования   специальных   инструментов   и   материалов   (ножницы,   клей, пинцет, бумага, резак) ­ специальную терминологию ­ технологическую последовательность изготовления поделок и композиций в различных техниках.   Уметь: ­ организовывать рабочее место ­ создавать работы, согласно заданной тематике ­ правильно работать специальными инструментами и материалами (ножницами, резаком, пинцетом,   клеем)   ­   выполнять   самостоятельно   изученные   технологические   приёмы   для изготовления работ и композиции ­ экономно использовать материалы ­ читать схемы для изготовления поделок   По   окончании   второго   года   обучения   дети   будут   Знать:     ­   основные   виды   бумажного творчества ­ специальную терминологию и факты истории возникновения того или иного вида бумажного искусства ­ технологическую последовательность изготовления поделок и композиций в изученных  техниках  ­ основной алгоритм выполнения творческо­исследовательских работ 8 Уметь: ­ грамотно организовывать рабочее место ­ создавать самостоятельные   работы, согласно   заданной   тематике   ­   правильно   работать   специальными   инструментами   и материалами   (ножницами,   резаком,   пинцетом,   клеем)   ­   выполнять   самостоятельно изученные   технологические   приёмы   в   разных   видах   бумагопластики   для   изготовления работ и композиции ­ читать схемы и чертежи для изготовления поделок ­ рационально выбирать   и   использовать   материалы   ­   применять   полученные   навыки   в   прикладном назначении    Способы проверки:   В ходе освоения  курса дети проходят начальную, промежуточную и итоговую аттестацию. Начальная аттестация призвана выяснить уже имеющиеся у детей знания, навыки и умения, для того, чтобы скорректировать работу с группой. Подобрать индивидуальные задания для   детей   с   разным   начальным   уровнем   подготовки.   Промежуточная   аттестация проводится в середине года. Она позволяет отслеживать уровень индивидуального роста детей   после   определённого   этапа   обучения.     Итоговая   аттестация   проводится   в   конце каждого   учебного   года,   с   тем,   чтобы   выяснить   степень   усвоения   детьми   программы. Критерии оценки.   Предусмотрены как индивидуальные критерии оценки, так и для групп детей, поскольку часто итоговая или промежуточная аттестация проводится в виде коллективной работы, состоящей из индивидуальных работ.    Индивидуальные критерии оценки включают в себя: ­ оценку уровня знаний и владения специальными   терминами   ­   оценку   полученных   навыков   и   умений   по   пройденному материалу ­ качество выполненной работы    Групповые   критерии   оценки   включают   в   себя:   ­   оценку   скоординированности   и сплочённости группы     ­ инициативность ­ поведение ­ результат    Форма оценки ­  от 1до 3.  Оценка 1 – минимальный уровень. Исследуемый навык сформирован недостаточно, знание терминологии слабое, требуется значительное внимание педагога.   Оценка   2   –   средний   уровень.     Исследуемый   навык   сформирован,   специальная терминология   используется   выборочно,  внимание  педагога  привлекается  незначительно. Оценка   3   –   высокий   уровень.   Исследуемый   навык   сформирован   на   достаточном   для 9 самостоятельной   работы   уровне,   хорошее   знание   терминологии   используется   для изъяснения при выполнении работы, внимание педагога минимально. Ожидаемые результаты В результате обучения в объединении в течение полного учебного года по программе 1­го  года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и  умения: * познакомятся с различными способами и приёмами бумажной пластики и оригами:  свёртывание, скручивание, складывание;  * научатся работать в разной технике: рваная бумага, мятая бумага, аппликация из цветных полосок, объёмная аппликация, плоскостной картонаж, конструирование из бумаги; * научатся использовать навыки декоративного конструирования, придумывать свой узор,  располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков; * овладеют умением располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа; * научатся пользоваться клеем, кисточкой; В результате обучения в течение полного учебного года по программе 2­го года обучения  предлагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения: * познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для  художественного творчества; * познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования,  цветоведения; * овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание,  гофрирование, склеивание; 10 * научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов  изготовления, готовое изделие); * научатся работать нужными инструментами и приспособлениями; * познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами,  аппликация, папье­маше, объемное конструирование); * научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для  воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях. Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно­ прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития. В результате обучения  в объединении течение полного учебного года по программе 3­го  года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и  умения: * расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведение; * продолжат знакомиться с народным декоративно­прикладным искусством; * научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных  (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять  самоконтроль); * научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при  создании авторских проектов; * научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о  декоративно прикладном искусстве. В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 4­го года  обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и  умения: 11 * расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования; * овладеют основными техническими приемами макетирования; * изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные  элементы; * познакомятся с основными понятиями композиционного построения объекта ­  композиционным моделированием; * научатся моделировать различные геометрические тела; * научатся делать макеты с использованием качественно различных элементов,  объединенных в одной композиции, передавая в объемно­пространственных формах и  цвете настроение, ощущения, создавая художественный образ пространства определенного  назначения;  Освоят основные приемы учебно­исследовательской деятельности в рамках разработки  творческих проектов.  Формы подведения итогов В конце прохождения каждой темы целесообразно провести выставки индивидуальных  альбомов с выполненными поделками, выставки коллективных и личных работ. Принять  участие в различных конкурсах.  Устный опрос по пройденному теоретическому материалу.  Выставка лучших работ в кабинете.  Промежуточная   (конец   декабря)   и   итоговая   (конец   мая)   аттестация   обучающихся: выставки, тестирование по вопросам. 12 УЧЕБНО ­ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  1­й год обучения Наименование и содержание темы Количество часов Теория Практика ВСЕГО Дата Вводное занятие  Техника безопасности Поделки из бумаги а) бумажные комочки б) бумажные полоски в) поделки из втулки  г) цилиндр д) конус е) конус и цилиндр Плоскостные композиции из  бумаги а) аппликация б) симметричное вырезание в) художественное вырезание г) мозаика из бумаги Оригами  а) условные обозначения б) базовые формы в) плоские изделия г) объёмные изделия Бумагопластика или объёмное  1 7 2 1 1 1 1 1 6 2 1 1 2 4 1 1 1 1 5 1 37 5 6 4 6 8 8 42 10 10 7 5 29 1 5 28 15 10 2 44 7 7 5 7 9 9 48 12 11 8 7 33 2 6 29 16 15 Номе р темы  1 2     3 4     5 13 конструирование А) объёмные изделия Б) конструирование игрушек из  цветной бумаги Выставки, экскурсии, праздники ­ ­ Заключительное занятие  ИТОГО:  23 1 4 7 8   2 8 1 1 121 3 12 1 1 144 Учебно­тематический план 2­й год обучения Наименование и содержание темы Количество часов Вводное занятие  Техника безопасности Поделки из бумаги а) симметричное вырезание в полосе б) выполнение зеркальной симметрии Плоскостные композиции из бумаги а) плетение в полосе б) плетение уголками в) орнамент Оригами  а) условные обозначения б) базовые формы в) плоские изделия г) объёмные изделия д) модульные оригами Бумагопластика или объёмное  Тео р. 1 Прак т. 1 ­ ­ ­ 2 ­ 1 1 5 1 1 1 1 1 ­ 10 5 5 34 8 8 8 63 1 5 23 22 12 7 ВСЕГО Дата 2 10 5 5 36 10 8 8 68 2 6 24 22 14 7 Ном ер темы 1 2   3 4     5 14 конструирование а) щелевое соединение б) игрушки, выполненные щелевым  соединением Другие виды работ с бумагой с  использованием различных материалов а) работа с фольгой б) работа с конфетной обёрткой в) поделки из природного материала Выставки, экскурсии, праздники Заключительное занятие  ИТОГО:  6 7 8   ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 8 3 4 16 5 4 2 4 1 136 3 4 16 5 4 2 4 1 144 Содержание курса 1­й год обучения Тема 1. Вводное занятие. Из истории бумаги. Материалы и инструменты. Тема 2. Поделки из бумаги. Виды бумаги. Способы обработки бумаги. Способы скрепления. Сложение из полосок  фигур. Разметка. Работа с полосками бумаги. Плетение. Виды плетения. Тема 3. Плоскостные композиции из бумаги. Виды аппликаций. Работа с шаблоном. Работа с геометрическим материалом. Симметрия.  Прорезная аппликация. Тема 4. Оригами. Свойства бумаги. Условные обозначения. Приёмы работы в технике оригами. Базовае  формы. Разметка. Модульные оригами. Виды модулей 15 Тема 5. Бумагопластика или объёмное конструирование. Объём. Как придать фигуре из бумаги объём. Композиция. Виды конструирования. Выбор  материалов, способов обработки, умения планировать. Тема 6. Другие виды работ с бумагой с использованием различных материалов. Знакомство с другими материалами при работе с бумагой: фольга, конфетная обёртка,  бумажная верёвка, нитки, кожа, ткань, природный материал. Тема 7. Выставки, праздники. Оформление работ для выставок и конкурсов. 2­й год обучения Тема 1. Вводное занятие. Из истории бумаги. Материалы и инструменты. Тема 2. Поделки из бумаги. Виды бумаги и картона. Способы обработки бумаги. Инструменты и материалы. Вырезание из бумаги и картона. Симметричное вырезание в полосе. Выполнение зеркальной  симметрии. Тема 3. Плоскостные композиции из бумаги. Разные виды плетений. Плетение в полосе. Плетение уголками. Классификация  аппликаций. Композиция. Знакомство с орнаментом. Орнаменты из геометрических фигур.  Тема 4. Оригами. Условные обозначения в схемах. Базовые формы. Опыты и игры с бумагой. Складывание  бумаги. Модульные оригами. Тема 5. Бумагопластика или объёмное конструирование. Как придать бумаге объём. Способы соединения деталей из бумаги и картона. Щелевое  соединение деталей. Игрушки, изготовленные щелевым соединением. Тема 6. Другие виды работ с бумагой с использованием различных материалов. Работа с бумагой, фольгой и конфетной обёрткой. Поделки из природного материала. Тема 7. Выставки, праздники. Подготовка работ для выставок и конкурсов. Участие в  оформлении залов для праздников и спектаклей.                           Методическое обеспечение 16 Ориентируясь   на   возрастные   особенности   и   способности   детей,   педагог соответственно строит свою работу:    выбор техники бумажного творчества для выполнения работы; подбор изделия в изучаемой технике бумажного творчества; использование художественной и познавательной литературы, наглядных пособий, аудиокассет, игр и упражнений. Ознакомительный курс обучения рассчитан на детей 7 – 12лет. Так как дети данного возраста быстро устают, то педагог ведет свою работу так, чтобы на занятиях постоянно происходила  смена   деятельности,   а   именно:   дети   рисуют,   складывают,   слушают, беседуют, играют и т.д. Чтобы избежать утомления, используются упражнения для кистей рук   непосредственно   на   занятиях   во   время   разминки   и   физкультурных   минуток; проводятся   упражнения   на   расслабление   разных   групп   мышц   (шеи,   плечевого   пояса, конечностей,   корпуса).   Введение   в   структуру   занятий   физкультурных   минуток, сочетающих различные упражнения (для кистей рук, динамические, дыхательные, для глаз) являются   необходимым   условием   для   поддержания   высокой   работоспособности   и сохранения   здоровья   детей.   В   данной   работе   используются   упражнения,   имеющие развивающий характер и учитывающие индивидуальные особенности детей. Перед   обучением   изготовления   из   бумаги   простейших   фигурок   и   изделий обучающиеся знакомятся с материалами и инструментами, которые будут в дальнейшем использовать в работе.  Сначала дети изучают бумагу (фактура, название, назначение, свойства) через игры, опыты   и   упражнения.   Особое   внимание   уделяется   технике   безопасности   при   работе   с ножницами, инструментом для  квиллинга и  клеем,  работе с шаблонами и  карандашом, обучению   приемам   вырезания   бумажных   предметов   простой   формы   по   контуру.   Темы занятий   «Фантазии   из   кусочков   бумаги»,   «Живые   комочки»,   «Страна   веселых   фигур» позволяют   детям   закрепить   полученные   навыки   работы   со   всеми   необходимыми материалами и инструментами. Ребята под руководством педагога или самостоятельно выполняют аппликации и поделки   из   бумажных   полосок,   геометрических   фигур   (круг,   квадрат,   треугольник   и другие), комочков мятой и кусочков рваной бумаги, сочетая их по цвету, форме, размеру. Все   это   позволяет   развивать   восприятие   и   воображение   детей,   совершенствовать способность создавать работу по собственному замыслу. 17 Изучая в технике оригами простые виды «базовых форм»: «треугольник», «дверь», «книжка», «воздушный змей», «дом», «блинчик», дети на их основе складывают разные фигурки. При изучении новой «базовой формы» на занятиях повторяется и закрепляется пройденный материал, происходит знакомство с простыми терминами, которые вводятся постепенно («вершина», «сторона», «угол», «линия сгиба» и другие). Отрабатываются на практике   самостоятельное   складывание   изученных   «базовых   форм»,   умение   работать ножницами и клеем, с шаблоном и карандашом. Изучая   технику   квиллинг,   дети   знакомятся   и   выполняют   элементы   квиллинга   и хастинга. А для отработки навыков их выполнения учащиеся выполняют ряд творческих заданий, которые позволяют развивать творческое воображение детей. Это в дальнейшем позволит учащимся выполнять работы в разных техниках бумажного творчества по своему воображению, а не по образцу. Дети знакомятся с эскизами, чертежами и схемами, условными обозначениями простого   вида.   Складывая   простую   фигуру   через   показ   педагога,   они   видят   на   доске способы рисования схем и узнают, что обозначает каждый элемент схемы. Перед началом изготовления картины или объёмной композиции обучающиеся рисуют эскиз, на котором они примерно с помощью определённых знаков изображают сюжет будущей работы. Разные бумажные фигурки, выполненные в разных техниках бумажного творчества, с удовольствием используются детьми в  игре, наклеиваются на основу – лист, создавая аппликацию и дорисовывая недостающие элементы. При этом дети имеют полную свободу в расположении готовой детали на листе и в завершении работы в сюжетную картинку.  Изучая техники бумажного творчества, дети знакомятся с видами в каждой технике, вариантами   бумажных   изделий,   материалами,   инструментами   и   цветоведением.   Они выполняют образцы, простые изделия, на которых отрабатывают навыки техники. Такие   темы   занятий,   как   «Зимняя   сказка»,   «Новогодние   чудеса»,   «Волшебный сундучок» другие, позволяют ребятам создавать бумажные маски, украшения для дома, елки   к   Новогоднему   празднику;   дарить   подарки,   сувениры   близким   и   друзьям.   Таким образом,   обучающиеся   понимают   значимость   своего   творчества,   а   также   узнают,   как применяется бумажное творчество в жизни человека. Каждая   тема   занятия   даёт   возможность   педагогу   рассказать   детям   что­то интересное   и   увлекательное   (о  временах   года,   о   праздниках   в  разных   странах  мира,   о животных   и   т.д.).   Помогают   ему   в   этом   книги,   наглядные   пособия,   игры,   игрушки, музыкальные записи. 18 Занятия бумажным творчеством развивают у детей мелкую моторику рук, память, внимание,   усидчивость,   глазомер,   терпение   и   другое.  Формы   работы  разные: самостоятельная,   групповая,   индивидуальная,   коллективная   (выбор   формы   зависит   от темы   занятия,   вида   работы).   На   занятиях   дети   складывают   разнообразные   плоские бумажные   изделия,   которые   могут   быть   оформлены   в   настенные   картины,   панно   или собирают объемные фигуры, которые переходят в композиции из нескольких предметов. Изделия, выполненные ребятами, показывают не только их знания, умения и навыки, но и самостоятельность   мышления   и   творческий   подход,   серьезное   отношение   к   своей деятельности (аккуратность, качественность, строгое соблюдение правил в работе). Знакомство   детей   с   разными   техниками   бумажного   творчества   (аппликация, оригами,  квиллинг, вырезание  и  др.)  позволяет  им  изучать новые  технологии  работы  с бумагой.   Новые   техники   бумажного   творчества   позволяют   детям   создавать   изделия, композиции,   картины   нового   вида   в   сочетании   разных   бумажных   техник.   Очень   важно научить   ребёнка   правильно   подобрать   данные   техник   друг   к   другу,   чтобы   их   работы выглядела гармоничной во всех отношениях. Они дают ребенку простор для фантазий и воображения, а педагог оказывает ему помощь в трудных ситуациях; знакомят детей с культурой и традициями Японии, России и других народов нашей Планеты; обогащают словарный запас; расширяют кругозор и знания об окружающем мире. Все это возможно при использовании педагогом:  разных форм, методов работы;  познавательной и художественной литературы;  игровых упражнений и заданий, включающих самостоятельный поиск;  наглядных материалов (плакаты, иллюстрированные книги, наборы открыток и т.д.);  компьютер, экран, проектор, принтер, уничтожитель бумаги. В середине и конце каждого года обучения дети могут проверить свои знания и умения   в   контрольных   работах,   олимпиадах   и   головоломках,   которые   предлагаются   в журналах «Оригами. Искусство складывания бумаги».  Для успешной работы и реализации деятельности объединения большую роль в этом играет и взаимодействие с творческими коллективами данного направления и других видов деятельности (театр моды, фитодизайн, кукольный театр, изобразительная деятельность и др.) через выставки, консультации, открытые занятия, семинары, обмен опытом, участие в массовых мероприятиях, конференциях, Оригам ­ шоу. 19 Для   взаимодействия   с   обучающимися,   их   родителями,   коллегами   разных образовательных учреждений в интернете педагогом созданы сайт «Бумажные фантазии», мини­сайт   на  NSпортале,   странички   на   сайтах   «Педагогический   совет»,   «Страна мастеров», «Одноклассники». Санитарно – гигиенические требования Условия реализации программы Нормы   освещенности   рабочих   мест:   при   нормальном   естественном   освещении: Большое значение имеет вентиляция (проветривание) помещения и его влажная уборка. Обязательным требованием является наличие в кабинете, аптечки с набором медикаментов для оказания первой помощи при травмах и инвентаря для уборки кабинета. Педагогические требования Кабинет должен быть оснащен  необходимым  количеством  подходящих  по росту индивидуальных рабочих мест и мест коллективного пользования. Количество   инструментов   и   материалов   для   работы   должно   обеспечивать возможность   проведения   фронтальных   работ,   условия   их   хранения   –   сохранность   и безопасность при раздаче, использовании и уборке. Комплекты   учебных   и   наглядных   пособий   (таблицы,   коллекции,   раздаточные материалы,  диафильмы,  диапозитивы)  располагают  таким  образом,  чтобы  подготовка  к использованию занимала на занятии минимум времени. Материально – техническая база Кабинет,   оформленный   красиво   поделками   из   бумаги   цветами   и   фигурками, изделиями и картинками, выполненными в технике оригами, удобный и безопасный для работы. Инструменты   и   материалы:   должны   использоваться   строго   по   назначению   и правильно   храниться,   обеспечивать   качественное   формирование   трудовых   умений   и навыков: соответствовать по форме, размерам и массе, возрастным особенностям детей, быть надежными и безопасными в работе, красивыми. К ним относятся:  ножницы с закругленными концами («школьные» длиной 135см.);    инструмент для квиллинга; расчёска (гребень для квиллинга); 20        нож для бумаги; коврик для резания бумаги (формат А 4, А 3, А 2); кисть для клея разной ширины – от 5 до 25 мм; клей­карандаш и клей ПВА; зубочистки; клеенка   (подкладной   лист)   при   работе   с   клеем   и   тряпочку   для   промокания размером не более тетрадного листа; измерительная линейка с четко нанесенным делением; простой и восковые карандаши;   фломастеры 12 цветов;  шаблоны из картона (квадраты, треугольники, круги разного размера);  бумага (простая, цветная, гофрированная, бархатная и другая формата А4, А3), белый и цветной картон разного размера, ватман, бумага для акварели формата А3, альбом средний формата А4, газеты, журналы, открытки, обои, фольга;   мел белый и цветной для работы на доске;  мягкая проволока и другие материалы. 21 Список литературы  Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. /Энциклопедия Оригами для детей и взрослых/ – СПб.: ОО «Издательский дом «Кристалл» – М ЗАО «Издательский дом «ОНИКС», 2002 г.;  Афонькин С.Ю., Лежнёва Л.В., Пудова В.П. /Оригами и аппликация/ – СПб.: ООО «Издательский дом «Кристалл»», 2001 г.;  Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. /Оригами на праздничном столе/ «Аким», 1996 г.;  Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. /Кусудамы – волшебные шары/ – М.: «Аким», 1997 г.;  Афонькин   С.Ю.,   Афонькина   Е.Ю.   /Оригами.   Зоопарк   в   другом   кармане/   ­   СПб.: «Химия», 1998 г.;  Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. /Оригами в кармане/ – СПб.: «Аким» 1999 г.;  Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. /Игры и фокусы с бумагой/ ­ М.: «Аким», 1999 г.;    Афонькин   С.Ю.,   Афонькина   Е.Ю.   /Волшебные   шары:   Оригами/   ­   М.:   ТЕРРА­ Книжный клуб «Ким», 2001 г.;  Богатеева З.А. /Чудесные поделки из бумаги/ ­ М.: «Просвещение», 1992 г.;  Букина С. /Квиллинг: волшебство бумажных завитков/ ­ Ростов н/Д: Феникс, 2010 г.;  Букина С. /Квиллинг: волшебство бумажных завитков/ ­ Ростов н/Д: Феникс, 2011 г.;  Быстрицкая А.И. /Бумажная филигрань/ ­ М.: Айрис­пресс, 2007 г.;  Долженко С.В. /100 оригами/ ­ Ярославль: «Академия развития», 2000 г.;  Донателла Чеккони /Моя первая оригами/ (Пер. с итал.) – М.: «ЭКСМО­ПРЕСС», 2002 г.;  Дыбина О.В. /Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром/ ­ М.: Педагогическое общество России, 2007 г.;     Зайцева А.А. /Искусство квиллинга: магия бумажных лент/ ­ М.: Эксмо. 2009 г.; Зайцева А.А. /Обрывной декупаж: искусство бумажной живописи/ ­ М.: Эксмо. 2010 г.; Зайцева А.А. /Квиллинг: новые идеи для творчества/ ­ М.: Эксмо. 2010 г.; Зверева О.Л., Кротова Т.В. /Родительские собрания в ДОУ/ ­ М.: Айрис­пресс, 2006 г.;  Ильина М.Н. /Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб.: Питер, 2006 г.; 22  Кобитина И.И. /Работа с бумагой: поделки и игры/ М.: ТЦ «Сфера», 2000 г.;  Коджаспирова Г.М. /Педагогика/ ­ М.: Гардарики, 2004 г.;  Козлова С.А. /Дошкольная педагогика/ ­ М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.;  Косинова Е.М. /Гимнастика для пальчиков/ – М.: «ОЛМА­ПРЕСС», 2002 г.;  Кузнецов И.Н. /Настолная книга преподавателя/ ­ Минск: «Современное слово», 2005 г.;  Лупато М., Страбелло В., Кристанини Дж. /Всё о декупаже: техника и изделия» ­ М.: издательство «Ниола­Пресс», 2007 г.;  Малышева   А.А.,   Ермакова   Н.В.   /Аппликация   в   детском   саду/   –   Ярославль: «Академия развития», 2001 г.;  Махмутова Х.И. /Декупаж из салфеток/ ­ М.: Эксмо, 2008 г.;  Межиева   М.В.   /Развитие   творческих   способностей   у   детей   5­9   лет/   ­   Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002 г.;  Огерчук   Л.Ю.   /Примерные   тестовые   задания   по   технологии   для   учащихся   1­4 классов. Работа с бумагой и картоном/ ­ М.: Школьная Пресса, 2003 г.;  Опаричева   С.В.   /Оригами:   игра,   головоломка   …   или   нечто   большее?/   –   журнал «Наука и жизнь» №12, 1999 г.;  Пищикова Н.Г. /Работа в нетрадиционной технике/ ­ М.: издательство «Скрипторий 2003», 2006 г.;  Синицина Е.И. /Умные стихи/ ­ М.: «Лист», 1997 г.;  Соколова С.В. /Сказки из бумаги/ ­ СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1998 г.;  Соколова С.В. /Игрушки оригамушки/ – СПб.: «Химия», 1997 г.;  Соколова С.В. /Сказки и маски/ ­ СПб.: ТОО «Диамант», ЗАО «Валери СПб», 1997 г.;  Соколова   С.В.   /Энциклопедия   рукоделия   «Оригами:   игрушки   из   бумаги/   ­   М.: «РИПОЛ КЛАССИК»: ­ СПБ: «Валерия СПб», 2004г.;  Сорокоумова Е.А. /Возрастная психология/ ­ СПб.: Питер, 2007 г.;  Стрельцова Л.Е. /Литература и фантазия/ ­ М.: «Просвещение», 1992 г.;  Ступак Е.А. /Гофрированный картон/ ­ М.: Айрис­пресс, 2009 г.;  Субботина Л.Ю. /Детские фантазии. Развитие воображения детей/ ­ Екатеринбург: У­ Фактория, 2006 г.;  /Оригами   и   педагогика/   (Материалы   первой   Всероссийской   конференции преподавателей оригами) – М.: «Аким», 1996 г.; 23  Тарабарина Т.И. /Оригами и развитие/ – Ярославль: «Академия развития», 1998 г.;  Уолтер Х. /Узоры из бумажных лент/ перевод с англ. – М.: издательство «Ниола­ Пресс», 2006 г.;  Уолтер Х. /Цветы из бумажных лент/ перевод с англ. – М.: издательство «Ниола­ Пресс», 2008 г.;  Уолтер   Х.   /Популярный   квиллинг:   цветы,   птицы,   животные   из   бумажных   лент/ перевод с англ. – М.: издательство «Ниола­Пресс», 2008 г.  Урунтаева   Г.А.,   Афонькина   Ю.А.   /Практикум   по   дошкольной   психологии/   ­   М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.  Черныш И.В. /Удивительная бумага/ ­ М.: «АСТ­ПРЕСС», 2000 г.;  Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. /Оригами – чудеса из бумаги/ ­ Ростов ­ на – Дону: 1997 г.; Эйлин   О   Брайн   и   Кейт   Нидхем   /Оригами.   Конструирование   из   бумаги/   ­   М.:  «РОСМЭН», 1998 г. Интернет­ресурсы:           http://www.origami.ru/main.htm ­ сайт «Origami.ru»; http://planetaorigami.ru/ ­ сайт «Планета оригами»; http://paper­life.ru/ ­ сайт «Лучшие схемы оригами»; http://allforchildren.ru/article/quilling.php  ­   сайт   «Всё   для   детей»   (искусство бумагокручения); http://moikompas.ru/compas/quilling  ­   сайт   «Мой   компас»   (квиллинг   –   искусство бумагокручения); http://www.millionpodarkov.ru/podelki/kvilling/ ­ сайт «Миллион подарков»; http://dcpg.ru/mclasses ­ сайт любителей декупажа; http://bumfantasy.ucoz.ru/ ­ сайт «Бумажные фантазии» (авторский); http://stranamasterov.ru/ ­ сайт «Страна мастеров»; http://strana­sovetov.com/hobbies/rukodelie/2656­decoupage­for­beginers.html Список литературы для педагога. 24 Вогль Р., Зингер Х. Оригами и поделки из бумаги. Перевод А.Озерова. – М.: Издательство  ЭК СМО­Пресс, 2001.­ 144с., илл.  Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития: Академия  Холдинг, 2004г.  Игрушки из бумаги. Составитель Дельта: Издательство Кристалл Санкт­Петербург, 1996г. Колесник С.И., Азбука мастерства. ОАО «Лицей» 2004 Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами. – М.: Рольф, Айрис­пресс, 1999г.  Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Рольф, Айрис­пресс, 2001г. Ткаченко В.Г. Элементы черчения и конструирования в начальных классах. Киев  «Радянська школа» 1982. .Список литературы для обуючащихся. Вогль Р., Зингер Х. Оригами и поделки из бумаги. Перевод А.Озерова. – М.:  1. Издательство ЭК СМО­Пресс, 2001.­ 144с., илл.  Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития: Академия  2. Холдинг, 2004г.  3. 1996г. 4. 5. 6. 7. Игрушки из бумаги. Составитель Дельта: Издательство Кристалл Санкт­Петербург,  Колесник С.И., Азбука мастерства. ОАО «Лицей» 2004 Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами. – М.: Рольф, Айрис­пресс, 1999г.  Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Рольф, Айрис­пресс, 2001г. Ткаченко В.Г. Элементы черчения и конструирования в начальных кл ассах. Киев «Радянська школа» 1982 25 Приложение 1 Техника безопасности Главные правила оригамистов  Перед началом занятия проверь свое рабочее место – все ли готово.  Хочешь спросить – подними руку или подойди к педагогу, не мешая другим детям.  Не разбрасывай инструменты.  Правильно работай с ножницами.  Всегда держи фигурку так, как она показана на схеме (чертеже), представленной на доске, в книге или в руках педагога.  Складывай фигурки на столе (парте).  При склеивании деталей пользуйся салфеткой, клеёнкой.    Экономь бумагу, обрезки убирай в коробочку. Сделал правильно сам – помоги соседу. Не забудь убрать рабочее место.  На   занятии   используются   ножницы   средних   размеров   с   тупыми   закругленными Правила работы с ножницами концами.  Ножницы нужно держать перед собой, не направляя их вверх или в сторону от себя.  Ножницы передают кольцами вперед, держа за лезвие, кладут кольцами к себе.  После занятия ножницы убирают в специальный чехол или кармашек.  Нельзя: ­ во время занятий играть и хулиганить ножницами; ­ оставлять ножницы раскрытыми; ­ оставлять рабочее место в беспорядке. Правила работы с клеем  В работе используется клей ПВА и клей – карандаш, а также кисть, тряпочка для промокания и клеёнка.  Клей   наносят   маленькими   капельками   на   те   части   деталей,   которые   надо приклеивать. 26  При наклеивании вырезанных деталей из бумаги следует знать: ­ наносят клей кистью, работая обеими её сторонами, на не цветную (изнаночную) сторону детали от середины к краям, чтобы не было морщин; ­ плотно прижимают деталь, промокнув остатки клея тряпочкой, и поверх детали протирают от середины к краям, чтобы вышел воздух.  При наклеивании плоских фигурок, выполненных в технике «Оригами» следует знать: ­ наносят клей не по всей поверхности задней стороны фигурки, а в 2­5 основных точках фигурки, с помощью которых она хорошо зафиксируется на другом листе бумаги (картоне); ­ плотно прижимают фигурку и держат, пока она не приклеится, не двигая при этом руку (ладонь), чтобы положение фигурки не изменилось; ­ если за края фигурки вышел клей, то его следует промокнуть тряпочкой для клея. Общие правила техники безопасности. 1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе,  приостанови работу. Не отвлекайся во время работы. 2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены. 3. Употребляй инструменты только по назначению. 4. Не работай неисправными и тупыми инструментами. 5. При работе держи инструмент так, как показал учитель. 6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.  7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место. 8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке. 9. Не разговаривай во время работы. 10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами. 27 Правила обращения с бумагой. 1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место. 2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться! 3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину Правила работы с инструментом для квиллинга  Нельзя   крутить  инструментом   в  любом   направлении   перед   своим   лицом   и   лицом соседей по столу;  В процессе накручивания полоски чётко придерживать её пальцами, чтобы ролл не развернулся и не закрутился на ручку инструмента;  Аккуратно   снимать   ролл   с   инструмента,   чтобы   он   не   развернулся   и   из   него   не выскочила серединка;  После работы убрать инструмент на своё место; 28 Аттестация обучающихся Приложение 2 Итоговые занятия по технике оригами за I полугодие Итоговые занятия за  I  полугодие проводятся в виде творческих заданий, которые предлагаются детям по всем годам обучения с учётом изученного учебного материала, полученных   детьми   знаний,   умений   и   навыков.   В   группах   каждого   года   детям   дают несколько вариантов работы, отличающихся друг от друга сложностью выполнения. Это делается с учётом того, что дети имеют разные способности и усваивают учебный курс предмета с разной скоростью и с учётом своих возможностей. Задание для каждого года обучения состоит из 3­х частей:    складывание оригамной фигурки по памяти; складывание оригамной фигурки по схеме, предложенной педагогом (детям дают 4 схемы разной сложности на выбор, по желанию ребёнок может выполнить все 4 фигурки); выполнение   сюжетной   картинки   на   основе   заданных   бумажных   заготовок   или фигурок оригами. Часть 1. Каждый ребёнок должен сложит любую фигурку оригами по памяти из тех, что он изучал, знает и помнит. В данной работе учитывается сложность и качество выполненной фигурки, а также соответствие этой сложности способностям и знаниям ребёнка. Часть 2. Детям складывают оригамную фигурку по схеме, предложенной педагогом. Педагог предлагает схемы 4­х фигурок разной сложности по схеме складывания фигурок по плану каждого года обучения. Ребёнок сам выбирает схему той фигурки, которую он сможет сложить. Педагог определяет, своего ли уровня сложности ребёнок сложил фигурку. Если ребёнок выбрал для себя более сложную фигурку и сложил её или выполнил все фигурки, то ребёнок в своём обучении вышел на более высокий уровень. Часть 3. Вариант 1. Детям дают задание сложить одну или несколько бумажных заготовок или   простых   оригамных   фигурок   (это   зависит   от   года   обучения   ребёнка).   Готовые 29 бумажные   заготовки   или   фигурки   надо   расположить   на   листе   бумаги   и   дорисовать (выполнить аппликацию) до сюжетной картинки, которой необходимо дать название. Вариант   2.  Дети   должны   выполнить   из   старых   цветных   журналов   коллаж   на заданную тему. В   данной   работе   учитывается  идея  сюжета,  сложность  выполнения   и  качество работы. 30 Протокол Творческое объединение «Бумажное конструирование» Педагог Бекешева М. С. Группа ____года обучения, _____________________учебный год. Вид проверки: промежуточная, итоговая (нужное подчеркнуть) Ф.И.  ребёнка Часть  Часть  Часть 3 Итого Уровень 1 2 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Итого (чел.): Низкий уровень –  Средний уровень ­  Высокий уровень ­  Оценка работы детей по 3­х бальной системе:  1 балл – низкий уровень (Н),  2 балла – средний уровень (С),  3 балла – высокий уровень (В). 31 по предмету «бумажное творчество» для 1­го года обучения  Тест 1.Для занятий необходимы материалы и инструменты:    бумага, клей, ножницы; ткань, ножницы, иглы; бумага, ткань, клей. 2. На занятии необходимо выполнять правила:    постоянно и громко разговаривать; бегать вокруг столов и мешать заниматься детям; правила поведения и работы с материалами и инструментами. 3. При работе с ножницами нельзя:    оставлять их в подставке для канцтоваров; держать и махать ими перед лицом товарища; резать ими бумагу. 4. При работе с книгами можно:  разрезать их на листы бумаги;  обращаться с ними аккуратно;  складывать из них фигурки. 5. Искусство «оригами» ­ это:    складывание фигурок из листа бумаги; вырезание фигурок из бумаги; наклеивание на лист бумажных фигурок. 6. В какой стране возникло искусство «оригами»:    7. Из модулей можно собрать: в Китае; в Японии; в России. 32    только объёмные фигуры; объёмные фигуры, картины, панно, композиции; только лебедя. картина, выполненная из бумаги; 8. Аппликация – это:   фигурка, сложенная из бумаги;  фигурки, скрученные из бумажных полосок; 9. Для аппликации необходимо выполнить:  бумажные фигурки, приготовить коробку;  эскиз картины, детали, фон­основу;  круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. 10. Предмет «бумажное творчество» помогает нам:    развивать ноги; делать много игрушек; развивать умственные и творческие способности. Уровни оценки знаний: 1­4 правильных ответа – низкий; 5­8 правильных ответа – средний; 9­10 правильных ответа – высокий. Ф.И. ребёнка Баллы Уровень Результат теста 33 Работа с родителями Приложение 3 Чтобы   дети   систематически   посещали   занятия   (что   приводит   к   желаемым результатам обучения), были сильно увлечены данным видом творчества, педагог ведет серьезную работу с родителями, которая состоит из следующих пунктов: проведение родительских собраний в течение учебного года;   желательное   присутствие   родителей   на   занятиях   младших   детей   (момент сотворчества детей и взрослых, укрепление семейных отношений); проведение консультаций, открытых занятий и мастер­классов для родителей; организация деятельности родительского комитета по оказанию благотворительной помощи для обеспечения учебно – воспитательного процесса; привлечение родителей к посещению с детьми выставок, конкурсов, концертов и    других мероприятий (с педагогом и самостоятельно). 34

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"

Рабочая программа "Бумажное конструирование"
Скачать файл