Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"
Оценка 4.6

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
14.07.2019
Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"
Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры". Разработана в соответствии с ФГОС: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016г. №91). Очная форма обучения. Квалификация - бакалавр.
Б1.В.06.04 История мировой культуры.docx
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"  (ФГБОУ ВО "НГПУ")  УТВЕРЖДАЮ  Проректор по УР  _______________Гайфутдинов А.М.  __ __________ 2018 г.  МОДУЛЬ 12. ДИСЦИПЛИНЫ О КУЛЬТУРЕ  История мировой культуры  рабочая программа дисциплины (модуля)  Закреплена за кафедрой  Истории и методики ее преподавания  Направление подготовки  Квалификация  Форма обучения  Общая трудоемкость  Часов по учебному плану  в том числе:  аудиторные занятия  самостоятельная работа  экзамены  44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)  гр. 581  бакалавр  очная  6 ЗЕТ  216  100  80  36  Виды контроля  в семестрах:  экзамены 10  зачеты 9  Распределение часов дисциплины по семестрам  Семестр  (<Курс>.<Семес тр на курсе>)  Недель  Вид занятий  Лекции  Практические  Итого ауд.  Контактная  работа  Сам. работа  Часы на  контроль  Итого  9 (5.1)  10 (5.2)  Итого  10  15 2/6  УП  30  30  60  60  48  РПД  30  30  60  60  48  РПД  УП  50  50  50  50  100  100  100  100  80  80  36  36  108  108  108  108  216  216  РПД  20  20  40  40  32  36  УП  20  20  40  40  32  36 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  Программу составил(и):  канд. ист. наук, доц., Магсумов Т.А. _________________  Рабочая программа дисциплины  История мировой культуры  стр. 2  разработана в соответствии с ФГОС:  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016г. №91)  составлена на основании учебного плана:  44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)  гр. 581  утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2018 протокол № 7.  Рабочая программа одобрена на заседании кафедры  Истории и методики ее преподавания  Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  Срок действия программы: 2018­2019 уч.г.  Зав. кафедрой д­р ист. наук, доцент И.В.Корнилова УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 3  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  1.1  Цель освоения дисциплины ­ формирование системы знаний и представлений о развитии мирового культурного процесса и его закономерностях, с учётом логических и содержательно­методических связей в предметных областях "История  России. Всеобщая история", "Обществознание" и ориентации на становление личностных характеристик выпускника  школы через урочную и внеурочную деятельность, способностей выявлять и формировать культурные потребности  различных социальных групп, способностей разрабатывать и реализовывать культурно­просветительские программы.  1.2  Задачи освоения дисциплины:  1.3  1.формирование способности выявлять культурные потребности различных социальных групп;  1.4  2.формирование способности разрабатывать и реализовывать культурно­просветительские программы;  1.5  3.познакомить обучающихся с фундаментальными достижениями мировой культуры;  1.6  4.раскрыть единство и многообразие культур мира, показать значимость культуры в жизнедеятельности человека и  социальных групп, ее роль в творчестве и совершенствовании личности, в гуманизации общественных отношений;  1.7  5.помочь гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний, способствовать выработке профессиональной  этики и нравственности;  1.8  6.помочь ориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе;  1.9  7.выработать осознанное восприятие социально преобразующих функций культуры.  2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  Цикл (раздел) ОП:  Б1.В.06  2.1  Требования к предварительной подготовке обучающегося:  2.1.1  Культурно­просветительская практика  2.1.2  Культурология  2.1.3  Организация культурно­просветительской деятельности  2.1.4  Летняя педагогическая практика  2.1.5  Библиотечное дело  2.1.6  Музееведение  2.1.7  История средних веков  2.1.8  История древнего мира  2.2  Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:  2.2.1  Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты  3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ПК­13: способностью выявлять культурные потребности различных социальных групп  Знать:  Уметь:  Владеть:  Знать:  культурные потребности различных социальных групп;  критерии выявления культурных потребностей различных социальных групп;  направления выявления культурных потребностей различных социальных групп;  описывать культурные потребности различных социальных групп;  анализировать культурные потребности различных социальных групп;  определять направления выявления культурных потребностей различных социальных групп;  навыками описания культурных потребностей различных социальных групп;  навыками анализа преимуществ и недостатков выявления культурных потребностей различных социальных групп   по имеющимся характеристикам;  навыками разработки программы выявления культурных потребностей различных социальных групп;  ПК­14: способностью разрабатывать и реализовывать культурно­просветительские программы  основы разработки и реализации культурно­просветительских программ;  способы разработки и  реализации культурно­просветительских программ;  методы разработки и реализации культурно­просветительских программ. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 4  Уметь:  Владеть:  проводить отбор содержания культурно­просветительских программ;  разрабатывать культурно­просветительские программы;  использовать способы разработки и реализации культурно­просветительские программы.  навыками подбора содержания культурно­просветительских программ;  навыками разработки культурно­просветительских программ;  навыками разработки и реализации культурно­просветительских программ.  В результате освоения дисциплины обучающийся должен  3.1  Знать:  3.1.1  культурные потребности различных социальных групп;  3.1.2  критерии выявления культурных потребностей различных социальных групп;  3.1.3  направления выявления культурных потребностей различных социальных групп;  3.1.4  основы разработки и реализации культурно­просветительских программ;  3.1.5  способы разработки и  реализации культурно­просветительских программ;  3.1.6  методы разработки и реализации культурно­просветительских программ;  3.1.7  основные периоды в истории мировой культуры и их характеристику;  3.1.8  основные явления и достижения в истории мировой культуры;  3.1.9  выдающихся деятелей культуры разных исторических периодов;  3.1.10  сущность и специфические особенности культуры и культурной деятельности;  3.1.11  основные закономерности и сложности культурного развития;  3.1.12  общие тенденции развития мировой культуры;  3.1.13  периодизацию и особенности каждого из выделенных периодов развития мировой культуры;  3.1.14  историю сложения и развития художественных школ и стилей;  3.1.15  основные шедевры и достижения мировой культуры.  3.2  Уметь:  3.2.1  описывать культурные потребности различных социальных групп;  3.2.2  анализировать культурные потребности различных социальных групп;  3.2.3  определять направления выявления культурных потребностей различных социальных групп;  3.2.4  проводить отбор содержания культурно­просветительских программ;  3.2.5  разрабатывать культурно­просветительские программы;  3.2.6  использовать способы разработки и реализации культурно­просветительские программы;  3.2.7  составлять историко­культурную характеристику региона для определенной исторической эпохи;  3.2.8  анализировать сведения о достижениях и деятелях в истории мировой культуры;  3.2.9  производить анализ культурных событий с позиции их ценности для прошлого и настоящего;  3.2.10  в соответствии с научно­методическими требованиями анализировать, оценивать, описывать различного рода  художественные явления и конкретные произведения;  3.2.11  использовать полученные знания в педагогической деятельности.  3.3  Владеть:  3.3.1  навыки описания культурных потребностей различных социальных групп;  3.3.2  навыки анализа преимуществ и недостатков выявления культурных потребностей различных социальных групп по  имеющимся характеристикам;  3.3.3  навыки разработки программы выявления культурных потребностей различных социальных групп;  3.3.4  навыки подбора содержания культурно­просветительских программ;  3.3.5  навыки разработки культурно­просветительских программ;  3.3.6  навыки разработки и реализации культурно­просветительских программ;  3.3.7  навыки применения современных подходов к изучению истории мировой культуры;  3.3.8  навыки представления сведений о достижениях и деятелях мировой культуры в различных формах;  3.3.9  навыки художественного анализа произведений различных видов и жанров искусства;  3.3.10  навыки подготовки бесед, текстов лекций, экскурсий по искусству и другим видам культурной деятельности. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 5  Код занятия  1.1  1.2  1.3  4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Наименование разделов и тем /вид  Семестр /  Часов  Компетен­  Литература  Интер  Примечание Курс  ции  9  4  ПК­13 ПК­ 14 акт.  0  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2 Л3.1 Л3.2 Л3.3  Э1 Э4 Э5 Э6  9  6  ПК­13 ПК­  Л1.1 Л1.2  0 14 Л2.1 Л3.2 Л3.3  Э1 Э4 Э5 Э6  9  14  ПК­13 ПК­  Л1.1 Л1.2  0 14 Л2.1 Л3.1 Л3.2 Л3.3  Э1 Э4 Э5 Э6 занятия/  Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ  МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.  1. Задачи, структура, основная  проблематика курса.  2. Актуальные проблемы истории мировой культуры.  3. Основные подходы к изучению истории  культуры, научные школы.  4. Хронология и география развития  культуры.  5. Понятие художественного стиля,  художественного направления,  художественного метода.  6. Значение учебной дисциплины в  подготовке учителя истории и  обществознания. /Лек/  Какими средствами воздействует  искусство?  1. Средства выразительности в  литературе.  2. Средства выразительности в музыке.  3. Средства выразительности театра и  кино.  4. Средства выразительности в  изобразительном искусстве. /Пр/  1. Культура как специфическая форма  человеческой жизнедеятельности.  2. Категория культуры. Понятие мировая  художественная культура. Разграничение  понятий «мировая» и «национальная» как  центральное звено художественной  культуры.  3. Культура как система. Духовная и  материальная культура. Художественная  культура как система. Структура и  социальные функции культуры.  4. История культурологической мысли:  культрологическая мысль за рубежом.  5. История культурологической мысли:  русские мыслители о культуре.  6. Основные закономерности динамики и  развития культуры. Проблема кризиса и  прогресса культуры  7. Типология культур.  8. Понятие «цивилизация». Взаимосвязь  культуры и цивилизации  9. Многообразие видов искусства.  архитектура  10. Многообразие видов искусства:  скульптура  11. Многообразие видов искусства:  живопись  12. Многообразие видов искусства:  декоративно­прикладное искусство  13. Многообразие видов искусства:  литература  14. Многообразие видов искусства:  музыка, театр, опера, балет /Ср/  Раздел 2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО  МИРА. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  2.1  2.2  2.3  2.4  2.5  2.6  1. Специфические особенности древних  культур.  2. Архаический этап формирования  культуры.  3. Формы первобытной культуры.  /Лек/  Первобытная культура.  1. Предпосылки возникновения.  Культурогенез.  2. Производственная культура  первобытного человека.  3. Бытовая культура первобытного  человека.  4. Первобытные знания и верования.  5. Мифология как форма мировоззрения  первобытности.  6. Происхождение и ранние формы  искусства.  7. Погребения. Курганы. Мегалиты.  Матриархат и патриархат. /Пр/  Кульура Древнего Востока.  1.Восток как социокультурный и  цивилизационный феномен.  2.Доосевые культуры Древнего Востока  3.Послеосевые культуры Древнего  Востока. /Лек/  Культура Древнего Востока.  1.Культура Древнего Египта  2.Культура Древней Месопотамии  3.Культура Древнего Ирана. Культура  народов Малой и Передней Азии в  древности.  4.Культура Древнего Китая.  5.Культура Древней Индии. /Пр/  Античная культура.  1. Понятие античности. Периодизация,  проблемы и источники изучения.  2. Географическое пространство античной  культуры.  3. Общее и специфичное в культуре  Древней Греции и Древнего Рима.  4. Религиозная и философская картина  мира.  5. Ментальность и ценностные ориентиры  эллинов и римлян в зеркале античного  искусства.  6. Ордер и его стилеобразующая функция.  Античный город.  7. Судьбы культурного наследия  античного мира, его значение для  европейской художественной культуры.  /Лек/  Культура Древней Греции  1.Доклассический период  2.Классический период  3.Культура эпохи эллинизма  Культура Древнего Рима  1.Этрусская культура  2.Царский период  3.Период Республики  4.Период империи /Пр/  9  9  стр. 6  0  6  ПК­13 ПК­ 14  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э2 Э4 Э5 Э6  6  ПК­13 ПК­  Л1.1 Л1.2  0 14 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э2 Э4 Э5 Э6  9  6  ПК­13 ПК­ 14  9  8  ПК­13 ПК­ 14  9  14  ПК­13 ПК­ 14  0  0  0  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э2 Э4 Э5 Э6  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э2 Э4 Э5 Э6  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э2 Э4 Э5 Э6  9  10  ПК­13 ПК­  Л1.1 Л1.2  0 14 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 стр. 7  0  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э3 Э4 Э5 Э6  9  34  ПК­13 ПК­ 14  УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  2.7  1. Типология культур и цивилизаций  2. Антропогенез: основные теории  происхождения человека  3. Зарождение человеческой культуры  4. Периодизация первобытной культуры  5. Мифология как форма мировоззрения  6. Первобытные предрелигиозные  верования  7. Зарождение искусства в эпоху  каменного века  8. Цивилизации Древнего Востока:  формирование восточного типа культуры  9. Особенности древнеегипетской  цивилизации  10. Художественная культура Египта  эпохи Древнего царства  11. Эпоха Среднего и Нового царств  12. Искусство амарнской эпохи  13. Упадок египетской культуры  14. Особенности развития античной  цивилизации  15. Периодизация древнегреческой и  древнеримской цивилизаций  16. Основные черты античной культуры  17. Особенности искусства эгейского  периода  18. Искусство Древней Греции  гомеровского периода  19. Архаическая эпоха  20. Аттическая трагедия и комедия эпохи  классики  21. Древнегреческая архитектура и  искусство V—IV веков до н. э.  22. Поздняя классика — IV век до н. э.  23. Эпоха эллинизма  24. Искусство этрусков  25. Формирование латинской литературы  26. Архитектура и скульптура Древнего  Рима  27. Падение Римской империи, кризис  античного искусства /Ср/  2.8  Зачет /Зачёт/  9  0  ПК­13 ПК­ 14  Раздел 3. Мировая культура  средневековья и Возрождения.  0  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л3.1 Л3.2 Л3.3  Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 8  10  10  ПК­13 ПК­ 14  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э4 Э5 Э6  0  10  2  ПК­13 ПК­  Л1.1 Л1.2  0 14 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э2 Э4 Э5 Э6  10  4  ПК­13 ПК­ 14  0  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э2 Э4 Э5 Э6  3.1  3.2  3.3  1. Исторические условия становления  средневековой культуры. Хронологические рамки, географические ареалы, главные  культурные центры.  2. Основные черты европейского  средневекового мировосприятия.  3. Христианская картина мира.  Православный и католический мир:  особенности историко­культурного  развития.  4. Средневековая европейская  художественная культура.  5. Культура Византийского мира.  6. Культура мусульманского Востока.  7. Культура Китая, Индии и Японии в  средние века.  8. Культура народов Мезоамерики и  Южной Америки  9. Хронологические рамки и  географическое пространство  ренессансной культуры. Истоки  Возрождения.  10. Мировоззренческие основы  ренессансной культуры. Гуманизм. Новые  представления о человеке и его месте в  мире. Отношение к творцу, художнику.  11. Основные этапы развития  итальянского возрождения. Отражение  нового мировоззрения в художественной  культуре эпохи.  Северное возрождение: специфические  черты, связь с реформацией.  12. Значение средневековой и  ренессансной культуры для развития  мировой культуры. /Лек/  Культуры, зародившиеся в средневековый  период истории  1. Мусульманская культура  2. Тибетская культура  3. Традиционная культура Японии  4. Культура Африки  5. Культура Византии. Основные  особенности и этапы развития  6. Религиозная, светская и народная  культуры западноевропейской  средневековой цивилизации /Пр/  Культура Возрождения и реформация  1. Содержание понятия и периодизация  эпохи  2. Экономические, социальные и  политические предпосылки Европейского  Возрождения  3. Изменения в мировоззрении горожан  4. Содержание эпохи Возрождения  5. Гуманизм – идеология Ренессанса  6. Титанизм и его «обратная» сторона  7. Искусство эпохи Возрождения /Пр/ УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  3.4  4.1  4.2  1.Исторические особенности  формирования византийской культуры.  Основные этапы развития византийской  культуры. Специфические черты  византийской культуры  2.Духовная культура Византии.  Византийская литература  3.Архитектура Византии. Особенности  византийского изобразительного искусства. Византийский стиль  4.Европа в эпоху средневековья.  Культурные и мировоззренческие  особенности эпохи.  5.Изобразительное искусство  европейского средневековья.  6.Романский стиль в архитектуре.  Средневековая готика  7.Арабо­мусульманский тип культуры в  эпоху средневековья. Ислам как основа  средневековой культуры арабов  8.Религиозные основы арабо­  мусульманского средневекового искусства  9.Арабо­мусульманская архитектура  10.Искусство орнамента и каллиграфии  11.Основные черты эпохи Возрождение.  Характерные особенности художественной культуры эпохи  12.Архитектура эпохи Возрождения  13.Скульптура Ренессанса  14.Изобразительное искусство  15.Литература эпохи Возрождения  16.Искусство Северного Возрождения /Ср/  Раздел 4. Культура нового и новейшего  времени  Культура Запада в новое и новейшее  1.Общая характеристика нового времени  2.Образ жизни и материальная  цивилизация нового времени  3.Социальная и политическая системы  нового времени  4.Картины мира нового времени  5.Художественные стили в искусстве  нового времени  6.Общая характеристика новейшего  времени  7.Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.  8.Основные тенденции развития Западного искусства /Лек/  Западноевропейская культура эпохи  Просвещения  1. Главные ценности эпохи Просвещения  2. Особенности Просвещения в странах  Европы  3. Стилевые и жанровые особенности  искусства XVIII столетия /Пр/  10  14  ПК­13 ПК­ 14  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э2 Э4 Э5 Э6  стр. 9  0  10  10  ПК­13 ПК­  Л1.1 Л1.2  0 14 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э4 Э5 Э6  10  4  ПК­13 ПК­  Л1.1 Л1.2  0 14 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 10  10  4  ПК­13 ПК­ 14  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э4 Э5 Э6  10  4  ПК­13 ПК­ 14  10  2  ПК­13 ПК­ 14  10  18  ПК­13 ПК­ 14  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л3.1 Л3.3  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  0  0  0  0  4.3  4.4  4.5  4.6  Западноевропейская культура XIX в.  1.Основные процессы и направления  общественно­политической, научной и  религиозной жизни  2.Классицизм  3.Романтизм  4.Реализм  5.Новые направления в  западноевропейской культуре конца XIX в. /Пр/  Культура Запада в XX веке  1.Индустриальная цивилизация и  проблемы культуры  2.XX век и новые формы искусства  3.Западноевропейская литература XX в.  4.Европейский театр в XX в.  5.Архитектура, музыка, кинематограф  /Пр/    Современные лики культуры  1.Япония  2.Китай  3.Арабский Восток  4.США  5.Латинская Америка. Особенности  латиноамериканской цивилизации и  культуры  6.Африка /Пр/  1.Основные идеи эпохи Просвещения  2.Новое время — эпоха многостилья и  многожанровости в европейском искусстве  3.Барокко — художественный метод и  стиль мышления. Рококо  4.Эпоха классицизма. Классицизм в  различных видах искусства  5.Направление сентиментализма  6.Духовная культура XIX века: апогей  буржуазного образа жизни  7.Романтизм как мировоззренческий вызов эпохе рационализма  8.Теоретики и практики романтизма  9.Романтизм в изобразительном искусстве. Музыкальный романтизм  10.Реализм в художественной культуре  Европы XIX века  11.Кризис западной цивилизации конца  XIX — начала XX веков  12.Импрессионизм  13.Элитарная и массовая культура  14.Модернизация и эпоха модерна  15.Постмодернистские тенденции в  культуре XX века  16.Авангардные течения в искусстве:  фовизм, кубизм, экспрессионизм,  футуризм, сюрреализм, абстракционизм  17.Новая архитектура XX века  18.Музыка и кинематограф  19.Тенденции и направления современного искусства /Ср/  4.7  Экзамен по дисциплине /Экзамен/  10  36  ПК­13 ПК­ 14  0  Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л3.1 Л3.2 Л3.3  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 11  5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ  5.1. Контрольные вопросы и задания  Промежуточная аттестация (зачет)  Вопросы к зачету (9 семестр):  1.Культуры верхнего палеолита. Формирование основных видов художественного творчества.  2.Культуры эпохи мезолита и неолита  3.Магия и мифология первобытного времени и их роль в процессе формирования и раннего развития художественной культуры  4.Особенности формирования и развития древневосточных культур.  5.Основные сюжеты древнеегипетской  мифологии.  6.Религиозные сюжеты в живописи и скульптуре Древнего Египта  7.История древнегреческого театра и литературы.  8.Общие черты религий Древней Греции и Древнего Рима. Религиозные сюжеты в античном искусстве.  9.Своеобразие средневековых культур.  10.Влияние христианства на сложение и развитие средневековой культуры Западной Европы. Библия, ее структура и состав.  11.Литература романского и готического периодов.  12.Особенности исламской культуры средних веков. Коран как основа исламского мировоззрения.  13.Особенности художественной культуры ислама. Архитектура исламского мира.  14.Архитектура дороманского и романского периодов.  15.Архитектура готического периода.  16.Гуманизм как определяющее мировоззрение в развитии художественной культуры Западной Европы XIV ­XVI веков.  17.Идеи Возрождения в искусстве Италии.  18.Возрождение во Флоренции.  19.Особенности искусства Северного Возрождения.  20.Литература эпохи Возрождения.  21.Архитектура и живопись эпохи Возрождения.  22.Музыкальная культура эпохи Возрождения.    Промежуточная аттестация (экзамен)  Вопросы к экзамену (10 семестр):  1.XVII век в мировой художественной культуре как самостоятельная фаза ее развития. Ведущее положение Италии, Франции,  Голландии, Испании в художественной культуре XVII века.  2.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в литературе.  3.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в музыке.  4.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в театральном искусстве.  5.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в архитектуре.  6.Стилистические особенности искусства барокко и их проявление в живописи.  7.Стилистические особенности искусства классицизма и их проявление в литературе и театральном искусстве.  8.Стилистические особенности искусства классицизма и их проявление в архитектуре.  9.Стилистические особенности искусства классицизма и их проявление в скульптуре и живописи.  10.Идеи Просвещения в западноевропейской живописи и графике XVIII в.  11.Идеи Просвещения в западноевропейской литературе и драматургии XVIII в.  12.Сентиментализм, рококо и классицизм в искусстве XVIII века.  13.Живопись романтизма в зарубежном искусстве.  14.Литература романтизма в зарубежном искусстве.  15.Музыка романтизма в зарубежном искусстве.  16.Искусство позднего классицизма и ампира.  17.Реализм в зарубежном искусстве второй половины XIX века.  18.Символизм в зарубежной музыке и литературе.  19.Югенд­стиль в живописи и графике.  20.Югенд­стиль в европейской архитектуре.  5.2. Темы письменных работ  Текущий и рубежный контроль  Реферат  Темы рефератов (9 семестр):  1.Афинский акрополь как наивысшее достижение древнегреческого изобразительного искусства.  2.Наиболее выдающиеся памятники древнеримской архитектуры.  3.Литература и драматургия Древней Греции.  4.Литература и драматургия Древнего Рима  5.Памятники готической архитектуры во Франции.  6.Памятники готической архитектуры в Германии.  7.Творчество Леонардо да Винчи.  8.Творчество Рафаэля Санти.  9.Творчество Микеланджело Буонарроти. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 12  10.Творчество У. Шекспира.  11.Искусство театра в Западной Европе XVII.  12.Творчество Н. Пуссена.  13.Творчество Рембрандта.  14.Творчество Рубенса.  15.Развитие музыки в западноевропейском искусстве XVIII века.  16.Немецкая литература XVIII века.  17.Творчество В. Гюго.  18.Творчество О. де Бальзака.  19.Музыка эпохи романтизма.  20.Западноевропейская литература эпохи символизма.    Текущий и рубежный контроль  Реферат  Темы рефератов (10 семестр):  1.Генезис культуры. Зарождение основных форм художественного творчества в первобытный период.  2.Миф как основа художественной культуры Древнего Египта.  3.Эстетические основы и художественные особенности древнегреческой архитектуры.  4.Развитие литературы и театра в искусстве Древней Греции.  5.Эстетические основы и художественные особенности скульптуры Древней Греции и Древнего Рима.  6.Развитие литературы в искусстве Древнего Рима.  7.Особенности арабо­мусульманской художественной культуры средних веков.  8.Основные художественные формы нецерковной литературы Западной Европы средневекового периода.  9.Готический собор как наиболее полное выражение идеологических и эстетических основ средневекового искусства Западной  Европы.  10.Возрождение эстетических принципов и художественных приемов античного искусства в архитектуре Италии XV­XVI вв.  11.Влияние гуманистических принципов на западноевропейскую живопись эпохи Ренессанса.  12.Идеи гуманизма в западноевропейской литературе эпохи Возрождения.  13.Идеи Просвещения и их влияние на развитие литературы и театра в Западной Европе XVIII века.  14.Поиск новых средств выразительности в литературе романтизма.  15.Музыка как одно из наивысших достижений искусства европейского романтизма.  16.Формирование и развитие критического реализма в искусстве XIX века.  17.Эстетика символизма и ее отражение в европейском искусстве конца XIX ­ начала XX вв.  18.Идеологические основы и художественные особенности модернизма.  19.Идеологические основы и художественные особенности постмодернизма.  20.Мировые центры культуры и их значение в жизни общества.  5.3. Фонд оценочных средств  см. Фонд оценочных средств в Приложении.  6. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Авторы, составители  Л1.1  Садохин А.П.  Л1.2  Касьянов В. В.  Авторы, составители  Л2.1  Зайцева Н.В.,  Ипполитова А.Г.,  Ипполитов Г.М.,  Филатов Т.В.  6.1. Рекомендуемая литература  6.1.1. Основная литература  Заглавие  Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов  вузов; http://www.iprbookshop.ru/74896.html  История культуры: учебник; https://biblio­ online.ru/book/istoriya­ kultury­434053  6.1.2. Дополнительная литература  Заглавие  Издательство, год  ЮНИТИ­ДАНА, 2017  М. : Издательство Юрайт, 2019  Издательство, год  История мировой культуры. Некоторые актуальные проблемы:  учебное пособие в форме краткого научного обзора;  http://www.iprbookshop.ru/75380.html  Поволжский государственный  университет телекоммуникаций  и информатики, 2017  Л2.2  Константинова, С. В.  История мировой и отечественной культуры: учебное пособие;  http://www.iprbookshop.ru/81010.html  Саратов : Научная книга, 2019  6.1.3. Перечень учебно­методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  Издательство, год  Авторы, составители  Заглавие  Л3.1  Грушевицкая Т.Г.,  Грузик М.А., Садохин  А.П.  Л3.2  Словарь по мировой художественной культуре  М.: Академия, 2001  Профессиональный стандарт педагога  , 2014 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  Авторы, составители  Л3.3  Думанский Д.В.  Заглавие  Культурология: учебно­методический комплекс для студентов;   http://www.iprbookshop.ru/22017  стр. 13  Издательство, год   Кемерово: Кемеровский  государственный университет  культуры и искусств, 2012  Э1  Э2  Э3  Э4  Э5  Э6  6.2. Перечень ресурсов информационно­телекоммуникационной сети "Интернет"  Садохин А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Садохин А.П.— Электрон.  текстовые данные.— М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2012.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1  Дорохова М.А. История культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Дорохова М.А.— Электрон. текстовые данные. — Саратов: Научная книга, 2012.— 127 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6  Кузнецова Т.Ф. История американской культуры [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ Кузнецова Т.Ф., Уткин А.И.—  Электрон. текстовые данные.— М.: Человек, 2010.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27561.— ЭБС  «IPRbooks», по паролю  Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Маркова А.Н.—  Электрон. текстовые данные.— М.: Волтерс Клувер, 2009.— 496 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16785.—  ЭБС «IPRbooks», по паролю  Садохин А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся  по направлению «Культурология», по социально­гуманитарным специальностям / А.П. Садохин. — Электрон. текстовые  данные. — М. : ЮНИТИ­ДАНА, 2017. — 415 c. — 978­5­238­02207­9. — Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/74896.html  История мировой культуры. Некоторые актуальные проблемы [Электронный ресурс] : учебное пособие в форме краткого  научного обзора / Н.В. Зайцева [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Самара: Поволжский государственный  университет телекоммуникаций и информатики, 2017. — 81 c. — 2227­8397. — Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/75380.html  6.3. Перечень информационных технологий  6.3.1 Перечень программного обеспечения  6.3.1.1  Microsoft Office 2010  6.3.1.2  FineReader 10  6.3.1.3  Антивирус Касперского  6.3.1.4  Windows 7  6.3.1.5  Adobe Acrobat Reader DC  6.3.1.6  NEW Конструктор тестов ­ indigotech.ru  6.3.1.7  SMART Notebook 10  6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем  6.3.2.1  Перечень ресурсов информационно­телекоммуникационной сети «Интернет»  6.3.2.2  1.Электронный каталог библиотеки НГПУ. ­ Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi­bin/zgate.exe?  init+test.xml,simple.xsl+rus  6.3.2.3  2.Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. ­ Режим доступа:  https://elibrary.ru  6.3.2.4  3.Национальная электронная библиотека (НЭБ). ­ Режим доступа: https://нэб.рф/  6.3.2.5  4.База данных портала Polpred.com Обзор СМИ ­ Режим доступа: https://polpred.com/news  6.3.2.6  5.Ресурсы East View (ИВИС) ­ Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login  6.3.2.7  6.3.2.8  Перечень профессиональных баз данных и  информационных справочных систем  6.3.2.9  1.Электронно­библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. ­ Режим доступа:  www.iprbookshop.ru  6.3.2.10  2.Электронная библиотечная система «Юрайт». ­ Режим доступа: https://biblio­online.ru/  6.3.2.11  3.Информационная правовая система Гарант. ­ Режим доступа: http://www.garant.ru/  7. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  7.1  Учебный корпус №2, пер. Железнодорожников, д.9 А.  7.2  215 каб. Учебная аудитория для занятий лекционного и семинарского типа.  7.3  Рабочие места: посадочные рабочие места, стол преподавателя.  7.4  Техническая оснащенность: интерактивный комплект (компьютер, экран, проектор).  7.5  302 каб. Учебная аудитория для самостоятельной работы. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 14  7.6  Рабочие места: посадочные рабочие места.  7.7  Техническая оснащенность: компьютеры с выходом в сеть «Интернет» и доступом в ЭИОС Университета, принтер,  видеокамера Canon, МФУ Kyocera.  8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Методические указания к лекциям.  Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно  развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать  дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для  успешной самостоятельной работы.  В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.  Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера  всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно  проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких­либо отступлений, а если были, по какой причине это  произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что­то осталось  невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.  Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное  слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их  конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное,  основное и сделано это самим студентом.  Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций  рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а  следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.  Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут  способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое  следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью  разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем  самым не отвлекать их во время лекции.  Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ  стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую  дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко  овладеть формируемыми компетенциями.    Методические указания к практическим занятиям.  Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются  сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной  дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с  научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует  подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала,  ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов,  поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.  Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков  публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих  дисциплину.  Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен  как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной  лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между  преподавателем и студентами и самими студентами.  При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:  а) разработка учебно­методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение  дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;  подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;  б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание  набора наглядных пособий.  Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы,  затронутой сообщением.  Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать  соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за  неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами  подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же  необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким  образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 15  важные факты, подходы и концепции в тетрадь.  На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы  собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления  должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают  развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса  заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.  Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа;  последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность  излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических  фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.  В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:  качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные  предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.    Методические указания к самостоятельной работе.  Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению  изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять  теоретические знания на практике.  Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе  самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению.  На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей  исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует  уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.  В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством  преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под  непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.  Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение  содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные  ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение  микроисследований.  Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других  форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и  продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.  Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля  освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).  Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной  дисциплины.    Методические указания к зачету.  Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также  проверки результатов учебных и производственных практик.  При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на  высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые  знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы  развития законодательства.  Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема  вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть  его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно  перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса  большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.  Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально  организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.  С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо  последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать  конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.  В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты  вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить  время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета.  Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 16  каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые  термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком  проведения зачета.  За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с  включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом  совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение  опорных мыслей и главных идей.    Методические указания к экзамену.  Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории,  выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной  работы с учебной и научной литературой.  Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.  При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.  При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в  течение 30­45 мин.  Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной  литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не  допускается.  При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,  оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.  Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно­правовых источ¬ников и  литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к  экзаме¬ну, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На  эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим эта¬пом является самоконтроль знания изученного  материала, который за¬ключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее  сложные вопросы жела¬тельно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти.  Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они  усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочно¬сти своих знаний, достаточно беглого повторения учебного  материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.  При подготов¬ке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в  билетах. Записи ответов лучше де¬лать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также  сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа.  Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.  Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно  перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо  детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках  основной проблематики вопроса.

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"

Рабочая программа дисциплины "История мировой культуры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2019