Рабочая программа дисциплины "Проектный метод в школьном краеведении"
Оценка 5
Образовательные программы
docx
география +1
Взрослым
14.07.2019
Рабочая программа дисциплины "Проектный метод в школьном краеведении".
Разработана в соответствии с ФГОС: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505). Направленность (профиль) подготовки: Историко-краеведческое образование. Форма обучения - заочная. Квалификация - магистр.
Б1.В.ДВ.02.02 Проектный метод в школьном краеведении.docx
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________Гайфутдинов А.М.
__ __________ 2018 г.
Проектный метод в школьном краеведении
рабочая программа дисциплины (модуля)
Закреплена за кафедрой
Истории и методики ее преподавания
Направление подготовки
Направление 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль)
Историкокраеведческое образование
Виды контроля на курсах:
зачеты 2
Квалификация
Форма обучения
Общая трудоемкость
магистр
заочная
2 ЗЕТ
Часов по учебному плану
в том числе:
аудиторные занятия
самостоятельная работа
экзамены
72
22
46
4
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
Вид занятий
Лекции
Практические
Итого ауд.
Контактная
работа
Сам. работа
Часы на
контроль
Итого
2
РПД
6
16
22
22
46
4
72
УП
6
16
22
22
46
4
72
Итого
6
16
22
22
46
4
72
6
16
22
22
46
4
72 УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx
стр. 2
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Магсумов Т.А. _________________
Рабочая программа дисциплины
Проектный метод в школьном краеведении
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)
составлена на основании учебного плана:
Направление 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Историкокраеведческое образование
гр. 1788
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2018 протокол № 7.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Истории и методики ее преподавания
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Срок действия программы: 20182019 уч.г.
Зав. кафедрой др ист. наук, профессор И.В.Корнилова УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx
стр. 3
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1 Цель освоения дисциплины формирование знаний и представлений в области проектного обучения школьников и
изучение специфики проектного обучения в сфере краеведческой работы со школьниками, формирование у обучающихся
способности руководить исследовательской работой обучающихся и готовности использовать индивидуальные креативные
способности для самостоятельного решения исследовательских задач, с учётом логических и содержательнометодических
связей в предметных областях "История России. Всеобщая история", "Обществознание" и ориентации на становление
личностных характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность.
1.2 Задачи освоения дисциплины:
1.3 1.формирование способности руководить исследовательской работой обучающихся;
1.4 2.формирование готовности использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения
исследовательских задач;
1.5 3.формирование теоретических знаний и методических умений по организации краеведческой работы с учащимися;
овладение знаниями об истоках, условиях формирования и актуальных направлениях в применения проектной технологии
в школьном историческом краеведении;
1.6 4.освоение общенаучных принципов и методики, необходимых для изучения местной (локальной) истории, а также для
поисковособирательской, атрибутивной и исследовательской практики в музеях, учреждениях, занимающихся
экскурсионнотуристической деятельностью, научных краеведческих центрах;
1.7 5.формирование умений разрабатывать и проводить различные формы внеклассной и внешкольной краеведческой работы;
передача знаний о содержании и методике работы школьного краеведческого кружка;
1.8 6.приобщение школьников к разработке краеведческих исследований, связанных с выявлением и сохранением культурного
и природного наследия.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДВ.02
2.1 Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1 Инновационные процессы в образовании
2.1.2 Инновационные технологии в школьном краеведческом образовании
2.1.3 История российской цивилизации
2.1.4 Методология и методы научного исследования
2.1.5 Научнопедагогическая практика
2.2 Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1 Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты
2.2.2 Научнопедагогическая практика
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПК3: способностью руководить исследовательской работой обучающихся
Знать:
Уметь:
Владеть:
содержание и методику исследовательской работы обучающихся
пути и средства руководства исследовательской работой обучающихся
методики и технологии руководства исследовательской работой обучающихся
определять и характеризовать содержание и методику исследовательской работы обучающихся
использовать различные пути и средства руководства исследовательской работой обучающихся
применять методики и технологии руководства исследовательской работой обучающихся
способами определения и характеристики содержания и методики исследовательской работы обучающихся
навыками использования различные пути и средства руководства исследовательской работой обучающихся
методиками и технологиями руководства исследовательской работой обучающихся
ПК6: готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения
исследовательских задач
правила использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения
исследовательских задач
Знать: УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx
стр. 4
Уметь:
Владеть:
пути и средства использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения
исследовательских задач
методики и технологии использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения
исследовательских задач
применять правила использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения
исследовательских задач
применять пути и средства использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного
решения исследовательских задач
применять методики и технологии использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного
решения исследовательских задач
способами применения правил использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного
решения исследовательских задач
навыками применения путей и средств использования индивидуальных креативных способностей для
самостоятельного решения исследовательских задач
методиками и технологиями использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного
решения исследовательских задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1 Знать:
3.1.1 содержание и методику исследовательской работы обучающихся;
3.1.2 пути и средства руководства исследовательской работой обучающихся;
3.1.3 методики и технологии руководства исследовательской работой обучающихся;
3.1.4 правила использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения исследовательских
задач;
3.1.5 пути и средства использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения
исследовательских задач;
3.1.6 методики и технологии использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения
исследовательских задач;
3.1.7 содержание и логику развития процесса проектного обучения;
3.1.8 теоретические основы проектного обучения и средства использования основ теории на практике;
3.1.9 отличия проектной технологии от традиционной системы обучения, ее преимущества и недостатки;
3.1.10 возрастные особенности, способности, знания и умения учащихся при проектном обучении на различных этапах
образовательного процесса.
3.2 Уметь:
3.2.1 определять и характеризовать содержание и методику исследовательской работы обучающихся;
3.2.2 использовать различные пути и средства руководства исследовательской работой обучающихся;
3.2.3 применять методики и технологии руководства исследовательской работой обучающихся;
3.2.4 применять правила использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения
исследовательских задач;
3.2.5 применять пути и средства использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения
исследовательских задач;
3.2.6 применять методики и технологии использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного
решения исследовательских задач;
3.2.7 использовать научную терминологию;
3.2.8 ориентироваться в задачах, функциях проектного обучения;
3.2.9 использовать основы теории на практике;
3.2.10 планировать учебный процесс в соответствии с принципами проектного обучения;
3.2.11 организовывать классную и внеклассную деятельность в рамках проектного обучения.
3.3 Владеть:
3.3.1 способами определения и характеристики содержания и методики исследовательской работы обучающихся;
3.3.2 навыками использования различные пути и средства руководства исследовательской работой обучающихся;
3.3.3 методиками и технологиями руководства исследовательской работой обучающихся;
3.3.4 способами применения правил использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения
исследовательских задач; УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx
стр. 5
3.3.5 навыками применения путей и средств использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного
решения исследовательских задач;
3.3.6 методиками и технологиями использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения
исследовательских задач;
3.3.7 навыками работы с особенностями данной технологии обучения;
3.3.8 навыками работы с методиками проектного обучения краеведению в конкретных учебных ситуациях.
Код
занятия
1.1
1.2
1.3
2.1
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид
Семестр /
Часов Компетен
Литература Интер
Примечание
занятия/
Раздел 1. Теоретические основы
проектноисследовательской
деятельности
1.Теоретические основы проектно
исследовательской деятельности.
2. Проектная деятельность в школьном
краеведческом образовании. /Лек/
1. Теоретикометодологические основы
формирования проектной культуры
личности.
2. Проектная работа как наиболее
сложный вид методической работы в
образовательной организации.
3. Отличия проектной деятельности от
традиционной исследовательской работы.
4. Классификация проектов.
5. Возможности использования элементов
педагогического проектирования в
собственной профессиональной
деятельности. /Пр/
1. Общая характеристика проектной и
исследовательской деятельности. Понятие
проектной культуры.
2. Различия проектной и
исследовательской деятельности.
3. Типология проектов. Педагогический
проект.
4. Примеры проектов (исследовательские,
социальные, инновационные, бизнес
проекты, гражданских инициатив,
образовательные и т.д.).
5. Проектная деятельность студентов, ее
место и роль в подготовке будущего
педагога.
6. История метода проектов.
7. Цель проектирования.
8. Методы проектирования.
9. Основные требования к проекту.
10. Ресурсное обеспечение проекта.
11. Формы продуктов проектной
деятельности.
12. Проект как средство разрешения
социальных проблем. /Ср/
Раздел 2. Этапы работы над
краеведческим проектом в школе.
Этапы работы над краеведческим
проектом в школе. /Лек/
Курс
ции
акт.
2
2
ПК6
2
4
ПК6
2
14
ПК3 ПК6
0
0
0
Л1.1 Л1.2
Л2.1 Л2.2 Л2.3
Л2.4 Л2.5
Э1 Э3 Э5 Э7
Э8 Э9 Э10 Э11
Л1.1 Л1.2
Л2.1 Л2.2 Л2.3
Л2.4 Л2.5 Л3.1
Л3.2
Э1 Э3 Э4 Э5
Э9
Л1.1 Л1.2
Л2.1 Л2.2 Л2.3
Л2.5 Л3.1
Э1 Э3 Э4 Э5
Э9
2
2
ПК3 ПК6
Л1.2 Л2.1
Л2.3 Л2.5 Л3.3
Э1 Э4 Э5 Э6
0 УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx
стр. 6
2
6
ПК3 ПК6
4
Л1.2 Л2.1
Л2.3 Л2.5 Л3.1
Л3.3
Э1 Э4 Э5 Э6
Э8 Э10 Э11
2
16
ПК3 ПК6
Л1.2 Л2.1
0
Л2.3 Л2.5 Л3.1
Л3.3
Э1 Э4 Э5 Э6
2.2
2.3
1. Структура творческого проекта. Этапы
проектирования.
2. Подготовительный этап: выбор темы,
постановка целей и задач будущего
проекта
3. Планирование: подбор необходимых
материалов, определение способов сбора и
анализа информации.
4. Основной этап: обсуждение
методических аспектов и организация
работы, структурирование проекта, работа
над проектом.
5. Заключительный этап: подведение
итогов, оформление результатов,
презентация проекта.
6. Индивидуальный проект и его
особенности. Структура и этапы
выполнения.
7. Структура урокапроекта. /Пр/
1. Выбор направления проектирования.
Выбор темы. Требования к выбору и
формулировке темы. Определение степени
значимости темы проекта.
2. Определение цели и задач. Типичные
способы определения цели.
Эффективность целеполагания.
3. Понятие «Гипотеза». Процесс
построения гипотезы. Формулирование
гипотезы. Доказательство и опровержение
гипотезы
4. Актуальность и практическая
значимость исследования.
5. Планирование этапов выполнения
проекта; определение способов сбора и
анализа информации; подбор способов
решения, подбор необходимых материалов,
определение способов сбора и анализа
информации проведения исследования,
методов исследования (статистических,
экспериментальных, наблюдений и пр.);
определение способа представления
результатов (формы проекта).
6. Краткосрочный групповой
информационный проект.
7. Минипроект. Ролевой. Характеристика
ролевого мини проекта.
8. Понятие об урокепроекте, урок
решения проектной задачи. /Ср/
Раздел 3. Требования к оформлению и
защите проекта. Оценивание проекта.
3.1
Требования к оформлению и защите
проекта. Оценивание проекта. /Лек/
2
2
ПК3 ПК6
0
Л1.2 Л2.1
Л2.2 Л2.3 Л2.4
Л2.5
Э1 Э2 Э4 Э7 УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx
стр. 7
2
6
ПК3 ПК6
4
Л1.2 Л2.1
Л2.2 Л2.3 Л2.4
Л2.5 Л3.1
Э1 Э2 Э4 Э7
2
16
ПК3 ПК6
0
Л1.2 Л2.1
Л2.2 Л2.3 Л2.4
Л2.5 Л3.1
Э1 Э2 Э4 Э7
3.2
3.3
1. Подготовка презентации. Основные
правила разработки презентации.
2. Освоение приемов тренировки речевого
аппарата. Отработка темпа и ритма речи.
3. Оформление отзыва руководителя и
рецензии преподавателя, учет их
содержания в защитной речи.
4. Участие в учебной конференции
школьных и студенческих
исследовательских работ.
5. Основные критерии оценивания
исследовательских работ.
6. Способы оценки. Оценка собственной
исследовательской работы. /Пр/
1. Презентация исследовательских работ.
Технология публичного выступления.
2. Требования к докладу. Основные части
выступления.
3. Научный стиль речи. Речевые клише.
4. Культура выступления.
Психологический аспект готовности к
выступлению.
5. Логика построения выступления.
Подбор наглядности.
6. Внешний облик и манеры
выступающего.
7. Культура ведения дискуссии:
соблюдение правил этикета, ответы на
вопросы, заключительное слово.
8. Требования к стендовой защите и
мультимедийной презентации.
9. Требования к оформлению титульного
листа и плана работы.
10. Подготовка и оформление списка
литературы.
11. Требования к стилю изложения
работы, к техническим правилам
оформления: поля, ссылки, красные
строки.
12. Возможные варианты и содержание
защитной речи. /Ср/
3.4
Зачет по дисциплине /Зачёт/
2
4
ПК3 ПК6
Л1.1 Л1.2
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
Л2.4 Л2.5 Л3.1
Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3 Э4
Э5 Э6 Э7 Э8
Э9
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация (Зачет)
Вопросы к зачету:
1.Проектирование в профессиональной деятельности педагога.
2.Творческая и исследовательская деятельность и творческий проект.
3.Проект как один из видов самостоятельной деятельности студентов.
4.Положением об индивидуальном проекте.
5.Критерии оценки проекта.
6.Требования к выбору и формулировке темы проекта.
7.Планирование этапов выполнения проекта.
8.Сбор и анализ информации. УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx
стр. 8
9.Методы исследования.
10.Формы проекта.
11.Виды литературных источников информации: учебная литература (учебник, учебное пособие).
12.Справочноинформационная литература (энциклопедия, энциклопедический словарь, справочник, терминологический словарь,
толковый словарь),
13.Научная литература (монография, сборник научных трудов, тезисы докладов, научные журналы, диссертации).
14.Информационные ресурсы (интернет технологии).
15.Правила и особенности информационного поиска в Интернете.
16.Виды чтения.
17.Виды фиксирования информации.
18.Виды обобщения информации.
19.Сбор и уточнение информации (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).
20.Реферат.
21.Тезисы.
22.Правила составления конспектов.
23.Методы работы с текстовыми источниками информации.
24.Оформление пояснительной записки к проекту. Структура пояснительной записки.
25.Требования к оформлению. ГОСТы по оформлению работ.
26.Допустимые сокращения слов в текстах.
27.Правила оформления титульного листа проекта.
28.Оформление библиографического списка.
29.Правила оформления таблиц, графиков, диаграмм, схем.
30.Презентация проекта. Особенности работы в программе PowerPoint.
31.Требования к оформлению презентаций.
32.Формы презентации.
Текущий и рубежный контроль
Эссе
Темы эссе:
1.Метод проектов в педагогике: идейные основы (Дж. Дьюи, Х. Килпатрик).
2.Игровые проекты в образовательной деятельности.
3.Исследовательские проекты в обучении.
4.Исследовательское проектирование при переходе к компетентностному обучению.
5.Образовательный проект как способ реализации интегративной природы педагогической деятельности.
6.Образовательный проект: содержание деятельности педагога, этапы разворачивания проекта.
7.Формирование проектной культуры как педагогическая проблема.
8.Образовательное проектирование как педагогическая проблема.
9.Образовательное проектирование в инновационной школе.
10.Проектная компетентность педагога, пути ее формирования основные характеристики.
11.Проектирование в инновационной школе.
12.Антропологический подход к проблеме проектирования.
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении
6. УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Авторы, составители
Л1.1 Под ред. Ашаниной
Е.Н., Васиной О.В.,
Ежова С.П.
Л1.2 Комарова И.В.
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Заглавие
Современные образовательные технологии: Учебное пособие;
https://biblioonline.ru/book/sovremennye obrazovatelnye
tehnologii438985
Технология проектноисследовательской деятельности
школьников в условиях ФГОС: Электрон. текстовые данные. —
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61038.html (Дата
обращения: 28.08.2018).
6.1.2. Дополнительная литература
Издательство, год
ЮРАЙТ, 2019
СПб. : КАРО, 2015
Авторы, составители
Л2.1 Сейненский А.Е.
Заглавие
Школьное историческое краеведение
Л2.2 Зиангирова Л.Ф.
Развитие познавательной активности старшеклассников в
процессе проектной деятельности:
http://www.iprbookshop.ru/31944
Издательство, год
М.: Педагогическое общество
России, 2014
Саратов: Вузовское
образование, 2015 УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx
Авторы, составители
Л2.3 Шмакова Г.В.
Л2.4 Ф.В. Узунов, В.В.
Узунов, Н.С. Узунова.
Л2.5 Л. Л. Рыбцова [и др
стр. 9
Издательство, год
М.: Юрайт, 2019. 116 с.
Симферополь: Университет
экономики и управления, 2016
Юрайт, 2019
Заглавие
Краеведение: учебное пособие для академического бакалавриата
https://biblioonline.ru/book/kraevedenie441752
Современные образовательные технологии: учебное пособие;
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54717.html
Современные образовательные технологии : учеб. пособие для
бакалавриата и магистратуры / Л. Л. Рыбцова [и др.] ; под общ.
ред. Л. Л. Рыбцовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. —
92 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978 5534
055818. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://biblioonline.ru/book/sovremennye obrazovatelnye
tehnologii441628 (дата обращения: 08.04.2019).: учебное пособие
6.1.3. Перечень учебнометодического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Издательство, год
Авторы, составители
Заглавие
Л3.1 Короткова М.В.,
Студеникин М.Т.
Л3.2
Л3.3 Корнилова И.В.,
Магсумов Т.А., Уткин
А.А.
Практикум по методике преподавания истории в школе: Учебное
пособие для тсуд. высш. учеб. заведений
Профессиональный стандарт педагога
Курсовые и выпускные квалификационные работы по истории:
руководство к выполнению: учебное пособие. Режим доступа:
http://files.tatngpi.ru/eios/Kursovye_i_vypusknye_kvalifikatcionn
ye_raboty_po_istorii_rukovodstvo_k_vypolneniiu_uchebnoe_pos
obie.pdf
М.: Владос, 2000
, 2014
SaintLouis, Missouri, USA:
Science and Innovation Center
Publishing House, 2017
Э1
Э2
Э3
Э4
Э5
Э6
Э7
Э8
Э9
Э10
6.2. Перечень ресурсов информационнотелекоммуникационной сети "Интернет"
Зиангирова Л.Ф. Организация проектной деятельности учащихся [Электронный ресурс]: научнопрактические
рекомендации для учителей, методистов и студентов педвузов/ Зиангирова Л.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Уфа:
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, 2007.— 53 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/31943.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Богомолова О.Б. Искусство презентации [Электронный ресурс]: практикум/ Богомолова О.Б., Усенков Д.Ю.— Электрон.
текстовые данные.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.— 455 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/37678.
— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Бильчак В.С. Развитие научноисследовательской деятельности в регионе [Электронный ресурс]: монография/ Бильчак
В.С., Носачевская Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Калининград: Балтийский федеральный университет им.
Иммануила Канта, 2010.— 265 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23920.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Астанина С.Ю. Организация научноисследовательской работы студентов в дистанционном вузе [Электронный ресурс]:
учебнометодическое пособие/ Астанина С.Ю., Чмыхова Е.В., Шестак Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.:
Современная гуманитарная академия, 2010.— 129 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16932.— ЭБС
«IPRbooks», по паролю
Зиангирова Л.Ф. Развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности [Электронный
ресурс]: монография/ Зиангирова Л.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 163 c.—
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31944.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Московченко А.Д. Методологические и методические основы формирования групп проектного обучения [Электронный
ресурс]: монография/ Московченко А.Д., Алексеев В.П.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский
государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2010.— 134 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/13889.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Организация совместной учебноисследовательской деятельности в открытом информационном пространстве
[Электронный ресурс]: коллективная монография/ Н.Н. Божко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Волгоград:
Волгоградский государственный социальнопедагогический университет, «Перемена», 2012.— 166 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/21465.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального
образования" (с изменениями и дополнениями)
Комарова, И. В. Технология проектноисследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС [Электронный
ресурс] / И. В. Комарова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2015. — 128 c. — 9785 992509861. — Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/61038.html
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа:
http://base.garant.ru/70535556 УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx
стр. 10
Э11
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н “Об утверждении профессионального
стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”. Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/#0
6.3. Перечень информационных технологий
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.1.1 Microsoft Office 2010
6.3.1.2 FineReader 10
6.3.1.3 Антивирус Касперского
6.3.1.4 Windows 7
6.3.1.5 Adobe Acrobat Reader DC
6.3.1.6 NEW Конструктор тестов indigotech.ru
6.3.1.7 SMART Notebook 10
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
6.3.2.1 Перечень ресурсов информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»
6.3.2.2 1.Электронный каталог библиотеки НГПУ. Режим доступа: http://bibl.ngpi.net:81/cgibin/zgate.exe?
init+test.xml,simple.xsl+rus
6.3.2.3 2.Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: https://elibrary.ru
6.3.2.4 3.Национальная электронная библиотека (НЭБ). Режим доступа: https://нэб.рф/
6.3.2.5 4.База данных портала Polpred.com Обзор СМИ Режим доступа: https://polpred.com/news
6.3.2.6 5.Ресурсы East View (ИВИС) Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
6.3.2.7
6.3.2.8 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
6.3.2.9 1.Электроннобиблиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Режим доступа: www.iprbookshop.ru
6.3.2.10 2.Электронная библиотечная система «Юрайт». Режим доступа: https://biblioonline.ru/
6.3.2.11 3.Информационная правовая система Гарант. Режим доступа: http://www.garant.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
7.1 Учебный корпус №2, пер. Железнодорожников, д.9 А.
7.2 218 каб. Учебная аудитория для занятий лекционного и семинарского типа
7.3 Рабочие места: посадочные рабочие места, стол преподавателя, доска классная, кафедра
7.4 Техническая оснащенность: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер
7.5 Наглядный материал: наборы учебнонаглядных пособий
7.6 302 каб. Учебная аудитория для самостоятельной работы
7.7 Рабочие места: посадочные рабочие места.
7.8 Техническая оснащенность: компьютеры с выходом в сеть «Интернет» и доступом в ЭИОС Университета, принтер,
видеокамера Canon, МФУ Kyocera.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно
развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать
дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для
успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера
всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно
проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли какихлибо отступлений, а если были, по какой причине это
произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если чтото осталось
невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное
слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их
конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное,
основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx
стр. 11
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной
странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут
способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое
следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью
разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем
самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ
стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую
дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко
овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются
сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной
дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с
научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует
подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала,
ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов,
поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих
дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен
как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной
лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между
преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебнометодического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение
дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени
(не менее недели) для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники,
учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание
набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы,
затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать
соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за
неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами
подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же
необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким
образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в
тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы
собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления
должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают
развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса
заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа;
последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность
излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических
фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные
предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению
изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять
теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе
самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению.
На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей
исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует
уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx
стр. 12
статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством
преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом
по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение
содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные
ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение
микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся
по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других
форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и
продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля
освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной
дисциплины.
Методические указания к занятиям в интерактивной форме.
Интерактивные формы могут применяться при проведении аудиторных занятий, при самостоятельной работе студентов и других
видах учебных занятий.
Для решения образовательных задач могут быть использованы следующие интерактивные формы: творческие задания; работа в
малых группах; дискуссия; дебаты; круглые столы; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные
игры); изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекциябеседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором
конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс конференция, минилекция); эвристическая
беседа; разработка проекта (метод проектов); использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные
методы обучения (просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки и др.);
обсуждение и разрешение проблем («мозговой штурм», ПОПСформула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и
медиация», «лестницы и змейки»); проведение форумов; тренинги; метод кейсов, портфолио; семинар в диалоговом режиме
(семинардиалог); компьютерные симуляции; компьютерное моделирование и практический анализ результатов.
Алгоритм проведения интерактивного занятия:
I. Подготовка занятия. Преподаватель производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций, подбор конкретной формы
интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. При разработке
интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты: участники занятия, выбор темы; перечень
необходимых условий; что должно быть при подготовке каждого занятия; раздаточные материалы.
II. Вступление. Сообщение темы и цели занятия: участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением
которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь; преподаватель информирует участников о рамочных
условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии; при
необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное); добиться однозначного
семантического понимания терминов, понятий и т.п. Примерные правила работы в группе: быть активным; уважать мнение
участников; быть доброжелательным, пунктуальным, ответственным; не перебивать; быть открытым для взаимодействия,
заинтересованным; стремится найти истину; придерживаться регламента; креативность; уважать правила работы в группе.
III. Основная часть. Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:
выяснение позиций участников; сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами; интерактивное
позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания,
переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового
смысла).
IV. Выводы (рефлексия). Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые
испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к
содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими
выводами, которые делает педагог. Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии: что произвело на вас наибольшее
впечатление? что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало? есть ли чтолибо, что удивило вас в
процессе занятия? чем вы руководствовались в процессе принятия решения? учитывалось ли при совершении собственных действий
мнение участников группы? как вы оцениваете свои действия и действия группы? если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы
изменили в модели своего поведения?
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также
проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на
высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые
знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса.
Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы
развития законодательства. УП: azm44.04.01 ИКО 1788.plx
стр. 13
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема
вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть
его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно
перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса
большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально
организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо
последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать
конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты
вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить
время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета.
Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в
межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или
иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с
включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом
совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение
опорных мыслей и главных идей.
Рабочая программа дисциплины "Проектный метод в школьном краеведении"
Рабочая программа дисциплины "Проектный метод в школьном краеведении"
Рабочая программа дисциплины "Проектный метод в школьном краеведении"
Рабочая программа дисциплины "Проектный метод в школьном краеведении"
Рабочая программа дисциплины "Проектный метод в школьном краеведении"
Рабочая программа дисциплины "Проектный метод в школьном краеведении"
Рабочая программа дисциплины "Проектный метод в школьном краеведении"
Рабочая программа дисциплины "Проектный метод в школьном краеведении"
Рабочая программа дисциплины "Проектный метод в школьном краеведении"
Рабочая программа дисциплины "Проектный метод в школьном краеведении"
Рабочая программа дисциплины "Проектный метод в школьном краеведении"
Рабочая программа дисциплины "Проектный метод в школьном краеведении"
Рабочая программа дисциплины "Проектный метод в школьном краеведении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.