ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с
ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) и авторской программы А. А.
Плешакова «Окружающий мир», рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями
Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа
отражает содержание обучения по предмету «Окружающий мир» с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей в приложении к
изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки,
учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно
тематическом планировании.
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и
естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются
предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются
условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного
учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической
жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы
7.1, мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если
они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем
эмоциональная окрашенность большинства тем, изучаемых в рамках предмета, яркость
иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие
компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот
учебный предмет потенциально привлекательным для детей.
Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с ПрАООП
заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для
изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.
В соответствии с ПрАООП определяются общие задачи предмета:
сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира,
заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между
миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими
изменениями в окружающей среде;
развивать умение устанавливать и выявлять причинноследственные связи в
окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и
действий, совершаемых другими людьми.
Общая характеристика и коррекционноразвивающее значение учебного
предмета
Включение учебного предмета «Окружающий мир» в качестве обязательного для
детей, получающих образование по варианту 7.1 обусловлено не только «цензовым»
характером их образования. Этот предмет, как никакой другой, способствует
формированию картины природного и социального мира. Коррекционноразвивающее
значение предмета было показано работами С.Г. Шевченко. Обучающиеся с ЗПР
преимущественно не умеют:
вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не
могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;
задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;
целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;
выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и
явлениях окружающей действительности.
Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать
повышению сниженной познавательной активности обучающихся с ЗПР, пробуждению
интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей
формируется элементарная система знаний о природе о природе и обществе. Помимо этого
достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как
гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Коррекционноразвивающее значение предмета обеспечивается организацией
процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися
с ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический опыт и
непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу
усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также
упрощением системы учебнопознавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.
Значение предмета «Окружающий мир» в общей системе коррекционно
развивающей работы
В общей системе коррекционноразвивающей работы предмет имеет важное
значение. Младший школьный возраст является периодом, когда у обучающихся с ЗПР
растут возможности использования знаковосимволических средств в качестве опор для
запоминания, воспроизведения, организации мыслительных процессов.
Основное значение имеет естественнонаучный характер предоставляемых знаний.
Последнее ложится в основу для формирования научного мировоззрения.
Учебный материал по большинству тем способствует коррекции существенных
недостатков мыслительных операций.
Он предполагает наличие обобщенных
представлений о видах животных – выделение общих признаков насекомых, птиц, зверей.
Активизируются также операции анализа, сравнения.
Предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для улучшения
учебных высказываний, преодоления речевой инактивности детей с ЗПР. Весьма полезным
является использование ITтехнологий (специальных компьютерных инструментов,
позволяющих детям уточнять представления об окружающем мире с помощью
анимированной наглядности). Все в совокупности призвано активизировать у обучающихся
познавательный интерес, побуждать их к выполнению различных заданий.
Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой
духовнонравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие
задачи социализации ребенка. Практическая ориентация изучаемой тематики способствует
формированию сферы жизненной компетенции.
Место предмета в учебном плане Предмет «Окружающий мир» является обязательным. На его реализацию в форме
урока отводится 14 классах по 2 часа в неделю, итого 66 уроков в 1 классе и по 68 уроков
во24 классах. В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии 1
класса составляет 35 минут, во втором полугодии и последующих классах по 40 минут.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс (68 ч)
Где мы живем (4 ч)
Родная страна. Имя родной страны Россия, или Российская федерация.
Государственные символы РФ: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна.
Государственный язык.
Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений.
Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе.
Проект «Родной город (село)». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с
материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира.
Наше отношение к миру
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». Проверка знаний
и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Экскурсия: «Природа и рукотворный мир»
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для
всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о
зодиакальных созвездиях.
Заглянем в кладовые земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как
люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха
и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки.
Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные
признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки
различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между
растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание
ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля,
разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края.
Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами
их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры
воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства
воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями
дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство,
транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.
Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от
глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и
т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя).
Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский,
грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по
выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста,
учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем
лесу. Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного
города.
Обучающиеся научатся:
объяснять, что такое экономика, и называть её составные части;
классифицировать предметы по характеру материала;
бережно относиться к вещам;
классифицировать транспортные средства;
различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры;
определять названия профессий по характеру деятельности, узнают о профессии своих
родителей и старших членов семьи;
наблюдать за зимними природными явлениями.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны;
изображать производственные цепочки с помощью моделей;
осознавать необходимость посещения культурных учреждений, извлекать из текста
нужную информацию;
проводить исследования.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня.
Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и
лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности
врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность
дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных
средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой,
острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не
купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в
опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним
покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами
семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения
мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.
Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в
общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по
компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие
водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к
природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России.
Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края.
Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы
чтения карты.
Учебный предмет «Окружающий мир» по окончании обучения в начальной школе в
соответствии с ПрАООП позволяет получить:
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и
культуру;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре
разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных
формах семейных традиций;
осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе,
окружающим людям;
личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для
будущего России;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических
образах народного творчества;
установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой
помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных
традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и
коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения
предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:
оперировать со знаковосимволическими изображениями;
находить по требованию учителя необходимую дополнительную информацию;
понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде
схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных
признаков и классифицировать их;
устанавливать причинноследственные связи между явлениями, объектами.
Регулятивные УУД позволяют:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на
уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД позволяют:
формулировать ответы на вопросы;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении
заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.
Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС
НОО обучающихя с ОВЗ и конкретизацией в ПрАООП должны проявиться в
перечисленных ниже знаниях и умениях.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении проявляется:
– в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
– в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать
адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
– в умении написать при необходимости SMSсообщение, правильно выбрать
адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
Овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни, проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни,
разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту
предметов и вещей.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира,
ее
пространственновременной организации, проявляется:
– в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных
представлений об опасности и безопасности; – в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды;
– в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных
достопримечательностей и других;
– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего
мира;
– в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе;
– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы;
– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
– в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком.
В соответствии с ПрАООП для перечисленных показателей рекомендовано
использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы: 0 баллов – нет
продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла
– значительное продвижение.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они
обозначаются в ПрАООП как:
1
2
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях
окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире
природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде; 3
усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и
неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в
окружающей среде;
4
развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в
окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных
действий и действий, совершаемых другими людьми.
По итогам обучения в 1 классе можно определенным образом оценить успешность
Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс
принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении
планируемых предметных результатов. Недостаточная успешность овладения учебным
предметом «Окружающий мир» фактически не бывает изолированной. Трудности же
освоения учебных предметов, относящихся к разным предметным областям, могут служить
основанием повторного обследования обучающегося в ПМПК для уточнения его
образовательных потребностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс ( 68 часов)
№ Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Дата
Дата
план
факт
Где мы живём ( 4ч)
1
4.09
Знакомство с
учебником.
Родная страна.
различать государственные символы России;
анализировать информацию учебника;
различать национальные языки и государственный
язык России;
извлекать из различных источников сведения о
символах России.
2
6.09
Город и село.
Проект «Родной
город (село)».
Тест.
сравнивать город и село;
рассказывать о своём доме по плану;
формулировать выводы; распределять обязанности по выполнению проекта;
собирать информацию о выдающихся земляках;
проводить презентацию с демонстрацией
фотографий, слайдов;
оценивать свои достижения.
3
11.09
Природа и
рукотворный мир.
Экскурсия.
различать объекты природы и предметы
рукотворного мира;
работать в паре и группе;
формулировать выводы из изученного материала;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения.
выполнять задания учебника;
оценивать свои достижения и достижения учащихся.
4
13.09
Проверим себя и
оценим свои
достижения по
разделу «Где мы
живём?»
Природа ( 20ч)
5
18.09
Неживая и
живая природа.
классифицировать объекты природы по существенным
признакам;
различать объекты неживой и живой природы;
устанавливать связи м/у живой и неживой природой;
работать в паре.
6
20.09
Явления
природы.
Практическая
работа.
работать в паре: различать объекты и явления
природы;
приводить примеры явлений неживой и живой
природы, сезонных явлений;
рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в
жизни дерева.
7
25.09
Что такое
погода?
наблюдать и описывать состояние погоды за окном
класса;
характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;
приводить примеры погодных явлений;
сопоставлять научные и народные предсказания
погоды;
работать со взрослыми: составить сборник народных
примет своего народа.
8
27.09
В гости к осени
(экскурсия)
наблюдать изменения в неживой и живой природе,
устанавливать взаимозависимость м/у ними;
определять природные объекты с помощью атласа
определителя;
оценивать результаты своих достижений на
экскурсии.
9
2.10
В гости к осени.
работать в группе: знакомиться по учебнику с
осенними изменениями в неживой и живой природе;
рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой
природе родного края (на основе наблюдений);
сопоставлять картины осени на иллюстрациях
учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны
во время экскурсии;
прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой
природе с явлениями в неживой природе.
10
4.10
Звёздное небо.
находить на рисунке знакомые созвездия;
сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия;
моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;
находить информацию о созвездиях в дополнительной
литературе, Интернете;
осуществлять самопроверку.
11
9.10
Заглянем в
кладовые
Земли.
Практическая
работа.
практическая работа: исследовать с помощью лупы
состав гранита, рассматривать образцы полевого
шпата, кварца и слюды;
различать горные породы и минералы;
работать в паре: готовить краткое сообщение о горных 12
11.10
13
16.10
Про воздух …
…И про воду.
Практическая
работа
породах и минералах;
формулировать выводы.
рассказывать о значении воздуха и воды для растений,
животных и человека;
работать в паре: анализировать схемы, показывающие
источники загрязнения воздуха и воды;
описывать эстетическое воздействие созерцания неба
и водных просторов на человека;
наблюдать небо за окном и рассказывать о нём,
пользуясь освоенными средствами выразительности;
находить информацию об охране воздуха и воды
родного края.
14
18.10
Какие бывают
растения? Тест.
устанавливать по схеме различия м/у группами
растений;
работать в паре: называть и классифицировать
растения, осуществлять самопроверку;
приводить примеры деревьев, кустарников, трав
своего края;
определять растения с помощью атласаопределителя;
оценивать эстетическое воздействие растений на
человека.
15
23.10
Какие бывают
животные?
работать в паре: соотносить группы животных и их
существенные признаки;
работать в группе: знакомиться с разнообразием
животных, находить в рассказах новую информацию о
них, выступать с сообщением;
сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании
материала книги «Зелёные страницы», выявлять
зависимость строения тела животного от его образа
жизни.
16
25.10
Невидимые
нити.
устанавливать взаимосвязи в природе;
моделировать изучаемые взаимосвязи;
выявлять роль человека в сохранении или нарушении 17
8.11
Дикорастущие и
культурные
растения.
Практическая
работа.
18
13.11
Дикие и
домашние
животные.
этих взаимосвязей;
оценивать свои достижения.
сравнивать и различать дикорастущие и культурные
растения;
осуществлять контроль и коррекцию;
классифицировать культурные растения по
определённым признакам;
находить информацию о растениях;
обсуждать материалы книги «Великан на поляне».
сравнивать и различать диких и домашних животных;
приводить примеры диких и домашних животных,
моделировать значение домашних животных для
человека;
рассказывать о значении домашних животных и уходе
за ними.
19
15.11
Комнатные
растения.
Практическая
работа.
узнавать комнатные растения на рисунках,
осуществлять самопроверку;
определять с помощью атласаопределителя
комнатные растения своего класса;
оценивать роль комнатных растений для физического
и психического здоровья человека.
20
20.11
Животные
живого уголка.
рассказывать о животных живого уголка и уходе за
ними;
рассказывать о своём отношении к животным живого
уголка, объяснять их роль в создании благоприятной
психологической атмосферы;
осваивать приёмы содержания животных живого
уголка в соответствии с инструкциями.
21
22.11
Про кошек и
собак. Тест.
определять породы кошек и собак;
обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека 22
27.11
Красная книга.
и создании благоприятной психологической атмосферы
в доме;
объяснять необходимость ответственного отношения
к домашнему питомцу.
выявлять причины исчезновения изучаемых растений
и животных;
предлагать и обсуждать меры по их охране;
использовать тексты учебника для подготовки
собственного рассказа о Красной книге;
подготовить с помощью дополнительной литературы,
Интернета сообщение о растении или животном из
Красной книги России (по своему выбору).
23
29.11
24
4.12
Будь природе
другом! Проект
«Красная книга,
или Возьмём
под защиту».
анализировать факторы, угрожающие живой природе,
рассказывать о них;
знакомиться с Правилами друзей природы и
экологическими знаками;
предлагать аналогичные правила;
распределять обязанности по выполнению проекта;
извлекать информацию из различных источников;
Проверим себя
и оценим свои
достижения по
разделу
«Природа».
Проверочная
работа.
составлять собственную Красную книгу;
презентовать Красную книгу.
выполнять тестовые задания учебника;
оценивать правильность / неправильность
предложенных ответов;
оценивать бережное или потребительское отношение к
природе;
формировать адекватную самооценку в соответствии с
набранными баллами.
Жизнь города и села (10ч)
25
6.12
Что такое
экономика?
рассказывать об отраслях экономики по
предложенному плану; анализировать взаимосвязи отраслей экономики при
производстве определённых продуктов;
моделировать взаимосвязи отраслей экономики
самостоятельно предложенным способом;
извлекать из различных источников сведения об
экономике и важнейших предприятиях региона и
своего села и готовить сообщение.
классифицировать предметы по характеру материала;
прослеживать производственные цепочки,
моделировать их;
приводить примеры использования природных
материалов для производства изделий.
26
11.12
Из чего что
сделано?
27
13.12
Как построить
дом?
рассказывать о строительстве городского и сельского
домов (по своим наблюдениям);
28
18.12
Какой бывает
транспорт?
Культура и
образование.
Экскурсия.
29
20.12
30
25.12
сравнивать технологию возведения многоэтажного
городского дома и одноэтажного сельского;
рассказывать о строительных объектах в своём селе;
предлагать вопросы к тексту.
классифицировать средства транспорта;
узнавать транспорт служб экстренного вызова;
запомнить номера телефонов экстренного вызова 01,
02, 03.
различать учреждения культуры и образования;
приводить примеры учреждений культуры и
образования, в том числе в своём регионе;
Все профессии
важны. Проект
«Профессии».
рассказывать о труде людей известных детям
профессий, о профессиях своих родителей и старших
членов семьи;
определять названия профессий по характеру
деятельности;
обсуждать роль людей различных профессий в нашей
жизни; 31
27.12
В гости к зиме
(экскурсия)
32
15.01
В гости к зиме.
формулировать выводы;
распределять обязанности по подготовке проекта;
интервьюировать респондентов об особенностях их
профессий.
наблюдать над зимними погодными явлениями;
исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его
состояние в зависимости от чередования оттепелей,
снегопадов и морозов;
распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена
растений и следы животных;
наблюдать за поведением зимующих птиц.
обобщать наблюдения над зимними природными
явлениями, проведёнными во время экскурсий;
формулировать правила безопасного поведения на
улице зимой;
вести наблюдения в природе и фиксировать их в
«Научном дневнике».
33
17.01
Проверим себя
и оценим свои
достижения по
разделу «Жизнь
города и села»
выполнять тестовые задания учебника;
оценивать правильность / неправильность
предложенных ответов;
оценивать бережное или потребительское отношение к
природе;
формировать адекватную самооценку в соответствии с
набранными баллами. 34
22.01
Презентация
проектов
«Родное село»,
«Красная книга,
или Возьмём
под защиту»,
«Профессии».
выступать с подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других
учащихся.
Здоровье и безопасность (9ч)
35
24.01
Строение тела
человека.
36
29.01
Если хочешь
быть здоров.
называть и показывать внешние части тела человека;
определять на муляже положение внутренних органов
человека;
моделировать внутреннее строение тела человека.
рассказывать о своём режиме дня;
составлять рациональный режим дня школьника;
обсуждать сбалансированное питание школьника;
различать продукты растительного и животного
происхождения;
формулировать правила личной гигиены и соблюдать
их.
37
31.01
Берегись
автомобиля!
Практическая
работа.
моделировать сигналы светофоров;
характеризовать свои действия как пешехода при
различных сигналах;
различать дорожные знаки и ;
формулировать правила движения по загородной
дороге.
38
5.02
Школа
пешехода.
формулировать правила безопасности на основе
прочитанных рассказов;
учиться соблюдать изученные правила безопасности
под руководством учителя или инструктора ДПС.
39
7.02
Домашние
опасности.
объяснять потенциальную опасность бытовых
предметов и ситуаций;
формулировать правила безопасного поведения в
быту; узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;
сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.
40
12.02
Пожар.
характеризовать пожароопасные предметы;
запомнить правила предупреждения пожара;
моделировать вызов пожарной охраны по обычному и
мобильному телефону;
рассказывать о назначении предметов
противопожарной безопасности;
находить в Интернете информацию о работе
пожарных, готовить сообщение.
41
14.02
На воде и в
лесу. Тест.
характеризовать потенциальные опасности
пребывания у воды и в лесу;
запомнить правила поведения во время купания;
различать съедобные и ядовитые грибы;
находить нужную информацию в книге «Зелёные
страницы»;
определять с помощью атласаопределителя жалящих
насекомых.
42
19.02
Опасные
незнакомцы.
характеризовать потенциальные опасности при
контактах с незнакомыми людьми;
предлагать и обсуждать варианты поведения в
подобных ситуациях;
моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС;
моделировать правила поведения в ходе ролевых игр. 43
21.02
Проверим себя
и оценим свои
достижения по
разделу
«Здоровье и
безопасность».
Проверочная
работа.
выполнять тестовые задания учебника;
оценивать правильность / неправильность
предложенных ответов;
оценивать бережное или потребительское отношение к
природе;
формировать адекватную самооценку в соответствии с
набранными баллами.
Общение (7ч)
44
26.02
Наша дружная
семья. Тест.
рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о
семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере,
общих занятиях;
формулировать понятие «культура общения»;
обсуждать роль семейных традиций для укрепления
семьи;
моделировать ситуации семейного чтения, семейных
обедов.
45
28.02
Проект
«Родословная».
интервьюировать родителей о представителях
старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;
46
5.03
В школе.
отбирать фотографии из семейного архива;
составлять родословное древо семьи;
презентовать свой проект.
рассказывать о своём школьном коллективе,
совместных мероприятиях в классе, школе;
обсуждать вопрос о культуре общения в школе;
формулировать правила общения с одноклассниками и
взрослыми в стенах школы и вне её;
оценивать с нравственных позиций формы поведения;
моделировать различные ситуации общения на уроке и
переменах. 47
7.03
Правила
вежливости.
Практическая
работа.
обсуждать, какие формулы вежливости имеются в
русском языке и как они применяются в различных
ситуациях общения;
формулировать привила поведения в общественном
транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины
с женщиной;
моделировать ситуации общения в различных
ситуациях.
48
12.03
Ты и твои
друзья. Тест.
обсуждать моральноэтические аспекты дружбы на
примере пословиц народов России;
49
14.03
50
19.03
обсуждать проблему подарка в день рождения друга;
обсуждать правила поведения за столом;
формулировать правила этикета в гостях.
обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и
формулировать их;
обсуждать правила поведения в общественном
транспорте и формулировать их на основе
иллюстраций учебника.
выполнять тестовые задания учебника;
оценивать правильность / неправильность
предложенных ответов;
оценивать бережное или потребительское отношение к
природе;
формировать адекватную самооценку в соответствии с
набранными баллами
Мы – зрители и
пассажиры.
Тест.
Проверим себя
и оценим свои
достижения по
разделу
«Общение».
Проверочная
работа.
Путешествия (18ч)
51
21.03
Посмотри
вокруг. Тест.
сравнивать фотографии в учебнике, находить линию
горизонта;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
анализировать текст учебника;
формулировать вывод о форме Земли.
52
2.04
Ориентирование
на местности.
находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от
дома до школы, в своём селе; 53
54
4.04
16.04
Практическая
работа.
знакомиться с устройством компаса и правилами
работы с ним;
Ориентирование
на местности.
осваивать приёмы ориентирования по компасу;
знакомиться со способами ориентирования по солнцу,
по местным природным признакам.
Формы земной
поверхности.
Экскурсия
сопоставлять фотографии равнины и гор для
выявления существенных признаков этих форм земной
поверхности;
анализировать цветовое обозначение равнин и гор на
глобусе;
сравнивать по схеме холм и гору;
характеризовать поверхность своего края.
55
18.04
Водные
богатства.
различать водоёмы естественного и искусственного
происхождения, узнавать их по описанию;
Экскурсия
анализировать схему частей реки;
56
23.04
В гости к весне
(экскурсия).
57
25.04
В гости к весне.
на основе наблюдений рассказывать о водных
богатствах своего края;
обсуждать эстетическое воздействие моря на
человека;
составлять фоторассказ на тему «Красота моря».
наблюдать за состоянием погоды, таянием снега,
появлением зелени, цветением растений, появлением
первых птиц и т. д., используя при этом атлас
определитель «От земли до неба»;
формулировать выводы о весенних явлениях
природы, воздействии пробуждения природы на
человека.
рассказывать о своих весенних наблюдениях в
природе родного края;
знакомиться с изменениями в неживой и живой
природе весной;
моделировать взаимосвязи весенних явлений в
неживой и живой природе; 58
30.04
Россия на карте.
Практическая
работа.
59
2.05
Проект «Города
России».
наблюдать весенние явления в природе и фиксировать
свои наблюдения в рабочей тетради.
сравнивать изображение России на глобусе и карте;
соотносить пейзажи России на фотографиях с
местоположением их на физической карте России;
осваивать приёмы чтения карты;
учиться правильно показывать объекты на настенной
карте.
распределять обязанности по выполнению проекта;
в дополнительных источниках находить сведения об
истории и достопримечательностях избранного для
исследования города;
составлять презентацию своего исследования;
60
7.05
Путешествие по
Москве.
презентовать свои проекты.
находить Москву на карте России;
знакомиться с планом Москвы;
описывать достопримечательности по фотографиям;
отличать герб Москвы от гербов других городов;
совершить виртуальную экскурсию по Москве с
помощью Интернета.
61
14.05
Московский
Кремль. Тест.
обсуждать значение Московского Кремля для
каждого жителя России;
находить на фотографии достопримечательности
Кремля;
находить сведения об истории Кремля, готовить
сообщение.
62
16.05
Город на Неве.
находить СанктПетербург на карте России;
знакомиться с планом СанктПетербурга;
описывать достопримечательности по фотографиям;
отличать герб СанктПетербурга от гербов других 63
21.05
Путешествие по
планете. Тест.
64
23.05
Путешествие по
материкам.
городов;
совершить виртуальную экскурсию по Санкт
Петербургу с помощью Интернета.
сравнивать глобус и карту мира;
находить, называть и показывать на глобусе и карте
мира океаны и материки;
соотносить фотографии, сделанные на разных
материках, с местоположением этих районов на карте
мира.
находить материки на карте мира;
знакомиться с особенностями материков с помощью
учебника и других источников информации;
готовить сообщения и выступать с ними перед
классом.
65
28.05
Страны мира.
Проект
«Страны мира».
сравнивать физическую и политическую карты мира;
находить и показывать на политической карте мира
территорию Россию и других стран;
66
Впереди лето.
определять, каким странам принадлежат
представленные флаги;
распределять обязанности по выполнению проекта;
готовить сообщения о выбранных странах;
подбирать фотографии достопримечательностей.
определять цветущие летом травы, насекомых и
других животных с помощью атласаопределителя;
приводить примеры летних явлений в неживой и
живой природе;
рассказывать о красоте животных по своим
наблюдениям;
за лето подготовить фоторассказ по темам «Красота
лета», «Красота животных».
67
68
Проверим себя
и оценим свои
достижения по
разделу
«Путешествия».
Проверочная
работа.
Презентация
проектов
«Родословная»,
«Города
России»,
«Страны мира».
выполнять тестовые задания учебника;
оценивать правильность / неправильность
предложенных ответов;
оценивать бережное или потребительское отношение к
природе;
формировать адекватную самооценку в соответствии с
набранными баллами
выступать с подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других
учащихся.
Учебнометодический комплекс, реализующий рабочую программу
« Окружающий мир» для учащихся 14 классов
А.Плешаков «Окружающий мир». Учебник 2кл. в 2ух частях
А.Плешаков «Окружающий мир». Рабочая тетрадь 2кл. в 2ух частях
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа для детей с задержкой психического развития.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.