Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сладковская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО» МО учителей Руководитель МО________ Румянцева Н.А. ________________ Протокол №___ от «___________» 2017 г |
«СОГЛАСОВАНО» зам. по УВР ________________ О.А. Забелина «___»___________2017 г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»: директор школы _______________ Л.Г. Кибитцева «___»_________2017 г.
|
Рабочая программа дополнительного образования
(общеинтеллектуальное направление)
1ступень
(ступень образования) один год
(срок реализации программы)
Количество часов в неделю – 1 час
Программа разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
Составитель: Мухина Валентина Николаевна,
учитель начальных классов
Сладково
2017
Пояснительная записка. Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 3040%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Основная цель – подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам. Данная цель достигается через решение следующих задач:
- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
- решение нестандартных логических задач;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Программа кружка состоит из двух разделов:
I раздел. Математика. II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.
Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют задания дистанционных олимпиад.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Математика.
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике и информатике.
Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.
Выполнение заданий по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. В процессе выполнения упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
• Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
• О предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
• Проговаривать последовательность действий .
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Читать и пересказывать текст.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий:
чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
На изучение курса предложено 34 часа. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Дата проведения |
1 |
Хорошо ли ты знаешь русский язык и математику. |
|
2 |
Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит»). |
|
3 |
Интеллектуальные игры. Игры с числами. |
|
4 |
Развивающие игры. (Развиваем логическое мышление и сообразительность). |
|
5 |
Арифметические операции над многозначными числами. Приёмы, облегчающие вычисления (умножение и деление.) |
|
6 |
Арифметические операции. Головоломки, ребусы. |
|
7 |
Олимпиадные задания по математике. Арифметический материал. Составление выражений. |
|
8 |
Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными). |
|
9 |
Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика. Морфемика. |
|
10 |
Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология. Лексика. |
|
11 |
Решение заданий интеллектуального марафона прошлых лет. |
|
12 |
Олимпиадные задания по математике. Логические задачи. |
|
13 |
Олимпиадные задания по математике. Текстовые задачи. |
|
14 |
Математические фокусы. |
|
15 |
Волшебные (магические квадраты) и волшебная таблица. |
|
16 |
Олимпиадные задания по математике. Геометрия на |
|
|
плоскости. |
|
17 |
Интересные приёмы устных вычислений. |
|
18 |
Задачки о времени. |
|
19 |
Олимпиадные задания по окружающему миру. |
|
20 |
Мир вокруг нас. |
|
21 |
Арифметические и грамматические игры. |
|
22 |
Происхождение слов. Почему их так называют? Словапришельцы. |
|
23 |
Приемы быстрого счета. Числа-великаны. Применение предметных знаний в нестандартных ситуациях. |
|
24 |
Олимпиадные задания по математике. Геометрические задачи. |
|
25 |
Олимпиадные задания по математике. Геометрия в пространстве. |
|
26 |
Занимательная геометрия. |
|
27 |
Крылатые слова и выражения. |
|
28 |
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. |
|
29 |
Поиск ответов на вопросы в энциклопедии и интернете. |
|
30 |
Форма родительного падежа множественного числа имен существительных. |
|
31 |
Решение орфографических задач. |
|
32 |
Задачи с несколькими решениями. |
|
33 |
Задачи с различной степенью наглядности решения (чертежи, схемы, иллюстрирование). |
|
34 |
Логические задачи. Задачи-смекалки, задачи-шутки. |
|
Тематическое планирование составлено на основе следующей литературы.
1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.4 класс. - М.:РОСМЭН.-2011.
2. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа.2-4 классы-М. : Айрис-пресс,2010.
3. Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике:1-4 классы - М.: Первое сентября,2012.
4. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. - М.:ВАКО,-2010.
5. Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". - М.:ВАКО,-2012.
6. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО,2009.
7. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2011.
8. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2012 год.
http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html
9. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы.
http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
10. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.