Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста
Оценка 4.9

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
5 кл
05.06.2018
Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста
Инструментарий диагностики уровня языковой и речевой компетенций
ПРОГРАММА мигранты 5 класс.docx
Инструментарий диагностики уровня языковой и речевой компетенции детей­мигрантов Диагностический   инструментарий   сформирован   Полынцевой   Ириной   Николаевной,   руководителем   городского методического объединения по социализации и адаптации детей­мигрантов, методистом, учителем начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4. Методические материалы разработаны для диагностики уровня речевой и языковой компетенций детей­мигрантов по следующим аспектам:   понимание (аудирование, чтение);  говорение (диалог, монолог).   Материалы   диагностики   предполагают   проведение   обследования   детей­мигрантов,   поступающих   в   российскую школу на уровень начального общего образования, в 5­й класс, и обучающихся во 2­4 классах.  В основе диагностических материалов – художественные и научно­познавательные тексты объёмом 60­120 слов с вопросами и заданиями. В зависимости от обследуемого аспекта текст можно использовать как для самостоятельного чтения учащимся, так и для прослушивания в исполнении учителя. К каждому тексту предлагается 4­5 вопросов по содержанию прочитанного, задание на объяснение лексического значения слов или выражений, взятых из текста, а также примерные   задания   (на   усмотрение   учителя).   Художественные   тексты   (сказки,   рассказы)   объёмом   60­100   слов рекомендуется использовать в работе с детьми­мигрантами 2­3 классов. Научно­познавательные или художественные тексты объёмом 85­120 слов рекомендуется использовать в работе с учащимися 4­5 классов.  Организация   оценки   уровня  речевой  и   языковой   компетенций   предполагает   индивидуальную   работу   с  каждым учащимся.   Время   обследования   –   20­30   минут   на   одного   ребёнка.   Результаты   диагностики   заносятся   в   таблицу. Формирование учебных групп для изучения русского языка должно осуществляться с учетом уровня владения языком. По результатам диагностики учитель может определить состав учебной группы, спланировать дополнительные занятия, организовать индивидуальную работу, назначить консультанта из учащихся класса. Результаты итоговой диагностики покажут динамику в развитии речевых умений и языковых знаний детей­мигрантов.  1 Инструментарий диагностики уровня языковой и речевой компетенций детей­мигрантов  Вид деятельност Сформированные речевые и языковые компетенции и Нулевой уровень Понимание – аудирование Учащийся не понимает русского языка Понимание – чтение  Говорение   – диалог, монолог Учащийся   не   умеет   читать;   знает   и   правильно   называет некоторые буквы русского алфавита Учащийся не говорит на русском языке; говорит некоторые простые слова; не может ответить на вопросы. Понимание – аудирование Понимание – чтение  Говорение   – диалог, монолог Низкий уровень Учащийся понимает отдельные знакомые слова или короткие фразы   в   медленно   и   четко   звучащей   речи   из   ситуаций повседневной   жизни   (Школа,   дом,   есть,   пить,   родители, мальчик, девочка. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты родился? и т.д.) Учащийся   знает   и   правильно   называет   буквы   русского алфавита, читает по слогам слова, короткие фразы; при чтении путает буквы. Учащийся может задавать простые вопросы и отвечать на них в   рамках   известных   ему   тем;   используя   короткие   фразы, рассказывает   о   себе,   об   услышанном   или   прочитанном (условие: медленно звучащая речь собеседника).  Средний уровень Понимание – Учащийся   понимает   основные   положения   четко 2 аудирование Понимание – чтение  Говорение   – диалог, монолог произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные ему темы, с которыми приходится иметь дело в школе,   на   отдыхе   и   т.д.   Понимает,   о   чём   идет   речь   в услышанном рассказе. Речь говорящих должна быть при этом четкой и относительно медленной. Читает   и   понимает   тексты,   построенные   на   языковом материале повседневного общения (короткие рассказы, сказки, истории).   Понимает   описания   событий,   чувств,   намерений героев произведений. Умеет   общаться   в   большинстве   ситуаций.   Может   без предварительной   подготовки   участвовать   в   диалогах   на знакомую ему/ интересующую  его тему (например, «семья», «хобби»,   «путешествие»,   «текущие   события»).   Отвечает   на вопросы, задаёт вопросы. Умеет строить простые связные высказывания о своих личных впечатлениях,   событиях,   рассказывать   о   своих   мечтах, желаниях.   Может   рассказать   историю   или   изложить   сюжет книги или фильма и выразить к этому свое отношение. Достаточный уровень Понимание – аудирование Понимание – чтение  Учащийся   хорошо   понимает   русскую   речь:   прочитанные собеседником   тексты,   рассказанные   истории.   Понимает развернутые объяснения учителя по учебным темам. Понимает содержание большинства кинофильмов, если их герои говорят на литературном языке. Выразительно   и   осознанно   читает,   понимает   смысл художественных   и   научно­познавательных   произведений   в рамках возрастных норм. Говорение   – Умеет   без   подготовки   довольно   свободно   участвовать   в 3 диалог, монолог диалогах   с   одноклассниками,   учителем.   Умеет   принимать активное   участие   в   дискуссии   по   знакомой   ему   проблеме, обосновывать   и   отстаивать   свою   точку   зрения.   Уверенно отвечает на вопросы.  Тексты для проведения диагностики 3­4 класс Текст 5. Северный олень По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивительное животное — северный олень: крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает, возит по тундре людей, грузы. А распрягут — он сам себе еду добывает. Олений корм — кустистый ягель. Это низенькое растение светло­серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по серебру. Зимой серебряное пастбище занесёт глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля, северный олень должен разгребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы. К долгожданному приходу весны у него полностью стёрты копыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у северного оленя нет.  (91 слово)                                                                                     (По Н. Надеждиной) Вопросы и задания: 1. Прочитать выразительно текст (или прослушать текст). 2. Ответить на вопросы:   Где живут северные олени?  Чем питается олень?  Как олень добывает корм зимой? 4  Какую пользу приносит северный олень людям?  Почему оленя называют удивительным животным?  С чем сравнивает автор копыта оленя? 3. Объяснить лексическое значение слов пастбище, ягель, добывать. 4­5 класс Текст 6. Медведь Медведь — гроза всех лесных обитателей. Только человеку он не так уж страшен. Человека медведь сам боится и первый не нападает. Бродит   медведица   с   медвежатами,   обнюхивает   каждую   кочку.   Вдруг   она   насторожилась.   Медвежата   тоже приостановились. Не поймут, в чём дело. А медведица людей увидела. Медвежата тоже людей заметили. Хотели бежать навстречу — они привыкли никого не бояться. Но медведица как рявкнет — и в кусты. Медвежата потрусили за ней. Так и увела медведица малышей от самого страшного врага — человека. В другой раз зачуяла медведица свежий человеческий след, заворчала, и бежать пустилась. Теперь медвежата будут уходить прочь даже от запаха человека. Так получили первый урок осторожности медвежата.  (102 слова)                                                                                  (По Г. Скребицкому) Вопросы и задания: 1. Прочитать выразительно текст (или прослушать текст). 2. Ответить на вопросы:   О каком лесном животном говорится в рассказе? 5  Почему медведь не страшен человеку?   Как называются детёныши медведя?  Какие уроки даёт медведица медвежатам? 3. Объяснить лексическое значение слов и выражений бродит по лесу, насторожилась, потрусили за медведицей, зачуяла. 4. Какие слова в тексте не понятны? 2­4 класс Текст 7. Лисья семья Раннее утро. Лиса принесла в зубах мышь, положила её у норы. Из норы показались тёмные острые мордочки лисят. Они услышали, что пришла мать и поспешили к ней. Выбежали зверьки на полянку, стали играть. Вот один лисёнок заметил мышь, подбежал и потрогал лапкой. А мышь живая, лиса её только слегка придушила. Тронул лисёнок мышку, она пустилась бежать. Лисёнок за ней. Другие тоже заметили и пустились в погоню. Но попробуй, догони! Тут лиса, как кошка, бросилась на добычу. Схватила и опять отнесла на полянку. Лисята окружили, стали ловить. До тех пор играли, пока не задушили. Вот и получили первый урок, как ловить добычу.  (101 слово)                                                                                  (По Г. Скребицкому) Вопросы и задания: 1. Прочитать выразительно текст (или прослушать текст). 2. Ответить на вопросы:   Что принесла лиса в зубах? 6  Кто выскочил из норы?   За кем пустились бежать лисята?  Какой урок  получили лисята?  С каким животным сравнивается лиса? 3. Объяснить лексическое значение слов и выражений поспешили, пустилась бежать,  погоня. 4. Составить свой вопрос к тексту. 3­4 класс Текст 8. Кошка Голова у кошки круглая. На голове торчат небольшие чуткие уши. Глаза как будто расколоты посередине. Эта узкая щель расширяется в темноте, что помогает кошке лучше видеть. Всё тело кошки мягкое, гибкое. Хвост длинный и пушистый. Ноги короткие, но сильные. Каждый палец вооружён острым выгнутым когтем. Кошка умеет сделать свою лапу бархатной. Она ловко прячет когти, чтобы не притупились. Ходит на пальцах, но когтями по полу не стучит. Кошка высоко прыгает и лазает по деревьям. Она аккуратная, не любит сырости и грязи. Очень привязана к своим детям и отважно их защищает. Кошка больше привыкает к дому, чем к человеку.  (100 слов)                                                                                      (По К. Ушинскому) Вопросы и задания: 1. Прочитать выразительно текст. 2. Ответить на вопросы:   О каком животном говорится в рассказе?  Какой у кошки хвост?   Какое у кошки тело?  Как кошка делает свою лапку бархатной?  Чего не любит кошка? 7  Кого отважно защищает кошка? 3. Объяснить лексическое значение слов и выражений привязана к детям, отважно защищает, чуткие уши. Каки 4­5 класс Текст 11. Лесные пожары Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнём. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра. Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонёк лизнул сухую ветку, зажёг и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползёт в небо. Начался лесной пожар. Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных обитателей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосёнок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А   какое   жуткое,   тоскливое   зрелище   —   выгоревшие   участки!   Чёрная   земля,   чёрные   стволы   упавших   мертвых деревьев. Много лет пройдёт, пока снова вырастет живой лес. (102 слова)                                                                                  (По Г. Скребицкому) Вопросы и задания: 1. Прочитать выразительно текст (или прослушать текст). 2. Ответить на вопросы:   От чего возникают лесные пожары?  Как распространяется пожар в лесу?   Кто страдает от пожара в лесу?  Что остаётся в лесу после пожара?  Какие правила нужно соблюдать, чтобы не случилось пожара в природе? 3. Объяснить лексическое значение выражений небрежное обращение, тлеющие угли, мечутся звери по лесу. 3­5 класс 8 Текст 12. Кукуруза Откуда у кукурузы такое смешное имя. Есть догадки. По­румынски «кукуруза» — еловая шишка. По­турецки «кокороз» — «кукурузный стебель». Значит, имя произошло от румын или от турок. А сама кукуруза? Жил на свете знаменитый путешественник Христофор Колумб. Он открыл Америку. Однажды его матросы увидели на полях индейцев высоченные стебли с золотыми початками. Индейцы называли растение маисом. Возвращаясь в Испанию, моряки захватили несколько мешков с зерном маиса. Испанские крестьяне не знали, что делать с золотыми зёрнами, но послушали моряков и посеяли их. Сейчас маис растёт во многих странах. Где­то растению дали новые имена — кукуруза, царевица, царка. Словом, царица. Подходящее название для этого полезного растения.  (100 слов)                                                                    (По А. Дитриху и Г. Юрмину) Вопросы и задания: 1. Прочитать выразительно текст. 2. Ответить на вопросы:   О каком растении говорится в тексте?  Что означает слово «кукуруза» на румынском языке?   Как называют кукурузу индейцы?  Кто привёз кукурузу в Испанию?  Какие названия есть у кукурузы? 3. Объяснить лексическое значение слов и выражений знаменитый, крестьяне, полезное растение. 4. В каких блюдах используется кукуруза в вашей семье? 4. Какие животные называются домашними и почему? 9 класс Нулевой  уровень Низкий  уровень Средний  уровень Достаточный уровень Чел.      % Чел.     % Чел.     % Чел.     % Численность  обучающихся детей­ мигрантов Чел.     % 10 Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста СОДЕРЖАНИЕ: 1. Введение 2. Цели и задачи обучения 3. Содержание коммуникативно­речевой компетенции 4. Содержание языковой компетенции 5. Формы контроля уровня сформированности речевых и культурологических умений и навыков 6. Календарно­тематическое планирование 7. Библиография 8. Приложение: авторская программа О.Н. Каленковой. 1. Введение Постоянно увеличивающийся приток нерусского населения из стран ближнего зарубежья и национально­государственных субъектов Российской Федерации, естественно, ставит вопрос о культурно­языковой адаптации мигрантов. Основная часть переселенцев и вынужденных эмигрантов – дети. Подавляющее большинство вновь прибывших детей практически не владеет русским языком, при этом они должны посещать школу. Следовательно, их нужно срочно обучать русскому языку,   и   чем   раньше,   тем   лучше.   В   связи   с этим   разработка   и   апробация   учебных   пособий   для   этого   контингента учащихся   ­   одна   из   важнейших   задач   теории   и   практики   преподавания   русского   языка   как   иностранного   (РКИ)   на современном этапе.  11 Рабочая программа по русскому языку как иностранному для детей 9­14 лет, слабо владеющих русским языком, имеет практическую направленность на их культурно­языковую адаптацию, и позволяет организовать работу с детьми разных национальностей, в различных образовательных учреждениях и на языковых курсах. Программа опирается на лингвистические и методические работы последних лет, на сложившийся отечественный опыт преподавания   РКИ   и на опыт   зарубежных   стран   по   обучению   детей­мигрантов   государственному   языку.   С   учетом приоритета коммуникативной направленности главная задача этой учебной программы – формирование у детей навыков активного и психологически свободного общения на русском языке и умения ориентироваться в меняющейся языковой ситуации.  Конечная цель обучения ­  обеспечение необходимого уровня владения русским языком для систематических занятий по программе российской школы. Знания, полученные за период обучения, позволят юным иностранцам включиться в образовательный процесс и активно участвовать в интересной и содержательной жизни российской школы. 2. Цели и задачи обучения Конечная цель учебного курса – подготовка ребёнка­инофона, слабо владеющего русским языком, к систематическим занятиям по программе российской школы, обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности. Общая цель обучения – формирование умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях, практическое владение русской устной и письменной речью, конкретизируется в следующих задачах: - формирование коммуникативно­речевой компетенции,  - формирование языковой компетенции.  3. Содержание коммуникативно­речевой компетенции Согласно   приоритету   коммуникативной   направленности   обучения,   в первую   очередь   у   детей   формируются   навыки активного и психологически свободного общения на русском языке и умения ориентироваться в изменяющейся языковой ситуации. У   учащихся   формируются   навыки   вербально   реализовывать   определённые   интенции   при   решении   следующих коммуникативных задач:  - вступать   в   коммуникацию,   знакомиться   с   кем­либо,   представляться   или   представлять   другого,   здороваться, 12 прощаться, обращаться к кому­либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, просить повторить; - задавать   вопрос   и   сообщать   о   факте   или   событии,   лице,   предмете,   о качестве,   принадлежности   предмета,   о событии, действии, времени и месте действия его причине; - выражать желание, просьбу, предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ; - выражать своё отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, действию. Ситуации общения: - на уроках в школе - на перемене в школе; - в буфете, столовой; - в библиотеке; - на улицах города;  - в транспорте; - в магазине, киоске, кассе; - в поликлинике, у врача;  - в аптеке; - в гостях; - за столом; - на спортивной площадке; - в разговоре по телефону. Элементарное речевое общение осуществляется в устной и письменной форме в рамках следующей тематики: 1.Школьная жизнь (в школе, в классе, на уроке, после уроков) 2. Город (на улице, в транспорте, в музее, в театре) 3. Жилище (двор, дом, квартира, комната) 4. Дома (семья, родственники, работа по дому, приём гостей); 5. Мой день (распорядок дня, любимые занятия). 6. Время года (погода, природа осенью, зимой, весной и летом)  7. Продукты питания (покупка продуктов в магазине и на рынке) 13 8. За столом (сервировка, этикет, основные блюда)  9. Здоровье (строение тела, заболевания, травмы, лечение, визит к врачу, вызов врача, приобретение лекарств) 10.Универмаг, торговый комплекс (где, что и как мы покупаем, отделы).  11. Растительный мир (дикие растения, культурные растения).  12. Животный мир (птицы, рыбы, насекомые, дикие звери и их детёныши, домашние животные и их детеныши) 13.Мои друзья (портрет, характер, увлечения).  14. Спортивные игры (занятия в спортивных секциях, зимние и летние виды спорта). 15. Театры и музеи (идём на экскурсию, театры и музеи Москвы). 16. Россия (география, население, климат) По конкретным видам речевой деятельности формируются следующие умения: Аудирование:  - умение понять на слух информацию, содержащуюся в монологическом высказывании: определить основную и дополнительную информацию, вычленить смысловые части (тип текста: сообщение, повествование, описание в рамках изученных тем с учётом лексико­грамматического материала данного уровня); - умение в рамках знакомых социально­культурных сфер общения понять на слух содержание диалогической  речи и коммуникативные намерения его участников. Говорение (в рамках перечисленных тем): Монологическая речь - умение   самостоятельно   продуцировать   связанные   высказывания   в соответствии   с   предложенной   темой   и коммуникативно заданной установкой; - умение строить монологическое высказывание репродуктивного типа на основе услышанного или прочитанного текста; - умение отвечать на ключевые вопросы по содержанию услышанного или  прочитанного текста; - умение ставить  ключевые вопросы по содержанию услышанного или прочитанного текста; - умение составить описание или повествование по картинкам. Диалогическая речь: - умение адекватно реагировать на реплики собеседника; 14 - умение   инициировать   диалог   в   соответствии   с   коммуникативной   ситуацией   и   общепринятыми   и   социально обусловленными нормами речевого этикета. Чтение  Техника чтения: - умение читать текст вслух с правильным произношением звуков; - соблюдение слитности слогов и слов в словосочетаниях и предложениях; - соблюдением ударения; - соблюдение основных типов интонационных конструкций и синтагматического членения. Чтение как средство получения информации из текста: - умение определить тему текста, понять его основную идею;  - умение понимать и различать главную и второстепенную информацию - умение интерпретировать содержание текста.  Тип текста: сообщение, повествование, описание в рамках изученных тем с учётом лексико­грамматического материала данного уровня. Письмо: - умение строить письменное монологическое высказывание репродуктивно­продуктивного характера на основе прочитанного или прослушанного текста (5 – 7 предложений); - составлять простой план к тексту; - писать диктанты (40 ­ 60 слов); - давать письменные ответы на вопросы в рамках. Тип текста: сообщение, повествование, описание в рамках изученных тем с учётом лексико­грамматического материала данного уровня. 4. Содержание языковой компетенции Фонетика Алфавит. Соотношение звуков и букв. Слово и слог. Гласные и согласные звуки.  Согласные звуки. Глухие и звонкие согласные. 15 Соотношение согласных по глухости — звонкости: [ п] — [ б], [ п'] — [б'],[ф] ­[в], [ф'] ­[в'],[т]­[д].[т']­[д'],[с]­[з],[с']­[з'],  [ ш] ­ [ ж], [ к] ­ [ г],  [ к'] ­ [ г']. Непарные глухие [ х], [ х'], [ ч'], [ ц], [ш']. Непарные звонкие, сонорные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [p'],[j].  Правила   произношения.  Отсутствие   придыхания   при   произношении   глухих   согласных.   Оглушение   парных   звонких согласных на конце слова  (город, грудь).  Ассимиляция согласных по глухости—звонкости. Оглушение парных звонких согласных перед глухими (лодка, под^столом).  Дифференциация глухих и звонких согласных.  Твердые и мягкие согласные.  Соотношение согласных по твердости­мягкости:[м]­[м'],[п]­[п'],[б]­[б’], [ф]­[ф'] ,[в]­[в'],[т]­ [т'],[д]­[д'],[с]­[с'],[з]­[з'],[н]­[н'], [л]­[л'],[р]­[p'] [к]­[к'], [г]­[г'],[х]­[х'].  Непарные твердые согласные [ш], [ж], [ц]. Непарные мягкие [ш'], [ч'].  Гласные звуки. Правила произношения. Гласные [а], [о], [у], [е], [и] ([ы]) и их комбинаторные оттенки.  Обратить внимание:  а) на артикуляцию гласного [ы], дифференциацию [ы] ­ [и] в различных позициях;  б) на дифтонгоидность гласных в сочетании с мягкими согласными;  в) на проявление дифтонгоидности и открытости ­ закрытости у гласного [е] ([э]);  г) на артикуляцию [о] в позиции СГС, ГС, СГ. Позиционные изменения гласных в безударном положении.  Ударение и ритмика. Контраст ударных и безударных слогов по длительности и напряженности.  Интонация.  Интонация, ее составные компоненты. Функции интонации в речи.  Интонационное оформление различных коммуникативных типов высказываний Основные типы интонационных конструкций, их фонетическое строение: ИК­1 (законченное высказывание),  ИК­2 (специальный вопрос, обращение, просьба),  ИК­ 3 (общий вопрос, неоконченная синтагма),  ИК­4 (сопоставительный вопрос с союзом “а”),  ИК­5 (оценка). Лексика 16 Лексический минимум настоящей программы 2 000 – 2 500 слов. Обучаемый должен освоить и использовать во всех видах речевой деятельности следующие грамматические формы. Морфология Одушевленные   и   неодушевленные   существительные.   Род   и   число   имен   существительных.   Падежная   система   имен существительных. Формообразование; значение и употребление падежных форм. Основные значения падежей: 1. Именительный падеж Имя существительное        , иди сюда! ­ Лицо активного действия:  Девочка   смотрит телевизор    . ­ Название лица (предмета):  Это   мальчик.   Это      ­ Обращение:  Мама ­ Характеристика лица:  Брат – врач. ­ Факты, события:  Завтра   экскурсия.  театр. ­ Наличие предмета:  В городе есть  ­ Предмет обладания: У меня есть   ручка.   Стадион называ  ется     Лена.   ­ Идентификация лица, предмета: Меня зовут       книга.        “Лужники”.       боится. У меня болит голова. Мне нравится этот мультфильм.    среда.  тетрадь. ­  Предмет необходимости: Мне нужна  ­   Временной период: Сегодня  ­  Физическое, эмоциональное состояние лица: Девочка 2. Предложный падеж ­ Объект речи, мысли (о): Я думаю о  ­ Место (в/на): Мы были  ­ Время (в): Друг приехал  ­ Средство передвижения (на): Мы едем в цирк  3. Винительный падеж а) без предлога:  хлеб.   Я встретил    ­ Лицо или предмет как объект действия: Анна купила     в магазине. Книга лежит на столе.  в сентябре.  на автобусе.  лете.            сестру. 17 надо     в школу.     к другу.    зовут Сергей. ­ Логический субъект при глаголе звать: Меня б) с предлогами: ­ Направление движения (в): Утром я еду  ­ Время (время, день недели): В среду в 2 часа   приходи в гости    . 4. Дательный падеж а) без предлога: ­ Адресат действия: Каждый вечер я звоню   другу.    . ­ Лицо (предмет), о возрасте которого идет речь: Это мой друг  . Ему   ­ Лицо, испытывающее необходимость в чём­либо (только с личными местоимениями): Мне   нужно позвонить  . Нам      делать уроки. б) с предлогами: ­ Лицо как цель движения (к): Я иду  5. Родительный падеж а) без предлога: ­ Определение лица (предмета): Это центр   брата  . Вот сумка     города      . ­ Отсутствие лица (предмета) только в наст. времени: У меня нет   сестры.      ­ обозначение количества, меры в сочетании с количественными числительными два, три, четыре, пять в ограниченных конструкциях: На столе три ручки. ­ Месяц в дате: Первое  ­ Характеристика, описание лица, предмета: Мальчик высокого роста. б) с предлогами:  из школы. ­ Исходный пункт движения (из): Они пришли    ­ Конечный пункт движения (до): Как доехать   до Парка культуры? ­ Время действия (после): Мы будем рисовать   после обеда. ­ Лицо, которому принадлежит что­либо (у): У мальчика   6. Творительный падеж а) без предлога: ­ С глаголами заниматься:     Подруга занимается   Мы приехали из Афганистана.   есть сестра.   музыкой.    января.              семь лет.     18 ­ Профессия лица (при глаголе быть) Я буду   врачом.    ­ Орудие, средства действия: Я пишу  б) с предлогами; ­ Совместность: Отец разговаривает   с сыном.                  ручкой. Местоимение Значение, формы изменения и употребление личных (я, ты, он, она, мы, вы, они), вопросительных (кто? что? какой? чей? сколько?), притяжательных (мой, твой, …), указательных (тот, этот), определительных (каждый, весь) отрицай тельных (никто, ничего), местоимений. Полные прилагательные (новый, синий, большой). Согласование полных прилагательных с существительными в роде и числе и падеже. Падежные формы полных прилагательных. Краткие прилагательные (только должен, рад)  Имя прилагательное Глагол Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. 1 и 2 спряжение глагола. Несовершенный и совершенный вид глагола (в ограниченном наборе: делать – сделать, идти ­ прийти). Глаголы с частицей  ­ ся (в ограниченном наборе:  умываться, ложиться спать, одеваться, здороваться, прощаться, тренироваться).  Глаголы  движения без приставок. Глаголы движения с приставками (идти, ходить, ехать, ездить, пойти, прийти) Имя числительное Употребление числительных в сочетании с существительными. Наречия Употребление наречий по значению: места (далеко, близко), времени (утром, зимой), образа действия (хорошо, плохо), меры и степени  (медленно, быстро).  Предикативные наречия в ограниченных структурах  (нужно, можно, нельзя), вопросительные наречия (как, когда, где, куда, откуда), отрицательные наречия (нигде). Предлоги (в, о, на, после, с, до, к, из, у), союзы и союзные слова (и, или, а, но, потому что, поэтому, что, чтобы, если, где, куда, который), частицы (не, даже). Служебные части речи Синтаксис Виды простого предложения 19 Повествовательные: Вчера шёл дождь.  Вопросительные: Какое упражнение ты делаешь?  Побудительные: Позвони мне вечером. Утвердительные: Это моя сумка. Отрицательные: Друг не позвонил. В классе нет учителя. Графика. Орфография. Пунктуация. Алфавит (названия букв). Буквы, обозначающие гласные звуки; буквы, обозначающие согласные звуки. Звуковые значения букв е, ё, ю, я. Прописные буквы в начале предложения, в именах людей, кличках животных, в географических названиях. Проверка безударных гласных с помощью проверочных слов, входящих в лексический минимум. Правописание слов со звонкими и глухими согласными. Чтение и письмо й в середине и на конце слова. Употребление ь и разделительных ь и ъ.  Правописание гласных после шипящих и ц. Написание слов с двойными и непроизносимыми согласными. Раздельное написание предлогов с последующим словом. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков. Запятая при перечислении, перед союзами а, но, что, чтобы. Запятая в сложносочинённом предложении. Культуроведческий материал. Фразы общения и выражения речевого этикета   Привлечение внимания, обращение Извините, пожалуйста! Простите! Скажите, пожалуйста, … ? Можно Вас спросить? Извините, Вы не знаете, …? Можно? Прощание До свидания! До завтра! Пока! Приветствие Здравствуй(те)! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Привет, как дела? Привет, отлично! Просьба  20 Можно мне…? Можно (взять, посмотреть) …? Вы не можете…? Дай(те), сделай(те), принеси(те), напишите,  передайте,  помогите мне пожалуйста.  Согласие  Согласен (на). Я тоже так думаю. Хорошо! Ладно. Да, обязательно.  Спасибо, я приду. Хорошо, пойдём. Давай(те)!  Спасибо, но я должен(на) спросить дома. Сейчас.  Я постараюсь. Разрешение  Да, пожалуйста.  Да,  конечно.  Можно.  Да, входите.  Возьми(те). Отказ Спасибо, но я не могу. Подожди(те), пожалуйста. Нет, нельзя.   Приглашение Я   хочу   пригласить   тебя   (Вас)   к   себе   домой..   Приглашаю   тебя   (Вас)в   гости.   Приходи(те)   ко   мне   в   гости! Приезжай(те)! Входи(те)!  Предложение Пойдём(те) гулять, в кино, в зоопарк. Давай(те) играть, рисовать, смотреть телевизор!   Утешение, сочувствие Не грусти! Не плачь! Не расстраивайся! Жалко, что так получилось. Ну что теперь делать!  Одобрение, комплимент Как вкусно! Как у вас хорошо! Как у тебя здорово! Как ты красиво (рисуешь, поёшь, пишешь)! Ты (Вы) сегодня такая красивая (такой красивый)! Мне очень у тебя понравилось! Как здорово!  Отлично! Было очень интересно! Молодец! Я рад(а), что вы пришли! Разговор по телефону ­ Здравствуйте!  ­ Здравствуйте! ­ Позовите, пожалуйста Суну. ­ Минутку. (Её нет дома. Она будет позже). Знакомство ­ Давай познакомимся! Меня зовут Фархад. А как тебя зовут? – Знакомьтесь! Это Суна, а это Мария! ­ Мы уже знакомы.  21 Поздравление Поздравляю тебя! Поздравляю(ем) с праздником!  С праздником!  С Новым годом! Поздравляю(ем) с днём рождения! С днём рождения! Благодарность  Спасибо! Большое спасибо! Спасибо Вам! Спасибо за (обед, чай, ужин, подарок!) ­ на здоровье; ­ не за что…; ­ ну что вы (ты), мне не трудно. Пожелание Желаю(ем) тебе(Вам) счастья и радости, здоровья, успехов в учёбе, всего самого хорошего! Пусть всё у тебя (у Вас) будет хорошо! Выздоравливайте! Поправляйтесь! Приятного аппетита! Спокойной ночи! Извинение Извини(те), пожалуйста, я не хотел(а), я не нарочно, я случайно! Прости(те)!  5. Формы контроля уровня сформированности речевых и культурологических умений и навыков Авторская программа рассчитана на год обучения при ежедневных занятиях не менее 4­х часов в день (20 часов в неделю).  Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год. В течение всего периода обучения контроль уровня сформированности речевых и культурологических умений и навыков учащихся осуществляется в различных формах: промежуточные контрольные срезы, диктанты, изложения, ролевые игры, собеседования,   тесты,   ситуативные   задания,   творческие   задания.   Однако   основным   видом   контроля   является тестирование: входное и итоговое. Первое   тестирование   детей,   слабо   владеющих   русским   языком,   –   это   входное   тестирование.   Оно   преследует единственную цель: определить, позволяет ли уровень владения русским языком ребенку школьного возраста обучаться на общих основаниях с другими детьми в московской общеобразовательной школе по обычным школьным программам, имея лишь «языковую поддержку» во второй половине дня в рамках дополнительного образования. Если тестируемый не справляется с предложенными заданиями, ему рекомендуется перед поступлением в общеобразовательную школу пройти годичный курс обучения по специальной методике «русский как иностранный» (РКИ). Это тестирование проводит комиссия, состоящая из квалифицированных педагогов.  На   входном   тестировании   оцениваются   устные   и   письменные   виды   речевой   деятельности   (аудирование,   говорение, чтение, письмо). По результатам тестирования комиссия составляет заключение о языковой подготовке ребёнка.  22 Последнее тестирование – это итоговое тестирование. Знание русского языка не может быть «оценено» в традиционном школьном понимании в силу множества причин. Прежде всего, это неравные стартовые позиции (начальный уровень владения языком), возраст (в группе могут обучаться дети с разницей в возрасте до трёх лет), и, наконец, далеко не одновременное   включение   в   учебный   процесс   (учиться   по   программе   РКИ   детей   принимают   в   школу   в   течение нескольких месяцев). Эти и другие обстоятельства исключают проведение традиционного экзамена. Здесь речь может идти   скорее   об   «обследовании».   По   результатам   итогового   тестирования   комиссия   может   дать   рекомендацию   по дальнейшей   языковой   подготовке   и   составить   подробное   заключение   описательного   характера,   не   содержащее квалификационной оценки. 23 6. Календарно­тематическое поурочное планирование  занятий по русскому языку как иностранному (РКИ) с учащимися  среднего школьного возраста (9­14 лет) № 1 ­ 5 6­10 11­12 13­14 15­16 17­18 19­20 21­22 23­24 25­27 28 29­30 31­33 34­35 Кол­во часов 5 5 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 3 2 Вид занятия УИ, Б Б УИ УИ УИ УИ РП РП УИ УИ Б УИ Б Б Оборудование занятия Тема занятия Дата по плану Дата по факту Примечание РМ РМ РМ РМ РМ, УТ РМ РМ, МП РМ, МП РМ РМ РМ РМ РМ РМ Диагностика речевой деятельности  (аудирование, говорение) Диагностика речевой деятельности  (чтение, письмо) Школьная жизнь. Алфавит. Слово и слог. Школьная жизнь. Гласные и согласные  звуки. Мой город. Интонация речи. На улицах города. Построение  интонационных конструкций. Мой дом. Одушевленные и  неодушевленные имена существительные. Моя комната. Формообразование имён  существительных. Моя семья.  Употребление имён  существительных. Моя семья. Личные местоимения. Приём гостей. Употребление в речи  местоимений. Распорядок дня. Употребление в речи  числительных. Моё хобби. Употребление в речи  глаголов. Моё хобби. Глаголы настоящего и  1,2,5,8,9. 09 12,15,16,19,22. 09 23,26.09 30.09,03.10 06,07.10 10,13.10 14,17.10 20.21.10 24,27.10 28.31.10,03.11 04,07.11 10,11.11 14,17,18.11 21,24.11 24 36­37 38­39 40 41­42 43 44­45 46 47 48­ 49 50­51 52­53 54­ 55 56­57 58­59 60­61 62­63 64­65 2 2 1 2 1 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 РП РП РП РП УИ УИ РП РП РП РП Б УИ Б Б УИ Б УИ РМ, МП РМ, МП РМ, МП РМ, МП РМ, УТ РМ, УТ РМ, МП РМ, МП РМ, МП РМ, МП МП МП МП МП МП МП РМ 19.12 22.12 08,09.12 12.12 15,16.12 будущего времени. Время года. Зима. Имена прилагательные. 25,28.11 Время года. Весна. Согласование имен  01,02.12 прилагательных и имен существительных. Время года. Лето. Употребление наречий. 05.12 Время года. Осень. Употребление  наречий. Виды предложений по  интонации. В магазине. Речевой этикет. Я иду за покупками. Употребление  союзов и предлогов. Торговый комплекс. Виды предложений  по цели высказывания. Здоровье. Построение простых  предложений. Я иду к врачу. Глаголы прошедшего  времени. В аптеке. Употребление в речи  числительных. Как избежать травм. Употребление в речи глаголов. Способы закаливания. Глаголы на тся,  ться. Игры. Употребление имён  прилагательных. Спортивные игры. Заглавная буква в  именах собственных. Зимние виды спорта. Глаголы движения  без приставок. Летние виды спорта. Глаголы движения с  приставками. Мои друзья. Полные и краткие имена  19,20.01 23,26.01 09,12.01 13,16.01 27,30.01 23,26.12 29, 30.12 02,05.01 06.01 25 66­67 68­69 70­71 72­73 74­75 76­77 78 79 80­81 82 83 84 85 86 87 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 Б УИ Б РП РП РП РП УИ РП Б Б УИ УИ УИ УИ РМ РМ РМ РМ, МП РМ, МП РМ, МП РМ, МП РМ, МП РМ, МП РМ РМ РМ РМ РМ РМ прилагательные. Мои друзья. Употребление кратких  прилагательных. Мой друг. Составление диалогов. Мой друг. Описание внешности,  характера. Растительный мир. Род имён  существительных. Растительный мир. Изменение имён  существительных по числам. Культурные растения. Употребление  имен существительных с  прилагательными. Дикорастущие растения. Употребление  имен существительных с  прилагательными. Уход за комнатными растениями.  Употребление наречий. Животный мир. Употребление ь и  разделительных ь и ъ. Домашние животные. Правописание слов  со звонкими и глухими согласными. Дикие животные. Правописание слов со  звонкими и глухими согласными. Звери. Проверка безударных гласных с  помощью проверочных слов. Птицы. Проверка безударных гласных с  помощью проверочных слов. Рыбы. Написание слов с двойными и  непроизносимыми согласными. Пресмыкающиеся. Написание слов с  двойными и непроизносимыми  02,03.02 06,09.02 10,13.02 16,17.02 20,23.02 24,27.02 02.03 03.03 06,09.03 10.03 13.03 16.03 17.03 20.03 23.03 26 88 89 90 91 92 93 94 95 96­97 98      99 100 101 102 103­105 106­108 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 3 3 Б УИ Б Б Б УИ РП РП РП РП УИ РП РП УИ Б Б РМ РМ РМ РМ РМ МП РМ, МП РМ, МП РМ, МП РМ, МП РМ, МП РМ, МП МП РМ РМ РМ согласными. Земноводные. Местоимения. Насекомые. Употребление числительных  в сочетании с существительными. Профессии. Употребление предлогов с  другими словами. Кем я хочу стать. Составление текста. Работа по дому. Несовершенный и  совершенный вид глагола. Театры и музеи. Падежная система имен  существительных. Я иду в театр. Падежная система имен  существительных. Я иду в музей. Падежная система имен  существительных. Я живу в России. Текст повествование. Я живу в России. Текст описание. Народы России. Правила списывания. Природные богатства России.  Составление вопросительных  предложений. Москва – столица России.  Заглавная  буква в именах собственных. Где я родился. Употребление союзов и  предлогов. Диагностика речевой деятельности  (говорение) Диагностика речевой деятельности  (аудирование) 24.03 27.03 30.03 31.03 03.04 06.04 07.04 10.04 13,14.04 17.04 20.04 21.04 24.04 27.04 28.04,01,04.05 08,11,12.05 27 109­111 112­114 3 3 Б Б РМ РМ Диагностика речевой деятельности  (чтение) Диагностика речевой деятельности  (письмо) 15,18,19.05 22,24,26.05 Примечание:  РМ – раздаточный материал;  МП – мультимедийный проектор;  УТ – учебные настенные таблицы;  УИ – урок­игра;  Б – беседа;  РП – рассказ­показ. 7. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение 1. Россию с любовью. Начинаем изучать русский. Учебное пособие по русскому языку. М.Н. Аникина. ­  2004 2. Мои друзья падежи. Грамматика в диалогах. Л.Н.Булгакова и др. ­  2002 3. Учебная грамматика русского языка. Базовый курс. Т.М. Дорофеева, М.Н. Лебедева. ­ 2002 4. Глаголы движения в русском языке.  Л.С. Муравьёва. ­  2000 5. Фонетические игры и упражнения. Русский язык как иностранный. Начальный этап обучения. И.С. Милованова. ­ 6. Падежи! Ах, падежи!…   Сборник упражнений по глагольному управлению. И.П. Кузьмич, Н.М. Лариохина. ­ 7. 10 уроков русского этикета. А.Л. Максимова. ­ 2000 8. Знаю и люблю русские глаголы. Пособие для курсов русского языка. А.Д. Кривоносов, Т.Ю. Редькина. ­ 2000 9. Мы учимся слушать, понимать и говорить по­русски. Е. Василенко, Э. Ламм. ­ 1993 10. Как сказать «нет». Выражение отрицания в русском языке. Л.Н.Ольхова. ­ 2000 28 2000 2003 11. Идти или ходить? Глаголы движения в русском языке. Л.П. Юдина. ­ 1985 12. Говорим по­русски без переводчика. Интенсивный курс по развитию навыков речи. Л.С. Крючкова и др. Москва Флинта/Наука. ­  2002 13. Русский язык. Лексико­грамматический курс для начинающих. Хавронина С.А. ­ 2010 14. Давайте говорить по­русски. О.И. Глазунова. ­ Москва «Русский язык», 2004 15. Знакомиться легко, расставаться трудно. Интенсивный курс русского речевого общения В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, Т.Л. Жаркова. ­ Москва Флинта/Наука. ­ 2004 16. Тестовые задания составлены по материалам программы по русскому языку как иностранному для детей 9­ти – 14­ти   лет   и   изложены   в   пособии   «Методические   материалы   для   тестирования   детей­инофонов   по   русскому   языку. Каленкова О.Н., Феоктистова Т.Л., 2009 29

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей среднего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2018