Человек вглядывается в самого себя, в свою собственную душу, в свое собственное сердце. Может, боится увидеть там пустоту? А ведь именно человек отвечает за свою жизнь, каждый поступок – это Наш поступок, он сделан Нами. Человек отвечает за свою судьбу сами, но ему нужна точка опоры, жизненные ориентиры.
Администрация муниципального образования «Воткинский район»
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:
«Светлянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат
VIII вида» Воткинского района
Удмуртской Республики
Рабочая программа
Духовнонравственного воспитания учащихся
«Восхождение к истокам»
Рецензент:
Составитель: Ходырева. Н. М., воспитательПояснительная записка.
с. Светлое, 2009 г.
Современному человеку неспокойно и одиноком в окружающем мире, и он,
как может, пытается защитить себя и близких. Каждый старается помочь себе
сам, ибо никто другой не поможет.
Разброд духовных исканий сегодняшних россиян неслучаен, ведь до
настоящего времени были годы атеизма и неверия. Сейчас на нас нахлынули
явления, совершенно многим незнакомые: громко заговорил о себе «мир
духовный», реальность которого почти век как отрицалась. Неудивителен
поэтому духовный разброд в человеке: стоит он на перекрестке множества
дорог, а куда пойти не знает, ведь не всякая дорога ведет к душевному покою,
истине. Многие ведут в некуда. В современном человечестве произошел
выход из себя вовне: внутренняя духовная жизнь исчезает, возобладали
внешние события и впечатления, способность к сообщению и не больше, без
чувств, без эмоций, без любви.
Человек вглядывается в самого себя, в свою собственную душу, в свое
собственное сердце. Может, боится увидеть там пустоту? А ведь именно
человек отвечает за свою жизнь, каждый поступок – это Наш поступок, он
сделан Нами. Человек отвечает за свою судьбу сами, но ему нужна точка
опоры, жизненные ориентиры.
Христианство накопило большой опыт в том, как помочь человеку
чувствовать себя увереннее в этом мире, оно предлагает помощь всегда и
везде, во всем, что направлено на благое дело. Православные обряды,
праздники, традиции благотворно влияют на человека. Общечеловеческие
ценности: нравственность, духовность, терпимость, трудолюбие, любовь к
Отечеству, национальные и семейные традиции, проповедуемые
христианством, помогают найти себя в этом мире, стать чище, добрее, лучше.
Эта точка опоры необходима для человека любого возраста, но особенно она
важна и нужна детям, которым строить завтрашнее будущее и жить в нем.
В связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа по
обучению и воспитанию школьников на основе духовного наследия россиян,
мировой христианской культуры, этики, морали.Цели и задачи.
Цель
: Пробудить в детях интерес к христианской культуре, помочь
обрести точку опоры, правильный ориентир в жизни, который поможет
противостоять жизненным трудностям.
Задачи:
обогащение знанием народных традиций;
приобщение к общечеловеческим ценностям на основе
христианства;
формирование потребности к самосовершенствованию и
саморазвитию, способности успешно адаптироваться в этом
мире;
становление активной жизненной позиции;
воспитание потребности учитывать не только свою, но и
чужую точку зрения.
Основные формы работы.
Программа предусматривает разработку и внедрение таких форм, как:
беседы;
практические занятия;
экскурсии;
сюжетно ролевые игры;
тренинги;
конкурсы;
создание пробных ситуаций;
коммуникативные игры;
очно – заочные путешествия;
художественно – продуктивную деятельность.
Методическое обеспечение программы.
Изучение личностных качеств учащихся складывающиеся отношения в
группе.Формирование коллектива группы и создание в ней нравственно и
эмоционально благополучной среды для развития детей.
Способствование освоению учащимися ценностей русской и удмуртской
культуры.
Общая модель программы.
Раздел, тема.
№
п.п.
Формы организации работы.
всего теори
я
5
2
5
4
2
2
18
10
8
27
13
14
12
1. Восхождение к
истокам
самопознания
1.1 О тебе и обо мне
1.2 Мое здоровье.
2. Восхождение к
истокам
общечеловеческих
ценностей.
2.1. Научите меня доброте.
2.2.. Учусь быть
воспитанным.
3. Восхождение к
истокам календарной
обрядовой культуры
и православных
праздников.
3.1. Календарно обрядовая
7
культура как форма
взаимоотношений
человека и природы.
3.2 Православные
праздники
4. Восхождение к
истокам родной
культуры.
5
11
практик
а
экскурси
я
3
4
5
5
2
1
1
1
контроль
2
2
3
5
2
14.1. Малая родина.
4.2.. Россия родина моя.
5
6
1
1
2
2
1
1
2
Содержание программы.
Раздел 1. Восхождение к истокам самопознания.
О тебе и обо мне (10)
Праздник первого звонка. Права и обязанности. Мой характер. Учусь
взаимодействовать, учусь оценивать себя сам. Сочувствие – понимание того
как чувствует себя другой. Умение выслушать человека. Самооценка.
Мое здоровье (8)
В стране здоровья. Что на свете всех важнее. Секреты здоровья. Я здоровье
сберегу – сам себе я помогу.
Раздел 2. Восхождение к истокам общечеловеческих ценностей (27).
Научите меня доброте (13).
Что есть человек на земле? Человек – это звучит гордо. Человек и природа,
их взаимодействие. Бережное, заботливое отношение к природе. Восприятие
жизни во всех разновидностях: жизнь леса, степи, земли и т.д. Человек и его
труд. По труду – и награда. Вечер улыбок.
Учусь быть воспитанным (14).Этика отношений в коллективе. Наш язык и наше слово. Золотая формула
мудрой речи: «Думай, что говоришь и какие из этого будут последствия».
Спешите делать добро. Конфликт, способы его разрешения. Культура
поведения в гостях.
Раздел 3. Восхождение к истокам календарной обрядовой культуры и
православных праздников (12)
Календарно обрядовая культура как форма взаимоотношений человека
и природы (7).
Встреча нового года людьми разных стран: традиции, обычаи. Изготовление
елочки плоскостной, елочки настольной. Поет зима аукает.
Православные праздники (5).
Дорога, которую мы выбираем. Великой победе посвящается. Мальчишки,
защищавшие страну. Здравствуй весна. Уж тает снег.
Раздел 4. Восхождение к истокам родной культуры (11).
Малая родина (5)
Земля – кормилица. Русские народные игрушки наших предков. Мой родной
край. Символы моего края: флаг, герб, гимн.
Россия родина моя (6).
Москва – столица нашей родины. Храмы, соборыдостопримечательности
столицы. Страна в которой ты живешь.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать :
1. Ценности общественной жизни.
2. Народные традиции и обычаи.
3. Правила общения.
4. Основы культуры поведения человека.5. Значение дружеского отношения друг к другу.
6. Прошлое и настоящее «малой родины».
Учащиеся должны уметь :
1. Дружить.
2. Вести себя в обществе.
3. Жить в обществе в ладу с другими людьми.
4. Уметь оценивать свои поступки.
Литература.
Для педагога :
1. П. И. Пидкасистого «Педагогика» Педагогическое общество России –
Москва 1998г.
2. Читаем , учимся, играем : журнал сборник сценариев 1999 «№4»
3. Научно практический журнал «Завуч начальной школы».№1,4 – 2002 г.
«Педагогический поиск».
4. Научно – методический журнал кл.руководитель.№5 – 2001г.
«пед.поиск».
5. Артемий Владимиров «Учебник жизни : книга для чтения в семье и
школе.». Дрофа 2001г. «Серия : Вера, Надежда, Любовь».
Для детей :
1. Г. Юдин «Спасенная душа. Рассказы, сказки, притчи »2001г. «Серия :
Вера, Надежда, Любовь».
2. А. Владимиров «Учебник жизни».
3. Я познаю мир : Праздники народов мира. И.Полянская,
Ю.Станиславский 2002г.
4. Н.Карнаухова «Богатыри России».1998г.
5. А.С.Пушкин Избранные произведения. 1980г.