ЭКОНОМИКА: ПЕРВЫЕ ШАГИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Экономика: первые шаги» составлена на основе авторской программы Корнеевой О.С.в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Программа «Экономика: первые шаги» основывается на следующих программно-методических материалах:
· Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Л.В.Смирнов): под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011
· Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2014
направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (34 недели).
С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике обучающихся младших классов является: формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Программа поможет решить учебные задачи:
· формировать у учащихся представления об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
· обеспечить осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
· развивать основы потребительской культуры;
· расширять активный словарь обучающихся, включая в него экономические термины;
· формировать бережливость, трудолюбие.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «Экономика» в основной школе. Логика программы представляет собой систему содержательных линий, она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические, имитационные, учебные задания.
Содержание программы.
Я и моя семья. Что нам нужно для жизни – 14 часов.
Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Хозяйство – всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Экономика как правило ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину – бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Потребности – это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, в тепле, воде, безопасности. Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.
Хочу, могу и надо - 10 часов.
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Как можно помочь близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от желания в пользу желания близкого, если оно важнее).
Как товары и услуги исполняют желания -10 часов.
Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Товары продовольственные и промышленные. Товары приобретают в магазинах, на рынке. Продавец – профессия человека, который продаёт товары. Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья и т.п. Услуги- действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Школа, вуз. Колледж как учреждение, которое представляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.
Тематическое планирование
п/п |
Раздел
|
Кол-во часов во часов |
Практика |
Форма контроля |
Характеристика деятельности обучающихся
|
Универсальные учебные действия
|
1 |
Я и моя семья. Что нам нужно для жизни. |
14 |
Игры «Собери портфель», «Собираемся в поход». Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров». |
Тесты, рисунки. Конкурс рисунков «Дом, в котором мы живём»
|
Различать потребности по видам. Объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасли вый». Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно – бытового труда, труда в уголке природы. Рассказывать о профессиях. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: -умения формулировать свои потребности; -умения определять потребности своих близких. Обучающийся получит возможность для формирования: -положительного отношения к труду людей различных профессий. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на занятии; -оценивать свои возможности и возможности их реализации Обучающийся получит возможность научиться: - работать, по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты. Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: -соотносить виды товаров и место их приобретения; различать товары и услуги, понимать разницу между ними; -классифицировать профессии по предмету труда; различать естественные и культурные потребности, характерные только для человека; -различать материальные и нематериальные ценности. Обучающийся получит возможность научиться: -планировать результаты экономии и бережливости; формулировать свои потребности -самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: -рассказывать о профессиях; обосновывать важность и необходимость труда в жизни человека. Обучающийся получит возможность научиться: -обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности; - проявлять инициативу в учебно – познавательной деятельности; |
2 |
Хочу, могу и надо. |
10 |
Рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету, чтобы помочь людям?» |
Тесты, рисунки. |
Определять потребности своих близких. Оценивать свои возможности и возможности их реализации. Соотносить свои потребности с потребностями семьи. Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде. |
|
3 |
Как товары и услуги исполняют желания. |
10 |
Изготовление изделий из природного материала для подарка. Игры «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Магазин». Экскурсии в магазин, на почту (по видео материалам). Практическая работа по теме «Покупатель и продавец» |
Беседа по изученному материалу. Мастер – классы «Я умею и могу научить всех»
|
Соотносить виды товаров и место их приобретения. Кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги. Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей |
Планируемые результаты освоения курса кружка "Экономика: первые шаги".
№ п/п |
Раздел |
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
1 |
Я и моя семья. Что нам нужно для жизни. |
-различать потребности по видам; - формулировать свои потребности; - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах). |
- соотносить свои потребности с потребностями семьи -анализировать информацию, представленную на рисунке; -находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. |
2 |
Хочу, могу и надо. |
-различать материальные и нематериальные ценности; -осуществлять простейшие экономические расчёты. |
-определять потребности своих близких; - самообслуживанию, хозяйственно – бытовому труду. |
3 |
Как товары и услуги исполняют желания. |
- соотносить виды товаров и место их приобретения; -производить выбор товара в условиях ограниченного семейного бюджета. |
- различать товары и услуги, понимать разницу между ними; - планировать результаты экономии и бережливости; - уважать труд людей различных профессий. |
Контроль и оценка планируемых результатов.
В процессе изучения данного курса ученики получают знания об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей. Ответы на вопросы тестов, проведение бесед по изученному материалу.
В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Достигнутые результаты в изучении программы выявляются по результатам устного опроса, наблюдений, практических и тестовых работ.
Итоги занятий могут быть подведены в форме тестирования, игровой и практической деятельности.
Календарно – тематическое планирование
п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Элементы содержания |
Практика |
Дата |
|
||
Я и моя семья. Что нам нужно для жизни – 14 часов |
|
|||||||
1 |
1 |
Экономика как наука. |
Краткие исторические сведения о возникновении и развитии экономики - как результате новых форм взаимодействия человека и природы. |
Просмотр видеофильма. |
08.09 |
|
||
2 |
2
|
Семья. Состав семьи. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. |
Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Доходы семьи: зарплата, пенсия, стипендия, пособия и другие источники доходов. |
Игра «Я – хозяин большого дома». |
15.09 |
|
||
3 |
3 |
Дом, в котором мы живём,- место для жизни семьи. |
Качества, присущие хорошему хозяину – бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. |
Конкурс рисунков «Дом, в котором мы живём» |
22.09 |
|
||
4 |
4 |
Важность уюта, целесообразность порядка. |
Правила ведения домашнего хозяйства |
Игра «Генеральная уборка». |
29.09 |
|
||
5 |
5 |
Хозяйство – всё имущество, принадлежащее семье. |
Представление о домашнем хозяйстве. Экономика, как правило ведения домашнего хозяйства |
Просмотр видеофильма. |
30.09 |
|
||
6 |
6 |
Важность домашнего труда для ведения хозяйства. |
Экономика, как правило ведения домашнего хозяйства. |
Уход за комнатными цветами |
06.10 |
|
||
7 |
7 |
Вещи первой необходимости в доме. |
Что сколько стоит. Что значит экономить. Бюджет. |
Практическая работа – составление бюджета семьи на неделю. |
13.10 |
|||
8 |
8 |
Твой вклад в доходы семьи. |
Твой вклад в приумножении доходов семьи. |
20.10 |
||||
9 |
9 |
Расходы семьи. |
Расходы семьи: на питание, одежду, оплату коммунальных услуг, транспортные расходы, расходы на образование. |
27.10 |
||||
10 |
10 |
Потребности – это всё то, что требуется для жизни. |
Потребности – это всё то, что требуется для жизни. Виды потребностей, развитие представлений об общечеловеческих ценностях и нормах морали. Каковы источники удовлетворения потребностей, почему все потребности нельзя удовлетворить. Значение труда в удовлетворении потребностей. |
Игра «Собираемся в поход». |
10.11 |
|||
11 |
11 |
Естественные потребности, характерные для всего живого. |
Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, в тепле, воде, безопасности. |
Игра "Готовимся к зиме". |
17.11 |
|||
12 |
12 |
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов |
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. |
Игра «Собери портфель» |
24.11 |
|||
13 |
13 |
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов |
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Духовные — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного. |
Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров» |
01.12 |
|||
14 |
14 |
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. |
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.
|
08.12 |
||||
Хочу, могу и надо – 10 часов |
||||||||
15 |
1 |
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. |
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. |
Рисование на тему «Мои желания» |
15.12 |
|||
16 |
2 |
Безграничность желаний и невозможность исполнить все желания. |
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. |
Изготовление подарка для близких |
22.12 |
|||
17 |
3 |
Ограниченность ресурсов. Ограниченность времени. |
Ограниченность ресурсов. Возможности удовлетворения потребностей человека с помощью тех или иных ресурсов. Выбор. Выгодный вариант. Без чего человеку не обойтись. |
Мастер – класс «Я умею и могу научить всех» |
29.12 |
|||
18 |
4 |
Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяют ся в первую очередь. |
12.01 |
|||||
19 |
5 |
Ценность желаний, направленных на других людей. |
Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). |
Рисование на тему «Что я изобрету, чтобы помочь людям» |
19.01 |
|||
20 |
6 |
Как можно помочь близким в исполнении их желаний. |
Как можно помочь близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от желания в пользу желания близкого, если оно важнее). |
Изготовление подарков из природных материалов |
26.01 |
|||
21 |
7 |
Источники удовлетворения потребностей |
Удовлетворение потребностей - это цель любой деятельности человека. ... |
|
02.02 |
|||
22 |
8 |
Собственность человека. Личные вещи человека. Собственность – это не только вещи, но и произведения человека. |
Что такое собственность. Собственность - Имущество, находящееся во владении, в полном распоряжении кого-либо принадлежащее кому или чему- нибудь. |
Исследование «Как становятся собственниками» |
09.02 |
|||
23 |
9 |
Отношение к своей и чужой собственности. |
Государственная собственность. Частная собственность. Личная собственность. |
Исследование «Как становятся собственниками |
16.02 |
|||
24 |
10 |
Как человек становится собственником: производит сам, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. |
02.03 |
|||||
Как товары и услуги исполняют желания - 10 часов |
||||||||
25 |
1 |
Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить |
О торговле как особом роде деятельности, о торговой прибыли, о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах). |
Игра «Супермаркет» |
16.03 |
|||
26 |
2 |
Продовольственные и промышленные товары. |
Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Товары продовольственные и промышленные. Продавец – профессия человека, который продаёт товары. |
Игра «Собери предметы в группы» |
23.03 |
|||
27 |
3 |
Продавец - профессия человека, который продаёт товары. |
Покупатель. Продавец. Где можно купить необходимые вещи. Где можно купить продукты питания. |
Игра «Супермаркет» |
06.04 |
|||
28 |
4 |
Мы идём за покупками. Экскурсия в магазин (по видеоматериалам). |
Товары приобретают в магазинах, на рынке. Мы идём за покупками. Магазины. Ярмарки. Рынки. |
Экскурсия в магазин |
13.04 |
|||
29 |
5 |
Практическая работа по теме «Покупатель и продавец» |
Какие цены вам известны на продукты, вещи, школьно-письменные принадлежности. Почему они разные? Конкуренция. |
Практическая работа |
20.04 |
|||
30 |
6 |
Услуги – действия, которые оказывают человеку различные люди и организации. |
Услуги - действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Где можно приобрести товары и услуги. |
Игра «Парикмахерская» |
27.04 |
|||
31 |
7 |
Экскурсия в парикмахерскую (по видеоматериалам). |
Значение труда в удовлетворении потребностей |
Экскурсия |
04.05 |
|||
32 |
8 |
Школа, как учреждение, которое представляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. |
Школа, вуз. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.
|
Игра «Школа» |
11.05 |
|||
33 |
9 |
Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. |
Колледж как учреждение, которое представляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. |
Рисование на тему «Кем я хочу стать» |
18.05 |
|||
34 |
10 |
Урок - игра «Экономическое поле чудес» |
|
Игра «Экономическое поле чудес» |
25.05 |
|||
Материально – техническое обеспечение
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Л.В.Смирнов): под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011
2.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2014
3.И.В.Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика»;
4.Детская энциклопедия “Я познаю мир”;
5.Т.В.Смирнова “Белка и компания”.Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001;
6.Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева «Современный экономический словарь».
7. Адаптированная образовательная программа по экономике для начальной школе «В гостях у гнома Эконома и Белки и компании» Калиничева Т. Ю.
8.Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»
Печатные пособия
1.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме).
2.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях
Технические средства обучения
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3.Телевизор .
4.Видеомагнитофон/видеоплейер.
5.Аудиоцентр/магнитофон.
6.Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран.
7.Компьютер.
8.Сканер.
9.Принтер лазерный.
Игры и игрушки
1.Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, ферма, транспорт, магазин и др.).
2.Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.
Оборудование класса
1.Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
2.Стол учительский с тумбой.
3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
4.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
5.Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.