Рабочая программа "Экономика: первые шаги"
Оценка 4.8

Рабочая программа "Экономика: первые шаги"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
2 кл
04.06.2018
Рабочая программа "Экономика: первые шаги"
Рабочая программа кружка «Экономика: первые шаги» составлена на основе авторской программы Корнеевой О.С.в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Программа «Экономика: первые шаги» основывается на следующих программно-методических материалах: • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Л.В.Смирнов): под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011 • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2014 направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов Рабочая программа рассчитана на 34 часа (34 недели).
Рабочая прорамма-Экономика первые шаги +.doc

ЭКОНОМИКА: ПЕРВЫЕ ШАГИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа кружка  «Экономика: первые шаги» составлена на основе авторской программы Корнеевой О.С.в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного  стандарта начального общего образования

Программа «Экономика: первые шаги» основывается на следующих программно-методических материалах:

·                   Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Л.В.Смирнов): под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011

·                   Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2014

 

направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (34 недели).

С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике обучающихся младших классов является:  формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Программа  поможет решить учебные задачи:

·                   формировать у учащихся представления об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

·                   обеспечить осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

·                   развивать основы потребительской культуры;

·                   расширять активный словарь обучающихся, включая в него экономические термины;

·                   формировать бережливость, трудолюбие.

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «Экономика» в основной школе. Логика программы представляет собой систему содержательных линий, она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические, имитационные, учебные задания.

Содержание программы.

Я и  моя семья. Что нам нужно для жизни – 14 часов.

Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Хозяйство – всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Экономика как правило ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину – бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Потребности – это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, в тепле, воде, безопасности. Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

Хочу, могу и надо - 10 часов.

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Как можно помочь близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Как товары и услуги исполняют желания -10 часов.

Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Товары продовольственные и промышленные.  Товары приобретают в магазинах, на рынке. Продавец – профессия человека, который продаёт товары. Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья и т.п. Услуги- действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Школа, вуз. Колледж как  учреждение, которое представляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.


Тематическое планирование

п/п

Раздел

 

Кол-во часов

во часов

Практика

Форма контроля

Характеристика деятельности обучающихся

 

Универсальные учебные действия

 

1

Я и  моя семья. Что нам нужно для жизни.

14

Игры «Собери портфель», «Собираемся в поход».

Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».

Тесты, рисунки. Конкурс рисунков «Дом, в котором мы живём» 

 

Различать потребности по видам.

Объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасли вый».

Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно – бытового труда, труда в уголке природы. Рассказывать о профессиях.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-умения формулировать свои потребности;

-умения определять потребности своих близких.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-положительного отношения к труду людей различных профессий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на занятии;

-оценивать свои возможности и возможности их реализации

Обучающийся получит возможность научиться:

- работать, по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-соотносить виды товаров и место их приобретения; различать товары и услуги, понимать разницу между ними;

-классифицировать профессии по предмету труда; различать естественные и культурные потребности, характерные только для человека;

-различать материальные и нематериальные ценности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-планировать результаты экономии и бережливости; формулировать свои потребности

-самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-рассказывать о профессиях; обосновывать важность и необходимость труда в жизни человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

-обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности;

- проявлять инициативу в учебно – познавательной деятельности;

2

Хочу, могу и надо.

10

Рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету, чтобы помочь людям?»

Тесты, рисунки.

Определять потребности своих близких.

Оценивать свои возможности и возможности их реализации.

Соотносить свои потребности с потребностями семьи.

Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде.

3

Как товары и услуги исполняют желания. 

10

Изготовление изделий из природного материала для подарка. Игры «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Магазин». Экскурсии в магазин, на почту (по видео материалам).

Практическая работа по теме «Покупатель и продавец»

Беседа по изученному материалу. Мастер – классы «Я умею и могу научить всех»

 

Соотносить виды товаров и место их приобретения.

Кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.

Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей

 

 

 

 


Планируемые результаты освоения курса кружка "Экономика: первые шаги".

№ п/п

Раздел

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

1

Я и  моя семья. Что нам нужно для жизни.

-различать потребности по видам;

- формулировать свои потребности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах).

- соотносить свои потребности с потребностями семьи

-анализировать информацию, представленную на рисунке;

-находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

2

Хочу, могу и надо.

-различать материальные и нематериальные ценности;

-осуществлять простейшие экономические расчёты.

-определять потребности своих близких;

- самообслуживанию, хозяйственно – бытовому труду.

3

Как товары и услуги исполняют желания. 

 - соотносить виды товаров и место их приобретения;

-производить выбор товара в условиях ограниченного семейного бюджета.

- различать товары и услуги, понимать разницу между ними;

- планировать результаты экономии и бережливости;

- уважать труд людей различных профессий.


Контроль и оценка планируемых результатов.

 

 В процессе изучения данного курса ученики получают знания об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей. Ответы на вопросы тестов, проведение бесед по изученному материалу.

В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию.

 Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Достигнутые результаты в изучении программы выявляются по результатам устного опроса, наблюдений, практических и тестовых работ.

 Итоги занятий могут быть подведены в форме тестирования, игровой и практической деятельности.


Календарно – тематическое планирование

п/п

№ урока в теме

 

Тема урока

 

Элементы содержания

 

Практика            

 

Дата

 

Я и  моя семья. Что нам нужно для жизни – 14 часов

 

1

1

Экономика как наука. 

Краткие исторические сведения о возникновении и развитии экономики - как результате новых форм взаимодействия человека и природы.

Просмотр видеофильма.

08.09

 

2

2

 

Семья. Состав семьи. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Доходы семьи: зарплата, пенсия, стипендия, пособия и другие источники доходов.

Игра «Я – хозяин большого дома».

15.09

 

3

3

Дом, в котором мы живём,- место для жизни семьи.

Качества, присущие хорошему хозяину – бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

Конкурс рисунков «Дом, в котором мы живём»

22.09

 

4

4

Важность уюта, целесообразность порядка.

Правила ведения домашнего хозяйства

Игра «Генеральная уборка».

29.09

 

5

5

Хозяйство – всё имущество, принадлежащее семье.

Представление о домашнем хозяйстве. Экономика, как правило ведения домашнего хозяйства

Просмотр видеофильма.

30.09

 

6

6

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Экономика, как правило ведения домашнего хозяйства.

Уход за комнатными цветами

06.10

 

7

7

Вещи первой необходимости в доме.

Что сколько стоит. Что значит экономить. Бюджет.

Практическая работа – составление бюджета семьи на неделю.

13.10

8

8

Твой вклад в доходы семьи.

Твой вклад в приумножении доходов семьи.

20.10

9

9

Расходы семьи.

Расходы семьи: на питание, одежду,  оплату коммунальных услуг, транспортные расходы, расходы на образование.

27.10

10

10

Потребности – это всё то, что требуется для жизни.

Потребности – это всё то, что требуется для жизни. Виды потребностей, развитие представлений об общечеловеческих ценностях и нормах морали. Каковы источники удовлетворения потребностей, почему все потребности нельзя удовлетворить.  Значение труда в удовлетворении потребностей.

Игра «Собираемся в поход».

10.11

11

11

Естественные потребности, характерные для всего живого.

Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, в тепле, воде, безопасности.

Игра "Готовимся  к зиме".

17.11

12

12

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. 

Игра «Собери портфель»

24.11

13

13

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Духовные — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного.

Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров»

01.12

14

14

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

 

 

08.12

Хочу, могу и надо – 10 часов

15

1

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

Рисование на тему «Мои желания»

15.12

16

2

Безграничность желаний и невозможность исполнить все желания.

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь.

Изготовление подарка для близких

22.12

17

3

Ограниченность ресурсов. Ограниченность времени.

Ограниченность ресурсов. Возможности удовлетворения потребностей человека с помощью тех или иных ресурсов. Выбор. Выгодный вариант. Без чего человеку не обойтись.

Мастер – класс «Я умею и могу научить всех»

29.12

18

4

Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяют ся в первую очередь.

12.01

19

5

Ценность желаний, направленных на других людей.

Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения).

Рисование на тему «Что я изобрету, чтобы помочь людям»

19.01

20

6

Как можно помочь близким в исполнении их желаний.

Как можно помочь близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Изготовление подарков из природных материалов

26.01

21

7

Источники удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей - это цель любой деятельности человека. ...

 

02.02

22

8

Собственность человека. Личные вещи человека. Собственность – это не только вещи, но и произведения человека.

Что такое собственность. Собственность -  Имущество, находящееся во владении, в полном распоряжении кого-либо принадлежащее кому или чему- нибудь. 

Исследование «Как становятся собственниками»

09.02

23

9

Отношение к своей и чужой собственности.

Государственная собственность. Частная собственность. Личная собственность. 

Исследование «Как становятся собственниками

16.02

24

10

Как человек становится собственником: производит сам, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

02.03

Как товары и услуги исполняют желания -  10 часов

25

1

Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить

О торговле как особом роде деятельности, о торговой прибыли, о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах).

Игра «Супермаркет»

16.03

26

2

Продовольственные и промышленные товары.

Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Товары продовольственные и промышленные.  Продавец – профессия человека, который продаёт товары.

Игра «Собери предметы в группы»

23.03

27

3

Продавец  - профессия человека, который продаёт товары.

Покупатель. Продавец. Где можно купить необходимые вещи. Где можно купить продукты питания.

Игра «Супермаркет»

06.04

28

4

Мы идём за покупками. Экскурсия в магазин (по видеоматериалам).

Товары приобретают в магазинах, на рынке. Мы идём за покупками. Магазины. Ярмарки. Рынки.

Экскурсия в магазин

13.04

29

5

Практическая работа по теме «Покупатель и продавец»

Какие цены вам известны на продукты, вещи, школьно-письменные принадлежности. Почему они разные? Конкуренция.

Практическая работа

20.04

30

6

Услуги – действия, которые оказывают человеку различные люди и организации.

Услуги - действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Где можно приобрести товары и услуги.

Игра «Парикмахерская»

27.04

31

7

Экскурсия в парикмахерскую (по видеоматериалам).

Значение труда в удовлетворении потребностей

Экскурсия

04.05

32

8

Школа, как учреждение, которое представляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании.

Школа, вуз. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.

 

Игра «Школа»

11.05

33

9

Важность школы и образовательных услуг в жизни человека.

Колледж как  учреждение, которое представляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании.

Рисование на тему «Кем я хочу стать»

18.05

34

10

Урок - игра «Экономическое поле чудес»

 

Игра «Экономическое поле чудес»

25.05

 


Материально – техническое обеспечение

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Л.В.Смирнов): под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011

2.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2014

3.И.В.Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика»;

4.Детская энциклопедия “Я познаю мир”;

5.Т.В.Смирнова “Белка и компания”.Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001;

6.Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева «Современный экономический словарь».

7. Адаптированная образовательная программа по экономике для начальной школе «В гостях у гнома Эконома и Белки и компании» Калиничева Т. Ю.

8.Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»

Печатные пособия

1.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соот­ветствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме).

2.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и ме­тодических пособиях

 

Технические средства обучения

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

3.Телевизор .

4.Видеомагнитофон/видеоплейер.

5.Аудиоцентр/магнитофон.

6.Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран.

7.Компьютер.

8.Сканер.

9.Принтер лазерный.

Игры и игрушки

1.Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, ферма, транспорт, магазин и др.).

2.Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

 

Оборудование класса

1.Ученические столы двухместные с комп­лектом стульев.

2.Стол учительский с тумбой.

3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4.Настенные доски для вывешивания иллюстратив­ного материала.

5.Подставки для книг, держатели для схем и таб­лиц и т. п.


Скачано с www.znanio.ru

ЭКОНОМИКА: ПЕРВЫЕ ШАГИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЭКОНОМИКА: ПЕРВЫЕ ШАГИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «Экономика» в основной школе

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «Экономика» в основной школе

Хочу, могу и надо - 10 часов.

Хочу, могу и надо - 10 часов.

Тематическое планирование п/п

Тематическое планирование п/п

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Я и моя семья. Что нам нужно для жизни

Я и моя семья. Что нам нужно для жизни

Планируемые результаты освоения курса кружка "Экономика: первые шаги"

Планируемые результаты освоения курса кружка "Экономика: первые шаги"

Контроль и оценка планируемых результатов

Контроль и оценка планируемых результатов

Календарно – тематическое планирование п/п № урока в теме

Календарно – тематическое планирование п/п № урока в теме

Важность домашнего труда для ведения хозяйства

Важность домашнего труда для ведения хозяйства

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов

Безграничность желаний и невозможность исполнить все желания

Безграничность желаний и невозможность исполнить все желания

Собственность человека. Личные вещи человека

Собственность человека. Личные вещи человека

Продовольственные и промышленные товары

Продовольственные и промышленные товары

Школа, как учреждение, которое представляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании

Школа, как учреждение, которое представляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании

Материально – техническое обеспечение

Материально – техническое обеспечение

Аудиоцентр/магнитофон. 6.Мультимедийный проектор

Аудиоцентр/магнитофон. 6.Мультимедийный проектор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2018