Рабочая программа элективного курса: «Экономика вокруг нас»
Оценка 4.6

Рабочая программа элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
психологическая работа +2
5 кл—11 кл +1
02.02.2017
Рабочая программа  элективного курса: «Экономика вокруг нас»
Планирование
Публикация является частью публикации:
Экономика 5.docx
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ МОРОЗОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПАРАМОНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Парамоновская ООШ Приказ от   08.2015г. №  ____________/Е.А.Ермолова/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По факультативному курсу:     «Экономика вокруг нас» Уровень общего образования (класс): основное  5 класс Количество часов: 34 часа Учитель: Царану Надежда Петровна Программа разработана на основе  Авторской   программы: Экономика семьи. Автор программы   –   Н.В.   Сборник программно­методических   по экономике   и   праву   для   общеобразовательных   Новожилова.   материалов учреждений/  Сост.  Л.Н.  Поташева. –  3­е изд.  – М.: ВИТА­ПРЕСС Пояснительная записка Адаптационная   программа   элективного   курса «Экономика   вокруг нас» для   учащихся   5­ых   классов  разработана   в   соответствии   с требованиями   федерального   государственного   образовательного стандарта,   определяет   содержание   и   организацию   образовательного процесса   на   ступени   основного   общего   образования   и   направлена   на формирование   общей   культуры   обучающихся,   на   их   духовно­ нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей   социальную   успешность,   развитие   творческих способностей,   саморазвитие   и   самосовершенствование,   сохранение   и укрепление   здоровья   обучающихся.  Адаптационная   программа элективного курса «Экономика вокруг нас» для учащихся 5­ых классов составлена на основе следующих документов:  Программы   непрерывного   социально   –   экономического образования   и   воспитания     учащихся   1­8   класс   (научный руководитель   и   редактор   программы   И.А.Сасова).   ­   М.:ВИТА– ПРЕСС,2010.  Новожилова   Н.В.  Программа  по  экономике  семьи.  ­  М.:ВИТА– ПРЕСС,2010. Данная  адаптационная   программа   элективного   курса «Экономика вокруг нас» для учащихся 5­ых классов составлено на основе авторской программы:   Экономика   семьи.   Автор   программы   –   Н.В.   Новожилова. Сборник   программно­методических   материалов   по   экономике   и   праву для общеобразовательных учреждений/ Сост. Л.Н. Поташева. – 3­е изд. – М.: ВИТА­ПРЕСС\  Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к   материальным   и   духовным   ценностям.   Реальность   нашего   времени требует, чтобы школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей   их   удовлетворения,   умел   делать   осознанный (экономически   рациональный)   выбор,   представлял   назначение   денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего   она   зависит,   как   создаётся   богатство,   как   им   возможно распорядиться.   Поэтому   очень   важно   именно   в   это   время   правильно преподнести   детям   ту   экономическую   информацию,   с   которой   они сталкиваются в реальной жизни. Элективный курс экономики в 5­ом классе носит пропедевтический характер   и   подготавливает   школьников   к   изучению   экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. элективного   подчиняется Отбор   содержания     курса следующим принципам: 1.   Учёт   наглядно­образного   характера   мышления   школьников.   В содержание   программы   по   экономике   вошли   те   явления,   с   которыми учащиеся   уже   встречались   в   жизни.   Это   позволяет   решить   задачу актуализации их жизненного опыта. 2. Ориентация на потребности ребёнка и его интерес к разным сферам социальной  жизни.  В связи  с  этим  одной  из  важных  задач  программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере. 3.   Преемственность   и   перспективность.   В   процессе   изучения программы по экономике у школьников закладываются предпосылки для развития   экономического   мышления,   необходимого   для   ориентации   в современных   рыночных   условиях   жизни,   создаются   условия   для приобретения ими элементарных экономических представлений,  на базе которых   в   основной   и   старшей   школе   формируются   экономические понятия. Программой   предусмотрено   проведение   занятий   по   экономике   во внеурочной   деятельности   в   5   классе   1   ч   в   неделю,   всего   35   ч. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения.   Каждый   раздел   программы   предусматривает   использование игровой   и   практической   деятельности:   работа   с   текстами   и иллюстрациями,   игры   ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.   познавательными   заданиями, Цели  курса      Дать   школьникам   общее   представление   об   основах   развития экономики   семьи   для   того,   чтобы   лучше   подготовить   учащихся   к выполнению   своих   будущих   социальных   ролей   –   потребитель, производитель, гражданин. Привить   учащимся   практические   навыки   ведения   семейной финансовой   и   другой   документации,   отдельные   умения   участия   в рыночных   отношениях   с   целью   улучшения   их   профессионального самоопределения. Сформулировать   и   развить   знания   о   месте   семьи   в   сложных рыночных отношениях. Доказать   взаимообусловленность   и   взаимозависимость экономических,   социальных   и   нравственных   условий   развития общества и личности. Опираясь   на   практические   знания,   показать   необходимость соотнесения потребностей с возможностью их удовлетворения. Задачи курса 1. Помочь   учащимся   овладеть   основными   навыками   анализа   и решения бытовых экономических проблем семьи. 2. Показать   экономические   отношения   семьи   с   рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства. 3. Научить   школьников   выполнять   несложные   экономические расчеты, работать с семейной документацией. 4. Способствовать   освоению   школьниками   простейших   приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора. 5. Воспитывать   бережливость,   аккуратность,   ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы. 6. Формировать   понимание   школьниками   роли   труда   в жизнедеятельности   семьи;   оказать   помощь   в   осознании   ими   своих интересов,   способностей,   общественных   ценностей;   способствовать   их профессиональному самоопределению. Ценностные ориентиры содержания элективного курса. В   процессе   экономического   образования   учащиеся   получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве,   результатах   труда   людей.   Школьники   начинают   осознавать зависимость  благосостояния общества  и человека,  удовлетворения  его потребностей   от   уровня   образования,   от   качества   труда,   познают значение   природных   богатств   для   человека,   проникаются   бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей. Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты освоения программы элективного курса. При   изучении   курса   ученики   получают   знания   о   семье   как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают,   что   представляют   собой   такие   качества   личности,   как экономность,   бережливость.   Таким   образом,   актуализируются   их представления   о   бережливости,   об   аккуратности,   уважении   к человеческому   труду.   Метапредметные   результаты   представлены   в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты обучения отражены в содержании программы. Адаптационная программа элективного курса «Экономика вокруг нас» для   учащихся   5­ых   классов   призвана   познакомить   учащихся   с экономической  жизнью семьи,  формированием  ее  бюджета,  правилами ведения семейного  хозяйства, «домашней бухгалтерией». Универсальные   учебные   действия:  В   результате   изучения   курса учащийся может получить представление о:            основных  проблемах экономики семьи; группах основных потребностей семьи; возможных ресурсах семьи; необходимых, желательных и престижных товарах и услугах; возможностях своего участия в семейном хозяйстве; том, что такое семейное предпринимательство. общие правила ведения домашнего хозяйства; из чего складывается семейный бюджет; источники семейного бюджета; возможности экономии в семейном бюджете; экономические связи семьи с рыночными структурами;     анализировать семейные экономические ситуации и проблемы; выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов  семьи; экономически осознанно делать потребительский выбор; соотносить свои потребности с возможностями их  удовлетворения; Эффективным приемом преподавания экономики являются разви­ вающие игры, которые стимулируют активность детей, формируют спо­ собность  самостоятельно  ориентироваться  в  учебных и  жизненных   си­ туациях, поддерживают интерес к предмету. В курсе разработаны игры различных типов: проблемные   обучающие   игры,   рассчитанные   на   то,   что   через участие в игре ученики осознают проблему и в конце игры сами смогут сделать нужные выводы; обучающие   игры, полученных на уроке; игры, рассчитанные на повторение и контроль знаний учащихся по всему пройденному материалу.   рассчитанные   на   закрепление   знаний,    Содержание   элективного   курса   «Экономика   вокруг   нас»   для учащихся 5­ых классов Тема   1.   Потребности   и   ограниченность   возможностей для   их удовлетворения (5часов) Основные понятия. Потребности.   Факторы,   влияющие   на   формирование   потребностей. Ограниченность   возможностей   для   удовлетворения   потребностей. Необходимость выбора. Товары и услуги. Потребитель. Потребление. Учащиеся должны знать: что такое потребности; почему люди не могут   иметь   все,   что   хотят,   и   им   приходится   делать   выбор;   почему всякий раз, когда делается выбор, от чего­то приходится отказываться; что та кое товары и услуги, кто такой потребитель. Учащиеся   должны   уметь: приводить   примеры   потребностей; объяснять,   что   влияет   на   формирование   потребностей;   объяснять, почему из­за ограниченности возможностей необходимо делать выбор; описать конкретную   ситуацию,   в   которой   нужно   делать   выбор;   выбрать   одну игрушку   из   трех   и   четко   объяснить,   от   чего   при   этом   пришлось отказаться; приводить примеры товаров и услуг; правильно подбирать товары и услуги, удовлетворяющие каждую потребность в определенном списке потребностей. Тема 2. Может ли человек обеспечить себя сам? (3 часа) Основные понятия. Возможность изготовления некоторых товаров и услуг своими руками. Распределение   обязанностей   в   семье.   Выгода   от   распределения обязанностей   в   семье.   Отсутствие   возможности   все   делать   своими руками. Учащиеся должны знать: некоторые товары и услуги, необходимые для удовлетворения потребностей, можно сделать самому; распределение обязанностей в семье позволяет добиться большего и выполнить работу лучше, чем если делать ее одному; большинство товаров и услуг, которые потребляют люди в современном обществе, невозможно создать самому, и их получают, обмениваясь друг с другом. Учащиеся   должны   уметь: приводить   примеры,   когда   нужные   для удовлетворения потребностей товары и услуги человек производит сам; при водить примеры распределения обязанностей в семье и объяснять вы годы,   получаемые   от   распределения   обязанностей;   объяснять,   почему большинство товаров и услуг, которые современный человек потребляет, нельзя сделать в  одиночку;  объяснять, почему  нет необходимости все делать своими руками. Тема 3. Обмен (2 часа) Основные понятия. Обмен   как   основной   способ   получения   нужных   товаров   и   услуг. Специализация   и   необходимость   обмена.   Выгодность   добровольного обмена для его участников. Взаимозависимость людей разных профессий при создании товаров и услуг. Учащиеся должны знать: что такое специализация и обмен; в чем выгоды   специализации;   о   взаимосвязи   специализации   и   обмена;   люди обмениваются добровольно, поскольку ожидают, что в результате обмена им станет лучше. Учащиеся должны уметь: объяснять преимущества специализации и обмена;   приводить   примеры   разных   профессий   и   указать,   на производстве каких товаров или услуг специализируются люди, имеющие соответствующую   профессию;   объяснять   взаимосвязь   обмена   и специализации;   объяснять   взаимозависимость   как   следствие специализации. Тема 4. Деньги (5 часов) Основные понятая. Бартер как простейшая форма обмена. Трудности бартерного обмена. Разрешение проблем бартерного обмена при помощи денег. Эволюция денег. Свойства и функции денег. Продажа товаров и услуг. Покупка товаров и услуг. Цена. История денежной единицы России. Учащиеся   должны   знать: в   чем   трудности   бартерного   обмена   и почему   деньги   помогают   разрешению   этих   трудностей;   основные функции денег; что такое цена. Учащиеся   должны   уметь: показывать   на   примерах   трудности бартерного обмена, понимать, как деньги способствуют их разрешению; при вести примеры товаров, которые использовались в качестве денег в раз ное время и в разных странах; объяснять, почему одни товары можно легко   использовать   в   качестве   денег,   а   другие   —   затруднительно; называть свойства денег; объяснять функции денег; иметь представление об истории развития денег в России. Тема 5. Доходы семьи. Богатство (3 часа) Основные понятия. Доход семьи. Заработная плата — один из основных источников до хода семьи. Причины различий в размере заработной платы. Повременная и сдельная заработная плата. Причины существования различных форм заработной   платы.   Другие   виды   доходов   семьи   —   пенсии,   пособия, стипендии.   Собственность   как   источник   дохода.   Аренда.   Арендная плата. Арендатор и арендодатель. Доход семьи как источник увеличения ее богатства. Богатство. Движимое и недвижимое имущество. Учащиеся должны знать: что такое доход; основным источником до хода большинства людей является заработная плата; существуют другие виды доходов семьи, такие, как пенсия, стипендия, пособия, арендная плата, процент по вкладам в банк; что такое богатство. Учащиеся  должны уметь: объяснять, что такое заработная плата; понимать  причины различий в оплате  труда, в том числе и в  связи с восстребованностью профессии; обосновывать необходимость хорошего образования,   приобретения   профессиональных   навыков   и   умений;   на условных   примерах   рассчитывать   размер   повременной   и   сдельной заработной платы; перечислять и пояснять разные виды доходов семьи; иметь представление о том, что люди хотят получать высокие доходы, чтобы можно было покупать больше товаров и услуг для удовлетворения своих потребностей; объяснять, что такое богатство. Тема 6. Расходы. Бюджет семьи. Сбережения (5 часов) Основные понятия. Расходы.   Основные   направления   расходов   семьи.   Бюджет   семьи. Сбережения. Банк. Вклад. Вкладчик. Процент по вкладу как источник дохода. Заем. Заемщик. Безналичный расчет. Учащиеся   должны   знать: основные   направления   расходов   семьи; что   такое   бюджет;   что   расходы   семьи   должны   сопоставляться   с   ее дохода ми; что такое сбережения и почему люди их делают; что такое банк, вклад, заем; кто такие вкладчик и заемщик; хранение денег в банке может   принести   дополнительный   доход;   как   происходит   безналичный расчет. Учащиеся   должны   уметь: объяснять,   зачем   нужен   бюджет;   уметь сопоставлять   доходы   семьи   с   ее   расходами;   планировать   личный   и семейный   бюджеты   на   условных   примерах;   объяснять,   что   такое сбережения; объяснять, чем выгодно решение положить деньги в банк, а также недостатки такого решения. Тема 7. Хочу, могу и надо – 4 часа Желания     как     первый     шаг     появления     культурных     потребностей, усилия  человека,  направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и  невозможность исполнить  все желания.   которые   Желания   (потребности)     членов   семьи, удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения).  Как  можно помочь своим близким в  исполнении их желаний  (сделать подарок   к  празднику   своими  руками,   отказаться   от  своего  желания  в пользу желания близкого, если оно важнее). Практическая и игровая деятельность:  — рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». Тема 8. Как товары и услуги исполняют желания – 5часов Многие     желания     и     потребности     человек     может     исполнить (удовлетворить)   с   помощью товаров.   Товары   —   предметы,   вещи, продукты  питания,   которые   мы   можем   купить.  Продовольственные (пища и   питьё)   и промышленные (одежда, обувь, мебель,   игрушки   и   др.)   товары.   Товары   приобретают   в   магазинах,   на рынке, на ярмарке.  Продавец     —     профессия     человека,     который     продаёт     товары. Покупатель  —  человек, покупающий товары. Многие     потребности     человека     удовлетворяются     не     товарами,     а услугами     (получение   образования,     сохранение     здоровья,     быстрое перемещение  и  т.  п.).  Услуги  —  действия,  которые     оказывают     человеку     различные     люди       и       организации (учреждения).       Человек   обращается  за  услугами  в   дом  быта,  школу, больницу, поликлинику, на почту и др.  Школа     (вуз,     колледж)     как     учреждение,     которое     предоставляет образовательные     и   удовлетворяет   потребности   людей   в образовании.Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие  мечты и желания человека помогает исполнить образование. Практическая и игровая деятельность:  — изготовление изделий из природного материала для подарка; —   игры:   «Парикмахерская»,   «Больница»,   «Школа»,   «Супермаркет», «Ярмарка»;  — экскурсия в магазин; — экскурсия на почту;  — мастер­классы «Я умею и могу научить всех».   услуги Формы контроля знаний. Большое место в методике отводится кон­ тролю знаний учащихся. Формы контроля:  ­ постановка контролирующих и итоговых вопросов; ­ проведение итоговых уроков( в т.ч. урок­игра)  ­ решение задач; Каждый   урок   рекомендуется   начинать   с   повторения   материала, пройденного   на   предыдущем   занятии,   и   заканчивать   выполнением учащимися заданий на закрепление полученных знаний. Изучение каждой темы рекомендуется заканчивать проведением итогового урока с целью повторения, систематизации и контроля знаний учащихся по изучаемой теме. Итогом   изучения   элективного   курса   станет   проект   «Экономика вокруг нас». Литература: 2   .Новожилова   Н.В.   Программа   по   экономике   семьи.   ­   М.:ВИТА– ПРЕСС,2010. 3.   Новожилова   Н.В.Экономика   (Моя   семья).   5   класс:  пособие/Под ред. И.А.Сасовой.­ М.:ВИТА–ПРЕСС,2010. 4.Сасова И.А.,Новожилова Н.В., Землянская Е.Н., Экономика (Моя семья).5 класс: Метод. пособие/Под ред. И.А. Сасовой. ­ М.:ВИТА– ПРЕСС,2010.   Учебн.

Рабочая программа элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа  элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа  элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа  элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа  элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа  элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа  элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа  элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа  элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа  элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа  элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа элективного курса: «Экономика вокруг нас»

Рабочая программа  элективного курса: «Экономика вокруг нас»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017