Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс

Оценка 4.8
Документация +1
doc
русский язык
10 кл
04.02.2017
Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса по русскому языку 10 класс Актуальность изучения элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста» Единый государственный экзамен существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому выпускнику предстоит ответить не на три вопроса билета, как на традиционном экзамене, а выполнить задания по всем основным разделам школьного курса.Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс
прогр элект курс русский язык 10 класс.doc
1 к рабочей программе элективного курса по русскому языку  Пояснительная записка 10 класс элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста» Актуальность изучения  Единый государственный экзамен существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому выпускнику предстоит ответить не на три вопроса билета, как на традиционном экзамене, а выполнить задания по всем основным разделам школьного курса. Второе отличие Единого государственного экзамена состоит в том, что он проводится в форме тестирования. В экзаменационной работе используются задания трех типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом. Экзамен   показал   плюсы   и   минусы   ЕГЭ.   К   положительным   сторонам   можно   отнести следующее: ­ ЕГЭ повышает заинтересованность выпускников в полученных отметках на экзамене (у ребят   нет   возможности   пересдать   ЕГЭ),   а   следовательно   способствует   ответственной подготовке учащихся к предметам; ­ Вследствие вышеизложенного повышается качество знаний; ­Задания,   входящие   в   ЕГЭ,   проверяют   подготовку   выпускников   по   всем   основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют ­   Знания   о   языке   как   о   системе   (знания   по   фонетике,   лексике,   словообразованию, морфологии, синтаксису); ­ Речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально­деловом, публицистическом,   научном,   художественном.   Об   использовании   языковых   средств   в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.); ­Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил); ­Орфографическую и пунктуационную грамотность; ­Владение   нормами   литературного   языка   морфологическими; пунктуационными); ­Умения,   связанные   с   разными   видами   речевой   деятельности –   чтением   (проводить смысловой,   речеведческий,   языковой   анализ   текста)   и   письмом   (создавать   на   основе прочитанного вторичный текст – сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).   лексическими;   орфографическими   и (орфоэпическими;   синтаксическими;   стилистическими; ­ У учащихся появляется больше возможностей для поступления в ВУЗы. Но наряду с плюсами есть и минусы: ­ ЕГЭ является новой формой экзамена, а, следовательно, необходима подготовка к нему как учителей, так и учащихся. ­ Малое количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах и т. д. 2 Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс, рассчитанный на два учебных года: «Комплексный анализ текста» (10 класс) и «Подготовка к ЕГЭ» (11 класс). Например, такие как: ­ Вводится дополнительное время (+1 час в неделю) для целенаправленной подготовки к экзамену выпускников. ­ У учащихся появляется возможность выбирать  предметы, по которым им необходима усиленная подготовка. (То есть на элективные приходят ребята, заинтересованные в данном предмете, что позволяет учителю готовить учащихся на более высоком уровне сложности, повышенном и высоком). ­ Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. ­   Позволяет   выпускникам   легко   ориентироваться   в   непривычной   для   них   тестовой работе (все­таки тесты  не так давно появились в школе). ­ Подготавливает ребят к написанию сочинения­рассуждения. (В основном   школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам). ­   Знакомит   с   правильным   оформлением   бланков   на   экзамене.   (По   результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д. Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам  неизбежно придется столкнуться   с   проблемой   подготовки   к   новому   для   них   типу   испытаний   –   Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ. Место курса в образовательном процессе. Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену,   так   как   чтобы   выполнить   ЕГЭ   по   русскому   языку,   нужно   знать   не   только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического   состава   языка,   различных   его   грамматических   конструкций   (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого   текста,   уметь   анализировать   его   в   неразрывном   единстве   формы   и содержания   и   пользоваться   для   анализа   необходимым   минимумом   сведений   из   теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства   выразительности   и   т.   п.   Большой   объем   информации   необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс. Курс «Комплексный анализ текста» и «Подготовка к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная   задача   –   формирование   языковой,   коммуникативной   и   лингвистической компетенции учащихся. Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания   по   предмету,   опробовать   разработанные   КИМы   и   оценить   их   структуру   и содержание, научиться писать сочинение­рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается  разная степень подготовленности выпускников. Так как в 10­х классах общеобразовательного уровня на изучение русского языка отводится   1   час,   то   проводить   подготовку   к   Единому   государственному   экзамену   на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена. 3 Курс   не   замещает   уроки   русского   языка,   а   дополняет   их,   опирается   на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких­либо трудных   случаях, позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.   повторить   теоретический   материал.   Занятия   В   материалах   ЕГЭ   по   русскому   языку   встречаются   задания,   различающиеся   по уровням   сложности   (базовый,   повышенный   и   высокий).   В   связи   с   этим   по   прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся. Курс   рассчитан   на   один   учебный   год   по   1   часу   в   неделю   аудиторных   занятий. Общий объем – 35 часов. Цели и задачи изучения курса Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний,  формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие  навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание  самостоятельности в работе. Задачами курса являются: 1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку. 2. Помочь учащимся преодолеть  психологические трудности, связанные с тестовой формой  3. Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку. 4. Научить выпускников правильному оформлению бланка  регистрации, бланков №1 и №2 на экзамена. экзамене. 5. Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке. 6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету. 7. Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание. 8. Углубленное изучение отдельных тем курса. Основные компоненты содержания курса. В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5­9 классах. Повторение проводится по основным разделам русского языка: ­ лексика; ­ фонетика; ­ морфемика и словообразование; ­ орфография и морфология; ­ синтаксис; ­ пунктуация; ­ языковые нормы. А также учащиеся оттачивают свои умение анализировать текст и  умение создавать текст  в жанре рецензии или эссе. 4 Методы и формы решения поставленных задач Методы и формы обучения На   занятиях   учащиеся   занимаются   различными   видами   познавательной   деятельности. Воспринимают   знания,   тренируются   в   их   применении   (репродуктивная   деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность). Для  организации  названных  видов   деятельности  применяются   соответствующие   методы обучения: ­ Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»). ­ Продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»). Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы: ­ Рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь)  и т. д.) ­ Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи») ­ Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»). ­ Анализ таблицы (например, при повторении  темы «Н и НН в различных частях речи»). При   этом   используются   приемы   сравнения,   постановки   вопросов,   составления   схем, преобразования данной конструкции и т. д. Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п. Программно­методическое обеспечение предмета «Русский язык» Учебная программа класс Учебные пособия для учащихся Методические пособия для 10­11 кл.:  Программно­ методические  Власенков А.И. Русский язык: Грамматика.  Текст. Стили речи:  1. Власенков А.И.,  Рыбченкова Л.М.  Методические  учителя 10 материалы: Русский  язык. 10­11 классы /  Сост. Л.М.  Рыбченкова – М.:  Дрофа, 2001. Учеб. для 10­11 кл.  общеобразоват.  учреждений/  А.И.Власенков,  Л.М.Рыбченкова. – М.:  Просвещение, 2002. 5 рекомендации к учебнику  « Русский язык.   Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10­11 классов  общеобразовательных  учреждений. ­ М.,  «Просвещение», 2002 2. Греков В.Ф. Русский  язык. 10­11 классы: учеб.  для общеобразов.  учреждений / В.Ф.Греков,  С.Е. Крючков,  Л.А.Чешко. – М.:  Просвещение, 2009. 3. И.В.Золотарёва, Л.П.Дмитриева. Поурочные разработки по  русскому языку в10  классе М.: «ВАКО», 2005. Содержание курса 10 класс (35 часов) 1. Вводное занятие. Новые требования к части 3 (блоку С) – 1 час. 2. Что такое текст?  Связь предложений в тексте – 1 час. 3. Составление текста. Задания из части 1 (блок А) 4. Стили текста: публицистический стиль –1 час. 5. Стили текста: художественный стиль –1 час 6. Типы текста – 1 час. 7. Зачетная  работа №1 – 1 час. 8. Тема и основная мысль текста – 1 час. 9. Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы) – 1 час. 10. Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст – 1 час. 11. «Расшифровка» информации текста – 1 час. (Приложение 5) 12. Зачетная  работа №2 – 1 час. 13. Роль вступления в сочинении­рассуждении – 2 часа. (Приложение 1) 14. Роль заключения в сочинении­рассуждении – 2 часа. 15. Формулировка основной проблемы исходного текста – 2 часа. (Приложение 4) 16. Комментируем основную проблему текста – 2 часа. (Приложение 2) 17. Зачетная  работа №3 18. Позиция автора и способы ее выражения – 2 часа. 19. Общие средства выразительности – 1 час. 20. Специальные средства выразительности – 1 час. 21. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции – 2 часа. 22. Композиция сочинения – рассуждения. (логические приемы мышления) – 1 час. 23. Типы аргументации в изложении собственной позиции – 2 часа. 24. Экспертная оценка сочинения – 1 час. 25. Написание рецензии – 2 часа. 26. Итоговая зачетная работа – 1 час. Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими  навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания рецензии и сочинения –  рассуждения.  (Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно­ выразительных средств). 6 Листы контроля знаний учащихся для 10­11 классов см. в Приложении 3. Результаты изучения курса Структура   и   содержание   курса   предполагают,   что   учащиеся   должны   овладеть практическими   навыками   выполнения   тестовой   работы   и   написания   рецензии,   а   также навыками самостоятельного анализа предложенного текста. В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ.   То   есть   будут   знать   все   о   предстоящем   экзамене,   уверенно   ориентироваться   в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных. Требования к уровню подготовки учащихся Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку  за курс 10 класса По окончании 10­11 классов учащиеся должны знать/понимать: ­ связь языка и истории, культуры русского и других народов; ­ смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; ­ основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; ­   орфоэпические,   лексические,   грамматические,   орфографические   и   пунктуационные нормы современного русского литературного языка;  ­ нормы речевого поведения в социально­культурной, учебно­научной, официально­деловой сферах общения; должны уметь: ­ осуществлять речевой самоконтроль;  оценивать устные и письменные  высказывания  с точки   зрения   языкового   оформления,   эффективности   достижения   поставленных коммуникативных задач;  ­ анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; ­   проводить   лингвистический   анализ   текстов   различных   функциональных   стилей   и разновидностей языка; аудирование и чтение: ­   использовать   основные   виды   чтения   (ознакомительно­изучающее,   ознакомительно­ реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;  ­ извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно­научных текстов, 7 справочной   литературы,   средств   массовой   информации,   в   том   числе   представленных   в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо: ­   создавать   устные   и   письменные   монологические   и   диалогические   высказывания различных типов и жанров в учебно­научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально­культурной и деловой сферах общения; ­   применять   в   практике   речевого   общения   основные   орфоэпические,   лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;  ­ соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; ­ соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; ­   использовать   основные   приемы   информационной   переработки   устного   и   письменного текста; владеть: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ­ осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; ­   развития   интеллектуальных   и   творческих   способностей,   навыков   самостоятельной деятельности;   самореализации,   самовыражения   в   различных   областях   человеческой деятельности; ­   увеличения   словарного   запаса;   расширения   круга   используемых   языковых   и   речевых средств;   совершенствования   способности   к   самооценке   на   основе   наблюдения   за собственной речью; ­   совершенствования   коммуникативных   способностей;   развития   готовности   к   речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; ­ самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям: ­ учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя; ­ учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой   и   фразеологией   русского   языка,   его   изобразительно­выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации; ­   учитывается   способность   учащегося   выражать   свои   мысли,   своё   отношение   к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. Формы контроля достижений учащихся Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку).   В   конце   каждого   занятия   ребята   получают   домашнее   задание   по   рабочим 8 тетрадям.   Эти   задания   проверяются   учителем   выборочно.   На  первом   занятии   ребятам объясняется   принцип   оценивания:   на   каждого   ученика   заводится   лист   контроля,   где  указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д. Критерий оценки. Работа учащихся оценивается следующим образом: ­ зачет ­ незачет. Итоговая оценка складывается из всех текущих. Например, Лист контроля Название темы Фонетика Словообразование Итоговая тестовая работа 29­8­10 Итог   Зачет Зачет Зачет ЗАЧЕТ Кол­во заданий Макс. балл Набран. баллы Оценка 10 10 10 10 29­8­10   8 9 23­5­6   В   тестовых   работах   каждый   правильный   ответ  оценивается   одним   баллом.   В  итоговой тестовой работе   задания типа А и В оцениваются одним баллом, а задание С десятью баллами (5 баллов – засодержание,5 баллов – за грамматику).               Оценка «зачет» выводится при выполнении большей части заданий.

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс

Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2017