Пояснительная записка
Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не
менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на
котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не
существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и
могут быть поняты только в связи со всей родной страной.
Д.С.Лихачёв
Краеведческое образование в современной школе имеет многоаспектный характер. Оно включает в себя историческое, этнографическое, географическое, биологическое, экономическое экологическое и литературное краеведение. На практике в школах Удмуртии эти направления редко бывают представлены отдельно. Обычно они изучаются на занятиях под общим названием «краеведение» или входят в содержание регионального компонента отдельных предметов.
В эстетическом и нравственном воспитании учащихся особую роль играет литературное краеведение, предметом изучения которого является фольклорное и литературное наследие той или иной местности (региона, города, района). Важнейшей задачей литературного краеведения является формирование у учащегося способности чувствовать и ценить красоту и неповторимость национальной культуры. Занятия литературным краеведением углубляют и расширяют представления школьников об исторических и культурных связях малой родины с жизнью края, республики, страны, раскрывают богатство, разнообразие и многообразие художественной литературы в аспекте национальной самобытности.
Базовым предметом литературного краеведения является литература. Литературное краеведение имеет межпредметный характер содержания, это дисциплина, находящаяся на стыке литературы и краеведения, она обогащает исторические, географические, природоведческие и другие знания учащихся.
В школьном курсе литературного краеведения возможны различные формы, методы и приёмы работы. Оно может развиваться по двум направлениям: учебное (программное) и внеурочное (внеклассная работа, дополнительное образование). В первом случае обучение носит характер использования некоторых элементов краеведения на уроках литературы при изучении биографии писателя и художественного произведения.
Литературное краеведение в Удмуртии развивается по трём направлениям:
Данная рабочая программа факультатива «Литературное краеведение» разработана для учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ на основе Государственной программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной и является дополнением к учебно-методическому пособию «Взаимосвязанное изучение мировой, отечественной, региональной и муниципальной литературы», вышедшему в издательстве ИПК и ПРО Удмуртии в 2012 году. Пособие представляет собой обобщение собственного опыта работы по использованию регионального компонента на уроках литературы.
Программа каждого курса рассчитана на 34 часа (из расчёта 1 час в неделю) и включает в себя знакомство с фольклорными и литературными произведениями удмуртских писателей и книгами сарапульских авторов, связанных с историей и культурой г. Сарапула. Особое место занимают произведения, вошедшие в сборники из серии «Сарапульское детство» и «Память Сарапула».
В программе факультатива представлено календарно-тематическое планирование, приводится список использованной литературы по региональному компоненту.
Программа предполагает дальнейшее знакомство с литературным наследием родного края и города учащимися старших классов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.