Рабочая программа факультатива "Литературное краеведение"
Оценка 4.8

Рабочая программа факультатива "Литературное краеведение"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
русская литература +1
5 кл—11 кл +1
25.03.2017
Рабочая программа факультатива "Литературное краеведение"
Программа представляет собой планирование занятий по курсу "Литературное краеведение", предполагает знакомство учащихся с литературой родного края (Удмуртской Республики и г.Сарапула). Это вид внеурочной деятельности в рамках деятельности Ресурсного центра работы с одарёнными детьми по направлению "Литературное краеведение", является дополнение к урокам литературы. Содержит Пояснительную записку, список литературы по региональному компоненту и тематическое планирование
Список литературы по региональному компоненту (1).doc

                                      Пояснительная записка

 

                                                                     Понять литературу, не зная мест, где она  родилась, не

                                                          менее трудно, чем понять чужую  мысль, не зная языка, на

                                                          котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не

                                                         существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и                     

                                                         могут быть поняты только в связи со всей родной  страной.

                                                                                                                                                  Д.С.Лихачёв 

 

       Краеведческое образование в современной школе имеет многоаспектный характер. Оно включает в себя историческое, этнографическое, географическое, биологическое,  экономическое             экологическое и литературное краеведение. На практике в школах Удмуртии эти направления редко бывают представлены отдельно. Обычно они изучаются на занятиях под общим названием «краеведение» или входят в содержание регионального компонента отдельных предметов.

     В эстетическом и нравственном воспитании учащихся особую роль играет литературное краеведение, предметом изучения которого является фольклорное и литературное наследие той или иной местности (региона, города, района). Важнейшей задачей литературного краеведения является формирование у учащегося способности чувствовать и ценить красоту и неповторимость национальной культуры. Занятия литературным краеведением углубляют и расширяют представления школьников об исторических и культурных связях малой родины с жизнью края, республики, страны, раскрывают богатство, разнообразие и многообразие художественной литературы в аспекте национальной самобытности.

       Базовым предметом литературного краеведения является литература. Литературное краеведение имеет межпредметный характер содержания, это дисциплина, находящаяся на стыке литературы и краеведения, она обогащает исторические, географические, природоведческие и другие знания учащихся.

      В школьном курсе литературного краеведения возможны различные формы, методы и приёмы работы. Оно может развиваться по двум направлениям: учебное (программное) и внеурочное (внеклассная работа, дополнительное образование). В первом случае обучение носит характер использования некоторых элементов краеведения на уроках литературы при изучении биографии писателя и художественного произведения.

     Литературное краеведение в Удмуртии развивается по трём направлениям:

  1. Изучение связей писателей общероссийского уровня с удмуртским краем и отражение его в их творчестве.
  2. Включение многонационального литературного наследия Удмуртии (удмуртские, русские, татарские, марийские писатели) в программу по литературе в рамках регионального компонента.
  3. Изучение творчества писателей-земляков.

      Данная рабочая программа факультатива «Литературное краеведение»  разработана для учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ на основе Государственной программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной и является дополнением к   учебно-методическому пособию «Взаимосвязанное изучение мировой, отечественной, региональной и муниципальной литературы», вышедшему в издательстве ИПК и ПРО Удмуртии в 2012 году.  Пособие представляет собой обобщение  собственного опыта работы по использованию регионального компонента на уроках литературы.

      Программа каждого курса  рассчитана на 34 часа (из расчёта 1 час в неделю) и включает в себя знакомство с фольклорными и литературными произведениями удмуртских писателей и книгами  сарапульских авторов, связанных с историей и культурой г. Сарапула. Особое место занимают произведения, вошедшие в сборники из серии «Сарапульское детство» и  «Память Сарапула».

       В программе факультатива представлено календарно-тематическое планирование, приводится список использованной литературы по региональному компоненту.

      Программа предполагает дальнейшее знакомство с литературным наследием родного края и города учащимися старших классов.    


Пояснительная записка

Пояснительная записка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017