Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания учащихся, формируя у школьников целостное представление о физической культуре. Спортивная игра баскетбол с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Образовательная область «Баскетбол» призвана сформулировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств. В процессе освоения учебного материала обеспечивается формирование о единстве биологического, психическогоПрограмма позволяет последовательно решать задачи физического воспитания учащихся, формируя у школьников целостное представление о физической культуре. Спортивная игра баскетбол с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Образовательная область «Баскетбол» призвана сформулировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств. В процессе освоения учебного материала обеспечивается формирование о единстве биологического, психического
Рабочая программа
Факультативных занятий: «Баскетбол»Пояснительная записка
Программа позволяет последовательно решать задачи физического
воспитания учащихся, формируя у школьников целостное представление о
физической культуре. Спортивная игра баскетбол с нестандартными
движениями и работой переменной мощности. Образовательная область
«Баскетбол» призвана сформулировать у учащихся устойчивые мотивы и
потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической
подготовленности, целостном развитии своих физических и психических
качеств. В процессе освоения учебного материала обеспечивается
формирование о единстве биологического, психического и социального
начала в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования
его психосоматической природы. Баскетбол характеризуется
целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных
сил и нравственного воспитания детей развитие познавательных интересов,
выработка воли и характера, воспитания чувства коллективизма, которые
выступают как цель и условие развития личности.
В соответствии с данной целью формулируются задачи :1. Расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными
действиями и использования их в качестве средств укрепления здоровья и
формирования основ индивидуального образа жизни.
2. Совершенствование функциональных возможностей организма путем
направленной подготовки.
3. Воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в
общении и коллективном взаимодействии средствами и методами
спортивной деятельности.
4. формирование практических умений в организации и проведении
самостоятельных форм занятий баскетболом.
5. участие в соревнованиях.
Особенностью программы факультатива «баскетбол» являются:
направленность на реализацию принципа вариативности, создающего
возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с
возрастнополовыми особенностями учащихся, материальнотехнической
оснащенностью учебного процесса.
Освоение баскетбола учащимися осуществляется в единстве с
содержанием важных организационных форм педагогического процесса, как
участие в соревнованиях и тренировочных играх. Программа рассчитана 2 часа в
неделю (68 часов в год).
Для овладения приемами техники и тактики игры используются
следующие методы: целостный, расчлененный, игровой и соревновательный.
Основным
средством
являются физические упражнения,
вспомогательными естественные силы природы и гигиенические факторы.
Основной формой проведения факультатива являются учебно
тренировочные занятия.
Учащийся должен знать:уметь:
Историю и основные этапы развития баскетбола; содержание
раздела «Баскетбол» в школьной программе физического
воспитания;
Правила по « баскетболу»;
Что такое безопасность и правила безопасности;
Сочетание приемов техники подвижные игры с элементами
баскетбола. Выполнять основные технические и тактические
приемы игры: ловлю и передачу мяча двумя руками и одной рукой,
ведение мяча правой и левой рукой, бросок мяча с места и в
движении, умение вести двухстороннюю игру с соблюдением
правил; участвовать в соревнованиях.
Распределение учебного материала по разделам и темам:
Наименование разделов и тем
Раздел 1. Основные понятия об игре баскетбол
Тема 1.1. История, современное состояние и перспективы
развития баскетбола
Тема 1.2. основы физической и специальной подготовки.
Правила самоконтроля и техника безопасности во время
занятий
Раздел 2. Специальная подготовка
Тема 2.1. Стойка и передвижения, остановки, повороты
Тема 2.2. Ведение мяча на месте
Тема 2.3. Ведение мяча в движении
Тема 2.4. Ловля и передача мяча
Тема 2 . 5 Броски мяча в кольцо с места
Тема 2.6. Броски мяча в кольцо в движении,
Теоретиче
ские часы
2
Практичес
кие часы
35
1
1
6
2
6
8
6
7Раздел 3. Общая физическая подготовка
Тема 3.1. Подвижные игры.
Тема 3.2. Развитие физических качеств
Тема 3.3 Тестирование
Раздел 4. Правила соревнований по баскетболу
Тема 4.1. Подготовка и участие в соревнованиях
Всего:
15
10
2
4
27
4
68
Тематический план факультатива « баскетбол »
Раздел 1. Основные понятия об игре баскетбол (2 часа)
Тема 1.1. История, современное состояние и перспективы развития
баскетбола(1час)
Происхождение игры баскетбол. Перспектива развития баскетбола
Сущность девиза «Один за всех и все за одного!». Взаимоотношения людей
в коллективе и влияние коллектива на личность и личности на коллектив.
Ознакомление с терминологией спортивной игры баскетбол.
Тема 1.2. основы физической и специальной подготовки. Правила
самоконтроля и техника безопасности во время занятий (1 час)Понятие «физическая подготовка» , «специальная подготовка» и их различие.
Понятие « физическая нагрузка» и способы ее измерения.
Интенсивность и объем физической нагрузки. Контроль физической нагрузки
и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями ( по
частоте сокращений, внешним признакам, самочувствию) . Ведение дневника
самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью,
состоянием здоровья и работоспособностью. Правила техники безопасности
во время занятий баскетболом.
Раздел 2. Специальная подготовка (35часов)
Тема 2.1. Стойка и передвижения, остановки, повороты (6 часов)
Упражнения без мяча:
основная стойка, передвижения в основной стойке приставными шагами
правым (левым) боком, с изменением скорости и направления движения,
прыжок вверх толчком одной, приземление на другую ногу;
остановка в движении по звуковому сигналу. Остановка прыжком.
Тема 2 . 2. Ведение мяча на месте (2 часа)
Ведение мяча на месте различного вида ( высокое, низкое )
Ведение мяча сидя на скамье.
Тема 2.3. Ведение мяча в движении (6 часа)
Ведение мяча на месте правой и левой рукой в сочетании с развитием
координационных способностей
Ведение мяча в движении : (по прямой, кругу, змейкой)Ведение мяча без контроля зрением, ловля и передача с отскоком от пола
при параллельном и встречном движении
Тема 2.4. Ловля и передача мяча (8 часов)
Упражнения с мячом :
жонглирование мячом, ловля и передача мяча (набивного).
Обучение передаче мяча двумя руками от груди на месте и в движении
в сочетании с развитием быстроты
Передача мяча одной рукой от плеча в сочетании с развитием
координационных способностей
Передачи мяча двумя руками от груди и одной от плеча в движении.
Ловля и передача мяча со сменой места после передачи в сочетании с
развитием координационных способностей .
Передачи и ловля мяча в движении со сменой мест занятий.
Двухсторонняя игра по упрощенным правилам
Ловля высоко летящего мяча, ведение без зрительного контроля с
изменением направления
Вырывание и выбивание мяча в сочетании с совершенствованием передачи
мяча в движении. Двухсторонняя игра по правилам баскетбола.
Тема 2.5. Броски мяча в кольцо с места (6 часов)
Бросок мяча с места партнеру.
Бросок мяча двумя руками от груди с места с отражением от щита
Бросок мяча одной рукой от плеча с места.
Бросок по кольцу со штрафной линии.
Тема 2.6. Броски мяча в кольцо в движении (7 часов)
Бросок мяча одной рукой от плеча (сверху) с места с развитием скоростно
силовых качествБросок мяча в кольцо одной рукой от плеча после ведения в сочетании
развитием скоростносиловых качеств
Бросок мяча после ведения с развитием быстроты
Бросок мяча двумя руками от головы на месте со средней дистанции с
развитием быстроты. Правила соревнований по минибаскетболу.
Бросок мяча одной рукой от плеча сверху после ведения (проходбросок) в
сочетании с обманными действиями. Правила соревнований по
баскетболу.
Раздел 3. Общая физическая подготовка (27 часов)
Тема 3.1. Подвижные игры (15 часов)
Подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные
качества и совершенствующие владение ловлей и передачей мяча. Подвижные
игры: «Воробьи и вороны », «День ночь», «салки с мячом», «
пятнашки», «мяч соседу», «круговая охота (с ведением мяча)», «защита
стойки», « салки спиной к щиту», « рывок за мячом», « мяч капитану»
,игровые эстафеты и др.
Тема 3.2. Развитие физических качеств(10часов)
Упражнения на развитие быстроты движений:
ходьба и бег в различных направлениях в максимальном темпе с
внезапными остановками и выполнением различных заданий (типа:
прыжки вверх, назад, вправо, влево; приседания); бег с максимальной
частотой шагов и максимальной скоростью с выпрыгиванием вверх и
доставанием ориентиров левой (правой) рукой; бег с максимальной
скоростью между стоек (лицом и спиной вперед); бег с максимальной
скоростью с предварительным выполнением многоскоков; ускорения попрямой с выпадами в правую и левую стороны; ускорения с доставанием
рукой мяча, подвешенного на разной высоте;
Упражнения на развития выносливости:
бег на большие дистанции; круговая тренировка с использованием
беговых и прыжковых упражнений, упражнений на пресс, силовых
упражнений; двухсторонняя игра в соревновательном темпе.
повторный «гладкий» бег и бег «змейкой» в режиме большой
интенсивности; кроссовый бег и бег по пересеченной местности; полосы
препятствий с увеличенным объемом разнообразных прыжковых
упражнений; игра в мини баскетбол с увеличивающимся временем
игры
Упражнения на развитие силы:
Комплексы упражнений с дополнительными отягощениями на основные
мышечные группы; ходьба в глубоком приседе; прыжки на одной и двух
ногах, с продвижением вперед, по кругу, «змейкой», на месте с поворотом
на 180 и 360); прыжки со скакалкой (и с укороченной скакалкой) на месте,
выполняемые в режиме повторноинтервального упражнения.
Упражнения для развития ловкости :
акробатические прыжки, старты из разных исходных положений,
челночный бег, броски мяча из разных исходных положений, подвижные
игры. акробатические упражнения (двойные и тройные кувырки вперед
и назад); бег с «тенью» (повторение движений партнера);
прыжки по разметкам с изменяющейся амплитудой движений; броски
малого мяча в стену одной (двумя) рукой с последующей его ловлей
после отскока от стены (от пола); ведение мяча между стоек; ведение
мяча с изменяющейся по команде скоростью и направлением
передвижения; ведение теннисного мяча.
Тема 3.3. Тестирование(2 часа)
Контрольные упражнения:1. Количество передач двумя руками от груди в стену за 10 секунд, стоя на
расстоянии 2 метров от стены: 10 — «отлично»; 8 «хорошо»; 6 —
«удовлетворительно».
2. 10 штрафных бросков, мяч подает партнер. Оценка не менее 5
попаданий
Участие в товарищеских встречах и соревнованиях по баскетболу
Раздел 4. Правила соревнований по минибаскетболу (4часа)
Тема 4.1. Подготовка и участие в соревнованиях (4часа)
Содержание: Баскетбол – это современный баскетбол, приспособленный для
девочек и девушек 1217 лет. Размеры и разметка площадки для игры в
упрощенном баскетбол, как и во взрослом баскетболе. Но баскетбольные
щиты с корзиной меньшего размера и установлены ниже. Мяч в малом
баскетболе меньше и легче (450500 г), чем в большом (567650 г).Каждая
команда состоит из 12 игроков: 10 игроков –основной состав и 2 запасные.
Одновременно на площадке находятся 2 команды по 5 игроков в каждой .В
1ом периоде играют 5 игроков основного состава, во втором – другие 5
игроков.
В соревнованиях могут участвовать команды:
Младшей группы1112 лет.
Старшей группы 1317 лет
Время игры для каждой возрастной группы различно:
Младшей группы1112 лет.( 24 минуты)
Старшей группы 1317 лет ( 30 минут)
Игра состоит из 2х периодов, каждый из которых делится на 2 тайма.
Между периодами дается 5 минутный перерыв, между таймами перерыв 2
минуты. В каждом тайме учитель может брать 1 перерыв.Игра для старшей группы состоит из 4х периодов, каждый из которых
делится на 4 тайма. Между периодами дается 5 минутный перерыв, между
таймами перерыв 2 минуты.
Игроки, преодолевая сопротивление соперников и передавая мяч
руками, стремятся забросить его в корзину за время, определенное правилами
игры. Выигрывает та команда, у которой к концу игры окажется больше
очков. Очки (2) даются за каждое попадание мяча в корзину соперника.
Литература
1.Абрамов Э.Н ., Бобкова Л.Г. Разработка рабочих программ по учебному предмету «
Физическая культура»: Методические рекомендации. – Курган: ИПКиПРО
Курганской области, 2006. 22с.
2. Ауэрбах А. Баскетбол.М.: Физкультура и спорт, 1981.159с.
3. Баскетбол. Программа для спортивных секций коллективов физической
культуры и спортивных клубов.М.:Физкультура и спорт, 1976.48с.
4. Башкин С.Г. Уроки по баскетболу.М.:Физкультура и спорт, 1966.184с.
5. Белов С.А. секреты баскетбола.М. .'Физкультура и спорт, 1982.72с.
6. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол.Минск:Пламя,1986.127с.Буден Джон
Р. Современный баскетбол.М.:Физкультура и спорт, 1987.254с.
7. Генкин З.А., Яхонтов Е.Р. Баскетбол: Справочник.М.:Физкультура и
спорт, 1983.224с.
8. Гомельский А.Я. Будни баскетбола.М. :Физкультура и спорт, 1984.100с.
Ю.Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе. .М.:Физкультура и спорт,
1985.160с.
9.Гомельский А.Я. Тактика баскетбола: Учебное пособие.М..'Физкультура и
спорт, 1996.175с.
10.Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболиста.М.:Физкультура и
11. Бымова Л.В., Короткой И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для
институтов физической кулыурььМ.:Физкультура и спорт, 1982.224с.
12. Гомельский А.Я. Баскетбол завоевывает планету: Баскетбол на
олимпиадах.М.:Советская Россия, 1980.144с.13. Давыдов М.А. Судейство в баскетболе.М.:Физкультура и спорт, 1983.128с.
14. Донченко П.И. Баскетбол Методическое пособие.Ташкент, Медицина, 1986.
214С.
15.Китин Л.С. Индивидуальные упражнения по баскетболу.М.:Высшая школа,
1992.108с.
16.Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы в баскетболе.
Минск, Беларусь, 1970.150с.
17. Официальные правила баскетбола ФИБАУ/Физическая культура в школе.
2001.№ 3.С.6975.
18. Колос В.М. Баскетбол: теория, практика. Методическое пособие.
Минск:Пламя, 1989.165с.
19. Леонов А.Д., Малый А.А. Баскетбол: Книга для учащихся.
Киев:Рад.школа, 1989.101с.
20.Настольная книга учителя физической культуры :Справ. метод. пособие /сост.Г.И.
Погадаев.М.: «Издательство Фи С », 2000.470с.
21. Нелидов В.И. Методика обучения технике игры в баскетбол.
М.:Физкультура и спорт.1991.84с.
22. Стонкус С.С. Мы играем в баскетбол: Книга для учащихся.
М.:Просвещение, 1984.64с.
23. Ю.Яхонтов Е.Р., Кит Л.С. Индивидуальная подготовка баскетболиста.
М.:Физкультура и спорт, 1991.48с