Рабочая программа Факультативных занятий: «Баскетбол

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания учащихся, формируя у школьников целостное представление о физической культуре. Спортивная игра баскетбол с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Образовательная область «Баскетбол» призвана сформулировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств. В процессе освоения учебного материала обеспечивается формирование о единстве биологического, психическогоПрограмма позволяет последовательно решать задачи физического воспитания учащихся, формируя у школьников целостное представление о физической культуре. Спортивная игра баскетбол с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Образовательная область «Баскетбол» призвана сформулировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств. В процессе освоения учебного материала обеспечивается формирование о единстве биологического, психического
Иконка файла материала pogramma_mini-basket.doc
Рабочая программа  Факультативных занятий:  «Баскетбол»Пояснительная записка Программа позволяет последовательно решать задачи физического  воспитания учащихся, формируя у школьников целостное представление о  физической культуре. Спортивная игра  баскетбол с нестандартными  движениями и работой переменной мощности. Образовательная область  «Баскетбол» призвана сформулировать у учащихся устойчивые мотивы и  потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической  подготовленности, целостном развитии своих физических и психических  качеств. В процессе освоения учебного материала обеспечивается  формирование о единстве биологического, психического и социального  начала в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы. Баскетбол характеризуется  целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных  сил  и нравственного воспитания  детей развитие познавательных интересов,  выработка воли и характера, воспитания чувства  коллективизма, которые  выступают как цель и условие развития личности. В соответствии  с данной целью формулируются задачи :1.   Расширение   двигательного   опыта   за   счет   овладения   двигательными действиями и использования их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни. 2.   Совершенствование   функциональных   возможностей   организма   путем направленной подготовки. 3.   Воспитание   индивидуальных   психических   черт   и   особенностей   в общении   и   коллективном   взаимодействии   средствами   и   методами спортивной деятельности.         4.  формирование   практических   умений   в   организации   и  проведении  самостоятельных форм занятий баскетболом.        5.  участие в соревнованиях. Особенностью программы факультатива «баскетбол» являются:  направленность на реализацию принципа вариативности, создающего    возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с  возрастно­половыми особенностями учащихся,  материально­технической  оснащенностью учебного процесса.  Освоение   баскетбола   учащимися   осуществляется   в   единстве   с содержанием важных организационных форм педагогического процесса, как участие в соревнованиях и тренировочных играх. Программа рассчитана 2 часа в неделю (68 часов в год).  Для   овладения   приемами   техники   и   тактики   игры   используются следующие методы: целостный, расчлененный, игровой и соревновательный. Основным  средством  являются   физические   упражнения, вспомогательными ­ естественные силы природы и гигиенические факторы. Основной  формой  проведения   факультатива   являются   учебно­ тренировочные занятия. Учащийся должен знать:уметь:  Историю и основные этапы развития баскетбола;   содержание      раздела     «Баскетбол»     в    школьной     программе физического  воспитания; Правила по « баскетболу»; Что такое безопасность и правила безопасности;   Сочетание   приемов   техники   подвижные   игры   с   элементами баскетбола.   Выполнять   основные   технические   и   тактические приемы игры: ловлю и передачу мяча двумя руками и одной рукой, ведение   мяча  правой   и   левой   рукой,   бросок   мяча   с   места   и   в движении,   умение  вести   двухстороннюю   игру   с   соблюдением правил; участвовать в соревнованиях. Распределение  учебного материала по разделам и темам: Наименование разделов и тем Раздел 1. Основные понятия об игре баскетбол Тема 1.1. История, современное состояние и перспективы  развития баскетбола Тема 1.2. основы физической и специальной подготовки.  Правила самоконтроля и техника безопасности во время  занятий Раздел 2. Специальная  подготовка  Тема 2.1. Стойка и передвижения, остановки, повороты Тема 2.2. Ведение мяча на месте Тема 2.3. Ведение мяча в движении Тема 2.4. Ловля и передача мяча Тема 2 . 5  Броски мяча в кольцо с места Тема 2.6. Броски мяча в кольцо в движении, Теоретиче ские часы 2 Практичес кие часы 35  1  1  6  2   6   8   6   7Раздел 3. Общая физическая подготовка Тема 3.1. Подвижные игры. Тема 3.2. Развитие физических качеств Тема 3.3  Тестирование Раздел 4. Правила соревнований по баскетболу Тема 4.1. Подготовка и участие в соревнованиях Всего:   15  10  2   4 27 4 68                     Тематический план факультатива « баскетбол » Раздел 1. Основные понятия об игре баскетбол (2 часа) Тема 1.1. История, современное состояние и перспективы развития  баскетбола(1час) Происхождение игры баскетбол. Перспектива развития баскетбола Сущность девиза «Один за всех и все за одного!». Взаимоотношения людей в коллективе и влияние коллектива на личность и личности на коллектив.  Ознакомление  с терминологией спортивной игры баскетбол.  Тема 1.2. основы физической и специальной подготовки. Правила  самоконтроля и техника безопасности во время занятий (1 час)Понятие «физическая подготовка» , «специальная подготовка» и их различие. Понятие « физическая нагрузка» и способы ее измерения. Интенсивность и объем физической нагрузки. Контроль  физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями    ( по  частоте сокращений, внешним признакам, самочувствию) . Ведение дневника  самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью,  состоянием здоровья и работоспособностью. Правила техники безопасности  во время занятий баскетболом.                                Раздел 2. Специальная  подготовка (35часов) Тема 2.1. Стойка и передвижения, остановки, повороты (6 часов) Упражнения без мяча: основная стойка, передвижения в основной стойке приставными шагами правым (левым) боком, с изменением скорости и направления движения, прыжок вверх толчком одной, приземление на другую ногу; остановка в движении по звуковому сигналу. Остановка прыжком. Тема 2 . 2. Ведение мяча на месте (2 часа) Ведение мяча на месте  различного вида ( высокое, низкое ) Ведение мяча сидя на скамье. Тема 2.3. Ведение мяча в движении (6 часа) Ведение мяча на месте правой и левой рукой в сочетании с развитием координационных способностей Ведение мяча в движении : (по прямой, кругу, змейкой)Ведение мяча без контроля зрением, ловля и передача с отскоком от пола при параллельном и встречном движении Тема 2.4. Ловля и передача мяча (8 часов) Упражнения с мячом : жонглирование мячом, ловля и передача мяча (набивного). Обучение передаче мяча двумя руками от груди на месте и в движении в сочетании с развитием быстроты Передача мяча одной рукой от плеча в сочетании с развитием координационных способностей Передачи мяча двумя руками от груди и одной от плеча в движении. Ловля и передача мяча со сменой места после передачи в сочетании с развитием координационных способностей . Передачи и ловля мяча в движении со сменой мест занятий. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам Ловля высоко летящего мяча, ведение без зрительного контроля с изменением направления Вырывание  и выбивание мяча в сочетании с совершенствованием передачи мяча в    движении. Двухсторонняя игра по правилам  баскетбола. Тема 2.5. Броски мяча в кольцо с места (6 часов) Бросок мяча с места партнеру. Бросок мяча двумя руками от груди с места с отражением от щита Бросок мяча одной рукой от плеча  с места. Бросок по кольцу со  штрафной линии. Тема 2.6. Броски мяча в кольцо в движении  (7 часов) Бросок мяча одной рукой от плеча (сверху) с места с развитием скоростно­ силовых качествБросок мяча в кольцо одной рукой от плеча после ведения в сочетании  развитием скоростно­силовых качеств Бросок мяча после ведения с развитием быстроты Бросок мяча двумя руками от головы на месте со средней дистанции с  развитием быстроты. Правила соревнований по мини­баскетболу. Бросок мяча одной рукой от плеча сверху после ведения (проход­бросок) в  сочетании с обманными действиями. Правила соревнований по  баскетболу. Раздел 3. Общая физическая подготовка (27 часов) Тема 3.1. Подвижные игры (15 часов) Подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные качества и совершенствующие владение ловлей и передачей мяча. Подвижные  игры: «Воробьи и вороны », «День ночь», «салки с мячом»,                «  пятнашки», «мяч соседу», «круговая охота (с ведением мяча)», «защита  стойки», « салки спиной к щиту», « рывок за мячом», « мяч капитану»  ,игровые эстафеты и др. Тема 3.2. Развитие физических качеств(10часов)         Упражнения на развитие быстроты движений:    ходьба и бег в различных направлениях в максимальном темпе с  внезапными остановками и выполнением  различных заданий (типа:  прыжки вверх, назад, вправо, влево; приседания); бег с максимальной  частотой шагов и максимальной скоростью с выпрыгиванием вверх и  доставанием ориентиров левой (правой) рукой; бег с максимальной  скоростью между стоек (лицом и спиной вперед); бег с максимальной  скоростью с предварительным выполнением многоскоков; ускорения попрямой с выпадами в правую и левую стороны; ускорения с доставанием  рукой мяча, подвешенного на разной высоте;              Упражнения на развития выносливости: бег на большие дистанции; круговая тренировка с использованием  беговых и прыжковых упражнений, упражнений на пресс, силовых  упражнений; двухсторонняя игра в соревновательном темпе.  повторный «гладкий» бег и бег «змейкой» в режиме большой  интенсивности; кроссовый бег и бег по пересеченной местности; полосы  препятствий с увеличенным объемом разнообразных прыжковых  упражнений; игра в мини­ баскетбол с увеличивающимся временем  игры               Упражнения на развитие силы: Комплексы упражнений с дополнительными отягощениями на основные  мышечные группы; ходьба в глубоком приседе; прыжки на одной и двух  ногах, с продвижением вперед, по кругу, «змейкой», на месте с поворотом на 180 и 360); прыжки со скакалкой (и с укороченной скакалкой) на месте,  выполняемые в режиме  повторно­интервального упражнения.            Упражнения для развития ловкости :  акробатические прыжки, старты из разных исходных положений,  челночный бег, броски мяча из разных исходных положений, подвижные  игры. акробатические упражнения (двойные и тройные кувырки вперед  и назад); бег с «тенью» (повторение движений партнера);  прыжки по разметкам с изменяющейся амплитудой движений; броски  малого мяча в стену одной (двумя) рукой с последующей его ловлей  после отскока от стены (от пола); ведение мяча между стоек; ведение  мяча с изменяющейся по команде скоростью и направлением  передвижения; ведение теннисного мяча. Тема 3.3. Тестирование(2 часа)                 Контрольные упражнения:1. Количество передач двумя руками от груди в стену за 10 секунд, стоя на расстоянии 2 метров от стены:  10  —  «отлично»; 8 ­ «хорошо»; 6 — «удовлетворительно». 2.     10   штрафных   бросков,   мяч   подает   партнер.  Оценка   не   менее   5 попаданий   Участие в товарищеских встречах и соревнованиях по баскетболу  Раздел 4. Правила соревнований по  мини­баскетболу (4часа) Тема 4.1. Подготовка и участие в соревнованиях (4часа) Содержание: Баскетбол – это современный баскетбол, приспособленный для девочек  и  девушек 12­17  лет. Размеры   и  разметка  площадки для игры в упрощенном   баскетбол,   как   и   во   взрослом   баскетболе.   Но   баскетбольные щиты   с   корзиной   меньшего   размера   и   установлены   ниже.   Мяч   в   малом баскетболе меньше и легче (450­500 г), чем в большом (567­650 г).Каждая команда состоит из 12 игроков: 10 игроков –основной состав и 2­ запасные. Одновременно на площадке находятся 2 команды  по 5 игроков в каждой .В 1­ом   периоде   играют 5  игроков  основного   состава,  во   втором  –  другие  5 игроков. В соревнованиях могут участвовать команды: Младшей  группы­11­12 лет. Старшей  группы­ 13­17 лет Время игры для каждой возрастной группы различно:  Младшей  группы­11­12 лет.( 24 минуты) Старшей  группы 13­17 лет ( 30 минут) Игра состоит из 2­х периодов, каждый из которых делится на 2 тайма. Между периодами дается 5­ минутный перерыв, между таймами перерыв 2 минуты. В каждом тайме учитель может брать 1 перерыв.Игра для старшей группы состоит из 4­х периодов, каждый из которых делится на 4 тайма. Между периодами дается 5­ минутный перерыв, между таймами перерыв 2 минуты. Игроки,   преодолевая   сопротивление   соперников   и   передавая   мяч руками, стремятся забросить его в корзину за время, определенное правилами игры.   Выигрывает   та   команда,   у   которой   к   концу   игры   окажется   больше очков. Очки (2) даются за каждое попадание мяча в корзину соперника. Литература 1.Абрамов Э.Н ., Бобкова Л.Г. Разработка рабочих программ по учебному предмету « Физическая   культура»:   Методические   рекомендации.   –   Курган:   ИПКиПРО Курганской области, 2006.­ 22с.   2. Ауэрбах А. Баскетбол.­М.: Физкультура и спорт, 1981.­159с. 3.   Баскетбол.   Программа   для   спортивных   секций   коллективов   физической культуры и спортивных клубов.­М.:Физкультура и спорт, 1976.­48с. 4. Башкин С.Г. Уроки по баскетболу.­М.:Физкультура и спорт, 1966.­184с. 5. Белов С.А. секреты баскетбола.­М. .'Физкультура и спорт, 1982.­72с. 6. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол.­Минск:Пламя,1986.­127с.Буден Джон Р. Современный баскетбол.­М.:Физкультура и спорт, 1987.­254с. 7.   Генкин   З.А.,   Яхонтов   Е.Р.   Баскетбол:   Справочник.­М.:Физкультура   и спорт, 1983.­224с. 8. Гомельский А.Я. Будни баскетбола.­М. :Физкультура и спорт, 1984.­100с.  Ю.Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе. .­М.:Физкультура и спорт,  1985.­160с. 9.Гомельский   А.Я.   Тактика   баскетбола:   Учебное   пособие.­М..'Физкультура  и спорт, 1996.­175с. 10.Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболиста.­М.:Физкультура и 11. Бымова Л.В., Короткой И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для  институтов физической кулыурьь­М.:Физкультура и спорт, 1982.­224с. 12. Гомельский    А.Я.    Баскетбол    завоевывает    планету:    Баскетбол    на  олимпиадах.­М.:Советская Россия, 1980.­144с.13. Давыдов М.А. Судейство в баскетболе.­М.:Физкультура и спорт, 1983.­128с. 14. Донченко П.И. Баскетбол Методическое пособие.­Ташкент, Медицина, 1986.­ 214С. 15.Китин Л.С. Индивидуальные упражнения по баскетболу.­М.:Высшая школа, 1992.­108с. 16.Кудряшов   В.А.,   Мирошникова   Р.В.   Технические   приемы   в   баскетболе.­ Минск, Беларусь, 1970.­150с. 17. Официальные правила баскетбола ФИБАУ/Физическая культура в  школе.­ 2001.­№ 3.­С.69­75. 18. Колос   В.М.   Баскетбол:   теория,   практика.   Методическое   пособие.­ Минск:Пламя, 1989.­165с. 19. Леонов    А.Д.,    Малый    А.А.    Баскетбол:    Книга    для    учащихся.­ Киев:Рад.школа, 1989.­101с. 20.Настольная книга учителя физической культуры :Справ.­ метод. пособие /сост.Г.И.  Погадаев.­М.: «Издательство Фи С », 2000.­470с.   21. Нелидов    В.И.    Методика   обучения    технике    игры    в   баскетбол.­ М.:Физкультура и спорт.­1991.­84с. 22. Стонкус    С.С.    Мы    играем   в    баскетбол:    Книга   для   учащихся.­ М.:Просвещение, 1984.­64с.  23. Ю.Яхонтов  Е.Р.,  Кит  Л.С.  Индивидуальная  подготовка  баскетболиста.­  М.:Физкультура  и спорт, 1991.­48с