Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс
Оценка 5

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Оценка 5
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство
5 кл
25.02.2018
Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс
Концепция программы ориентирована на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс составитель учитель ИЗО Дьякова Н.Г.
рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с.Дьяковка  Краснокутского района Саратовской области. Рассмотрено. Руководитель ШМО ______(                                 .) « _26__»_08_2017г Согласовано. Замдиректора по УВР  ____________(                        ) «_26__»  _08__2017г УТВЕРЖДАЮ. Директор школы ___________ (О.В.Мечикова) Приказ  №___________  «28»_августа ____ 2017г Рабочая программа  ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ  ДЛЯ 5 КЛАССА  Составила учитель Дьякова Н.Г. Рассмотрено на заседании  педагогического совета протокол № _1___ от «_28_»__08    _2017 г. Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена в соответствии с ФГОС   на   основе   авторской   программы   Б.М.   Неменского,   «Изобразительное   искусство   и декоративно­прикладное   искусство   в   жизни   человека.»:   прогр.   /Сост.   Б.М.   Неменский.­   М.: Просвещение, 2012.  Концепция программы ориентирована на освоение содержания  и языка группы декоративных  искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с  фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.  Рабочая   программа   построена   на   основе   преемственности,   вариативности,   интеграции пластических  видов  искусств и комплексного художественного подхода, акцент  делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в разных видах художественно­ творческой   деятельности:   художественно­конструктивной   и проектной.    декоративно­прикладной, В   содержании   уроков   входит     составление   декоративной   композиции     традиционных мотивов   гжельской,   хохломской,   гордецкой,   жостовской,   росписи,   в   создании   игрушек   в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской, старооскольской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно   и   витражей   .Сочетание   индивидуальной   и   коллективных   форм     работ   и   выполнение художественно­творческих     проектов,       позволяет   развивать     творческое   воображение     и художественно­образное  мышление учащихся и   повысить мотивацию обучения. Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие   творческих   способностей     и   совершенствование   навыков   постижения   средств декоративно ­ прикладного искусства, обогащение   опыта   восприятия и оценки произведений декоративно­прикладного искусства, формирование ценностно­смысловой компетенции.  Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру  Принцип «от жизни через искусство к жизни» Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Принцип единства восприятия и созидания. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства. Развитие художественно – образного мышления, художественного  переживания ведёт к  жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу. Общая характеристика учебного предмета, курса Программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской программы Б.М. Неменского,   «Изобразительное   искусство   и   декоративно­прикладное   искусство   в   жизни человека.»:   прогр.   /Сост.   Б.М.   Неменский.­   М.:   Просвещение,   2012.;   учебника   для общеобразовательных   организаций   «Изобразительное   искусство»   5   класс   Н.А.   Горяева,О.В. Островская, под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2014. Цели: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами  художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих  способностей ребенка.   Задачи: • развитие способности к эмоционально­ценностному восприятию произведения  изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к  окружающему миру; • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно­ прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений  профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических  чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям,  героическому прошлому, многонациональной культуре. Общая характеристика учебного процесса, курса Основные  технологии: Личностно – ориентированный подход Здоровьесберегающая технология Информационно­коммуникативные технологии Методы обучения: Фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа Формы обучения: Основная форма организации учебного процесса ­ классно­урочная: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний  и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и  умений, комбинированный урок, урок­лекция, урок­экскурсия, урок­соревнование, урок с  дидактической игрой, урок­праздник, видеоурок.  Формы контроля уровня обученности: Викторины Кроссворды Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ Тестирование Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно  диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление  результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем  четвертей в форме выставки или теста.  Заключительный контроль. Промежуточная аттестация. Рисунок. Режим занятий: 1 час в неделю  Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Образовательная область предмета – «Искусство». Настоящая программа составлена в полном  соответствии с учебным планом МОУ­СОШ с.Дьяковка на 2017­2018 учебный год и на изучение  предмета «Изобразительное искусство» в 5  классе отводится 35 часов в год, из расчета 1  учебный час в неделю.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,  которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное  искусство»:  Воспитание   российской   гражданской   идентичности:   патриотизма,   любви   и   уважения   к Отечеству,   чувства   гордости   за   свою   Родину,   прошлое   и   настоящее   многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края,   основ   культурного   наследия   народов   России   и   человечества;   усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;  Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  Формирование   целостного   мировоззрения,   учитывающего   культурное,   языковое,   духовное многообразие современного мира;  Формирование   осознанного,   уважительного   и   доброжелательного   отношения   к   другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;  Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного   поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  Формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;  Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;  Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные   результаты  характеризуют   уровень   сформированности   универсальных способностей   учащихся,   проявляющихся   в   познавательной   и   практической   творческой деятельности:  Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  Умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективныеспособы решения учебных и познавательных задач;  Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей   деятельности   в   процессе   результата,   определять   способы   действий   в   рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;  Владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учета   интересов;   формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные   результаты  характеризуют   опыт   учащихся   в   художественно­творческой деятельности,   который   приобретается   и   закрепляется   в   процессе   освоения   учебного предмета:  Формирование основ художественной культуры обучающихся как   части их общей духовной   культуры,   как   особого   способа   познания   жизни   и   средства   организации общения; развитие эстетического, эмоционально­ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;  Развитие   визуально­пространственного   мышления   как   формы   эмоционально­ ценностного   освоения   мира,   самовыражения   и   ориентации   в   художественном   и нравственном пространстве культуры;  Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах   (фольклорное   художественное   творчество   разных   народов,   классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);  Воспитание   уважения   к   истории   культуры   своего   Отечества,   выраженной   в архитектуре,   изобразительном   искусстве,   в   национальных   образах   предметно­ материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;  Приобретение   опыта   создания   художественного   образа   в   разных   видах   и   жанрах визуально­пространственных   искусств:   изобразительных   (живопись,   графика, скульптура), декоративно­прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, кино);  Приобретение   опыта   работы   различными   художественными   материалами   и   разных техниках в различных видах визуально­пространственных искусств, в специфических формах   художественной   деятельности,   в   том   числе,   базирующихся   на   ИКТ (   цифровая   фотография,   видеозапись,   компьютерная   графика,   мультипликация   и анимация);  Развитие   потребности   в   общении   с   произведениями   изобразительного   искусства, освоение   практических   умений   и   навыков   восприятия,   интерпретации   и   оценки произведений   искусства;   формирование   активного   отношения   к   традициям художественной   культуры   как   смысловой,   эстетической   и   личностно­значимой ценности;  Осознание   значения   искусства   и   творчества   в   личной   и   культурной самоидентификации личности;  Развитие   индивидуальных   творческих   способностей   обучающихся,   формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе Учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно­прикладного искусства; особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой,  коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей,  множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов); семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные  знаки); несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи,  пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель,  Хохлома, Городец, Полхов­Майдан, Жостово, Борисовская керамика). Учащиеся должны уметь: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например,  Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.); различать по материалу, технике исполнения современное декоративно­прикладное искусство  (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.); выявлять в произведениях декоративно­прикладного искусства (народного, классического,  современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство  материала, формы и декора. В процессе практической работы на уроках учащиеся должны: умело пользоваться языком декоративно­прикладного искусства, принципами декоративного  обобщения; передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства  на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; создавать художественно­декоративные проекты предметной среды, объединенные единой  стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи); владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема,  пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных  декоративных композиций; владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.). Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно­ориентационной, рефлексивной.       Требования к подготовке учащихся по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс в  полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и авторской программой Б.М. Неменского по  изобразительному искусству . Содержание тем учебного курса Учебно­тематический план. № 1 2 3 4 Содержание Древние корни народного искусства Связь времен в народном искусстве Декор, человек, общество, время Декоративное искусство в современном мире Промежуточная аттестация. Проект (рисунок) Всего Кол­во часов 7 8 9 11 35 «Древние корни народного искусства» ( 7 ч)        1).Роль декоративного искусства в жизни человека.  Введение в курс предмета «Изобразительное искусство»         2). Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать­ земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.        3). Декор русской избы. Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы     России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.         4). Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок­небо, пол­ земля, подпол­ подземный мир, окна­ очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.).  Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.        5). Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Крестьянская   вышивка   –   хранительница   древнейших   образов   и   мотивов,   условность   языка орнамента, его символическое значение.                6). Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. (Коллективная работа «Проходите в избу») Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.        7). Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн? Польза, красота, практичность предметов быта. Понятие дизайна. 1) Древние образы в современных народных игрушках.  «Связь времен в народном искусстве» (8 ч) Магическая   роль   глиняной   игрушки   в  глубокой   древности.   Традиционные   древние   образы   в современных   народных   игрушках.   Особенности   пластической   формы,   росписи   глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам. 2) Лепка и роспись собственной модели игрушки. Единство  формы   и  декора.   Особенности   цветового   строя,  основные   декоративные  элементы росписи игрушек.  3). Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Традиционные   народные   промыслы   –   гордость   и   достояние   национальной   отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира. 4)Синие цветы Гжели. Краткие   сведения   из   истории   развития   гжельской   керамики.   Значение   промысла   для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. 5) Жостовские букеты. Краткие сведения из истории развития жостова. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях жостовских мастеров.      6)Хохлома. Краткие   сведения   из   истории   развития   хохломы.   Значение   промысла   для   отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров. 7)Городецкая роспись   Краткие   сведения   из   истории   развития   городца.   Значение   промысла   для   отечественной народной культуры.   Природные        мотивы в изделиях городецких мастеров. 8) Диагностическая работа «Связь времен в народном искусстве» (практика).                                        «Декор – человек, общество, время» (9 ч)        1)Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы. Подчеркивание   власти,   могущества,   знатности   египетских   фараонов   с   помощью декоративного искусства. 2)Орнамент, цвет, знаки –символы в декоративном искусстве Древнего Египта.  Символика   элементов   декора   в   произведениях   Древнего   Египта,   их   связь   с   мировоззрением египтян ( изображение лотоса, жука­скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза­уаджета и др.).       3)Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Символика   элементов   декора   в   произведениях   Древней   Греции,   их   связь   с   мировоззрением греков. 4)Легенды и мифы Древней Греции. Символика   элементов   декора   в   произведениях   Древней   Греции,   их   связь   с   мировоззрением греков. 5)Греческая керамика. Живопись на вазах. Символика   элементов   декора   в   произведениях   Древней   Греции,   их   связь   с   мировоззрением греков. Сюжеты росписи на древнегреческих вазах. 6)Одежда говорит о человеке. Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком­ знаком положения  человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда. 7)Коллективная творческая композиция «Бал во дворце».Эскиз Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком­ знаком положения  человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда. 8) Коллективная творческая композиция «Бал во дворце» Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком­ знаком положения  человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.       9)О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов.  «Декоративное искусство в современном мире» (11 ч)       1)Народная праздничная одежда. Создание эскиза русского народного костюма. Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе сарафан) и Южнорусский (в основе панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов.Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в   различных   регионах   России.   Защитная   функция   декоративных   элементов   крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.      2)Изготовление куклы –берегини. Работа в парах. Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы­берегини. Вышивка в народном костюме.      3)Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме. Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы­берегини. Вышивка в народном костюме.     4)Эскиз русского народного костюма.Аппликация. Создание эскизов народного праздничного костюма     5)Эскиз русского народного костюма.Коллективная работа. Создание эскизов народного праздничного костюма      6)Праздничные народные гулянья. Коллективная работа. Народные традиции и праздники. Изготовление панно      7)Праздничные народные гулянья. Иван Купала. Коллективная работа. Народные традиции и праздники. Изготовление панно            8) Промежуточная аттестация. Проект (рисунок)           9)Человек и мода. Выполнение творческих работ в различных материалах и техниках.      10)Конкурс итоговых рисунков Выставка работ учащихся         11)Обобщающий   урок   по   теме   «Роль   декоративно­прикладного   искусства   в   жизни человека» Материально – техническое обеспечение образовательного процесса Перечень компонентов учебно – методического комплекса, обеспечивающего реализацию  рабочей программы: Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно­прикладное искусство в  жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М.  Неменского.­ М.: Просвещение, 2014 Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса  /Под ред. Б.М. Неменского.­ М.: Просвещение, 2014 Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно­прикладное искусство в жизни  человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.­ М.: Просвещение, 2014 Базовый учебник Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно­прикладное искусство в жизни  человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.­ М.: Просвещение, 2014 Дополнительная литература для учителя  1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004. 5­7классы.   Терминологические   диктанты, 3.   Вагьянц,   А.   М.   Вариации   прекрасного.   Западноевропейское   средневековье.   –   М.:   ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ»,  4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000; 5. Губницкий, С. С. Декоративно­оформительские работы.  6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное   искусство: кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2010г.; 8.О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5­8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2011г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984. 9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992. 10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988. 11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003. 12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003. 13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003. 14. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998. 15. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. 16. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998. Дополнительные пособия для учащихся Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2014,  Интернет ресурсы   Систематическое   использование   ресурсов     интернет   ­   сети,     демонстрация   презентаций   по отдельным темам  Цифровые   образовательные   ресурсы   (ЦОР)   на   Единой   коллекции   ЦОР   (www.school­ collection.edu.   Технические средства обучения      Проектор , экран, компьютер  ru). № урока Тема Кол­во часов 1 1 2 Роль декоративного   искусства в жизни  человека.  Древние образы в народном искусстве.   Символика цвета и формы. 1 3 Декор русской избы. 1  Календарно­тематическое планирование Характеристика      деятельности учащихся Дата План Факт Уметь объяснять глубинные смыслы знаков­символов традиционного  крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично­выразительную  красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения  традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по  дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно­обобщенные изображения на основе  традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения  практической творческой работы. Уметь объяснять глубинные смыслы знаков­символов традиционного  крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично­выразительную  красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения  традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по  дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно­обобщенные изображения на основе  традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения  практической творческой работы. Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного  крестьянского жилища, выраженной в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков­образов в  декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства  избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной 4 5 6 7 Внутренний мир русской  избы. Конструкция, декор  предметов народного быта  и труда. Образы и мотивы в  орнаментах русской  народной вышивки. Интерьер   и   внутреннее убранство   крестьянского дома. (Коллективная «Проходите в избу»). работа   . Современное   повседневное декоративное   искусство. Что такое дизайн? деятельности. Находить образное и различное в образном строе традиционного жилища  разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. Сравнивать и называть конструктивные и декоративные элементы  устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавть и объяснять мудрость устройств традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у рзных народов,  находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки,  разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором  главный мотив (мать­земля, древо жизни, птица света и т. д. ), дополняя его  орнаментальными поясами. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих  сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. Сравнивать и называть конструктивные и декоративные элементы  устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавть и объяснять мудрость устройств традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у рзных народов,  находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно­ прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения  художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного  декоративно­ 1 1 1 1 8 9   Древние современных игрушках.  образы     в народных 1 Лепка и роспись  собственной модели  игрушки. 1 прикладного искусства. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях декоративно­прикладного искусства  связь конструктивного и, декоративного и изобразительного видов  деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно­прикладным  искусством. Объяснять отличия современного декоративно­ прикладного искусства от  традиционного народного искусства. Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной  игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным  художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих художественных народных  промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в  традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные  традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы  народного орнамента и особенности цветового строя. Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной  игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным  художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих художественных народных  промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в  традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные  традиции. 10 Народные промыслы. Их  истоки и современное  развитие. 11 Синие цветы Гжели. 12 Жостовские букеты. 13 Золотая Хохлома. 1 1 1 1 Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы  народного орнамента и особенности цветового строя. Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной  игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным  художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих художественных народных  промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в  традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные  традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы  народного орнамента и особенности цветового строя. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать  эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и  произведениях гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и  изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских  мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка – «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать  эстетическую оценку произведениям жостова. Сравнивать благозвучное сочетание цветов природе и произведениях жостова. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и  изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях жостовских  мастеров. Осваивать приемы жостовского кистевого мазка – «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать  эстетическую оценку произведениям хохломы. Сравнивать благозвучное сочетание цветов в природе и произведениях  хохломы. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и  изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях хохломских  мастеров. Осваивать приемы хохломского кистевого мазка – «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать  эстетическую оценку произведениям городецкой росписи. Сравнивать благозвучное сочетание цветов в природе и произведениях  городца. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и  изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях городецких  мастеров. Осваивать приемы городецкоо кистевого мазка – «мазка с тенями».  Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы Закрепить знания о связи времен в народном искусстве Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам  произведения декоративно­прикладного искусства Древних обществ, давать  им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно­прикладного искусства Древних  обществ  связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство  формы и декора. Вести поисковую работу по декоративно­прикладному искусству Древних  обществ. Создавать эскизы украшений по мотивам  декоративно­прикладного искусства Древних обществ. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения  практической творческой работы. Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам  14 Городецкая роспись. 15 16 Диагностическая работа  «Связь времен в  народном искусстве»  (практика). Роль декоративного  искусства в эпоху Древнего Египта.  1 1 1 17 Орнамент, цвет, знаки –  символы в декоративном  1 искусстве Древнего Египта. 18 Декоративное искусство  Древней Греции. Костюм  эпохи Древней Греции. 1 19 Легенды и мифы Древней  Греции. 1 произведения декоративно­прикладного искусства Древних обществ, давать  им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно­прикладного искусства Древних  обществ  связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство  формы и декора. Вести поисковую работу по декоративно­прикладному искусству Древних  обществ. Создавать эскизы украшений по мотивам  декоративно­прикладного искусства Древних обществ. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения  практической творческой работы. Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам  произведения декоративно­прикладного искусства Древних обществ, давать  им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно­прикладного искусства Древних  обществ  связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство  формы и декора. Вести поисковую работу по декоративно­прикладному искусству Древних  обществ. Создавать эскизы украшений по мотивам  декоративно­прикладного искусства Древних обществ. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения  практической творческой работы. Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам  произведения декоративно­прикладного искусства Древних обществ, давать  им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно­прикладного искусства Древних  обществ  связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство  формы и декора. Вести поисковую работу по декоративно­прикладному искусству Древних  обществ. Создавать эскизы украшений по мотивам  декоративно­прикладного искусства 20 Греческая керамика.  Живопись на вазах. 1 21 Одежда говорит о человеке. 1 22 Коллективная творческая  композиция «Бал во  дворце». Эскиз 1 Древних обществ. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения  практической творческой работы. Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам  произведения декоративно­прикладного искусства Древних обществ, давать  им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно­прикладного искусства Древних  обществ  связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство  формы и декора. Вести поисковую работу по декоративно­прикладному искусству Древних  обществ. Создавать эскизы украшений по мотивам  декоративно­прикладного искусства Древних обществ. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения  практической творческой работы. Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и  познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в  разных странах» Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах  деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое  единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и  познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в  разных странах» Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах  деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое 23 24 25 Коллективная творческая  композиция «Бал во  дворце». О чем рассказывают гербы.  Что такое эмблемы, зачем  они нужны людям. Народная праздничная  одежда. Создание эскиза  русского народного  костюма. 1 1 1 26 Изготовление куклы– берегини. Работа в парах. 1 единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и  познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в  разных странах» Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах  деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое  единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей Понимать смысловое значение изобразительно­декоративных элементов в  гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и  изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба или эмблемы, добиваясь  лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.  Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с  мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного  достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов  на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в  цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с  мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных 27 Изготовление куклы– берегини в русском  народном костюме.. 1 28 Эскиз русского народного  костюма. Аппликация . 1 регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного  достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов  на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в  цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с  мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного  достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов  на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в  цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с  мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного  достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов  на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в  цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. 29 Эскиз русского народного  костюма. Коллективная  работа. 30 Праздничные народные  гулянья. Коллективная  работа. 31 Праздничные народные  гулянья. Иван Купала.  Коллективная работа. 1 1 1 Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с  мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного  достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов  на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в  цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов  творчества (изобразительного, музыкального, устно­поэтического и т. д.). Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу  праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых  действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного  искусства, отмечать в них единство  конструктивной, декоративной и  изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как  живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно­ прикладное искусство. Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов  творчества (изобразительного, музыкального, устно­поэтического и т. д.). Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу  праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых  действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного  искусства, отмечать в них единство  конструктивной, декоративной и  изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как 32 33 34 35 Промежуточная  аттестация. Проект  (Рисунок) Человек и мода. Конкурс итоговых  рисунков Обобщающий урок по теме  « Роль декоративно­ прикладного искусства в  жизни человека» 1 1 1 1 живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно­ прикладное искусство. Цель: выявить приобретенные знания по теме  «Декор – человек, общество, время» Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи. Понимать и анализировать образный строй костюма, давать ему  эстетическую оценку. Что умеем рисовать? Как выполняем работу? Что нового мы узнали за год? Цель:  обобщить знания по теме «Роль декоративно­прикладного искусства в  жизни человека» Материально – техническое обеспечение образовательного процесса Перечень компонентов учебно – методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: Горяева Н.А., Островская О.В.  Декоративно­прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.­ М.:  Просвещение, 2014 Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.­ М.: Просвещение, 2014 Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно­прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.­ М.:  Просвещение, 2014 Базовый учебник Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно­прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5  класса /Под ред. Б.М. Неменского.­ М.: Просвещение, 2014 Дополнительная литература для учителя  1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004. 3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997. 4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000; 5. Губницкий, С. С. Декоративно­оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961. 6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5­7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.; 8.О.В.Свиридова,     Изобразительное   искусство:   5­8   классы.   Проверочные   и   контрольные   тесты–   Волгоград:   Учитель,   2009г.;   .   Алехин,   А.   Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984. 9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992. 10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988. 11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003. 12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003. 13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003. 14. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998. 15. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. 16. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998. Дополнительные пособия для учащихся Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2014,  Интернет ресурсы  Систематическое использование ресурсов  интернет ­ сети,  демонстрация презентаций по отдельным темам  Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на Единой коллекции ЦОР (www.school­collection.edu. Технические средства обучения      Проектор , экран, компьютер  ru).   Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство» 5 класс по направлению «Декоративно­прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В.   Островская Издательство «Просвещение» 2014 Приложение к программе

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс

Рабочая программа ФГОС ИЗО 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018