Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 5 классе на 2017-2018 учебный год
№ п/п |
№ п/т |
Тема урока |
Тип урока |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Форма контроля |
Планируемые предмет-ные результаты для уч-ся с ОВЗ |
Дата |
||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные (УУД) |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Первое полугодие |
||||||||||
Введение 1 ч |
||||||||||
1 |
1 |
Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты. Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся в начальной школе. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Организация совместной учебной деятельности. |
Научиться пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека |
Формирование «стартовой мотивации к обучению |
Познавательные: искать и выделять необходимую информацию из учебника Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека |
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (9 ч)
|
||||||||||
2 |
1 |
Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться различать малые фольклорные жанры, использовать их в устной и письменной речи, навыкам пересказа. |
Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии |
Познавательные: осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. Коммуникативные: строить монологические высказывания овладеть умениями диалогической речи |
Стартовая проверочная работа, дневники, достижений, ответы на вопросы. |
Научиться различать малые фольклорные жанры, использовать их в устной и письменной речи, навыкам пересказа |
|
3 |
2 |
Сказка как вид народной прозы. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать при сказывании характерные речевые обороты.
|
Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности |
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и свою позицию |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать при сказывании характерные речевые обороты |
|
4 |
3 |
«Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой» |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний , преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. |
Научиться выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) |
Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости |
Познавательные: строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться выявлять характерные художественные сказочные приёмы |
|
5-6 |
4-5 |
Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться определять мораль сказки, композиционные части сказки, использовать при сказывании характерные речевые обороты |
Формирование ценностного отношения к происходящим событиям |
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: планировать алгоритм ответа Коммуникативные: формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться определять мораль сказки, композиционные части сказки, использовать при сказывании характерные речевые обороты |
|
7 |
6 |
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. |
Урок «открытия» нового знания |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. |
Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок |
Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя ; нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор |
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок |
|
8 |
7 |
Образ главного героя сказки. Его моральные качества. Герои сказки в оценке автора-народа. |
Урок «открытия» нового знания |
Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование. |
Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок |
Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя ; нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор |
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться владеть навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок |
|
9 |
8 |
РР. Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки». |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики. |
Научиться владеть основными нормами русского литературного языка, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. |
Формировать стремление к преодолению затруднений, самооценке своих действий, поступков. |
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делать обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления. Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться владеть основными нормами русского литературного языка, создавать письменные высказывания, |
|
10 |
9 |
Сказки о животных. «Журавль. и цапля». Народное представление о справедливости. Быт вые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках
|
Урок «открытия» нового знания |
Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование. |
Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок |
Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства |
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться владеть навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок |
|
Древнерусская литература (2 ч) |
||||||||||
11 |
1 |
Древнерусская литература. Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник. |
Урок «открытия» нового знания |
Организация совместной учебной деятельности, понимание информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей, использование для решения практических задач, справочников по теме. |
Научиться понимать информацию, представленную в древнерусском тексте, составлять текст с использованием слов притчи |
Формирование навыков исследовательской деятельности . |
Познавательные: искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: определять общую цель и пути достижения |
Дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться понимать информацию, представленную в древнерусском тексте
|
|
12 |
2 |
«Подвиг отрока -киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей. |
Урок «открытия» нового знания |
Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться понимать и воспроизводить тексты древнерусской литературы |
Формирование уважительного отношен ия к истории и культуре славянскихь народов |
Познавательные: искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться понимать и воспроизводить тексты древнерусской литературы |
|
Из литературы 18 века (1 Ч) |
||||||||||
13 |
1 |
М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение. |
Урок «открытия» нового знания |
Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор) |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. |
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Регулятивные: анализировать стихотворный текст Коммуникативные: читать вслух и понимать прочитанное |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор) |
|
Из литературы 19 века (44 ч) |
||||||||||
14 |
1 |
Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века.) |
Урок «открытия» нового знания |
Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач |
Научиться понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, научиться выразительно читать басни по ролям (инсценированному чтению), |
Формирование мотивации к обучению |
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные: читать вслух и понимать прочитанное |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, научиться выразительно читать басни по ролям |
|
15-16 |
2-3 |
И. А. Крылов. Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях («Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»). |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться выразительно читать басни по ролям, по образцу из фонохрестоматии |
Формирование мотивации к самосовершенствованию |
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам) Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия |
Сочинение, мини-размышления, уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться выразительно читать басни по ролям, по образцу из фонохрестоматии |
|
17 |
4 |
Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. («Волк на псарне»). Развитие понятия о басне. |
Урок «открытия» нового знания |
Самостоятельная работа, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. |
Научиться выразительно читать басни по ролям, по образцу из фонохрестоматии |
Формирование мотивации к самосовершенствованию |
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам) Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться выразительно читать басни по ролям, по образцу из фонохрестоматии |
|
18 |
5
|
Итоговый урок по басням И.А. Крылова. |
Урок рефлексии |
Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
Познавательные: синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания, определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия |
Сочинение, мини-размышления, уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы |
|
19-20 |
6-7 |
В. А. Жуковский. Рассказ о поэте «Спящая царевна» как литературная сказка. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться определять (выделять) черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки |
Овладение техникой художественного пересказа |
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться определять черты народной и авторской сказки |
|
21 |
8 |
В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. |
Урок «открытия» нового знания |
Организация совместной учебной деятельности. |
Научиться определять сюжетное своеобразие баллад Жуковского, самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты. |
Овладение техникой художественного пересказа, чтения баллады |
Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться определять сюжетное своеобразие баллад Жуковского, |
|
22 |
9
|
Развитие речи. А. С. Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах жизни. Стихотворение «Няне» |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач |
Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта. |
Формирование уважительного отношения к культурному наследию нашей Родины |
Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии- самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства |
|
23 |
10 |
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. Обучение выразительному чтению. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач |
Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, выразительно читать пролог, познакомиться с миром пушкинской сказки, с героями и сюжетом поэмы «Руслан и Людмила» |
Формирование познавательного интереса |
Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста Регулятивные: выделять то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, выразительно читать пролог, познакомиться с миром пушкинской сказки, с героями и сюжетом поэмы «Руслан и Людмила» |
|
24-25 |
11-12 |
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. Центральные образы сказки |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться выделять основные части сказки, отвечать на поставленные по её содержанию, оценивать поступки и поведение сказочных героев, составлять план рассказа о герое, сопоставлять содержание сказки и музыкальных произведений-иллюстраций к сказке |
Формирование познавательного интереса, навыков сопоставления |
Познавательные: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать оценку его поступкам Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е.формировать операционный опыт Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться выделять основные части сказки, отвечать на поставленные по её содержанию, оценивать поступки и поведение сказочных героев, составлять план рассказа о герое. |
|
26 |
13 |
Сходство и различия литературной и народной сказок. Сказка А. С. Пушкина и сказка В. А. Жуковского. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. |
Научиться находить основную мысль сказки, сопоставлять литературную и народную сказку, слушать художественное чтение (фонохрестоматия: диалог нищенки и царевны) |
Формирование познавательного процесса и навыков саморегуляции |
Познавательные: уметь формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования Регулятивные: уметь анализировать текст Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать своё мнение |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться находить основную мысль сказки, сопоставлять литературную и народную сказку, слушать художественное чтение (фонохрестоматия: диалог нищенки и царевны) |
|
27 |
14 |
В/Ч. Сказки А. С. Пушкина. Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина. (Письменная классная или домашняя работа) |
Урок рефлексии |
Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики. |
Научиться владеть основными нормами русского литературного языка, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. |
Формировать стремление к преодолению затруднений, самооценке своих действий, поступков |
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления. Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться владеть основными нормами русского литературного языка, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. |
|
28 |
15 |
Стихотворение и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. |
Урок «открытия» нового знания |
Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах |
Научиться определять рифму (перекрестную, парную, опоясывающую), ритм; разницу между прозаической и стихотворной речью; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. |
Формирование навыков исследовательской деятельности
|
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. . Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться определять рифму (перекрестную, парную, опоясывающую), ритм; разницу между прозаической и стихотворной речью |
|
29-30 |
16-17 |
А. Погорельский. «Черная курица, или подземные жители» |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах |
Научиться читать сказку по ролям, подбирать цитаты из текста к иллюстрациям к сказке, выполнять проектную деятельность по алгоритму |
Формирование познавательного интереса, навыков сопоставления |
Познавательные: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать оценку его поступкам. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе в процессепоиска ответов на поставленные вопросы |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться читать сказку по ролям, подбирать цитаты из текста к иллюстрациям к сказке |
|
31 |
18 |
В.М. Гаршин «Attalea Princeps» |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах |
Научиться воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям. |
Формирование познавательного интереса |
Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться воспринимать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям. |
|
32 |
19 |
М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Организация совместной учебной деятельности, создание текстов определенного жанра. |
Научиться определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника |
Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России |
Познавательные: находить и отбирать необходимую информация Регулятивные: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели Коммуникативные: уметь применять полученные навыки при работе по анализу текста |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника |
|
33-34 |
20-21 |
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Обучение выразительному чтению. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Тренинг, практикум. |
Научиться владеть основными нормами русского литературного языка, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. |
Формировать стремление к преодолению затруднений, самооценке своих действий, поступков |
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления. Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться владеть основными нормами русского литературного языка, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей |
|
35 |
22 |
Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. |
Урок «открытия» нового знания |
Беседа, организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. |
Научиться понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в повести |
Формирование навыков анализа текста, расширение кругозора |
Познавательные: познакомиться с элементами жизни и быта украинского народа, уметь пересказать содержание текста Регулятивные: формировать ситуации рефлексии –самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в повести |
|
36 |
23 |
Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться обсуждать поступки литературных героев и выражать своё мнение о них |
Формирование навыков анализа текста |
Познавательные: познакомиться с элементами жизни и быта украинского народа, уметь пересказать содержание текста Регулятивные: формировать ситуации рефлексии –самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
. Научиться обсуждать поступки литературных героев и выражать своё мнение о них |
|
37 |
24 |
В/Ч. Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
|
Урок рефлексии |
Беседа, организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. |
Научиться выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности |
Формировать мотивации познавательного интереса |
Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные: Выбирать нужную информацию из прочитанного текста Коммуникативные: уметь формировать ситуацию сотрудничества |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности |
|
38 |
25 |
Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. |
Урок «открытия» нового знания |
Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться навыкам анализа поэтического произведения (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
Формирование навыков анализа текста, интереса к культурному наследию России |
Познавательные: познакомиться с элементами жизни и быта русского народа, уметь составлять план и пересказывать содержание текста по плану Регулятивные: формировать ситуации саморегуляции эмоционального состояния Коммуникативные: формировать навыки работы в группе |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться навыкам анализа поэтического произведения (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности) |
|
39 |
26 |
Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях….». Понятие о эпитете. Обучение выразительному чтению. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики. |
Научиться находить автобиографические элементы в лирическом произведении, чувствовать настроение автора через его речь, аргументировать и объяснять поведение героев, оценивать их поступки, находить авторские оценки |
Формирование навыков анализа текста, интереса к культурному наследию России |
Познавательные: познакомиться с элементами жизни и быта русского народа, уметь составлять план и пересказывать содержание текста по плану Регулятивные: формировать ситуации саморегуляции эмоционального состояния Коммуникативные: формировать навыки работы в группе |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться находить автобиографические элементы в лирическом произведении, чувствовать настроение автора через его речь, |
|
40 |
27 |
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. |
Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения |
Формирование навыков анализа текста, интереса к культурному наследию России |
Познавательные: познакомиться с элементами жизни и быта русского народа, уметь составлять план и пересказывать содержание текста по плану Регулятивные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение, составлять речевую характеристику героев Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения |
|
41 |
28 |
И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. |
Урок «открытия» нового знания |
Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться выявлять основную нравственную проблематику произведения |
Формирование навыков анализа текста, интереса к культурному наследию России |
Познавательные: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
.Научиться выявлять основную нравственную проблематику произведения |
|
42 |
29 |
Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. |
Научиться воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов. |
Формирование навыков анализа текста, интереса к культурному наследию России |
Познавательные: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться воспроизводить сюжет изученного произведения |
|
43 |
30 |
Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач |
Научиться словесно воспроизводить картины, созданные писателем, аргументировать своё отношение к героям произведения |
Формирование навыков анализа текста, интереса к культурному наследию России |
. Познавательные: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе для решения поставленной задачи |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться словесно воспроизводить картины, созданные писателем |
|
44 |
31 |
РР. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики |
Научиться выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности |
Формировать мотивации познавательного интереса |
Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные: Выбирать нужную информацию из прочитанного текста Коммуникативные: уметь формировать ситуацию сотрудничества |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности |
|
45 |
32 |
Классное сочинение по рассказу «Муму». |
Урок развивающего контроля |
Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики. |
Научиться владеть основными нормами русского литературного языка, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. |
Формировать стремление к преодолению затруднений, самооценке своих действий, поступков |
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления. Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться владеть основными нормами русского литературного языка, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. |
|
46 |
33 |
А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. |
Научиться выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства. |
Формирование навыков анализа текста, интереса к культурному наследию России |
Познавательные: Приобретать навыки выразительного чтения, учиться проводить исследование прочитанного текста Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: формировать ситуацию сотрудничества |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства. |
|
47-48 |
34-35 |
Контрольная работа по итогам первого полугодия |
Уроки развивающего контроля |
Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться владеть основными нормами русского литературного языка, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. |
Формировать стремление к преодолению затруднений, самооценке своих действий, поступков |
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления. Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Сочинение, мини-размышления, уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться владеть основными нормами русского литературного языка, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. |
|
Второе полугодие |
||||||||||
49-50 |
36-37 |
Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться понимать гуманистическую направленность произведения, анализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи |
Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных ценностей и норм на основе литературных произведений |
Познавательные: знать элементы биографии и творчества Л.Н.Толстого, содержание прочитанного. Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чём произведение и какова его тема) Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться понимать гуманистическую направленность произведения, анализировать эпическое произведение
|
|
51 |
38 |
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Понимание информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей, использование для решения практических задач справочников по теме. |
Научиться выявлять основную идею рассказа, видеть авторскую позицию, составлять сравнительную характеристику героев |
Формирование познавательного интереса |
Познавательные: уметь проводить исследование и определять сущность хараактеристик изучаемых объектов. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: формировать ситуацию сотрудничества |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться выявлять основную идею рассказа, видеть авторскую позицию, составлять сравнительную характеристику героев |
|
52 |
39 |
Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник». |
Урок развивающего контроля |
Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики |
Научиться владеть основными нормами русского литературного языка, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. |
Формировать стремление к преодолению затруднений, самооценке своих действий, поступков |
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления. Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться владеть основными нормами русского литературного языка, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. |
|
53 |
40 |
А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. Обучение составлению киносценарию. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать рассказ, работать по алгоритму выполнения презентации «Иллюстрации к рассказам Чехова» |
Формирование познавательного интереса |
Познавательные: знать элементы биографии и творчества А.П.Чехова, содержание прочитанного. Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чём произведение и какова его тема) Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать рассказ, |
|
54 |
41 |
В/Ч. Рассказы Антоши Чехонте. |
Урок рефлексии |
Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. |
Научиться выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности |
Формировать мотивации познавательного интереса |
Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста Регулятивные: Выбирать нужную информацию из прочитанного текста Коммуникативные: уметь формировать ситуацию сотрудничества |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности |
|
55-56 |
42-43 |
Русские поэты о Родине и о родной природе ( А. С. Пушкин, И. С. Никитин, И .Суриков и др). |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики |
Научиться выразительно читать стихотворения, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства. |
Формирование навыков анализа текста, интереса к культурному наследию России |
Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии самодиагностики и самокорркции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться выразительно читать стихотворения, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства. |
|
57 |
44 |
Обучение анализу лирического произведения. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики |
Научиться анализировать стихотворение по алгоритму выполнения задания |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии самодиагностики и самокорркции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться анализировать стихотворение по алгоритму выполнения задания |
|
Из литературы 20 века ( 31ч) |
||||||||||
58-59 |
1-2 |
И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе. Стихотворение «Подснежник» |
Урок «открытия» новых знаний |
Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать рассказ |
Формирование познавательного интереса |
Познавательные: знать элементы биографии и творчества И.А.Бунина, содержание прочитанного. Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чём произведение и какова его тема) Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать рассказ |
|
60 |
3 |
В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. |
Урок «открытия» новых знаний |
Беседа, организация совместной учебной деятельности, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться анализировать текст, давать характеристики героям |
Формирование навыков анализа текста, интереса к культурному наследию России |
Познавательные: знать элементы биографии и творчества В.Г.Короленко, применять методы информационного поиска Регулятивные: формировать ситуации саморегуляции эмоционального состояния Коммуникативные: интегрироваться в группы сверстников и строить продуктивное взаимодействие с ними |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться анализировать текст, давать характеристики героям |
|
61-62 |
4-5 |
Жизнь семьи Тыбурция. Общение с Валеком и Марусей. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Организация совместной учебной деятельности, понимание информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей, использование для решения практических задач справочников по теме. |
Научиться давать характеристики героям, выделять существенное по теме текста, составлять электронный альбом «Мои ровесники в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» |
Формирование оценки содержания произведения, поступков героев на основе сформированных личных ценностей |
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Регулятивные: уметь пользоваться приёмом продуктивного чтения для выработки алгоритма самостоятельного освоения текста Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, аргументировать её |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться давать характеристики героям |
|
63 |
6 |
Изображение города и его обитателей в рассказе. Сравнение как способ изображения героев. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики |
Научиться давать характеристики героям, выделять существенное по теме текста, |
Формирование оценки содержания произведения, поступков героев на основе сформированных личных ценностей |
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Регулятивные: уметь пользоваться приёмом продуктивного чтения для выработки алгоритма самостоятельного освоения текста Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, аргументировать её |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться давать характеристики героям, выделять существенное по теме текста, |
|
64 |
7 |
РР. Васина дорога к правде и добру. Обучение сочинению. |
Урок развивающего контроля |
Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики |
Научиться давать характеристики героям, анализировать текст, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения |
Формирование выстраивания системы личностных отношений |
Познавательные: уметь формулировать тему сочинения, составлять план по теме Регулятивные: уметь составлять план действий для достижения цели, формировать навыки самоконтроля Коммуникативные: использовать разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться давать характеристики героям, анализировать текст, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения |
|
65 |
8 |
С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом» |
Урок «открытия» новых знаний |
Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст, использовать навыки проектной деятельности (иллюстрации к стихотворением С.А.Есенина) |
Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию России. |
Познавательные: знать элементы биографии и творчества С.А.Есенина, содержание прочитанного. Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться выразительно читать стихотворения |
|
66 |
9 |
П. П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы –мастера. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться различать жанр сказа и сказки, анализировать текст |
Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию России. |
Познавательные: знать элементы биографии и творчества П.П.Бажова, овладеть навыками смыслового чтения Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться различать жанр сказа и сказки, анализировать текст |
|
67 |
10 |
Проблема и тайна мастерства. Образ хозяйки медной горы. Понятие о сказе. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, проблемные задания, создание текстов определенного жанра. |
Научиться выразительно пересказывать и анализировать фрагменты сказа, давать характеристики героям, выяснять значение диалектных слов |
Формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа |
Познавательные: овладеть навыками смыслового чтения Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач |
Сочинение, мини-размышления, уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться выразительно пересказывать и анализировать фрагменты сказа, давать характеристики героям, выяснять значение диалектных слов |
|
68 |
11 |
К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Теплый хлеб». Герои и их поступки. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, проблемные задания, создание текстов определенного жанра. |
Научиться определять тему, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев |
Формирование чувства сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок |
Познавательные: знать элементы биографии и творчества К.Г.Паустовского, содержание прочитанного. Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Сочинение, мини-размышления, уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться определять тему, выделять нравственную проблему |
|
69 |
12 |
К.Г. Паустовский. Сказка « Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, проблемные задания, создание текстов определенного жанра. |
Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя, определять отличительные черты произведения |
Формирование чувства сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок |
Познавательные: знать содержание прочитанного. Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Сочинение, мини-размышления, уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя |
|
70 |
13 |
В/Ч. К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы» и другие рассказы. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, проблемные задания, создание текстов определенного жанра. |
Научиться определять тему рассказа, выделять нравственную проблематику, видеть особенности изображения героев, слушать и оценивать актёрское чтение |
Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей |
Познавательные: знать содержание прочитанного. Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Сочинение, мини-размышления, уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться определять тему рассказа, выделять нравственную проблематику |
|
71-72 |
14-15 |
С. Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Творческая работа по созданию текстов определенного жанра. |
Научиться объяснять жанровые особенности произведения, выяснять значения незнакомых слов, выразительно читать по ролям |
Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей |
Познавательные: знать содержание прочитанного. Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока Коммуникативные: уметь работать в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра |
Сочинение, мини-размышления, уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться выяснять значения незнакомых слов, выразительно читать по ролям |
|
73 |
16 |
РР. Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». |
Урок рефлексии |
Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться пересказывать и анализировать фрагменты сказки, выразительно читать пьесу по ролям, видеть традиции народной сказки в пьесе С.Я.Маршака |
Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей |
Познавательные: знать содержание прочитанного. Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока Коммуникативные: уметь работать в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться пересказывать фрагменты сказки, выразительно читать пьесу по ролям, |
|
74 |
17 |
А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. |
Урок «открытия» новых знаний |
Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться давать характеристику героям, видеть реальное и фантастическое в повести |
Формирование личностных ценностей на основе образа героя рассказа. |
Познавательные: знать элементы биографии и творчества А.П.Платонова, научиться понимать текст в общем Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока Коммуникативные уметь работать в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться давать характеристику героям, видеть реальное и фантастическое в повести |
|
75 |
18 |
Душевный мир главного героя. Его отношения с природой. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Самостоятельная работа, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. |
Научиться видеть особенный мир детства главного героя, соотносить реальное и фантастическое |
Формирование личностных ценностей на основе образа героя рассказа. |
Познавательные: уметь анализировать текст Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока Коммуникативные уметь работать в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться видеть особенный мир детства главного героя, |
|
76-77 |
19-20 |
В. П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться определять автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль рассказа, анализировать композицию |
Формирование личностных ценностей на основе образа героя рассказа. |
Познавательные: знать элементы биографии и творчества В.П.Астафьева, научиться понимать текст в общем Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока Коммуникативные уметь работать в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться определять автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль рассказа, |
|
78 |
21 |
«Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, проблемные задания, понимание информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей, использование для решения практических задач справочников по теме. |
Научиться давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы, самостоятельной работе с текстом |
Формирование личностных ценностей на основе образа героя рассказа. |
Познавательные: уметь извлекать информацию из различных источников Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока Коммуникативные уметь устанавливать и сравнивать различные точки зрения, принимать решение и делать выбор |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться давать характеристику поступкам героя |
|
79 |
22 |
РР. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв». |
Урок развивающего контроля |
Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики |
Научиться давать характеристики героям, анализировать текст, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения |
Формирование личностных ценностей на основе образа героя рассказа. |
Познавательные: уметь формулировать тему сочинения, составлять план по теме Регулятивные: уметь составлять план действий для достижения цели, формировать навыки самоконтроля Коммуникативные: использовать разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться давать характеристики героям, анализировать текст, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения |
|
80 |
23 |
Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе(И. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.). |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Восприятие и выразительное чтение, прослушивание и рецензирование актерского чтения, устные ответы на вопросы, устные рассказы о поэтах |
Научиться выразительно читать стихотворения, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства. |
Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности |
Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии самодиагностики и самокорркции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться выразительно читать стихотворения, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства. |
|
81-82 |
24-25 |
РР. Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться анализировать стихотворение по алгоритму выполнения задания |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии самодиагностики и самокорркции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться анализировать стихотворение по алгоритму выполнения задания |
|
83 |
26 |
А. М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете..». Дети и война. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение |
Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию соей страны, личностных ценностей на основе образа героя рассказа. |
Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии самодиагностики и самокорркции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности |
|
84 |
27 |
А. Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, проблемные задания, создание текстов определенного жанра. |
Научиться определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение |
Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию соей страны, личностных ценностей на основе образа героя рассказа. |
Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии самодиагностики и самокорркции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности |
|
85-86 |
28-29 |
Писатели улыбаются. Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты классической литературной классики. Юмор. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Самостоятельная работа, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. |
Научиться выявлять основную идею рассказа, видеть авторскую позицию, составлять сравнительную характеристику героев |
Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности |
Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии самодиагностики и самокорркции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться выявлять основную идею рассказа, составлять сравнительную характеристику героев |
|
87-88 |
30-31 |
Итоговый урок по теме «Русская литература 19-20 вв» |
Уроки развивающего контроля
|
Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить навыки и умения |
Формировать стремление к преодолению затруднений, самооценке своих действий, поступков |
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления. Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Сочинение, мини-размышления, уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить навыки и умения |
|
Из зарубежной литературы (12 ч) |
||||||||||
89 |
1 |
Р. Л. Стивенсон . Рассказ о писателе. «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады. |
Урок «открытия» нового знания |
Организация совместной учебной деятельности, понимание информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей, использование для решения практических задач справочников по теме. |
Научиться выразительно читать балладу, характеризовать героев и их поступки |
Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей |
Познавательные: знать элементы биографии и творчества Р.Л.Стивенсона, уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться выразительно читать балладу, характеризовать героев и их поступки |
|
90-91 |
2-3 |
Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»- произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека. Характер главного героя. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться выразительно пересказывать и анализировать фрагменты рассказа, давать характеристики героям |
Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей |
Познавательные: знать элементы биографии и творчества Д.Дефо, уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: научиться комментировать полученную информацию Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться выразительно пересказывать и анализировать фрагменты рассказа, давать характеристики героям |
|
92 |
4 |
Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»:реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в сказке |
Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей |
Познавательные: знать элементы биографии и творчества Г.Х.Андерсена, уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: научиться комментировать полученную информацию Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы |
Научиться понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в сказке |
|
93 |
5 |
Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Символический образ Снежной королевы. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, проблемные задания, создание текстов определенного жанра. |
Научиться видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев |
Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей |
Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Сочинение, мини-размышления, ответы на вопросы. |
Научиться видеть в сказке обличие зла |
|
94 |
6 |
Победа добра, любви, дружбы над злом. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Организация совместной учебной деятельности. |
Научиться видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев |
Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей |
Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии самодиагностики и самокорркции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Дневники достижений, ответы на вопросы. |
Научиться видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев |
|
95 |
7 |
РР. Сказки Андерсена. Подготовка к сочинению |
Урок развивающего контроля |
Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики |
Научиться давать характеристики героям, анализировать текст, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения |
Формирование личностных ценностей на основе образов героев сказки |
Познавательные: уметь формулировать тему сочинения, составлять план по теме Регулятивные: уметь составлять план действий для достижения цели, формировать навыки самоконтроля Коммуникативные: использовать разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Сочинение, мини-размышления, уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться давать характеристики героям, анализировать текст, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения |
|
96-97 |
8-9 |
М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Творческая работа, создание текстов определенного жанра. |
Научиться выразительно пересказывать и анализировать фрагменты рассказа, давать характеристики героям |
Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей |
Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии самодиагностики и самокорркции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться выразительно пересказывать и анализировать фрагменты рассказа, давать характеристики героям |
|
98-99 |
10-11 |
Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. |
Урок общеметоди-ческой направленности |
Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. |
Научиться выразительно пересказывать и анализировать фрагменты рассказа, давать характеристики героям |
Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей |
Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии самодиагностики и самокорркции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать своё мнение |
Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Научиться выразительно пересказывать и анализировать фрагменты рассказа, давать характеристики героям |
|
Повторение(2 ч) |
||||||||||
100-101 |
1-2 |
Итоговый. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
Урок развивающего контроля |
Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах |
Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить навыки и умения |
Формировать стремление к преодолению затруднений, самооценке своих действий, поступков |
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления. Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Сочинение, мини-размышления, уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. |
Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить навыки и умения |
|
Резерв (1ч) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.