Рабочая программа и КТП по родному (табасаранскому) языку и литературе

  • Аудио
  • Образовательные программы
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наряду с русским языком родной язык и родная литература формируют функциональную грамотность, спо¬собствуют общему развитию и воспитанию. Рабочая программа направлена на формирование и развитие учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения и письма на родном табасаранском языке а также вводит детей в мир художественной литературы и по¬могает в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художе¬ственное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. У детей пробуждается интерес к словесному творчеству и чтению на родном языке. Цель его - углубленно знакомить обучающихся с родной литературой и родным (табасаранским) языком обеспечивать полноценное литературное развитие школьников, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру общения на родном языке ,умение вести диалог на родном языке.: - воспитание эстетического отношения к родному языку,культуре, обычаям, традициям, истории, самобытности своего народа , интереса к чтению и письму на родном языке. формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств. Учебная программа предлагает для ознакомления весь круг чтения и письма на табасаранском языке с учетом тем, жанров, авторов и книг.
Иконка файла материала Рабочая программа и КТП 2 класс родной.docx
Рабочая программа  по родному (табасаранскому)  языку и литературе  2  класс Составлена на основе примерных программ по учебным предметам ФГОС   Срок реализации:  2018 – 2022 г.г.                                                   МКОУ  СОШ  № 5   Эскеровой  Аминат  Мирзакеримовной Разработана учителем  табасаранского языка и литературы  1Рабочая программа составлена для курса родного (табасаранского) языка и литературного чтения в 1­4 классах . основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ №5» г. Каспийск    учебного плана МКОУ  «СОШ№ 5» г. Каспийска  и годового календарного учебного графика на текущий год МКОУ «СОШ №5» г. Каспийска. Пояснительная записка Рабочая программа ориентирована на использование учебников:                                                             2     Класс «Табасаранский язык» для 2 класса. Авторы:  К.К.Курбанов. Махачкала  НИИ педагогикайин  издательство  2004г.  республики    Дагестан     Темы родного (табасаранского) языка и литературного чтения чередуются. Учащиеся  а, б,  классов объединены в сводную группу для изучения родного (табасаранского) языка и литературного чтения. В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Родной (табасаранский) язык и литературное чтение» реализует  две основные цели:  1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково­символического  восприятия и логического мышления учащихся);  2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и  диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).  Наряду с русским языком  родной  язык  и  родная   литература формируют функциональную грамотность, способствуют общему развитию и воспитанию. Рабочая программа  направлена на формирование и развитие учащихся речевых навыков, главным из которых является навык  чтения   и  письма на  родном  табасаранском   языке а также вводит детей в мир художественной литературы и помогает в осмыслении  образности словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. У  детей пробуждается интерес к словесному творчеству и чтению  на  родном   языке. 2. Цель его ­ углубленно знакомить обучающихся с   родной   литературой и  родным   (табасаранским)  языком обеспечивать полноценное  литературное развитие  школьников, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру общения   на   родном   языке ,умение  вести  диалог   на   родном   языке.: ­ воспитание эстетического отношения к родному   языку,культуре, обычаям, традициям, истории,  самобытности своего   народа  , интереса к чтению  и  письму на родном   языке.  формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств. Учебная программа предлагает для ознакомления весь круг  чтения  и   письма  на   табасаранском   языке с учетом тем, жанров, авторов и  книг. Методика обучения  табасаранскому  литературному чтению основана на художественно – эстетическом, литературоведческом и  коммуникативно – речевом принципах. Все эти принципы объединены внутрипредметной связью. Каждый урок  родной   литературы   обеспечивает  школьникам  городских   школ  знакомства с широким кругом  чтения от устного  народного творчества до стихотворений, рассказов табасаранских   и  дагестанских  известных   писателей   на   родном  языке, формирует  умение выбирать книги, содействует возникновению устойчивого интереса к  книгам   на  родном   языке. Главными содержательными линиями являются круг чтения и  письма, опыт читательской деятельности, формирование и  совершенствование техники чтения  на  родном  языке, знакомство с литературоведческими  и   языковыми   терминами понятиями  , развитие  речевой  письменной    и читательской деятельности обучающегося . Основные задачи содержания учебного предмета:  ­формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного  пространства  России, о языке как  основе национального самосознания; ­развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь;  ­развивать коммуникативные умения; ­иметь представления о правилах речевого и неречевого поведения в процессе общения; ­развивать  начальные умения в области слушания, говорения, чтения и письма; ­развивать нравственные и эстетические чувства;  ­развивать способности к творческой деятельности; ­развивать потребности  в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем. Общая характеристика курса. Отличительной особенностью курса  родного (табасаранского) языка и литературного чтения является коммуникативно­познавательная  основа. Содержание этого курса имеет ярко выраженную коммуникативно­речевую и познавательную направленность, охватывающую три  аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении  системно­деятельностного подхода. 3Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:  коммуникативного;  познавательного;  принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся. Коммуникативный принцип предусматривает:      осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения; развитие умения ориентироваться в ситуациях общения ; знакомство с различными системами общения ; формирование представления о тексте как результате речевой деятельности; организацию учебного общения с использованием формул речевого этикета и духовно­нравственного стиля общения,  основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности. Познавательный принцип предполагает:  усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;  поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно­практического и наглядно­образного уровня до усвоения понятий     в абстрактно­логической, понятийной форме;   осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения табасаранскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия ;  освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;  осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;  рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи. Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:  пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;   формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно­исторической ценности;  развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения;   знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно­ нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми; 4 творческую самореализацию личности в процессе изучения табасаранского языка и работы с художественным произведением через  создание собственных текстов. Изучение родного (табасаранского) языка и литературного чтения на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации  деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным  для учащихся. Начальным этапом изучения табасаранского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится  изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения  (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить).   Изучение систематического курса  родного (табасаранского) языка и литературного чтения обеспечивает:  сознательное овладение родным  языком как средством общения;  развитие коммуникативно­речевых умений;  формирование бережного отношения к языку, интереса к его изучению;  формирование стиля речевого общения, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;  приобщение учащихся к духовно­нравственным ценностям языка. В число основных содержательных линий программы входят:  основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова , грамматика ;  орфография и пунктуация;  развитие речи. Обучение  родному (табасаранскому) языку и литературному чтению на основе данной программы имеет личностно ориентированный  характер, построено с учетом уровня развития интересов и познавательных возможностей ребёнка. Изучение систематического курса родного  (табасаранского) языка и литературного чтения начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве  коммуникации.  Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную  речевую задачу, держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения. Ученики получают первые сведения о различных типах  текстов , начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя),  наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно­познавательных текстов. Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно­речевых ситуациях и текстах помогает детям представить  язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку. Курс родного (табасаранского) языка и литературного чтения  для начальных классов в данной программе представлен следующими  содержательными линиями: 5– формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих  знаний; – формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих  лингвистических знаний; – формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации. В рамках систематического курса родного языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом  центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и  адекватной самооценки этой стороны письма. Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных  действий осуществляется при освоении всех разделов курса. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета: 1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно  обеспечивать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот  почему данному курсу придана коммуникативная направленность. 2.. Воспитание у школьника уважительного отношения к родному языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка,  компонент становления его гражданственности. 3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями  общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно  владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного  облика. 4. Родной язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение  родного языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе  основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать  информацию.  Место курса в учебном плане. Учебный предмет «Родной (табасаранский) язык и литературное чтение» входит в предметную область  «Филология». В начальной школе программа рассчитана на 405 часов: 2 класс  34 учебные недели  (102 часов) из расчета 3 учебных часа в неделю.     1 час  табасаранская  литература  и 2 часа  табасаранский  язык 6Содержание курса родного (табасаранского) языка и литературного чтения  обеспечивает реализацию следующих личностных,  метапредметных и предметных результатов:  Личностные результаты Учащийся научится:  испытывать чувство гордости за свою Родину, табасаранский народ и историю Табасарана при работе с текстами об истории и  во 2 классе культуре  нашего  народа, известных людях;  осознавать свою этническую и национальную принадлежность;  относиться с уважением к представителям других народов;  уважительно относиться к иному мнению;  понимать практическую значимость получаемых знаний по табасаранскому языку;  соблюдать правила поведения на уроке и в классе;  развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;  конструктивно разрешать проблемные ситуации;  оценивать свои успехи в освоении языка.         Учащийся получит возможность:  сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,  культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;  эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;  сформировать  и использовать свои коммуникативные и литературно­творческие способности;  осваивать духовно­нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;  стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;   сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями. Метапредметные результаты Учащийся научится:  ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;  понимать цели и задачи учебной деятельности;  находить ответы на  проблемные вопросы;    самостоятельно оценивать свои достижения или промахи; 7 пользоваться знаково­символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок­схема состава слова, рисунок­ схема частей речи);  пользоваться справочной литературой (словарями);  развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; главные и  второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;  развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.           Учащийся получит возможность научиться:  делать самостоятельные выводы;  находить выход из проблемных ситуаций;  определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;  выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;             Предметные результаты Развитие речи. Речевое общение Учащийся научится:  понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;  относиться к табасаранскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;  анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;  понимать речевые задачи общения: что­то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться,  подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);   выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;  контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;  правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические  ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;   различать диалогическую и монологическую речь;  составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;  составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;   пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;  писать изложения по составленному плану;  составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.         Учащийся получит возможность научиться:  совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях; 8 говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе,  соблюдая необходимые нормы орфоэпии;  делать полный и краткий пересказ текста;  устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;    совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание,  благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;  соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами  графики и орфографии,  соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ. Главный помощник в общении — родной язык Фонетика, графика, орфография Учащийся научится:  проводить звукобуквенный анализ слов;  определять ударение в словах;  делить слова на слоги и на части для переноса;  находить в тексте слова с  изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные,  звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные  согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;  использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;   писать под диктовку тексты (20—35 слов), включающие слова с изученными орфограммами.  Учащийся получит возможность научиться:  верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;  формировать представление о единообразии написания слова;  Лексика Учащийся научится:  различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;  сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);  распознавать в тексте синонимы и антонимы;   находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;  сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;           Учащийся получит возможность научиться:  понимать различие основной функции имён и личных местоимений; 9 объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;  различать мотивированные и немотивированные названия.  Состав слова  Учащийся научится:  разбирать слова по составу, выделяя в них корень, суффикс, окончание;  выделять в слове основу и окончание;  составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;  различать однокоренные слова и разные формы одного слова. Учащийся получит возможность научиться: Морфология Учащийся научится:  определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия,  признака и по вопросам;  правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях. Имя существительное Учащийся научится:  различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;  определять число имён существительных;  определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;  изменять имена существительные по падежам.          Учащийся получит возможность научиться:  разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или  неодушевлённое, число, падеж). Местоимение Учащийся научится:  сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;  употреблять личные местоимения в речи.          Учащийся получит возможность научиться:  устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения. Глагол          10Учащийся научится:  распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;  определять времена глаголов;  образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;  определять число глаголов; Учащийся получит возможность научиться:  обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи. Имя прилагательное Учащийся научится:  находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;  определять связь имени прилагательного с именем существительным;          Учащийся получит возможность научиться:  объяснять роль имён прилагательных в речи;  использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях. Синтаксис Словосочетание Учащийся научится:  объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или  средством выражения законченной мысли;  составлять словосочетания по заданным моделям;  находить словосочетания в предложении. Предложение Учащийся научится:  определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;  находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;  находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);  устанавливать связь между членами предложения по вопросам;  находить в предложении однородные члены.            Учащийся получит возможность научиться:  верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Текст 11Учащийся научится:  отличать текст от простого набора предложений;  устанавливать связь между предложениями в тексте;  определять тему и основную мысль текста;   озаглавливать текст;  выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;  составлять план текста;  распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).Учащийся получит возможность научиться:  различать художественные и научные тексты;  составлять тексты разных типов. Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы. Основными видами контроля предметных результатов  в школе являются: ­предварительный (входной) контроль, позволяющий определить исходный уровень  обученности и развития учащихся; ­текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного  материала; ­промежуточный контроль, определяющий уровень усвоения программного материала учащихся  за  определённый период.  ­итоговый контроль, определяющий итоговый уровень образовательных достижений учащихся по предметам. Формы и методы: ­диктант с грамматическим заданием; ­сочинения; ­изложение с элементами сочинения. Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения Личностно­ориентированные технологии­ у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному,  реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже  продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих  способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Технология исследовательского обучения­ даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в  изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения  индивидуальной траектории развития каждого школьника.  Метод проектов ­ работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более  осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. 12Технология исследовательского обучения ­ даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в  изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения  индивидуальной траектории развития каждого школьника.  Информационно –коммуникационные технологии ­  изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование  интегрированных курсов, доступ в интернет. Технологии развития критического мышления ­ умение размышлять над тем, как получить знания (вызов); развивать аналитическое  мышление и творческое мышление (осмысление); определять своё личное отношение к информации (рефлексия);умение ставить и решать  проблемы. Основа для размышления младших школьников об обучении и знании. Здоровьесберегающие технологии ­ использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные  виды заданий, чередовать мыслительную деятельность  с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять  время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении. Технология проблемного обучения­ создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной  деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные  способности.  Технологии организации группового взаимодействия ­ сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности  взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребёнка к предмету, идти от тех  возможностей, которыми располагает ребёнок, применять психолого­педагогические диагностики личности. Технология уровневой дифференциации ­ обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития  на основе особенностей его субъектного опыта.  Во 2 классе к концу учебного года учащийся должен знать: изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, личные  местоимения, глагол; однородные члены предложения; особенности каждой части речи; что такое текст, однородные члены предложения,  виды текста.  Ученик должен уметь: безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (25­35 слов) с изученными  орфограммами; проводить фонетических разбор слов; проводить морфемный анализ слов; проводить разбор слов как части речи;  Правильно строить предложения; уметь находить орфографические и синтаксические, речевые ошибки; обобщать знания о составе  слова, о частях речи, о предложении, об однородных членах предложения; применять знания в практической деятельности (составлять схемы,  таблицы, моделировать предложения); устанавливать причины следствия связи.  Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: адекватного восприятия звучащей речи – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.; работы со словарем: толковым, орфографическим, словарем синонимов и антонимов; соблюдения орфоэпических норм; 13создания несложных монологических текстов на доступные детям темы в форме повествования и описания; передачи в письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; владения нормами табасаранского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения: приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу.   Оценка достижений планируемых результатов освоения  учебной программы Оценка диктанта.    Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.    Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны быть доступными по содержанию и не иметь в своем  составе неизвестных учащимся слов, грамматических форм и синтаксических конструкций. Если в тексте диктанта встречаются незнакомые  слова или слова с неизученными орфограммами, то их необходимо объяснить и записать на доске.     При подсчете количества слов в диктанте принимаются во внимание все слова, включая заголовки. Служебные слова (предлоги и  союзы) также считаются за отдельные слова. Количество слов в диктанте в течение учебного года должно увеличиваться постепенно: в начале учебного года такое же количество  слов, как в диктантах предыдущего класса, затем  в каждой четверти текст постепенно увеличивается и в III четверти число слов в диктанте  должно достигать указанной для каждого класса нормы.    Проверочный диктант по определенной теме должен включать основные орфограммы или пунктограммы не только этой темы, но и  других программных разделов, изученных ранее. Итоговые контрольные диктанты должны выявлять подготовленность учащихся по всем  изученным ранее темам.     При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова. При оценке диктантов (а также изложений и сочинений) исправляются, но не учитываются следующие орфографические и  пунктуационные ошибки: 1) на правила, которые не включены в школьную программу; 2) на еще не изученные правила; 3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 4) в переносе слов; 5) на единичные пропуски точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения начинается с заглавной буквы; 6) в передаче авторской пунктуации.     Исправляются, но не учитываются описки, неправильные 14написания, искажающие звуковой облик слова.     Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются на одну ошибку. При наличии в  контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не  выставляется при наличии трех и более исправлений.     Диктант оценивается одной отметкой. Нормы оценки диктантов следующие:      Отметка «5» ставится за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой  пунктуационной ошибки.     Отметка «4» выставляется при наличии и работе трех орфографических и трех пунктуационных ошибок, или двух орфографических  и четырех пунктуационных, или пяти пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.     Отметка «3» выставляется при наличии пяти орфографических и пяти пунктуационных ошибок, или четырех орфографических и  пяти пунктуационных ошибок, или девяти пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.    В 2 классе допускается выставление отметки «3» за диктант при шести орфографических и пяти пунктуационных ошибках.    Отметка «2» ставится при наличии восьми орфографических и восьми пунктуационных ошибок, или семи орфографических и девяти  пунктуационных, или шести орфографических и десяти пунктуационных, или девяти орфографических и семи пунктуационных.    При некоторой вариативности количества ошибок следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять  данную оценку. Такой предел для оценки «З»— пять орфографических ошибок .«2» — девять орфографических ошибок.  Оценка сочинений и изложений     Сочинения и изложения ­ основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой  подготовки учащихся.      Тексты для изложений должны отвечать требованиям нравственно­эстетического воспитания учащихся и со держанию учебной  программы данного класса.      С помощью изложений проверяют умения раскрыть тему данного текста, передать его основную мысль, использовать языковые  средства в соответствии с темой и задачей высказывания, а также грамматические знания, орфографические, пунктуационные умения и  навыки.     Текст изложения должен быть доступен учащимся. Новые слова и выражения следует объяснить и в целях усвоения правописания  выписать их на классной доске.    Примерный объем текстов для изложения:     К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от  многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, от их общего развития. 15С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.     Кроме того, при оценке письменных работ следует обращать внимание на логическую последовательность как при передаче  содержания готового текста (изложение), так и при построении самостоятельного высказывания (сочинение), на умение членить текст на  абзацы, связывать предложения между собой, использовать разнообразные выразительные средства языка. Изложения и сочинения  оцениваются двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение  орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки — по табасаранскому языку, за исключением тех случаев, когда сочинение  проводят с целью проверки знаний по литературе. В этом случае первая оценка, за содержание и речь, считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оцениваются по следующим критериям: ­  соответствие работы ученика теме и основной мысли; ­ полнота раскрытия темы; ­  правильность фактического материала; ­  последовательность и логичность изложения.    При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: ­ разнообразие словаря и грамматического строя речи; ­ стилевое единство и выразительность речи; ­ число речевых ошибок и речевых недочетов в содержании. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок —  орфографических, пунктуационных и грамматических. Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе:                                                                                        2 класс Отметка «5» Основные критерии Содержание и речь 1. Содержание   работы   полностью   соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание   изложено   последователь но (по плану или  без него). 4. Работа отличается богатством словаря и точностью  словоупотребления, разнообразием используемых  морфологических категорий и синтаксических конструкций  (с учетом изученного материала). Грамотность Допускается: 1  орфографическая, или  1 пунктуационная, или  1 грамматичес кая  ошибка. 165. Достигнуто стилевое единство и выразительность  текста. 6. Допускаются 1 недочет в содержании и 1—2 речевые  ошибки. «4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (с  незначительными отклонениями от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются  единичные фактические ошибки. 3. Имеются   незначительные    нарушения в  последовательности изложения мыслей. 4. Лексический  и грамматический строй речи в целом  достаточно разнообразен. 5. Стиль   работы   отличается   единством и достаточной  выразительностью. 6. Допускаются не более 2 недочетов в содержании и 3—4  речевые ошибки. 1. Допущены существенные отклонения от темы. 2. Имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения в последовательности   изложения мыслей. «3» 4. Беден словарь и однообразны употребляемые  синтаксические конструкции, встречается неправильное  словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь  Допускается: 3  орфографические, 3  пунктуационные и  3  грамматические  ошибки. Допускается: 5  орфографических, 5  пунктуационных и 5  грамматических  ошибок недостаточно выразительна. 6. Допускаются не более 4 речевых недочетов в  «2» содержании и 5—6 речевых ошибок. 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность в изложении, работа не  соответствует плану. Допускается: 7—8 орфографических,  8 пунктуационных и 8  грамматических  174. Крайне беден словарь, работа написана короткими ошибок. речевых ошибок.  однотипными   предложениями, нарушена связь между ними,  часты случаи  неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. В работе допущены 6 недочетов в содержании и до 7                Объем текстов для диктантов:   классы 2 диктанты           4 Количество  слов Изложения сочинения Количество  слов 20—35   1 35­55  слов слов Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение образовательного процесса Книгопечатная продукция 1.  2 класса:  а) «Табасаран чlал» ­ Курбанов К.К..­Махачкала, Издательство НИИ педагогики, ­2004г.    Учебник  для  городских  школ. 2. Список дополнительной литературы: 1  В. М. Загиров, Н. В. Загиров «Школьный русско – табасаранский толковый словарь» Издательство «Лотос», Махачкала 2009 г. 2 В. М. Загиров, Н. Э. Сафаралиев «Русские заимствования в табасаранском языке»­ Москва, 2011 г.        183 В. М. Загиров «Русско – табасаранский школьный фразеологический словарь», Дагучпедгиз, Махачкала, 1977 г. под редакцией Б.  Ханмагомедова. 4 5 «Табасаранско – русский словарь» А. Н. Генко под редакцией доктора филологических наук М. Е. Алексеева – Институт языкознания  РАН,  –Москва, 2005 г. «Ккергъбан  классариз  табасаран  ч!алнан  ва  литературайин  урхбан  программйир»­Махачкала  ООО «Издательство  НИИ   педагогики» ;  авторы  ­Кази  Керимович  Курбанов,  Ширинат  Беглеровна  Джамалиева. 6 Республиканская научно­практическая конференция, посвящённая изучению родных языков: « Реалии и перспективы в условиях  введения федерального образовательного стандарта», Махачкала 2013 г. – ООО «Издательство НИИ педагогики». 7 Примерные программы по табасаранскому языку и литературе. Печатные пособия (тематические  таблицы, демонстрационный и раздаточный материал) 1. Раздаточный материал по темам: «Гласные», «Согласные». 2. Раздаточный материал по темам: «Существительное», «Глагол», «Прилагательное», «Местоимение», «Числительное».                                                                                                 Мультимедийные ресурсы, используемые на уроках  табасаранского языка и литературы          Мультимедийная презентация “ Табасаранцы. Национальная культура” посвящена истории и культуре табасаранского народа.  Из сокровищницы табасаранского народа(Табасаранские  народные  песни). популярные песни для учащихся. Жизнь после смерти.  Видеоролик, посвящённый юбилеям  поэтов  и писателей .    Стихотворения  Табасаранских  писателей. Мультфильмы   на табасаранском языке.  Караоке для детей на табасаранском   языке; Презентации  на тему: «Профессии», «Домашняя утварь», «Наша школа», «Национальные блюда», «Национальная одежда»,  Презентации на тему: «Существительное», «Глагол», «Прилагательное», «Местоимение», «Числительное». Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц (магниты) Технические средства обучения 19Персональный компьютер с принтером.                                                                                     Структура учебного курса Родная(Табасаранская  литература) 2 класс ­34 часа Раздел, тема урока Кол­во часов Авторская программа Рабочая программа № 20Знакомство  с  учебником.Новый  учебный  год .(Урхбан  ц!ийи  йис) Урожайная  осень. (Бегьерлу  чвул) Семья  и  школа (Хизан  ва  мектеб) О  братьях  наших  меньших.Животные  наши  друзья. (Гьяйванатар  ихь  дустар  ву) Зимние  приметы (Кьюрдун  гъиллигъар) Устное  народное  творчество (Халкьдин  мелзнан  эсерар) Трудиться  на  радость (Зегьмет  зигуб  шадвал  ву) Доброта и  уважение (Уж;вал,гьюрмат)  Весна (Хьадукар) Наша  родина (Ихь  Ватан) Итого:   1 ч 3 ч 5 ч 5 ч 4 ч 4 ч 3 ч 3 ч 3  ч 3 ч 34 ч 1 ч 3 ч 5 ч 5 ч 4  ч  4 ч 3 ч 3 ч 3  ч 3  ч 34  ч Календарно­тематическое планирование по предмету «Табасаранская  литература» Автор:  Курбанов К. К. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 21Учебник  для  2 класса  городских  школ  2004г. 2 класс – 34 часов № п/п Тема урока Содержание урока Стр. д/з Планируемые результаты Характеристика деятельности учащихся Материально­техническое и информационно­техническое обеспечение Дата   Предметные результаты Метапредметные  Личностные результаты Раздел 1.Введение.Знакомство  с  учебником. 1 Знакоство  с  учебником. Новый  учебный  год.(Урхбан ц!ийи  йис.  С.  Керимов.) Ч. 1 22Стр.3­5 понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства; относиться к табасаранскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа; анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат; понимать речевые задачи общения: что­то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться,  подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);  выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения; контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения; правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты,выразительные движения, интонацию, логические ударения,  паузы всоответствии с культурными нормами;  Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других пользоваться знаково­символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок­схема состава слова, рисунок­схема  частей речи); пользоваться справочной литературой (словарями); развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; главные и второстепенные  члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям; развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. Учащийся получит  возможность научиться:делать самостоятельные выводы; находить выход из проблемных ситуаций; определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий; выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями; Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не  создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Ориентироваться в учебнике.  Находить нужную главу в содержании учебника.  Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.  Предполагать на основе названия содержание главы.  23Находить в словаре непонятные слова Учебник, писатель, произведение, читатель, действующие лица Признаки  осени . Осень. (чвлин  лишнар. Чвул.  И.Соколов­Микитов) Стр. 17­20 2 Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно­познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика», ­осознавать  свою  этническую  принадлежность,уважать и  гордиться  своим  народом. Прогнозировать содержание раздела.  Воспринимать на слух произведение.  Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.  Объяснять название произведения.  Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.  Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.  Учебник, тетрадь,  Мультимедийные ресурсы,  Осенью  в  лесу.(Ярквраъ  чвлин  йигъ. И.Тургенев.) 3 Стр.21 Учебник, тетрадь,  24Осенняя  погода.(Чвлин  гьавйир. К.Ушинский.) Стр. 24­25 Учебник, тетрадь,  Помощники.(Кюмекчйир.) Ш.Казиев Стр.32­33 4 5 Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев произведения с точки зрения  общечеловеческих норм. осознавать  свою  этническую  принадлежность,уважать и  гордиться  своим  народом ­воспринимать на слух художественный текст; ­определять смысл произведения; ­соотносить смысл пословицы с содержанием произведения; ­объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; ­рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; ­выразительно читать эпизоды из произведения; ­составлять план произведения; ­пересказывать текст подробно на основе плана;  ­читать тексты в паре; ­организовывать взаимоконтроль; ­оценивать своё чтение. 25Учебник,тетрадь,словарь,наглядна  материал Что  такое  хорошо,а  что  такое  плохо?(Ужу  фу  ву,фу  ву  харжи?) В.Маяковский Стр.34­35 6 Учебник,тетрадь,словарь,наглядна  материал Два  друга.(Кьюр  дуст) Ш.Къазиев Стр.39­43 Секрет  Ильяса.(Ильясдин  сир.)Г.Умарова. Стр.45­46 Оценки  Ибрагима.(Ибрагьман  кьиматар) Р.Рашидов 26 7 8 9Стр.50­51 27Раздел 4. О братьях наших меньших.Животные  наши  друзья. 10 Жеребёнок. (Дай. ) А.Ахмедов Стр. 56­57 Научатся  прогнозировать  содержание раздела,  выбирать виды  деятельности на  уроке, читать вслух с  постепенным  переходом на чтение  про себя.  Стр. 58­59 11 Корова   которая   бодалась. (к!улар  йивру хюни.) 12 Два  друга. (Кьюр  дуст) Г.М.Теибов Стр. 64­65 13 Веселый   телёнок. 28 (Шаду  к!ари.) К.  Рамазанов Стр. 68­69 14 Щенок. Стр. Научатся находить  авторские сравнения и подбирать свои;  определять главных  героев произведения;  участвовать в  обсуждении. Научатся находить  авторские сравнения и подбирать свои;  определять главных  героев произведения;  участвовать в  обсуждении;. Научатся сравнивать  художественные и  научно­ познавательные  тексты, сказки и  рассказы о животных;  пересказывать текст. Учебно­ познавательный  интерес к новому  учебному материалу и способам решения  новой частной задачи. (Гьяйванатар  ихь  дустар  ву.) (5 ч.) ­принимать и сохранять учебную задачу;  самостоятельно  организовывать рабочее место; ­устанавливать  аналогии,  формулировать  собственное мнение и  позицию, выделять  существенную  информацию; ­принимать и сохранять учебную задачу;  самостоятельно  организовывать рабочее место; определять цель  учебной деятельности; ­устанавливать  причинно­следственные связи; строить  логическую цепочку  рассуждений,  доказательств;  воспринимать на слух  художественные  произведения разных  жанров; ­ участвовать в диалоге: слушать и понимать  других, высказывать  свою точку зрения. ­принимать и сохранять учебную задачу;  самостоятельно  организовывать рабочее место; определять цель  учебной деятельности; ­ устанавливать  Оценка жизненных  ситуаций и поступков  героев произведения с точки зрения  общечеловеческих  норм осознавать  свою этническую   Освоение личностного смысла учения;  ориентация в  нравственном  содержании. Оценка жизненных  ситуаций и поступков  героев произведения с точки зрения  общечеловеческих  норм. Учебник,  тетрадь,   словарь,н аглядна   материал Учебник,  тетрадь,  словарь,н аглядна   материал  Учебникт етрадь,   словарь,н аглядна   материал ­прогнозировать содержание  раздела; ­планировать работу с  произведением; ­выбирать виды деятельности  на уроке; ­читать вслух с постепенным  переходом на чтение про себя; ­воспринимать на слух  прочитанное; ­сравнивать художественный и научно­познавательный  тексты; ­сравнивать сказки и рассказы  о животных; ­определять  последовательность событий; ­составлять план  произведения; ­пересказывать подробно по  плану произведение; ­видеть красоту природы,  изображённую в  художественных  произведениях; ­проверять себя и  самостоятельно оценивать  свои достижения на основе  диагностической работы,  представленной в учебнике; ­видеть красоту природы,  изображённую в  художественных  произведениях; ­определять героев  произведения, характеризовать их; ­выражать своё собственное  Учебникт етрадь,  словарь,н аглядна   материал  УчебниктРаздел 6. Устное  народное  творчество.                                                             (Халкьдин мелзнан  эсерар.) Табасаранские  народные песни.  (Табасаран халкьдин  мяълийир.) Рифма. Выразительное чтение табасаранских  народных  песен. 19 Стр.89­90 Учащиеся должны научиться понимать  образы  в  табасаранских народных песнях ­ проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные  позиции во взаимодействии  ­принимать и сохранять учебную задачу; ­ строить понятные для партнёра высказывания; Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. осознавать  свою  этническую   принадлежность,уважать и  гордиться  своим  народом ­читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; ­читать с выражением, опираясь на ритм произведения; ­объяснять смысл пословиц; ­придумывать рассказ по пословице; ­ сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы; ­анализировать загадки; ­распределять загадки и пословицы по тематическим группам; ­характеризовать героев сказки; ­соотносить качества с героями сказок; ­придумывать свои собственные сказочные сюжеты; ­исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; ­контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. Учебник, раб. тетрадь, электронное приложение ­диски словарь,наглядый  материал 29Загадки. (Дургъунагъар) Загадки – малые жанры УНТ. Распределение загадок по тематическим группам. 20 Стр. 91­93 Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте; соотносить загадки и отгадки;  распределять загадки и пословицы по тематическим группам. ­принимать и сохранять учебную задачу; ­учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; ­осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ­учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания. Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. осознавать  свою  этническую   принадлежность,уважать и  гордиться  своим  народом Учебник, раб. тетрадь,  электронное приложение ­диски словарь,наглядый  материал Пословицы и поговорки.(Абйирин  гафар  ва  мисалар). Пословицы табасаранского народа.  21 Стр. 95­96 Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте; соотносить загадки и отгадки;  распределять загадки и пословицы по тематическим группам. ­принимать и сохранять учебную задачу; ­учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; ­осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ­учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания. Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. осознавать  свою  этническую   принадлежность,уважать и  гордиться  своим  народом 30­читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; ­читать с выражением, опираясь на ритм произведения; ­объяснять смысл пословиц; ­придумывать рассказ по пословице; ­ сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы; ­находить различия в потешках и прибаутках; ­находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ; ­анализировать загадки; ­распределять загадки и пословицы по тематическим группам; ­характеризовать героев сказки; ­соотносить качества с героями сказок; ­придумывать свои собственные сказочные сюжеты; ­исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; ­контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. Учебник, раб. тетрадь,  электронное приложение ­диски словарь,наглядый  материал 22   Табасаранские народные сказки.(Табасаран  халкьдин  махъвар) Медведь  и  заяц. Швеъ  ва  гъюр.   Стр. 28­31 Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте; ­принимать и сохранять учебную задачу; ­учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; ­ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; ­ учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания. 31Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. общее представление о родном языке как языке своего   народа;  осознавать  свою  этническую  принадлежность,уважать и  гордиться  своим  народом Учебник, раб. тетрадь,  электронное приложение ­диски словарь,наглядый  материал Раздел.7. Трудиться  на  радость. (Зегьмет  зигуб  шадвал  ву.) 23 Керим  нашел  себе  работу. (Керимдизра  ляхин  гъибихъну.) А.Агъададашев. Стр.111­114 Научатся осознанно читать художественное произведение; оценивать события; прогнозировать содержание по заголовку; анализировать  стихотворный текст. ­планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно организовывать рабочее место; ­учиться основам смыслового чтения; выделять существенную информацию из текстов; контролировать действия партнёра. Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. осознавать  свою  этническую   принадлежность,уважать и  гордиться  своим  народом ­прогнозировать содержание раздела; ­читать произведения, с выражением; ­передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса;  ­находить слова которые помогают представить героя; ­сравнивать произведения  о  труде разных поэтов; ­придумывать самостоятельно вопросы к произведениям  о  труде; ­оценивать свой ответ; ­планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; 32­контролировать и оценивать своё чтение; ­оценивать свои достижения Учебник, тетрадь, словарь, наглядна  материал 24 Первые узелки   на  ковре. (Садпи   гугар.) Х.Мирзаев. Стр.117­118 Научатся осознанно читать художественное произведение; оценивать события; прогнозировать содержание по заголовку; анализировать  стихотворный текст. пользоваться знаково­символическими средствами в учебных целях пользоваться справочной литературой (словарями); развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц; развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. Учащийся получит  возможность научиться:делать самостоятельные выводы; находить выход из проблемных ситуаций; определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий; Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи осознавать  свою  этническую   принадлежность,уважать и  гордиться  своим  народом ­прогнозировать содержание раздела; ­читать произведения, с выражением; ­передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса;  ­находить слова которые помогают представить героя; ­придумывать самостоятельно вопросы к произведениям  о  труде; ­оценивать свой ответ; ­планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; ­контролировать и оценивать своё чтение; 33­оценивать свои достижения Учебник, тетрадь, словарь, наглядный  материал мультимедийные  средства, презентации 25 Стань  специалистом. (Пишекар  йихь.)  А.Курбанов. Стр.121 Научатся определять тему и главную мысль стихотворений; анализировать заголовки; находить в тексте логически законченные части. пользоваться знаково­символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок­схема состава слова, рисунок­схема  частей речи); пользоваться справочной литературой (словарями); развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; главные и второстепенные  члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям; развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. Учащийся получит  возможность научиться:делать самостоятельные выводы; прогнозировать содержание раздела; ­читать стихотворения, с выражением; ­передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; ­наблюдать за жизнью слова; ­представлять картины  где  трудятся; ­находить слова в стихотворении, которые помогают представить героя;  ­придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению; ­оценивать свой ответ; 34­планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; ­контролировать и оценивать своё чтение; ­оценивать свои достижения Раздел  8.  Доброта  и  уважение. (Уж;вал,  гьюрмат) 26 Уважение. (Гьюрмат.)  В.Осеева. Стр.122­123 совершенствовать навык чтения целыми словами; учить правильно формулировать ответы на вопросы по тексту, развивать внимание к слову; развивать умение читать текст по ролям, стараясь передать нужную интонацию; развивать умение определять жанр произведения  развивать умение ставить учебную задачу под руководством учителя, способствовать развитию навыков самоконтроляразвивать умения  формулировать точные, полные ответы; способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию освоение  личностного смысла учения, желания учиться; уважать мнение одноклассников; оценка жизненных ситуаций  и поступков героев с точки  зрения общечеловеческих норм. 35формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся;  оценивать поступки   героев с точки зрения общечеловеческих норм;  Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи осознавать  свою  этническую   принадлежность,уважать и  гордиться  своим  народом прогнозировать содержание раздела; ­читать стихотворения, с выражением; ­передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; ­наблюдать за жизнью слова; ­представлять картины  где  трудятся; ­находить слова в стихотворении, которые помогают представить героя;  ­придумывать самостоятельно вопросы к произведению; ­оценивать свой ответ; ­планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; ­контролировать и оценивать своё чтение; ­оценивать свои достижения Учебник, тетрадь, словарь, наглядный  материал Маленькая  ковровшицаю(Биц!и  халачачи) Ш.Казиев. Стр125­127 36 27 28В нашем  лесу.(Ихь  яркврариъ) Б.Раджабов. Стр 129 Учебник, тетрадь, словарь, наглядный  материал Раздел  9.Весна.  (Хьадукар) 29 Весенняя  песенка. (Хьадукран  мяъли) А.Ахмедов. Стр133­134 научатся правильному осознанному чтению текста целыми словами, работе с содержанием произведения, пониманию роли ритма в  стихах,  выделению концевых созвучий стихотворных строк и определению рифмы, объяснению народных примет о весне, составлению рассказа на  заданную тему , прогнозировать содержание раздела; развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного  выразительного чтения; учить определять и прогнозировать настроение произведения;  Регулятивные­принимать и решать учебные задачи урока проверять себя и оценивать свои достижения Познавательные ­ понимать содержание прочитанных произведений, закличек, пословц, народных поверий, , видеть связь между ритмом и  смыслом, понимать роль интонации в передаче смысла произведения , составлять описание весны, опираясь на прочитанные тексты, объяснять народные приметы сопоставлять произведения разных жанров о весне, выстраивать цепи рассуждения на основе прочитанного, делать вывод. участвовать в учебном диалоге, формулировать своё отношение к прочитанному, рассказывать о весне Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи осознавать  свою  этническую   принадлежность,уважать и  гордиться  своим  народом  Звуковая культура речи. Восхищение красотой весенней природы. 37­сформировать целостное представление об изученной теме; ­развивать формирующиеся в ходе чтения умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; ­развивать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения; ­развивать творческое воображение, слуховое восприятие; ­обогатить и расширить словарный запас, ­воспитывать экологическую культуру – бережное отношение к природе. Учебник,тетрадь,словарь,наглядный  материал мультимедийные  средства, презентации Рано  утром. (Гвач!нинган) А.Жяфаров. Стр139­140 30 День  победы.(Гъалибвалин йигъ) Стр142­144 Научатся осознанно читать художественное произведение; оценивать события; прогнозировать содержание по заголовку;  анализировать стихотворный текст. ­­планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия; ­учиться основам смыслового чтения; выделять существенную информацию из текстов; осуществлять анализ объектов; ­строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра. 31 38  интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отражённых в художественном  тексте; умение выделять поступок как проявление характера героя; эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;  ­Воспитывать уважительное отношение к старшим, к ветеранам.  ­ воспитание ценностного отношения к празднованию Дня Победы, глубокого уважения к ветеранам, гордости за великое  прошлое своей Родины пробудить желание встретиться с ветеранами Великой Отечественной  войны  и  услышать  от  них  о  трудных  военных  годах;  поощрить  стремление  детей узнать от родителей о бабушках и дедушках – ветеранах фронта и тыла;  рассказать о государственном празднике; воспитывать патриотизм.   ­сформировать целостное представление об изученной теме; ­развивать формирующиеся в ходе чтения умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; ­развивать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения; ­развивать творческое воображение, слуховое восприятие; ­обогатить и расширить словарный запас, ­Учащиеся должны усвоить историю происхождения праздника, запомнить памятные даты; Учебник, раб. тетрадь,   мультимедийные  средства, презентации электронное приложение ­диски словарь,наглядый  материал Раздел  10.Наша  Родина.(Ихь Ватан) 32 Табасаран. А.Везиров. Стр.147­148 39Обучающиеся научатся: правильному, осознанному и выразительному чтению текста целыми словами; работе с содержанием рассказа;  составлению характеристики природы нашей страны на основе прочитанного; определению главной мысли произведения; использованию  прикнижного словаря; составлению рассказа на заданную тему. принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.  прогнозировать содержание текста по его заголовку; понимать содержание прочитанного произведения; характеризовать природу нашей родины на основе прочитанного; определять авторский замысел; находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде; объяснять значение слов с помощью словаря; определять главную мысль произведенияформулировать вывод и подтверждать свою точку зрения выдержками из текста.  участвовать в парной работе по составлению характеристики природы нашей страны;определять авторское отношение и формулировать свое отношение к прочитанному; рассказывать о природе родного края на основе художественных произведении определять основ­ ные ценности взаимоотношении в семье (любовь и уважение, сочувствие,  взаимопомощь  взаимовыручка); с гордостью относиться к произведениям писате рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины. осознавать  свою  этническую  принадлежность,уважать и  гордиться  своим  народом воспринимать на слух художественный текст; ­определять смысл произведения; ­соотносить смысл пословицы с содержанием произведения; ­объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; ­характеризовать героя, используя слова­антонимы; ­находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения; ­рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; ­выразительно читать эпизоды из произведения; ­пересказывать текст подробно на основе плана;  ­планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; ­читать тексты в паре; ­организовывать взаимоконтроль; ­оценивать своё чтение. 40Учебник, раб. тетрадь,  электронное приложение ­диски словарь, наглядый  материал,мультимедийные  средства, презентации 33 Родной  язык.(Бабан  ч!ал.)Ш.Казиев. Стр.151 ­152 Родное  село.(Родное  село) Стр158 34 Структура учебного курса Табасаранский  язык (Табасаран  ч!ал.) 2 класс ­68 часа 41№ Раздел   Кол­во часов Авторская программа Рабочая программа 1 2 3 4 5 42 Знакомство  с  учебником. Повторение(текрар  ап!уб)  2 ч Алфавит.Звуки  и  буквы. (Алфавит.Сесер     ва 13 ч гьярфар) Звуки     «лабиал»   (Лабиал 10 ч гьярфар) Двойные     согласные. 9  ч (Кьюжли  гьярфар.) Буквы     употреляющиеся 4 ч вместо  двух    звуков. (Кьюб     сеснан     йишв;ин ишлетмиш  ап!ру  гьярфар.) 2ч 13 ч 10 ч 9 ч 4 чСлог.Ударение. (Слог,ударение) Слово.(Гаф.) Предложение. (Предложение.)  Проверочные  работы. (Ахтармиш  ап!бан  ляхин.) Итого:   8 ч 10 ч 2 ч  10 ч 68 ч  8 ч 10 ч 2 ч 10  ч 68  ч Календарно­тематическое планирование по предмету  «Табасаранский  язык»  Автор:  Курбанов К. К. Учебник  для  2 класса  городских  школ  2004г. 2 класс – 68 часов 6 7 8 9 43№ п/п Тема урока Содержани Стр. д/з Планируемые результаты е урока Предметные результаты Метапредметные  Личностные результаты Характеристика деятельности учащихся Дата   Материально­ техническое и информационно­ техническое обеспечение Раздел 1.Введение.Знакомство  с  учебником. 1 Знакомство  с учебником . (Китабдихъ ди  таниш   хьуб.) 2 Повторение. (Текрар  ап! уб) ­ориентироваться в  пространстве учебника с помощью знаков  навигации; понимать цели и задачи учебной деятельности; ­находить ответы на   проблемные вопросы;   самостоятельно  оценивать свои  достижения или  промахи; ­пользоваться  справочной  литературой  (словарями); ­испытывать чувство гордости за свою  Родину,  табасаранский народ и историю  Табасарана при  работе с текстами об истории и культуре   нашего  народа,  известных людях; ­осознавать свою  этническую и  национальную  принадлежность; ­относиться с  уважением к  представителям  других народов; ­соблюдать культуру  письменного общения:  писать буквы,  предложения в  соответствии с  правилами  графики и  орфографии,  соблюдать  аккуратность в  ведении записей,  чёткость и  аккуратность  выполнения  письменных работ.  ­анализировать  речевую модель  общения: речь  партнера  (собеседника) по  общению, цель и тему  общения, его  результат; Раздаточный  материал  ,Учебник, тетрадь, Мультимедийные  ресурсы, словари, Раздаточный  материал  ,Учебник, тетрадь, Мультимедийные  ресурсы, словари, – соблюдать  требования к  каллиграфической стороне письма,  различать удачные  и неудачные  начертания буквы  их соединение,  заботиться о  каллиграфической стороне своего  письма – соблюдать  требования к  каллиграфической стороне письма,  различать удачные  и неудачные  начертания буквы  их соединение,  заботиться о  каллиграфической стороне своего  письма 3 Алфавит. 4 Алфавит. 44 Раздел 2. Алфавит. Звуки  и  буквы. 14ч. Стр.6 , Упр.5 . Стр.7 ­соблюдать культуру  письменного общения:  писать буквы,  соблюдать  аккуратность в  ведении записей,  чёткость и  аккуратность  (Алфавит.Сесер ва  гьярфар.) ­осознавать свою  этническую и  национальную  принадлежность; ­относиться с  уважением к  представителям  других народов; ­понимать цели и  задачи учебной  деятельности; ­находить ответы на   проблемные вопросы;   самостоятельно  оценивать свои  достижения или  – соблюдать  требования к  каллиграфической стороне письма,  различать удачные  и неудачные  начертания буквы  их соединение,  Раздаточный  материал ,Учебник,  тетрадь,   Мультимедийные  ресурсы, словари,45