Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство.» для 9 класса составлена на основе федерального компо¬нента государственного стандарта основногообщего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004г.;
- примерной программы общего образования по предмету «Изобразительное искусство», созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
Изучение искусства в 9 классе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы дает возможность реализовать ос¬новные цели художественного образования и эстетическо¬го воспитания в основной школе:
— развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст¬вительности, художественно-творческих способностей учащих¬ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель¬но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
— воспитание культуры восприятия произведений изобра¬зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
— формирование устойчивого интереса к искусству, спо¬собности воспринимать его исторические и национальные особенности;
— приобретение знаний об искусстве как способе эмо¬ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора¬тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек¬туры, кино, театра;
— овладение умениями и навыками разнообразной худо¬жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси¬хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-цен¬ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном ин¬формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под¬ростков;
— воспитание художественного вкуса;
—приобретение культурно-познавательной, коммуника¬тивной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного са¬мообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион¬ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значе¬ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно¬логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце¬нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус¬ства; применять художественно-выразительные средства раз¬ных искусств в своем творчестве.
Тит. лист + Рабочая программа + КТП искусство 9 класс Неменский.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Асеево»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотреноо»
«Согласовано»
«Утверждаю»
Руководитель МО
Спортивно – художественного цикла
_________________/Сулейманова Р.Р./
Зам.директора по УВР МБОУ «ООШ
с.Асеево»
_____________________ /Хайруллин А.Х./
Директор МБОУ «ООШ с.Асеево»
___________________ /Гараев Р.Ф./
Протокол №___от «____»_____ 20___г.
от «____» _____________________ 20___г.
Приказ №___от «_____» ______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Изобразительное искусство»
для 9 класса
34 часов
Программа предназначена для реализации
в 20142015 учебном году
Автор составитель программы
учитель технологии МБОУ «ООШ села Асеево»
Азнакаевского муниципального района РТ
Сулейманова Регина Ринатовна.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №__ от «__»_____20__г. 2014 – 2015 г.
I.Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство.» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного
стандарта основногообщего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004г.;
примерной программы общего образования по предмету «Изобразительное искусство», созданная на основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта;
Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
Изучение искусства в 9 классе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных
ориентиров на основе собственной художественнотворческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной
художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии
эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении
определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественнотворческой деятельности, в
которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
— развитие эмоциональноэстетического восприятия действительности, художественнотворческих способностей учащихся, образного и ассоциативного
мышления, фантазии, зрительнообразной памяти, вкуса, художественных потребностей;
— воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы,
музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
— формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
— приобретение знаний об искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных
средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративноприкладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры,
кино, театра;
— овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и
самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоциональноценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира,
воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры; — формирование целостного представления о роли искусства в культурноисторическом процессе развития человечества;
— углубление художественнопознавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
—приобретение культурнопознавательной, коммуникативной и социальноэстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные
технологии, аудио и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии,
математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных
искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных
явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира,
произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;
применять художественновыразительные средства разных искусств в своем творчестве. Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
II. Учебнотематический план.
Содержание
Воздействующая сила искусства
Изобразительный язык и эмоционально – ценностное содержание синтетических искусств
Музыка в формировании духовной культуры личности. Азбука экранного искусства
Дар созидания
ИТОГО:
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Колво
часов
9
6
10
9
34 III. Содержание тем учебного курса.
Раздел 1. Воздействующая сила искусства 9 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность
искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной
выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный 'художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание
человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в
авторской песне, рокмузыке.
Изобразительное искусство.
Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки,
монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и
др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека).
Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А.
Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военнуютему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С.
Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рокмузыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А.
Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рокгруппы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л.
Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература.Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтовфронтовиков, поэтовпесенников. Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору
учителя).
Художественнотворческая деятельность учащихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же
явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламновнушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и
мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоциональнообразного содержания музыки сценическими средствам
Раздел 2. Изобразительный язык и эмоционально – ценностное содержание синтетических искусств– 6 часов.
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания,
метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве.
Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 2021 веков в творчестве художников,
композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их
художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство.«Купание красного коня» К. ПетроваВодкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона,
«Черный квадрат» К. Малевича,
93«Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У.
Блэйк, К. Фридрих и др.).
Музыка.Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор).
Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. РимскийКорсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.М. Жарр
и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рокмузыка. Литература.Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона,
«Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
Художественнотворческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества
будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космос
Раздел 3 «Музыка в формировании духовной культуры личности» (5 часов). «Азбука экранного искусства» (5 часов).
Творчество М.П. Мусоргского, Р. Шумана, Ж. Бизе: внутренние противоречия в душе человека. Своеобразие видения картины мира в
национальных музыкальных культурах Запада и Востока. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств. Родство художественных
образов разных искусств Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств. Музыка в театре и кино.
Эстафета искусств: от карандаша к компьютеру. Фотография расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и
операторского мастерства. Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки. Художественно изобразительная природа
творчества оператора.
Примерный художественный материал:
Искусство фотографии, примеры работ художников – фотографов. Изучение особенностей художественных стилей в фотографии. Цвет, свет,
тон в фотографии.
Музыка
Творчество музыкантов их внутреннее переживание и отражение в творчестве. Музыкальные стили и направления. Отражение социальных
переживаний в музыкальных произведениях. Восприятие музыки помогает увидеть картину мира с более глубоким и открытым смыслом.
Музыкальные произведения М.П. Мусоргского, Р. Шумана, Ж. Бизе.
Раздел 4. Дар созидания. Практическая функция 9 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в
полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративноприкладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека.
Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного
художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с
формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративноприкладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная
площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура
(«Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ланд
шафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и
немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору
учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. СалтыковЩедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С.
Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).
Экранные искусства, театр.Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон,
который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Деми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна
и др. (по выбору учителя).
Художественнотворческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какоголибо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой
площадки; изготовление эскизапроекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения
(художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта. Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю.
Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
IV. Требование к уровню подготовки учащихся 9 класса
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и
искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их
достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть
ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоциональноценностном отношении к искусству и жизни;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественноэстетической деятельности
при воплощении (создании) художественных образов;
оценка и самооценка художественнотворческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся: • аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями,
связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и
творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в
совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности
и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
расширению и обогащению опыта выполнения учебнотворческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного
восприятия устной речи, ее интонационнообразной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образноэмоциональное содержание
произведений искусства;
совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах,
вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни
страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении
творческих задач. Критерии оценки знаний обучающихся.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебновоспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет
следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности
изображений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в
логической последовательности с использованием принятой в курсе ИЗО терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при выполнении рисунка, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик: а) овладел программным материалом, но знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при выполнении рисунка допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) рисунки выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь рисунков;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
Критерии оценивания итоговой работы
(реферата)
"Отлично" работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы,
имеющие теоретическую и (или) практическую направленность для современного общества.
"Хорошо" работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы
не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы. "Удовлетворительно" работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема,
выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, –или практическое значение.
"Неудовлетворительно" работане выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями
V.Литература и средства обучения
Учебник:
«Изобразительное искусство 89 класс». Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская, М.: «Просвещение» 2011 г.
Дополнительная литература:
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010 г.; Календарнотематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе по программе Б.М.Неменского
«Изобразительное искусство» 34 часа.
№ №
Тема урока
Кол
Характеристика деятельности
Программный минимум. Оснащение
Дата провед. п/п
уро
ка
1
2
1
Искусство и власть.
2
Какими средствами
воздействует искусство.
3
3
Храмовый синтез
искусств.
4
4
Синтез искусств в театре,
кино, на телевидении
5
5
История развития театра
и кино.
час.
учащихся или виды учебной
деятельности
Воздействующая сила искусства (9 часов)
урока
Предв. Факт.
1
1
1
1
1
знакомство с примерами произведений
искусств, которые утверждали авторитет
государства;
рассмотрение различных путей общения
власти через искусство.
просмотр и исследование произведений
различных видов синтетических искусств
с целью определения в них роли и места
изображения, изобразительного
компонента.
знакомство с понятием « синтетические
искусства» как искусства, использующие
в своих произведениях выразительные
средства различных видов
художественного творчества;
знакомство с особенностями убранства и
внешнего декора католического храма,
православного и мусульманского.
пространственно временной характер
произведений синтетических искусств;
сравнительный анализ сценического и
экранного образов в процессе просмотра и
обсуждения фотографий и
видеофрагментов спектаклей и фильмов;
определение жанровых условностей в
спектакле и фильме.
знакомство с видами сценического
оформления: изобразительно
живописное, архитектурно
конструктивное, метафорическое,
проекционно световое и т. д.;
Знать произведения искусства, которые
выражали силу и могущество
управляющего государства.
знать виды искусства, выразительные
средства каждого из них;
знать понятия «композиция», «форма»,
«линия», «пятно»;
уметь применять выразительные
средства искусства на практике при
построении композиции.
знать особенности мировоззрения и
духовного мира разных народов;
уметь определять стили и виды храмов;
уметь сравнивать и анализировать связь
кинематографа и театрального
искусства. уметь определять значение и
место изображение в театре и
кинематографе.
знать виды сценического оформления
уметь объединять все в единую
композицию для оформления сцены
уметь определять значение изображения
в театральном искусстве.
06.09
13.09
20.09
27.09
04.10 6
6
История развития
телевидения.
7
7
Искусство предвосхищает
будущее
8
9
8
9
Какие знания дает
искусство.
Предсказания в
искусстве.
1
1
1
1
начало работы над макетом спектакля
определить как и с кем работает
художник постановщик;
создание эскиза декорации (в любой
технике) по мотивам фотографии или
картины, изображающей интерьер или
пейзаж.
Способность нестандартно мылить
великий дар художника.
Отражение социальных и политических
ситуаций в обществе через произведения
искусства.
разработка таблицы;
художники, музыканты, писатели,
которые с помощью своих произведений
дают обществу новые знания.
знакомство с творчеством художников и
музыкантов, которые передавали в своих
работах информацию о будущем;
создание эскиза своего видения
будущего.
знать виды театральнозрелищных
представлений.
знать о телевизионных компаниях и их
устройстве;
уметь задавать единый стиль, тему
будущей телевизионной программы
через декорацию студии;
иметь представление о профессии
художника постановщика.
знать художников, которые отражали в
своих произведениях сложную
социальную атмосферу общества;
знать о художника, писателях и
музыкантах, которые шли вне своего
времени.
уметь разрабатывать эскиз костюма или
маки главного героя, предающего его
основные характеристики и образ.
Знать картины и музыкальные
произведения отражающие будущее
человечества.
Изобразительный язык и эмоциональноценностное содержание синтетических искусств (6 часов)
11.10
18.10
25.10
01.11
15.11
10
1
Кино запечатленное
движение.
Изобразительный язык
кино и монтаж.
11
2
Сюжет и кино. Сценарий
и раскадровка.
1
1
беседа на тему «Новый вид
изображения движущееся экранное
изображение»;
рассмотрение понятия кадра и плана.;
искусство кино и монтаж;
съемка простых форм движения.
знать понятия кадр, план;
знать о практике монтажа;
уметь составлять кинофразы;
уметь снимать простые формы движения
с учетом монтажа.
беседа о фильме, как
последовательности кадров;
обсуждение роли сценария в фильме.
знать о литературнословесной записи
фильма;
знать понятие сюжета и кино,
22.11 12
3 Мир и человек на
13
4
14
5
15
6
телеэкране. Репортаж и
интервью основные
телевизионные жанры.
Игровой
(художественный) фильм.
Драматургическая роль
звука и музыки в фильме.
Компьютер на службе
художника.
Анимационный
(мультипликационный)
фильм.
Фотография искусство
светописи. Жанры
фотографии (натюрморт и
пейзаж, фотопортрет).
1
1
1
1
рассмотреть психологию и поведение
человека перед камерой;
интервью с одноклассником.
рассмотрение главного играемого
актерами сюжета в игровом
(художественном) фильме;
рассмотрение возможностей музыки и
шумов в фильме.
изучение новых способов получения
изображения. Компьютерная графика.
раскадровка;
уметь составлять сценарий по известной
сказке и последующую ее раскадровку.
знать понятие репортаж и его
особенности и возможности;
знать понятие интервью и ее структуру;
уметь оперативно брать интервью.
знать о художественном фильме;
уметь создавать звуковую подборку
передающую настроение интригу
ситуации.
знать о возможностях компьютера при
создании фильма;
знать понятие анимация, мультипликация
свет изобразительный язык
фотографии. Свет в натюрморте и в
пейзаже;
начало создания коллекции фотографий
« Мой фотоальбом» Фото съемка
натюрморта и пейзажа;
сравнительный анализ изображения в
живописи и на фотографии;
- съемка человека в каком либо
действии. Постановочная съемка.
знать о значении освещении в искусстве
фотографии;
уметь разрабатывать композицию
натюрморта для будущей съемки;
знать жанры фотографии;
уметь видеть различия в фотографии и
живописи;
уметь составлять кадр для портрета;
уметь предавать характер человека через
фотографию – портрет;
29.11
06.12
13.12
20.12
16
1
Музыка в формировании духовной культуры личности (5 часов). Азбука экранного искусства (5часа)
Творчество М.П.
Мусоргского, Р. Шумана,
Ж. Бизе: внутренние
противоречия в душе
1
Прослушивание произведений
композиторов
Анализ выразительных средств и
художественного образа произведений
знать особенности влияния музыкальных
произведений на другие виды искусства;
определить характер взаимосвязи музыки
и других видов искусств.
27.12 17
2
18
3
человека.
Своеобразие видения
картины мира в
национальных
музыкальных культурах
Запада и Востока.
Специфика музыки и ее
место в ряду других
видов искусств. Родство
художественных образов
разных искусств
19
4
Общность тем, специфика
выразительных средств
разных искусств
20
5 Музыка в театре и кино.
21
22
6
7
Эстафета искусств: от
карандаша к компьютеру.
Фотография расширение
изобразительных
возможностей.
23
8
Грамота
фотографирования и
операторского
мастерства.
Всеобщность законов
1
1
1
1
1
1
1
Беседа о музыкальных произведениях
Запада и Востока.
уметь видеть различия и сходства
музыкальной культуры Запада и Востока.
17.01
Беседа о взаимосвязи разных видов
искусств с музыкой, синтетическая связь.
Определение художественного родства
между разными видами искусства.
Анализ выразительных средств музыки,
изобразительного искусства, дизайна.
Просмотр фрагментов театральных
постановок и кадров кинофильмов.
Сравнительный анализ.
знакомство с ролью художественных
инструментов в творческом;
художественном процессе.
обзор живописи, фотографии и
экранных произведений; их
сравнительный анализ.
Беседа о фотографии, как передача
видимого мира в изображениях,
дублирующих реальность.
беседа о становлении фотографии как
искусства. Специфика фотоизображения
и технология процессов его получения;
освоение элементарных азов
знать об особенностях взаимодействия и
взаимовлияния различных видов искусств
и музыки.
уметь видеть художественный образ в
разных видах искусства, их сходство и
различия.
знать особенности выразительных средств
в музыке, дизайне и изобразительном
искусстве.
уметь слышать характер и настроение
музыки в театре и кино;
-знать о значении музыки в театральных
постановках и кинематографе.
знать о процессе художественного
творчества живописи и кино;
знать этапы развития фотографии: от
первых дагерротипов до компьютерной
фотографии;
развивать способности выступления
перед публикой
знать первые азы фотографирования,
правила и особенности работы с
фотокамерой;
знать основные законы композиции в
фотографии.
24.01
31.01
07.02
14.02
21.02
28.02 композиции.
24
9
Выбор места, объекта и
ракурса съемки.
25
10
Художественно
изобразительная природа
творчества оператора.
26
1
27
28
2
3
Эстетическое
формирование
искусством окружающей
среды.
Архитектура
исторического города.
Архитектура
современного города.
29
4
Специфика изображений в
полиграфии.
съемочного процесса: изучение фото и
видеокамеры;
рассмотреть художественно
композиционные моменты в съемке.
композиция в живописи и фотографии:
общее и специфическое;
использование опыта композиции при
построении фотокадра;
расширение навыков и опыта работы с
фотокамерой; подготовка к съемке:
осмотр объекта, выбор точки съемки,
ракурса и освещения.
Беседа об основе операторского
искусства, талант видения и отбора.
Точка съемки и ракурс.
Продолжение освоения видеокамеры и ее
возможностей.
Дар созидания (9 часов)
беседа об облике города сквозь времена;
влияние культуры жителей на облик
города.
беседа о том, как развивается
архитектура с исторических времен и до
наших дней. Что влияет на ее изменения.
Беседа о быстротечности времени его
влиянии на мировосприятие
окружающего мира.
Взаимосвязь разных стилей и
направлений в архитектурном облике
города.
Беседа о возможностях
полиграфического дизайна в
современном мире.
1
1
1
1
1
1
уметь различать композицию в живописи
и фотографии;
знать понятие «точка съемки», «ракурс»;
уметь применять законы композиции при
построении кадра.
07.03
знать о профессии оператора
развить навыки работы с фотокамерой
14.03
знать о том, как развивался город и что
влияет на его убранство;
знать о способах эстетического развития
городского интерьера.
знать стилях и направлениях в
архитектуре;
уметь различать стили и направления в
архитектуре.
знать современные направления и стили в
архитектуре;
уметь разрабатывать эскиз города
будущего, на основе исторического
развития архитектуры города.
знать о видах книжной графики;
знать положительные и отрицательные
стороны рекламы в жизни человека.
21.03
04.04
11.04
18.04 30
31
32
33
5
6
7
8
Развитие дизайна и его
значение в жизни
современного человека.
Развитие дизайна и его
значение в жизни
современного человека.
(продолжение)
Декоративноприкладное
искусство.
Современные проблемы
пластических искусств.
1
1
1
1
34
9
Вечные истины искусства
(обобщение темы)
1
Рассмотреть роль рекламы, плаката.
беседа об истории развития дизайна;
разбор стилей и направлений дизайна с
использованием иллюстративного
материала.
Беседа о значении дизайна в жизни
современного человека.
Работа по группам. Разработка эскиза
кабинета ИЗО или собственного класса.
Беседа о возникновении ДПИ в жизни
человека. Значение выбора материала и
его свойства при создании изделия.
вторая половина 20 века в искусствах
Америки, Европы, России. Отсутствие
единства развития. Постмодернизм и
реализм в искусстве России. Проблема
влияния искусства на зрителя и зрителя
на искусство.
Беседа об отражении вечных проблем в
искусстве 20 века. Искусство и
нравственность.
уметь разрабатывать эскизы иллюстраций
к литературным произведениям.
уметь вести беседу по заданной теме,
защищать собственную точку зрения;
уметь определять стиль и его временные
рамки.
уметь анализировать иллюстративный
материал;
уметь применять знания о перспективе
для составления интерьера.
знать о видах ДПИ;
знать историю ДПИ;
уметь создавать несложные изделия
декоративно прикладного искусства.
знать о искусстве России, Европы и
Америки;
знать понятие постмодернизм и его
особенности.
знать об искусстве и ее проблемах,
особенностях развития;
знать взаимосвязь искусства и
нравственности.
25.04
02.05
16.05
23.05
30.05
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Рабочая программа искусство 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.