Рабочая программа ИЗО 5-8 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
искусство
8 кл
13.09.2018
Рабочая программа ИЗО 5-8 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 класса общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Изобразительное искусство предметной линии учебников под редакцией Б.М.Неменского и Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в Российской Федерации.
изо 5-8 кл.doc
Коминитет администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №15”     Рассмотрено на заседании МС     Председатель МС     ________Семенцова С.Г.     Протокол №1 от 29 августа 2017г. Согласовано Зам.директора по УВР ________Семенцова С.Г.          30 августа 2017г. Утверждено приказом № 224              от 30 августа 2017г. Рабочая программа по учебному предмету “Изобразительное искусство” 5 ­8 класс 2017­2018 учебный год.                                                                                                   Составитель: учитель ИЗО Лоза Наталья Петровна 2017                            Пояснительная записка Рабочая   программа  разработана  на   основе   «Изобразительное   искусство.   Рабочие   программы.   Предметная   линия   учебников   под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы»: учеб. пособие для общеобразоват.организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 5­е изд. — М.: Просвещение, 2016 г. ­148 с. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально­пространственного мышления учащихся как формы эмоционально­ценностного,   эстетического   освоения   мира,   как   формы   самовыражения   и   ориентации   в   художественном   и   нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Основные  формы учебной деятельности  — практическое художественное творчество посредством овладения художественными матери­ алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: • • • • • ценности; • образах предметно­материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; • • и структурированию визуального образа на основе его эмоционально­нравственной оценки; • организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. формирование опыта смыслового и эмоционально­ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально­пространственной формы; развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно­значимой овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала В  соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального госуда­ рственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися лично­ стных, метапредметных и предметных результатов.  Личностные результаты  отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ   культурного   наследия   народов   России   и   человечества;   усвоение   гуманистических,   традиционных   ценностей   многонационального российского общества;  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;  формирование   осознанного,   уважительного   и   доброжелательного   отношения   к   другому   человеку,   его   мнению,   многообразию,   культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  формирование  коммуникативной  компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,  взрослыми  в процессе образовательной,     творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.  Метапредметные   результаты  характеризуют   уровень   сформированности   универсальных   способностей   учащихся,   проявляющихся   в познавательной и практической творческой деятельности: умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и   формулировать   для   себя   новые   задачи   в   учебе   и   познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;      умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе   альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и   познавательной деятельности; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.  Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно­творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:     формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально­ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие  визуально­пространственного  мышления  как   формы  эмоционально­ценностного   освоения  мира,  самовыражения  и   ориентации  в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных   в   пространственных   формах   (фольклорное   художественной   творчество   разных   народов,   классические   произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно­материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально­пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно­прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визуально­пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);      развитие   потребности   в   общении   с  произведениями   изобразительного   искусства,   освоение   практических   умений   и   навыков   восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно­значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Выпускник научится: ­ понимать место и значение изобразительных искусств  в жизни человека и общества; ­ знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; ­ понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ; ­   знать   основные   виды   и   жанры   изобразительного   искусства,   иметь   представление   об   основных   этапах   развития   портрета,   пейзажа   и натюрморта в истории искусства; ­ называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; ­ понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников­пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; ­ знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения; ­ знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки; ­ видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;  ­ видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; ­  создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; ­ активно воспринимать произведения искусства и анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;  Выпускник получит возможность научиться: ­ знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, следовательно, и способов его изображения; ­   знать   о   роли   и   истории   тематической   картины   в   изобразительном   искусстве   и   ее   жанровых   видах   (бытовой   и   исторический   жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве); ­ понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов; ­   знать о композиции  как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении  произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле; ­   чувствовать   поэтическую   красоту   повседневности,   раскрываемую   в   творчестве   художников;   понимать   роль   искусства   в   утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории; ­ знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста; ­ знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в   картине;   о   роли   конструктивного,   изобразительного   и   декоративного   начал   в   живописи,   графике   и   скульптуре;   понимать   роль художественной иллюстрации; ­ называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий; ­ иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника; ­   иметь   представление   о   сложном,   противоречивом   и   насыщенном   художественными   событиями   пути   российского   и   мирового изобразительного искусства в XX веке; ­ получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению; научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне; ­ развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности; ­ получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно­познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения; По окончании основной школы учащиеся должны: 5 класс:   птица, солярные знаки);  знать несколько народных художественных промыслов России; знать истоки и специфику образного языка декоративно­прикладного искусства; знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, выявлять   в   произведениях   декоративно­прикладного   искусства   (народного,   классического,   современного)   связь   конструктивных, умело пользоваться языком декоративно­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, различать   по   материалу,   технике   исполнения   современные   виды   декоративно­прикладного   искусства   (художественное   стекло,  различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней  Греции, Китая, Западной Европы XVII века);  керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);  декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;  формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);  Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;  одежда, детали интерьера определённой эпохи);  конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;  владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.); 6 класс: знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества; знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и создавать   художественно­декоративные   объекты   предметной   среды,   объединённые   общей   стилистикой   (предметы   быта,   мебель, владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;   особенностях видения мира в разные эпохи;  образ;  натюрморта в истории искусства;  отечественном искусстве;  и натюрморта;  особенности ритмической организации изображения;  понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и называть   имена   выдающихся   художников   и   произведения   искусства   в   жанрах   портрета,   пейзажа   и   натюрморта   в   мировом   и понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников­пейзажистов, мастеров портрета знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; активно   воспринимать   произведения   искусства   и   аргументированно   анализировать   разные   уровни   своего   восприятия,   понимать  лепки, уметь использовать коллажные техники;  видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;  видеть   и   использовать   в   качестве   средств   выражения   соотношения   пропорций,   характер   освещения,   цветовые   отношения   при изображении с натуры, по представлению и по памяти;   изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства; 7 класс:  общие начала и специфику;  и их социальную роль;  знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;  конструировать объёмно­пространственные композиции, моделировать архитектурно­дизайнерские объекты (в графике и объёме);  моделировать в своём творчестве основные этапы художественно­производственного процесса в конструктивных искусствах;  работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;  конструировать   основные   объёмно­пространственные   объекты,   реализуя   при   этом   фронтальную,   объёмную   и   глубинно­ пространственную композицию; использовать  в макетных и графических  композициях ритм линий,  цвета, объёмов,  статику и динамику тектоники и фактур;  создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;  создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;  владеть  навыками  формообразования, использования  объёмов  в дизайне  и архитектуре  (макеты  из  бумаги,  картона,  пластилина); уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно­образных начал использовать разнообразные художественные материалы; 8 класс: освоить азбуку фотографирования;   грамотности в своей съёмочной практике;    над простейшими учебными и домашними кино­ и видеоработами;  усвоить принципы построения изображения и пространственно­временного развития и построения видеоряда (раскадровки); усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа; осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео. Содержание учебного предмета 5 класс  «Декоративно­прикладное искусство в жизни человека» (35 ч) Древние корни народного искусства (8 часов).  Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Связь времен в народном искусстве (8 часов).  Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Декор ­ человек, общество, время (12 часов). Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство в современном мире (7 часов). Современное выставочное искусство. Ты сам ­ мастер. 6 класс  «Изобразительное искусство в жизни человека» (35 часа) Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов) Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок ­ основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объёмные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира ­ натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Вглядываясь в человека. Портрет (12 часов) Образ человека ­ главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века. Человек и пространство. Пейзаж  (7 часов) Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж ­ большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. «Дизайн и архитектура в жизни человека» (35 ч) 7 класс Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 часов) Основы композиции в конструктивных искусствах.   Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!» Прямые линии и организация пространства.  Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов) Объект и  пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.  Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов.  Понятие модуля. Важнейшие  архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. Форма и материал.   Цвет в архитектуре и дизайне.  Роль цвета в формотворчестве. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека  (12 часов) Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.   Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно­вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно­ландшафтного пространства. Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 часов) Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаём. Пугало в огороде, или … Под шепот фонтанных струй.   Мода, культура и ты.  Композиционно­конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одёжке. Автопортрет на каждый день. Моделируя себя – моделируешь мир. 8 класс Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении (35 часов) Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 часов) Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.  Правда и магия театра. Театральное искусство и художник. Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества.  Сценография — искусство и производство. Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы». Привет  от  Карабаса­Барабаса! Художник в театре кукол. Третий  звонок. Спектакль: от замысла к воплощению. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. (8 часов) Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография — новое изображение реальности. Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура.  «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.  Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12 часов) Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме. От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или когда художник больше, чем художник.  Живые рисунки на твоём компьютере. Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (7 часов) Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка. Жизнь  врасплох,  или  Киноглаз. Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка. В  царстве  кривых  зеркал,  или  Вечные  истины  искусства. Предмет: изобразительное искусство Класс:  5   Учитель:      Лоза Наталья Петровна Количество часов: всего ­ 35 часа;                в неделю ­ 1 час; Планирование составлено  на основе авторской программы « Изобразительное искусство». 5­8 кл.  Автор: Б.М. Неменский. Москва «Просвещение» 2016 г.                                               Учебники.  УМК 5 класс.  1). Учебник «Декоративно­прикладное искусство в жизни человека». Н.А. Горяева, О.В. Островская Москва  «Просвещение» 2014г с  приложением на электронном носителе (CD) 2).  Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» под редакцией Б.М.Неменского  3).  Методическое пособие для учителя.                                Сроки реализации: Программа составлена с учётом учебного плана школы – 1 час в неделю, 35 часов в год. В связи с тем, что уроки совпали с праздничными днями, темы уроков №23 и №24 «Коллективная работа «Бал во дворце» и »№25 и №26 «О  чём рассказывают нам гербы и эмблемы» объеденены и уплотнены и будут выданы за 1 час.. Материал курса учащиеся изучат за 33 часа. Содержание курса Тематическое планирование Характеристика видов деятельности учащихся Тематическое планирование 5 класс Декоративно­прикладное искусство в жизни человека (35 ч)          Многообразие декоративно­прикладного искусства(народное традиционное, классическое, современное), специфика образно­ символического языка, социально­коммуникативной роли в обществе.       Образно­символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского  искусства.       Народные промыслы­ современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и  конкретные художественные промыслы.       Декоративно­прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно­ прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определённой человеческой  общности.      Выставочное декоративное искусство­ область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка.  Профессионализм современного художника декоративно­прикладного искусства.       Индивидуальные и коллективные практические творческие работы. Древние корни народного искусства (8ч)       Истоки образного языка декоративно­прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство­уникальное явление духовной жизни  народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.       Условно­символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в  единстве космоса­неба, земли и подземно­подводного мира,а так же идею вечного развития и обновления природы.       Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм. Личностные результаты: •  воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей; • формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов; • формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; • развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно­прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии,  эмоционально­ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных на­ выков в процессе совместной практической творческой деятельности. Метапредметные результаты: •  умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью» (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI в.; •  умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, например, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России; •  умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в картинах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объединяют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно­поэтического творчества (народные песни, былины), выстраивание связей между смежными предметными областями (литература, история, география); • умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; организует самостоятельный поиск художественно­познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление­презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода); • умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников. Предметные результаты •  осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой; •  знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать­земля, конь, птица, солярные знаки); • умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно­функционального и художественно­образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности; •  освоение   в   практических   формах   работы   образного   языка   произведений   крестьянского   прикладного   искусства,   его   специфики,   а   также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно­обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции; • приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках; • приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного  искусства. 1.Древние образы в народном  искусстве    Традиционные образы народного (крестьянского)  прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать­ земля, древо жизни как выражение мифопоэтических  представлений человека о жизни природы, о мире, как  обозначение жизненно важных для человека смыслов, как  память народа.    Связь образа матери­земли с символами плодородия.   Форма и цвет как знаки, символизирующие идею  обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими  предками. Уметь объяснять глубинные смыслы  основных знаков­символов традиционного  крестьянского прикладного искусства,  отмечать их лаконично­выразительную  красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать  декоративные решения традиционных образов  в орнаментах народной вышивки, резьбе и  росписи по дереву, видеть в них  многообразное варьирование трактовок. Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в  узорах вышивки, росписи, резьбы по дереву (древо жизни,  мать­земля, птица, конь, солнце). Создавать выразительные декоративно­ обобщённые изображения на основе  традиционных образов. Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель,  или уголь, сангина, бумага. Осваивать навыки декоративного обобщения  в процессе выполнения практической  творческой работы. 2­3Убранство русской избы    Дом­ мир обжитой человеком, образ освоенного  пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней  Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, полосы России.Единство конструкции и декора в  традиционном русском жилище. Отражение картины мира в  трёхчастной структуре и в декоре крестьянского дома  (крыша, фронтон­ небо, рубленная клеть­земля, подклеть  (подпол)­ подземный мир; знаки­образы в декоре избы,  связанныес разными сферами обитания). Декоративное  убранство (наряд) крестьянского дома:охлупень, полотенце,  причелина, лобовая доска, наличники, ставни.  Символическое значение образов и мотивов в узорном  убранстве русских изб. выраженного в его трёхчастной структуре и  декоре. Раскрывать символическое значение,  содержательный смысл знаков­образов в  декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные  детали убранства избы как проявление  конструктивной, декоративной и  изобразительной деятельности. Задание:создание эскиза декоративного убранства избы:  украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая  доска. Наличники и т.п.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в  орнаментальную композицию. Находить общее и различное в образном  строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства  избы. Материалы: сангина, и уголь или восковые мелки и  акварель, кисть, бумага. Осваивать принципы декоративного  обобщения в изображении. 4.Внутренний мир русской избы   Деревенский мудро устроенный быт. Устройство  внутреннего пространства крестьянского дома, его  символика (потолок­небо, пол­земля, подпол­подземный  мир, окна­очи, свет).    Жизненно важные центры в крестьянском доме:печь,  Сравнивать и называть конструктивные  декоративные элементы устройства жилой  среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства 5. Конструкция и декор  предметов народного быта красный угол, конник, палати и др.. Круг предметов быта,  труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец и т.п.),  включение их в пространство дома. Единство пользы и  красоты в крестьянском жилище. Задания: изображение внутреннего убранства русской избы  с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавка,  стол, предметы быта и труда); коллективная работа по  созданию общего подмалёвка. Материалы: карандаш или восковой мелок, акварель, кисти, бумага.    Русские прялки, деревянная и расписная посуда, предметы  труда ­область конструктивной фантазии, умелого владения  материалом, высокого художественного вкуса народных  мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и  декора.   Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш­скопкарь,  ковш­конюх, ковш­черпак), ендовы, солоницы, хлебницы,  вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных  элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор­не только  украшение предмета, но и выражение представлений людей  об упорядоченности мироздания в образной форме.               Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь­ образ. Задание: выполнение эскиза декоративного убранства  традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер  крестьянских жилищ у разных народов,  находить в них черты национального  своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего  пространства избы. Сравнивать, находить общее и особенное в  конструкции, декоре традиционных предметов  крестьянского быта и труда. Рассуждать о связях произведений  крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только не украшение,  но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные  народным мастерам­умельцам. Изображать выразительную форму предметов  крестьянского быта и украшать её. Выстраивать орнаментальную композицию в  соответствии с традицией народного 6. Русская народная вышивка предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т.д.). искусства. Материалы: смешанная техника (рисунок восковым мелком  и акварельная заливка или сангиной различных оттенков),  кисть, бумага.    Крестьянская вышивка­хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений.            Условность языка орнамента, его символическое значение.  Особенность орнаментальных построений в вышивках  полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и  мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная  выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери­ земли, древа жизни и т.п.). Символика цвета в крестьянской  вышивке (белый цвет, красный цвет). Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам  народной вышивки; украшение своего полотенца  вырезанными из тонкой бумаги кружевами. Материалы:  гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая  кисть, фломастеры, бумага, ножницы. Анализировать и понимать особенности  образного языка народной (крестьянской)  вышивки, разнообразие традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты  орнаментального построения вышивки с  опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным  контуром рисунка, цветом, декором главный  мотив (мать­земля, древо жизни, птица света и  т.д.), дополняя его орнаментальным поясом. Использовать традиционные для вышивки  сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную  деятельность и деятельность своих  сверстников с точки зрения выразительности  декоративной формы. 7. Народный праздничный  костюм    Народный праздничный костюм­целостный  художественный образ. Северорусский комплекс (в основе  Понимать и анализировать образный строй  народного праздничного костюма, давать ему ­сарафан) и южнорусский (в основе­панёва) комплекс  женской одежды. Рубаха –основа женского и мужского  костюма.Разнообразие форм и украшений народного  праздничного костюма в различных регионах России. эстетическую оценку.  Соотносить особенности декора женского  праздничного костюма с мировосприятием и  мировоззрением наших предков.     Свадебный костюм. Форма и декор женских головных  уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно­подводного миров, идеи  плодородия в образном строе народного праздничного  костюма.    Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Объяснять общее и особенное в образах  народной праздничной одежды разных  регионов России. Осознавать значение традиционного  праздничного костюма как бесценного  достояния культуры народа. Символик цвета в народной одежде. Задание: создание эскизов народного праздничного костюма  (женский или мужской) северных или южных районов России в одном из вариантов: а)украшение съёмных деталей одежды  для картонной игрушки­куклы; б)украшение крупных форм  крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом. Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти,  мелки, пастель. Создавать эскизы народного праздничного  костюма, его отдельных элементов на примере  северорусского или южнорусского костюмов,  выражать в форме, в цветовом решении,  орнаментике костюма черты национального  своеобразия. 8. Народные праздничные обряды (обобщение темы)    Календарные народные праздники­ это способ участия  человека, связанного с землёй, в событиях природы (будь то  посев или созревание колоса), это коллективное ощущение  целостности мира, народное творчество в действии. Характеризовать праздник как важное  событие, как синтез всех видов творчества  (изобразительного, музыкального, устно­ поэтического и т.п.). Обрядовые действия народного праздника (святочные,  масленичные обряды, зелёные святки, осенние праздники), их символическое значение. Участвовать в художественной жизни класса,  школы, создавать атмосферу праздничного  действа, живого общения и красоты. Задание: раскрытие символического значения  обрядового  действия на примере одного из календарных праздников:  подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных  песен к конкретному народному празднику (по выбору). Разыгрывать народные песни, игровые  сюжеты, участвовать в обрядовых действиях. Проявлять себя в роли знатоков искусства,  экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных  произведениях народного (крестьянского0  прикладного искусства, отмечать в них  единство конструкций, декоративной и  изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального  крестьянского искусства как живой традиции,  питающей живительными  соками современное  декоративно­прикладное искусство. Связь времён в народном искусстве (8 ч)      Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их  истоки.     Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй,  особенности письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных  промыслов.     Единство материалов, форм и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных  промыслов. Личностные результаты: • воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за традиционное искусство своего народа и других народов России,  усвоение традиционных ценностей многонационального народа России; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных  художественных промыслов России, их значении в современной жизни; • формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые  объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества; • формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и  ближайшего зарубежья, достигая взаимопонимания со сверстниками — представителями других национальностей, сохраняя уважительное  отношение друг к другу; • формирование эстетического сознания (эстетические потребности, эстетический вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение  особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой,  необходимые человечеству ценности. Метапредметные результаты: • умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно­ преобразовательную творческую деятельность,  связанную  с  традициями;  умение  сознавать народные художественные промыслы как прошлое в  настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён; • умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей  деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку; • умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному  современному традиционному промыслу; • умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ и исследовательских проектов, строить  продуктивное общение, межличностные  отношения,  распределять роли  в  соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать  конфликты и т. д.; • умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержание, отмечать в них  характерные особенности, черты национального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями; • умение реализовать себя в разных направлениях внеурочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно­прикладному  искусству, диспуты, беседы и т. д.), применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни школы. 9.Древние образы в современных  народных игрушках    Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности.  Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в  современных народных игрушках. Особенности  пластической формы, росписи глиняных игрушек,  принадлежащих к различным художественным промыслам.    Единство формы и декора в народной игрушке.  Особенности цветового строя, основные декоративные  элементы росписи, филимоновской, дымковской,  Размышлять, рассуждать об истоках  возникновения современной народной  игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор  игрушек, принадлежащим различным  художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек. народных художественных промыслов. Задание: создание из глины (пластилина) своего образа  игрушки, украшение её декоративными элементами в  соответствии с традицией одного из промыслов. Материалы: глина или пластилин. Осуществлять собственный художественный  замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшение её декоративной  росписью в традиции одного из промыслов. Овладеть приёмами создания выразительной  формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для этого или иного  промысла основные элементы народного  орнамента и особенности цветового строя.                           10. Искусство Гжели   Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры.  Слияние промысла с художественной промышленностью.  Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.  Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство  формы и декора. Орнаментальные и декоративно­сюжетные  композиции. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого,  игра тонов тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок  с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов­ от  светлого к тёмному. Сочетание мазка­пятна с тонкой прямой Эмоционально воспринимать, выражать  своё отношение, давать эстетическую  оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и  белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь  конструктивных, декоративных и  изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать  приёмы гжелевого кистевого мазка волнистой, спиралевидной линией. «мазок с тенями». Задание: изображение выразительной посудной формы с  характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе  бумаги или используя для этого обклеенную пластилином  баночку; украшение плоской (на бумаге) или объёмной  (основа­баночка) формы нарядной гжельской росписью. Материалы: гуашь, кисти, бумага. Создавать композицию росписи в процессе  практической творческой работы. 11. Городецкая роспись Краткие сведения из истории развития городецкой росписи.  Изделия Городца­ национальное достояние отечественной  культуры.  Эмоционально воспринимать, выражать  своё отношение, эстетически оценивать  произведения городецкого промысла. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной  формы и декора.Бутоны,купавки,розаны­ традиционные  элементы городецкой росписи. Птица и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество,  отточенность линейного рисунка в орнаментальных и  сюжетных росприсях. Основные приёмы городецкой росписи. Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта  (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка,  лопость прялки и др.), украшение его традиционными  элементами и мотивами городецкой росписи. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага,  тонированная под дерево. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные  особенности произведений городецкого  промысла. Осваивать основные приёмы кистевой  росписи Городца, овладевать декоративными  навыками. Создавать композицию росписи в традициях  Городца. 12­13. Хохлома Эмоционально воспринимать, выражать  своё отношение, эстетически оценивать  произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской  росписи («травка», роспись «под фон»,  «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в  единстве с формой, используя основные  элементы травного узора.    Краткие сведения из истории развития хохломского  промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь  традиционного орнамента с природой. Травный узор или  «травка» ­ главный мотив хохломской роспись. Основные  элементы травного орнамента, последовательность его  выполнения. Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности.  Причудливо­затейливая роспись «кудрина». Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды  Башкирии. Задание: изображение формы предмета и украшение его  травным орнаментом в последовательности, определённой  народной традицией (наводка стебля­ криуля, изображение  ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета  предварительно тонируется желто­охристым цветом. Материалы: карандаш, гуашь, большие и маленькие кисти,  бумага. 14.Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла Краткие сведения из истории художественного промысла.  Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных,  средних и маленьких форм цветов. Жостовская роспись­ свободная кистевая, живописная  импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости,  Эмоционально воспринимать, выражать  своё отношение, эстетически оценивать  произведения жостовского промысла.   Соотносить многоцветие цветочной росписи  на подносах с красотой цветущих лугов. объёмности в изображении цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенежка, прокладка, бликовка, чертёжка,  привязка. Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской  росписи, включающие крупные,  мелкие и средние форм  цветов; составление на подносе большого размера общей  цветовой композиции. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая  бумага. Осознавать единство формы и декора   в  изделиях мастеров. Осваивать основные приёмы жостовского  письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в  живописной манере в процессе выполнения  творческой работы.               15. Щепа.Роспись по лубу и  дереву. Тиснение и резьба по  бересте    Изделия из щепы. Роспись в украшении деревянных изделий. Сочетание цветовой гаммы и узоров. Задания: 1.Создание эскиза одного из предметов промысла,  украшение этого предмета в стиле данного промысла. Материалы: карандаш, бумага; картон, бумага коричневого  тона, цветная бумага, ножницы, клей. Выражать своё личное отношение,  эстетически оценивать изделия мастеров  керамики. Объяснять, что значит единство материала,  формы и декора в изднлии из керамики. Различать и называть характерные  особенности изделий. Осваивать основные приёмы изготовления и  росписи. Создавать композицию росписи или её  фрагмента. 16. Роль народных  Выставка работ  и беседа на темы «Традиционные народные  Объяснять важность сохранения художественных промыслов в  современной жизни (обобщение  темы) промыслы­ гордость и достояние национальной  отечественной культуры», «Место произведений  традиционных народных промыслов в современной жизни,  быту», «Промыслы как искусство художественного  сувенира». традиционных художественных промыслов в  современных условиях. Выявлять общее и особенное в  произведениях традиционных промыслов. Традиционные народные промыслы, о которых не шёл  разговор на уроках (представление этих промыслов  поисковыми группами). Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в  занимательной викторине, в систематизации зрительного  материала по определённому признаку. Различать и называть произведения ведущих  центров народного художественного  промыслов. Участвовать в отчёте поисковых гркпп,  связанном со сбором и систематизацией  художественно­познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных  работ. Анализировать свои творческие работы и  работы своих товарищей, созданные по теме  «Связь времён в народном искусстве». Декор­человек, общество, время (12ч) Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно­прикладного искусства. Особенности декоративно­прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века. Личностные результаты: • воспитание уважения и интереса к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно­прикладному  искусству — сокровищнице мировой цивилизации; • формирование целостного, социально ориентированного видения предметного мира классического декоративно­прикладного искусства,  позволяющего Воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени; • формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности обучающихся к самообразованию на  основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно­творческую  деятельность; • формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ,  организации итоговой выставки детского творчества, подготовке совместного театрализованного праздника­спектакля. Метапредметные результаты: • умение ориентироваться в широком зрительном материале — в произведениях классического профессионального декоративно­прикладного  искусства разных стран, эпох, отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения  людей; проявлять заинтересованное отношение к знаково­символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в  смежных предметных областях (история, география); • умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений  поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения  классического декоративно­прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно­стили­ стическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе (выполнение коллективной работы «Бал во дворце»), находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих  индивидуальные интересы учащихся. Предметные результаты: • осознание роли декоративно­прикладного искусства разных стран и времён в жизни человека и общества, его социальных функций; • расширение представлений о многообразии форм и декора в произведениях классического декоративно­прикладного искусства, художественно­ познавательного, культурного кругозора; • умение выявлять образно­смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно­прикладного искусства (костюм,  украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина  (владельца) в обществе, понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных  элементов и цвета в искусстве геральдики; • умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно­прикладного искусства Древнего Египта,  Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать зрительный материал по художественно­стилистическим и социальным  признакам; • приобретение опыта совместной поисковой деятельности, проектной деятельности по изучению темы данного раздела. 17. Зачем людям украшения Предметы декоративного искусства несут на себе печать  определённых человеческих отношений. Украсить­ значит  наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль её хозяина. Эта роль сказывается на всём  образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя  Характеризовать смысл декора не только как  украшения, но прежде всего как социального  знака, определяющего роль хозяина вещи  (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чём заключается  связь содержания с формой его воплощения в  произведениях декоративно­прикладного племени, царя и т.д. искусства. Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение  особенностей декора костюма людей разного статуса и  разных стран. Участвовать в диалоге о том, зачем людям  украшения, что значит украсить вещь. 18­19. Роль декоративного  искусства в жизни древнего  общества. Роль декоративно­прикладного искусства в Древнем Египте.  Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских  фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего  Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение  лотоса, жука­скарабея,священной кобры, ладьи вечности,  глаза­уаджета и др.) . Различие одежд людей высших и низших сословий.  Символика цвета в украшениях. Задания: 1.Выполнение эскиза украшения (солнечного  ожерелья, подвески, нагрудного украшения­пекторали,  браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной  формы, украшение её узором, в котором используются  характерные знаки­символы. Материалы: цветные мелки, гуашь тёплых оттенков, кисти. 2.Нанесение на пластину рисунка­узора и продавливание  шариковой ручкой рельефа. Эмоционально воспринимать, различать по  характерным признакам произведения  декоративно­прикладного искусства Древнего  Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно­ прикладного искусства связь конструктивных,  декоративных и изобразительных элементов, а  также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор  познавательного зрительного материала) по  декоративно­прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет,  ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам  декоративно­прикладного искусства Древнего  Египта. Овладевать навыками декоративного  обобщения в процессе выполнения Материалы: фольга, пластина, шариковая ручка. практической творческой работы. . 20­22. Одежда «говорит» о  человеке Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и  являются особым знаком­ знаком положения человека в  обществе, его роли в обществе. Высказываться о многообразии форм и  декора в одежде народов разных стран и у  людей разных сословий. Декоративно­прикладное искусство Древнего Китая.  Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий.  Символы императора. Знаки отличия в одежде высших  чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения. Участвовать в поисковой деятельности, в  подборе зрительного и познавательного  материала по теме «Костюм разных  социальных групп в разных странах» Декоративно­прикладное искусство Западной Европы XVII  века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже  на древнеегипетское, древнекитайское своими формами,  орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора  (украшений) остаётся та же­ выявлять роль людей, их  отношения в обществе, а также выявлять и подчёркивать  определённые общности людей по классовому, сословному и  профессиональному признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной  декоративности в декоративно­прикладном искусстве XVII  века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка  интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной  знати, акцент в костюме на привилегированное положение  человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан. Соотносить образный строй одежды с  положением её владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой,  коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом,  формой, пластикой линий стилевое единство  декоративного решения интерьера, предметов  быта и одежды людей. 23­24. Коллективная работа «Бал во дворце» Задание: выполнение коллективной работы «Бал во дворце»  (продумывание общей композиции, изображение мебели и  отдельных предметов, а также разных по величине фигур  людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую  композицию). Материалы: большой лист бумаги, белая бумага, гуашь,  большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы. Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и  являются особым знаком­ знаком положения человека в  обществе, его роли в обществе. Сопоставление  отличительных знаков и признаков в костюмах. Задание: Выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце. Материалы: бумага, гуашь, кисти, ткань, клей, ножницы.» Высказываться о многообразии форм и  декора в одежде народов разных стран и у  людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в  подборе зрительного и познавательного  материала по теме «Костюм разных  социальных групп в разных странах» Соотносить образный строй одежды с  положением её владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой,  коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом,  формой, пластикой линий стилевое единство  декоративного решения интерьера, предметов  быта и одежды людей. 25­26. О чём рассказывают нам  гербы и эмблемы Декоративность, орнаментальность, изобразительная  условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в  Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского  общества. Фамильный герб как знак достоинства его  владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как  отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов,  геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни  и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике.  Составные элементы старинного  герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и элементы в современном обществе:  отличительные знаки государства, страны, города,  партии,фирмы и др. Задания:1.Создание эскиза собственного герба, герба своей  семьи: продумывание формы щита, его деления,  использование языка символов. 2.Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или  спортивного клуба. Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь,  кисти. Понимать смысловое значение  изобразительно­декоративных элементов в  гербе родного города, в гербах различных  русских городов. Определять, называть символические  элементы герба и использовать их при  создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь  конструктивного, декоративного и  изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба  (с учётом интересов и увлечений членов своей  семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности  и обобщенности изображения и цветового  решения. 27­28. Роль декоративного  искусства в жизни человека и  общества (обобщение темы) Итоговая игра­викторина с привлечением учебно­творческих работ, произведений декоративно­прикладного искусства  разных времён, художественных открыток, репродукций и  слайдов, собранных поисковыми группами. Задания: 1.Выполнение различных аналитически­творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их  владельцев, увидеть неточности, которые допустил  художник при изображении костюма, или систематизировать  зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура)  по стилистическому признаку. 2.Посещение музея декоративно­прикладного искусства,  выставки произведений современных мастеров декоративно­ прикладного искусства. Участвовать в итоговой игре­викторине с  активным привлечением зрительного  материала по декоративно­прикладному  искусству, в творческих заданиях по  обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать  зрительный материал по декоративно­ прикладному искусству по социально­ стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с  владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического  декоративно­прикладного искусства и его  отличии от искусства народного  (крестьянского). Использовать в речи новые художественные  термины. Декоративное искусство в современном мире (7ч) Разнообразие современного декоративно­прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты  современного искусства. Выставочное и массовое декоративно­прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов,  полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале­ от замысла до воплощения. Личностные результаты: • воспитание эмоционально­ценностного, эстетического отношения к современному декоративно­прикладному искусству, уважения к творчеству  профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству; • развитие образно­ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти,  фантазии и воображения; • формирование целостной картины мира средствами декоративно­прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное  стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.); • развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм  деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров. Метапредметные результаты: • умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно­прикладного искусства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно­ прикладного искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно­пространственной средой; • выработка сознательного критического отношения к низким образцам массовой культуры, т. е. к китчу; • умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности. Предметные результаты: • понимание места и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного  декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение  общекультурного художественно­познавательного кругозора; • осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области  современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно­прикладного искусства; • приобретение опыта работы над декоративной композицией (панно), связанной с украшением школьных интерьеров: освоение практических  навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка в натуральную величину (картона), экспериментирование с материалом, цветом,  фактурой; умение осуществлять работу в определённой последовательности, используя знание языка декоративного искусства (декоративная  обобщённость изображения, локальность цветовых пятен, выразительная пластика ритмически организованных линий в изображении, красота и  разнообразие фактур). 29. Современное выставочное  искусство Многообразие материалов и техник современного  декоративно­прикладного искусства (художественная  керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани,  моделирование одежды). Современное понимание красоты профессиональными  художниками­ мастерами декоративно­прикладного  искусства. Насыщенность произведений яркой образностью,  причудливой игрой фантазии и воображения. Ориентироваться в широком разнообразии  современного декоративно­прикладного  искусства, различать по материалам, технике  исполнения художественное стекло, керамику,  ковку, литьё, гобелен и т.д. Выявлять и называть характерные  особенности современного декоративно­ прикладного искусства. Пластический язык материала, его роль в создании  художественного образа. Роль выразительных средств  (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении   декоративной композиции в конкретном материале. Декоративный ансамбль как возможность объединения  отдельных предметов в целостный художественный образ.  Творческая интерпретация древних образов народного  искусства в работе современных художников. Задание: восприятие (рассматривание) различных  произведений современного декоративного искусства;  рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением  отличий современного декоративного искусства от  народного традиционного, с осознанием роли выразительных  средств в создании декоративного образа в конкретном  материале, с пониманием выражения «произведение говорит  языком материала». Высказываться по поводу роли  выразительных средств и пластического языка  материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях  декоративно­прикладного искусства связь  конструктивного, декоративного и  изобразительного видов деятельности, а также  неразрывное единство материала, формы и  декора. Использовать в речи новые термины,  связанные с декоративно­прикладным  искусством. Объяснять отличия современного  декоративно­прикладного искусства от  традиционного народного искусства. 30­35. Ты сам — мастер  декоративно­прикладного  искусства. Коллективная реализация в конкретном материале  разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение,  коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т.д.),  постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно.  Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в  натуральную величину. Деление общей композиции на  фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более  Разрабатывать, создавать эскизы  коллективных панно, витражей, коллажей,  декоративных украшений интерьера школы. Пользоваться языком декоративно­ прикладного искусства, принципами  декоративного обобщения в процессе  выполнения практической творческой работы.

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс

Рабочая программа ИЗО 5-8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2018