Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство
4 кл
19.02.2018
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство», с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. – М. : Просвещение, 2011.
Рабочая программа_4 класс_изобразительное искусство (2).doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального
общего образования по предмету «Изобразительное искусство», с Концепцией духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего
образования и ориентирована на работу по учебнометодическому комплекту:
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников
под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А.
Поровская. – М. : Просвещение, 2011.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
– в ценностноэстетической сфере – эмоциональноценностное отношение к окружающему миру
(семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений,
национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической
оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей
жизни;
– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира;
умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности;
– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в
декоративноприкладное искусство,
разных техниках (живопись,
художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания
красивых вещей и их украшения.
скульптура,
графика,
Метапредметными результатами обучающихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни
(техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных
средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных
материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир,
родной язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно
эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и уменийорганизовывать самостоятельную художественнотворческую
и предметнопродуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного
замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественнотворческой деятельности,
собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества;
восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; – в ценностноэстетической сфере – умения различать и передавать в художественнотворческой
деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу;
осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в
собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и
мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным
традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных
особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественнотворческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование
новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного
искусства и компьютерной графики).
Требования к уровню подготовки учащихся 4 классов
Учащиеся 4 класса должны
знать/понимать:
основные виды и жанры изобразительных искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о
художественновыразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в
эстетическом восприятии работ;
простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи
движения и покоя в сюжетном рисунке;
названия наиболее крупных художественных музеев России;
названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой
деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к
произведениям литературы и музыки;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
владеть компетенциями: личностного саморазвития,
ориентационной, рефлексивной
коммуникативной,
ценностно
Формирование универсальных учебных действий
Личностные:
ценностносмысловая ориентация учащегося;
действиесмыслообразования;
нравственноэтическое оценивание
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли;
разрешение конфликтов, постановка вопросов;
управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные:
целеполагание;
волеваясаморегуляция;
коррекция;
оценка качества и уровня усвоения.
Общеучебные:
Познавательные универсальные действия
умение структурировать знания;
смысловое чтение;
знаковосимволическое моделирование;
выделение и формирование учебной цели.
Логические:
анализ объектов;
синтез, как составление целого из частей;
классификация объектов;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
построение логической цепи рассуждения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мир изобразительных (пластических) искусств
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических)
искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере
произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура,
дизайн, декоративноприкладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры
изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи); пейзаж (на
примере произведений И. А. Шишкина, И. К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в
произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности
(изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с
музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи,
декоративноприкладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи).
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А.
Дейнеки и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским
музеем, Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, объем, композиция, пропорции.
Элементарные основы рисунка (характер линии,
штриха; соотношение черного и белого,
композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт);
декоративноприкладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах
произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового
искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе
восприятия произведений искусства и в собственной художественнотворческой деятельности. Работа
в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладной
(орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественноконструктивной
(бумагопластика) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные,
человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных
техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь,
акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и
природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративноприкладном
искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема,
материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников,
изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения
человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков,
оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление
книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с
учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка
изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных
промыслов.
Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего
праздника (маска и т. д.).
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на
игрушечную, посудную, текстильную фабрики или комбинат, в краеведческий музей, музей
народного быта и т. д. (с учетом местных условий). КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Кол
во
часо
в
1
Целый мир от красоты.
1
2
Древо жизни символ
мироздания.
1
Характеристика вида деятельности
Дата
1 четверть – 8 ч
По
плану
По
факту
репродукций
Беседа «Земля одна, а цветы на ней разные».
Рассматривание
картин
натюрмортов
отечественных художников
(мультимедийная презентация,
учебник).
Коллективное обсуждение и ответы на
в о п р о с ы : какие цветы дети знают? Какого
цвета бывают цветы? Какую они имеют форму?
Показ приемов работы кистью при изображении
осенних цветов. Выполнение упражнения в
творческой тетради. Обсуждение с учащимися
того, как они будут рисовать кистью композицию
на тему «Чужие цветы краснее, а свои милее».
Рисование осенних цветов в тетради. Основы
художественного изображения.
Рисование с натуры или по памяти
(акварель, гуашь, кисти)
Наблюдать деревья разнообразных пород в
природе своего родного края. Рассказывать о
своих наблюдениях деревьев. Рассматривать
произведения живописцев, графиков и мастеров
декоративноприкладного и народного искусства,
в которых главным персонажем является образ
дерева как древнейший символобраз в искусстве,
в устном народном творчестве.
Определять, какими изобразительными
средствами выражают художники своё отношение
к дереву как в своих произведениях,
относящихся к разным видам искусства
Объяснять значение понятия набросок в
художественной деятельности.
Участвовать в обсуждении цвета как основного
выразительного средства живописи, его
возможности в передаче своеобразия природы
России разных географических широт, роли
линии в различных видах изобразительного
искусства, отражения в рисунке характерных
особенностей формы.
Работать по художественнодидактической
таблице. Сверять с изображениями на ней
собственные наброски. 3
Мой край родной. Моя
земля.
1
4
Цветущее дерево
символ жизни.
1
5
Птица символ света.
1
Рассматривать пейзажи русских мастеров
живописи и графики XIX—XX вв. Рассказывать
об особенностях русского национального
пейзажа. Приводить примеры.
Называть главные средства выразительности в
картинах художниковпейзажистов
(пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон).
Высказывать своё мнение об отличии понятия
мотив в пейзаже от понятия мотив в
декоративноприкладном искусстве.
Участвовать в обсуждении особенностей
воссоздания родной природы в пейзажах
живописцев и графиков, средств художественной
выразительности, своеобразия композиции.
Работать по художественнодидактической
таблице. Соотносить композиционные схемы с
пейзажами, находить соответствия в передаче
пространства.
Выполнять композицию пейзажа на тему
«Величие и красота могучего дерева» согласно
теме и условиям творческого задания. Выражать
в пейзаже своё отношение к образу дерева, к
природе родного края.
Рассматривать композицию с птицами «у древа».
Сопоставлять образы птиц в разных видах
народного творчества. Рассказывать, что означает
в народном искусстве образ птицысвета.
Высказывать суждение о заполнении
пространства в декоративной трёхчастной
композиции в городецкой росписи прялочного
донца.
Участвовать в обсуждении символики мотива
птицы в городецкой росписи и художественных
выразительных
средств решения этой
декоративной композиции.
Рассматривать декоративную композицию с
птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в
разных видах народного творчества.
Рассказывать, что означает в народном искусстве
образ птицысвета. Высказывать суждение о
заполнении пространства в декоративной
трёхчастной композиции в городецкой росписи
прялочного донца.
Участвовать в обсуждении символики мотива
птицы в городецкой росписи и художественных
выразительных
средств решения этой
декоративной композиции.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо
художественной деятельности. Выполнить
кистью свой вариант росписи птиц у цветущей
ветки с использованием приёмов городецкой ро
списи. Выражать в творческой работе своё
отношение к природе, к образу птицысвета.
или цветные карандаши) (по выбору)
Различать, как образсимвол коня представлен в
разных видах устного народного творчества в
декоративноприкладном и народном искусстве.
Рассказывать, почему в народном искусстве
мастера постоянно обращаются к образу коня,
приводить примеры из разных видов народного
творчества. Участвовать в обсуждении
художественных средств в создании
выразительного образа конясимвола в народном
искусстве и называть их.
Работать по художественнотворческой таблице.
Овладевать живописными приёмами изображения
коня. Осваивать приёмы белильных разживок для
коня.
Выполнять кистью свой вариант росписи коня с
использованием приёмов городецкой росписи и
декоративного обобщения фигуры коня без
карандашного рисунка.
Рассматривать произведения народного
искусства, выражать своё отношение к развитию
традиций городецкой росписи в творчестве
современных мастеров. Называть традиционные
мотивы городецкой росписи в современных
изделиях.
Участвовать в обсуждении художественно
эстетической ценности изделий с городецкой
росписью, преемственности живописных
традиций в творчестве мастеров современного
художественного промысла «Городецкая
роспись».
Выполнять декоративную композицию по
мотивам городецкой росписи для украшения
изделий разнообразных по форме и назначению
(декоративной тарелки, панно, разделочной
доски, подставки для специй). Выражать в
творческой работе своё отношение к искусству
городецкой росписи.
Обсуждать творческие работы одноклассников и
давать оценку результатам своей и их творческо
художественной деятельности
Обсуждать творческие работы одноклассников и
давать оценку результатам своей и их творческо
6
Конь символ солнца,
плодородия и добра.
1
7
Связь поколений в
традициях Городца.
1
8
Знатна Русская земля
мастерами и талантами.
1 художественной деятельности. Рассматривать
портреты, выполненные живописцами и
графиками. Рассказывать, по каким признакам
можно определить, что на портрете изображён
художник или народный мастер.
Участвовать в обсуждении образов художников и
народных мастеров в произведениях живописи и
графики, особенностей передачи внешнего
облика в лице, костюме, в предметном
окружении; выбирать положение головы и
передавать её поворот, движения фигуры.
Работать по художественнодидактической
таблице. Читать пропорции лица человека во
фронтальном положении и вполоборота.
2 четверть 7 ч
Рассматривать живописные и графические
пейзажи художников, в которых отражаются
древние представления человека о природных
стихиях. Высказывать, какие чувства вызывают
поэтические строки о ветре и разнообразные
образы воздушного пространства, созданные
художниками. Сравнивать образы природных
стихий в искусстве с собственными
впечатлениями от наблюдений природы.
Участвовать в обсуждении выразительных
средств передачи состояния природы в пейзаже
(чередование резких цветовых пятен, мазков,
плавные и тонкие переходы цвета, разбивка
пространства неба неравномерно
расположенными формами облаков в
живописных работах).
Работать по художественнодидактической
таблице, Различать графические выразительные
средства для передачи планов в пейзажах.
Участвовать в обсуждении художественных
приёмов, позволяющих передавать состояние
статики и динамики. Наблюдать подвижность
жизни природы и человека и отображение её в
разных видах искусства.
Рассматривать
произведения разных видов искусства, отобра
жающих явления окружающего мира.
Рассказывать, какие произведения передают
спокойное, малоподвижное состояние, а какие
изображают энергичное течение жизни и
пронизаны ощущением постоянной изменчивости
природы, различных ритмов, движения.
Сопоставлять
приёмы,
позволяющие выразительно передавать состояние
художественные
9
Вольный ветер дыхание
земли.
1
10 Движение
течение.
жизни
1 11 Осенние метаморфозы.
1
12
Родословное дерево
древо
жизни,
историческая память,
связь поколений.
1
спокойствия в природе или её ритмов и
изменений.
Работать по художественно
дидактической таблице. Прослеживать, как
передана подвижность цветовых пятен в
набросках людей, деревьев. Выполнить компози
ционные схемы к понравившимся произведениям,
подчеркнув направление движения главных
элементов в их композициях.
Выполнять наброски с натуры деревьев,
транспортных средств, заводных игрушек и детей
в движении. Выражать в творческой работе своё
отношение к разным
состояниям в природе.
Наблюдать изменчивые состояния осенней
природы. Называть особые приметы осенней
природы в разные периоды, приводить примеры.
Рассматривать произведения изобразительного
искусства, в которых живописцы и графики
отразили изменчивость природы, её различные
состояния в осеннюю пору.
Сопоставлять, как поразному художники и
поэты отражают жизнь природы и человека
осенью. Называть приёмы, которые используют
художники для передачи в картине движения,
яркости и мажорности пейзажей. Участвовать в
обсуждении колорита, динамики пейзажной
картины, расположения и характера элементов
композиции, гармоничного чередования цветовых
пятен, многообразных графических и цветовых
подвижных элементов.
Работать по художественнодидактической
таблице. Прослеживать колористические приёмы
передачи изменчивых состояний осенней
природы,
представлению.
(акварель, кисти)
Рассматривать живописные групповые портреты
разных семей. Высказывать своё мнение об этих
произведениях и об отношении к средствам
художественной выразительности, выбранным
авторами.
Объяснять смысл понятий индивидуальный
портрет и групповой портрет.
Представлять родословное древо своей семьи и
гордиться своими близкими.
Участвовать в обсуждении разнообразия тем и
сюжетов в изображении семьи разными
художниками, особенностей рисования
характерных пропорций лица.
Выполнять групповой портрет своих близких с
по 13 Двенадцать братьев друг
за другом бродят…
1
14
Год
не
двенадцать
впереди.
неделя
месяцев
1
15 Новогоднее настроение.
1
передачей своего отношения к создаваемому
портрету на тему «Я горжусь своей
родословной». Выражать в творческой работе
отношение к своей семье.
Участвовать в чтении по ролям фрагмента сказки
и обсуждении приёма уподобления при описании
образов братьевмесяцев в сказке С. Маршака.
Рассматривать поэтические произведения
живописи и книжной графики как яркие образы,
выбирать разные сюжеты для иллюстрации.
Представлять зрительно каждый из природных
циклов (зима, весна, лето, осень) в образе
человека, одетого в традиционную русскую
одежду. Сопоставлять свои представления об об
разах героев сказки с изображениями в
иллюстрациях художниковиллюстраторов.
Объяснять значение понятий книжная графика,
иллюстрация, эскиз.
Участвовать в обсуждении роли художника
иллюстратора, развивающего и углубляющего
мысль писателя, вносящего в иллюстрацию свою
творческую мысль.
отношение
Выполнять творческое задание согласно
условиям. Выражать в творческой работе своё
эмоциональноценностное
к
празднику.
Обсуждать творческие работы одноклассников и
давать оценку результатам своей и их творческо
художественной деятельности
Рассматривать произведения изобразительного
искусства, воссоздающие новогоднее настроение.
Называть какими средствами и художественными
приёмами передано праздничное настроение в
картинах. Высказывать своё мнение, какую роль
играет цвет в работал художников для передачи
настроения новогоднего праздника.
Участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств различных жанров
изобразительного искусства,
отображающих
новогодний праздник.
Работать по художественнодидактической
таблице. Вспомнить художественные приёмы, с
которыми знакомились во 2—3 классах.
Осуществлять поиск праздничного цвета.
Выполнять художественный прием «по сырому»
и художественный приём «мазок по восковому
рисунку», применять разное гармоническое
сочетание цветов — родственных и родственно
контрастных в соответствии со своим 16
Твои
поздравления.
новогодние
1
настроением.
3 четверть 10 ч.
Рассматривать поздравительную открытку как
произведение графического искусства малых
форм. Рассказывать об основных элементах и
атрибутах поздравительной открытки к Новому
году, объяснять их значение. Приводить примеры
современных конструкций новогодних открыток.
Называть наиболее часто встречающуюся в
новогодних поздравлениях цветовую гамму.
Участвовать в обсуждении привлекательности
которыми
новогодней открытки,
пользуются художники для
создания
праздничного, весёлого настроения. Изготовить
проект открыткисюрприза с использованием
элементов
вырезывания,
выполнения рисункаотпечатка и разноцветного
фона. Выражать в творческой работе своё
отношение к новогоднему празднику. Выбирать
художественные материалы, соответствующие
замыслу творческой работы.
симметричного
приёмов,
17
Зимние фантазии.
1
18
Зимние картины.
1ч
в
Рассматривать произведения изобразительного
искусства, посвящённые зиме. Рассказывать о
том, что художники, перед тем как написать
картину, подолгу наблюдают природу,
выполняют много зарисовок, эскизов будущей
картины.
Объяснять символическое значение зимы в
природе, жизни и искусстве.
средств
обсуждении
Участвовать
художественной выразительности,
которыми
художники передают приметы зимы в разные
периоды в разных видах искусства, называть их.
Описывать устно свои зимние впечатления и
наблюдения и использовать их в зарисовках в
дальнейшей работе. Подбирать цветовые оттенки
для изображения зимнего неба, снега, передавать
состояние зимней природы.
Рассматривать тематические произведения
современных художников. Рассказывать о своих
впечатлениях и наблюдениях от зимней природы,
полученных во время зимних каникул, о том, как
переживают зиму люди, животные, растения.
19 Ожившие вещи
(декоративно
прикладное искусство
1ч
Рассматривать предметы старины и современные
бытовые вещи как предметный мир, окружающий
человека. Понимать, что бытовые предметы хантов).
отражают мир увлечений человека, его
профессию, народные традиции, и объяснять это
на примерах.
20
Выразительность формы
предметов.
1
21
Русское поле. Бородино. 1
22
«Недаром помнит вся
Россия про день
Бородина…»
1
в
обсуждении
он
насколько
художественных
Объяснять смысл понятия декоративность и
то, какую роль играет цвет в декоративной
композиции,
может
соответствовать цвету реального предмета или
отличаться от него. Узнавать и называть приёмы
декоративного решения натюрморта: условность
формы и цвета предмета, усиление цветового
контраста.
Участвовать
средств
выразительности в декоративном решении
натюрмортов,
приёмов
обобщения в декоративном натюрморте.
Работать по художественнодидактической
таблице.
Читать композиционные схемы
декоративных натюрмортов и находить
соответствие каждой из них натюрморту
художника.
Выполнять декоративный натюрморт,
составленный из предметов современного быта
(посуда), с использованием локальных цветов
тёплой или холодной гаммы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и
давать оценку результатам своей и их творческо
художественной деятельности
Беседа по тексту и репродукциям с исторических
произведений искусства. Работа по вопросам
к представленным
в учебнике художественным произведениям.
Выполнение учащимися в творческой тетради
набросков человека в движении по
представлению. Выбор сюжета для батальной
сцены, обдумывание композиции и выполнение ее
в тетради. Обсуждение выполненных рисунков:
выявление наиболее удачных, интересных.
Основы художественного изображения.
Рисование по памяти и по представлению
живописи, в которых художники отразили
мужество и героизм всего русского народа.
Рассказывать, какие строки из стихотворения М.
Лермонтова передают героику и трагизм
происходящих военных событий, отображённых
на фрагменте панорамы «Бородинская битва» Ф.
Рубо. Называть главных героев батальных
композиций, их действия, детали воинского
снаряжения, боевую ситуацию. Высказывать своё мнение о том, какое отношение к участникам
войны передал в картинах художник В.
Верещагин.
Объяснять смысл понятий художникбаталист,
круговая панорама. Участвовать в обсуждении
средств выразительности языка живописи в
представленных живописных произведениях,
отображающих моменты Отечественной войны
1812г.
художественно
дидактической
Рассматривать
возможные сюжеты военных действий. Выполнять
иллюстрацию к фрагменту стихотворения М.
Лермонтова
используя
предварительные зарисовки, выполненные на
прошлом уроке.
по
таблице.
«Бородино»,
Работать
23 Образ мира в народном
костюме и внешнем убранстве
крестьянского дома.
1
24 Народная расписная картинка
лубок.
1
Рассматривать произведения народного
декоративно прикладного искусства, в которых
нашло отражение многообразие картины мира,
красота и разнообразие орнаментальных
украшений. Рассказывать об орнаментальном
оформлении народного жилища и костюма,
предметов быта и игрушек. Раскрывать
символический смысл конструкции и декора
избы и костюма.
Сравнивать орнаментальные элементы в резном
декоре изб, домашней утвари, костюме.
Высказывать своё мнение об их значении и
местонахождении, находить в них общее и
различия. Участвовать в обсуждении сходства
орнаментальных композиций и их места в
украшении крестьянского дома и народного
костюма.
Выполнять композицию «На
деревенской улице праздник», работая в одной
из творческих групп по изготовлению
праздничного женского головного убора, основ
ной части народного женского костюма,
силуэтов фасада крестьянских домов, оконных
наличников или кукол в народных костюмах.
Выражать в творческой работе свои
художественноэстетические знания и ху
дожественные умения и навыки в рисунке,
аппликации,
лоскутной
технике.
Обсуждать творческие работы
одноклассников и давать оценку результатам
своей и их творческохудожственной
деятельности
Объяснять смысл понятия лубок. Объяснять,
чем лубочная картинка отличается от известных
бумагопластике, 25 Народная расписная картинка
лубок.
1
26
Вода живительная стихия.
1
деревьев,
животных),
графических произведений, что её роднит с дру
гими видами народного искусства. Участвовать
в обсуждении специфики искусств» русского
лубка, графического решения природы (эешжш,
травы,
человека,
элементов одежды в лубочных картинках.
Работать по художественнодидактической
таблице. Выполнять упражнение на
выразительность лубочной линии и штриха.
Выполнять поисковый эскиз композиции лубка,
выбрав для сюжета декоративной композиции
пословицу, поговорку или слова народной
песни. Выражать в творческой работе своё
отношение к сюжету средствами ху
дожественного образного языка народного
декоративноприкладного
искусства.
Обсуждать творческие работы одноклассников
и давать оценку результатам своей и их
творческохудожественной деятельности
Выполнять поисковый эскиз композиции лубка,
выбрав для сюжета декоративной композиции
пословицу, поговорку или слова народной
песни. Выражать в творческой работе своё
отношение к сюжету средствами ху
дожественного образного языка народного
декоративноприкладного
искусства.
Обсуждать творческие работы одноклассников
и давать оценку результатам своей и их
творческохудожественной деятельности
4 четверть 9 ч.
Рассматривать произведения живописи,
графики, декоративноприкладного искусства, в
которых отображена живительная сила
природной стихии — воды. Рассказывать о
своих наблюдениях за водой в родных местах, о
необходимости бережного отношения к воде.
Сравнивать произведения художников
пейзажистов в плакатистов, находить общее и
различное в изображении природной стихии, в
передаче цвета, света формы, объёма
предметов. Называть художественные средства
выразительности в плакате. Участвовать в
обсуждении особенностей искусства плаката,
его видов и языка, находить подтверждение
этому в произведениях искусства. Подготовить
материалы (вырезки из журналов, связанные с
темой изображения, цветную бумагу, слова
заготовки) для выполнения на следующем уроке
плаката в технике коллажа. Выполнять кистью,
гуашью поисковые эскизы плаката на тему 27 Повернись к мирозданью.
1
28
Русский мотив.
29
Русский мотив.
1
1
«Вода — жизнь», намечая яркими пятнами
места размещения текста и общие очертания
изобразительных элементов.
Рассматривать разные варианты композиций
плакатов, размещение, содержание призывов,
величину текста и анализировать их.
Высказывать свои впечатления, чувства,
которые вызвали произведения художников
плакатистов.
Объяснять смысл понятий экологический
плакат, коллаж.
Участвовать в обсуждении поисковых эскизов
для выполнения их в технике коллажа, того, как
можно использовать технику коллажа для
создания проекта плаката
Создать проект плаката на тему «Вода —
жизнь» в технике коллажа на основе
предварительных эскизов, выполненных на
прошлом уроке. Выражать в творческой работе
своё отношение к природе средствами ху
дожественного образного языка плаката.
Обсуждать творческие работы одноклассников
и давать оценку результатам своей и их
творческохудожественной деятельности
Беседа «Цветы России на павловопосадских
платках
и шалях». Любовь русского человека к родной
земле и ее многоцветию.
Красота родной природы в росписи жостовских
подносов и в декоре павловопосадских платков.
Платок узорный в ансамбле русского костюма.
Женские образы в живописи.
Повторение за мастером элементов
растительного
узора.
Народный орнамент России.
Повтор и вариация
по мотивам цветочной композиции
павловопосадских узоров на платках
(акварель, кисти, фломастер)
Беседа об искусстве ручной набойки. Просмотр
мультимедийной презентации.
Сравнение
приемов ручной набойки мастера, жившего в
XIX веке,
с приемами работы современных набойщиков из
Павловского Посада.
Работа по учебнику, творческой тетради.
Коллективный обмен мнениями. 30
Всенародный праздник День
Победы.
1
31
«Медаль за бой, за труд из
одного металла льют».
1
32 Орнаментальный образ в веках
1
(хантыйские узоры).
(акварель,
Народный орнамент России.
Импровизация
по мотивам композиций узоров на
павловопосадских платках (гуашь, кисти)
Беседа о всенародном празднике Победы с
использованием учебника.
Рассматривание
репродукций и подготовка ответов на вопросы.
Экспериментирование
с красками, поиск цветовых оттенков для
передачи красоты фейерверка. Сочинение
собственной композиции «Салют По
Выслушивание суждений авторов
беды».
рисунков о том, как они добились красоты,
яркости праздничного салюта в своих
произведениях.
Народный орнамент России. Импровизация по
мотивам образовсимволов в традиционной
русской культуре
кисти,
фломастеры)
медали, которыми отмечены подвиги народа в
Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.
Рассказывать, как каждое изображение связано
со значением медали.
Объяснять смысл понятий медаль, орден,
медальерное искусство. Участвовать в
обсуждении того, что изображено на медалях
городовгероев «За оборону Ленинграда», «За
оборону Москвы», «За оборону Севастополя»,
«За оборону Сталинграда».
Выполнять памятную плакетку «Слава воину
победителю» согласно эскизу. Выражать в
творческой работе своё отношение к наградам
за
известными
художественными приёмами и средствами выра
зительности.
мастеров
Рассматривать
народного
декоративноприкладного
искусства разных регионов России, стран Запада
и Востока. Различать орнаменты известных
регионов России. Рассказывать о значении
знаковсимволов в декоративном убранстве
одежды и жилища русского человека. Находить
отличия в орнаментах России, Италии, Франции,
Турции и др. Участвовать в обсуждении
художественных мерностей орнаментального
образа в
выразительных средств
разными народами мира. Готовить презентацию
орнаментальных на предметах, созданных в
традициях ства в разных странах мира.
Выражать работе своё отношение к красоте
произведения
Отечества
защиту
и
личных 33 Круглый год.
1
34
Восхитись живым миром
искусства.
1
орнамента.
Беседа о том, как богатый животный мир Земли
оживает в произведениях народных мастеров
мира.
Прослушивание суждений учащихся, в которых
они делятся своими представлениями об
образахсимволах в народном искусстве,
полученными в течение разных лет обучения в
школе.
Творческая работа в тетради.
Определение «экспертамиискусствоведами»
призовых мест на выставке детских работ «У
всякого мастера свои затеи». Орнамент народов
мира. Импровизация по мотивам образов
символов в искусстве народов мира
Беседа о Музее изобразительных искусств им.
А. С. Пушкина. Представление о богатстве и
разнообразии художественной культуры мира.
Рассматривание произведений искусства со
сказочными мифологическими мотивами.
Коллективное рас суждение об образах
символах, сюжетах картин, композиционных
схемах.
выполнение
изображения зверя в разных техниках (по
выбору).
«экспертами
искусствоведами» призовых мест на выставке
детских работ «У всякого мастера свои затеи»
Творческая работа:
Определение
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа. Изобразительное искусство 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.