«Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа
кружка
3 класс
Рабочая программа составлена на основе
программы начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности
Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова
«Основы безопасности жизнедеятельности» учебникЛ.П.Анастасова, П.В.Ижевский,
Н.В. Иванова
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федеральных законов России: «Об образовании», «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране
окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения»,
«О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др.
разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов
образовательных учреждений.
Одним из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской
Федерации является постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение
правильных действий населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в опасных для жизни
и здоровья условиях.
В соответствии с вышеизложенным, предлагается программа, учитывающая все требования
стандарта по ОБЖ в начальной школе и обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная
с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Реализация программы позволит:
• привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
• сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности
жизнедеятельности;
• выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в
случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Программа обеспечена учебными пособиями, рабочими тетрадями (авторы Л.П. Анастасова и
др.), методическим пособием (автор В.Я. Сюньков),
«О противодействии терроризму», учебнометодическим комплектом «Безопасность дорожного
движения» (под общей редакцией П.В. Ижевского), игрой «Азбука пешехода» (под общей редакцией
А.Т. Смирнова), см. раздел «Литература» в конце сборника программ.
Основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового
курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им
необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего
отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как
реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ).
В ходе реализации содержания программы учащиеся начальных классов должны овладеть не
только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами
укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и
взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например,
знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных
вблизи школы).
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной
школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные
ситуации, в которых ребенок может оказаться: дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Предусмотрено также ознакомление учащихся с такими понятиями, как чрезвычайная и
экстремальная ситуация (стихийные бедствия, аварии, экологическая катастрофа) и правилами
поведения в случае их возникновения.
Главными задачами обучения по данной программе
являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережное отношение к
своему здоровью и здоровью окружающих;
стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и
навыков безопасного поведения в реальной жизни.
На изучение материала программы в 3 классе предусмотрен 1 ч в неделю, всего 34 часа в год.
Целью обучения основам безопасности жизнедеятельности является обучение правильным действиям
в опасных для жизни и здоровья ситуациях
Задачи обучения
Привить начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни
Сформировать научно – обоснованную систему понятий ОБЖ
Выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в
случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами
безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь
оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении
природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например,
знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных
вблизи школы).
Для реализации программы используется учебнометодический комплект:
Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 34 кл. / Л.П.
Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010
Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 34 кл. В 2 ч Ч.1/
Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2010
Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в
общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя /И.К.Топоров. – М.: Просвещение, 2008
Содержание программы ОБЖ в 3 классе:
I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
1.1. Безопасное поведение на дорогах 9ч.Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. Элементы
дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды. Переходим дорогу, перекресток. Сигналы
светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Специальные транспортные
средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения
городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога,
движение пешехода по загородной дороге.
1.2. Мы — пассажиры – 3 ч.
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное
средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре – 4 ч.
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при
возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного
поведения.Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
1.4. Безопасное поведение дома – 5 ч.
Лифт — наш домашний транспорт. Меры безопасности при пользовании предметами
бытовой химии. Профилактика отравлений. Соблюдение мер безопасности при пользовании
электрическими приборами в быту. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми
приборами и печным отоплением.
1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера – 5 ч.
Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и
грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону. Особенности поведения с
незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 3 ч.
2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами. 3 ч.
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими
веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая
помощь при отравлении угарным газом.
III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях 5 ч.
3.1. Чрезвычайные ситуации. 2 ч.
Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры
стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели,
наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. Лесные пожары. Действия школьников
по их предупреждению.
3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. 3 ч.
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания
речевой информации о чрезвычайных ситуациях.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся 3
класса должны знать:
правила движения пешеходов по дорогам, различать право и левостороннее движение;
виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния
дороги; правила движения пешеходов по загородной дороге; обязанности пассажиров. Правила
посадки в транспортное средство и высадки из него;
правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном
транспорте;
меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и
газовыми приборами, печным отоплением;
признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми
людьми;
как оповещают население о чрезвычайных ситуациях; о чрезвычайных ситуациях природного
и антропогенного происхождения:
ураган, буря, смерч (примеры, последствия);
лесной пожар, действия по его предупреждению.
Уметь:
переходить дорогу, перекресток; различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы,
подаваемые водителями транспортных средств;
оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
двигаться: по загородной дороге, в том числе группой;
правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном
транспорте;
разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими,
газовыми приборами и печным отоплением;
оказать первую помощь при отравлении угарным газом;
действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.