Рабочая программа кружка по географии
«Юные путешественники»
Путешествия помогают понять красоту пространства и бесценность времени.
Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе. Возрастная рамка участников кружка практически не ограничена. Это создает определенные трудности для руководителя, и в то же время способствует активному формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Клуб путешественников «Путешествуем по Белу свету …» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами. Следует отметить, что участие школьников в работе кружка строится строго на добровольных началах.
Целями реализации программы являются:
- формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;
- получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;
- более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе; - ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества; - знакомство с народами и странами мира;
- умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов. Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.
Важнейшими задачами являются:
- способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;
- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;
- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов в ходе изучения курса:
- повышение качества географических знаний и умений младших школьников;
- повышение успеваемости по предмету;
- повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;
- активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации; - повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;
- рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.
В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.
Темы индивидуальных и групповых проектных работ 1. Русские путешественники, прославившие Россию.
2. Современные российские географические средства массовой информации.
3. Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).
4. Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».
5. Я – туристический гид по родной Архангельской области.
6. Страна, в которой я мечтаю побывать.
7. Мировые экологические проблемы человечества.
8. Этот континент меня удивил.
9. Эти уникальные животные требуют защиты человека.
10. Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».
11. Моя переписка со сверстником (из страны по выбору учащегося).
12. Мои кроссворды и викторины по географии.
13. В этих местах я был(а).
14. «Семь чудес света» моей Родины.
15. Моя презентация (тема определяется учащимся).
Формы проведения занятий кружка
В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы. Кружок рассчитан на 35 занятий, проводится 1 занятие в неделю.
1. Введение (1 час)
Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка. (1 час).
Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира (2 часа)
Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.
Видео путешествие: Природные зоны мира.
Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану (5 часа)
Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.
География Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океана. Видео путешествия: Путешествие в глубины Тихого океана (2 занятия), Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.
Тема 3. Знакомимся с великими реками мира (6 часа)
Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.
Видео путешествия: Амазонка – великая река мира (2 занятия), Путешествие по Меконгу, Окаванго – загадочная река Африки, Колорадо – река застывшего камня.
Тема 4. Путешествуем по странам и материкам (9 часов)
Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира. Политическая карта мира. Современные международные отношения.
Видео путешествия: Величайшие вулканы и горы мира, Тектоника мировых плит, Континентальная Азия, Путешествие в Центральную Америку, Ступени цивилизации: Великая Индия, Современный Китай, Жемчужины Австралии, Самые опасные животные африканского континента.
Тема 5. Туристические маршруты по России (10 часов)
Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.
Знакомимся с природными красотами России (видео путешествия): Карелия – край озер, Великий Кавказ, Седой Урал, Уникальный Байкал, Богатство Сибири, Удивительное Приморье, Неспокойная Камчатка, Старинные русские города Центральной России. В гостях у русского народного хора имени Пятницкого.
Заключительные занятия – 2 часа Конференция. Защита членами кружка проектных работ и подведение итогов.
№ |
Тема занятия |
Форма занятия |
Дата |
1. |
Введение – 1 час. Организационное занятие. Мир моих увлечений. Знакомство с планом работы кружка |
Круглый стол |
Сентябрь/ 1 |
Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира – 2 часа |
|||
2. |
Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности. |
|
Сентябрь/ 2 |
3. |
Природные зоны мира. |
Видео путешествие. |
Сентябрь/ 3 |
Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану – 5 часов |
|||
4. |
Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана. |
Занятие-викторина знатоков океанологов.
|
Сентябрь/ 4 |
5-6. |
Путешествие в глубины Тихого океана |
Видео путешествие. |
Октябрь/ 1-2 |
7. |
Тайны островов Тихого |
Видео путешествие. |
Октябрь/ 3 |
|
океана, Индийский океан. |
|
|
8. |
Индийский океан. |
Видео путешествие. |
Октябрь/4 |
Тема 3. Знакомимся с великими реками мира – 6 часов |
|||
9. |
Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира. |
Занятие-презентация учащихся.
|
Ноябрь/ 2 |
10-11. |
Амазонка – великая река мира |
Видео путешествие. |
Ноябрь/ 3-4 |
12. |
Крупнейшие реки нашей страны. |
Видео путешествие. |
Декабрь/1 |
13. |
Реки нашей Родины
|
Видео путешествие. |
Декабрь/2 |
14. |
Реки нашей Родины
|
Видео путешествие. |
Декабрь/3 |
Тема 4. Путешествуем по странам и материкам – 9 часов |
|||
15. |
Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира. |
Занятие-практикум (работа с картой, к/к)
|
Декабрь/4 |
16. |
Величайшие вулканы и горы мира |
Видео путешествие |
Январь/3 |
17. |
Путешествие в Центральную Америку |
Видео путешествие |
Январь/4 |
18. |
Ступени цивилизации: Великая Индия |
Видео путешествие |
Февраль/1 |
19. |
Современный Китай |
Занятие-деловая игра, презентация |
Февраль/2 |
20. |
Жемчужины Австралии |
Видео путешествие |
Февраль/3 |
21. |
Самые опасные животные африканского континента. |
Видео путешествие
|
Февраль/4 |
22. |
Политическая карта мира. Современные международные отношения. |
Занятие-политическая информация «Сообщают наши корреспонденты …» Деловая игра |
Март/1 |
22. |
Как я знаю и умею работать с географической картой |
Занятие-практикум. |
Март/2 |
Тема 5. Туристические маршруты по России – 9 часов |
|||
23. |
Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России. |
Занятие-практикум
|
Март/ 3 |
24. |
Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер. |
Презентация, сообщения членов кружка |
Март/ 4 |
25. |
Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ |
Презентация. |
Март/ 1 |
26. |
Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал. Уральские самоцветы. |
Видео путешествие, презентация |
Март/ 2 |
27. |
Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал |
Видео путешествие |
Март/ 3 |
28. |
Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири |
Видео путешествие, презентация |
Март/ 4 |
29. |
Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье |
Видео путешествие |
Апрель/ 1 |
30. |
Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка. |
Видео путешествие |
Апрель/ 2 |
31. |
Золотое кольцо России. Путешествие по городам |
Видео путешествие, презентация |
Апрель/ 3 |
32. |
Путешествие по родному городу. Коряжма. |
Видео концерт |
Апрель/4 |
33. |
Как я знаю свою Родину |
Практикум, викторина |
Май/1 |
Заключительные занятия – 2 часа |
|
||
34-35. |
Защита членами кружка проектных работ. Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев. |
Конференция |
Май/ 2-3 |
Итого – 35 занятий |
|
- Оборудование:
1. Географические карты, глобусы, контурные карты.
2. Видеоматериалы:
3. Презентации:
4. Компьютерные фото-альбомы:
5. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.
- Литература для учителя:
1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012. 2.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.:
2012.
3.Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М.: Просвещение, 2005.
4. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.
5.Интернет ресурсы.
- Литература для учащихся:
1.Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 2002
2.Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск.: Народная асвета, 2015
3.Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 2006.
4.Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 2014
5.По родной стране. Книга для чтения для учащихся 8 класса. Составитель А.А.Шибанова , М.: Просвещение, 2015.
6.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.: Просвещение, 2014.
7.Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 2015.
8.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Составитель Г.В. Карпов, М.: Педагогика, 2005.
9.Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2. М.: Юный натуралист, 2015.
10. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004.
11.Интернет ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.