Основой для ведения данного кружка является концепция «Духовно-нравственного воспитания». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований. Курс имеет воспитательный, обучающий, познавательный, культурологический, нравственно-развивающий характер. Программа, способствует развитию творческого потенциала слушателей, реализуется с использованием активных методов и форм работы со слушателями.
Рабочая программа кружка «Светская этика»
Пояснительная записка.
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которую решает общество — это проблема
духовнонравственного воспитания. В современном мире особое значение приобретает развитие у детей
таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и
сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур,
социальных явлениях и традициях.
Основой для ведения данного кружка является концепция «Духовнонравственного воспитания». В
ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с
родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и
единых требований. Курс имеет воспитательный, обучающий, познавательный, культурологический,
нравственноразвивающий характер.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран
культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений
об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а
также межпредметное взаимодействие.
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.
Программа, способствует развитию творческого потенциала слушателей, реализуется с использованием
активных методов и форм работы со слушателями.
Цели и задачи программы.
Цель программы – воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству,
человека высокой культуры и нравственности.
Основные задачи:
воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями;
воспитание любви к школе, городу, краю, Отечеству;
воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего
народа;
привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской федерации,
исторических святынь Отечества;
изучение исторического прошлого родного края;
формирование у обучающихся сознательного отношения к здоровому образу жизни;
формирование культуры межнационального общения;
формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области
науки, техники и культуры;
формирование традиций в коллективе;
создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной
творческой деятельности.
Ценности: Почитание родителей; забота о старших и младших; любовь к
России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй.
Правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; межэтнический мир;
свобода и ответственность; свобода совести и вероисповедания; свобода личная и национальная;
служение Отечеству (ратное, трудовое, духовное).
1Доверие к людям; институтам государства и гражданского общества. Нравственный выбор.
Смысл жизни. Справедливость. Милосердие. Честность. Достоинство. Любовь. Жизнь. Родная
земля.
Основные принципы организации воспитания.
Принцип открытости.
Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и
предложения. Классный руководитель прислушивается к мнению детей.
Принцип привлекательности будущего дела.
Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности.
Классный руководитель предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все
дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.
Принцип свободы участия.
Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе задания с учётом своих
интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип обратной связи.
Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.
Принцип сотворчества.
Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это
повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Классный руководитель должен видеть
участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить.
Работа кружка строится по 3 направлениям:
Блоки 1 и 2 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и
межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков
проводятся для всего класса вместе.
Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию
творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и
коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся
2получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной,
творческой, деятельностной форме.
Требования к результатам обучения
Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
− формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
− формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
− развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
− развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
− воспитание доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных
состояний;
− развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
− наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
− овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить
средства её осуществления;
− формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с
учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
− адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий
для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
− умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
− овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения
речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
− овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
− готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
− определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
3Требования к предметным результатам:
− знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие,
миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
− знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в обществе;
− формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в
истории и современности России;
− осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах,
об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Перечень учебнометодического обеспечения
Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для
общеобразоват.учреждений. М.: Просвещение, 2012
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. М.: Просвещение 2011
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. М.: Просвещение 2011
Интернетпортал «ProШколу.ru» материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ
http://schoolcollection.edu.ru/
Образовательный портал РУДН http://weblocal.rudn.ru/weblocal/prep/rj/index.php?
id=2941&p=9968
Список литературы
Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 классы:
учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. М.: Просвещение 2011
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.:
Просвещение, 2011
4