Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа данного кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализуется в рамках «Внеурочная деятельность».
Актуальность программы заключается в том, что обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
• развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
• развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
• формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики и грамматики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базовых предметов – математика и русский язык.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Особенности организации учебного процесса.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
В курсе используются задания разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление газет;
участие в конкурсах, международных играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок;
знакомство с научно-популярной литературой;
проектная деятельность, творческие работы
самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результататов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня: совершенствование и повышение качества знаний, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
Результаты второго уровня: развитие интереса школьников к математике и русскому языку, потребности изучать углубленно эти предметы.
Программа кружка рассчитана на 1год.
Занятия 1 раз в неделю для каждой группы учащихся.
Тематическое планирование
№ |
Блоки |
Тема занятия |
1. |
|
Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. |
2. |
Математика |
Математика – царица наук. |
3. |
Как люди научились считать. |
|
4. |
Как люди научились записывать цифры. |
|
5. |
Геометрия вокруг нас. |
|
6. |
Цифра ноль. История открытия ноля. |
|
7. |
Русский язык |
О самых дорогих словах. |
8. |
Устная речь. Фольклор – что это? Пословицы, поговорки, скороговорки. |
|
9. |
Волшебный мир загадок. Сочинение загадок. |
|
10. |
Тематические группы слов. |
|
11. |
Чудесные превращения слов. |
|
12. |
В гости к Алфавиту. |
|
13. |
Общеинтеллектуальные задания |
Учимся отгадывать ребусы |
14. |
Логические задачи. |
|
15. |
Задачи со спичками |
|
16. |
Решение заданий международного конкурса «Кенгуру» |
|
17. |
Решение заданий международного конкурса «Русский медвежонок» |
|
18. |
Математика |
Графические диктанты.. |
19. |
История линейки. |
|
20. |
Математические ребусы. |
|
21. |
Задачи в стихах. |
|
22. |
Проект «Создание задачника по математике» |
|
23. |
Математические цепочки. |
|
24. |
Русский язык |
Звуки в слове. В Страну Слогов. |
25. |
Какие они разные: гласные – согласные. |
|
26. |
Слова, противоположные по значению |
|
27. |
Синонимы – антонимы. |
|
28. |
Слова-родственники. Однокоренные слова. |
|
29. |
Многозначные слова. |
|
30. |
Олимпиадные задания по русскому языку |
|
31. |
Общеинтеллектуальные задания |
Игра «Самый внимательный» |
32. |
Решение олимпиадных задач. |
|
33. |
Итоговое занятие. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.