Свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.
Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.
Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.
Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.
Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.
Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.
Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.
Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.
Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».
Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.
Итоговое занятие – праздник весны и песни.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курс « Этика»
3__класс
на ________ учебный годФИО : _____________________
РАЗДЕЛ I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа предназначена для проведения занятий по курсу «Этика»
в 3 классе, рассчитана на 34 часа (1 часу в неделю)
Количество часов по четвертям в соответствии с календарным учебным графиком на
__________ учебный год:
I четверть по плану _часа;
II четверть по плану _ часа;
III четверть по плану _ часов;
IV четверть по плану _часа.
Фактически (с учетом расписания) – ___часов.
Цель программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру,
людям, самим себе.
Задачи:
развивать духовное единство между детьми и учителем,
устанавливать взаимное доверие;
предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё
отношение к окружающему миру;
научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом,
учить строить с ними отношения;
прививать детям стремление к постоянному познаванию,
убеждать, что каждый может объявить «войну» своему невежеству.РАЗДЕЛ II
Планируемые результаты изучения курса
№
Тематический раздел
Результаты освоения раздела рабочей программы
Ученик научится
1
Этика общения.
2
Этикет.
Определять и объяснять своё отношение к
общественным нормам и ценностям
(нравственным, гражданским, патриотическим,
общечеловеческим).Оценивать жизненные
ситуации и поступки людей с точки зрения
общепринятых норм и ценностей, отделять
поступки человека от него самого. Овладение
способностью принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности; поиска средств ее
осуществления; определение общей цели и путей
ее достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной
деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Формировать первоначальные представления об
этике, о её роли в культуре, истории и
современности России;
Объяснять и обосновывать с точки зрения
общепринятых норм и ценностей, какие
поступки считаются хорошими и плохими.
Самостоятельно определять и формулировать
самые простые, общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей). Формировать умения
планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определять3
Этические нормы отношений с
окружающими.
4
Этика отношений в коллективе.
наиболее эффективные способы достижения
результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и
учета характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности; знание,
понимание и принятие личностью ценностей:
Отечество, семья, родители, друзья..Осознание
ценности человеческой жизни
Опираясь на эти правила, делать выбор своих
поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор;
понимать, что человек всегда несёт
ответственность за свои поступки. Научиться
быть доброжелательным и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимать и
сопереживать чувствам других людей.
Адекватное использование речевых средств и
средств информационнокоммуникационных
технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою собственную; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий; готовность конструктивно
решать конфликты посредством интересов
сторон и сотрудничества. Знакомство с
основными нормами морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных
отношений в семье и обществе.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками
в различных социальных ситуациях, уметь не
создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций. Бережно относится к
материальным и духовным ценностям.
Адекватно использовать речевые средства и
средства информационнокоммуникационных
технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач,
слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь
свою собственную; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку
событий; готовность конструктивно решать
конфликты посредством интересов сторон и
сотрудничества. Понимать значение
нравственности в жизни человека иобщества.Осознавать ценности человеческой
жизни.
УУД ( ФГОС)
Данный курс рассчитан на формирование у обучающихся УУД:
1. Познавательные универсальные учебные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
действие со знаковосимволическими средствами (замещение, кодирование,
декодирование, моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель,
где выделены существенные характеристики объекта (пространственнографическую или
знаковосимволическую);
умение структурировать знания;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера,
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
установление причинноследственных связей, построение логической цепи рассуждений,
доказательств;
выявление родовидовых и ситуативно существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательств.
2.Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
строить небольшие монологические высказывания,
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных
учебнопознавательных задач. 3.Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действовать по плану;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их
причины и пути преодоления, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности.
4.Личностные универсальные учебные действия:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать
новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и
стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в
творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для
себя общепринятых моральноэтических норм,
способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как
представителя определённого народа, определённой культуры,
интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте,
готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.РАЗДЕЛ III
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Этика»
№
Тема
Колво часов
Содержание темы
1
Этика общения.
8 ч
«Здравствуйте!» Что означает это
слово? Это проявление доброжелательного
отношения к каждому. Это значит начать
встречу с доброжелательности, с улыбки.
Встреча с феей Добра. Есть страна,
где хозяйничает фея Зла. Она сделала так,
что люди разучились беречь друг друга. В
этой стране все печально и трудно. Фея
Добра
учит
вежливыми,
внимательными,
уважительными,
доброжелательными, благодарными.
быть
Идет работа по «превращению» слов.
Жадность заменяется щедростью, зависть –
доброжелательностью,
расположенностью,
добродушием.
Грубость – нежностью,
лаской, снисходительностью. Жестокость –
жалостью, сочувствием и т.д.
Учимся видеть добрые поступки
вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о
добрых делах. Соединение добрых слов и
добрых поступков в единую цепочку.
Высказывания детей, особенно о тех,
кого не всегда любят и замечают в классе,
всего того хорошего, чего он заслужил.
Дополнение этих характеристик учителем.Запись этих высказываний на магнитофон –
это память для ребят.
Чтобы быть приятными окружающим
и себе, надо соблюдать определенные
правила. Главное из них – проявлять
уважение к другому человеку: уметь видеть
его настроение и считаться с ним, уметь
поддержать интерес, считаться с желанием
другого, уступать ему.
Дети говорят стоящему (по очереди),
чем он им интересен. Учитель добавляет, где
необходимо, свои суждения. Подчеркнуть,
как интересно в классе, когда каждый имеет
свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Устраивается общий праздник
общения, где каждый дарит коллективу
подарок: выдумку, песенку, рассказ …
Этикет – свод правил поведения
человека в разных жизненных ситуациях.
Постижение этой мудрости, чтобы достойно
жить среди людей.
2
Этикет.
7ч.
Коллективное
чаепитие.
Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
Разыгрывание сценок поведения в
раздевалке, встреча с классом, поведение в
столовой, на уроке. Дети импровизируют
ситуации.
ряд
Разрабатывается
правил
поведения в общественных местах: на улице,
в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в
библиотеке.
Обсуждение волнующих детей семейных
проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы
не было крика, чтобы нравилось быть дома.
3
Этические нормы
отношений с
окружающими.
10ч.
Рисование любимого сказочного
героя,
наделенными теми качествами,
какими хочет обладать ребенок. Обсуждение
ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь,
когда …», «Я радуюсь, когда …»
Душевные силы могут изменить
жизненные ситуации: чтобы не остаться
одиноким, добро украшает мир, делает его
разнообразнее. Волшебные двери сердца –двери добра и доверия.
Дети поют ту песню, которую
выбирает большинство. Рисование любимых
героев песен. Выставка рисунков.
Размышление о главном в человеке.
Все мы разные,
у каждого свое
мироощущение и представление о жизни.
Каждый человек индивидуален. Вглядываясь
в себя и в других, мы задумываемся о
хорошем и плохом.
в
Диалог,
котором
дети
раскрываются друг перед другом: где живет,
с кем проводит время, какая семья, что
больше всего любит делать дома, что
интересно, что не любит и т.д.
Настоящее – это то, что реально
существует и влияет на наши чувства,
поступки, жизнь. И это не только все живое:
люди, животные, природа, но и понятия,
которые определяют наши отношения ко
всему окружающему.
Часто ли всей семье собираемся и
обсуждаем общие и наболевшие проблемы?
Тепло дома должно согревать всех его
обитателей.
Выставка рисунков «Портрет моей
мамы, бабушки, сестры».
Цветы – это живое воплощение,
отклик Родины на наше чувство, живая
ниточка, связывающая нашу жизнь с местом,
где мы родились.
Итоговое занятие – праздник весны и песни.
Постановка задачи: преодолеть все
плохое в коллективе. Каждый намечает свой
путь, каждый сам себе дает задание в этом
пути. И радость тоже общая.
Как жить в коллективе, будучи очень
разными? Что считать хорошим в
коллективе, что плохим? Рассматривание
сходных позиций к другим людям, друг к
другу. Качества, которыми надо обладать,
чтобы: считаться твоим другом; заслужить
твое уважение; вызвать симпатию.
Занятие проводится по традиционной
4
Этика отношений в
коллективе.
9ч.методике.
Вопросник отдельно для мальчиков и
девочек, заполнение секретных карточек.
При обсуждении заполняется общий
«свиток».
Каждый пробует написать, чем он
доволен в самом себе, а чем нет и почему.
Задание на будущее и цель, как достичь
намеченное.
Путешествие по лабиринту мудрых
откровений, которые помогли нам лучше
понять себя, других, стать строже к себе и
добрее, снисходительнее к другим, помогли
стать умней и добрей.
Заключительный праздник со всеми
элементами этической направленности.
РАЗДЕЛ IV
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема занятия
колво часов
1
Здравствуйте все!
2
3
4
5
6
7
8
9
Будем беречь друг друга.
Дружим с добрыми словами.
Любим добрые поступки
Подари дело и слово доброе
Умеем общаться
Каждый интересен
Подарок коллективу
Премудрости дедушки Этикета
10
За столом с дедушкой Этикетом
1
1
1
1
1
1
1
1
1
111
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Школьные правила этикета
Когда рядом много людей
Как решать семейные проблемы
Чистый ручеек вашей речи
Встречаем Новый год
Душа – это наше творение
Отворите волшебные двери добра и доверия
Хорошие песни к добру ведут
Вглядись в себя, сравни с другими
Помоги понять себя
О настоящем и поддельном
Тепло родного дома
Поздравляем наших мам
Цветы, цветы – в них Родины душа
Когда солнце тебе улыбается
Чтобы быть коллективом
Коллектив начинается с меня
Подарок коллективу
2930
3132
33
34
Секретные советы девочкам и мальчикам
Скажи себе сам
Вот и стали добрей и умней
Школе посвящается
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1Лист корректировки рабочей программы на _________ учебный год
Тема занятия
Основание корректировки
Дата проведения
занятия