Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов
Оценка 4.9

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
06.11.2017
Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов
Программа курса «Азбука нравственности» разработана для учителей, участвующих в опытно-экспериментальной работе по нравственному развитию школьников, и способствует созданию целостной системы этого нравственного развития. Она предусматривает формирование у младших школьников нравственных первоначальных знаний, представлений и понятий, усвоение детьми простых правил нравственности, а так же создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний, их осознанию и закреплению. Ориентирует на выработку текущих нравственных взаимоотношений детей, взаимной помощи, добрых чувств к людям, гуманных поступков, уважения и любви к семье, Родине.Рабочая учебная программа "Азбука нравственности" предназначена для работы с детьми 1-4 классов.
РУП азбука нравственности.doc
муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Коряжмы» «Рассмотрено»                                     «Согласовано»                    «Утверждено» на заседании УМО                                Заместитель                         Директор МОУ «СОШ № 4» учителей начальных классов               директора по УВР               Кудрявцева О.Ф.    Протокол № ___                                    Подволоцкая Е.В.                 _______________                   от «__» августа 2016 г.                         ________________                от «31» августа 2016 г.          Руководитель УМО:                             от «____» августа                 Приказ № ______                    Халтуринская О.В._______                 2016 года                                                                                 Рабочая программа  курса  «Азбука нравственности» 1 – 4 классы                        Составитель: учитель начальных классов      Халтуринская Оксана Владимировна, высшая кв. категория г.Коряжма 2016  Содержание 1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………......3­4 2. Общая характеристика курса …………………………………………………………………5­9 3. Описание места курса в учебном плане…………………………………………….................10 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса …………………11 5. Содержание курса …………………………………………………………..........................12­14 6. Тематическое планирование ………….……………………………………………………….15 7. Описание  учебно­методического и материально­технического обеспечения .………........16 8. Планируемые результаты изучения курса ………………………………………………...17­18 9. Список используемой литературы …………………………………………………………….19 10. Приложение ……………………………………………………………………………………...       диагностика конспекты уроков в 1 классе конспекты уроков во 2 классе конспекты уроков в 3 классе конспекты уроков в 4 классе 2 1. Пояснительная записка                                                                                «Из всех наук, которые должен знать человек,                                                                                       главная есть наука о том, как жить, делая                                                                                         меньше зла и как можно больше добра».                                                                                                                                          Л.Н.Толстой. Необходимость   специальных   уроков   нравственности,   на   которых   ребёнок   сможет постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную   позицию,   поупражняться   в   нравственных   поступках,   получив   для   этого необходимый минимум нравственных представлений и понятий, очевидна. В концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчёркивается,   что   «образованию   отводится   ключевая   роль   в   духовно­нравственной консолидации   российского   общества».   «Именно   в   школе   должна   быть   сосредоточена   не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося». Программа курса «Азбука нравственности» разработана для учителей, участвующих в опытно­экспериментальной работе по нравственному развитию школьников, и способствует созданию   целостной   системы   этого   нравственного   развития.   Она   предусматривает формирование у младших школьников нравственных первоначальных знаний, представлений и понятий, усвоение детьми простых правил нравственности, а так же создание воспитывающих нравственных   ситуаций,   способствующих   эмоциональному   переживанию   полученных нравственных   знаний,   их   осознанию   и   закреплению.   Ориентирует   на   выработку   текущих нравственных взаимоотношений детей, взаимной помощи, добрых чувств к людям, гуманных поступков, уважения и любви к семье, Родине. Актуальность Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. На наш взгляд, в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не полностью   реализуются, виноваты только мы, взрослые: педагоги, родители, все,   кто   окружает   ребенка.   По   нашему   мнению,   именно   нереализованные   задатки   часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами   социально­экономического   и   культурного   развития,   диктует   необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.  В настоящее время, люди стремятся   создать   правовое   общество   с   высокой   культурой   отношений   между   людьми, которые   будут   определяться   социальной   справедливостью,   совестью   и дисциплинированностью.   Такое   общество   обуславливает   необходимость   нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. В 3 программе духовно­нравственного развития младших  школьников, по новым федеральным государственным   стандартам  целью   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся   на   ступени   начального   общего   образования   является   «социально­ педагогическая   поддержка   становления   и   развития   высоконравственного,   творческого, компетентного   гражданина   России,   принимающего   судьбу   Отечества   как   свою   личную, осознающего   ответственность   за   настоящее   и   будущее   своей   страны,   укоренённого   в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».  В   2010­2011   учебном   году   в   школе   была   организована   городская   опытно­ экспериментальная   площадка   по   непрерывному   духовно­нравственному   образованию младших   школьников.   Первый   год   показал   важность   и   необходимость   занятий   по нравственному образованию младших школьников.  Курс по «Азбуке нравственности»  в начальной школе позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения по учебным предметам, с воспитанием личности младшего школьника. Программа для курса может стать основой построения системы нравственного образования в начальной школе. В программе нашли отражение нормы, вобравшие в себя основные   идеи   программы   духовно­нравственного   развитиям   воспитания   обучающихся представленных  стандартами второго поколения.  Изучение курса «Азбука нравственности» в начальной школе направлено на достижение следующей цели:  создание условий для формирования у школьников представления об общепринятых нравственных   понятиях,   ценностях,   которые   в   дальнейшем   станут   ориентиром   в различных жизненных ситуациях и понимании людей. Основными задачами реализации содержания данного курса являются: обогатить эмоциональный мир обучающихся нравственными переживаниями; сформировать нравственные чувства; вооружить знаниями о морали, раскрыть ее сущность; привить культуру, формировать навыки и привычки нравственного поведения; систематически накапливать и обогащать опыт нравственного поведения обучающихся путём организации их практической деятельности; организовать нравственное самовоспитание детей.               Задачи   духовно­нравственного   воспитания   подрастающего   поколения   имеют чрезвычайную   значимость   и   обозначены   в   новых   федеральных   государственных образовательных   стандартах.   Эти   задачи   необходимо   осмыслить   сегодня   как   одни   из приоритетных   в   деле   обеспечения   НАЦИОНАЛЬНОЙ   БЕЗОПАСНОСТИ   СТРАНЫ. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с   решением   политических,   экономических,   социальных   проблем,   но,   прежде   всего,   с воспитанием   Человека   в   человеке,   формированием   у   него   духовности,   нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.    В процессе обучения выделено несколько форм контроля на понимание материала и умения применять знания на практике:     вводный (перед началом работы, закрепление знаний предыдущих тем); текущий (рефлексия); периодический или рубежный (выполнение заданий); итоговый (опрос). Структура рабочей программы: 1. Пояснительная записка 4 2. Общая характеристика курса 3. Описание места курса в учебном плане 4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса 5. Содержание курса 6. Тематическое планирование 7. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения 8. Планируемые результаты изучения курса 2. Общая характеристика курса Особенности программы Программа   курса   «Азбука   нравственности»   рассматривает   воспитание   как целенаправленный   процесс   управления,   формирования,   организации   воспитательного воздействия на обучающихся, усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются общественно значимые черты личности.  Объект воспитания: обучающиеся 1­ 4 классов. Основным   механизмом   воспитания   является   система   комплексных   воспитательных воздействий на обучающихся. Суть программы «Азбука нравственности»: формирование представлений об истинных человеческих ценностях и толерантной модели поведения на основе возрастных особенностей личности младшего школьника.  Теоретическая основа программы «Азбука нравственности»: убеждение в том, что переход от одного   типа   ведущей   деятельности   к   другому   способствует   позитивным   изменениям   в поведении младшего школьника и предупреждает формирование отклоняющегося поведения. Основной   функцией  программы   является   формирование   интеллектуальных, эмоциональных,   коммуникативных   способностей   учащихся   к   активно­ деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач программы должно   обеспечивать   формирование   личностного   отношения   к   окружающим,   овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.   деловых, Главная особенность  программы – сформулировать у ребёнка чёткую цель и помочь ему достичь её.  Другой особенностью является то, что реализацию программы можно начать с любого класса младшей школы. И каждый последующий год реализации программы начинается на более продвинутом уровне.  Начальный   этап   нравственного   образования   в   школе  строится   на   ведущем педагогическом   принципе   гуманизма.   Нормы   морали,   господствующие   в   обществе, трансформируются   в   правила,   доступные   и   понятные   детям,   призванные   служить   им   в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения. Для каждого класса начальной образовательной ступени разработано своё содержание программы,   учитывающее   возрастные   и   индивидуальные   особенности   детей.   Данная программа   предполагает   в   процессе   реализации   обобщение,   систематизацию,   интеграцию 5 материала,   который   можно   найти   в   содержании   разных   учебных   дисциплин,   включает   и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения. Еще   одной   особенностью  программы   является   нравственное   воспитание   не   как совокупность определенных  качеств, а нравственное развитие  с опорой на положительное представление о себе.  Связь с воспитанием, обучением, развитием Образовательная   функция  курса   состоит   в   постижении   специфики   нравственных явлений,   системы   соответствующих   представлений   и   понятий.   Эти   занятия   обогатят представления учеников о мире, раскрывая связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания, зависимости  их уровня от культуры социальной жизни.  Воспитательная функция  определяет формирование нравственной стороны личности как её стержневого образования. Содержание занятий по курсу «Азбука нравственности» позволяет усилить воздействие разных   учебных   предметов   на   личность,   высветив   их   нравственный   подтекст   (предметы эстетического цикла, литературное чтение, русский язык, гражданское образование.). Занятия курса   строятся   на   реализации   личностно­ориентированного   подхода,   т.к.   их   содержание обращено к каждому ученику, отражая его потребность в этих знаниях. Психолого­педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Учёные в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребёнок, подросток и юноша, по­ разному   относятся   к   различным   средствам   воспитания.   Знания   и   учёт   достигнутого человеком   в   тот   или   иной   период   жизни   помогает   проектировать   в   воспитании   его дальнейший рост. Нравственное развитие ребёнка занимает ведущее место в формировании всесторонне  развитой   личности.  Занятие,  проводимое  в   рамках  «Азбуки   нравственности», является   дополнительным   средством   решения   задач   образовательного,   нравственного   и воспитательного характера. В   младшем   школьном   возрасте   нравственное   поведение   детей   начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребёнком непосредственной связи. Это   связано   с   осознанием   детьми   нравственных   форм   и   правил,   пониманием   их общеобязательности, действительного значения своих поступков для других людей.  Важнейшую роль в нравственном развитии младших школьников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6­9 лет развивается умение руководствоваться в своём поведении моральными мотивами, что приводит   к   становлению   основ   нравственной   направленности   личности.   В   этом   процессе значимую   роль   играют   развивающиеся   моральные   чувства,   которые   в   младшем   школьном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Опираясь   на   эмоциональную   отзывчивость   детей,   их   впечатлительность,   яркость воображения,  подражательность,   педагоги воспитывают  у  детей  первые  добрые,   гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность.  С   расширением   нравственного   опыта,   освоением   нравственных   представлений расширяются   и   углубляются   нравственные   чувства   детей.   Именно   в   младшем   школьном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства. Большое   внимание   уделяется   развитию   и   обогащению   чувств   детей,   формированию способности   управлять   ими.   В   этом   возрасте   воспитываются   нравственные   чувства, определяющие   отношение   детей   к   окружающим   людям,   к   труду,   к   природе,   к   важным общественным событиям. Отношение   к   взрослым   выражается   в   формирующемся   чувстве   уважения,     оно становится   более   осознанным   и   основывается   на   понимании   значимости   социальной   роли 6 трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств. Происходит дальнейшее развитие   положительных   чувств   по   отношению   к   сверстникам.   Ставится   задача   развития основ   чувства   коллективизма,   гуманности   во   взаимодействиях   детей.     Продолжается формирование   высоких   нравственных   чувств:   любви   к   Родине,   чувства   товарищества, уважения к людям других национальностей. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления   о   явлениях   общественной   жизни,   эмоционально   насыщенные   знания   о   своей стране, о жизни своего народа, которые получают дети в процессе обучения.  В   развитии   волевых   действий   младшего   школьника,   можно   выделить   три взаимосвязанные   стороны   –   это,   во­первых,   развитие   целенаправленности   действий,   во­ вторых,   установление   отношения   между   целью   действий   и   их   мотивом,   и,   в­третьих, возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.  Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим   изменением мотивов поведения, формированием   соподчинения   мотивов.   Именно   появление   определенной   направленности выдвижение   на   первый   план   группы   мотивов,   которые   становятся   для   ребенка   наиболее важными,   ведет   к   тому,   что   ребенок   сознательно   добивается   поставленной   цели,   не поддаваясь   отвлекающему   влиянию   побуждений,   связанных   с   другими   менее   значимыми мотивами.   Учащиеся 1 – 4 классов занимаются по следующим учебникам: 1. Азбука нравственности. 1 кл.: кн. для чтения: учеб. пособие по курсу основ морали «Азбука нравственности» /Российская академия образования (Сост. Э.П.Козлов (рук. работы) и др. – М.: Новый учебник, 2007. 2. Азбука нравственности. 2 кл.: кн. для чтения: учеб. пособие по курсу основ морали «Азбука нравственности» /Российская академия образования (Сост. Э.П.Козлов (рук. работы) и др. – М.: Новый учебник, 2007. 3. Азбука нравственности. 3 кл.: кн. для чтения: учеб. пособие по курсу основ морали «Азбука нравственности» /Российская академия образования (Сост. Э.П.Козлов (рук. работы) и др. – М.: Новый учебник, 2007. 4. Азбука нравственности. 4 кл.: кн. для чтения: учеб. пособие по курсу основ морали «Азбука нравственности» /Российская академия образования (Сост. Э.П.Козлов (рук. работы) и др. – М.: Новый учебник, 2007. Приоритетными методами работы с обучающимися в 1 – 4  классах являются:  1. Работа с учебным комплектом. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений,  сказок и учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых   ставятся   в   доступной   для   них   форме   вопросы   о   справедливости,   честности, товариществе, дружбе, верности, общественному долгу, гуманности и патриотизме. Работа с пословицами и поговорками. Сочинение рассказа на основе пословиц и поговорок. Игровые   моменты   ­   пословица   рассыпалась,   найди   вторую   половину   пословицы.   Подбор пословиц к изучаемым темам, обогащение словарного запаса. 2. Беседы этического содержания (с привлечением людей старшего поколения и различных профессий). Это   способствует   приобретению   подрастающим   поколением   нравственных   знаний, выработке   у   школьников   этических   представлений   и   понятий,   воспитанию   интереса   к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. На основе анализа   фактов   учитель   подводит   ребят   к   моральным   выводам,   к   формулировке нравственных понятий. 7 3. Совместная работа школьников на уроке. Формирует   отношение   каждого   участника   к   своему   делу   как   к   общему;   умение согласованно   действовать   вместе   с   другими   для   достижения   общей   цели;   взаимную поддержку и в то же время требовательность друг к другу; умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции структуры учебной деятельности. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой, а также условия, при которых дети придумывают примеры, задачи, упражнения и задания на определенное правило, задают друг другу вопросы. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу.  Например, в урок включено творческое задание "Раскрась варежки". Для выполнения этого задания даются заготовки из бумаги ­ варежки (одна пара на двоих детей) и цветные карандаши   (каждого   цвета   по   два).   Учитель   объясняет:   "Сейчас   мы   будем   раскрашивать варежки.   Вы   сидите   вдвоем,   и   чтобы   эта   одна   пара   варежек   получилась   красивой   и одинаковой,   вы   должны   договориться   между   собой,   как   будете   рисовать   рисунок   и раскрашивать, чтобы варежки понравились обоим". Преимущественные  формы   познавательной   деятельности  младших   школьников   для достижения   воспитательных   результатов   программы   «Азбука   нравственности»   в   1   –   4 классах: 1. Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом); В   условиях   игровых   отношений   ребенок   добровольно   упражняется,   осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где­либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила,   нарушение   которых   дети   с   особой   остротой   подмечают   и   бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю.  Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных   слов,   а   может,   и   выйти   из   игры.   Так   ребенок   учится   считаться   с   другими, получает   уроки   справедливости,   честности,   правдивости.   Игра   требует   от   ее   участников умения действовать по правилам. "Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет" – говорил А.С.Макаренко.  Познавательная  2. конференции); (беседы,   интеллектуальные   игры,   исследовательские   проекты, Предметные   недели  формируют   интерес   к   школьным   предметам   и   мотивацию учащихся к изучению их.  Включают   в   себя   проведение   различных   форм   работы:   коллективных,   групповых, индивидуальных и т.д. Предметные недели воспитывают и развивают творческую личность, коммуникативные умения и навыки. 3. Проблемно­ценностное общение (этические беседы, дискуссии); Встречи с интересными людьми. Основа социального развития детей в познавательной сфере – такие понятия, как семья, трудовая   деятельность,   друзья,   правила   поведения.   Охватить   все   эти   понятия   помогает необычная форма работы «Встречи с интересными людьми».  Такая   форма   работы,   как   «Встречи   с   интересными   людьми»,   в   воспитательно­ образовательном процессе помогает:    ­   дать   возможность   родителям   стать   равноправными   участниками   воспитательно­ образовательного процесса;   ­ формировать у детей понятие «трудовая деятельность»; радость труда;  ­ показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;  8 ­ демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;    ­   дать   возможность   накапливать   и   обогащать   эмоционально­чувственный   опыт   детей   в процессе общения с другими людьми;   ­ развивать монологическую и диалогическую речь детей;   ­ создавать условия для быстрой адаптации ребенка к незнакомым взрослым;   ­ поддерживать и развивать избирательное отношение детей к окружающему миру;   ­ способствовать усвоению детьми нравственных и этикетных норм.  В результате у ребенка формируется положительное, созидательное отношение к миру. 4. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки); В   качестве  инсценировки  может   выступать   пантомима,   где   дети   раскрывают   свой творческий потенциал, учатся донести до всех информацию, не только используя речь, но и пластику рук и тела. Возможно на уроке и разыгрывание различных ситуаций.          Прослушивание аудиозаписей (фрагментов сказок, басен, стихов и песен).          Праздники. Формирование и осознание  у детей  народных традиций, аккумулированных в народных праздниках. В праздниках проявляется отношение детей   к полученным знаниям о Родине, народе, культуре и т.д. Проведение   народных   праздников   с   элементами   игры   позволяет   включать   в   единый игровой   воспитательный   процесс   одновременно   детей,   подростков   и   взрослых.   Такая практика даёт возможность педагогам и воспитателям сглаживать возрастные противоречия между   различными   поколениями   и   создавать   предпосылки   к   образованию   единого межвозрастного   коллектива,   который   строится   на   взаимоуважении   и   совместной деятельности.   Именно   к   такому   воспитанию   призывал   великий   отечественный   педагог Макаренко. 5. Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе); 6. Социальное творчество (акции, коллективно­творческие дела, социально­образовательные проекты); Акции:  Развитие нравственных и духовных ценностей;   Развитие познавательного интереса, способствующего развитию личности;   целенаправленное воспитание коллективной и групповой деятельности; творить добро, совершать добрые поступки, помогать друг другу. 7. Трудовая (трудовые десанты, сюжетно­ролевые продуктивные игры); 8.   Спортивно­оздоровительная  (участие   в   спортивных   мероприятиях   класса   и   школы, беседы о ЗОЖ); 9. Туристско­краеведческая  (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея). Своеобразной   школой   нравственного   образования   являются  экскурсии  на   природу. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство бережного отношения к природе.  Поездки  по родному краю обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями о старинных русских городах, традициях русского народа, его культуре. Приоритетными технологиями работы с обучающимися в 1 – 4 классах являются: 1. Личностно­ориентированное обучение; 9 2. Проблемное обучение; 3. Использование ИКТ – технологий (выпуски детских презентаций по темам, сюжетов из сказок, фильмов, специально созданных видеофильмов с нравственным содержанием). 4. Игровая; 5. Здоровьесберегающая; 6. Проектная. (Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся:     значимых   общечеловеческих   ценностей   толерантность, диалог);  чувства ответственности, самодисциплины;  способности к методической работе и самоорганизации.  (социальное   партнерство, Проектная   деятельность   развивает   исследовательские   и   творческие   способности личности.) Межпредметные связи. Связь с уроками ИЗО. Проводится работа с картинками, иллюстрациями, предлагаются различные виды заданий: нарисовать, дорисовать, подписать к рисунку. Например: на листе бумаги в хаотичном порядке расположены сказочные персонажи; дается задание соединить их парами (кто с кем дружит). Связь с трудовым обучением. Разрабатываются модели праздничной одежды:  идем  в гости,   в   театр.   Уроки   гражданского   образования,   где   темы   имеют   продолжение   на факультативных занятиях. 3. Описание места курса в учебном плане Настоящая   рабочая   программа   составлена   на   основе   программы   Э.П.Козлова   Е.Н.Пономаренко,   Д.Ю.Михайлова,   М.И.Куликовой,   И.А.Замятиной, (рук.работы), Г.Ю.Обрядиной «Азбука нравственности».  Согласно учебному плану школы на изучение основ морали «Азбука нравственности» начального общего образования отводится 135 ч. из расчёта 1 ч. в неделю в 1 – 4 классах. Каждое  занятие  содержит   в  себе  интеграцию   различных  форм деятельности:   беседа, диалог, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих   ситуаций,   занятия­утренники,   акции,   экскурсии,   поездки,   встречи   с интересными людьми, проектно­исследовательские работы.  Заключительные занятия по разделам переходят в дела класса. При переходе из одного класса в другой объём и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется. Программа может   быть   использована   для   проведения   клубных   часов   в   группе   продлённого   дня,   во внеклассной   работе,   в   проведении   классных   часов,   кружковой   работы   и   факультативных занятий.  Занятие в начальных классах  эмоциональные, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Активно и обильно используется наглядность. На занятиях по воспитанию нравственности важна активность школьника, его включенность в занятие. Это уроки­разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. 10 Рабочая программа рассчитана: для 1 класса на 1 ч в неделю, общий объём 33 ч (33 учебные недели); для 2 класса на 1 ч в неделю, общий объём 34 ч (34 учебные недели);  для 3 класса на 1 ч в неделю, общий объём 34 ч (34 учебные недели);   для 4 класса на 1 ч в неделю, общий объём 34 ч (34 учебные недели).       Расчет 33 недели за год в 1 классе, 34 недели за год во 2 – 4 классах. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения курса По окончании обучения курса «Азбука нравственности» в 1 – 4 классах, планируется формирование у ребёнка следующих УУД: личностные  формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей; внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей, нравственному содержанию поступков; внимательно относиться к красоте окружающего мира.     регулятивные умение выводить конкретные правила поведения; 11         умение оценивать, что хорошо и что плохо в своих и чужих поступках; умение управлять своими эмоциями; быть дисциплинированным, регулярно посещать школу и не опаздывать; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности своей и групповой на занятиях; помогать товарищам лучше учиться и трудиться; бороться   с   вредными   качествами   и   привычками   личности:   ленью,   жадностью, безразличием, завистью, злобой, курением, сквернословием и др.; не допускать дурных поступков и удерживать от них других; познавательные    освоение обучающимися правил этикета и этических норм отношений с окружающим миром; добывать   новые   знания:   находить   ответы   на   вопросы,   используя   художественную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях; перерабатывать   полученную   информацию:   делать   выводы   в   результате   совместной работы всей группы. коммуникативные        соблюдать нормы речевого этикета; вступать в диалог; сотрудничать в паре, в группе со сверстниками для реализации творческих работ; оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения  или небольшого текста); уметь слушать и понимать высказывания собеседников; уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; быть честными и правдивыми. 5. Содержание курса 1 класс (33 ч) Раздел 1. Поведение в школе (6 ч) Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе («раздевалке»). Правила   поведения   в   столовой.   Правила   поведения   в   библиотеке.   Правила   поведения   на школьном дворе. Раздел 2. О добром и вежливом отношении к людям (8 ч) Что такое «добро» и «зло». «Ежели вы вежливы …». Волшебные слова. Добрые и недобрые  дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Раздел 3. Как стать трудолюбивым (7 ч) 12 «Ученье – свет, а неученье – тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой ежедневный труд дома. Раздел 4. Правила аккуратности (5 ч) Культура внешнего вида. Каждой вещи – своё место. Умей ценить время – своё и чужое.  Раздел 5. Правила культуры поведения на улице и дома (2 ч) Как вести себя дома и на улице.  Раздел 6. Школьный этикет (4 ч) Как приветствовать и знакомиться с людьми. Раздел 1. Поведение в школе (7 ч) Чему   мы   научились   в   первом   классе.   Правила   школьной   дисциплины.   Как   заботиться   о школе? 2 класс (34 ч) Раздел 2. Как быть аккуратным (5 ч) Соблюдай правила гигиены. Опрятность и аккуратность в одежде. Как быть бережливым? Раздел 3. Правила вежливости (7 ч) Уважай   своё   время   и   время   других.   Как   быть   предупредительным?   Когда   говорят «извините»? Раздел 4. Как быть трудолюбивым (3 ч) Культура и дисциплина труда. Учусь правилу: «Всё делаю сам». Раздел 5. Базовые моральные представления (2 ч) Честность и правдивость. Доброжелательность – что это значит? Раздел 6. Общение с окружающими (3 ч) Как оценить поступки других. Ты и твои друзья. Всегда держи своё слово. Раздел 7. Школьный этикет (3 ч) Обращение с просьбой и извещение о новостях (приятных и неприятных). Правила поведения в театре и кино. Обращение к другу. Раздел 8. Культура поведения (4 ч) Правила поведения на природе. Отношение к окружающей среде. Прозвища давать нельзя. Раздел 1. Поведение в школе (6 ч) Общее   дело   –   забота   каждого.   Как   понимать   слово   «взаимопомощь»?   Что   такое «взаимопомощь»? 3 класс (34 ч) Раздел 2. Как быть аккуратным (4 ч) Как беречь свои книги, вещи, школьное имущество? Правила точности и обязательности – в  чём их суть? Раздел 3. Правила вежливости (5 ч) 13 Вежливые поступки – что это такое? Против лжи и нечестности.  Раздел 4. Как быть трудолюбивым (3 ч) Как надо помогать людям? Почему труд кормит, а лень портит? Раздел 5. Базовые моральные представления (3 ч) Что такое справедливость? Раздел 6. Общение с окружающими (4 ч) Правила  для всех. Надо быть бескорыстным.  Уважение  к людям – что это значит? Будь внимательным и предупредительным. Раздел 7. Школьный этикет (4 ч) Правила поведения в гостях. Разговор по телефону, его этикет. Раздел 8. Культура поведения (5 ч) Слово лечит, слово ранит. Что такое правила «Нельзя»? Визит к малознакомым и чужим людям. Раздел 1. Поведение в школе (6 ч) Чему мы научились в прошлые годы. Нравственные правила на уроке. Как контролировать свои поступки. Забота о младших – наш долг. 4 класс (34 ч) Раздел 2. Как быть аккуратным (4 ч) Культура внешнего вида. Будничная и праздничная одежда. Раздел 3. Правила вежливости (5 ч) Основные правила вежливости. Как быть заботливым. Путешествие по стране вежливости. Раздел 4. Как быть трудолюбивым (3 ч) Почему человек становится лучше, когда трудится? Раздел 5. Базовые моральные представления (3 ч) Ответственность – это главное. Раздел 6. Общение с окружающими (4 ч) Верность слову и обещанию. Что значит быть хорошим товарищем? Как и когда помогать окружающим. Раздел 7. Школьный этикет (4 ч) Как встретить и отметить праздник. Подарки к торжествам и праздникам. Приглашение на праздник. Раздел 8. Культура поведения (5 ч) Тон и стиль нашей речи в общении. Всегда ли мы согласны с поведением других. Чувства в общении, как они должны проявляться?  14 15 6. Тематическое планирование Программа  включает  6 тем­разделов  в 1 классе  и 8 тем­разделов  во 2 – 4  классах, материал которых углубляется и расширяется от класса к классу. Рекомендуется следующее распределение  учебных  часов  на каждый  из   разделов   курса  "Азбука  нравственности"  при общей недельной нагрузке из расчета 1 час на каждый класс начальной школы. Годы обучения 1 класс 6 ч 8 ч 7 ч 5 ч 2 ч 4 ч 33 ч Годы обучения 2 класс 3 класс 4 класс 7 5 7 3 2 3 3 4 34 ч 6 4 5 3 3 4 4 5 34 ч 6 4 5 3 3 4 4 5 34 ч (наименование тем) Разделы курса "Азбука нравственности" № п/п 1 Поведение в школе 2 О добром и вежливом отношении к людям 3 Как стать трудолюбивым 4 Правила аккуратности 5 Правила культуры поведения на улице и  дома 6 Школьный этикет Итого Разделы курса "Азбука нравственности" (наименование тем) № п/п 1 Поведение в школе 2 Как быть аккуратным 3 Правила вежливости 4 Как быть трудолюбивым 5 Базовые моральные представления 6 Общение с окружающими 7 Школьный этикет 8 Культура поведения Итого 16 7. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения 1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009 г. 2. Закон РФ «Об образовании». 3. Интернет – ресурсы. 4. Мультимедийный фонд. 5. Э.П. Козлов «Азбука нравственности», ж­л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1­9. 6. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания гражданина России. – М; Просвещение, 2011 г. 7. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). – М; Просвещение, 2009 г. 8. Примерная   программа   внеурочной   деятельности   обучающихся   начального образования. 9. В.Г.Черемисина   «Духовно­нравственное   воспитание   детей   младшего   школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРОШЛЫХ ЛЕТ (для выборочного использования учителем) 1. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А.Каирова и О.С.Богдановой (любое издание). 2. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1­3 классов (любое издание). 3. Богданова О.С, Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах (любое издание). 4. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками (любое издание). 5. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками ­ М., 1987. 6. Воспитание   нравственных   чувств   у   старших   дошкольников./   Под   ред. А.М.Виноградовой (любое издание). 7. Высотина Л.А. Нравственное воспитание младших школьников. ­ М., 1960. 8. Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство. ­ Сб. диагностических методик для изучения личности младшего школьника. ­ М, 1993. 9. Правила этикета. Краткий справочник. ­ М., 1992. 10. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике (любое издание). 11. Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение / Пер. с нем. ­ М., 1986. 17 12. Насонкина С.А. Уроки этикета ­ С­Пб., 1997. Дидактический материал: 1. Сюжетные картинки 2. Детская художественная литература 3. Тесты 4. Диски с музыкальными произведениями 5. Аудиокассеты 6. Видеофильмы 7. Материалы для практической работы: ткань, нитки, пуговицы, белая бумага, цветная бумага и картон, акварель, пастель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, цветные   нитки,   природный   материал   (шишки,   желуди,   семена,   листья,   веточки, камешки, песок и др.). 8. Набор инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти. 8. Планируемые результаты изучения курса В   результате   прохождения   программы   основ   морали   «Азбука   нравственности» предполагается достичь следующих результатов. У выпускника начальной школы будут сформированы универсальные учебные действия:  Личностные универсальные учебные действия: У выпускника будут сформированы: ­   ориентация   в   нравственном   содержании   и   смысле,   как   собственных   поступков,   так   и поступков окружающих людей; ­ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ­ развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; ­ эмпатия,  как понимание чувств  других людей и сопереживание им.  Регулятивные универсальные учебные действия: Выпускник научится: ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном   материале   в сотрудничестве с учителем; ­   планировать   свои   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её реализации, в том числе во внутреннем плане; ­ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; ­ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.  Познавательные универсальные учебные действия: Выпускник научится: ­   осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных   заданий   с использованием   учебной   литературы,   энциклопедий,   справочников   (включая   электронные, цифровые),   в   открытом   информационном   пространстве,   в   том   числе   контролируемом пространстве Интернета; ­ строить сообщения в устной и письменной форме; 18 ­ осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.  Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: ­ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства  для решения различных   коммуникативных   задач,   строить   монологическое   высказывание,   владеть диалогической формой коммуникации; ­ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих   с   его   собственной,   и   ориентироваться   на   позицию   партнёра   в   общении   и взаимодействии; ­ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Формы учёта оценки планируемых результатов:                          1. Опрос 2. Наблюдение 3. Диагностика:     нравственной самооценки; этики поведения; отношения к жизненным ценностям; нравственной мотивации. 4.    Анкетирование учащихся и родителей Для   оценки   планируемых   результатов   освоения   программы   «Азбука   нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».   Критерии Сформированность  моральных норм и  правил поведения Показатели Знает основные моральные  нормы и правила поведения Соблюдает моральные нормы  и правила поведения 19 Измерители Диагностика нравственной  воспитанности: ­диагностика нравственной  самооценки; ­ диагностика этики поведения; ­ диагностика отношения к  жизненным ценностям; ­диагностика нравственной  мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. Методика изучения уровня  воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей Ориентируется в  нравственном содержании и  смысле собственных  поступков и поступков  окружающих людей Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в  модификации Е.А.Кургановой и  О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. Для   оценки   результативности   программы   «Азбука   нравственности»   в  Приложении приведены диагностические материалы  и проверочные задания для каждого раздела. 9. Список использованной литературы 1. Азбука нравственности I­IV классы. Программы общеобразовательных учреждений / Под ред. Э.П. Козлов, М.И. Куликова­М.: ИОСО РАО, 2004; 2. Воспитание   личности   школьника   в   нравственной   деятельности:   Метод. рекомендации /Ом. гос. пед. ин­т им. Горького. ­ Омск: ОГПИ, 1991; 3. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000; 4. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.­   М.: Издательский дом «Покров», 2004; 5. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979; 6. Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России. /Под ред. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – М.: Просвещение, 2011; 7. Макаренко А.С. Книга для родителей./ ­ М.: «Педагогика», 1988; 8. Орехов Д. Святые места России. – С­Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999; 9. Православная   культура   в   школе:   Учебно­методическое   пособие   для   учителей общеобразовательных школ/ январь­декабрь / М.: Издательский дом «Покров», 2004; 10. Программа духовно­нравственного  развития и воспитания обучающихся на ступени начального   общего   образования.   /Под   ред.   А.Я.Данилюк,   А.А.Логинова.   –   М.: Просвещение, 2012; 11. Саляхова   Л.И.   Настольная   книга   классного   руководителя:   личностное   развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1­4 классы. – М.: Глобус, 2007; 12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / М.: «Педагогика», 1988; 20 21

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов

Рабочая программа курса "Азбука нравственности" для 1-4 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017