Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл
13.02.2018
Рабочая программа по предмету «Истоки» разработана для 1 класса, на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
программа ИСТОКИ.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»
Рассмотрено
на заседании МО
руководитель МО
_______________
учителей начальных классов
Согласовано
заместитель руководителя по ВР
________________
«Утверждаю» __________
директор МБОУ СОШ №2
Л.Ф. Котикова
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
истоки
духовно нравственное
на 20162017 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Истоки» разработана для 1 В класса, на основе
программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного
системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии
естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического
университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Программа находится в научно
методическом издании «Истоковедение», издательского дома «Истоки», г. Москва, том 5,
2009 год. Автор учебного пособия А.В.Камкин.
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Содержательной целью курса «Истоки» является инициирование процесса
становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития,
приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам,
формирующим и сохраняющим эти ценности.
В качестве задач выдвигаются:
— освоение и принятие духовнонравственных категорий внутреннего мира человека и
социума, в котором живет и развивается ребенок;
— освоение учащимися различных созидательных стратегий взаимодействия на основе
осваиваемых социокультурных ценностей;
— личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению,
к духовнонравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
— развитие мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер,
что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано
обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно
на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого
взаимодействия. Основой данного процесса являются базовые социокультурные ценности,
выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.
В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования –
одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с
помощью активных форм обучения.
Место курса в учебном плане.
Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного
учебного предмета как региональный компонент базисного учебного плана с 1 по 4 класс. В 1
классе 33 часа (1 час в неделю).
Учебный курс обеспечен учебными пособиями:
1 Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для
1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2009).
2 Давыдова Е.Ю. Азбука Истоков. Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных
учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
Контроль и оценка планируемых результатов
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с
помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания.
Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Формы подведения итогов: анализ рисунков по темам курса, в конце курса проводится
диагностика по изучению уровня воспитанности учащихся Планируемые результаты освоения учебного курса
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации
ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут
быть представлены через:
— овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно
– нравственных ценностей и категорий;
— приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской
цивилизации;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие управленческих способностей;
— наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства,
окружающего обучающегося;
— развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
—создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении,
социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и
активных форм обучения.
Обобщенный результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной
образовательной программы начального общего образования может быть представлен
характеристикой выпускника («портрет выпускника начальной школы»), который выражен в
Стандарте.
В итоге изучения курса учащийся расширит кругозор и словарный запас, приобретёт
духовный опыт, продолжит формировать систему духовнонравственных ценностей, основы
которых начали закладываться в семье, приобщиться к истокам родной культуры, семейным
традициям.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметных результатов :
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание программы
МИР( 12 часов)
1 . Солнышко, мама и папа.
Знакомство с « Азбукой истоков ». Алфавит – семья букв. Все буквы разные, у каждой свое
название и все они одинаково важны и нужны. Различные начертания букв, различие
строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы.
2. Поле и лес, поле и школа.
Самое главное в слове – смысл, значение (сравнить значения слов поле, лес, поляна, опушка,
дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто поможет
правильно понять? Конечно, мама и семья, учитель и школа. Из чего состоит слово? Чем
слово отличается от набора букв (читаем лала и лапа)? (Сравнение букв с семенами часто
встречается в пословицах и загадках.)
3. Поле и семья. Школа и семья.
4. Истоки и школа
Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии).
Общее и конкретное значение слов. Словообраз, словосимвол. Колокол, язык, книга, школа.
Слово – Имя, имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)
5. Истоковская школа.
Истоки начало всего живого на земле. Начало человека его истоки. Истоки соединяют
живительную силу всего лучшего, что накоплено многими поколениями.
6. Дар (Рождество)
Праздничное слово. Словопоздравление. Словоприветствие. Словопрославление. Какие
слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Придумываем поздравления и
пожелания близким, знакомым и незнакомым людям.
7. Истоки и радуга
Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои истоки . У одних общее происхождение,
например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу
не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко связаны и
имеют общие древние корни: Радость, радуга. (В упражнениях найти слова «из одной семьи».)
8. Сказки А.С. Пушкина
Сказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка.
Почему? (Продолжить предложение так, чтобы получилась сказка.Найти в отрывке о
Черноморе слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они означают?)
9. Родной край У каждого края свое имя. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного
края. Рассказать о происхождении некоторых названий.
10. Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец)
Героические слова, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков. (Крепость,
сила, копье, смелость, совесть, родина, родной край).
Словодействие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.). Что значит
«Ищи мира»? Как это делать?
11. Святыни России. Флаг. Флаг знак воинской чести. Цвета российского флага : белый –
святой, светлый, чистый; красный – цвет красоты, земного жизнелюбия, Пасхи; синий –
небесный, неземной.
12. Илья Муромец. Богатырь. Добро. Храбрость. Родная земля. Мир. Защита родной земли
чудо богатырями. Добрый молодец Илья Муромец. Продолжение темы. Славные имена.
Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев
тоже связаны с географическими названиями? (Дмитрий Донской, Александр Невский и др.).
СЛОВО(10часов)
1 . Вначале было Слово. Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову.
Интонация. Чтение с различной интонацией.
2. Весна и слово.
Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на
метафоры в четверостишиях. С чем еще можно сравнить весну? Вспоминаем стихи,
выученные раньше, ищем сравнения.
3. Золотое сердечко Пять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово
о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – трудные
упражнения.
4. Серебряное копытце. Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их
говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.
5. Честное слово. «Добрыня Никитич» Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и
слышать.
6. Слово о родителях Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из
прочитанных стихотворений.
7. Русские богатыри. Труд и подвиг. Алеша Попович. У каждого человека есть свое дело в
жизни, своя профессия. У каждого слова тоже есть своя «работа»: одни, как мы уже знаем,
обозначают предметы, другие – действия, третьи – свойства. А еще есть словапомощники,
они обычно очень короткие, но без них не обойтись (предлоги, союзы, междометия – без
терминологии). Ищем словапомощники в тексте (зрительно и на слух).
8. Алеша Попович. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь
9.Жизни цель. Жизнь. Любовь. Добрые дела.
10. Чаша жизни Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как
правильно говорить и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы
уже знаем (например, правописание слов с большой буквы), с другими еще познакомимся.
ОБРАЗ( 5 часов)
1. Образ родника. Как и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по
разному. В русском языке много слов близких по смыслу (например, родник, источник, ключ), поэтому наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы – без терминологии).
Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль. 2. Образ
Родины Слова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова
называется корень, как вы думаете, почему? Другие части слова тоже важны, они могут
стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих
текстов. 3.
Образ защитника Отечества
Слова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют свою
форму, например: Смелый защитник – смелые защитники. (Изменение по числам, родам,
лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения: подбор слова в правильной
форме, например, «воины покинули свой дом … с победой возвратился воин домой… трудна
была его дорога к дому…».
4. Образ праздника (День Победы)
Мудрое и доброе слово передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но
и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не
выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма,
повтор припева). Какие песни мы знаем?
Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять
интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Примеры.
5. Георгиевская скала.
Мудрое слово. Предание. Святые образы Отечества. Предание о Георгиевской скале.
КНИГА ( 5 часов)
1 . Книга
Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают
сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить. И у каждой из них своя задача и свои
особенности языка.
Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа, учебника,
инструкции и т.п.).
2. Книга книг
Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение
письменности в древнем мире, братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и
письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в
семье, школе, обществе.
3. Живое слово книги
Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности
родного языка. Книги, пришедшие из других стран.
4. Первая книга. Мир книги
Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой
книги.Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности
книге.
5. Итоговое занятие (1 час)
Тематическое планирование
Наименование разделов/ тем
№
1
2
Мир
Слово
Всего часов
12
10 3
4
5
Образ
Книга
Итоговое занятие
5
5
1
Календарнотематическое планирование 1 классе (33 часа)
№
Дата
проведения
План Факт
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Мир (12 часов)
Солнышко, мама и папа
Поле и лес. Поле и школа.
Поле и семья. Школа и семья.
Истоки и школа.
Истоковская школа.
Бесценный дар. (Рождество)
Истоки и радуга.
Сказки А.С.Пушкина.
Родной край
Святыни России. Щит и герб.
Святыни России. Флаг.
Илья Муромец
Слово (10 часов)
«Вначале было Слово»
Весна и Слово.
Золотое сердечко.
Серебряное копытце.
Честное слово. Добрыня Никитич.
Слово о родителях.
Русские богатыри. Труд и подвиг.
Алеша Попович.
Жизни цель. 22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Чаша жизни.
Образ (5 часов)
Образ родника.
Образ Родины.
Образ защитника Отечества.(Благоверный князь Александр
Невский.)
Образ праздника. (День Победы)
Георгиевская скала.
Книга ( 5 часов)
Книга.
Книга книг.
Живое слово книги.
Первая книга.
Мир книги
Итоговое занятие
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.