РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
12.11.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» составлена на основе программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г. Чураковой, «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2: 245 с. с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС и реализуется в форме кружка в 1-4 классах. Направление внеурочной деятельности – общекультурное.
РП изучение природы родного края.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская основная общеобразовательная школа» Рекомендована к реализации Педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2017 г.                                               УТВЕРЖДАЮ Директор школы____________С.А.Третьяков Приказ №  107 от 31 августа 2017 г.  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов   Составитель: Стасишина Е.В.,  Верхошанская Н.М.,  учителя  начальных классов 2017 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса  внеурочной деятельности  «Изучение природы родного края» составлена на основе программы внеурочной   деятельности «Изучение природы родного   края»  Р.Г.   Чураковой,    М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2: 245 с.         с учетом «Требований к результатам освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего   образования», установленных ФГОС и реализуется в форме кружка в 1­4 классах. Направление  внеурочной деятельности – общекультурное. Цель программы:  формирование информационной грамотности обучающихся  «Программы   по   учебным   предметам»,   на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.           Задачи:                    ­ овладение учеником основами практико­ориентированных знаний о природе родного края,            ­ освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями,             ­ формирование ценностно­смысловых ориентиров по охране окружающей среды. Реализация программы   внеурочной   деятельности   предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные особенности: 1. Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края. 2. Долгосрочный характер познания природы и культуры своего края имеет (программа может быть рассчитана на все четыре года обучения). 3. Внеурочная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так   и   индивидуальный   характер   (выполнение   домашних   заданий:   оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.). Программа   внеурочной   деятельности   способствует  формированию экологической   и   культурологической   грамотности  и   соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об   окружающей   среде,   проводить   поиск   информации   в   энциклопедиях   и   других изданиях,   в   видеотеке,   в   электронных   носителях,   в   Интернете,   на   экскурсиях,   из рассказов взрослых. Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:  экскурсии,   выставки,  презентации,  кружковые занятия,   индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания). Продолжительность  реализации   программы:  в  течение  учебного  года    занятие один раз в неделю (33 ч – 1 класс; 35 ч – 2 класс, 35 ч – 3 класс, 35 ч – 4 класс). 2 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА 1 класс Планируемый результат 1­го года– создание «Определителя растений родного края» ­ коллективного продукта, результата   совместной работы детей (персональные изделия), учителя   и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта). Регулятивные УУД:  Учиться высказывать своё предположение (версию).  Учиться работать по предложенному учителем плану.  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с  помощью учителя.   Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в   доп. источниках информации.  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой  жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате   совместной  работы всего класса.  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и  письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.  Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и  следовать им.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  2 класс Планируемый   результат   2­го   года   занятий   обучающихся  –   пособие   для внеурочной   деятельности   учащихся   «Опыты,   наблюдения,   эксперименты»   – коллективный   продукт,   результат   совместной   работы   детей   (описание   этапов проведенного   опытов,   экспериментов,   наблюдений   с   фотографиями,   рисунками, компьютерной презентацией), учителя и родителей (фотографии этапов и результатов проведения опытов, экспериментов, наблюдений). Регулятивные УУД:  совместно с учителем .   Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства  Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему  3 Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна   Добывать новые знания: находить необходимую информацию  в  Делать предварительный отбор источников информации для  решения  (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД:  дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.  учебной задачи.   предложенных учителем  словарях и энциклопедиях   формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные  выводы. Коммуникативные УУД:  письменной речи     Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и  3 класс Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень  Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,  Планируемый   результат   3­го   года   занятий   обучающихся  –   пособие   для внеурочной   деятельности   обучающихся   3   класса   «Иллюстративные   материалы   по постановке опытов и экспериментов» – коллективный продукт, результат совместной работы учащихся (описание этапов проведенных опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями,   рисунками,   компьютерной   презентацией),   учителя   и   родителей (изготовление фотографий этапов и результатов проведения опытов и наблюдений). Регулятивные УУД:    исправлять ошибки с помощью учителя.  успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.   проблему совместно с учителем.   (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД:              ­ Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,  какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.              ­ Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации  среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.              ­ Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных  формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).             ­ Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.             ­ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе  обобщения   знаний.             ­ Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять  Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки  Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства  4 простой план учебно­научного текста.              ­ Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД:           ­ Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и  письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. ­ Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться  её обосновать, приводя аргументы.    изменить свою точку зрения. ­ Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым  ­ Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в  совместном решении проблемы (задачи). ­ Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться 4 класс В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень  Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,  Планируемый   результат   4­го   года   занятий   обучающихся  –   пособие   для внеурочной деятельности учащихся 4 класса – альбом по теме «Родной край – часть великой   России»,   коллективный   продукт,   результат   совместной   работы   учеников, учителя  и родителей (фотографии достопримечательностей родного края). Регулятивные УУД:    исправлять ошибки с помощью учителя.  успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД:  какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.  среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.  формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  и явления; определять причины явлений, событий.  обобщения   знаний.  простой план учебно­научного текста.   информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе  Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять  Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять  Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных   Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи  с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и  пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым  изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с     5 автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы;  проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.  Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в   совместном решении проблемы (задачи). ­ Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА  1класс  Формы   проведения   внеурочных   занятий:  экскурсии,   выставки,   презентации, кружковые   занятия,   индивидуальные   занятия   (в   условиях   выполнения   домашнего задания). Виды деятельности:  индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат   работы   двух­четырех   учеников);   коллективная   деятельность   (результат работы коллектива – «Определитель растений родного края»). Тема 1. Лиственные и хвойные деревья региона.(3ч.) Аудиторные   занятия.   Классификация   листьев   деревьев   (дуба,   клена,   березы,   липы, тополя,   ясеня,   каштана   или   ели,   сосны,   кедра,   лиственницы   и   др.,   но   не   более   3–4 деревьев) по основанию «форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями,   рисунками).   Узнавание   деревьев   на   иллюстрациях   (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям.  Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация   выставки   рисунков   с   целью   отбора   лучших   в   «Определитель   растений родного края». Примечание.   Для   занятий   подготавливаются:   осенние   листья   (разной   величины)   тех деревьев   и   кустарников,   с   которыми   учащиеся   будут   ознакомлены   на   экскурсии, иллюстрации этих деревьев и кустарников (фотографии, рисунки, определители и др.), выкройки (шаблоны) листьев этих деревьев и кустарников. Тема 2. Кустарники региона. (3ч.)  Аудиторные   занятия.   Классификация   листьев   кустарника   по   основанию   «форма листа». Определение названия кустарников по листьям. Узнавание   кустарников   и   их   листьев   на   иллюстрациях   (рисунки,   фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Разработка   и   исполнение   дизайна   условных   обозначений   деревьев   и   кустарников. Организация   выставки   рисунков   с   целью   отбора   лучших   в   «Определитель   растений родного края». Тема   3.  Техника   безопасности:   правила   дорожного   движения   во   время   экскурсии. Правила   поведения   в   лесу   (парковой   зоне).   Правила   гигиены.   Правила   поведения   в природе (этические нормы, отношение к природе). (3ч.) Аудиторные   занятия.  Ознакомление   с   правилами   дорожного   движения   во   время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе (в лесу, парке, ботаническом саду и др.), правилах гигиены. Ознакомление   с   образцами   предупредительных   знаков.   Например:   «Не   ходите   по зеленому газону», «Не кормите уток», «Не ломайте деревья», «Выгул собак запрещен», «Не разоряйте муравейники» и т. д. (Эта часть занятия может быть проведена в форме викторины «Отгадываем предупредительные знаки».) Индивидуальная   разработка  и   оформление   предупредительных   охранных   знаков   «Не ломайте ветки деревьев и кустарников». Иллюстрация   правил   поведения   в   природе   (рисуем   и   раскрашиваем).   Организация выставки   рисунков   и   предупредительных   знаков   с   целью   отбора   лучших   в «Определитель растений родного края». 6 Примечание. Целесообразно подготовить листья (выкройки): крушины, березы, дикой малины, шиповника, калины, орешника и др. (не более 3–4 наименований). Тема 4. Дикорастущие растения региона. (7ч.) Внеаудиторное занятие – экскурсия с привлечением родителей. Различение (узнавание) деревьев   и   кустарников   на   природе   по   кроне   и   листьям   (знакомым   по   рисункам   и выкройкам),   коре,   семенам.   Сбор   опавших   листьев   и   семян   этих   растений   с   целью сушки.   Фотографирование   (с   помощью   родителей)   обучающихся   в   процессе   сбора натуральных   объектов   и   самих   натуральных   объектов   –   деревьев,   кустарников,   их листьев и семян. Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми. Внеаудиторное задание с привлечением родителей: сушка листьев и семян деревьев. Примечание. При подготовке к занятию заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад, пришкольный участок и т.д.), выбирается тот участок, где можно показать учащимся отобранные для ознакомления растения. Целесообразно подготовить иллюстрации предупредительных знаков. Аудиторные   занятия.  Выставка   материалов   (фотографий,   рисунков,   заушенных листьев и семян) с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».  Оформление   страниц   «Определителя   растений   родного   края»   рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами Тема 5. Культурные растения: садовые деревья и кустарники региона. (7ч.) Внеаудиторное задание с привлечением родителей. Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края (беседы с садоводами, родителями, родственниками, знакомыми, поиск информации в Интернете, справочниках, книгах о плодовых растениях региона). Внеаудиторное занятие – экскурсия  с привлечением родителей. Посещение   сада   (садового   участка)   с   целью   различения   плодовых   деревьев, кустарников, травянистых растений, сбора листьев, веточек и плодов. Зарисовка листьев плодовых   деревьев   и   кустарников,   фотографирование   (с   помощью   родителей) природных объектов и детей в процессе сбора природных объектов (плодовых деревьев, кустарников, их листьев и плодов). Внеаудиторное задание с привлечением родителей. Сушка листьев. Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций «Плодовые растения региона». Аудиторные   занятия.   Презентации   по   материалам   экскурсионного   занятия.   Отбор лучших в «Определитель растений родного края».  Оформление   страниц   «Определителя   растений   родного   края»   рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 2. Плодовые растения региона). Тема 6. Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России. (7ч.) Внеаудиторное   задание  (самостоятельная   работа):   поиск   информации   в   Интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона». Внеаудиторное   занятие  –   экскурсия   с   привлечением   родителей.   Экскурсия   в ботанический сад, заказник, заповедник (при наличии условий) с целью ознакомления хотя бы с одним из исчезающих видов деревьев (кустарников, травянистых растений). Внеаудиторное   задание  с   привлечением   родителей.   Подготовка   отчета   в   форме рисунков, фотографий, картотеки растений родного края, нуждающихся в защите. Аудиторные   занятия.   Отчеты   по   результатам   выполнения   домашнего   задания: «Картотека   редких   и   исчезающих   растений   нашего   края»,   «Фотографии   редких   и 7 исчезающих растений нашего края», презентация «Редкие и исчезающие растения нашего региона». Оформление   страниц   «Определителя   растений   родного   края»   рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 3. Редкие и исчезающие растения нашего региона). Тема   7.  Подготовка   к   вступлению   в   научный   клуб   младшего   школьника   «Мы   и окружающий мир». (3ч.) Аудиторные занятия. Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника. Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из шести предложенных и их выполнение. Заполнение   адресов   на   конвертах   (конверт   с   адресом   научного   клуба   младшего школьника «Мы и окружающий мир» и конверт, предназначенный для ответа из клуба). 2 класс Формы   проведения  внеурочных   занятий:   экскурсии,   выставки,   презентации, кружковые  занятия, совместная деятельность  обучающихся и  родителей  (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения домашнего задания). Виды деятельности:  индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых   группах   (результат   работы   2–4   учеников);   коллективная   деятельность (коллективный   продукт   –   методическое   пособие   для   внеурочной   деятельности учащихся 2 класса «Опыты, наблюдения, эксперименты»). Тема 1.  Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период. (8ч.) Аудиторное   вводное   занятие  перед   экскурсией.   Чтение   (пересказ)   обучающимися статей из хрестоматии 1 класса «Как растения к зиме готовятся», «Есть ли на ветках ранки от опавших растений?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «У каких деревьев осенью не только листопад?» (с. 12–15) и из хрестоматии 2 класса «Как узнать хвойные деревья», «Сибирская сосна» (с. 43–45). Определение названий деревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам. Игра «Угадай название   дерева»   (ученики   объединяются   в   две   группы,   и   каждая   группа   получает карточки с иллюстрациями деревьев (березы, дуба, липы, ели, кедра и т. д.). За каждый правильный ответ группа получает 1 балл. Опытное   исследование   опавших   листьев   с   помощью   лупы   (конец   черешка   опавших листьев (пробковой слой) – гладкий, округлый; хвоинки покрыты тонким «восковым» налетом). Пересказ   статьи   «Есть   ли   на   ветках   ранки   от   опавших   листьев?»   с   использованием иллюстрации образования в листе особой пробковой перегородки (хрестоматия, 1 кл., с. 13). Опытное исследование опавших веточек осины (вяза, тополя) с помощью лупы (конец опавших   веточек   ровный   и   гладкий,   как   и   у   опавших   листьев),   пересказ   статьи   из хрестоматии 1 класса «У каких деревьев осенью не только листопад». Зарисовка иллюстрации из хрестоматии – образование в листе  пробковой перегородки; зарисовка листа, веточек и плодов деревьев с натуры (по выбору ученика). Организация   выставки   рисунков   с   целью   отбора   лучших   в   методическое   пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты». Внеаудиторное занятие  с привлечением родителей – экскурсия в осенний лес (парк, ботанический сад, пришкольный участок). Вводная беседа перед экскурсией «Правила 8 поведения во время передвижения и на природе». Деятельность детей в процессе экскурсии: определение названий лиственных и хвойных деревьев   по   листьям,   веточкам,   плодам,   шишкам.   Зарисовки   (фотографирование) лиственных деревьев с частично опавшими листьями и веточками и хвойных деревьев, покрытых листьями­иголками. Деятельность   родителей:   подготовка   фотодокументов   для   пособия   «Опыты, наблюдения, эксперименты» – фотографирование природных объектов и детей во время их  работы  на экскурсии  (дети  зарисовывают  или  фотографируют   деревья,  собирают листья, рассматривают листья с помощью лупы и т. д.). Внеаудиторное   задание:  подготовка   отчетов   по   материалам   экскурсии   –   рисунков, фотографий   осенних   деревьев   (лиственных   и   хвойных),   фотографий   деятельности детей. Аудиторные занятия: отчеты по материалам наблюдений на экскурсии – отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие. Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период»). Примечание. Подготовка к первому вводному занятию и к экскурсиям в осенний и зимний периоды: заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад и т.д.) и отбирается тот участок, где обучающиеся смогут провести наблюдения за тем, как хвойные и лиственные деревья готовятся к зиме и как они зимуют. Для первого вводного занятия собирают опавшие листья, веточки, плоды и шишки с тех деревьев,   которые   обучающиеся   увидят   на   экскурсии   (например:   опавшие   листья березы, хвоинки, веточки осины, тополя, плоды липы, клена и т. д.). Тема  2.  Лиственные   и   хвойные   деревья   региона   (дикорастущие   растения)   в   зимний период. (8ч.) Аудиторное   вводное   занятие  перед   экскурсией.   Чтение   (пересказ)   обучающимися статей из хрестоматии 1 класса «Как зимой узнать деревья», «Почему у дуба ветви корявые» (с. 42–43) и тестов из учебника 1 класса «Как зимуют травы, кустарники и деревья» (с. 42–43), «Учимся различать деревья и кустарники зимой» (с. 44–45). Особое внимание   обучающихся   обращают   на   иллюстрации   деревьев,   которые   сопровождают текст. Опытное исследование веточки тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы. Зарисовка: 1) иллюстрации «Разрез почки» (тетрадь, 1 кл., с. 31); 2) семян лиственных деревьев или шишек хвойных деревьев (по выбору обучающихся). Организация   выставки   рисунков   с   целью   отбора   лучших   в   методическое   пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты». Внеаудиторное занятие  с привлечением родителей – экскурсия в зимний лес (парк, ботанический   сад,   пришкольный   участок).   Определение   названий   деревьев   по   коре, контурам, опавшим плодам или шишкам. Сбор опавших плодов и шишек. Фотографирование   лиственных   деревьев   с   опавшими   листьями   и   хвойных   деревьев, покрытых листьями­иголками и снегом.  Фотографирование (родителями) детей во время их работы на экскурсии. Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам осенней и зимней экскурсий в лес (презентации, рисунки по памяти, фотографии). Заключительное аудиторное занятие: отчеты по материалам наблюдений осенней и зимней   экскурсий   на   тему   «Что   изменилось   в   жизни   растений   леса   с   наступлением зимы».   Отбор   лучших   рисунков   и   фотографий   в   методическое   пособие   «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление   страниц   пособия   «Опыты,   наблюдения,   эксперименты»   (Глава   2.   Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы). 9 Примечание.  Для   вводного   занятия   собирают   веточки   деревьев   с   зимними   почками (веточки тополя, ольхи, калины и т. д.), плоды (рябины, липы, дуба и т. д.) и шишки (ели, сосны); подготавливают материал для опытного исследования почек (за 10–15 дней до занятия в воду ставят веточки тополя (ольхи, калины) с почками). Место экскурсии в зимний период должно быть тем же, что и в осенний период. Очень важно, чтобы дети увидели внешние отличительные признаки зимнего леса от осеннего. Тема 3. Свойства воздуха. (4ч.) Аудиторные   занятия  –   проведение   опытов.   Распределение   обязанностей   между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов   проведения   каждого   опыта   и   его   результата),   художники   (зарисовки   этапов проведения   каждого   опыта   и   его   результата),   ученые   (описание   этапов   проведения каждого опыта и его результата). Постановка   опытов,   выявляющих   свойства   воздуха,   с   целью   фиксирования   этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования). Примечание. Можно поставить опыты по выявлению того, что: а) воздух окружает тебя со всех сторон; б) воздух хуже проводит звук, чем дерево; в) воздух прозрачен. Внеаудиторные занятия. Подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта. Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 3. Свойства воздух»). Тема 4. Свойства воды. (5ч.) Аудиторные   занятия  –   проведение   опытов.   Распределение   обязанностей   между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов   проведения   каждого   опыта   и   его   результата),   художники   (зарисовка   этапов проведения   каждого   опыта   и   его   результата),   ученые   (описание   этапов   проведения каждого опыта и его результата). Постановка   опытов,   выявляющих   свойства   воды,   с   целью   фиксирования   этапов проведения   каждого   опыта   (посредством   описания,   зарисовки,   фотографирования). Примечание: целесообразно поставить опыты по выявлению того, что: а) вода принимает форму   сосуда;   б)   вода   испаряется   и   т.   д.   Однако   можно   предложить   учащимся поставить   более   сложные   опыты.   Например:   «Вода   плохо   проводит   тепло» (хрестоматия, 3 кл., с. 43–44), «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая», «Пленка   –   невидимка»   (см.   А.И.   Шапиро   «Тайны   окружающего   мира   или   секреты знакомых вещей». – М., Мозаика­Синтез, 2002, с. 45–47). Внеаудиторные задания: подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта. Заключительные   аудиторные   занятия:   отбор   лучших   рисунков   и   фотографий   в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 4. Свойства воды). Тема 5. Условия, необходимые для развития растений. (10ч.) Аудиторные занятия. Групповая работа: чтение текста из учебника 2 класса (с. 61–63) «Условия,   необходимые   для   развития   растений»;   пересказ   этапов   постановки экспериментов с семенами фасоли или гороха с целью выявления условий, необходимых для прорастания семян (свет, тепло, вода); отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования условий, необходимых для прорастания семян. Распределение обязанностей между членами клуба (проведение эксперимента, описание, зарисовка, фотографирование). 10 Посадка семян растений. Создание разных условий для их прорастания. Фиксирование этапов проведения экспериментов (описание, рисунки, фотографии). Аудиторные занятия: отчеты по материалам экспериментальных исследований; отбор лучших материалов в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 5. Условия, необходимые для развития растений).                     3 класс Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия,   совместная   деятельность   обучающихся   и   родителей   (постановка   опытов   и экспериментов в режиме выполнения внеаудиторного занятия). Виды   деятельности:  индивидуальная   (результат   работы   одного   ученика);   работа   в малых группах (результат работы 2–4 учеников); коллективная Тема 1.Природа моего края (1 час) Аудиторное занятие Особенности   географического   положения   Кемеровской   области.   Площадь,   границы, соседи Тема 2. Природные зоны Кемеровской области (13 часов) Внеаудиторное задание  (самостоятельная работа): работа с картой «Природные зоны Кемеровской области». Растительный и животный мир.   Особенности растительного и животного мира  степной и лесостепной зон, тайги, гор и предгорий. Заповедные места Кемеровской   области.   Красная   книга   Кемеровской   области.   Причины   сокращения численности редких растений и животных. Самое, самое… среди растений и животных нашего   края.   Охрана   природы.   Составление   природоохранных   знаков,   их   защита. Охраняемые территории Кемеровской области заказники, заповедники, национальные парки).  Внеаудиторное занятие  – Экскурсия в краеведческий музей с целью ознакомления с растениями и животными нашего края. Внеаудиторное задание Подготовка отчета в форме рисунков, фотографий, картотеки растений и животных родного края. Аудиторное занятие.   Викторина «Хочу все знать»        Тема 3. Первооткрыватели земли Кузнецкой (2 часа) Аудиторные занятия. Первооткрыватели земли Кузнецкой ­ российские купцы Поповы. Выдающиеся землепроходцы ­ С.У.Ремезов, С.П. Крошенинников, П.А.Чихачев, П.Н. Крылов, В.И. Яворский и другие Поверхность земли Кемеровской области (5 часов) Аудиторные   занятия.  Геологическое   прошлое   нашего   края.   Особенности   рельефа (горы, равнины, наивысшая точка) Ознакомление с образцами горных пород. Условные обозначения полезных ископаемых Примечание.   Целесообразно   подготовить   таблицу   (название   полезного   ископаемого, применение). Климат нашего края (4часа) Аудиторные занятия Особенности климата Кемеровской области. Причины, влияющие на   климат.   Погода   по   временам   года.   Наблюдения   за   погодой.   Народные   приметы. Приборы для наблюдения за погодой. Составление дневников наблюдений за погодой. Охрана воздуха (загрязнители воздуха, меры по предупреждению загрязнения воздуха) Примечание. При подготовке к занятиям использовать личные наблюдения учащихся. Поверхностные воды нашего края (4 часа) 11 Аудиторные   занятия.   Реки   и   озера   нашего   края   Описание   главной   артерии Кемеровской области – реки Томи. Грунтовые воды и их охрана. Работа с контурной картой – обозначение крупных рек и озер. Дидактическая игра «Я изучаю свой край»  Тема 4. Почва и ее состав (6 часов) Аудиторные занятия. Почва, ее свойства. Внеаудиторные   занятия  –   Экскурсия   на   пришкольный   участок     «Состав   почвы». Практическая работа Подготовка почвы к посадке цветочных культур». Акция «Чистый двор».   Экскурсия   «Весенние   явления   в   природе»   с   целью   наблюдения   за  весенними явлениями в природе.  Экскурсия «Памятники города, посвященные ВОВ» 4 класс Формы   проведения  внеурочных   занятий:   экскурсии,   выставки,   презентации, кружковые   занятия,   совместная   деятельность   обучающихся   и   родителей (фотографирование объектов, оформление презентаций). Виды деятельности:  индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы 2–4 учеников); коллективная (участие всего коллектива). Тема  1.История возникновения  названия  населённого пункта. Историческое прошлое города (села, посёлка и пр. ) (8 час) Аудиторные   занятия.  История   возникновения   Кемеровской   области.   История возникновения   города   Новокузнецка.   Символика   Кемеровской     области   и   города Новокузнецка.   Происхождение   названий   улиц.   Город   Новокузнецк   во   время   ВОВ. Создание буклета «История моего края». Викторина «Хочу все знать».  Внеаудиторное занятие­    Тема 2. Поверхность земли родного края и её охрана (10 часов) Аудиторные   занятия.     Что   было   на   территории   Кемеровской   области   в   древние времена.  Горы  и  равнины  Кемеровской  области.  Полезные  ископаемые  нашего края. Ознакомление с образцами горных пород. Обозначение условными знаками на контурной карте полезных ископаемых нашего края. Что наш край дает стране. История открытия каменного угля на территории нашего края. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Изучение   физической   карты   Кемеровской   области.   Составление   кроссворда «Поверхность нашего края» Тема 3. Достопримечательности родного края (17 часов) Аудиторные   занятия.    Что   такое   достопримечательность.   Семь   чудес   Кузбасса. Достопримечательности города Новокузнецка. Улицы посёлка Рассвет, происхождение названия улиц.  История посёлка. Уголки живой природы. Растения и животные уголков живой природы.  Водоемы родного края.  Охрана и восстановление природы. Охрана и привлечение птиц.  Народные промыслы родного края, полезные ископаемые родного края, ветераны войны и труда родного края.  Интеллектуальная игра «Мы знаем свой край»  Внеаудиторное занятие – Экскурсия «Посёлок Рассвет и его достопримечательности». 12 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 Лиственные   и   хвойные   деревья   региона Разделы программы (дикорастущие растения) 2 Кустарники   и   травянистые   растения региона (дикорастущие растения) 3 Техника безопасности: правила поведения в   лесу,   в   парковой   зоне;   правила передвижения, правила гигиены. Правила   поведения  в   природе   (этические нормы, отношение к природе) 4 Дикорастущие растения региона 5 Культурные   растения   (садовые   деревья, кустарники, травянистые растения) 6 Деревья,     кустарники, травянистые растения   края,   занесенные   в   Красную книгу России Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» Лиственные   и   хвойные   деревья   региона (дикорастущие растения) в осенний период Лиственные   и   хвойные   деревья   региона (дикорастущие растения) в зимний период Свойства воздуха 7 8 9 10 Количество часов 3 год 2 год 1 год 4 год 3 3 3 7 7 7 3 8 8 4 13 Свойства воды 11 12 Условия,   необходимые   для   развития 5 10 растений 13 Природа моего края 14 Природные зоны Кемеровской области 15 Первооткрыватели земли Кузнецкой Поверхность земли Кемеровской области Климат нашего края Поверхностные воды нашего края 16 Почва и ее состав 17 История   возникновения   названия населенного пункта. Историческое   прошлое   города   (села, поселка и пр.) 18 Поверхность   земли   родного   края   и   ее 1 13 2 5 4 4 6 19 охрана. Достопримечательности родного края Всего часов: 33 35 35 8 10 17 35 5. Материально­техническое обеспечение                 Учебно­методическая литература Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.   Окружающий   мир.   1   класс: 1 класс  Учебник. – М.: Академкнига/Учебник. Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.   Окружающий   мир.   1   класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник. Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.   Окружающий   мир.   1   класс: тетрадь для самостоятельной работы. – М. : Академкнига/ Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.   Окружающий   мир: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник. 2 класс  Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.   Окружающий   мир.   2   класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник. Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.   Окружающий   мир.   2   класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник. Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.   Окружающий   мир.   2   класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник. Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.   Окружающий   мир.2   класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М. :Академкнига/Учебник. Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.   Окружающий   мир.2   класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М. :Академкнига/Учебник. Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.   Окружающий   мир.2   класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник. 3 класс  14 Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/ Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник. Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.   Окружающий   мир.   3   класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1 – М. : Академкнига/Учебник. Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.   Окружающий   мир.   3   класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2 – М. : Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник. 4 класс  Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.   Окружающий   мир.   4   класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник. Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.   Окружающий   мир.   4   класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1. – М. : Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 2. – М. : Академкнига/Учебник. Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Кудрова   Л.Г.   Окружающий   мир.   4   класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник. 15

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» для 1 – 4 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2017