Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
чтение
2 кл
04.06.2018
Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, М.В. Бойкиной, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа «Литературное чтение» основывается на следующих программно – методических материалах: - Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 кл.:пособие для учителей общеобразовательных учреждений: – М.: Просвещение, 2011 - ФГОС начального общего образования приказ №363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009. направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов. Рабочая программа рассчитана на 136 часа (34 недели).
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ +.docx
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   разработана   на   основе   авторской       программы «Литературное чтение»  Л.Ф.Климановой, М.В. Бойкиной, в соответствии с требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта начального общего образования. Программа   «Литературное   чтение»   основывается   на   следующих программно – методических материалах:  - Сборник   рабочих   программ.   Предметная   линия   учебников   системы «Школа   России».   1­4   кл.:пособие   для   учителей   общеобразовательных учреждений:  – М.: Просвещение, 2011 - зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009. ФГОС   начального   общего   образования   приказ   №363   от   06.10.2009, направлена  на   достижение   обучающимися   личностных,   метапредметных (регулятивных,   познавательных   и   коммуникативных)   и   предметных результатов. Рабочая программа рассчитана на 136 часа (34 недели). Для   реализации   программного   содержания   используется   следующий учебно­методический комплект: - Литературное   чтение.   Учебник.   2   класс.   В   2   ч.   Ч.   1   /  (сост.   Л.   Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская) – Москва издательство «Просвещение», 2015. - Литературное   чтение.   Учебник.   2   класс.   В   2   ч.   Ч.   2   /  (сост.   Л.   Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская) – Москва издательство «Просвещение», 2015 - программы. 1—4 классы ­ Москва издательство «Просвещение», 2011 Климанова   Л.   Ф.,   Бойкина   М.В.  Литературное   чтение.   Рабочие Цель   курса   литературного   чтения   –  формирование   читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного   к   творческой   деятельности.   Читательская   компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и   прослушанного   произведения,   знанием   книг   и   умением   их   самостоятельно выбирать,  сформированностью   духовной   потребности   в   книге   как   средстве познания мира и самопознания. Задачами   курса  литературного   чтения,   построенного   на сформулированных   выше   основах   и   ориентированного   на   требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются: - Освоение   общекультурных   навыков   чтения   и   понимания  текста;   воспитание интереса к чтению и книге. - Решение этой задачи предполагает,  прежде всего формирование осмысленного читательского   навыка   (интереса   к   процессу   чтения   и   потребности   читать произведения   разных   видов   литературы),   который   во   многом   определяет успешность   обучения   младшего   школьника   по   другим   предметам,   т.   е.   в результате освоения  предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты. - Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. - Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными  видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно   пользуются   справочным   аппаратом   учебника,   находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. - Воспитание   эстетического     отношения   к   действительности,  отражённой   в художественной литературе. - Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как   особого   вида   искусства;   формированию  умения   определять   его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами   искусства   (живопись,   театр,   кино,   музыка);   находить   сходство   и различие разных жанров, используемых художественных средств. - Формирование   нравственного   сознания   и   эстетического  вкуса   младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С   учётом   особенностей   художественной   литературы,   ее  нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое  значение.  В   процессе   работы   с  художественным произведением  младший школьник осваивает основные нравственно­этические ценности   взаимодействия   с   окружающим   миром,   получает   навык   анализа положительных   и   отрицательных   действии   героев,  событий.   Понимание значения   эмоциональной   окрашенности  всех   сюжетных   линий   произведения способствует   воспитанию  адекватного   эмоционального   состояния   как предпосылки собственного поведения в жизни. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно­нравственное и эстетическое содержание которых активно   влияет   на   чувства,   сознание   и   волю   читателя,   способствует формированию   личных   качеств,   соответствующих   национальным   и общечеловеческим   ценностям.   Ориентация   учащихся   на   моральные   нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения   культурного   человека,   формирует   навыки   доброжелательного сотрудничества. Важнейшим   аспектом   литературного   чтения   является   формирование навыка   чтения   и   других   видов   речевой   деятельности   учащихся.   Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся   ориентироваться   в   книге,   использовать   её   для   расширения   своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной   культуры:   формируются   умения   составлять   диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным   аппаратом   учебника,   находить   информацию   в   словарях,   спра­ вочниках и энциклопедиях.                   На   уроках   литературного   чтения   формируется   читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем,   способным   к   использованию   читательской   деятельности   для своего   самообразования.   Грамотный   читатель   обладает   потребностью   в постоянном   чтении   книг,   владеет   техникой   чтения   и   приёмами   работы   с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.   Курс   литературного   чтения   пробуждает   интерес   обучающихся   к чтению   художественных   произведений.   Внимание   начинающего   читателя обращается на словесно­образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие   писателя.   Младшие   школьники   учатся   чувствовать   красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.                   Изучение   предмета   «Литературное   чтение»   решает   множество важнейших   задач   начального   обучения   и   готовит   младшего   школьника   к успешному обучению в средней школе. Общая характеристика курса «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.                    Раздел  «Круг детского чтения»  включает произведения устного творчества   народов   России   и   зарубежных   стран,   произведения   классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других   стран   (художественные   и   научно­познавательные).   Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.                   Обучающиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам.   Новые   книги   пополняют     знания   об   окружающем   мире,   жизни сверстников,  об их отношении  друг к  другу,  труду,  к Родине.  В  процессе обучения обогащается социально­нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.                  Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.           Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и   писать)   и   работу   с   разными   видами   текстов.   Раздел   направлен   на формирование   речевой   культуры   учащихся,   на   совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.          Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее   формируются   приёмы   интонационного   объединения   слов   в предложения.   Увеличивается   скорость   чтения   (беглое   чтение),   постепенно вводится   чтение   про   себя   с   воспроизведением   содержания   прочитанного. Обучающиеся   постепенно   овладевают   рациональными   приёмами   чтения   и понимания   прочитанного,   орфоэпическими   и   интонационными   нормами чтения,   слов   и   предложений,   осваивают   разные   виды   чтения   текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно   с   формированием   навыка   беглого,   осознанного   чтения ведётся   целенаправленная   работа   по   развитию   умения   постигать   смысл прочитанного,   обобщать   и   выделять   главное.   Обучающиеся   овладевают приёмами выразительного чтения.                   Совершенствование   устной   речи   (умения  слушать  и  говорить) проводится   параллельно   с   обучением   чтению.   Совершенствуются   умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы   диалога,   формулы   речевого   этикета   в   условиях   учебного   и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения   людей   проводится   на   основе   литературных   (фольклорных   и классических)   произведений.   Совершенствуется   монологическая   речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Обучающиеся   осваивают   сжатый,   выборочный   и   полный   пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое   место   в   программе   отводится  работе   с   текстом художественного   произведения.  На   уроках   литературного   чтения совершенствуется   представление   о   текстах   (описание,   рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно­познавательные   тексты,   учатся   соотносить   заглавие   с   содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.  Программой   предусмотрена  литературоведческая   пропедевтика. Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной   мысли)   читаемого   литературного   произведения,   об   основных жанрах   литературных   произведений   (рассказ,   стихотворение,   сказка), особенностях   малых   фольклорных   жанров   (загадка,   пословица,   считалка, прибаутка).   Дети   учатся   использовать     изобразительные   и   выразительные средства   словесного   искусства   («живописание   словом»,   сравнение, олицетворение,   ритмичность   и   музыкальность стихотворной речи).    метафора,   эпитет, При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно­ познавательный   тексты, обучающиеся  осознают, что  перед  ними  не  просто познавательные   интересные   тексты,   а   именно   произведения   словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно­художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ   образных   средств   языка   в   начальной   школе   проводится   в   который   позволяет   детям   почувствовать   целостность объёме, художественного   образа,   адекватно   воспринять   героя   произведения   и сопереживать ему. Дети   осваивают   разные   виды   пересказов   художественного   текста: подробный  (с  использованием   образных   слов   и  выражений),  выборочный   и краткий (передача основных мыслей).                   На   основе   чтения   и   анализа   прочитанного   текста   обучающиеся осмысливают   поступки,   характер   и   речь   героя,   составляют   его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно­нравственный смысл прочитанного произведения.                   Раздел  «Опыт творческой деятельности»  раскрывает  приёмы  и способы   деятельности,   которые   помогут   обучающимся   адекватно воспринимать   художественное   произведение   и   проявлять   собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется   жизненный,   конкретно­чувственный   опыт   ребёнка   и активизируются   образные   представления,   возникающие   у   него   в   процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским   текстом.   Такой   подход   обеспечивает   полноценное   восприятие литературного   произведения,   формирование   нравственно­эстетического отношения   к   действительности.   Обучающиеся   выбирают   произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­ шут   изложения   и   сочинения,   сочиняют   стихи   и   сказки,  у   них   развивается интерес   к   литературному   творчеству   писателей,   создателей   произведений словесного искусства. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование) Восприятие   на   слух   звучащей   речи   (высказывание   собеседника, слушание различных текстов).  Адекватное  понимание содержания звучащей речи,   умение   отвечать   на   вопросы   по   содержанию   прослушанного произведения,   определение   последовательности   событий,   осознание   цели речевого   высказывания,   умение   задавать   вопросы   по   прослушанному учебному, научно­познавательному и художественному произведениям. Развитие     умения   наблюдать   за   выразительностью   речи,   за   особенностью авторского стиля.   Чтение Чтение   вслух.  Ориентация   на   развитие   речевой   культуры   учащихся   и формирование у них коммуникативно­речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению   целыми   словами   вслух.   Темп   чтения,   позволяющий   осознать   текст. Постепенное   увеличение   скорости   чтения.   Соблюдение   орфоэпических   и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов,  передача   их   с  помощью   интонирования.  Развитие  поэтического   слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных   по   объёму   и   жанру   произведений).   Определение   вида   чтения (изучающее,   ознакомительное,   выборочное),   умение   находить   в   тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно­популярном   —   и   их   сравнение.   Определение   целей   создания   этих видов   текста.   Умение   ориентироваться   в   нравственном   содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам   и   самостоятельное   деление   текста   на   смысловые   части,   их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие   в   коллективном   обсуждении:   умение   отвечать   на   вопросы, выступать  по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу   беседы,   используя   текст.   Привлечение   справочных   и   иллюстративно­ изобразительных материалов. Библиографическая культура Книга   как   особый   вид   искусства.   Книга   как   источник   необходимых знаний.   Общее   представление   о   первых   книгах   на   Руси,   начало книгопечатания.   Книга   учебная,   художественная,   справочная.   Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды   информации   в   книге:   научная,   художественная   (с   опорой   на внешние показатели книги), её справочно­иллюстративный материал. Типы   книг   (изданий):   книга­произведение,   книга­сборник,   собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный   выбор   книг   на   основе   рекомендательного   списка, алфавитного   и   тематического   каталога.   Самостоятельное   пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения Определение   особенностей   художественного   текста:   своеобразие выразительных   средств   языка   (с   помощью   учителя).   Понимание   заглавия произведения, его адекватное соотнесение с содержанием. Понимание   нравственно­эстетического   содержания   прочитанного произведения,   осознание   мотивации   поведения   героев,   анализ   поступков героев   с   точки   зрения   норм   морали.   Осознание   понятия   «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере   народов   России).   Схожесть   тем   и   героев   в   фольклоре   разных народов.   Самостоятельное   воспроизведение   текста   с   использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное   воспроизведение   эпизодов   с   использованием специфической   для   данного   произведения   лексики   (по   вопросам   учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно­ выразительных   средств   данного   текста.   Нахождение   в   тексте   слов   и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка   персонажа   и   его   мотивов.   Сопоставление   поступков   героев   по аналогии   или   по   контрасту.   Характеристика   героя   произведения:   портрет, характер,   выраженные   через   поступки   и   речь.   Выявление   авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный   пересказ   текста   (деление   текста   на   части,   определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых   слов,   озаглавливание;   план   (в   виде   назывных   предложений   из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный   выборочный   пересказ   по   заданному   фрагменту: характеристика   героя   произведения   (выбор   слов,   выражений   в   тексте, позволяющих   составить   рассказ   о   герое),  описание   места   действия   (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).  Вычленение   и  сопоставление   эпизодов   из   разных   произведений   по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие   ход   развития   сюжета, (предвидеть) умения   предвосхищать   последовательности событий. Работа с научно­популярным, учебным и другими текстами Понимание   заглавия   произведения,   адекватное   соотнесение   с   его содержанием.   Определение   особенностей   учебного   и   научно­популярного текстов   (передача   информации).   Знакомство   с   простейшими   приёмами анализа   различных   видов   текста:   установление   причинно­следственных связей,   определение   главной   мысли   текста.   Деление   текста   на   части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на   ключевые   слова,   модель,   схему.   Подробный   пересказ   текста.   Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание   диалога   как   вида   речи.   Особенности   диалогического общения:   умение   понимать   вопросы,   отвечать   на   них   и   самостоятельно задавать   вопросы   по   тексту;   внимательно   выслушивать,   не   перебивая, собеседника   и   в   вежливой   форме   высказывать   свою   точку   зрения   по обсуждаемому   произведению   (художественному,   научно­ познавательному).   Умение   проявлять   доброжелательность   к   собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование   норм   речевого   этикета   в   процессе   общения.   Знакомство   с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.   учебному, Умение  построить  монологическое  речевое  высказывание   небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа   на   вопрос.   Формирование   грамматически   правильной   речи, эмоциональной   выразительности   и   содержательности.   Отражение   основной мысли   текста   в   высказывании.   Передача   содержания   прочитанного   или прослушанного   с   учётом   специфики   научно­популярного,   учебного   и художественного   текстов.   Передача   впечатлений   (из   повседневной   жизни, художественного   произведения,   изобразительного   искусства)   в   рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы,   антонимы,   сравнения)   с   учётом   особенностей   монологического высказывания. Устное   сочинение   как   продолжение   прочитанного   произведения, отдельных   его   сюжетных   линий,   короткий   рассказ   по   рисункам   либо   на заданную тему. Письмо (культура письменной речи) Нормы   письменной   речи:   соответствие   содержания   заголовку (отражение   темы,   места   действия,   характеров   героев),   использование   в письменной   речи   выразительных   средств   языка   (синонимы,   антонимы, сравнения)   в   мини­сочинениях   (повествование,   описание,   рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге. Литературоведческая пропедевтика  (практическое освоение) Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная   ориентировка   в   литературных   понятиях:   художественное произведение,   искусство   слова,   автор   (рассказчик),   сюжет   (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее   представление   об   особенностях   построения   разных   видов рассказывания:   повествования   (рассказ),   описания   (пейзаж,   портрет,   интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение   прозаической   и   стихотворной   речи   (узнавание,   различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое   разнообразие   произведений.   Малые   фольклорные   формы (колыбельные   песни,   потешки,   пословицы,   поговорки,   загадки):   узнавание, различение,   определение   основного   смысла.   Сказки   о   животных,   бытовые, волшебные.   построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.   Художественные   особенности   сказок:   лексика, Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.             Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация   текста   литературного   произведения   в   творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное   рисование,   знакомство   с   различными   способами   работы   с деформированным   текстом   и   использование   их   (установление   причинно­ следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по   аналогии),   репродукций   картин   художников,   по   серии   иллюстраций   к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в   устной   или   письменной   речи.   Сравнивать   свои   тексты   с   художественными текстами­описаниями,   находить   литературные   произведения,   созвучные   своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор. КРУГ ЧТЕНИЯ Знакомство   с   культурно­историческим   наследием   России,   с общечеловеческими ценностями. Произведения   устного   народного   творчества   разных   народов   (малые фольклорные   жанры,   народные   сказки   о   животных,   бытовые   и   волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина,   М.   Ю.   Лермонтова,   Л.   Н.   Толстого,   А.   П.   Чехова   и   других классиков   отечественной   литературы   XIX—XX   вв.,   классиков   детской литературы,   знакомство   с   произведениями   современной   отечественной   (с учётом   многонационального  характера   России)   и   зарубежной   литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика  чтения  обогащена введением в круг чтения младших школьников  мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и  подвижниках Отечества. Книги   разных   видов:   художественная,   историческая,   приключенческая, фантастическая,   научно­популярная,   справочно­энциклопедическая   литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,   природе,   детях,   братьях   наших   меньших,   добре,   дружбе,   честности, юмористические произведения. 2 класс  Самое великое чудо на свете (4 ч) Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого Напутствие читателю Р. Сефа Устное народное творчество (15 ч) Русские   народные   песни.   Потешки   и   прибаутки.   Считалки   и   небылицы. Загадки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси ­ лебеди». Люблю природу русскую. Осень (8 ч) Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина Русские писатели (14 ч) А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила». И. А. Крылов. Басни. Л. Н. Толстой. Басни и рассказы. О братьях наших меньших (11 ч) Веселые   стихи   о   животных   А.   Шибаева,   Б.   Заходера,   И.   Пивоваровой,   В. Берестова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Научно­популярный текст Н. Сладкова. Из детских журналов (9 ч)  Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский  Проект «Мой любимый детский журнал» Люблю природу русскую. Зима (10 ч) Зимние загадки. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза» Новогодняя быль С. Михалкова Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева Писатели детям (17 ч) К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С. Я. Маршак «Кот и лодыри» С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли» А. Л. Барто. Стихи. Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей  Я и мои друзья (10 ч) Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Люблю природу русскую. Весна (9 ч) Весенние загадки.  Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. И в шутку и в серьез (14 ч) Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Литература зарубежных стран (12 ч) Американские,   английские,   французские,   немецкие   народные   песенки   в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Ш. Перро «Кот  в сапогах», «Красная Шапочка» Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» Эни Хогарт «Мафин и паук» Проект «Мой любимый писатель­сказочник». ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ Внеклассное чтение имеет большое значение в решении задач развития и образования   обучающихся   и   играет   важную   роль   в   деле   их   воспитания, поскольку   на   этих   уроках   дети   знакомятся   с   художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.    Приоритетной   целью   является   формирование   читательской компетентности   младшего   школьника.   Читательская   компетентность   –   это владение   техникой   чтения,   приёмами   понимания   прочитанного   и прослушанного   произведения,   знанием   книг   и   умением   их   самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.   Задачи:   1) воспитание интереса к чтению и книге.    Решение   этой   задачи   предполагает,   прежде   всего,   формирование осмысленного   читательского   навыка   (интереса   к   процессу   чтения   и потребности   читать   произведения   разных   видов   литературы),   который   во многом   определяет   успешность   обучения   младшего   школьника   по   другим предметам.   2) овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.    Выполнение   этой   задачи   связано   с   умением   работать   с  различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний   об   окружающем   мире.   В   результате   обучения   младшие   школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, находят информацию в словарях, справочниках, энциклопедиях.    3)   воспитание   эстетического   отношения   к   действительности, отражённой в художественной литературе. Решение   этой   задачи   способствует   пониманию   художественного произведения как особого вида искусства.    4)   формирование   нравственного   сознания   и   эстетического   вкуса младшего школьника;    5)   освоение   учениками   нравственных   ценностей,   содержащихся   в художественном произведении, воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания.   В   процессе   работы   с   художественным   произведением   младший школьник   осваивает   основные   нравственно­этические   ценности взаимодействия   с   окружающим   миром,   получает   навык   анализа положительных   и   отрицательных   действий   героев,   событий.   В   младшем школьном возрасте продолжается социально­личностное развитие ребёнка.    Этот   возрастной   период   характеризуется   появлением   достаточно осознанной   системы   представлений   об   окружающих   людях,   социальных   и межличностных   отношениях,   о   себе,   о   нравственно­этических   нормах,   на основе   которых   строятся   взаимоотношения   со   сверстниками   и   взрослыми, близкими   и   чужими   людьми.   Самооценка   ребёнка,   оставаясь   достаточно оптимистической   и   высокой,   становится   всё   более   объективной   и самокритичной.  Главное   при   формировании   читательской   самостоятельности   –   это собственная деятельность обучающихся с книгой и среди книг.    1) Ставить перед детьми такие задания, с которыми они непременно справятся,   но   не   потому,   что   должны,   а   потому,   что   хотят   и   могут,   т.к. обладают   достаточным   опытом   и   знаниями,   чтобы   проявить самостоятельность.   2) Внимательно следить за продвижением каждого ребёнка­читателя и в то же время не превращаться в безучастного контролёра, щедро делиться с ними своим читательским опытом.    3) Постоянно знакомить детей с теми средствами, которые изобрело человечество   для   8­9­летних   читателей,   чтобы   они   успешно   овладели искусством подчинять себе «океан книг», формировать в детях потребность этими средствами систематически пользоваться.    Учебный   материал,   реализующий   программу   курса,   подобран   в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и   познавательной   ценности,   сочетания   классики   и   современности, доступности, тематического и видо­жанрового разнообразия. Курс   «Внеклассное   чтение»   отличается   следующими особенностями:   ­ широким видо ­ жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;    ­ соответствием  учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения ­ формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.   Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных   действий:   личностных   и   метапредметных   (регулятивных, познавательных,   коммуникативных)   с   приоритетом   (из­за   специфики предмета)   развития   личностных   (прежде   всего,   ценно­смысловых), познавательных   и   коммуникативных.   Значительное   место   в   курсе «Внеклассного   чтения»   занимают   задания   творческого   характера.   Особое место   среди   них   отводится   заданиям,   организующим   обучение   словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.  Во   2­м   классе  дети   читают   предназначенную   их   возрасту художественную литературу – книги лучших русских писателей и зарубежную классику.   Обучающиеся   обязательно   узнают   новых   писателей,   неизвестные ранее   книги.   Кроме   художественной   литературы,   второклассников   надо познакомить с научно­познавательной и даже справочной книгой, написанной в   научно­художественной   форме.   С   помощью   учителя   и   самостоятельно обучающиеся   убеждаются,   что   обычно   научно­художественную   книгу справочного характера не читают подряд – «от корки до корки», а открывают в   нужном   месте   и   находят   там   необходимую   информацию.   Справочная литература:   серия   книг   «Что   такое?   Кто   такой?»,   серия   «Почемучкины книжки», серия «Я познаю мир». Наконец, во 2­м классе детям надо дать первое   представление   о   детской   периодике.   Всё   это:   художественная литература, научно­познавательная книга, детская периодика – и составляет фактический круг самостоятельного чтения второклассников. Задача учителя помочь   каждому   ребёнку   освоить   этот   круг,   вырабатывая   к   нему   своё собственное отношение.           Место курса «Внеклассное чтение» в учебном плане  Во 2 классе программа рассчитана на 34 занятия. Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 20­25 минут. Список литературы для дополнительного чтения на уроках и самостоятельного чтения второклассников - Русские народные сказки «Гуси­лебеди», «Морозко», «Снегурочка», «Иван царевич   и   Серые   волк»,   «Сестрица   Аленушка   и   братец   Иванушка», «Финист – Ясный Сокол». - Сказки   народов   мира:   украинская   сказка   «Колосок»,   татарская   сказка «Три   дочери»,   нанайская   сказка   «Айога»,   немецкая   сказка   «Бабушка Метелица», японская сказка «Журавлиные перья»,   американская сказка «Муравей и пшеничные зерна». - Д. Мамин­Сибиряк «Серая шейка», «Сказка про храброго зайца…». - В.Гаршин «Лягушка­путешественница». - А.Н.Толстой «Желтухин». - В.Катаев «Цветик­семицветик». - Г.­Х.   Андерсен   «Ромашка»,   «Чайник»,   «Дюймовочка»,   «Огниво», «Снеговик». - Р.Киплинг   «Рассказы»,   «Почему   у   кита   такая   глотка?»,   «Отчего   у верблюда горб?». - Братья Гримм. Сказки. - Ш.Перро «Золушка». - В.Бианки   «Музыкант»,   «Аришка   –   трусишка»,   «Сова»,   «Хитрый   лис   и умная уточка», «Наводнение в лесу», «Купание медвежат», «Приключения Муравьишки». - М.Пришвин   «Журка»,   «Хромка»,   «Золотой   луг»,   «Лисичкин   хлеб», «Птицы под снегом». - Е.Чарушин   «Страшный   рассказ»,   «Кот   Епифан»,   «Друзья»,   «Томкины сны», «Никита ­ охотник». - Н.Сладков «Всему свое время», «Барсук и Медведь», «Лиса – плясунья», «Сорока и Заяц», «Почему год круглый?», «Медвежья горка». - Г.Скребицкий «Заботливая мамаша», «Жаворонок», «Как белочка зимует», «Чем дятел кормится». - Г. Снегирев «Про пингвинов». - Л.Толстой «Два товарища», «Котенок», «Гроза в лесу», «Пожар», «Деревья дышат», «Какая бывает роса на траве». - Л. Толстой. "Два товарища". "Филиппок". "Котенок". "Гроза в лесу". "Как волки   учат   своих   детей".   "Пожар".   "Деревья   дышат".   "Азбука".   "Какая бывает роса на траве". "Куда девается вода из моря?" - А.С.   Пушкин.   "Унылая   пора!   Очей   очарованье...",   "В тот   год   осенняя погода...",   "Уж небо   осенью   дышало...",   "За весной,   красой   природы...", "Опрятней модного паркета..." - С. Есенин. "Ночь". "Береза". "Черемуха". "Нивы сжаты, рощи голы..." - Ф. Тютчев. "Чародейкою зимою...", "Весна". - А.А.Фет. "Ласточки пропали..." - И.А. Крылов. "Мартышка и очки". "Стрекоза и муравей". - Н. Некрасов. "Саша". - И. Никитин. "Полюбуйся, весна наступает..." - В. Маяковский. "Что такое хорошо и что такое плохо?" № п. п 1 Раздел Вводный урок   к о и в т ­ к л а о р К в П о а     1 с а ч О в л а д е н и е 2 Самое великое  чудо на свете 4 н а в в ы к а м и ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  л о р т н о К ь Характеристика деятельности  обучающихся Ориентироваться в учебнике по литературному  чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их  содержание с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных  обозначений при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание  главы. Пользоваться словарем в конце учебника. Прогнозировать содержание раздела.  Расставлять книги на выставке в соответствии с  темой раздела, сравнивать их, рассказывать о  книге с выставки в соответствии с коллективно  составленным планом.  Выбирать книгу по заданному параметру.  Воспринимать на слух произведение.  Отвечать на вопросы по содержанию художе­ ственного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми  словами; передавать интонационно конец  предложения.  Объяснять название произведения.  УУД  Личностные УУД: У обучающегося будут  сформированы: ­положительное отношение к школе; ­интерес к содержанию доступных  художественных произведений, к  миру чувств человека, отраженных в  художественном тексте; ­умение выделять поступок как  проявление характера героя; ­эмоциональное отношение к  поступкам героев доступных  данному возрасту литературных  произведений; ­чувства доброжелательности,  доверия, внимательности,  готовности к сотрудничеству и  дружбе, оказанию помощи; ­понимание значения чтения для  себя и в жизни близких ребенку  людей, восприятие уклада жизни  своей семьи; 3 Устное народное  творчество 15 4 Люблю природу  русскую. Осень. 8 о с о з н а н н о г о п р а в и л ь н о г о и Выбирать из предложенного списка слова для  характеристики различных героев произведения.  Описывать внешний вид героя, его характер,  привлекая текст произведения и свой читатель­ ский и жизненный опыт.  Передавать характер героя с помощью жестов,  мимики, изображать героев. П­1 Выбирать книгу по заданному параметру.  Воспринимать на слух произведение.  Отвечать на вопросы по содержанию художе­ ственного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми  словами; передавать интонационно конец  предложения.  Объяснять название произведения.  Выбирать из предложенного списка слова для  характеристики различных героев произведения.  Описывать внешний вид героя, его характер,  привлекая текст произведения и свой читатель­ ский и жизненный опыт.  Передавать характер героя с помощью жестов,  мимики, изображать героев. П­2 Читать стихотворения, передавая с помощью  интонации настроение поэта. Сравнивать стихотворения разных поэтов на  одну тему. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать художественный и научно­ ­умение сопоставлять поступки  людей, в т.ч. и свои, с поступками  героев литературных произведений; ­общее представление о мире  некоторых профессий; ­уважение к своей семье, к своим  родственникам, любовь к родителям; ­интерес (мотивации) к учению; ­проявление чувства гордости за  свою Родину, её историю,  российский народ, становление  гуманистических и демократических ценностных ориентации  многонационального российского  общества; ­развитие художественно­ эстетического вкуса, эстетических  потребностей, ценностей и чувств на  основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений  художественной литературы. Обучающийся получит  возможность для  формирования: ­интереса к новому, собственно  школьному содержанию занятий; ­интереса к слову, родному языку; первоначальной основы эмо­ ционального сопереживания 5 Русские писатели 14 в ы р а з и т е л ь н о г о ч т е н и я познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном  тексте. Представлять картины осенней природы. Находить средства художественной  выразительности. Оценивать свой ответ. Подбирать музыкальное сопровождение к  стихотворному тексту. Контролировать себя в процессе чтения. П­3 Прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным  переходом на чтение про себя, называть  волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста; Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном  тексте. Определять в тексте красочные яркие  определения (эпитеты). Придумывать собственные эпитеты, создавать на их основе собственные небольшие тексты­ описания, тексты­повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои  сравнения. прочитанному или услышанному  художественному тексту; ­умения передавать свое  эмоциональное отношение к  произведению; ­начальных представлений о  культурных традициях своего  народа; ­чувства ответственности за мир  животных; ­понятий о дружбе и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Регулятивные УУД: Обучающийся научится: ­участвовать в обсуждении плана  выполнения заданий; ­ориентироваться в принятой  системе учебных знаков; ­выполнять учебные действия в  устной речи и оценивать их; ­оценивать результаты работы,  организовывать самопроверку; ­менять позиции слушателя,  читателя, зрителя в зависимости от  учебной задачи; ­принимать учебную задачу,  отбирать способы ее решения; ­выбирать способы работы с текс­ Составлять устно текст­описание героя и текст­ рассуждение по сказке. Определять действия, которые помогают  представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в  лирическом тексте. Соотносить пословицы и смысл прозаического  текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на  основе анализа их поступков, авторского  отношения к ним, собственных впечатлений о  герое. Планировать возможный вариант исправления  допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам. П­4 Воспринимать на слух художественные  произведения Соотносить пословицы и смысл прозаического  текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на  основе анализа их поступков, авторского  отношения к ним, собственных впечатлений о  герое. Планировать возможный вариант исправления  допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам. О в л а д е н и е н том; ­самостоятельно организовывать  свое рабочее место. ­следовать режиму организации  учебной и внеучебной деятельности. Обучающийся получит  возможность научиться: ­работать в соответствии с  алгоритмом, планировать и  контролировать этапы своей  работы; ­корректировать выполнение  задания на основе понимания его  смысла; ­соотносить внешнюю оценку и  самооценку; ­самостоятельно работать с  учебником и хрестоматией во  внеурочное время; ­осуществлять самоконтроль и  самопроверку; ­использование знаково­ символических средств представ­ ления информации о книгах. Познавательные УУД: Обучающийся научится: ­выделять в тексте основные части; сравнивать художественный и  6 О братьях наших  меньших 11 7 Из детских  журналов 9 8 Люблю природу  русскую. Зима 10 а в в ы к а м и о с о з н а н н о г о п р а в и л Пользоваться тематической картотекой для  ориентировки в доступном кругу чтения. Участвовать в проекте, распределять роли,  находить нужную информацию, представлять эту  информацию в группе. П­5 Определять последовательность событий; Составлять план произведения. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображённую в  художественных произведениях. Определять героев произведения,  характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления  допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы,  представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для  ориентировки в доступном кругу чтения. П­6 Прогнозировать содержание раздела.  Рассматривать сборники стихов, определять их  содержание по названию сборника.  Соотносить загадки и отгадки.  Читать выразительно, отражая настроение  стихотворения. научно­популярный текст; ­обобщать и классифицировать  учебный материал;  ­формулировать несложные выводы; находить в тексте ответ на заданный  вопрос; ­на первоначальном уровне  анализировать доступные  художественные тексты; ­ориентироваться в содержании  учебника; ­пользоваться словарями учебника,  материалом хрестоматии; ­отличать художественный текст от  научного и научно­популярного; ­пересказывать текст по плану; ­структурировать знания при  сопоставлении текстов; ­применять схемы, таблицы как  способ представления. Обучающийся получит  возможность научиться: ­осознавать роль названия  произведения; ­понимать смысл незнакомых слов  из контекста в процессе чтения и  обсуждения; ­видеть отличия народного и  авторского текста; ь н о г и в ы р а з и т е л ь н о г о ч т е н Воспринимать на слух художественный текст.  Соотносить пословицы с главной мыслью  произведения.  Сравнивать произведения разных поэтов на одну  тему. Рисовать словесные картины зимней природы с  опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение текстом; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном  тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения.  Читать стихи наизусть. Понимать особенности были и  сказочного  текста.  Сравнивать и характеризовать героев  произведения на основе их поступков,  использовать слова антонимы для их  характеристики. Планировать возможный вариант исправления  допущенных ошибок. ­подбирать синонимы и антонимы  к словам из текста; ­подбирать слова­определения для  характеристики героев; ­проводить аналогии между  изучаемым материалом и  собственным опытом; ­понимание литературы как  явления национальной и мировой  культуры, средства сохранения и  передачи нравственных ценностей  и традиций; ­осознание значимости чтения для личного развития;  ­формирование представлений о  Родине и её людях, окружающем  мире , культуре, первоначальных  этических представлений. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: ­корректировать действия  участников коллективной твор­ ческой деятельности; ­ориентироваться в нравственном  содержании понятий: дружба,  дружеские отношения, семейные  отношения, близкие родственники; ­понимать и учитывать 9 Писатели детям 17 и я О в л а д е н и е н а в в ы к а м и о с о з н П­7 Прогнозировать содержание раздела.  Читать выразительно, отражая настроение  стихотворения.  Воспринимать на слух художественный текст.  Определять смысл произведения.  Соотносить смысл пословицы с содержанием  произведения. Объяснять  лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического  произведения;  Характеризовать героя используя слова­ антонимы. Находить  слова, которые с помощью звука  помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное  отношение к ним;  Выразительно читать  юмористические эпизоды  из произведений. Составлять план произведения, пересказывать  текст подробно на основе плана. Пересказывать  текст подробно на основе  картинного плана, высказывать свое мнение. Планировать возможный вариант исправления  допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовывать  коммуникативную позицию взрослых собеседников; ­понимать контекстную речь  взрослых; ­высказывать оценочные суждения,  рассуждать, доказывать свою  позицию; ­уметь договариваться о  распределении ролей в совместной  деятельности, осуществлять  взаимный контроль в совместной  деятельности, общей цели и путей её достижения;  ­осмысливать собственное поведение и поведение окружающих. Обучающийся получит  возможность научиться: ­корректировать действия  участников коллективной  творческой деятельности; ­ориентироваться в нравственном  содержании понятий: дружба,  дружеские отношения, семейные  отношения ,близкие родственники; 10 Я и мои друзья 10 11 Люблю природу  русскую. Весна 9 а н н о г о п р а в и л ь н о г о и в ы р а взаимоконтроль, оценивать своё чтение. П­8 Прогнозировать содержание раздела.  Читать  вслух с постепенным переходом на чтение про  себя; увеличивать темп чтения в слух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.  Воспринимать на слух художественное  произведение. Определять последовательность событий в  произведении.  Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа  стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их  поступкам; выразительно  читать по ролям. Составлять план рассказа пересказывать по  плану . Оценивать свой ответ в соответствии с  образцом. Планировать возможный вар­т исправления  допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную  тему. П­9 Прогнозировать содержание раздела.  Читать стихотворение и загадки с выражением,  передавать настроение с помощью интонации,  темпа чтения, силы голоса. Личностные УУД: У обучающегося будут  сформированы: ­положительное отношение к школе; ­интерес к содержанию доступных  художественных произведений, к  миру чувств человека, отраженных в  художественном тексте; ­умение выделять поступок как  проявление характера героя; ­эмоциональное отношение к  поступкам героев доступных  данному возрасту литературных  произведений; ­чувства доброжелательности,  доверия, внимательности,  готовности к сотрудничеству и  дружбе, оказанию помощи; ­понимание значения чтения для  себя и в жизни близких ребенку  людей, восприятие уклада жизни  своей семьи; ­умение сопоставлять поступки  людей, в т.ч. и свои, с поступками  героев литературных произведений; ­общее представление о мире  некоторых профессий; ­уважение к своей семье, к своим з и т е л ь н о г о ч т е н и я О в л П­ 10 Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе  опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые  помогают представить героев Объяснять отдельные выражения в лирическом  тексте. Сравнивать стихотворение о весне разных поэтов Придумывать самостоятельно вопросы к  стихотворению. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант допущенных  ошибок. Контролировать и оценивать свое чтение. Прогнозировать содержание раздела.  Планировать виды работ с текстом. Читать произведение вслух с постепенным  увеличением темпа чтения и переходом на чтение  про себя. Понимать особенности юмористического  произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения;  характеризовать их поступки, используя слова с  противоположным значением. родственникам, любовь к родителям; ­интерес (мотивации) к учению; ­проявление чувства гордости за  свою Родину, её историю,  российский народ, становление  гуманистических и демократических ценностных ориентации  многонационального российского  общества; ­развитие художественно­ эстетического вкуса, эстетических  потребностей, ценностей и чувств на  основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений  художественной литературы. Обучающийся получит  возможность для  формирования: ­интереса к новому, собственно  школьному содержанию занятий; ­интереса к слову, родному языку; первоначальной основы эмо­ ционального сопереживания  прочитанному или услышанному  художественному тексту; ­умения передавать свое  эмоциональное отношение к  произведению; 12 И в шутку и в  серьез 14 13 Литература  зарубежных  стран 14 К а д е н и е н а в в ы к а м и о с о з н а н н о г о п Восстанавливать последовательность событий на основе событий. Пересказывать подробно на основе вопросов  учебника; выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты  рассказов. Пересказывать веселые рассказы. Придумывать собственные веселые истории. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления  допущенных ошибок. Прогнозировать содержание раздела.  Выбирать  книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом про себя. Воспринимать на слух художественное  произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими  песенками, находить общее и различие. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведения. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями  русских сказок, находить общее и различие. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты сказок разных стран. Составлять план сказки, определять  последовательность событий. ­начальных представлений о  культурных традициях своего  народа; ­чувства ответственности за мир  животных; ­понятий о дружбе и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Регулятивные УУД: Обучающийся научится: ­участвовать в обсуждении плана  выполнения заданий; ­ориентироваться в принятой  системе учебных знаков; ­выполнять учебные действия в  устной речи и оценивать их; ­оценивать результаты работы,  организовывать самопроверку; ­менять позиции слушателя,  читателя, зрителя в зависимости от  учебной задачи; ­принимать учебную задачу,  отбирать способы ее решения; ­выбирать способы работы с текс­ том; ­самостоятельно организовывать  свое рабочее место. ­следовать режиму организации  учебной и внеучебной деятельности. Пересказывать подробно сказку на основе  составленного плана, называть волшебные  события и предметы в сказке. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в  школьной и домашней библиотеке; составлять  списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления  допущенных ошибок. Обучающийся получит  возможность научиться: ­работать в соответствии с  алгоритмом, планировать и  контролировать этапы своей  работы; ­корректировать выполнение  задания на основе понимания его  смысла; ­соотносить внешнюю оценку и  самооценку. р а в и л ь н о г о и ч т е н и я Условные обозначения:    П – проверочная работа (проверка навыков чтения) ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Обучающийся научится Речевая и читательская деятельность Обучающийся, получит возможность научиться ­осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; ­понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта  чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);  ­осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание  различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно­популярный,  учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на  вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать  вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно­популярному и  художественному тексту; ­оформлять свою мысль в монологическое речевой высказывание небольшого объема  (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной  теме или отвечая на вопрос; ­вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила  речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного и прочитанного  произведения; ­работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его  ­воспринимать художественную  литературу как вид искусства;  ­осмысливать эстетические и  нравственные ценности  художественного текста и  высказывать собственное  суждение; ­осознанно выбирать виды чтения  (ознакомительное, изучающее,  выборочное, поисковое) в  зависимости от цели чтения;  ­определять авторскую позицию и  высказывать свое отношение к  герою и его поступкам; ­доказывать и подтверждать  фактами из текста собственное суждение; ­на практическом уровне овладеть  некоторыми видами письменной  речи (повествование ­ создание  текста по аналогии, рассуждение ­  письменный ответ на вопрос,  описание ­ характеристика героя); ­писать отзыв о прочитанной книге; ­работать с тематическим  каталогом; ­работать с детской периодикой. многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; ­читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать смысл  прочитанного); ­читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; ­ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность  поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с  нравственными нормами; ­использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать  причинно­следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на  части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства  выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); ­передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно­ популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде  пересказа (полного или выборочного); ­коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст  или собственный опыт; ­ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от  авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в  библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; ­составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на  литературное произведение по заданному образцу; ­самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующим возрасту  словарями и справочной литературой. Контроль и оценка планируемых результатов     учить   наизусть   стихотворение, В   начальной   школе   проверяются   следующие   умения   и   навыки, связанные   с   читательской   деятельностью:   навык   осознанного   чтения   в определенном   темпе   (вслух   и   про   себя);   умение   выразительно   читать   и пересказывать   текст,   прозаическое произведение.                   При   проверке   умения   пересказывать   текст   произведения   особое внимание   уделяется   правильности   передачи   основного   содержания   текста, последовательности   и   полноте   развития   сюжета,   выразительности   при характеристике образов.                   Кроме   техники   чтения,   учитель   контролирует   и   собственно читательскую   деятельность   школьника:   умение   ориентироваться   в   книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе   и   т.п.).Чтение   и   читательская   деятельность   в   разных   классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа   над   пониманием   прочитанных   слов,   предложений   и   небольших текстов),   то   во   2­4   классах   чтение   постепенно   становится   общеучебным умением.   Одним   из   показателей   этого   является   изменение   соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает   чтение   вслух,   тогда   как   по   мере   овладения   навыками   быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10­15% в первом классе классе).                   Учитывая   особенности   уровня   сформированности   навыка   чтения школьников,   учитель   ставит   конкретные   задачи   контролирующей деятельности: ­ в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста, понимание значения отдельных слов   и   предложений,   соблюдение   пауз,   отделяющих   одно   предложение   от другого; ­  во   втором   классе   проверяется   сформированность   умения   читать   целыми словами   и   словосочетаниями;   осознание   общего   смысла   содержания прочитанного   текста,   умение   использовать   паузы,   соответствующие   знакам препинания,   интонации,   передающие   характерные   особенности   героев; ­   в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать четвертом в     80­85%   до целыми   словами   основными   задачами   контроля   являются   достижение осмысления   прочитанного   текста,   проверка   выразительности   чтения подготовленного   текста   прозаических   произведений   и   стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка; ­   в   четвертом   классе   проверяется   сформированность   умения   читать словосочетаниями   и   синтагмами;   достижение   осмысления   текста; выразительность   чтения   по   книге   и   наизусть   как   подготовленного,   так   и неподготовленного   текста,   самостоятельный   выбор   элементарных   средств выразительности в зависимости от характера произведения.   Нормы техники чтения (слов/мин.) Класс 1 2 3 4 Входной  контроль ­ 30­35 50­55 70­75 1 полугодие ­ 40­45 60­65 80­85 2 полугодие 30­35 50­55 70­75 90­100 Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: ­ искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления  букв, слогов, слов); ­ неправильная постановка ударений (более двух); ­ чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости  произношения слов при чтении вслух; ­ непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время  чтения; ­ неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; ­ неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте  слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания  прочитанного; ­ нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; ­ нетвердое знание наизусть подготовленного текста; ­ монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: ­ не более двух неправильных ударений; ­ отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; ­ осознание прочитанного текста за время, немного превышающее  установленное; ­ неточности при формулировке основной мысли произведения;  ­ нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.       Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого обучающегося, уровень определяется по следующим критериям:      беглость, правильность, осознанность, выразительность. Высокий уровень (оценка «5»): выполнены все 4 требования. Повышенный уровень (оценка «4»): выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований. Базовый   уровень   (оценка   «3»):   выполняется   норма   по   беглости,   но   не выполнено два других требования. Низкий уровень (оценка «2»): выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования   или   не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны.  Чтение наизусть Высокий  уровень  (оценка  «5»)   ­   твердо,   без   подсказок,   знает   наизусть, выразительно  читает. Повышенный уровень (оценка   «4»)   ­  знает   стихотворение   наизусть,  но допускает   при   чтении   перестановку   слов,   самостоятельно   исправляет допущенные неточности. Базовый   уровень   (оценка   «3») ­   читает   наизусть,   но   при   чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Низкий уровень (оценка «2"») ­ нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст Выразительное чтение стихотворения       Требования к выразительному чтению: 1.    Правильная постановка логического ударения 2.    Соблюдение пауз 3.    Правильный выбор темпа 4.    Соблюдение нужной интонации 5.    Безошибочное чтение Высокий уровень (оценка «5») ­ выполнены правильно все требования Повышенный уровень (оценка «4») ­ не соблюдены 1­2 требования Базовый уровень (оценка «3») ­допущены ошибки по трем требованиям Низкий уровень (оценка «2») ­ допущены ошибки более, чем по трем  требованиям Пересказ Высокий   уровень   (оценка   «5») ­   пересказывает   содержание   прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или   по   плану),  правильно   отвечает   на   вопрос,   умеет   подкрепить   ответ   на вопрос чтением соответствующих отрывков. Повышенный уровень (оценка «4») ­ допускает 1­2 ошибки, неточности, сам исправляет их Базовый   уровень   (оценка   «3») ­   пересказывает   при   помощи   наводящих вопросов   учителя,   не   умеет   последовательно   передать   содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Низкий уровень (оценка «2») ­ не может передать содержание прочитанного.     по     контроля организации Особенности чтению                   Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы ­ небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно   для   этого   использовать   и   тестовые   задания   типа "закончи   предложение",   "найди   правильный   ответ",   "найди   ошибку"   и   т.п. Тематический   контроль   проводится   после   изучения   определенной   темы   и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.                   Итоговый   контроль   по   проверке   чтения   вслух   проводится индивидуально.   Для   проверки   подбираются   доступные   по   лексике   и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2018