Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности
Оценка 4.8

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
22.04.2017
Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности
Данная программа отвечает социальным требованиям к школе, которые сформулированы в Концепции модернизации российского образования, а именно: «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности».Рабочая программа кружка разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В. Хухлаевой,
мир который построим мы.doc
Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС НОО) Пояснительная записка Рабочая программа кружка разработана на основе программы формирования  психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я»  кандидата психологических наук О.В. Хухлаевой, Москва, 2011 и программы  внеурочной деятельности социального направления «Мой мир» Хоровининой Н.  И., Блудовой Л. И., Новокузнецк, 2010. Данная программа отвечает социальным требованиям к школе, которые  сформулированы в Концепции модернизации российского образования, а именно: «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно­ экономических отношений, формирования новых жизненных установок  личности». Настоящая программа является программой социального развития младших  школьников. Она рассчитана на 4 года и предполагает участие детей с 1 по 4  класс общеобразовательной школы. Предлагаемый курс занятий направлен на формирование и сохранение  психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию  интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и  способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы  дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и  описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает  ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и  создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению  большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического  равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием  формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная  адаптация к социуму. Цель курса: Формирование личностных качеств учащихся как основы  взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального  становления через самопознание, общение, деятельность. Основные задачи курса:  Передача социального опыта взрослых людей ученикам. Для этого широко  используется механизм социально­педагогического, массово­ коммуникативного общения. Под передачей опыта взрослых понимаются  не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со  специалистами в какой­то сфере деятельности, в том числе и во время  специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Это и  экскурсии в музеи, на действующие предприятия;  Осознание собственного статуса и многообразие социальных ролей;  понимание своей социальной роли и готовность ее выполнять;  Воспитание готовности к созидательной деятельности;  Развитие умения соотносить свои интересы с интересами других людей и  оценивать свое поведение с точки зрения людей и групп;  Формирование самосознания и коррекция самооценки; умение адекватно  оценивать личностное участие в жизни коллектива;  Формирование умения соблюдать правила и договариваться между собой;  работать и осуществлять совместную деятельность;  Развитие творческого потенциала детей. Каждое занятие погружает  ребенка в атмосферу творчества. Школа признает за каждым ребенком  творческое начало, которое должно быть реализовано в любой  деятельности. Творческая деятельность учащихся направляется в  позитивную созидательную сферу деятельности. Свой творческий  потенциал учащиеся могут реализовать на всех этапах становления  личности. Задача учителя – не разрушать творческие способности  школьника, а поощрять его способности, которые способствуют развитию  коллектива и тем самым развитию его личности. Но на первых этапах  ребенок может реализовать творческое начало через проявление своего  мнения, своего отношения к тому, что он делает, т.е. выполнять любую  деятельность, любую работу с вниманием и любовью;  Формирование интереса и любви к труду. В различных видах труда детей (хозяйственно­бытовой, ручной, труд в природе)  содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности,  правильного выбора в дальнейшем профессии;  Воспитание целеустремленности и настойчивости, воспитание характера. Общественно полезная деятельность требует определенных волевых усилий:  когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно  разрешить их или с помощью группы детей, или с помощью учителя. Ребенок  учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у него  формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца;  Формирование потребности к общественно полезной деятельности, в  которой проявляется забота каждого участника этой деятельности об  окружающих, о школе, о природе. Одной из наиболее важных  характеристик общественно полезной деятельности является то, что она  позволяет решать различные индивидуальные проблемы и задачи развития  в условиях совместной приятной, естественной для детей деятельности. Все занятия имеют общую направленность и обладают структурным единством,  которое может наполняться различным содержанием в зависимости от целей,  состава и даже от настроения, с которым пришли дети. Правильно организованная общественно­полезная деятельность помогает: 1. улучшить отношение в коллективе; 2. разнообразить общение детей; 3. скомпенсировать самооценку младших школьников; 4. учит их лучше понимать друг друга и самих себя; 5. удовольствие и радость от совместной работы положительно сказывается  на развитии всех психических функций, что повышает учебный потенциал,  способствует личностному росту каждого ребенка. Программа включает 5 направлений: 1. Тропинка к своему Я 2. Человек и природа 3. Человек и общество 4. Человек и его здоровье 5. Я учусь дружить и находить друзей. Основные содержательные линии курса. І. Тропинка к своему Я В данном разделе представлены темы, которые помогают младшим школьникам  познакомиться с ценностями «Я»( личности): собственного «Я» человека, его  связи с «Я» других людей и с природными объектами. Они предполагают  осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих,  идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с  миром во всей его полноте; предполагают овладение рефлексией как средством  самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе,  внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими; обеспечивают  появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении; побуждают к  последующей самореализации. ІІ. Человек и природа. В этом разделе предусмотрено формирование важнейших природоведческих  понятий. Дети учатся распознавать обитателей живого уголка, растения и  животных своей местности, комнатные растения. Вместе с тем целенаправленно  и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся  экологические зависимости, осознание которых необходимо для развитий у  учащихся современного экологического мышления. Большое внимание  уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия,  норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу  экологической культуры личности. Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего этого раздела. Содержание направлено на создание условий  непосредственного участия младших школьников в природоохранительной  деятельности. С этой целью дети знакомятся с мероприятиями по охране  природы, привлекаются к посильному участию в этой работе. Содержание данного раздела направлено на воспитание бережного отношения к  природе, ответственности за любое живое существо и за тех, с кем он  сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная  позиция по отношению к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля. ІІІ. Человек и общество. В данном разделе предусмотрены темы, которые дают важнейшие представления  детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую  очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. В этом разделе  рассматриваются вопросы о правах и обязанностях ребенка в школе и семье.  Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая  деятельность – особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему  труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной помощи,  стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи ­ это основные задачи данного раздела. ІV. Человек и его здоровье. Этот раздел в программе нацелен на формирование представлений о человеке,  как части живой природы. Уделяется внимание вопросам гигиены,  рассматривается понятия «здорового образа жизни». Раскрыть понятие о  здоровье (стойкость к болезням, закаленность, выносливость, сила,  жизнерадостность). Научить детей самим заботиться о своем здоровье,  сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Дать понятия  и знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище. Занятия в  данном разделе направлены на воспитание чувства ответственности за свое  здоровье, потребности вести здоровый образ жизни, который предполагает  выполнение правил сохранения и укрепления здоровья. Одной из задач этого раздела является научить детей пользоваться полученными  знаниями в жизни, а также вести профилактическую работу с дошкольниками,  другими учащимися. Дети должны научиться рассказывать, убеждать других в  необходимости вести здоровый образ жизни, правильно питаться, вести  подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек, соблюдать правила  дорожного движения для своей безопасности. V. Я учусь дружить и находить друзей. Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в  основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта,  внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить  коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника,  соблюдать правила поведения. Формы и методы работы Формы воспитательной работы:  познавательная беседа;  этическая беседа;  профилактическая беседа;  игры: ролевые, ситуационные;  занятия с использованием художественных средств выразительности;  упражнения;    тренинги; экскурсии; тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых),  групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.  Методы воспитания:  методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод  примера); 1. методы организации деятельности и формирования опыта  общественного поведения личности (приучение, метод создания  воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж,  иллюстрации и демонстрации);  методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности  (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие,  поощрение и др.);  методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Ожидаемые результаты реализации программы 1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных  знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной  жизни):приобретение школьниками знаний о правилах ведения  социальной коммуникации, принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм, правилах  конструктивной групповой работы, способах организации взаимодействия  людей и общностей, способах самостоятельного поиска, нахождения и  обработки информации. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения  школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной  реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к  другому человеку как Таковому (гуманность), как Другому (альтруизм),  как Иному (толерантность); стремление к свободному, открытому  общению в позиционных общностях. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта  самостоятельного социального действия): приобретение учащимися  опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления коммуникацией с другими людьми и  принятия на себя ответственности за них; опыта позиционного  самоопределения в открытой общественной среде; опыта волонтёрской  (добровольческой) деятельности. Метапредметными результатами изучения курса является формирование  универсальных учебных действий (УУД). 1 класс Регулятивные УУД:      овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми; извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению строить речевое высказывание в устной форме Познавательные УУД:     уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью  учителя учиться исследовать свои качества и свои особенности учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя учиться наблюдать  моделировать ситуацию с помощью учителя Коммуникативные УУД:      учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах учиться работать в паре и в группе выполнять различные роли слушать и понимать речь других ребят осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. 2 класс Регулятивные УУД:  учиться контролировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников     учиться прогнозировать последствия своих поступков определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками  информации. строить речевое высказывание в устной форме Познавательные УУД:    находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок.  фото) делать выводы в результате совместной работы в группе учиться графически оформлять изучаемый материал  моделировать различные ситуации  усваивать разные способы запоминания информации Коммуникативные УУД:     учиться позитивно проявлять себя в общении учиться договариваться и приходить к общему решению учиться понимать эмоции и поступки других людей овладевать способами позитивного разрешения конфликтов 3 ­ 4 класс Регулятивные УУД:         осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением извлекать необходимую информацию из текста определять и формулировать цель в совместной работе учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого соотносить результат с целью и оценивать его. Познавательные УУД:         планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять обогатить представление о собственных возможностях и способностях учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию адекватно воспринимать оценку учителя Коммуникативные УУД:      ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии учиться контролировать свою речь и поступки учиться толерантному отношению к другому мнению учиться самостоятельно решать проблемы в общении осознавать необходимость признания и уважения прав других людей  формулировать своё собственное мнение и позицию  учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. Примерное поурочное тематическое планирование  «Мир, который построим мы» (1–4 классы) 1 класс № урока Тема урока І. Тропинка к своему Я (7 ч.) Кто Я? Какой Я? Мой автопортрет Моё настроение Мой внутренний мир. Мой любимый герой. Кто он? 1 2 3 4 5 Я учусь быть самостоятельным. 6 7 Подведение итогов «Что ты сделал хорошего…» ІІ. Человек и природа (5 ч.) 1 Вводное занятие «Что и кто нас окружают» Давайте познакомимся! Дыхание осени (творческая мастерская) 2 3 Виртуальная экскурсия «Зимний лес полон чудес» Выращивание витаминов на окне в классе 4 5 Практическая работа «Уборка мусора на школьной площадке» ІІІ. Человек и общество (9 ч.) «Зеленый огонек» Моя дорога в школу Моя помощь родным и близким Все работы хороши. 1 2 3 4 Отношение к старшим. Я и мой класс. Творческая мастерская Школа вежливых наук Экскурсия в школьную библиотеку Добро и зло в сказках 5 6 7 8 9 Творческая мастерская «Когда мама рядом» ІV. Человек и его здоровье (6 ч.) Что такое здоровье Бухгалтерия моего времени Экскурсия в медицинский кабинет Веселые прыгалки Привычки человека «Здоровым будешь – все добудешь» 1 2 3 4 5 6 Я учусь дружить и находить друзей (6 ч.) Учимся общаться Я и мои друзья. Отзывчивость и доброта. Я познаю себя и других Плохо одному. Правда и ложь. № урока 1 2 3 4 5 6 2 класс Тема урока І. Тропинка к своему Я (6 ч.) Расскажу о себе Что я умею и чем горжусь? Как справиться со страхом. 1 2 3 Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии. 4 Моё поведение Каким я буду, когда вырасту? 5 6 ІІ. Человек и природа (6 ч.) На балу у красавицы Флоры. В гостях у госпожи Фауны. Воздух и Вода Проект «Покормите птиц зимой» Уход за домашними животным Бездомные животные 1 2 3 4 5 6 ІІІ. Человек и общество (8 ч.) Твои поступки и твои родители Почему родители наказывают детей? 1 2 К миру с добром – мир добрее станет. Отношение к учителю. Операция «Сувенир» к Дню учителя. 3 4 5 6 Культура поведения и такт. Азбука этики. 7 Наши руки не знают скуки. Изготовление ёлочных украшений. Обязанности ученика в школе и дома 8 ІV. Человек и его здоровье (6 ч.) 1 Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают? Летом и зимой дружи со спортом и игрой: разучивание игр 2 В гостях у Гигиены 3 4 Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки 5 Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. 6 Я учусь дружить и находить друзей (8 ч.) Я среди людей. Другой человек. Настроение другого человека 1 2 3 4 Что значит понимать другого и как можно этому научиться? Конфликт. Как он возникает? Я умею просить прощения Каким должен быть настоящий друг. Мы договариваемся. 5 6 7 8 3 класс № урока Тема урока І. Тропинка к своему Я (7 ч.) 1 Мои способности. Я расту, я изменяюсь Мой внутренний мир. Как можно выразить свои чувства? Мои силы, мои возможности Верность слову. Что такое хорошо и что такое плохо? 2 3 4 5 6 7 ІІ. Человек и природа (6 ч.) Правила поведения в природе. 1 2 Откуда пришли комнатные растения. Уход за комнатными растениями в классе Существуют ли вредные организмы? Опасные животные нашей местности 3 4 5 Опасные растения нашей местности 6 Люди и паразиты ІІІ. Человек и общество (7 ч.) Нравственные отношения в коллективе. Зачем быть вежливым Речевой этикет Этикет в общественных местах. Права и обязанности школьника. Мой класс самый чистый . Генеральная уборка в классе. Я отвечаю за свои поступки. 1 2 3 4 5 6 7 ІV. Человек и его здоровье (7 ч.) Человек в природе и его здоровье. Организм человека. Органы и системы 1 2 Правда о табаке. Правда об алкоголе. Нужные и ненужные лекарства. Первая помощь при отравлении 3 4 5 6 7 Сон и его значение для здоровья человека V. Я учусь дружить и находить друзей (7 ч.) Настоящий друг Трудности в отношениях с друзьями 1 2 3 Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? Мои друзья в классе. 4 5 Радость. Как её доставить другому человеку. 6 Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»? 7 Можно ли поступать всегда так, как хочется? № урока 4 класс Тема урока І. Тропинка к своему Я (7 ч.) Как правильно оценить себя? 1 2 Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере? 3 Что дали мне природа, родители, что зависит от меня в совершенствовании  моего «Я»? В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества 4 Принимать решение нелегко. 5 6 Учимся принимать самостоятельное решение. 7 Ограничения и самоограничение. ІІ. Человек и природа (6 ч.) Земля – наш общий дом 1 2 Природа. Значение природы для людей Десять заповедей друзей леса Приглядись и удивись. Язык животных Удивительное рядом 3 4 5 6 Добрые мысли о спасении Земли ІІІ. Человек и общество (7 ч.) Профессии людей в моем селе. Устав – основной закон школы. Мода и школьная одежда. Поведение в общественных местах. Библиотека – хранительница знаний. Праздники в жизни человека. Нравственное отношение в семье. 1 2 3 4 5 6 7 ІV. Человек и его здоровье (7 ч.) 1 Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно Почему мы болеем Прививки от болезней Забота об органах чувств Я выбираю движение 2 3 4 5 6 Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Закаливание в домашних условиях 7 Я учусь дружить и находить друзей (7 ч.) Умение общаться. 1 2 Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников? 3 Кого я могу впустить в свой внутренний мир? Чем люди отличаются друг от друга. 4 Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? 5 6 Как влиять на поведение другого человека. 7 Хороший ли я друг? Что я готов изменить в себе ради дружбы? Формы  моральной оценки и самооценки. В процессе реализации программы учащиеся научатся: • Осознавать и ценить роль и значение семьи в их жизни; • Осознавать и ценить роль школы в их жизни; • Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителями,  дорожить ими; • Ориентироваться в наиболее распространенных сферах труда в современном  обществе; • Овладеют универсальными учебными действиями: поиск, анализ и отбор  необходимой информации, планирование действий, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих  товарищей; • Самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать  собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в группе,  выполнять разные социальные роли; • Уважать труд других людей, внимательно относиться к старшим, младшим и  одноклассникам, появится стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Дополнительная литература для учителя и учащихся, иллюстративный материал 1. Барто, А. Л. Медвежонок­невежа / А. Барто. – Ленинград: Детская  литература 1984 . – 5 с. 2. Пушкин, А.С. Сказка о рыбаке и рыбке / А. Пушкин – Москва: Детская  литература 1998 г. – 23 с. 3. Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки / С.Я. Маршак. ­ М. : Детская  литература 1987 г. 4. Ноев ковчег: Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и  писателей мира: Кн. Для воспитателей детского сада и  родителей/Сост.Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993.­ 352с.: ил. 5. Носов Н. Фантазеры. Рассказы / Н. Носов – М: Детская литература, 1977.­  221 с. с ил. 6. Осеева, В. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева – М.: Детская  литература, 1988. – 70 с. 7. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2007. ­296 с. 8. Сент­Экзюпери, А. Маленький принц / А. Сент Экзюпери; пер. с  французского А.В. Кривцова. – М.: Худож. лит, 2000. 9. Родари Дж. Приключения Чиполлино / Дж. Родари. Мери Поппинс/ П.  Треверс. Маленький принц/ А. де Сент­Экзюпери; Л.З. Лунгиной.­ Мн.:  Беларусь, 1986. – 431 с 10. с. 11. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. ­ СПб.: 2007. – 224 Толстой, Л.Н. Ясная поляна / Л.Н. Толстой – М.: Детская  литература. 1988. – 143 с Учебно­методическая литература для учителя. 1. Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных  способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург:  «АРД ЛТД», 1998. – 192 с. 2. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. ­ М.:  Педагогическое общество России, 2000. – 192 с. 3. Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П. Звездина, Т.П. Щербакова. – М: ТЦ Сфера, 2004. 4. Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. Петрусинского В.В. ­ М. :  Новая школа, 1994. 5. Кащенко, В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. ­ М.:  Просвещение, 1994. 6. Классные часы в 1­4 классах / авт.­сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград : Учитель, 2007. – 204 с. 7. Кащенко, В.В. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные  часы: 1­4 классы / В.В Кащенко. ­ М.: ВАКО, 2008. – 160 с. 8. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. ­3­ е изд. ­ М.: Флинта, 2003. ­128 с. 9. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.  Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В.  Касаткина. – Ярославль: Академия развития,1997. – 240 с. 10. Классные часы: внеклассная работа: 1­4 классы /сост. Козлова М.А.­ М.: Издательство «Экзамен», 2009. ­ 317 с. 11. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и  младшими школьниками: Литературный и музыкально­игровой материал:  Учеб.­ метод. пособие / С.О. Николаева. ­ М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2003. – 80 с. 12. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно­ развивающая программа для 5­8 лет / авт. сост. Н.В. Макарычева. ­ М.:  АРКТИ, 2010. – 80 с. 13. 296с. 14. с. 15. 16. с. 17. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. ­ СПб.: Речь,2007. ­  Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. ­ СПб.: 2007. – 224 Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности. ­ М.:1994. 107 с. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника. ­ М., 1998. – 130  В. Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования  психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис»,  2011. 18. Р.В. Овчарова. «Практическая психология в начальной школе»,  Москва, «Сфера», 2001 19. 20. Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я».­ Д.: «Сталкер», 1998 г. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.­ М.: изд­во  «Ось»,2001 г. 21. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы  конструктивного общения.­ Новосибирск, 1997 г. 22. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя о тебе.­ М.  «Просвещение», 1991 г. 23. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.­  Екатеринбург, 1997 г 24. г. 25. Коломинский, Я.Л. Человек: психология.­ М. «Просвещение»,1986  Примерная основная образовательная программа образовательного  учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С. Савинов. ­М.: Просвещение,  2010

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности

Рабочая программа  «Мир, который построим мы» по внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017