1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа дополнительных занятий составлена на основе примерной программы “Право” Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по всем специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень), программы “Право. 10 – 11 класс” (под редакцией А.Ф. Никитина); с учетом наличия учебно-методической базы.
Рабочая программа на групповые занятия «Отношения между гражданами и исполнительной властью»
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа дополнительных занятий составлена на основе примерной программы “Право”
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по всем специальностям
среднего профессионального образования (далее СПО) и предназначена для реализации
государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего
(полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования
(профильный уровень), программы “Право. 10 – 11 класс” (под редакцией А.Ф. Никитина); с учетом
наличия учебнометодической базы.
1.2. Место дисциплины в структуре основной общеобразовательной программы: общий гуманитарный
и социальноэкономический цикл (ОГСЭ. 05).
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
а) в области познавательной деятельности умения самостоятельно и мотивированно организовывать
свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
б) в области информационнокоммуникативной деятельности поиск новой информации по заданной
теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных
знаковых системах; отделение основной информации от второстепенной; передача содержания
информации адекватно поставленной цели; критическое оценивание достоверности полученной
информации; умение давать определения, приводить доказательства, владеть навыками публичных
выступлений;
в) в области рефлексивной деятельности понимание ценности образования как средства развития
личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет
мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками
организации и участия в коллективной деятельности:
г) участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работы:
выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской
деятельности;
д) умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства;
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение
основными навыками публичных выступлений.
е) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою
гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного
выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности
1.3. Цели и задачи занятий – требования к результатам освоения занятий:
В результате изучения права на занятиях студент должен
Понимать
общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы
правосудия; органы правовой защиты прав человека;уметь
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные
отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм
реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы
организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения
гражданских, трудовых, административноправовых споров; порядок заключения и
расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения;
порядок получения платных образовательных услуг;
объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового
регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права;
содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных
правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного,работника, потребителя,
супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным
правом;
различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и
порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката,
нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота;
организационноправовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и
неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданскоправовых
договоров;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и
ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм
международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
o поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
o анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий
их реализации;
o изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и
явлениях с точки зрения права;
o применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов
различных сторон (на заданных примерах);
o осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
o выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных
ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а
также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
o обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
1.4. Количество часов на освоение программы занятий:
__18__ часов
2. СТРУКТУРА И РАБОЧЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
2.1. Объем учебных занятий и виды учебной работы.Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 18
в том числе: теоретические занятия
практические занятия
Самостоятельная работа
Изучение нормативных документов
аттестация в форме зачета
16
2
2.2. Тематический план и содержание занятий по теме “Отношения между гражданами и
исполнительной властью”
Объе
м
часов
Уровень
освоени
я
4
2
4
2
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся
1.Консттитуция
Российской
Федерации –
Основной закон
2. Гражданский
кодекс РФ (договора,
сделки, наследство)
Глава 1. Основы конституционного строя Статья 1 16
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Статья 17
64
Глава 3. Федеративное устройство Статья 65 79
Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 80 93
Глава 5. Федеральное Собрание Статья 94 109
Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 110
117
Глава 7. Судебная власть Статья 118 129
Глава 8. Местное самоуправление Статья 130 133
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр
Конституции Статья 134 137
Глава 3. Граждане (физические лица) Статья 17
Правоспособность гражданина; Статья 18. Содержание
правоспособности граждан; Статья 19. Имя гражданина;
Статья 20. Место жительства гражданина; Статья 21.
Дееспособность гражданина; Статья 22. Недопустимость
лишения и ограничения правоспособности и дееспособности
гражданина.
Глава 9. Сделки 1. Статьи 153161 Понятие, виды и форма
сделок; Статья 162. Последствия несоблюдения простой
письменной формы сделки; Статья 163. Нотариальное
удостоверение сделки. Статья 425 – Договора. 2.
Недействительность сделок. Статья 166. Оспоримые иничтожные сделки.Раздел
V. Наследственное право.
Глава 61. Общие положения о наследовании статьи1110
1117;Глава 62. Наследование по завещанию статьи 1118
1140;
Глава 63. Наследование по закону статьи 11411151;
Глава 64. Приобретение наследствастатьи 11521175
Разделы:
I общие начала, применимые ко всему кодексу, такие как,
цели и задачи законодательства о семье, его основы;
II правила заключения, а также прекращения брака;
III все права и обязанности, возникающие у лиц после
приобретения нового статуса супругов;
IV права и обязанности родителей, а также детей;
V информация об алиментах.
Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство;
Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд;
Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и
нежилого помещения в жилое помещение;
Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого
помещения;
Глава 5. Права и обязанности собственника жилого
помещения и иных проживающих в принадлежащем ему
помещении граждан;
Глава 6. Общее имущество собственников помещений в
многоквартирном доме. Общее собрание таких
собственников;
Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого
помещения по договору социального найма;
Глава 8. Социальный наем жилого помещения
Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по
уплате налогов, сборов, страховых взносов
Глава 7. Объекты налогообложения,статьи 38 43
Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов,
страховых взносов, Статьи 44 60
Глава 9. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых
взносов, а также пени и штрафа,статьи 61 68
Глава 10. Требование об уплате налогов, сборов, страховых
взносов,статьи 69 71
2
2
2
2
2
2
3. Семейный кодекс
РФ
4. Жилищный кодекс
РФ
5. Налоговый кодекс
(НДФЛ, НДС, общий
налог)Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по
уплате налогов, сборов, страховых взносов, статьи 72 77
Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм, статьи 78 79? Федеральные налоги
Глава 21. Налог на добавленную стоимость, статьи 143 177
Глава 22. Акцизы, статьи179 206.1.
Глава 23. Налог на доходы физических лиц, статьи 207 232
Раздел 1. Общие положения, статьи 1 7
Раздел II. Воинский учет, статьи 8 10
Раздел III. Обязательная и добровольная подготовка
гражданина к военной службе, Статьи 11 21
Раздел IV. Призыв граждан на военную службу,статьи 22
31
Раздел V. Поступление на военную службу по
контракту,статьи 32 35
Раздел VI. Военная служба,статьи 36 49
Раздел VII. Увольнение с военной службы, статьи 50 51.1
6. Федеральный закон
“О воинской
обязанности в РФ)
Практическое
занятие
Всего – 18 часов
Из них
теоретических 16
часов
Практических – 2
часа
Итог зачет
4
2
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных
задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению.
Реализация программы занятий требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся – 30;
рабочее место преподавателя – 1;
доска – 1;
книжные шкафы – 1;
учебная, нормативная литература схемы и таблицы;
комплект учебнометодических пособий 1
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Учебник Е.А. Певцова Право, Основы правовой культуры,10 11 класс, Базовый и профильный
уровни, Часть 1 2, 2012.
2. Программа по праву для 1011 классов общеобразовательных школ, автор А.Ф. Никитин, 2014 г.
3. Учебник А.Ф. Никитин. Право 10 11 кл. М., Дрофа, 2015 г.
Учебник "Право. Основы правовой культуры" доктора юридических наук и доктора педагогических
наук Е.А. Певцовой предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий и лицеев.
В книге представлены необходимые для обеспечения правовой грамотности и защиты своих прав
материалы по административному, уголовному, образовательному, экологическому праву. В учебнике
раскрываются особенности юридического образования и юридических профессий, международного
права и прав человека.
Основная идея курса — сформировать правовую культуру, повысить уровень правового сознания
молодежи.
Дополнительные источники:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, по состоянию на 31.12.16 г.;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1,2,3,4, по состоянию на 31.12.16 г.;
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145ФЗ (с изменениями и
дополнениями 2016 г);
4. Налоговый кодекс Российской Федерации, части 1,2, по состоянию на 01.07.16 г.;
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 196ФЗ по состоянию на
31.12.16 г.;
6. Жилищный кодекс РФ Принят 29.12.2004. Последние изменения внесены 06.07.2016 на
основании 374ФЗ.
7. Семейный кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 17ФЗ по состоянию на 30.12.2015 г.;
8. Уголовный кодекс РФ от 10.07.1996 г. № 70ФЗ по состоянию на 01.12.16 г.;
9. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" №53ФЗ от 28.03.1998
(Принят 28.03.1998. Последние изменения внесены 03.07.2016 на основании 305ФЗ ).
Интернетресурс:http://constitutionrf.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Контроль и оценка результатов освоения занятий осуществляется преподавателем в процессе
проведения занятий (семинар), тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Используемая система оценивания:Виды письменных работ
учащихся.
1 Тесты разного уровня
(А, B, C)
Виды устных работ учащихся
Работа над понятиями
2 Письменные источники
(документы)
Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и
ситуаций.
3 Составление плана
ответа
Ответы на вопросы по содержанию параграфа.
4 Эссе
Устные сообщения по дополнительному материалу.
5 Решения практических
Публичная защита проекта.
задач.
6 Составление
Поиск информации в сети Интернет по решению практических задач.
письменного ответа по
заданному объему
(например, два
предложения)
7 Составление кластера
схемы
8 Составление таблицы
Участие в ролевых играх.
Объяснение внутренних и внешних связей (причинноследственные и
функциональные) изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и
культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека)
9 Подготовка письменных
Оценка различных суждений о социальных объектах.
сообщений, рефератов