Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Оценка 4.9

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
Детсад
03.06.2019
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
данная программ отвечает современным тенденциям и требованиям, приобщая дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края,способствуя формированию основ духовно -нравственной личности. Реализация этнокультурного компонента осуществляется в программе на материале сельской культуры. В в программе представлены основные направления, отражающие ее специфику: краеведение, быт и традиции, нравственные устои села, православные и календарно-обрядовые праздники. Каждое направление включает в себя разные виды детской деятельности.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧЕРНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ИРБИТСКОГО МО __________________________________________________________________________ Тел.8 (343) 553 53 92   Свердловская 623842, Ирбитский   район, ул.60 лет Октября д.19.   обл.,   с.Черновское, УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ Черновский детский сад ________________Н.В.Прыткова «ИРБИТСКИЙ КРАЙ – ЛЮБИМЫЙ КРАЙ» ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО­ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Срок реализации:1 год Возраст детей: 5­7 лет Разработчик : Вяткина Мария Юрьевна Воспитатель МАДОУ Черновский детский сад с.Черновское 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1 . Пояснительная записка………………………………………................ 1.1.Цели и задачи программы………………………………………. 1.2.Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы……………………………………………… 1.3.Возрастные характеристики развития детей………………….. 1.4.Планируемые результаты освоения детьми программы……… 1.5.Формы организации детей………………………….…………... 1.6.Взаимодействие с родителями…………………………………. 2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1.Учебно­тематическое   образовательной деятельности........................................................................................ 2.2. Содержание психолого­педагогической работы с детьми... ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ   планирование 3 . 3.1.Кадровое обеспечение …………………………………………. 3.2.Материально – техническое обеспечение …………………….. 3.3.Время и сроки реализации …………………………………….. 3.4.Организация предметно­развивающей среды………………… 3.5.Методическое обеспечение программы……………………….. Приложение 1 Комплексно­тематическое планирование  воспитательно­образовательного процесса ………………………….. 3 5 5 6 8 9 9 11 12 14 14 15 15 16 18 I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Духовно­нравственное воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной   системы.   С.И.Ожегов   определял   патриотизм   как   «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». В последнее время появился   термин   «новый   патриотизм»,   который   включает   в   себя   чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность   к   Родине,   преданность   ей,   ответственность   за   нее,   желание трудиться на благо, беречь ее богатство. Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того  фундамента, на  котором  будет  вырастать  более  сложное   образование  – чувство   любви   к   своему   Отечеству.   Главным   этапом   формирования   у   детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, приобщение к его культуре. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Окружающую действительность дети дошкольного возраста воспринимают эмоционально,   поэтому   патриотические   чувства   к   родному   селу   у   него проявляются   в   чувстве   восхищения     своим   селом.   Воспитание   патриотизма невозможно без формирования привязанности к месту рождения и жительства. Чтобы у ребенка сформировать чувство любви к родному селу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать   умение   видеть   и   понимать   красоту   окружающей   жизни,   желание узнать больше об особенностях родного края, культуре, истории и окружающей природы.  Воспитывая   у   детей   любовь   к   родному   селу,   необходимо   подвести   их пониманию, что их село – это частица Родины. Направленность  программы   по   содержанию   является   социально­ педагогической; по функциональному предназначению – учебно­познавательной; по форме организации – кружковой; по времени организации – годичной. Актуальность программы обусловлена потерей ориентиров в воспитании  современного человека: юное поколение не помнит и не знает культуры своего  народа; все чаще в поведении детей и подростков наблюдаются проявления  бездуховности, безнравственности. В связи с распространением в современной  жизни различных форм агрессии актуальной становится задача воспитания  толерантности, духовно­нравственной личности. С другой стороны, в  российском обществе отмечается рост национального самосознания, интерес к  сохранению и развитию национальной культуры, языка, возрождение народных  традиций, возвращение к вере. Данная программа отвечает современным  тенденциям и требованиям, приобщая дошкольников к культурно­историческим  ценностям родного края, способствуя формированию основ духовно­ нравственной личности.  Новизна данной программы состоит в том, что реализация  этнокультурного компонента осуществляется на материале сельской культуры.  В программе представлен синтез основных направлений, целостно отражающих  ее специфику: краеведение, быт и традиции, нравственные устои села,  православные и календарно­обрядовые праздники. Каждое направление  включает в себя разные виды детской деятельности: познавательную, игровую,  коммуникативную, изобразительную и т.д. Программа «Ирбитский край – любимый край» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного  образования, с учетом возрастных особенностей детей.  В программе «Ирбитский край – любимый край» нашли отражение вопросы  ознакомления детей с историческими корнями села, края, людьми героями  труда и ВОВ, с профессиями родного края. 1.1.Цель и задачи программы Цель  программы: воспитание гуманной, духовно­нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: 1.Формирование   чувства   привязанности   к   своему   дому,   детскому   саду, друзьям в детском саду, своим близким. 2.Форирование   у   детей   чувства   любви   к   своему   родному   краю,   своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. 3.Воспитание   чувства   гордости,   потребности   соблюдать   и   сохранять народные традиции. 4.Способствовать   формированию   патриотических   чувств   к   прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину. 5.Расширить   представления   детей   об   истории,   культуре,   профессиях, людях, социально­экономической значимости родного села, района. 1.2.Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы В основу реализации программы положены следующие принципы:  Принцип   личностно­ориентированного   общения  –  индивидуально­ личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения   дети   выступают   как   активные   исследователи   окружающего   мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство , соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми; –  предполагает   планирование изучаемого   познавательного   материала   последовательно   (от   простого   к сложного), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе; Принцип   последовательности  Принцип   интегративности  –  предусматривающий   возможность использования   содержания   познавательных   представлений   и   их   реализацию   в разных видах деятельности;    Принцип   опоры   на   эмоционально­чувственную   сферу   ребенка   – создание   условий   для   возникновения   эмоциональных   реакций   и   развития эмоций,   которые   сосредотачивают   внимание   ребенка   на   объекте   познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание. Основными   подходами   к   построению   образовательной   деятельности   в рамках программы стали:  Системно­деятельностный   подход,   обеспечивающий   возможности детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Гуманитарный   подход   предполагает   обращенность   к   личности   ребенка через соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей. Культурологический   подход   опосредуется   принципом культуросообразности   воспитания   и   обучения   и   позволяет   рассмотреть внимание   как   культурный   процесс,   основанный   на   присвоении   ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры.  Индивидуальный   подход   к   воспитанию   и   обучению   дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. 1.3.Возрастные характеристики развития детей Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.  Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые   представления   детей   об   окружающем   мире,   обществе   и   культуре.   В дошкольном возрасте чувства господствует над всеми сторонами жизни: ребенок переживает   то,   что   с   ним   происходит   и   им   совершается,   он   определенным образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это   отношение   его   к   миру,   к   тому,   что   он   испытывает   и   делает   в   форме непосредственного переживания. К   концу   дошкольного   детства   внешние   чувства   все   чаще   становятся мотивами   поведения   ребенка.   Посредством   чувства   происходит   регуляция поступков,   действий,   желаний   ребенка   сообразно   установленным   этическим, эстетическим требованиям общества. Эмоции   играют   важную   роль   в   регуляции   детской   деятельности,   в становлении   ценностных   ориентаций   и   отношений.   Результаты   деятельности детей   и   взаимоотношения   между   ними   способствуют   актуализации   эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение с взрослым или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра  и зла. Нравственное развитие ребенка, в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои   потенциальные   возможности   для   формирования   высших   социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания   многогранного   чувства   любви   к   Родине,   сначала   следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой   эмоционально­познавательной   основы   она   не   сможет   появиться.   Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей малой Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему­то, кому­то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам   Родины,   он   вообще   должен   приобрести   опыт   сопереживания   как человеческого   чувства.   Восхищение   просторам   страны,   ее   красотой   и богатством   возникает,   если   научить   ребенка   видеть   красоту   вокруг   себя. Прежде   чем   человек   сможет   трудиться   на   благо   Родины,   он   должен   уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. Базой патриотического   воспитания   является   нравственное,   эстетическое,   трудовое,   В   процессе   такого умственное   воспитание   маленького   человека. разностороннего   воспитания   зарождаются   первые   ростки   гражданско­ патриотических чувств. 1.4.Планируемые результаты освоения детьми программы В результате реализации программы: Иметь представления: ­об истории возникновения своей семьи; ­об истории села Черновское; ­о памятниках родного села; ­об обычаях, традициях; ­о подвиге земляков в Великой Отечественной войне; ­о природе края; ­проявлять любознательность по отношению к родному селу, его истории, необычным памятникам, зданиям. Знать: ­домашний адрес; ­название села Черновское, название улиц, основные социальные объекты и достопримечательности села; ­необходимо ухаживать за памятниками героев, возлагать к ним цветы; ­название рек, их обитателей; Уметь: ­отражать впечатления о родном селе, районе в художественно­творческой деятельности; ­проявлять   инициативу   в   социально­значимых   делах:   участвует   в социально­значимых   событиях,   переживает   эмоции,   связанные   с   событиями военных лет и подвигам односельчан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям села.  ­   сюжетно­ролевые   игры,   режиссерские     игры   и   игры­фантазирования, 1.5.Формы организации детей театрализованные   игры,   игры­имитации   на   основе   народных   сказок,   легенд, мифов, непосредственного опыта ребенка; ­   реальные   и   условные,   проблемно­практические   и   проблемно­игровые ситуации, связанные с решением социально и нравственно значимых вопросов; ­ игры­путешествия по родному селу; ­ сравнительный анализ народных игр, игрушек, произведений народного искусства; ­   чтение   художественной   литературы,   рассматривание   картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, родное село, труд людей); ­ сбор и создание гербариев, коллекций камней, семян и тп.; ­   детско­родительские   проекты,   тематически   ориентированные   на обогащение   детей   о   природе   родного   края:   «Растения   и   животные   Урала, занесенные в Красную книгу» и др.; ­ разнообразные праздники и досуги: «Веселая ярмарка» (создание изделий народных промыслов); ­ чтение произведений Д.Н.Мамина­Сибиряка; ­ праздники и др. Формой   подведения   итогов   реализации   программы  является   участие детей   и   их   родителей   в   праздниках,   развлечениях,   в   выставках   народно­ прикладного творчества, семейных газет, фотовыставках, а также в районных, конкурсах, концертах. Освоение   данной   программы   предполагает   тесное   взаимодействие   с 1.6.Взаимодействие с родителями. семьей. Семейные поездки на традиционную Ирбитскую ярмарку, в Ирбитский историко­краеведческий   музей,   исторический   музей   организованный Черновской   СОШ,   на   концерты   народных   коллективов   Ирбитского   района, родного   села.   Знакомство   с   семейными   традициями,   фотографиями, реликвиями, участие родителей в праздниках, играх, в изготовлении костюмов – все   это   способствует   развитию   преемственности   семьи   и   детского   сада, является условием создания атмосферы сотрудничества в процессе приобщения старших дошкольников к народной культуре. II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Таблица 1 Раздел, тема Количество часов 1 Раздел 1 Я и моя семья всего 2 теоретич . 3 Тема 1.2.Я моя семья (семейные истории, традиции) Тема 1.2.Моя родословная. 1 2 Раздел 2.Край, в котором мы живем Тема 2.1. История возникновения села Тема 2.2.Ирбитский край, село родное. Тема 2.3.Природа родного села Тема 2.4. «Человек без родины, что птица без крыльев» Тема 3.1. Черновцы – защитники родной земли Тема 3.2.Чем славится Ирбитский край, родное село Раздел 3. Быт и традиции Тема 3.3.Достопримечательности родного села Тема 3.4. Профессии села Тема 3.5.Русский народный костюм 2 2 1 1 4 2 1 2 1 Тема   4.1.Знакомство   с   произведениями   искусства Ирбитских художников.  Раздел 4. Культура Ирбитского края 1 Тема   4.2.Знакомство   с   произведениями   Д.Н.Мамина­ Сибиряка Тема 4.3. Архитектурные памятники Ирбитского района Тема 4.4. Сказки и придания 1 1 2 1 1 2 2 1 1 3 1 1 2 1 1 1 1 1 Раздел 5. Православные и календарные – обрядовые праздники Тема 5.1.Православные праздники Тема 5.2.Календарно­обрядовые праздники Итоговое мероприятие: «Мы – патриоты» ИТОГО 4 5 35 2 1 24 практич. 4 1 1 ­ ­ ­ ­ 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ 1 2 4 11 Содержание тематического планирования материала. Раздел 1.Я и моя семья. Тема 1.1. Я и моя семья. Получают знания о своем ближайшем окружении, семье.   У   детей   воспитываются   гуманные   отношения   к   своим   близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историй, традициях. Тема   1.2.   Моя   родословная.   Составление     вместе   с   родителями генеалогического   древа   своей   семьи.   Составление   герба   своей   семьи. Презентация герба и генеалогического древа своей семьи . Раздел 2. Край, в котором мы живем. Тема 2.1.  История возникновения  села. Время основания. Кто основал. Ремесла, которыми занимались, люди в селе. Исторические события.  Тема   2.2.Ирбитский   край,   село   родное.   Географическое   положение Ирбитского района, села Черновское. Пословицы и поговорки о родном крае. Тема 2.3.Природа родного села. Реки родного края. Растительный мир, лекарственные   растения  (пижма,   шалфей,   зверобой,   душица).  Растительный мир родного села: грибы, ягоды, кустарники  (калина, шиповник, боярышник), деревья. Животный мир родного села, Ирбитского района: насекомые, рыбы, птицы, звери. Тема  2.4. «Человек   без  родины, что  птица  без  крыльев». Пословицы  и поговорки, стихи о родном крае. Раздел 3. Быт и традиции Тема 3.1. Черновцы – защитники родной земли. Воинская слава земляков. Герои односельчане. Подвиги земляков в Великой Отечественной войне. Тема   3.2.Чем   славится   Ирбитский   край,   родное   село.   Народные промыслы, декаративно­прикладное искусство. Тема   3.3.Достопримечательности   родного   села.   Часовня   Георгия Победоносца   (д.Шушарина,   Черновский   сельский   совет).   Часовня   в   честь Святых   Царственных   Страстотерпцев   и   Церковь   Покрова   Пресвятой Богородицы (д. Никитина, Черновский сельский совет) Тема 3.4.Профессии села. Особенности профессий села. Растениеводство. Знакомство   с   зерном,   его   внешним   видом.   Как   растет   хлеб,   уход   за   ним. Животноводство.  Тема 3.5.Русский народный костюм. Символика цвета и деталей. Вышивка и кружева как обереги.  Раздел 4. Культура Ирбитского края Тема 4.1.Знакомство с произведениями искусства Ирбитских художников. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств. Музей уральского искусства. Музей мотоциклов. Ирбитский музей народного быта. Тема   4.2.Знакомство   с   произведениями   Д.Н.Мамина­Сибиряка. Аленушкины сказки, «Медведко», «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Тема 4.3. Архитектурные памятники Ирбитского района. Тема   4.4.   Сказки   и   придания.   Характерные   особенности   сказочного повествования.   Сказочные   эпитеты,   метафоры.   Нравственное   содержание сказок. Раздел 5. Православные и календарные – обрядовые праздники Тема   5.1.Православные   праздники.   Духовно­нравственное   содержание православных   праздников   Переходящие   и   непереходящие   праздники православного   календаря.   Покрова   Пресвятой   Богородицы,   Рождество Христово, Сороки, Светлое Христовое Воскресенье, Троица. Тема   5.2.Календарно­обрядовые   праздники.   Традиционные   обычаи   и обряды   праздников,   их   место   в   календарно­обрядовом   круге.   (Крещение), широкая Масленица и др.   Святки Итоговое мероприятие «Мы патриоты»  (викторина) III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Кадровое обеспечение. Реализацию   программы   обеспечивают   воспитатели   старшей   и подготовительной   групп.   Воспитатель:   организовывает   образовательную деятельность: 1.В   специально   организованной   среде   (создание   в   группе   условий   для формирования у дошкольников представлений о родном крае). 2.В   организованных   формах   (экскурсии,   совместная   деятельность воспитателя   с   детьми,   самостоятельной   деятельности   детей,   направляет совместную деятельность детей и родителей и др.) 3.В проектной деятельности (создание альбомов и презентаций). 4.Наблюдение за эффективностью реализации программы. Воспитатели обеспечивают непрерывную образовательную деятельность с использованием   видео­   и   фотоматериалов,   беседы,   проведение   викторин, конкурсов, театрализованных представлений по теме. Воспитатель организует предметно­развивающую   среду.   Подбирает   соответствующие   альбомы, иллюстрации,   игры,   книги,   наглядный   материал,   которые   помогают   детям закрепить полученные знания. 3.2.Материально – техническое обеспечение  Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие: ­комнаты русского быта или мини­музей; ­краеведческий центр; ­русские народные костюмы Уральского региона (фотографии); ­литературы, отражающей специфику программы; ­иллюстративных альбомов, фотографий; ­дидактических игр; ­аудио­ и видеоматериалов; ­мультимедийного проектора. Аудиозаписи: ­уральские сказки; ­концертные выступления фольклорных коллективов; ­церковные песнопения. Видеотека: ­презентации   «Родное   село   Черновское»,   «Архитектурные достопримечательности   Ирбитского   района,   родного   села»,   «Здравствуй хлебушек». 3.3. Время и сроки реализации программы Работа  по   данной  программе  охватывает  все  виды  деятельности   детей. Планируется в рамках кружковой работы 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия – 30 минут. Рассчитана программа на один год для детей с 5­7 лет. 3.4.Организация предметно­развивающей среды. Неоспоримо значение правильно организованной предметно­развивающей среды   для   жизни   и   развития   ребенка   дошкольного   возраста.   Программа предъявляет особые требования к организации предметно­развивающей среды в группе.   Предлагается   оформить   в   группе   зоны   гражданско­патриотического воспитания,  где   бы   дети   могли   в   условиях   ежедневного   свободного   доступа пополнять знания о родном селе, районе, стране. Необходимо иметь широкий спектр   иллюстраций   и   фотографий   с   видами   родного   села,   родной   страны, столицы   и   др.   это   могут   быть   панорамные   снимки   достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстраций народных промыслов, произведения устного народного творчества и др. предлагаемый детям материал должен   в   обязательном   порядке   меняться   в   зависимости   от   изучаемых тематических блоков. Центр социально­коммуникативного развития: ­фотовыставка «Праздник в нашей семье»; «Памятные события в жизни моей семьи»; ­макет нашего села для игры­путешествия «По улицам родного села»; ­фотовыставка «Знаменитые люди нашего села» ­ детско­родительские проекты «Я горжусь профессией моей мамы (моего папы)», «Самая нужная профессия»; Центр художественно­эстетического развития: ­   мини­музей,   выставки   изделий   народных   промыслов   и   ремесел Ирбитского района; ­   костюмерная   с   национальными   русскими   костюмами:   сарафаны, косоворотки, платки, кокошники; Центр познавательного развития: ­ карта Ирбитского района; ­ иллюстрации, фотографии, картинки растительного мира села; ­   энциклопедии,   научно­познавательная,   художественная   литература   о Ирбитском районе, селе; ­ макеты внутреннего устройства избы; «Русское подворье»; Центр речевого развития: ­ альбом устаревших слов, их значение; ­   кроссворды,   ребусы,   головоломки   по   произведениям   уральских писателей:   «Серая   шейка»,   «Сказка   про   зайца   –   длинные   уши,   косые   глаза, короткий хвост»; ­выставка книг писателя Д.Н.Мамина – Сибиряка. 3.5.Методическое обеспечение программы: 1.Барадулин   В.Н.   Уральская   народная   живопись   по   дереву,   бересте   и металлу. – Свердловск Ср.­Уральское кН.Изд.1982. 2.Зеленова   Н.Г.,   Осипова   Л.Е.   Мы   живем   в   России.   Гражданско­ патриотическое   воспитание   дошкольников.   –   М.:   «Издательсво   Скрипторий 2003», 2008. – 112 с. 3.Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. – 102 с.  4.Тимофеева   Л.О.   Приобщение   старших   дошкольников   к   традициям родного края. – Волгоград: Учитель, 2015. – 173 с. 5.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Литературное творчество народов Урала. / Сост. Толстикова О.В. ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2010г «Мы – патриоты» Приложение 1. Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей  (проводится в форме викторины) о России, о малой родине формировать уважительное отношение к  государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и  рек, народов, населяющих РФ, названия народных , имена знаменитых деятелей  культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, к малой родине,  гражданско­патриотические чувства. Оборудование и материалы: атрибуты для проведения викторины,  изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки. Ход викторины: В группу под музыку входят две команды, встают друг напротив друга и произносят приветствие. Воспитатель: Сегодня у нас не обычное встреча, викторина на тему «Мы –   россияне».   В   игре   участвуют   две   команды,   оценивать   игру   будет   жюри. Команды, поприветствуйте друг друга. Команда «Васильки» Василек – цветок России, Он, как небо, синий­синий. Любит русская душа Васильковая глаза. Команда «Ромашки» Мы – ромашковое поле, Символ русского раздолья. Но совсем не горячи Ромашки белые лучи. Команды   садятся   за   столы   (столы   поставлены   двумя   кругами,   в центре каждого – цветок – символ). Воспитатель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название? За ясные зори, умытые росами, За русское поле с колосьями рослыми, За реки разливные в пламени синем Тебя по­славянски назвали Россия. Много   чудесных   стран   на   Земле,   везде   живут   люди,   но   Россия   – единственная,  необыкновенная   страна,  потому   что   она   наша   Родина.  Как   вы думайте, что такое Родина? (Ответы детей: Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.) Давайте   начнем   нашу   викторину   с   разминки.   Я   буду   говорить   начало предложения, а вы его закончите. Наша страна называется…Россия. Граждане России называется…россияне. Столица России – город…Москва. Самая известная река России…Волга. Наше село называется…Черновское. Воспитатель: молодцы, я вижу, что вы готовы к игре. Удар в гонг. Конкурс №1. «Государственные символы» Воспитатель:  какие государственные символы вы знаете?  (Герб, флаг, гимн). Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в   особо   торжественных   случаях,   слушать   ее   надо   стоя,   проявляя уважение.) Я   предлагаю   командам   выбрать   на   стенде   среди   разных   флагов российский флаг, флаг Свердловской области. Где можно увидеть российский флаг?  (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни   А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран. Что изображено   на   нашем   гербе?  Золотой   двуглавый   орел   со   скипетром   и державой,   на   щите   изображен   Георгий   Победоносец   на   коне,   он   копьем поражает змея). Конкурс №2 «Литературный» Воспитатель:  а сейчас у нас литературный конкурс. Каждая команда подготовила   стихотворение   о   Родине.   Жюри   оценивает   содержание   и выразительное чтение. Конкурс №3 «Города России». Воспитатель:  Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел, деревень. Назовите города, которые вы знаете. (Команды поочередно называют города). А   теперь   я   предлагаю   вам   из   пазлов   собрать   картинки   и   отгадать, достопримечательность   какого   города   там   изображена  (Команды   получают конверты и собирают картинки, кто собрал первым, называет город). Конкурс №4 «Народы России». Воспитатель:  много   разных   народов   живет   в   России,   каждый   народ имеет   свою   культуру,   свой   язык.   Все   народы   равны   между   собой.   Давайте вспомним, кто живет в России. (Русские, татары, чуваши, башкиры, мордва, евреи, якуты, украинцы идр.) Конкурс №5 «Пословицы о Родине» Воспитатель:  Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок   и   пословиц   о   Родине,   ее   защите,   любви   к   ней.   Давайте   сейчас вспомним эти пословицы. (Команды поочередно называют пословицы. Жюри подсчитывает баллы). Конкурс №6 «Народные промыслы». Воспитатель: а теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно­ прикладного   искусства   российских   мастеров.   Отгадайте,   что   спрятано   в волшебном сундучке. Эта роспись – просто чудо. Голубая вся посуда. Роспись с синим завитком Манит русским васильком. (гжель). ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Выросла золотая травка на ложке, Распустися красный цветок на плошке. (Хохлома) ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Из глины козлик в яблоках, Собою хорош, очень пригож. А вот олень на стройных ногах, Вся краса у оленя в рогах. (Дымковская игрушка) ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Добрый мастер сделал сказку, Оживают звери в сказке, Мишки, зайцы, колотушки – Деревянные игрушки. (Богородская игрушка). Конкурс №7 «Знаменитые россияне» Воспитатель:  богата  наша   Родина  талантами.  Сколько  замечательных людей прославили Россию своим творчеством и трудом! Вспомните и назовите наших знаменитых соотечественников: ­ писатели: А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, Л.Толстой; ­ композиторы: П.Чайковский, М.Глинка, Н.Римский – Корсаков; ­ наши спортсмены, артисты, ученые. Воспитатель:  я   желаю   вам,   ребята,   чтобы   вы   выросли   большими, умными, сильными и тоже прославили Россию своим трудом и достижениями. Подумайте и скажите: «Почему мы гордимся Россией?» ­ Россия очень большая по территории, богата полезными ископаемыми. ­ Первый космонавт на Земле – гражданин России Юрий Гагарин. ­ Россия победила фашистов во Второй мировой войне. ­ Россия – страна с богатой культурой и т.д. Жюри подводит итоги викторины, награждает победителей. КОМПЛЕКСНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО­ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Приложение 2. Интегрированная непосредственно образовательная деятельность   Различные виды совместной деятельности педагогов   и   детей   с учетом интеграции образовательных областей   Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Раздел 1 Я и моя семья Планируемые результаты освоения программы содержания раздела:  ребенок   знает   традиции,   связанные   с   воспитанием   детей   в   семье;   умеет   выбирать   и организовывать игры согласно ситуации, рассказывать русские народные сказки; выбирает модель   поведения   в   общении   с   взрослыми   и   сверстниками,   использует   нравственные ориентиры, почерпнутые из народной мудрости. Планируемые целевые ориентиры: проявляет любознательность, задает вопросы взрослым; пытается   самостоятельно   придумывать   объяснения   поступкам   людей;   достаточно   хорошо владеет устной речью; проявляет инициативу и самостоятельность в игре; может следовать социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Тема 1.1. Я моя семья (семейные истории, традиции)  Цель: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Уточнять и обобщать знания детей   о   семье,   о   том,   кто   такие   родные.   Формировать   представления   о   составе   семьи, используя фотографии членов семьи. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных. Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье. «Речевое развитие» ­  «Дети в семье»,  «Социально­ коммуникативное  развитие»: НОД «Не  нужен клад, если в  семье лад». «Речевое   «Социально­ коммуникативное развитие»: 1.Разучивание   пословиц и   поговорок   о   семье, маме. ­Рисование вместе   с   папами портретов «Наша мама», оформление выставки. ­рассматривание  семейных  фотографий, ­ изготовление  подарков маме.  развитие», ­  2.Беседа об  обязанностях  членов семьи по  дому. 3. Д/И «Для чего  это нужно?» ­ фотовыставка  «Мой ребенок с  пеленок» Тема 1.2.Моя родословная Цель:   продолжать   воспитывать   любовь   и   уважение   к   членам   своей   семьи,   родным, родственникам,   предкам.   Закреплять   имеющиеся   у   детей   представления   о   родственных отношениях. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях. Воспитывать уважительное отношение к старшим. Развивать познавательный интерес, логическое мышление.  «Речевое развитие»  ­ рисование Изготовление   и Художественно­ эстетическое развитие «Образ   моей   семьи» рисование  «Семейный  портрет» оформление выставки «Генеалогическое древо нашей семьи» Родительское собрание   «Моя семья»   НОД «Семья»,  «Художественно­ эстетическое развитие» НОД «Папин портрет», «Социально­ коммуникативное  развитие» занятие  «День матери»,  «Познавательное  развитие» «Ветви фамильного  дерева» Раздел 2.Край, в котором мы живем Планируемые результаты освоения программы содержания раздела: ребенок проявляет интерес к историческому прошлому родного края; знает и показывает на карте территорию. Ирбитского   района,   местоположение   родного   села;   знает   названия   распространенных деревьев и кустарников, животных и птиц района. Планируемые целевые ориентиры: знаком с произведениями детской литературы; активно взаимодействует   со   сверстниками   и   взрослыми,   участвует   в   совместных   играх;   умеет подчиняться правилам; достаточно хорошо владеет устной рачью; проявляет инициативу и самостоятельность   в   познавательно­исследовательской   деятельности,   игре;   способен   к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения; обладает начальными знаниями о социальном мире, элементарными представлениями из области истории, живой природы. Тема 2.1. История возникновения села. Цель:   ознакомить   с   историей   возникновения   села,   с   названиями   улиц;   воспитывать патриотические чувства,  «Познавательное   «Речевое развитие», развитие», «Социально­ коммуникативное развитие»:   экскурсия по музеям. «Познавательное развитие», развитие» Составление макета село» «Речевое «Мое на     ­Беседа   на   тему «История возникновения родного села» Поисково­ познавательная деятельность: нахождение   географической карте Свердловской области Ирбитский район Тема 2.2.Ирбитский край, село родное. Цель: расширять знания  детей о родном крае, представления детей о родном селе: название села,   учить   ориентироваться   в   пределах   ближайшего   к   ДОУ.   Воспитывать   чувства восхищения красотой родного села, любовь к нему, желание сделать его еще красивее. «Познавательное развитие»,   «Речевое развитие», «Социально­ коммуникативное развитие», «Художественно­ эстетическое развитие»: «Моя   родина. «Познавательное развитие», развитие»: ­разучивание   пословиц   и поговорок о Родине. «Познавательное развитие», развитие», «Художественно­ Оформление семейных страниц «Сердцу   милый уголок» для книги­самоделки «С чего начинается Родина?» ­Рассматривание иллюстраций с   видами   родного села. ­дидактическая игра   «Путешествие по родному селу» занятие   Мое «Речевое «Речевое село» эстетическое развитие»:  ­просмотр   тематической видеопрезентации. Тема 2.3. Природа родного села. Цель:   углублять   и   обобщать   представления   детей   о   лесах   и   полях   родного   края   и   их обитателях;   учить   видеть   ее   красоту   и   восхищаться   ей;   ознакомить   с   исчезающими   и лекарственными   растениями;   учить   видеть   удивительное   и   прекрасное   в   обычном; воспитывать любовь к малой Родине, гордость за край, в котором родились и живем, бережное отношение к природе. «Познавательное развитие»,   «Речевое развитие», «Социально­ коммуникативное развитие», «Художественно­ эстетическое развитие», «Физическое развитие»:   занятие   «В лесах   Ирбитского района» ­Семейные походы в лес. ­домашнее задание: придумать и нарисовать   знак, запрещающий рвать редкие растения   родного края. и с       с ­рассматривание открыток   изображениям лекарственных, редких исчезающих растений   родного края; ­рассматривание иллюстраций   изображением птиц, рыб, деревьев, животных родного края; ­отображение впечатлений   занятий творческих работах. от в       развитие», «Речевое   «Социально­ коммуникативное развитие»: ­беседа   с   детьми   об охране исчезающих растений. ­   дидактическая   игра «Зеленая аптека». «Физическое развитие»: ­приготовление травяного чая. ­разучивание   подвижной игры «Волк». «Познавательное развитие»,   «Социально­ коммуникативное развитие» ­Д/И   «Съедобное   – несъедобное», «С какого дерева   листок?»,   «Узнай голоса птиц» «Речевое развитие»:   разгадывание   загадок   о деревьях,   животных родных лесов. Тема 2.4. «Человек без родины, что птица без крыльев» Цель: развивать интерес к Ирбитскому краю, к жизни, быту, традициями культуре своего народа; объединять детей и родителей общей деятельностью и традициям; познакомить с произведениями художественной литературы о родном крае. «Познавательное развитие»,   «Речевое развитие», «Социально­ коммуникативное развитие», «Художественно­ эстетическое развитие» семейная   викторина «Мы ­ черновцы» «Речевое развитие»: чтение стихов, пословиц, поговорок о родном крае. «Социально­ коммуникативное развитие»: выбору детей Рисование   на   тему «Мой   край   родной – Ирбитский край» Оформление фотовыставки «Мы ­ черновцы»   игры   по   Тема 3.1. Черновцы – защитники родной земли Раздел 3. Быт и традиции Цель: развивать любознательность и интерес к российской истории, ее героям; воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к землякам – участникам ВОВ, чувство гордости за них. «Познавательное   «Речевое развитие», развитие», «Социально­ коммуникативное развитие», «Художественно­ эстетическое развитие»: «Воинская земляков» ­рассматривание фотографий земляков участников ВОВ  ­рассматривание воинских   наград, орденов и медалей занятие слава –       «Познавательное развитие», «Художественно­ эстетическое развитие»: ­рассматривание иллюстраций, изображающих оружие; ­   рисование   на   тему «Воинская слава земляков»,   оформление тематической выставки; ­знакомство памятником Г.А.Речкалову «Речевое   «Социально­ коммуникативное развитие»: ­беседа о земляках – защитниках  Отечества, о ветеранах ВОВ. развитие», с     Посещение памятника землякам; ­оформление фотовыставки «Защитники Отечества» ­посещение культурного центра имени дважды   Героя Советского Союза Г.А. Речкалова.

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)

Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2019