Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
Детсад
03.06.2019
данная программ отвечает современным тенденциям и требованиям, приобщая дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края,способствуя формированию основ духовно -нравственной личности. Реализация этнокультурного компонента осуществляется в программе на материале сельской культуры. В в программе представлены основные направления, отражающие ее специфику: краеведение, быт и традиции, нравственные устои села, православные и календарно-обрядовые праздники. Каждое направление включает в себя разные виды детской деятельности.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЧЕРНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
ИРБИТСКОГО МО
__________________________________________________________________________
Тел.8 (343) 553 53 92
Свердловская
623842,
Ирбитский район,
ул.60 лет Октября д.19.
обл.,
с.Черновское,
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ Черновский
детский сад
________________Н.В.Прыткова
«ИРБИТСКИЙ КРАЙ – ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»
ПРОГРАММА
ГРАЖДАНСКОПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Срок реализации:1 год
Возраст детей: 57 лет
Разработчик :
Вяткина Мария Юрьевна
Воспитатель
МАДОУ Черновский детский сад
с.Черновское 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1
.
Пояснительная записка………………………………………................
1.1.Цели и задачи программы……………………………………….
1.2.Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации
программы………………………………………………
1.3.Возрастные характеристики развития детей…………………..
1.4.Планируемые результаты освоения детьми программы………
1.5.Формы организации детей………………………….…………...
1.6.Взаимодействие с родителями………………………………….
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Учебнотематическое
образовательной
деятельности........................................................................................
2.2. Содержание психологопедагогической работы с детьми...
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
планирование
3
.
3.1.Кадровое обеспечение ………………………………………….
3.2.Материально – техническое обеспечение ……………………..
3.3.Время и сроки реализации ……………………………………..
3.4.Организация предметноразвивающей среды…………………
3.5.Методическое обеспечение программы………………………..
Приложение 1 Комплекснотематическое планирование
воспитательнообразовательного процесса …………………………..
3
5
5
6
8
9
9
11
12
14
14
15
15
16
18 I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Духовнонравственное воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев
воспитательной системы. С.И.Ожегов определял патриотизм как «…
преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». В последнее время
появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство
ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к
семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и
привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание
трудиться на благо, беречь ее богатство. Воспитание чувства привязанности к
родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование
того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование –
чувство любви к своему Отечеству. Главным этапом формирования у детей
любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в
своем крае, приобщение к его культуре. Любовь к отчизне начинается с любви к
своей малой Родине – месту, где родился человек.
Окружающую действительность дети дошкольного возраста воспринимают
эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному селу у него
проявляются в чувстве восхищения своим селом. Воспитание патриотизма
невозможно без формирования привязанности к месту рождения и жительства.
Чтобы у ребенка сформировать чувство любви к родному селу, необходимо:
воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет,
развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание
узнать больше об особенностях родного края, культуре, истории и окружающей
природы.
Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их
пониманию, что их село – это частица Родины. Направленность программы по содержанию является социально
педагогической; по функциональному предназначению – учебнопознавательной;
по форме организации – кружковой; по времени организации – годичной.
Актуальность программы обусловлена потерей ориентиров в воспитании
современного человека: юное поколение не помнит и не знает культуры своего
народа; все чаще в поведении детей и подростков наблюдаются проявления
бездуховности, безнравственности. В связи с распространением в современной
жизни различных форм агрессии актуальной становится задача воспитания
толерантности, духовнонравственной личности. С другой стороны, в
российском обществе отмечается рост национального самосознания, интерес к
сохранению и развитию национальной культуры, языка, возрождение народных
традиций, возвращение к вере. Данная программа отвечает современным
тенденциям и требованиям, приобщая дошкольников к культурноисторическим
ценностям родного края, способствуя формированию основ духовно
нравственной личности.
Новизна данной программы состоит в том, что реализация
этнокультурного компонента осуществляется на материале сельской культуры.
В программе представлен синтез основных направлений, целостно отражающих
ее специфику: краеведение, быт и традиции, нравственные устои села,
православные и календарнообрядовые праздники. Каждое направление
включает в себя разные виды детской деятельности: познавательную, игровую,
коммуникативную, изобразительную и т.д.
Программа «Ирбитский край – любимый край» разработана в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, с учетом возрастных особенностей детей.
В программе «Ирбитский край – любимый край» нашли отражение вопросы
ознакомления детей с историческими корнями села, края, людьми героями
труда и ВОВ, с профессиями родного края. 1.1.Цель и задачи программы
Цель программы: воспитание гуманной, духовнонравственной личности,
достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1.Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду,
друзьям в детском саду, своим близким.
2.Форирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей
малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3.Воспитание чувства гордости, потребности соблюдать и сохранять
народные традиции.
4.Способствовать формированию патриотических чувств к прошлому,
настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
5.Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях,
людях, социальноэкономической значимости родного села, района.
1.2.Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации
программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
Принцип личностноориентированного общения – индивидуально
личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе
обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира
вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство ,
соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
– предполагает планирование
изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к
сложного), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
Принцип последовательности
Принцип интегративности – предусматривающий возможность
использования содержания познавательных представлений и их реализацию в
разных видах деятельности;
Принцип опоры на эмоциональночувственную сферу ребенка –
создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития
эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания,
собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание.
Основными подходами к построению образовательной деятельности в
рамках программы стали:
Системнодеятельностный подход, обеспечивающий возможности
детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на
практике, формирующий умение рефлексировать.
Гуманитарный подход предполагает обращенность к личности
ребенка через соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение
его потребностей.
Культурологический
подход
опосредуется
принципом
культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть
внимание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком
ценностей общечеловеческой и национальной культуры.
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника
определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов,
приемов и средств воспитания в соответствии с учетом индивидуального уровня
подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников.
1.3.Возрастные характеристики развития детей
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека,
когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются
первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В
дошкольном возрасте чувства господствует над всеми сторонами жизни: ребенок
переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным
образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к
окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме
непосредственного переживания.
К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся
мотивами поведения ребенка. Посредством чувства происходит регуляция
поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим,
эстетическим требованиям общества.
Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в
становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности
детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций,
сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению
новых социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение
этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение с взрослым или
другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных
полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребенка, в большей
мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои
действия с этическими эталонами.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет
свои потенциальные возможности для формирования высших социальных
чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь
воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует
представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без
какой эмоциональнопознавательной основы она не сможет появиться. Если
патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по
отношению к своей малой Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо
научить быть привязанным к чемуто, комуто, быть ответственным уже в любом
своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и
проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как
человеческого чувства. Восхищение просторам страны, ее красотой и
богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.
Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. Базой
патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое,
В процессе такого
умственное воспитание маленького человека.
разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско
патриотических чувств.
1.4.Планируемые результаты освоения детьми программы
В результате реализации программы:
Иметь представления:
об истории возникновения своей семьи;
об истории села Черновское;
о памятниках родного села;
об обычаях, традициях;
о подвиге земляков в Великой Отечественной войне;
о природе края;
проявлять любознательность по отношению к родному селу, его истории,
необычным памятникам, зданиям.
Знать:
домашний адрес;
название села Черновское, название улиц, основные социальные объекты и
достопримечательности села;
необходимо ухаживать за памятниками героев, возлагать к ним цветы;
название рек, их обитателей;
Уметь:
отражать впечатления о родном селе, районе в художественнотворческой
деятельности;
проявлять инициативу в социальнозначимых делах: участвует в
социальнозначимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями
военных лет и подвигам односельчан, стремится выразить позитивное отношение
к пожилым жителям села.
сюжетноролевые игры, режиссерские игры и игрыфантазирования,
1.5.Формы организации детей
театрализованные игры, игрыимитации на основе народных сказок, легенд,
мифов, непосредственного опыта ребенка;
реальные и условные, проблемнопрактические и проблемноигровые
ситуации, связанные с решением социально и нравственно значимых вопросов; игрыпутешествия по родному селу;
сравнительный анализ народных игр, игрушек, произведений народного
искусства;
чтение художественной литературы,
рассматривание картин,
иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, родное
село, труд людей);
сбор и создание гербариев, коллекций камней, семян и тп.;
детскородительские проекты, тематически ориентированные на
обогащение детей о природе родного края: «Растения и животные Урала,
занесенные в Красную книгу» и др.;
разнообразные праздники и досуги: «Веселая ярмарка» (создание изделий
народных промыслов);
чтение произведений Д.Н.МаминаСибиряка;
праздники и др.
Формой подведения итогов реализации программы является участие
детей и их родителей в праздниках, развлечениях, в выставках народно
прикладного творчества, семейных газет, фотовыставках, а также в районных,
конкурсах, концертах.
Освоение данной программы предполагает тесное взаимодействие с
1.6.Взаимодействие с родителями.
семьей. Семейные поездки на традиционную Ирбитскую ярмарку, в Ирбитский
историкокраеведческий музей,
исторический музей организованный
Черновской СОШ, на концерты народных коллективов Ирбитского района,
родного села. Знакомство с семейными традициями, фотографиями,
реликвиями, участие родителей в праздниках, играх, в изготовлении костюмов –
все это способствует развитию преемственности семьи и детского сада,
является условием создания атмосферы сотрудничества в процессе приобщения
старших дошкольников к народной культуре. II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1
Раздел, тема
Количество часов
1
Раздел 1 Я и моя семья
всего
2
теоретич
.
3
Тема 1.2.Я моя семья (семейные истории, традиции)
Тема 1.2.Моя родословная.
1
2
Раздел 2.Край, в котором мы живем
Тема 2.1. История возникновения села
Тема 2.2.Ирбитский край, село родное.
Тема 2.3.Природа родного села
Тема 2.4. «Человек без родины, что птица без крыльев»
Тема 3.1. Черновцы – защитники родной земли
Тема 3.2.Чем славится Ирбитский край, родное село
Раздел 3. Быт и традиции
Тема 3.3.Достопримечательности родного села
Тема 3.4. Профессии села
Тема 3.5.Русский народный костюм
2
2
1
1
4
2
1
2
1
Тема 4.1.Знакомство с произведениями искусства
Ирбитских художников.
Раздел 4. Культура Ирбитского края
1
Тема 4.2.Знакомство с произведениями Д.Н.Мамина
Сибиряка
Тема 4.3. Архитектурные памятники Ирбитского района
Тема 4.4. Сказки и придания
1
1
2
1
1
2
2
1
1
3
1
1
2
1
1
1
1
1
Раздел 5. Православные и календарные – обрядовые праздники
Тема 5.1.Православные праздники
Тема 5.2.Календарнообрядовые праздники
Итоговое мероприятие: «Мы – патриоты»
ИТОГО
4
5
35
2
1
24
практич.
4
1
1
1
1
1
2
4
11
Содержание тематического планирования материала.
Раздел 1.Я и моя семья.
Тема 1.1. Я и моя семья. Получают знания о своем ближайшем окружении,
семье. У детей воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных
историй, традициях.
Тема 1.2. Моя родословная. Составление
вместе с родителями
генеалогического древа своей семьи. Составление герба своей семьи.
Презентация герба и генеалогического древа своей семьи .
Раздел 2. Край, в котором мы живем.
Тема 2.1. История возникновения села. Время основания. Кто основал.
Ремесла, которыми занимались, люди в селе. Исторические события.
Тема 2.2.Ирбитский край, село родное. Географическое положение
Ирбитского района, села Черновское. Пословицы и поговорки о родном крае.
Тема 2.3.Природа родного села. Реки родного края. Растительный мир,
лекарственные растения (пижма, шалфей, зверобой, душица). Растительный
мир родного села: грибы, ягоды, кустарники (калина, шиповник, боярышник),
деревья. Животный мир родного села, Ирбитского района: насекомые, рыбы,
птицы, звери.
Тема 2.4. «Человек без родины, что птица без крыльев». Пословицы и
поговорки, стихи о родном крае.
Раздел 3. Быт и традиции
Тема 3.1. Черновцы – защитники родной земли. Воинская слава земляков.
Герои односельчане. Подвиги земляков в Великой Отечественной войне.
Тема 3.2.Чем славится Ирбитский край, родное село. Народные
промыслы, декаративноприкладное искусство.
Тема 3.3.Достопримечательности родного села. Часовня Георгия
Победоносца (д.Шушарина, Черновский сельский совет). Часовня в честь
Святых Царственных Страстотерпцев и Церковь Покрова Пресвятой
Богородицы (д. Никитина, Черновский сельский совет)
Тема 3.4.Профессии села. Особенности профессий села. Растениеводство.
Знакомство с зерном, его внешним видом. Как растет хлеб, уход за ним.
Животноводство.
Тема 3.5.Русский народный костюм. Символика цвета и деталей. Вышивка
и кружева как обереги.
Раздел 4. Культура Ирбитского края Тема 4.1.Знакомство с произведениями искусства Ирбитских художников.
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств. Музей уральского
искусства. Музей мотоциклов. Ирбитский музей народного быта.
Тема 4.2.Знакомство с произведениями Д.Н.МаминаСибиряка.
Аленушкины сказки, «Медведко», «Сказка про храброго зайца, длинные уши,
косые глаза, короткий хвост».
Тема 4.3. Архитектурные памятники Ирбитского района.
Тема 4.4. Сказки и придания. Характерные особенности сказочного
повествования. Сказочные эпитеты, метафоры. Нравственное содержание
сказок.
Раздел 5. Православные и календарные – обрядовые праздники
Тема 5.1.Православные праздники. Духовнонравственное содержание
православных праздников Переходящие и непереходящие праздники
православного календаря. Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество
Христово, Сороки, Светлое Христовое Воскресенье, Троица.
Тема 5.2.Календарнообрядовые праздники. Традиционные обычаи и
обряды праздников, их место в календарнообрядовом круге.
(Крещение), широкая Масленица и др.
Святки
Итоговое мероприятие «Мы патриоты» (викторина) III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Кадровое обеспечение.
Реализацию программы обеспечивают воспитатели старшей и
подготовительной групп. Воспитатель: организовывает образовательную
деятельность:
1.В специально организованной среде (создание в группе условий для
формирования у дошкольников представлений о родном крае).
2.В организованных формах (экскурсии, совместная деятельность
воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей, направляет
совместную деятельность детей и родителей и др.)
3.В проектной деятельности (создание альбомов и презентаций).
4.Наблюдение за эффективностью реализации программы.
Воспитатели обеспечивают непрерывную образовательную деятельность с
использованием видео и фотоматериалов, беседы, проведение викторин,
конкурсов, театрализованных представлений по теме. Воспитатель организует
предметноразвивающую среду.
Подбирает соответствующие альбомы,
иллюстрации, игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям
закрепить полученные знания.
3.2.Материально – техническое обеспечение
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного
курса, предполагают наличие:
комнаты русского быта или минимузей;
краеведческий центр;
русские народные костюмы Уральского региона (фотографии);
литературы, отражающей специфику программы;
иллюстративных альбомов, фотографий;
дидактических игр;
аудио и видеоматериалов;
мультимедийного проектора.
Аудиозаписи:
уральские сказки;
концертные выступления фольклорных коллективов;
церковные песнопения.
Видеотека: презентации «Родное село Черновское»,
«Архитектурные
достопримечательности Ирбитского района, родного села», «Здравствуй
хлебушек».
3.3. Время и сроки реализации программы
Работа по данной программе охватывает все виды деятельности детей.
Планируется в рамках кружковой работы 1 раз в неделю, продолжительность
каждого занятия – 30 минут. Рассчитана программа на один год для детей с 57
лет.
3.4.Организация предметноразвивающей среды.
Неоспоримо значение правильно организованной предметноразвивающей
среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Программа
предъявляет особые требования к организации предметноразвивающей среды в
группе. Предлагается оформить в группе зоны гражданскопатриотического
воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа
пополнять знания о родном селе, районе, стране. Необходимо иметь широкий
спектр иллюстраций и фотографий с видами родного села, родной страны,
столицы и др. это могут быть панорамные снимки достопримечательностей,
картины с изображением родных пейзажей, иллюстраций народных промыслов,
произведения устного народного творчества и др. предлагаемый детям материал
должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых
тематических блоков.
Центр социальнокоммуникативного развития:
фотовыставка «Праздник в нашей семье»; «Памятные события в жизни
моей семьи»;
макет нашего села для игрыпутешествия «По улицам родного села»;
фотовыставка «Знаменитые люди нашего села»
детскородительские проекты «Я горжусь профессией моей мамы (моего
папы)», «Самая нужная профессия»;
Центр художественноэстетического развития:
минимузей, выставки изделий народных промыслов и ремесел
Ирбитского района; костюмерная с национальными русскими костюмами: сарафаны,
косоворотки, платки, кокошники;
Центр познавательного развития:
карта Ирбитского района;
иллюстрации, фотографии, картинки растительного мира села;
энциклопедии, научнопознавательная, художественная литература о
Ирбитском районе, селе;
макеты внутреннего устройства избы; «Русское подворье»;
Центр речевого развития:
альбом устаревших слов, их значение;
кроссворды, ребусы, головоломки по произведениям уральских
писателей: «Серая шейка», «Сказка про зайца – длинные уши, косые глаза,
короткий хвост»;
выставка книг писателя Д.Н.Мамина – Сибиряка. 3.5.Методическое обеспечение программы:
1.Барадулин В.Н. Уральская народная живопись по дереву, бересте и
металлу. – Свердловск Ср.Уральское кН.Изд.1982.
2.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско
патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательсво Скрипторий
2003», 2008. – 112 с.
3.Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале. – Екатеринбург:
ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. – 102 с.
4.Тимофеева Л.О. Приобщение старших дошкольников к традициям
родного края. – Волгоград: Учитель, 2015. – 173 с.
5.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Литературное
творчество народов Урала. / Сост. Толстикова О.В. ГАОУ ДПО СО «ИРО». –
2010г «Мы – патриоты»
Приложение 1.
Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей
(проводится в форме викторины)
о России, о малой родине формировать уважительное отношение к
государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и
рек, народов, населяющих РФ, названия народных , имена знаменитых деятелей
культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, к малой родине,
гражданскопатриотические чувства.
Оборудование и материалы: атрибуты для проведения викторины,
изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки.
Ход викторины:
В группу под музыку входят две команды, встают друг напротив друга
и произносят приветствие.
Воспитатель: Сегодня у нас не обычное встреча, викторина на тему «Мы
– россияне». В игре участвуют две команды, оценивать игру будет жюри.
Команды, поприветствуйте друг друга.
Команда «Васильки» Василек – цветок России,
Он, как небо, синийсиний.
Любит русская душа
Васильковая глаза.
Команда «Ромашки» Мы – ромашковое поле,
Символ русского раздолья.
Но совсем не горячи
Ромашки белые лучи.
Команды садятся за столы (столы поставлены двумя кругами, в
центре каждого – цветок – символ).
Воспитатель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя
– Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя пославянски назвали Россия.
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия –
единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы
думайте, что такое Родина? (Ответы детей: Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у
каждого человека одна.)
Давайте начнем нашу викторину с разминки. Я буду говорить начало
предложения, а вы его закончите.
Наша страна называется…Россия.
Граждане России называется…россияне.
Столица России – город…Москва.
Самая известная река России…Волга.
Наше село называется…Черновское.
Воспитатель: молодцы, я вижу, что вы готовы к игре.
Удар в гонг.
Конкурс №1. «Государственные символы»
Воспитатель: какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг,
гимн).
Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется
в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя
уважение.)
Я предлагаю командам выбрать на стенде среди разных флагов
российский флаг, флаг Свердловской области. Где можно увидеть российский
флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в
дни
А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран. Что
изображено на нашем гербе? Золотой двуглавый орел со скипетром и
державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем
поражает змея).
Конкурс №2 «Литературный»
Воспитатель: а сейчас у нас литературный конкурс. Каждая команда
подготовила стихотворение о Родине. Жюри оценивает содержание и
выразительное чтение.
Конкурс №3 «Города России».
Воспитатель: Россия – самая большая страна в мире! В России свыше
тысячи городов, очень много сел, деревень. Назовите города, которые вы знаете.
(Команды поочередно называют города). А теперь я предлагаю вам из пазлов собрать картинки и отгадать,
достопримечательность какого города там изображена (Команды получают
конверты и собирают картинки, кто собрал первым, называет город).
Конкурс №4 «Народы России».
Воспитатель: много разных народов живет в России, каждый народ
имеет свою культуру, свой язык. Все народы равны между собой. Давайте
вспомним, кто живет в России. (Русские, татары, чуваши, башкиры, мордва,
евреи, якуты, украинцы идр.)
Конкурс №5 «Пословицы о Родине»
Воспитатель: Русский народ придумал очень много красивых, умных
поговорок и пословиц о Родине, ее защите, любви к ней. Давайте сейчас
вспомним эти пословицы. (Команды поочередно называют пословицы. Жюри
подсчитывает баллы).
Конкурс №6 «Народные промыслы».
Воспитатель: а теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно
прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в
волшебном сундучке.
Эта роспись – просто чудо.
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (гжель).
Выросла золотая травка на ложке,
Распустися красный цветок на плошке. (Хохлома)
Из глины козлик в яблоках,
Собою хорош, очень пригож.
А вот олень на стройных ногах,
Вся краса у оленя в рогах. (Дымковская игрушка)
Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка).
Конкурс №7 «Знаменитые россияне» Воспитатель: богата наша Родина талантами. Сколько замечательных
людей прославили Россию своим творчеством и трудом! Вспомните и назовите
наших знаменитых соотечественников:
писатели: А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, Л.Толстой;
композиторы: П.Чайковский, М.Глинка, Н.Римский – Корсаков;
наши спортсмены, артисты, ученые.
Воспитатель: я желаю вам, ребята, чтобы вы выросли большими,
умными, сильными и тоже прославили Россию своим трудом и достижениями.
Подумайте и скажите: «Почему мы гордимся Россией?»
Россия очень большая по территории, богата полезными ископаемыми.
Первый космонавт на Земле – гражданин России Юрий Гагарин.
Россия победила фашистов во Второй мировой войне.
Россия – страна с богатой культурой и т.д.
Жюри подводит итоги викторины, награждает победителей. КОМПЛЕКСНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Приложение 2.
Интегрированная
непосредственно
образовательная
деятельность
Различные
виды
совместной деятельности
педагогов и детей с
учетом
интеграции
образовательных
областей
Самостоятельная
деятельность детей
Взаимодействие с
родителями
Раздел 1 Я и моя семья
Планируемые результаты освоения программы содержания раздела:
ребенок знает традиции, связанные с воспитанием детей в семье; умеет выбирать и
организовывать игры согласно ситуации, рассказывать русские народные сказки; выбирает
модель поведения в общении с взрослыми и сверстниками, использует нравственные
ориентиры, почерпнутые из народной мудрости.
Планируемые целевые ориентиры: проявляет любознательность, задает вопросы взрослым;
пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; достаточно хорошо
владеет устной речью; проявляет инициативу и самостоятельность в игре; может следовать
социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; обладает
установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Тема 1.1. Я моя семья (семейные истории, традиции)
Цель: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Уточнять и обобщать знания
детей о семье, о том, кто такие родные. Формировать представления о составе семьи,
используя фотографии членов семьи. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ,
употребляя в речи имена и отчества родных. Закреплять умение понимать и объяснять смысл
русских пословиц о семье.
«Речевое развитие»
«Дети в семье»,
«Социально
коммуникативное
развитие»: НОД «Не
нужен клад, если в
семье лад».
«Речевое
«Социально
коммуникативное
развитие»:
1.Разучивание пословиц
и поговорок о семье,
маме.
Рисование
вместе с папами
портретов «Наша
мама»,
оформление
выставки.
рассматривание
семейных
фотографий,
изготовление
подарков маме.
развитие»,
2.Беседа об
обязанностях
членов семьи по
дому.
3. Д/И «Для чего
это нужно?»
фотовыставка
«Мой ребенок с
пеленок»
Тема 1.2.Моя родословная
Цель: продолжать воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным,
родственникам, предкам. Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных
отношениях. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная,
о происхождении фамилий, о традициях и обычаях. Воспитывать уважительное отношение к
старшим. Развивать познавательный интерес, логическое мышление.
«Речевое развитие»
рисование
Изготовление и
Художественно эстетическое развитие
«Образ моей семьи»
рисование
«Семейный
портрет»
оформление
выставки
«Генеалогическое
древо
нашей
семьи»
Родительское
собрание «Моя
семья»
НОД «Семья»,
«Художественно
эстетическое развитие»
НОД «Папин портрет»,
«Социально
коммуникативное
развитие» занятие
«День матери»,
«Познавательное
развитие»
«Ветви фамильного
дерева»
Раздел 2.Край, в котором мы живем
Планируемые результаты освоения программы содержания раздела: ребенок проявляет
интерес к историческому прошлому родного края; знает и показывает на карте территорию.
Ирбитского района, местоположение родного села; знает названия распространенных
деревьев и кустарников, животных и птиц района.
Планируемые целевые ориентиры: знаком с произведениями детской литературы; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; умеет
подчиняться правилам; достаточно хорошо владеет устной рачью; проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательноисследовательской деятельности, игре; способен к
принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения; обладает начальными
знаниями о социальном мире, элементарными представлениями из области истории, живой
природы.
Тема 2.1. История возникновения села.
Цель: ознакомить с историей возникновения села, с названиями улиц; воспитывать
патриотические чувства,
«Познавательное
«Речевое
развитие»,
развитие», «Социально
коммуникативное
развитие»: экскурсия
по музеям.
«Познавательное
развитие»,
развитие»
Составление
макета
село»
«Речевое
«Мое
на
Беседа на тему
«История
возникновения
родного села»
Поисково
познавательная
деятельность:
нахождение
географической
карте
Свердловской
области
Ирбитский район
Тема 2.2.Ирбитский край, село родное.
Цель: расширять знания детей о родном крае, представления детей о родном селе: название
села, учить ориентироваться в пределах ближайшего к ДОУ. Воспитывать чувства
восхищения красотой родного села, любовь к нему, желание сделать его еще красивее.
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие», «Социально
коммуникативное
развитие»,
«Художественно
эстетическое
развитие»:
«Моя родина.
«Познавательное
развитие»,
развитие»:
разучивание пословиц и
поговорок о Родине.
«Познавательное
развитие»,
развитие»,
«Художественно
Оформление
семейных страниц
«Сердцу милый
уголок»
для
книгисамоделки
«С
чего
начинается
Родина?»
Рассматривание
иллюстраций
с
видами родного
села.
дидактическая
игра «Путешествие
по родному селу»
занятие
Мое
«Речевое
«Речевое село»
эстетическое развитие»:
просмотр тематической
видеопрезентации.
Тема 2.3. Природа родного села.
Цель: углублять и обобщать представления детей о лесах и полях родного края и их
обитателях; учить видеть ее красоту и восхищаться ей; ознакомить с исчезающими и
лекарственными растениями; учить видеть удивительное и прекрасное в обычном;
воспитывать любовь к малой Родине, гордость за край, в котором родились и живем, бережное
отношение к природе.
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие», «Социально
коммуникативное
развитие»,
«Художественно
эстетическое
развитие», «Физическое
развитие»: занятие «В
лесах
Ирбитского
района»
Семейные
походы в лес.
домашнее
задание:
придумать
и
нарисовать знак,
запрещающий
рвать
редкие
растения родного
края.
и
с
с
рассматривание
открыток
изображениям
лекарственных,
редких
исчезающих
растений родного
края;
рассматривание
иллюстраций
изображением
птиц,
рыб,
деревьев, животных
родного края;
отображение
впечатлений
занятий
творческих
работах.
от
в
развитие»,
«Речевое
«Социально
коммуникативное
развитие»:
беседа с детьми об
охране
исчезающих
растений.
дидактическая игра
«Зеленая аптека».
«Физическое развитие»:
приготовление
травяного чая.
разучивание подвижной
игры «Волк».
«Познавательное
развитие», «Социально
коммуникативное
развитие»
Д/И «Съедобное –
несъедобное», «С какого
дерева листок?», «Узнай
голоса птиц»
«Речевое
развитие»:
разгадывание загадок о
деревьях,
животных
родных лесов.
Тема 2.4. «Человек без родины, что птица без крыльев»
Цель: развивать интерес к Ирбитскому краю, к жизни, быту, традициями культуре своего
народа; объединять детей и родителей общей деятельностью и традициям; познакомить с
произведениями художественной литературы о родном крае.
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие», «Социально
коммуникативное
развитие»,
«Художественно
эстетическое развитие»
семейная викторина
«Мы черновцы»
«Речевое
развитие»:
чтение стихов, пословиц,
поговорок о родном крае.
«Социально
коммуникативное
развитие»:
выбору детей
Рисование на тему
«Мой край родной
– Ирбитский край»
Оформление
фотовыставки
«Мы черновцы»
игры по
Тема 3.1. Черновцы – защитники родной земли
Раздел 3. Быт и традиции Цель: развивать любознательность и интерес к российской истории, ее героям; воспитывать
патриотические чувства, уважительное отношение к землякам – участникам ВОВ, чувство
гордости за них.
«Познавательное
«Речевое
развитие»,
развитие», «Социально
коммуникативное
развитие»,
«Художественно
эстетическое
развитие»:
«Воинская
земляков»
рассматривание
фотографий
земляков
участников ВОВ
рассматривание
воинских наград,
орденов и медалей
занятие
слава
–
«Познавательное
развитие»,
«Художественно
эстетическое развитие»:
рассматривание
иллюстраций,
изображающих оружие;
рисование на тему
«Воинская
слава
земляков», оформление
тематической выставки;
знакомство
памятником
Г.А.Речкалову
«Речевое
«Социально
коммуникативное
развитие»:
беседа о земляках
– защитниках Отечества,
о ветеранах ВОВ.
развитие»,
с
Посещение
памятника
землякам;
оформление
фотовыставки
«Защитники
Отечества»
посещение
культурного
центра
имени
дважды Героя
Советского Союза
Г.А. Речкалова.
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Рабочая программа педагога "Ирбитский край - любимый край" (для детей 5-7 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.