Рабочая программа по баскетболу

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка по баскетболу предназначенная для внеурочных занятий в школе, в 5-11 классах. В программе описывается цель, задачи,организационно-методические указания, средства и методы применяемые на занятиях, основные методы физической подготовки, методы организации учащихся, программный материал по практической и теоретической подготовке, принципы организации обучения.
Иконка файла материала Рабочая программа по баскетболу.docx
МБОУ  «СОШ №7 ЗМР РТ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БАСКЕТБОЛУ составитель:  Борисов Дмитрий Аркадьевич  учитель физической культуры  г. Зеленодольск, 2019г. 1Содержание I. Пояснительная записка………..……………………………………..…………3   II. Организационно­методические указания…………………………..…….……6 III. Средства и методы, применяемые на занятиях по баскетболу……….……...8 IV. Контрольно­переводные нормативы (аттестация обучающихся)                10 V. Программный материал по практической и теоретической подготовке      11 VI.Календарно­тематическое планирование                                                        14 VII. Список литературы                                                                                          19 2I. Пояснительная записка Данная рабочая программа предназначена для проведения кружков (секций)   по   баскетболу   как   внеурочной   деятельности   в образовательных организациях. Рабочая программа по баскетболу для обучающихся 5­11 классов, составлена в соответствии следующих нормативных документов: 1 Конвенция ООН о правах ребенка, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. (с изменениями и дополнениями). 2 Федеральный   закон   «Об   основах   системы   профилактики безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних»   от   24   июня 1999 г. № 120­ФЗ (с изменениями и дополнениями). 3 Федеральный   закон   «О   физической   культуре   и   спорте   в   Российской Федерации»   от   4   декабря   2007   г.   №   329­ФЗ   (с   изменениями   и дополнениями). 4 Стратегия   развития   физической   культуры   и   спорта   в   Российской Федерации   на   период   до   2020   года,   утвержденная   распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101­р (с изменениями и дополнениями). 5 Национальная   образовательная   инициатива   «Наша   новая   школа», утвержденная   приказом   Президента   Российской   Федерации   от   4 февраля 2010 г. № 271 (с изменениями и дополнениями). 6 Федеральный   закон   Российской   Федерации   «Об   образовании   в 7 Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373   «Об   утверждении   и   введении   в   действие   федерального государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования». 8 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный   план   и   примерные   учебные   планы   для   образовательных учреждений  Российской  Федерации,  реализующих  программы  общего образования,   утвержденные   приказом     Министерства   образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312». 9 Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 "О Всероссийском физкультурно­спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" 310  Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г.   N   540   О   ВСЕРОССИЙСКОМ   ФИЗКУЛЬТУРНО­СПОРТИВНОМ КОМПЛЕКСЕ" ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" (ГТО).      4Цель программы:  углублённое изучение спортивной игры баскетбол. Задачи: ­ Формирование устойчивого интереса и мотивации к занятиям и к здоровому образу жизни; ­ Сохранение и укрепление здоровья ; ­Расширение   двигательных   возможностей   и   компенсация дефицита двигательной активности. II. Организационно­методические указания Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений для обучающихся 5­11 классов. Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и   способствует   совершенствованию   многих   необходимых   в   жизни двигательных и морально­волевых качеств. В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Обучающиеся приобщаются   к   здоровому   образу   жизни,   приобретают   привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Каждое занятие имеет свое содержание и форму. Содержание составляет   активная   практическая   деятельность   обучающихся, направленная  на  физическое  совершенствование   и  выражающаяся в выполнении   физических   упражнений.  При   проведении   учебно­ тренировочных   занятиях   всегда   учитываются   индивидуальные особенности личности каждого обучающегося, поэтому предлагаемые физические упражнения носят дифференцированный характер.  Во время занятий необходим постоянный контроль физического и функционального состояния обучающихся во избежание перенагрузки. Поэтому, применяются следующие виды контроля:  1.предварительный  контроль проводится в начале учебного года для изучения состава обучающихся. Для этого устанавливается состояние их здоровья,   определяется   физические   и   другие   виды   подготовленности, выявляется их готовность к предстоящим занятиям. 2. оперативный контроль предназначен для определения тренировочного эффекта в рамках отдельного занятия по критерию состояния организма занимающихся.   Этот   вид   контроля   применяется   для   оперативного регулирования динамики нагрузки. 3.  текущий  контроль используется для изучения реакции организма на   нагрузку   после   занятия   и   позволяет  определить   восстановление работоспособности   занимающихся.   Результаты   этого   контроля   дают 5возможность корректировать нагрузку для последующих занятий. Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительная часть,  основная часть и заключительная часть. Подготовительная   часть.   Задача   подготовительной   части   – подготовка   организма   занимающихся   к   предстоящему   занятию. Привести функциональные системы в оптимальное рабочее состояние (ЧСС,   сердечнососудистая,   дыхательная   системы,   артериальное давление, активизация нервной системы, повышение мышечного тонуса и др.).  Основная   часть,   самая   большая.   В   основной   части   решаются главные задачи занятия: образовательная, обучающая, воспитательная. Во   время   объяснения   нового   материала   используются   различные методы: словесный, наглядный, практический. Словесный   метод  включает   в   себя   рассказ,   объяснение материала. Наглядный   метод  включает   в   себя     показ   объясняемого материала. Практический метод  включает в себя практическое выполнение объясняемого   материала.   Здесь   применяется     метод   упражнения: повторный,   игровой   и соревновательный   методы.   Наиболее   большое   место   уделяется игровому   и   соревновательному   методам   (в   виде   различных   эстафет, веселых стартов, ролевых игр и т.д.).   комбинированный;   переменный, Заключительная   часть.   Задача   заключительной   части   это восстановление всех систем организма в исходное состояние (в начале занятия), упражнения на расслабление мышц, упражнения на гибкость, дыхательные упражнения, подведение итогов занятия. III. Средства и методы, применяемые на занятиях по баскетболу. Средства, применяемые на занятиях по баскетболу. Основным   средством,   применяемое   на   занятии     является физическое упражнение. А именно: ­ общеразвивающие,   акробатические   упражнения   на   снарядах (гимнастическая стенка, перекладина), упражнения в равновесии, беге, лазании, ориентировании в пространстве, прыжковые упражнения   и другие.     Эту   группу   упражнений     необходимо     применять   для формирования  у обучающихся правильной осанки,  комплексного развития   физических   качеств,   формирования   жизненно   важных умений и навыков. ­ Подвижные   игры   и   эстафеты   (с   бегом   и   прыжками,   с предметами).  Их   применение   значительно   усиливает   развитие координационных   способностей,  если  подвижные игры и эстафеты 6все время изменяются, и привыкание к их содержанию не наступает. Эти   средства   усиливают   эмоциональный   фон   занятия   и   требуют наличия строгой дозировки. Основные методы физической подготовки: ­   игровой   метод   (проведение   подвижных   игр   и   игровых упражнений); ­  соревновательный   метод   (эстафеты,   выполнение   контрольных нормативов по ОФП); ­ повторный   метод   (развитие   координационных,   скоростных, силовых способностей и гибкости). Методы организации деятельности учащихся: Фронтальный метод – предусматривает одинаковые задания для всех  обучающихся, выполнение заданий под общим руководством тренера­ преподавателя; ­ Поточный   метод  ­  применение   метода   необходимо,   если выполняется   упражнение   на   гимнастических   скамейках,   стенках, перекладине, а учащиеся выполняют его один за другим (потоком). ­ Индивидуальный   метод  ­  предусматривает   персональные   задания для обучающихся, которые выполняются самостоятельно. ­ Круговой метод  (круговая тренировка) – характеризуется тем, что каждый   обучающийся   (обычно   в   составе   группы   из   3­4   человек) выполняет   определенное   количество   различных   упражнений, последовательно переходя с одной станции на другую (по кругу). Такой метод применяется для комплексного развития физических качеств. Система отслеживания и оценивания результатов обучения. Способы  проверки образовательной программы: ­ повседневное систематическое наблюдение; ­ участие в спортивных праздниках, конкурсах; ­ участие в товарищеских встречах и соревнованиях. Формы подведения  итогов реализации образовательной программы: ­ спортивные праздники, конкурсы; ­ матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста; ­ соревнования школьного, районного и городского масштабов. V. Программный материал по практической и теоретической подготовке.  Содержание программы структурировано по видам спортивной  подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.  Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из  содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и 7комплексной программы физического воспитания учащихся I­XI  классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2008). При этом  большое внимание уделяется упражнениям специальной физической  подготовки баскетболиста и тактико­техническим действиям  баскетболиста. Развитие баскетбола в России. История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за рубежом.   Развитие   баскетбола   в   России.   Баскетбол   как   вид   спорта. Развитие школьного баскетбола. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях. Соблюдение санитарно – гигиенических норм во время занятий баскетболом.           Форма   одежды,   обувь   для   занятий.   Прохождение диспансеризации   как   необходимое   условие   сохранения   здоровья. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.                                    Общая и специальная физическая подготовка.          Единая спортивная классификация. Совершенствование техники передвижения   при   нападении.   Тактика   нападения.   Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Костно­мышечная система, ее строение, функции.       Техника   передвижения   приставными   шагами.   Индивидуальные   действия при нападении с мячом и без мяча. Индивидуальные действия при нападении.       Гигиенические основы режима труда  и отдыха юных спортсменов. Совершенствование техники передвижений.           Специальная   физическая   подготовка.   Выбор   способа   ловли   в зависимости от направления и силы  полета мяча. Взаимодействие двух игроков     ­   «заслон   в   движении».   Предупреждение   инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов   ловли   мяча   в   условиях   жесткого   сопротивления. Взаимодействие   трех   игроков     ­   «скрестный   выход».   Чередование упражнений   на   развитие   специальных   физических   качеств.   Учебная игра.   Гигиенические   требования   к   питанию   юных   спортсменов. Скрытые   передачи   мяча   под   рукой,   из­за   спины,   из­за   спины   в   пол. Применение   изученных   взаимодействий   в   условиях   позиционного нападения. Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк). 8Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. Командные действия в нападении. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.           Самоконтроль   в   процессе   занятий   спортом.   Ведение   мяча   с поворотом кругом. Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении».     Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях.   Бросок мяча в движении с одного шага. Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита.  Основы техники и тактики игры           Взаимодействие   двух   игроков   «подстраховка».   Многократное выполнение технических приемов. Общая характеристика спортивной тренировки.     Совершенствование   техники   передачи   мяча.   Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в   усложненных   условиях.   Действия   одного   защитника   против   двух нападающих.           Средства   и   методы   спортивной   тренировки.   Ведение   мяча   с изменением направления движения. Применение изученных защитных стоек   и   передвижений   в   зависимости   от   действий   и   расположения нападающих.   Многократное     выполнение   технических   приемов   и тактических действий.      Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 ­ 2. Формы организации занятий в спортивной   тренировке.   ОФП.   Совершенствование   техники   броска мяча.  Сочетание  личной  и  зонной  системы  защиты  в  процессе  игры. Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва.          Воспитание   нравственных   и   волевых   качеств.   Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку. Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. Ведение мяча с изменением высоты отскока.      Физическая подготовка спортсмена. Передача мяча двумя руками с отскоком   от   пола.   Организация   командных   действий   по   принципу выбора   свободного   места   с   использованием   изученных   групповых взаимодействий.     Техническая подготовка юного спортсмена. Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов. 9Тактическая подготовка юного спортсмена. Взаимодействие двух игроков   «подстраховка».   Передвижения   в   защитной   стойке   назад, вперед   и   в   сторону.   Техника   овладения   мячом.   Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону».      Совершенствование техники броска мяча изученными способами.    Сущность   и   назначение   планирования,   и   его   виды.     Контрольные игры и соревнования           Характерные   особенности   периодов   спортивной   тренировки. Совершенствование техники ведения мяча. Учет в процессе спортивной тренировки.   Переключения   от   действий   в   нападении   к   действиям   в защите. Тестирование       История   развития   баскетбола.   Совершенствование   тактических действий в нападении и защите. Совершенствование техники ловли и передачи   мяча.   Многократное     выполнение   технических   приемов   и тактических действий. Принципы организации обучения 1. Принцип доступности и индивидуализации 2. Принцип постепенности 3. Принцип систематичности и последовательности 4.   Принцип сознательности и активности 5.   Принцип наглядности Материально­техническое   обеспечение      Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:  занятий 1 Щиты тренировочные с кольцами ­ 2 шт. 2. Мячи баскетбольные ­  20  шт. 3. Насос ручной со штуцером ­  2 шт; 10Список литературы 1. «Баскетбол: теория и методика обучения : учебное  пособие/  Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007» 2. «Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско­юношеских  спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов,  Москва,1984 3. «Физическая культура» Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, В.И.Лях­ М.: Просвещение,2001 4. «Физическая культура», В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П.  Клусов­М.:Просвещение,1998. 5. «Физическое воспитание учащихся 5­7 классов: Пособие для  учителя/В.И.Лях, Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.­ М.:Просвещение,1997, 6. Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев  ФиС,2000 7. «Теория и методика физической культуры  Спб . издательство  «Лань»,2003» 8. «Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын  Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев  ИЦ «Академия»,2008 9. «Общая педагогика физической культуры и спорта » ­ М.:ИД  «Форум» ,2007 Литература для детей и родителей 1. Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д:  «Феникс», 2000.­352 с. 2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. ­М.: Просвещение, 1973. ­ С.79­ 81. 3. Жданов Л.Н. Возраст спортивных достижений // Теория и практика  физ. культуры . ­1996.                                                                                                    4.  Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист. ­ М., 1987.