Разработка по баскетболу предназначенная для внеурочных занятий в школе, в 5-11 классах. В программе описывается цель, задачи,организационно-методические указания, средства и методы применяемые на занятиях, основные методы физической подготовки, методы организации учащихся, программный материал по практической и теоретической подготовке, принципы организации обучения.
Рабочая программа по баскетболу.docx
МБОУ «СОШ №7 ЗМР РТ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БАСКЕТБОЛУ
составитель: Борисов Дмитрий Аркадьевич
учитель физической культуры
г. Зеленодольск, 2019г.
1 Содержание
I. Пояснительная записка………..……………………………………..…………3
II. Организационнометодические указания…………………………..…….……6
III. Средства и методы, применяемые на занятиях по баскетболу……….……...8
IV. Контрольнопереводные нормативы (аттестация обучающихся) 10
V. Программный материал по практической и теоретической подготовке 11
VI.Календарнотематическое планирование 14
VII. Список литературы 19
2 I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для проведения кружков
(секций) по баскетболу как внеурочной деятельности в
образовательных организациях.
Рабочая программа по баскетболу для обучающихся 511 классов,
составлена в соответствии следующих нормативных документов:
1 Конвенция ООН о правах ребенка, принятая резолюцией Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. (с изменениями и дополнениями).
2 Федеральный закон «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня
1999 г. № 120ФЗ (с изменениями и дополнениями).
3 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329ФЗ (с изменениями и
дополнениями).
4 Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101р (с
изменениями и дополнениями).
5 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
утвержденная приказом Президента Российской Федерации от 4
февраля 2010 г. № 271 (с изменениями и дополнениями).
6 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
7
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №
373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
8 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
03.06.2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный
учебный план и примерные учебные планы для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утвержденные приказом
Министерства образования
Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312».
9 Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 "О
Всероссийском физкультурноспортивном комплексе "Готов к труду и
обороне" (ГТО)"
3 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014
г. N 540 О ВСЕРОССИЙСКОМ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОМ
КОМПЛЕКСЕ" ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" (ГТО).
4 Цель программы:
углублённое изучение спортивной игры баскетбол.
Задачи:
Формирование устойчивого интереса и мотивации к занятиям и к
здоровому образу жизни;
Сохранение и укрепление здоровья ;
Расширение двигательных возможностей и компенсация
дефицита двигательной активности.
II. Организационнометодические указания
Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций
общеобразовательных учреждений для обучающихся 511 классов.
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие
и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни
двигательных и моральноволевых качеств.
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в
систематических занятиях физическими упражнениями. Обучающиеся
приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку
заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у
них физической.
Каждое занятие имеет свое содержание и форму. Содержание
составляет активная практическая деятельность обучающихся,
направленная на физическое совершенствование и выражающаяся в
выполнении физических упражнений.
При проведении учебно
тренировочных занятиях всегда учитываются индивидуальные
особенности личности каждого обучающегося, поэтому предлагаемые
физические упражнения носят дифференцированный характер.
Во время занятий необходим постоянный контроль физического и
функционального состояния обучающихся во избежание перенагрузки.
Поэтому, применяются следующие виды контроля:
1.предварительный контроль проводится в начале учебного года для
изучения состава обучающихся. Для этого устанавливается состояние их
здоровья, определяется физические и другие виды подготовленности,
выявляется их готовность к предстоящим занятиям.
2. оперативный контроль предназначен для определения тренировочного
эффекта в рамках отдельного занятия по критерию состояния организма
занимающихся. Этот вид контроля применяется для оперативного
регулирования динамики нагрузки.
3. текущий контроль используется для изучения реакции организма
на нагрузку после занятия и позволяет определить восстановление
работоспособности занимающихся. Результаты этого контроля дают
5 возможность корректировать нагрузку для последующих занятий.
Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительная часть,
основная часть и заключительная часть.
Подготовительная часть. Задача подготовительной части –
подготовка организма занимающихся к предстоящему занятию.
Привести функциональные системы в оптимальное рабочее состояние
(ЧСС, сердечнососудистая, дыхательная системы, артериальное
давление, активизация нервной системы, повышение мышечного тонуса
и др.).
Основная часть, самая большая. В основной части решаются
главные задачи занятия: образовательная, обучающая, воспитательная.
Во время объяснения нового материала используются различные
методы: словесный, наглядный, практический.
Словесный метод включает в себя рассказ, объяснение
материала.
Наглядный метод включает в себя
показ объясняемого
материала.
Практический метод включает в себя практическое выполнение
объясняемого материала. Здесь применяется метод упражнения:
повторный,
игровой и
соревновательный методы. Наиболее большое место уделяется
игровому и соревновательному методам (в виде различных эстафет,
веселых стартов, ролевых игр и т.д.).
комбинированный;
переменный,
Заключительная часть. Задача заключительной части это
восстановление всех систем организма в исходное состояние (в начале
занятия), упражнения на расслабление мышц, упражнения на гибкость,
дыхательные упражнения, подведение итогов занятия.
III. Средства и методы, применяемые
на занятиях по баскетболу.
Средства, применяемые на занятиях по баскетболу.
Основным средством, применяемое на занятии
является
физическое упражнение. А именно:
общеразвивающие, акробатические упражнения на снарядах
(гимнастическая стенка, перекладина), упражнения в равновесии, беге,
лазании, ориентировании в пространстве, прыжковые упражнения и
другие. Эту группу упражнений необходимо применять для
формирования у обучающихся правильной осанки, комплексного
развития физических качеств, формирования жизненно важных
умений и навыков.
Подвижные игры и эстафеты (с бегом и прыжками, с
предметами).
Их применение значительно усиливает развитие
координационных способностей, если подвижные игры и эстафеты
6 все время изменяются, и привыкание к их содержанию не наступает.
Эти средства усиливают эмоциональный фон занятия и требуют
наличия строгой дозировки.
Основные методы физической подготовки:
игровой метод (проведение подвижных игр и игровых
упражнений);
соревновательный метод (эстафеты, выполнение контрольных
нормативов по ОФП);
повторный метод (развитие координационных, скоростных,
силовых способностей и гибкости).
Методы организации деятельности учащихся:
Фронтальный метод – предусматривает одинаковые задания для всех
обучающихся, выполнение заданий под общим руководством тренера
преподавателя;
Поточный метод
применение метода необходимо, если
выполняется упражнение на гимнастических скамейках, стенках,
перекладине, а учащиеся выполняют его один за другим (потоком).
Индивидуальный метод предусматривает персональные задания
для обучающихся, которые выполняются самостоятельно.
Круговой метод (круговая тренировка) – характеризуется тем, что
каждый обучающийся (обычно в составе группы из 34 человек)
выполняет определенное количество различных упражнений,
последовательно переходя с одной станции на другую (по кругу). Такой
метод применяется для комплексного развития физических качеств.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения.
Способы проверки образовательной программы:
повседневное систематическое наблюдение;
участие в спортивных праздниках, конкурсах;
участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
спортивные праздники, конкурсы;
матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного
возраста;
соревнования школьного, районного и городского масштабов.
V. Программный материал по практической и теоретической
подготовке.
Содержание программы структурировано по видам спортивной
подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из
содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и
7 комплексной программы физического воспитания учащихся IXI
классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2008). При этом
большое внимание уделяется упражнениям специальной физической
подготовки баскетболиста и тактикотехническим действиям
баскетболиста.
Развитие баскетбола в России.
История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за
рубежом. Развитие баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта.
Развитие школьного баскетбола.
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм во время занятий
баскетболом. Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение
диспансеризации как необходимое условие сохранения здоровья.
Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.
Общая и специальная физическая подготовка.
Единая спортивная классификация. Совершенствование техники
передвижения при нападении. Тактика нападения. Индивидуальные
действия с мячом и без мяча. Костномышечная система, ее строение,
функции.
Техника передвижения приставными шагами. Индивидуальные
действия при нападении с мячом и без мяча. Индивидуальные действия
при нападении.
Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов.
Совершенствование техники передвижений.
Специальная физическая подготовка. Выбор способа ловли в
зависимости от направления и силы полета мяча. Взаимодействие двух
игроков «заслон в движении». Предупреждение инфекционных
заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных
способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления.
Взаимодействие трех игроков «скрестный выход». Чередование
упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная
игра. Гигиенические требования к питанию юных спортсменов.
Скрытые передачи мяча под рукой, изза спины, изза спины в пол.
Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного
нападения. Применение изученных взаимодействий в условиях личного
прессинга. Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская
и судейская практика. Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).
8 Систематический врачебный контроль за юными спортсменами.
Командные действия в нападении. Применение изученных способов
ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на
площадке.
Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с
поворотом кругом. Сочетание выполнения бросков мяча из различных
точек в условиях жесткого сопротивления. Выбор места и момента для
борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Противодействие
взаимодействию двух игроков – «заслону в движении».
Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание
первой помощи при несчастных случаях. Бросок мяча в движении с
одного шага. Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим
от щита.
Основы техники и тактики игры
Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное
выполнение технических приемов. Общая характеристика спортивной
тренировки. Совершенствование техники передачи мяча. Сочетание
способов передвижения с выполнением различных технических приемов
в усложненных условиях. Действия одного защитника против двух
нападающих.
Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с
изменением направления движения. Применение изученных защитных
стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения
нападающих. Многократное
выполнение технических приемов и
тактических действий.
Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 2. Формы организации занятий в
спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска
мяча. Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры.
Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва.
Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая
подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на
другую руку. Противодействие игрокам различных игровых функций
при разных системах игры в нападении. Ведение мяча с изменением
высоты отскока.
Физическая подготовка спортсмена. Передача мяча двумя руками с
отскоком от пола. Организация командных действий по принципу
выбора свободного места с использованием изученных групповых
взаимодействий.
Техническая подготовка юного спортсмена. Бросок мяча изученными
способами после выполнения других технических приемов.
9 Тактическая подготовка юного спортсмена. Взаимодействие двух
игроков «подстраховка». Передвижения в защитной стойке назад,
вперед и в сторону. Техника овладения мячом. Противодействия
взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону».
Совершенствование техники броска мяча изученными способами.
Сущность и назначение планирования, и его виды.
Контрольные игры и соревнования
Характерные особенности периодов спортивной тренировки.
Совершенствование техники ведения мяча. Учет в процессе спортивной
тренировки. Переключения от действий в нападении к действиям в
защите.
Тестирование
История развития баскетбола. Совершенствование тактических
действий в нападении и защите. Совершенствование техники ловли и
передачи мяча. Многократное выполнение технических приемов и
тактических действий.
Принципы организации обучения
1. Принцип доступности и индивидуализации
2. Принцип постепенности
3. Принцип систематичности и последовательности
4. Принцип сознательности и активности
5. Принцип наглядности
Материальнотехническое
обеспечение
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
занятий
1 Щиты тренировочные с кольцами 2 шт.
2. Мячи баскетбольные 20 шт.
3. Насос ручной со штуцером 2 шт;
10 Список литературы
1. «Баскетбол: теория и методика обучения : учебное пособие/
Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»
2. «Баскетбол. Поурочная учебная программа для детскоюношеских
спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов,
Москва,1984
3. «Физическая культура» Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, В.И.Лях
М.: Просвещение,2001
4. «Физическая культура», В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П.
КлусовМ.:Просвещение,1998.
5. «Физическое воспитание учащихся 57 классов: Пособие для
учителя/В.И.Лях, Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.
М.:Просвещение,1997,
6. Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев
ФиС,2000
7. «Теория и методика физической культуры Спб . издательство
«Лань»,2003»
8. «Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын
Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008
9. «Общая педагогика физической культуры и спорта » М.:ИД
«Форум» ,2007
Литература для детей и родителей
1. Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д:
«Феникс», 2000.352 с.
2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Просвещение, 1973. С.79
81.
3. Жданов Л.Н. Возраст спортивных достижений // Теория и практика
физ. культуры . 1996.
4. Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист. М., 1987.
Рабочая программа по баскетболу
Рабочая программа по баскетболу
Рабочая программа по баскетболу
Рабочая программа по баскетболу
Рабочая программа по баскетболу
Рабочая программа по баскетболу
Рабочая программа по баскетболу
Рабочая программа по баскетболу
Рабочая программа по баскетболу
Рабочая программа по баскетболу
Рабочая программа по баскетболу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.