Разработка по баскетболу предназначенная для внеурочных занятий в школе, в 5-11 классах. В программе описывается цель, задачи,организационно-методические указания, средства и методы применяемые на занятиях, основные методы физической подготовки, методы организации учащихся, программный материал по практической и теоретической подготовке, принципы организации обучения.
МБОУ «СОШ №7 ЗМР РТ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БАСКЕТБОЛУ
составитель: Борисов Дмитрий Аркадьевич
учитель физической культуры
г. Зеленодольск, 2019г.
1Содержание
I. Пояснительная записка………..……………………………………..…………3
II. Организационнометодические указания…………………………..…….……6
III. Средства и методы, применяемые на занятиях по баскетболу……….……...8
IV. Контрольнопереводные нормативы (аттестация обучающихся) 10
V. Программный материал по практической и теоретической подготовке 11
VI.Календарнотематическое планирование 14
VII. Список литературы 19
2I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для проведения кружков
(секций) по баскетболу как внеурочной деятельности в
образовательных организациях.
Рабочая программа по баскетболу для обучающихся 511 классов,
составлена в соответствии следующих нормативных документов:
1 Конвенция ООН о правах ребенка, принятая резолюцией Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. (с изменениями и дополнениями).
2 Федеральный закон «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня
1999 г. № 120ФЗ (с изменениями и дополнениями).
3 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329ФЗ (с изменениями и
дополнениями).
4 Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101р (с
изменениями и дополнениями).
5 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
утвержденная приказом Президента Российской Федерации от 4
февраля 2010 г. № 271 (с изменениями и дополнениями).
6 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
7
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №
373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
8 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
03.06.2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный
учебный план и примерные учебные планы для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утвержденные приказом
Министерства образования
Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312».
9 Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 "О
Всероссийском физкультурноспортивном комплексе "Готов к труду и
обороне" (ГТО)"
310 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014
г. N 540 О ВСЕРОССИЙСКОМ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОМ
КОМПЛЕКСЕ" ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" (ГТО).
4Цель программы:
углублённое изучение спортивной игры баскетбол.
Задачи:
Формирование устойчивого интереса и мотивации к занятиям и к
здоровому образу жизни;
Сохранение и укрепление здоровья ;
Расширение двигательных возможностей и компенсация
дефицита двигательной активности.
II. Организационнометодические указания
Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций
общеобразовательных учреждений для обучающихся 511 классов.
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие
и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни
двигательных и моральноволевых качеств.
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в
систематических занятиях физическими упражнениями. Обучающиеся
приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку
заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у
них физической.
Каждое занятие имеет свое содержание и форму. Содержание
составляет активная практическая деятельность обучающихся,
направленная на физическое совершенствование и выражающаяся в
выполнении физических упражнений.
При проведении учебно
тренировочных занятиях всегда учитываются индивидуальные
особенности личности каждого обучающегося, поэтому предлагаемые
физические упражнения носят дифференцированный характер.
Во время занятий необходим постоянный контроль физического и
функционального состояния обучающихся во избежание перенагрузки.
Поэтому, применяются следующие виды контроля:
1.предварительный контроль проводится в начале учебного года для
изучения состава обучающихся. Для этого устанавливается состояние их
здоровья, определяется физические и другие виды подготовленности,
выявляется их готовность к предстоящим занятиям.
2. оперативный контроль предназначен для определения тренировочного
эффекта в рамках отдельного занятия по критерию состояния организма
занимающихся. Этот вид контроля применяется для оперативного
регулирования динамики нагрузки.
3. текущий контроль используется для изучения реакции организма
на нагрузку после занятия и позволяет определить восстановление
работоспособности занимающихся. Результаты этого контроля дают
5возможность корректировать нагрузку для последующих занятий.
Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительная часть,
основная часть и заключительная часть.
Подготовительная часть. Задача подготовительной части –
подготовка организма занимающихся к предстоящему занятию.
Привести функциональные системы в оптимальное рабочее состояние
(ЧСС, сердечнососудистая, дыхательная системы, артериальное
давление, активизация нервной системы, повышение мышечного тонуса
и др.).
Основная часть, самая большая. В основной части решаются
главные задачи занятия: образовательная, обучающая, воспитательная.
Во время объяснения нового материала используются различные
методы: словесный, наглядный, практический.
Словесный метод включает в себя рассказ, объяснение
материала.
Наглядный метод включает в себя
показ объясняемого
материала.
Практический метод включает в себя практическое выполнение
объясняемого материала. Здесь применяется метод упражнения:
повторный,
игровой и
соревновательный методы. Наиболее большое место уделяется
игровому и соревновательному методам (в виде различных эстафет,
веселых стартов, ролевых игр и т.д.).
комбинированный;
переменный,
Заключительная часть. Задача заключительной части это
восстановление всех систем организма в исходное состояние (в начале
занятия), упражнения на расслабление мышц, упражнения на гибкость,
дыхательные упражнения, подведение итогов занятия.
III. Средства и методы, применяемые
на занятиях по баскетболу.
Средства, применяемые на занятиях по баскетболу.
Основным средством, применяемое на занятии
является
физическое упражнение. А именно:
общеразвивающие, акробатические упражнения на снарядах
(гимнастическая стенка, перекладина), упражнения в равновесии, беге,
лазании, ориентировании в пространстве, прыжковые упражнения и
другие. Эту группу упражнений необходимо применять для
формирования у обучающихся правильной осанки, комплексного
развития физических качеств, формирования жизненно важных
умений и навыков.
Подвижные игры и эстафеты (с бегом и прыжками, с
предметами).
Их применение значительно усиливает развитие
координационных способностей, если подвижные игры и эстафеты
6все время изменяются, и привыкание к их содержанию не наступает.
Эти средства усиливают эмоциональный фон занятия и требуют
наличия строгой дозировки.
Основные методы физической подготовки:
игровой метод (проведение подвижных игр и игровых
упражнений);
соревновательный метод (эстафеты, выполнение контрольных
нормативов по ОФП);
повторный метод (развитие координационных, скоростных,
силовых способностей и гибкости).
Методы организации деятельности учащихся:
Фронтальный метод – предусматривает одинаковые задания для всех
обучающихся, выполнение заданий под общим руководством тренера
преподавателя;
Поточный метод
применение метода необходимо, если
выполняется упражнение на гимнастических скамейках, стенках,
перекладине, а учащиеся выполняют его один за другим (потоком).
Индивидуальный метод предусматривает персональные задания
для обучающихся, которые выполняются самостоятельно.
Круговой метод (круговая тренировка) – характеризуется тем, что
каждый обучающийся (обычно в составе группы из 34 человек)
выполняет определенное количество различных упражнений,
последовательно переходя с одной станции на другую (по кругу). Такой
метод применяется для комплексного развития физических качеств.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения.
Способы проверки образовательной программы:
повседневное систематическое наблюдение;
участие в спортивных праздниках, конкурсах;
участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
спортивные праздники, конкурсы;
матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного
возраста;
соревнования школьного, районного и городского масштабов.
V. Программный материал по практической и теоретической
подготовке.
Содержание программы структурировано по видам спортивной
подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из
содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и
7комплексной программы физического воспитания учащихся IXI
классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2008). При этом
большое внимание уделяется упражнениям специальной физической
подготовки баскетболиста и тактикотехническим действиям
баскетболиста.
Развитие баскетбола в России.
История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за
рубежом. Развитие баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта.
Развитие школьного баскетбола.
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм во время занятий
баскетболом. Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение
диспансеризации как необходимое условие сохранения здоровья.
Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.
Общая и специальная физическая подготовка.
Единая спортивная классификация. Совершенствование техники
передвижения при нападении. Тактика нападения. Индивидуальные
действия с мячом и без мяча. Костномышечная система, ее строение,
функции.
Техника передвижения приставными шагами. Индивидуальные
действия при нападении с мячом и без мяча. Индивидуальные действия
при нападении.
Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов.
Совершенствование техники передвижений.
Специальная физическая подготовка. Выбор способа ловли в
зависимости от направления и силы полета мяча. Взаимодействие двух
игроков «заслон в движении». Предупреждение инфекционных
заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных
способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления.
Взаимодействие трех игроков «скрестный выход». Чередование
упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная
игра. Гигиенические требования к питанию юных спортсменов.
Скрытые передачи мяча под рукой, изза спины, изза спины в пол.
Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного
нападения. Применение изученных взаимодействий в условиях личного
прессинга. Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская
и судейская практика. Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).
8Систематический врачебный контроль за юными спортсменами.
Командные действия в нападении. Применение изученных способов
ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на
площадке.
Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с
поворотом кругом. Сочетание выполнения бросков мяча из различных
точек в условиях жесткого сопротивления. Выбор места и момента для
борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Противодействие
взаимодействию двух игроков – «заслону в движении».
Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание
первой помощи при несчастных случаях. Бросок мяча в движении с
одного шага. Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим
от щита.
Основы техники и тактики игры
Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное
выполнение технических приемов. Общая характеристика спортивной
тренировки. Совершенствование техники передачи мяча. Сочетание
способов передвижения с выполнением различных технических приемов
в усложненных условиях. Действия одного защитника против двух
нападающих.
Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с
изменением направления движения. Применение изученных защитных
стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения
нападающих. Многократное
выполнение технических приемов и
тактических действий.
Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 2. Формы организации занятий в
спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска
мяча. Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры.
Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва.
Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая
подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на
другую руку. Противодействие игрокам различных игровых функций
при разных системах игры в нападении. Ведение мяча с изменением
высоты отскока.
Физическая подготовка спортсмена. Передача мяча двумя руками с
отскоком от пола. Организация командных действий по принципу
выбора свободного места с использованием изученных групповых
взаимодействий.
Техническая подготовка юного спортсмена. Бросок мяча изученными
способами после выполнения других технических приемов.
9Тактическая подготовка юного спортсмена. Взаимодействие двух
игроков «подстраховка». Передвижения в защитной стойке назад,
вперед и в сторону. Техника овладения мячом. Противодействия
взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону».
Совершенствование техники броска мяча изученными способами.
Сущность и назначение планирования, и его виды.
Контрольные игры и соревнования
Характерные особенности периодов спортивной тренировки.
Совершенствование техники ведения мяча. Учет в процессе спортивной
тренировки. Переключения от действий в нападении к действиям в
защите.
Тестирование
История развития баскетбола. Совершенствование тактических
действий в нападении и защите. Совершенствование техники ловли и
передачи мяча. Многократное выполнение технических приемов и
тактических действий.
Принципы организации обучения
1. Принцип доступности и индивидуализации
2. Принцип постепенности
3. Принцип систематичности и последовательности
4. Принцип сознательности и активности
5. Принцип наглядности
Материальнотехническое
обеспечение
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
занятий
1 Щиты тренировочные с кольцами 2 шт.
2. Мячи баскетбольные 20 шт.
3. Насос ручной со штуцером 2 шт;
10Список литературы
1. «Баскетбол: теория и методика обучения : учебное пособие/
Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»
2. «Баскетбол. Поурочная учебная программа для детскоюношеских
спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов,
Москва,1984
3. «Физическая культура» Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, В.И.Лях
М.: Просвещение,2001
4. «Физическая культура», В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П.
КлусовМ.:Просвещение,1998.
5. «Физическое воспитание учащихся 57 классов: Пособие для
учителя/В.И.Лях, Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.
М.:Просвещение,1997,
6. Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев
ФиС,2000
7. «Теория и методика физической культуры Спб . издательство
«Лань»,2003»
8. «Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын
Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008
9. «Общая педагогика физической культуры и спорта » М.:ИД
«Форум» ,2007
Литература для детей и родителей
1. Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д:
«Феникс», 2000.352 с.
2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Просвещение, 1973. С.79
81.
3. Жданов Л.Н. Возраст спортивных достижений // Теория и практика
физ. культуры . 1996.
4. Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист. М., 1987.