Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)
Оценка 5

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Оценка 5
Документация +1
docx
география +1
Взрослым
07.05.2018
Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)
Разработанная мною рабочая программа по дисциплине "Этнология изучаемого региона (США, Канада)" для студентов высших учебных заведений, специальность "регионоведение". Содержит тематику и расчасовку лекций, план семинарских занятий, темы для самостоятельного изучения, контрольные вопросы и задания и список рекомендованной литературы по предмету.
Этнология региона Программа.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Факультет истории и международных отношений Рабочая программа Учебной дисциплины «Этнология изучаемого региона»      Специальности: 032301.65 «Регионоведение» Специализация «США и Канада»                                               Утверждена на заседании кафедры                                   международных отношений и                         международного права                                 Протокол №5 от 28.01.2014                                   Зав. кафедрой     В.П. Ранчинский 2014 2 Автор составитель: Чубур Артур Артурович, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Рабочая программа составлена в соответствии в соответствии с ГОС ВПО   РФ   по   направлению   подготовки   дипломированного   специалиста   по специальности 032301.65 «Регионоведение» от 14.03.2000 г. 3 4 ОПД.Ф.05 Этнология изучаемого региона (страны)     Проблемы   этногенеза   народов   региона   и   современный   национально­этнический состав;   первичные   формы   общности,   системы   родства;   народные   традиции,   культы, обряды, верования. Влияние глобальных социальных и культурных процессов на развитие материальной   и   духовной   культуры   региона.   Современные   проблемы   национальных   и этнических отношений Структура дисциплины 1. Цели и задачи дисциплины 5 Целью   освоения   учебной   дисциплины   «Этнология   изучаемого   региона»   является знакомство студентов с общими закономерностями формирования развития традиционных и современных культур народов изучаемого региона, в которое входит:  1.   представление   о   многообразии   этнокультур   и   региональных   цивилизаций   на Земле, 2.  представление о роли этнического фактора в истории 3. представление о характере теоретических разработок в этнологии и социальной антропологии, как обобщающих науках об этносах и человеке, как социальном существе. 4. представление о культуре повседневности 5.   умение   ориентироваться   с   вопросах   этнической   истории,   языковых, хозяйственно­культурных   и   антропологических   классификациях   народов,   населяющих изучаемый регион. 6. углубленное знакомство с восточнославянской этнокультурой. 7.   формирование   научно   обоснованного   негативного   отношения   к   проявлениям расизма, различных форм национализма и религиозной и культурной нетерпимости. 2. Место дисциплины в учебном плане: ­ дисциплина относится к блоку ОПД. В5; ­ преподается в 1 семестре на 1 курсе, итоговый контроль ­ зачет 3. Требования к уровню освоения и содержания дисциплины. – знать содержание программы и иметь представление о возможностях применения полученных знаний в своей будущей работе; – – – подходить к решению проблем общественного развития целостно; знать предмет и задачи этнологии и социальной антропологии;  знать   концепцию   этнического   самосознания   и   проблемы межэтнических отношений;  – уметь   анализировать   современные   представления   об   этносе, этническом самосознании и межэтнических процессах;  – пользуясь   полученными   знаниями,   уметь   определять   степень информативности   и   тенденциозности   источников,   уметь   критически   относится   к взглядам   даже   маститых   ученых,   сравнивать   их   друг   с   другом   и   материалами источников; – владеть   навыками   в   рамках   основных   принципов   и   методов исследования в этнологии и социальной антропологии.  6 4. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём работы, час Вид учебной дисциплины Общая трудоёмкость дисциплины Аудиторные занятия: лекции (Л) Самостоятельная работа (СР) Всего   часов 36 18 18 16 семестры 1 1 1 1          1          1      Контролируемая самостоятельная работа (КСР) Вид итогового контроля         2 Зачет № Наименование тем 4.1.Содержание дисциплины семес тр Виды деятельности   учебной 1 2 3 4 5 Тема 1. Проблемы  этногенеза народов  региона и современный  национально­этнический  состав Тема 2. Первичные формы  общности, системы  родства Тема 3. Народные  традиции, культы, обряды,  верования. Тема 4. Влияние  глобальных социальных и  культурных процессов на  развитие материальной и  духовной культуры  региона. Тема 5. Современные  проблемы национальных и  этнических отношений Итого 1 1 1 1 1 всего лекций 4 кср ­ 4 4 4 2 36 18 ­ ­ ­ 2 2 Сам. работа Формы текущего контроля 2 2 4 4 4 тестирование реферат,  тестирование реферат Реферат,  тестирование реферат,  тестирование 16 зачёт 4.2.Практические занятия не предусмотрены 4.3. Лабораторный практикум не предусмотрен учебным планом 4.4.Контролируемая самостоятельная работа не предусмотрена учебным планом 7 4.5. Основное содержание разделов учебной дисциплины Тема 1. Проблемы этногенеза народов региона и современный национально­ этнический состав. Признаки этноса. Этнос как объект этнологии и этнографии, его разные понимания и при­ знаки. Этногенез, этническая история, культура и конфликты как предмет этнологии. Ме­ сто этнологии среди других исторических и социальных наук, различия этнологии и этно­ графии, их методов. История этнографических полевых исследований от античности до со­ временности.   Основные   этнологические   теории   (обзорно).   История   этнологических исследований   в   регионе.   Классификация   и   картография   как   методы   этнологии,   их принципы. Хозяйственно­культурные особенности и внутреннее членение региона. Тема 2. Первичные формы общности, системы родства. Системы   родства:   классификационные   и   описательные.   Семья.   Семьи   матрилинеарные, патрилинеарные,   патрилокальные,   матрилокальные.   Функции   семьи:   репродуктивная; хозяйственно­экономическая;   регенеративная,   социального   положения.   образовательно­ воспитательная;   первоначального   социального   контроля;   рекреативная;   духовного общения; социально­статусная. Единицы родства: Род­племя­народность­этнос.  Тема 3. Народные традиции, культы, обряды, верования. Понятие  «хозяйственно­культурный тип» и  его составляющие. Группы  ХКТ  мира и  их современные ареалы. Морфологическая и генетическая языковые классификации. Теории глот­тогенеза. Язык и этнос. Таксономические уровни языковой классификации. Основные языковые семьи мира. Языковый состав народов региона. Одежда, традиционное питание, образ жизни, жилище. Тема 4 Влияние глобальных социальных и культурных процессов на развитие  материальной и духовной культуры региона. Принципы   и   уровни   историко­географической   классификации.   Основные   историко­ этнографические   провинции   мира.   Америка   как   ИЭП,   ее   региональное   деление.   Расы, время и причины их появления. Понятие и типы расообразующих признаков. Большие, малые,   переходные,   контактные   расы,   их   ареалы.   Историческая   антропология   региона. Этнические аспекты религиоведения. Ареалы мировых религий: история и современность. этноса. Религиозная история и современный конфессиональный состав региона. Тема 5. Современные проблемы национальных и этнических отношений. 8 Этнокультурные   связи   и   взаимодействия   народов   региона.   Степень   общности, происхождения,   этнопсихологической   этнической   истории,   частоты   контактов, комплиментарности. Основные вехи этнополитической и этноконфессиональной истории региона и типологические особенности межэтнических конфликтов. 5.Основная и дополнительная литература а) основная литература: 1. Чубур А.А. Введение в этнологию. Избранные лекции. – Брянск: «Курсив», 2012. 2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 2012. 495 с. 3. Тавадов Г.Т. Этнология. Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2012. б) дополнительная литература 1. Алексеев В.П. Этногенез. М, 2006. 2. Ите Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 2004. 3. Стингл М Индейцы без томагавков. М.; Прогресс, 2005. 4. Столяренко   В.Е.,   Столяренко   Л.Д.   Антропология   –   системная   наука   о   человеке. Учебное пособие. Ростов­на­Дону, 2004. 5. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 2005. 6. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 2006. 7. Харитонов   М.В.,   Ожигова   А.П.,   Година   Е.З.,   Хрисанфова   Е.Н.,   Бацевич   В.А. Антропология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2007. 8. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. – М.: «Наука», 2005. 9. Этногенез и этническая история народов Севера. М., 2005. 9 в) программное обеспечение и Интернет­ресурсы 1. Народы мира http://www.etnolog.ru/ 2. Российская антропология http://www.rusanthropology.ru/ 3. Сетевая библиотека "Книголюб­Т", раздел «Этнография»  http://book.libertorrent.com/viewforum.php?f=513 4. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика 5. http://www.ruthenia.ru/folklore/publications.htm 6.Материально­техническое обеспечение дисциплины (модуля) Для проведения лекционных и практических занятий в первую очередь используются   аудитории факультетов, оснащенные мультимедийным оборудованием, а также: 1. Поточные аудитории для лекций с мультимедийной техникой. 2. Аудитории для практических занятий. 3. Доступ в Интернет. 4. Материальные ресурсы (аудио, видео и дидактические материалы). 7. Содержание итогового и промежуточного контроля Организация самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов: ­ работу с лекционным материалом и подготовку к семинарским занятиям; ­выполнение заданий для самостоятельной работы; ­самостоятельное изучение отдельных аспектов содержания дисциплины; ­выполнение аналитических и творческих заданий. № Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение 1 Самостоятельное изучение часы 2 История этнографических полевых исследований  от античности до современности. Основные  этнологические теории (обзорно). Форма контроля Конспект 2 3 4 5 Функции семьи в этносах изучаемого региона: Хозяйственно­культурные типы Ареалы мировых религий: история и современность Степень общности, происхождения Итого 2 4 4 4 16 Конспект Реферат Реферат конспект 10 Основной  формой   усвоения  любого   материала  является   самостоятельная   работа студентов.   Особое   значение   принадлежит   самостоятельному   изучению   источников, рекомендованной литературы, современных публикаций в ведущих юридических изданиях. Контроль над самостоятельной работой осуществляется в виде написания эссе, рефератов, подготовки докладов. Перечень основных оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по результатам  освоения изучаемого курса: выполнение   учебных   индивидуальных   и   групповых   заданий   в   ходе   семинаров   и практических занятий; выполнение терминологических диктантов; подготовка рефератов; составление аннотаций или аннотированных списков информационных ресурсов; составление тематических глоссариев; 1) 2) 3) 4) 5) 8. Критерии оценки итоговой формы контроля Ответ   студента   на   экзамене   оценивается   по   каждому   вопросу,   затем   выводится средний показатель. Ответы студентов оцениваются следующими отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Качественными   показателями   отметки   являются:   полнота,   глубина,   прочность, системность, оперативность, сознательность, обобщенность знаний и умений студентов. 9. Примерный перечень вопросов к зачету 1 Этнология как наука. Предмет и задачи этнологии, Место этнологии в системе научных знаний. 2 Основные направления и школы этнологии в их историческом становлении; содержание важнейших трудов ученых, повлиявших на становление этнологии как научного знания. 3 Основные принципы и методы этнологии. 4 Этнос и его структура. Современные представления об этносе. 5 Этническое сознание, понятия этнической идентификации и самоидентификации. 6 Механизмы символизации этнической культуры. Традиционная культура.  7 Календарная обрядность. 11 8 Бытовая обрядность.  9 Религиозная обрядность.  10 Обряды жизненного цикла. Родильная обрядность.  11 Обряды жизненного цикла. Свадебная обрядность. 12 Обряды жизненного цикла. Похоронная обрядность. 13 Антропологическая   классификация   народов   мира.   Большие   и   малые   расы.   Отличие этнических и расовых признаков. 14 Палеоазиатские   народы   Северной   Америки.   Хозяйственно­культурные   типы, особенности культуры и быта. 15 Индейцы прерий. Хозяйственно­культурные типы,  племена,  особенности культуры  и быта. 16 Цивилизации этносов Мезоамерики и Южной Америки. Общее и особенное. 17 Понятия языковой группы, языковой семьи, основные принципы этнолингвистической классификации народов. 18 Этноконфессиональная классификация народов. Основные отличия мировых религий, их распространение и связь с конкретными этническими группами. 19 Хозяйственно­культурная классификация народов. Понятие хозяйственно­культурного типа, основные принципы выделения хозяйственно­культурных типов. 20 Понятие этногенеза, особенности становления и развития этносов, теории этногенеза. 21 Основные   этапы   этнической   истории   Америки.   Вклад   американских   индейцев   в мировую культуру. 22 Этнический фактор в мировой истории. 23 Современные тенденции этносоциального развития. 24 Современные  проблемы  межэтнических отношений, представления  о межэтнических процессах, причины межнациональных конфликтов. 10.  Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 10.1. Методические рекомендации для преподавателей Данная  дисциплина относится к блоку общепрофессиональных дисциплин  учебного плана специальности 032301.65­Регионоведение.. Материалы лекции являются основой для подготовки к рассмотрению, обсуждению вопросов соответствующей темы на семинарском занятии. 12 На   семинарах   студенты   приобретают   практические   навыки   использования теоретических знаний в ходе организации учебной деятельности по формулированию целей обучения и определению в соответствии с ними содержания, эффективных форм, методов, приемов   и   средств   обучения.   Формой   проведения   промежуточного   контроля   является подготовка студентами рефератов, эссе, которые предлагаются им в качестве задания для самостоятельной   работы,   выполнение   творческих   проектных   заданий,   компьютерное тестирование по изученной теме и др. Важнейшей задачей курса является освоение студентами массива регионоведческих, политологических, юридических социологических и исторических знаний по проблематике данной. Семинарские занятия проводятся для укрепления и расширения знаний, полученных обучаемыми   на   лекциях   и   в   процессе   самоподготовки.   В   ходе   диалога   межу преподавателем и обучаемыми. В   ходе   изучения   дисциплины   осуществляется   текущий   контроль   успеваемости путём   проведения   контрольных   опросов,   а   также   индивидуальных   собеседований.   По окончании изучения дисциплины в шестом семестре студенты сдают зачёт. 10.2. Методические рекомендации для студентов В   ходе   работы   над   курсом     студенты   должны   приобрести   и   развить   навыки самостоятельной   работы   с   научной   литературой   и   источниками   (документами, официальными   материалами,   статистическими   сведениями   и   т.д.).   В   связи   с   этим   на семинарские занятия выносятся темы наиболее обеспеченные источниками и литературой, среди которых имеют место и те, которые не рассматривались подробно на лекционных занятиях. Кроме того, поощряется такая форма самостоятельной работы как подготовка устных докладов (на основе самостоятельного анализа научной литературы) к семинарским занятиям.   Прилагаемый   список   литературы   предполагает   такую   форму   студенческой работы. Основные виды занятий в ходе изучения дисциплины ­  лекции и семинары, а также самостоятельная работа студентов с материалами библиотечных фондов и сети Интернет. Аудиторная и самостоятельная работа студентов при изучении курса тесно взаимосвязана. Практические занятия могут проходить как в традиционной форме устных опросов, так и в форме   коллоквиумов,   диспутов,   микроконференций   с   заранее   подготовленными докладами. Итоговой формой отчетности по курсу является зачёт, промежуточной ­ аттестация. 13 Основной формой текущего контроля являются выступления на семинарских занятиях и результаты   письменного   контрольного   опроса   по   изучаемым   темам,   из   которых складывается   оценка   на   промежуточной   аттестации.   На   зачёте   студент   должен продемонстрировать знания, навыки и умения в объеме, необходимом для специалистов­ регионоведов   в   соответствии   с  Госстандартом   Министерства   образования   РФ.   Студент должен   показать   знание   теоретического   и   фактического   материала,   первоисточников, умение ориентироваться в специальной литературе и научных подходах к той или иной проблеме.  Самостоятельными   работами   студентов   в   рамках   курса   «Теория   и   практика молодёжной   политики   стран   Евросоюза»   могут   быть   устные   сообщения,   рефераты, научные   доклады   и   курсовые   работы,   причем   последние   являются   главными   в   данном перечне.   Длительность   устного   сообщения   ­   10   минут.   Текст   доклада   ­   4­6   страниц машинописного текста, объем реферата ­ 10­15 страниц, курсовой работы ­ 30­35 страниц. При   выполнении   самостоятельной   работы   студент   должен   ориентироваться   на   фонды библиотеки   БГУ.     Необходимые   исследования   включены   в   список   основной   и дополнительной литературы по курсу.

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)

Рабочая программа по дисциплине Этнология изучаемого региона (США, Канада)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018