Рабочая программа
по физической культуре
1 класс
Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему формирования и сохранения здоровья ребенка. Предметом обучения физической культуре в начальной школе, в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, на основе программ В.И. Ляха, А.А. Зданевича (2006г); А.П. Матвеева, Т.В. Петровой (2006г).
Учитывая возрастно-половые особенности младших школьников, целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности. В процессе овладения двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения физической культуре направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс по три часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 405 часов. Основное время (357 ч) отводится на раздел «Физическое совершенствование». В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются:
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
· ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
· раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
· ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
· организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Содержание программного материала
Примерное распределение учебного времени на различные
виды программного материала для учащихся 1-4 классов
(сетка часов при двухразовых (трехразовых) занятиях в неделю)
№ п/п |
Вид программного материала |
Количество часов (уроков) |
|||
класс |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1. |
Базовая часть |
52(78) |
52(78) |
52(78) |
52(78) |
1.1. |
Подвижные игры |
12(18) |
12(18) |
12(18) |
12(18) |
1.2. |
Гимнастика с элементами акробатики |
12(18) |
12(18) |
12(18) |
12(18) |
1.3. |
Лёгкоатлетические упражнения |
14(21) |
14(21) |
14(21) |
14(21) |
1.4. |
Лыжная подготовка |
14(21) |
14(21) |
14(21) |
14(21) |
1.5. |
Плавание |
|
|
|
|
2. |
Вариативная часть |
14(24) |
16(24) |
16(24) |
16(24) |
2.1. |
Знание о физической культуре, способы физкультурной деятельности. |
6(12) |
8(12) |
8(12) |
8(12) |
2.2 |
Подвижные игры |
2(5) |
2(3) |
2(3) |
2(3) |
2.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
2(3) |
2(3) |
2(3) |
2(3) |
2.4 |
Лёгкоатлетические упражнения |
2(3) |
2(3) |
2(3) |
2(3) |
2.5 |
Лыжная подготовка |
2(1) |
2(3) |
2(3) |
2(3) |
|
Итого часов в год: |
66(99) |
68(102) |
68(102) |
68(102) |
Раздел программы: Основы знаний о физической культуре
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укрепления здоровья человека. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
· комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток;
· занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
· Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
· Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Раздел программы: гимнастика с элементами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; основная стойка и команда «Смирно!»; стойки по команде «Вольно!» и «Равняйсь!»; размыкание в шеренге и колонне, на месте и в движении; команды «Шагом марш!», «На месте!» и «Стой!»; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по команде «Налево!» («Направо!»); размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге; повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по два в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, с наклоном, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа с группированием и обратно (с помощью); из упора присев назад и боком;
Прикладно - гимнастические упражнения: передвижение по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, спиной, к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, поочерёдно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные шаги польки); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине — вис стоя спереди, сзади, завесом одной, двумя ногами.
Подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, заданий на координацию движений типа «веселые задачи», с «включением» (напряжением) и «выключением» (расслаблением) звеньев тела; «Змейка», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка», «Раки», «Через холодный ручей», «Петрушка на скамейке», «Не урони мешочек», «Конники-спортсмены», «Запрещенное движение», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики», «Парашютисты», «Медвежата за медом», «Увертывайся от мяча», «Гонки мячей по кругу», «Догонялки на марше», «Альпинисты», эстафеты (типа: «Веревочка под ногами», «Эстафета с обручами»).
Раздел программы гимнастика с основами акробатики ориентирован на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия (УУД) |
Результат |
Личностные |
- мотивационная основа на занятия гимнастикой; -учебно-познавательный интерес к занятиям гимнастикой с основами акробатики. |
Регулятивные |
-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (гибкости); - планировать свои действия при выполнении комплексов упражнений с предметами и без и условиями их реализации; - учитывать правило в планировании и контроле способа решения; - адекватно воспринимать оценку учителя; -оценивать правильность выполнения двигательных действий. |
Познавательные |
- осуществлять анализ выполненных действий; - активно включаться в процесс выполнения заданий по гимнастике с элементами акробатики; - выражать творческое отношение к выполнению комплексов общеразвивающих упражнений. |
Коммуникативные |
- уметь слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном обсуждении акробатических комбинаций. |
Планируемые результаты реализации раздела гимнастика с основами акробатики:
Урочная деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение результатов.
- приобретение обучающимися знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности;
- развитие самостоятельности при выполнении гимнастических упражнений;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
· составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики, физических упражнений, комплексы направленные на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
· вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
· организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам; уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культуры.
Раздел программы: легкоатлетические упражнения
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения («змейкой», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий и низкий старт с последующим стартовым ускорением.
Прыжки: на месте (на одной, на двух, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов; в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание»; в длину с разбега, согнув ноги.
Броски: большого мяча на дальность двумя руками из-за головы, от груди, снизу из положения стоя и сидя.
Метание: малого мяча на дальность способом «из-за головы» стоя на месте и «из-за головы через плечо» с разбега.
Подвижные игры на материале легкой атлетики: «Два мороза», «Пятнашки», салки «Не попади в болото», «Пингвины с мячом», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «К своим флажкам», «Кот и мыши», «Быстро по местам», «Гуси-лебеди», «Не оступись», «Вызов номеров», «Шишки-желуди-орехи», «Невод», «Третий лишний», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Метко в цель», «Космонавты», «Мышеловка», «Салки с ленточками», «Кто дальше бросит», «Мяч среднему», «Белые медведи», «Кто обгонит», «Круговая охота», «Капитаны», «Ловля парами», «Пятнашки в парах (тройках)», «Подвижная цель», «Не давай мяча водящему».
Раздел программы лёгкая атлетика ориентирован на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия (УУД) |
Результат |
Личностные |
- мотивационная основа на занятия лёгкой атлетикой; -учебно-познавательный интерес к занятиям лёгкой атлетики. |
Регулятивные |
-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (скоростно-силовой направленности); - планировать свои действия при выполнении ходьбы, разновидностей бега, метании мяча с места, на дальность; прыжков в длину с места, разбега; в высоту; - комплексов упражнений с предметами и без и условиями их реализации; - учитывать правило в планировании и контроле способа решения; - адекватно воспринимать оценку учителя; -оценивать правильность выполнения двигательных действий. |
Познавательные |
- осуществлять анализ выполненных легкоатлетических действий; - активно включаться в процесс выполнения заданий по лёгкой атлетике; - выражать творческое отношение к выполнению комплексов общеразвивающих упражнений с предметами и без. |
Коммуникативные |
- уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися; -участвовать в коллективном обсуждении легкоатлетических упражнений. |
Планируемые результаты реализации раздела лёгкой атлетики:
Урочная деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение результатов.
- приобретение обучающимися знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности;
- развитие самостоятельности при выполнении легкоатлетических упражнений;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
· составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики, физических упражнений, комплексы направленные на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
· вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
· организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам; уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культуры.
Раздел программы: лыжная подготовка
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах: ступающим и скользящим шагом; попеременным двухшажным и одновременным одношажным и двухшажным ходом; чередование шагов и ходов во время передвижения по дистанции.
Повороты: переступанием на месте и в движении; «упором».
Спуски: в основной и низкой стойке.
Подъемы: ступающим и скользящим шагом.
Торможение: палками и падением.
Подвижные игры на материале лыжной подготовки: «Салки на марше», «На буксире», «Финские санки», «Два дома», «По местам», «День и ночь», «Кто дольше прокатится», «Куда укатиться за два шага», «Попади в ворота», «Кто быстрее взойдет в гору», «Кто дальше скатится с горки», «Быстрый лыжник», «За мной», «Охотники и зайцы», «Круговая лапта».
Раздел программы лыжной подготовки ориентирован на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия (УУД) |
Результат |
Личностные |
- мотивационная основа на занятия лыжными гонками, занятиями на свежем воздухе; -учебно-познавательный интерес к занятиям лыжной подготовкой. |
Регулятивные |
-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (скоростной выносливости); - учитывать правило в планировании и контроле способа решения; - адекватно воспринимать оценку учителя; -оценивать правильность выполнения двигательных действий при перемещении на лыжах. |
Познавательные |
- осуществлять анализ выполненных действий; - активно включаться в процесс выполнения заданий по лыжной подготовке; - выражать творческое отношение к выполнению заданий с лыжными палками и без. |
Коммуникативные |
- уметь слушать и вступать в диалог; - способен участвовать в речевом общении. |
Планируемые результаты реализации раздела лыжная подготовка:
Урочная деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение результатов.
- приобретение обучающимися знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности при занятия лыжной подготовкой;
- развитие самостоятельности при выполнении упражнений для занятий лыжами;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Ученик научится:
· способам и особенностям движений и передвижений человека на лыжах;
· выполнять дыхательные упражнения при выполнении передвижений на лыжах;
· терминологии разучиваемых упражнений их функционального смысла и направленности воздействия на организм;
· способам простейшего контроля за деятельностью систем дыхания и кровообращения при выполнении упражнений на занятиях по лыжной подготовке;
· правилам выполнения общих и индивидуальных основ личной гигиены при занятиях на улице с использованием закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;
· технике выполнения передвижения на лыжах; соблюдать технику безопасности при занятиях лыжной подготовкой.
Ученик получит возможность научиться:
· составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики, физических упражнений, комплексы направленные на развитие специальной и скоростной выносливости, на формирование правильной осанки;
· вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
· организовывать и проводить самостоятельные формы занятий на свежем воздухе, на лыжах; закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
· уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культуры.
I КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну;
выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!»,
«Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на
месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и
направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными
шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев,
лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из
положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад
из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и
боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение
по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре;
ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с
элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой,
переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по
наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя
спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и
ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной
вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с
продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места;
запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками
из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на
месте, в вертикальную цель, в стену.
Лыжные подготовка
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под
руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под
рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.
Повороты переступанием на месте.
Спуски в основной стойке.
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Торможение падением.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами
акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой
петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка»,
«Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный
ручей» 2; игровые
задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись —
разойдись», «Смена мест».
На материале раздела
«Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во
рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом»,
«Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
На материале раздела «Лыжная
подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и
ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
· получит первоначальные представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
· овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
Контрольные упражнения |
Уровень |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Мальчики |
Девочки |
|||||
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз |
11—12 |
9—10 |
7—8 |
9—10 |
7—8 |
5—6 |
Прыжок в длину с места, см |
118—120 |
115—117 |
105—114 |
116—118 |
113—115 |
95—112 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
Коснуться лбом колен |
Коснуться ладонями пола |
Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с |
6,2—6,0 |
6,7—6,3 |
7,2—7,0 |
6,3—6,1 |
6,9—6,5 |
7,2—7,0 |
Бег 1000 м |
Без учета времени |
Ученик получит возможность научиться:
· составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы и на формирование правильной осанки;
Примерный годовой план-график прохождения программного материала
для учащихся 1 классов при двухразовых (3-х разовых) занятиях в неделю
№ п/п |
Вид программного материала |
Количество в год недель |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
|
|
Количество недель в четверть |
||||
|
Учебные недели |
33 |
9 |
7 |
9 |
8 |
1. |
Базовая часть |
52 (78) |
14 (21) |
11 (16) |
16 (23) |
10 (16) |
1.1. |
Подвижные игры |
12 (18) |
4 (11) |
2 (4) |
3 (4) |
3 (5) |
1.2. |
Гимнастика с элементами акробатики |
12 (18) |
------ |
9 (12) |
-------- |
--------- |
1.3. |
Лёгкоатлетические упражнения |
14 (21) |
7 (10) |
-------- |
--------- |
7 (11) |
1.4. |
Лыжная подготовка |
14 (21) |
------- |
-------- |
13 (19) |
---------- |
1.5. |
Плавание |
|
|
|
|
|
2. |
Вариативная часть |
14 (24) |
4 (6) |
3 (5) |
2 (4) |
6 (8) |
2.1. |
Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности. |
6 (12) |
2 (3) |
1 (3) |
1 (3) |
2 (3) |
2.2. |
Подвижные игры |
2 (5) |
1 (1) |
-------- |
------- |
1 (4) |
2.3. |
Гимнастика с элементами акробатики |
2 (3) |
-------- |
2 (2) |
-------- |
------- |
2.4. |
Лёгкоатлетические упражнения |
2 (3) |
1 (2) |
-------- |
------- |
1 (1) |
2.5. |
Лыжная подготовка |
2 (1) |
------- |
------- |
2 (1) |
------------ |
|
Всего часов: |
66 (99) |
18 (27) |
14 (21) |
18 (27) |
16 (24)
|
Тематическое планирование по физической культуре 1 класс
№ п/п |
Тема урока |
Тема урока |
Тип урока |
Характеристика основной деятельности ученика |
Вид контроля |
Дата |
|
План |
Факт |
||||||
I – четверть (27 ч.) |
|||||||
Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности – 1 ч. |
|||||||
1. |
Урок – сказка «Понятие о физической культуре. |
Урок – сказка «Понятие о физической культуре. Правила по технике безопасности на уроках физической культуры». Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища. Игра «Пингвины с мячом». |
Вводный урок |
Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма. |
|
|
|
Легкая атлетика – 12 ч. |
|||||||
2. |
Ходьба обычная, на носках, на пятках. |
Урок – путешествие. «Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук под счет коротким, средним и длинным шагом». Игра «Быстро по своим местам». Правила по технике безопасности на уроках лёгкой атлетики. |
Комбинированный |
Различать разные виды ходьбы. Осваивать ходьбу под счет, под ритмический рисунок. |
|
|
|
3. |
Сочетание различных видов ходьбы. |
Спортивный калейдоскоп. Сочетание различных видов ходьбы. Игра «Слушай сигнал». |
Комбинированный |
Моделировать сочетание различных видов ходьбы. Осваивать умение использовать положение рук и длину шага во время ходьбы. |
Стартовый контроль: бег 30 м. |
|
|
4. |
Бег в чередовании с ходьбой. |
Спортивный марафон. Обычный бег, бег с изменение направления движения. Бег в чередовании с ходьбой. Игра «Кошки - мышки». Игра «Вызов». Развитие скоростных качеств. |
Комбинированный |
Различать разные виды бега, уметь менять направление во время бега, оценивать свое состояние. |
|
|
|
5. |
Бег с преодолением препятствий. |
Спортивный марафон. «Бег с преодолением препятствий». Игра «С кочки на кочку». ОРУ. Игра «Два Мороза». Развитие скоростно-силовых качеств. |
Комбинированный |
Научиться общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. Выявлять характер зависимости частоты сердечных сокращений от особенностей выполнения физических упражнений. |
Стартовый контроль: прыжок в длину с места. |
|
|
6. |
Бег по размеченным участкам дорожки. |
Спортивный марафон. Бег по размеченным участкам дорожки. ОРУ. Игра «У ребят порядок строгий». Развитие скоростно-силовых качеств. |
Комбинированный |
Осваивать высокий старт, умение стартовать по сигналу учителя. Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики. |
|
|
|
7. |
Урок – игра Челночный бег. Игра «Ястреб и утка». |
Урок – игра Челночный бег. Игра «Ястреб и утка». ОРУ. Развитие выносливости. Понятие скорость бега. |
Изучение нового материала |
Знакомство с челночным бегом. Освоение правил выполнения. Проявлять качества выносливости при выполнении челночного бега. |
|
|
|
8. |
Медленный бег до 3 мин |
Спортивный марафон «Совершенствование навыков бега. Медленный бег до 3 мин». ОРУ. Подвижная игра «Кто быстрее встанет в круг?»
|
Комбинированный |
Развитие выносливости, умения распределять силы. Умение чередовать бег с ходьбой. Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики. |
|
|
|
Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности – 1 ч. |
|||||||
9. |
Режим дня и личная гигиена. |
Режим дня и личная гигиена. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Игра «Шишки-желуди-орехи». |
Изучение нового материала |
Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий. Развитие познавательной получение знаний о природе (медико-биологические основы деятельности), знаний о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знаний об обществе (историко-социологические основы деятельности). Составлять индивидуальный режим дня. Соблюдать личную гигиену. |
|
|
|
10. |
Эстафеты. Бег с ускорением. |
Эстафеты. Бег с ускорением. Игра «Быстро в круг». ОРУ. Развитие скоростно-силовых качеств. |
Комбинированный |
Развитие выносливости, умения распределять силы. Умение чередовать бег с ходьбой. Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики |
Стартовый контроль: челночный бег (3х10 м). |
|
|
11. |
Броски большого мяча на дальность |
Броски большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы. ОРУ. Игра «Воробьи и вороны». Развитие скоростно-силовых качеств. ТБ при метании набивного мяча. |
Изучение нового материала |
Знакомство с броском большого мяча на дальность из-за головы двумя руками. Освоение правил выполнения.
|
|
|
|
12. |
Медленный бег до 3 мин». Подвижная игра «Невод».
|
Спортивный марафон «Совершенствование навыков бега. Медленный бег до 3 мин». Подвижная игра «Невод».
|
Комбинированный |
Развитие выносливости, умения распределять силы. Умение чередовать бег с ходьбой. Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики. |
Стартовый контроль на гибкость наклон вперед из положения сидя. |
|
|
13. |
Эстафеты с мячами. |
Эстафеты с мячами. Игра «Бросай поймай». Развитие координации. |
Комбинированный |
Продемонстрировать полученные навыки в течение первой четверти. Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. |
|
|
|
14. |
Прыжок в длину |
Прыжок в длину с места, с разбега, с отталкиванием одной и приземлением на две. Эстафеты. ОРУ. Игра « Мышеловка». Развитие прыжковых качеств. |
Совершенствование |
|
|
|
|
Подвижные игры – 12 ч. |
|||||||
15. |
Игра «К своим флажкам» |
Игры на закрепление и совершенствование навыков бега (разучивание игры «К своим флажкам»). Правила по технике безопасности на уроках подвижных и спортивных игр. |
Вводный |
Называть правила подвижных игр и выполнять их в процессе игровой деятельности. Выполнять игровые действия в условиях учебной и игровой деятельности.
Подготавливать площадки для проведения подвижных игр в соответствии с их правилами.
Проявлять смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игры.
Моделировать игровые ситуации.
Регулировать эмоции в процессе игровой деятельности, уметь управлять ими.
Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой деятельности. |
|
|
|
16. |
Игра «Пятнашки» |
Игры на закрепление и совершенствование развития скоростных способностей (разучивание игры «Пятнашки»). |
Комбинированный |
|
|
|
|
17. |
Игра «Прыгающие воробушки» |
Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках (разучивание игры «Прыгающие воробушки»). |
Комбинированный |
|
|
|
|
18. |
Игры «Кто дальше бросит», «Метко в цель» |
Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность (игра «Кто дальше бросит», «Метко в цель»). |
Комбинированный |
|
|
|
|
19. |
Игра «Точный расчет» |
Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность (игра «Точный расчет»). |
Совершенствование |
|
|
|
|
20. |
Игра «Охотники и утки». |
Урок – путешествие «Упражнения на внимание». Подвижная игра «Охотники и утки». |
Изучение нового материала |
|
|
|
|
21. |
Игра «Удочка».
|
Спортивный калейдоскоп «Упражнения на ловкость и координацию». Подвижная игра «Удочка».
|
Комбинированный |
|
|
|
|
22. |
Игра «Круговая охота». |
Ведение и передача баскетбольного мяча. Подвижная игра «Круговая охота».
|
Изучение нового материала |
|
|
|
|
23. |
Игра «Передал — садись».
|
Подвижные игры с баскетбольным мячом. Подвижная игра «Передал — садись».
|
Комбинированный |
|
|
|
|
24. |
Подвижные игры с баскетбольным мячом. |
Подвижные игры с баскетбольным мячом. Подвижная игра «Передал — садись».
|
Комбинированный |
|
|
|
|
25. |
Игра «Не давай мяча водящему».
|
Подвижные игры с баскетбольным мячом. Подвижная игра «Не давай мяча водящему».
|
Комбинированный |
|
|
|
|
26. |
Игра «Капитаны». |
Спортивный марафон «Внимание, на старт». Игра «Капитаны». |
Комбинированный |
|
|
|
|
Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности – 1 ч. |
|||||||
27. |
Комплексы упражнений для формирования правильной осанки |
Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища. Игра «Не давай мяча водящему». |
Изучение нового материала |
Развитие познавательной активности: получение знаний о природе (медико-биологические основы деятельности), знаний о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знаний об обществе (историко-социологические основы деятельности). |
|
|
|
II – четверть (21 ч.) |
|||||||
Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности – 1 ч. |
|||||||
28. |
Урок – путешествие «Возникновение первых соревнований. |
Урок – путешествие «Возникновение первых соревнований. Зарождение Олимпийских игр». Подвижная игра «Горелки». |
Изучение нового материала |
Пересказывать тексты по истории физической культуры. Понимать и раскрывать связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью человека. |
|
|
|
Гимнастика с элементами акробатики – 14 ч. |
|||||||
29. |
Строевые команды. |
Строевые команды. Построения и перестроения. Игра «Класс, смирно!». Правила по технике безопасности на уроках гимнастики с элементами акробатики. Игра «Змейка». |
Вводный урок |
Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», « Равняйсь!», «Стой!». Освоение универсальных умений по самостоятельному выполнению упражнений по строевой подготовке. |
|
|
|
30. |
Группировка, перекаты в группировке. |
«Группировка, перекаты в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях». Подвижная игра «Иголка и нитка».
|
Изучение нового материала |
Осваивать универсальные умения по выполнению группировки и перекатов в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях. Описывать технику разучиваемых упражнений. |
|
|
|
31. |
Кувырок вперед в упор присев. |
«Кувырок вперед в упор присев». Подвижная игра «Тройка». |
Изучение нового материала |
Осваивать технику кувырка вперед в упор присев. Выявлять характерные ошибки в выполнении кувырка вперед в упор присев. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатического упражнения. |
|
|
|
32. |
Гимнастический мост из положения лежа. |
Гимнастический мост из положения лежа на спине. Игра «Раки». |
Изучение нового материала |
Осваивать технику выполнения гимнастического моста из положения лежа на спине. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах т группах при разучивании и выполнении гимнастических упражнений. Соблюдать правила техники безопасности. |
|
|
|
33. |
Стойка на лопатках. |
Стойка на лопатках. Игра «Через холодный ручей». |
Изучение нового материала |
Осваивать технику выполнения стойки на лопатках. Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций. |
Сдача контрольного норматива на силовые способности (подтягивание). |
|
|
Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности – 1 ч. |
|||||||
34. |
Урок – викторина «Основные способы передвижения. |
Урок – викторина «Основные способы передвижения. Представление о физических упражнениях». Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье, как жизненно важные способы передвижения человека; Правила предупреждения травматизма Подвижная игра «Петрушка на скамейке». |
Изучение нового материала |
Выявлять различия в основных способах передвижения человека. Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость). |
|
|
|
35. |
Упражнения в равновесии. |
Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке), ходьба по гимнастической скамейке, повороты на 90º. Подвижная игра « Пройди бесшумно».
|
Комбинированный |
Проявлять качества координации при выполнении упражнений. Выявлять характерные ошибки в выполнении упражнений. Осваивать технику выполнения упражнений на гимнастических снарядах (гимнастическая скамейка). |
|
|
|
36. |
Передвижения по гимнастической стенке. |
Передвижения по гимнастической стенке. Игра «Конники-спортсмены». |
Изучение нового материала |
Осваивать технику выполнения упражнений на гимнастической стенке. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений на гимнастической стенке. |
|
|
|
37. |
Урок – соревнование «Лазание по гимнастической скамейке. |
Урок – соревнование «Лазание по гимнастической скамейке. Подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке». Подвижная игра «Отгадай, чей голос».
|
Изучение нового материала |
Освоить технику лазания по гимнастической скамейке различными способами. Проявлять качества силы, координации, выносливости при выполнении лазания по гимнастической скамейке. Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении гимнастических упражнений. |
|
|
|
38. |
Перелезание через гимнастического коня. |
Перелезание через гимнастического коня. Игра «Не урони мешочек». |
Изучение нового материала |
Освоить технику перелезания через гимнастического козла. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении перелезания через гимнастического коня. Познакомиться с техникой выполнения опорного прыжка. |
|
|
|
39. |
Урок – соревнование «Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания». |
Урок – соревнование «Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания». Подвижная игра «Посадка картофеля».
|
Комбинированный |
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. Продемонстрировать полученные навыки выполнения гимнастических упражнений с элементами лазанья и перелезания. Соблюдать правила техники безопасности. |
|
|
|
40. |
Акробатические комбинации. |
Акробатические комбинации. Игра «Парашютисты». |
Совершенствование |
Продемонстрировать умение выполнять акробатические комбинации. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при выполнении акробатических комбинаций. Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении акробатических комбинаций. |
|
|
|
41. |
ОРУ с гимнастической палкой.
|
ОРУ с гимнастической палкой. Подвижная игра «Охотники и утки».
|
Изучение нового материала |
Освоить упражнения с гимнастической палкой. Отбирать и составлять комплексы упражнений с гимнастической палкой для утренней зарядки и физкультминуток. Характеризовать влияние общеразвивающих упражнений на организм |
|
|
|
42. |
Основная стойка. Построение в шеренгу и колону по одному. |
Основная стойка. Построение в шеренгу и колону по одному. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях. Игра «Медвежата за медом». Развитие координационных способностей. Название основных гимнастических снарядов. |
Комбинированный |
Проявлять качества координации при выполнении упражнений. Выявлять характерные ошибки в выполнении упражнений. Осваивать технику выполнения упражнений на гимнастических снарядах (гимнастическая скамейка). |
|
|
|
43. |
Лазание по гимнастической стенке и канату. |
Лазание по гимнастической стенке и канату. Лазание по гимнастической стенке в упоре присев. Подтягивание лежа на животе по гимнастической скамейке. Перелезание через горку матов. ОРУ в движении. Перелезание через коня. Игра «Кузнечики». Развитие силовых качеств |
Комбинированный |
|
|
|
|
Подвижные игры – 4 ч. |
|||||||
44. |
«У медведя во бору», «Бой петухов». |
Гимнастика с основами акробатики: «У медведя во бору», «Бой петухов». |
Комбинированный |
Проявлять качества силы, координации и выносливости. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время проведения подвижных игр. |
|
|
|
45. |
«Салки-догонялки», «Змейка» |
Гимнастика с основами акробатики: «Салки-догонялки», «Змейка» |
|
|
|
||
46. |
«Пройди бесшумно», «Через холодный ручей». |
Гимнастика с основами акробатики: «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей». |
|
|
|
||
47. |
Эстафета «Веселые старты». |
Эстафета «Веселые старты». Веревочка под ногами», «Эстафета с обручами». Подвижная игра «Догонялки на марше». |
|
|
|
||
Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности – 1 ч. |
|||||||
48. |
Урок – игра Основные физические качества |
Урок – игра Основные физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие). Игра «Слушай сигнал». |
Изучение нового материала |
Характеризовать показатели физического развития, физической подготовки. |
|
|
|
III – четверть (27 ч.) |
|||||||
Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности – 1 ч. |
|||||||
49. |
Значение занятиями лыжами для укрепления здоровья.
|
Значение занятиями лыжами для укрепления здоровья. Способы самоконтроля. Дыхание при ходьбе.
|
Изучение нового материала |
Значение занятиями лыжами для укрепления здоровья. Осваивать способы самоконтроля. Иметь понятия правильного дыхания при ходьбе. |
|
|
|
Лыжная подготовка – 20 ч. |
|
|
|||||
50. |
Лыжная строевая подготовка. |
Техника безопасности при занятиях на лыжах. Лыжная строевая подготовка. |
Вводный урок |
Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой.
Переносить и надевать лыжный инвентарь.
Осваивать универсальное умение передвижения на лыжах.
|
|
|
|
51. |
Построение в шеренгу с лыжами в руках. Переноска и надевание лыж. |
Построение в шеренгу с лыжами в руках. Переноска и надевание лыж. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. |
Изучение нового материала. |
|
|
|
|
52. |
Ступающий и скользящий шаг |
Разучивание скользящего шага. |
Изучение нового материала. |
|
|
|
|
53. |
Повороты переступанием на месте. |
Передвижение скользящим шагом. Повороты переступанием на месте. |
Комбинированный. |
|
|
|
|
54. |
Передвижение скользящим шагом. |
Передвижение скользящим шагом. |
Комбинированный |
|
|
|
|
Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности – 1 ч. |
|||||||
55. |
Историческое путешествие «Зарождение древних Олимпийских игр». |
Историческое путешествие «Зарождение древних Олимпийских игр». Игра «»
|
Изучение нового материала |
Пересказывать тексты по истории физической культуры. Освоить материал о зарождении олимпийских игр. |
|
|
|
56. |
Передвижение скользящим шагом.
|
Передвижение скользящим шагом. Игра «Салки на марше». |
Изучение нового материала |
Описывать технику выполнения основной стойки, объяснять, в каких случаях она используется лыжниками.
Демонстрировать технику выполнения основной стойки лыжника при передвижении и спуске с небольших пологих склонов
Демонстрировать технику передвижения на лыжах ступающим шагом.
Выполнять разученный способ передвижения на лыжах в условиях игровой деятельности.
Демонстрировать технику передвижения на лыжах скользящим шагом.
Выполнять разученный способ передвижения на лыжах в условиях игровой деятельности.
Правильно выбирать одежду и обувь для лыжных прогулок в зависимости от погодных условий.
Одеваться для занятий лыжной подготовкой с учетом правил и требований безопасности.
Выполнять организующие команды, стоя на месте, и при передвижении.
Передвигаться на лыжах в колонне с соблюдением дисциплинарных правил. |
|
|
|
57. |
Передвижение скользящим шагом.
|
Передвижение скользящим шагом. «Салки на марше». |
Комбинированный |
|
|
|
|
58. |
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. |
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Игра «На буксире». |
Совершенствование
|
|
|
|
|
59. |
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. |
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Игра «На буксире». |
|
|
|
||
60. |
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. |
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Игра «Финские санки». |
|
|
|
||
61. |
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. |
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Игра «Финские санки». |
|
|
|
||
62. |
Попеременно двухшажный ход.
|
Попеременно двухшажный ход. Игра «Два дома». Игра «Два дома». |
Изучение нового материала |
|
|
|
|
63. |
Попеременно двухшажный ход.
|
Попеременно двухшажный ход. Игра «По местам». |
Комбинированный
|
|
|
|
|
64. |
Попеременно двухшажный ход.
|
Попеременно двухшажный ход. Игра «День и ночь». |
|
|
|
||
65. |
Попеременно двухшажный ход.
|
Попеременно двухшажный ход. |
|
|
|
||
66. |
Спуск с небольшого склона. |
Спуск с небольшого склона. Подъем лесенкой. Игра «Кто дольше прокатится». |
Изучение нового материала |
|
|
|
|
67. |
Подъем лесенкой. |
Спуск с небольшого склона. Подъем лесенкой. Игра «Кто дольше прокатится». Игра «Кто быстрее взойдет в гору». |
Комбинированный |
|
|
|
|
68. |
Попеременно двухшажный ход с палками. |
Попеременно двухшажный ход с палками. Подъем елочкой. Игра «Кто быстрее взойдет в гору». |
Комбинированный |
|
|
|
|
69. |
Прохождение дистанции 1 км. |
Прохождение дистанции 1 км. Подъем елочкой. |
Комбинированный |
|
|
|
|
70. |
Подъем елочкой. |
Прохождение дистанции 1 км. Подъем елочкой. |
Комбинированный |
|
|
|
|
Подвижные игры – 4 ч. |
|||||||
71. |
Спуски и подъемы |
Закрепление передвижений, подъёмов, спусков. Игра «Быстрый лыжник». |
Комбинированный |
Проявлять выносливость при прохождении дистанций разученными способами передвижения. |
|
|
|
72. |
Спуски и подъемы |
Закрепление передвижений, подъёмов, спусков. Игры «Кто дальше скатится с горки». |
|
|
|
||
73. |
Лыжные эстафеты |
Лыжные эстафеты. Игра «За мной». |
|
|
|
||
74. |
Лыжные эстафеты |
Лыжные эстафеты. Игра «Охотники и зайцы». |
|
|
|
||
Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности – 1 ч. |
|||||||
75. |
Влияние физических упражнений на осанку. |
Влияние физических упражнений на осанку. Приемы закаливания. Понятие обморожение.
|
Изучение нового материала |
Понимать значения физических упражнений на формирование осанки. Осваивать приемы закаливания и оценивать свое состояние после закаливания. Иметь понятия об обморожениях. |
|
|
|
IV – четверть (24 ч.) |
|
|
|||||
Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности – 1 ч. |
|||||||
76. |
Историческое путешествие «Зарождение физической культуры на территории Древней Руси».
|
Историческое путешествие «Зарождение физической культуры на территории Древней Руси».
|
Изучение нового материала. |
Пересказывать тексты по истории физической культуры. Освоить материал о зарождении физической культуры на территории Древней Руси. |
|
|
|
Легкая атлетика – 12 ч. |
|||||||
77. |
Бег на 30 метров |
Бег на 30 метров. Прыжки в длину с разбега. Подвижная игра «Ловишка». ТБ во время прыжка в длину. |
Изучение нового материала. |
Осваивать технику бега различными способами.
Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых
упражнений. Различать разновидности беговых заданий.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений, при метании мяча |
|
|
|
78. |
Бег на 60 метров. |
Бег на 60 метров. Прыжки в длину с разбега. |
Комбинированный |
|
|
|
|
79. |
Прыжки в длину с разбега. |
Прыжки в длину с разбега. |
Совершенствование |
|
|
|
|
80. |
Прыжки в длину с разбега. |
Прыжки в длину с разбега. |
Сдача контрольного норматива прыжки в длину с разбега. |
|
|
||
81. |
Бег. Метание на дальность. |
Бег. Метание на дальность. |
|
|
|
||
82. |
Бег. Метание на дальность. |
Бег. Метание на дальность. |
Сдача контрольного норматива метание на дальность. |
|
|
||
Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности – 1 ч. |
|||||||
83. |
Прыжки со скакалкой. |
Прыжки со скакалкой. Подвижная игра «Кот и мыши». |
Комбинированный |
Выполнять самостоятельно упражнения по разделу легкоатлетические упражнения. |
|
|
|
84. |
Игры со скакалкой. |
Игры с использованием скакалки. Подвижная игра «Невод». |
|
|
|
||
85. |
Прыжок в высоту. |
Прыжок в высоту. «Челночный» бег. |
|
|
|
||
86. |
Прыжок в высоту. |
Прыжок в высоту. «Челночный» бег. |
|
|
|
||
87. |
Кроссовая подготовка. |
Кроссовая подготовка. |
|
|
|
||
88. |
Кроссовая подготовка. |
Кроссовая подготовка. |
|
|
|
||
89. |
Кроссовая подготовка. |
Кроссовая подготовка. |
Сдача контрольного норматива 1000 м без учета времени.
|
|
|
||
Подвижные игры – 9 ч. |
|||||||
90. |
Эстафеты с мячами. |
Эстафеты с мячами. Игра «Бросай поймай» . Развитие координации |
|
Объяснять пользу подвижных игр.
Использовать подвижные игры для организации активного отдыха и досуга. Выбирать для проведения подвижных игр водящего и капитана команды.
Распределяться на команды с помощью считалочек.
Соблюдать правила поведения при купании в открытых водоемах |
|
|
|
91. |
Игра «Третий лишний». |
Игра «Третий лишний». ОРУ. Развитие выносливости. |
|
|
|
|
|
92. |
Эстафеты. ОРУ. |
Эстафеты. ОРУ. Игра «Пятнашки». Развитие прыжковых качеств. |
|
|
|
|
|
93. |
Игра «Воробьи и вороны». |
Игра «Воробьи и вороны». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств. |
|
|
|
|
|
94. |
Игра «Третий лишний». |
Игра «Третий лишний». ОРУ. Развитие выносливости. |
|
|
|
|
|
95. |
Игра «Пятнашки» Эстафеты. |
Игра «Пятнашки» Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств. |
|
|
|
|
|
96. |
Игра «Воробьи и вороны». ОРУ. |
Игра «Воробьи и вороны». ОРУ. Развитие выносливости. |
|
|
|
|
|
97. |
ОРУ в движении. Игры: «Лисы и куры», «Точный расчет». |
Влияние занятий плавания на состояние здоровья, факторы закаливания. Гигиена занятий в бассейне. ОРУ в движении. Игры: «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств. |
|
|
|
|
|
98. |
Эстафеты. Развитие координации. |
Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде.Эстафеты. Развитие координации. |
|
|
|
|
|
Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности – 1 ч. |
|||||||
99. |
Правила поведения при купании в водоемах во время летних каникул. |
Правила поведения при купании в водоемах во время летних каникул. |
|
Соблюдать правила поведения при купании в открытых водоемах. |
|
|
|
Контроль и учет уровня физического развития и физической подготовленности учащихся
По мере прохождения учебного материала по физической культуре проводится текущий контроль освоения учебного материала и выполнения учебных нормативов по видам двигательной деятельности.
Физическая подготовленность проверяется при стартовом контроле и сдаче контрольных нормативов в конце учебного года по шести основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, силовым, выносливости, координации, гибкости, силы.
№ п/п |
Физические способности |
Контрольное упражнение (тест) |
Лет |
Уровень |
||||||
Мальчики |
Девочки |
|||||||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
|||||
1 |
Скорость |
Бег 30 м, с |
8 9 |
7,1 6,8 |
7,0-6,0 6,7-5,7 |
5,4 5,1 |
7,3 7,0 |
7,2-6,2 6,9-5,6 |
5,6 5,3 |
|
2 |
Координация |
Челночный бег 3×10 м/ с |
8 9 |
0,4 10,2 |
10,0-9,5 9,9-9,3 |
9,1 8,8 |
11,2 10,8 |
10,7-10,1 10,3-9,7 |
9,7 9,3 |
|
3 |
Скоростно-силовые |
Прыжок в длину с места |
8 9 |
110 120 |
125-145 130-150 |
165 175 |
90 110 |
125-140 135-150 |
155 160 |
|
4 |
Выносливость |
6-минутный бег, м |
8 9 |
750 800 |
800-950 850-1000 |
1150 1200 |
550 600 |
650-850 700-900 |
950 1000 |
|
5 |
Гибкость |
Наклон вперед |
8 9 |
1 1 |
3-5 3-5 |
7,5 7,5 |
2 2 |
5-8 6-9 |
11,5 13,0 |
|
6 |
Сила |
Подтягивание на высокой (м), низкой (д) перекладине. |
8 9 |
1 1 |
2-3 3-4 |
4 5 |
3 3 |
6-10 7-11 |
14 16 |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.