Общая характеристика курса
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения, примерной программой по физической культуре и на основе авторской программы В.И.Ляха.
Цель:
формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета дисциплины «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений.
Для достижения поставленных целей изучения физической культуры в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающихОбщая характеристика курса
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения, примерной программой по физической культуре и на основе авторской программы В.И.Ляха.
Цель:
формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета дисциплины «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений.
Для достижения поставленных целей изучения физической культуры в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих
Рабочая программа
по физической культуре
Класс 1 4I раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения,
примерной программой по физической культуре и на основе авторской программы В.И.Ляха.
Цель:
формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса
и творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация
данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета дисциплины «Физическая культура», в
качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная
на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение
определенных знаний, двигательных навыков и умений.
Для достижения поставленных целей изучения физической культуры в начальной школе
необходимо решение следующих практических задач:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения
функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным
играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека,
роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным
играм, формам активного отдыха и досуга;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности.
Общая характеристика учебного предмета
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе
является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общеразвивающей
направленностью. Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному
развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных
качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование
универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяется в
первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью
для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.
В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения
учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, входят:
– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для
достижения ее цели;
– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
– умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения
и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на
изучение физической культуры в начальной школе выделяется по 3 часа в неделю в каждом классе.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание
высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной
самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности
физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации
трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Метапредметными результатами изучения курса «Физическая культура» являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). (Уровень развития базовых
способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия).
Личностными
результатами изучения курса «Физическая культура» является
формирование следующих умений:
– формирование чувства гордости за свою Родину,
формирование ценностей
многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Регулятивные УУД:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
контролировать действия партнёра;
общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,
дружбы и толерантности;
Предметными результатами изучения курса «Физическая культура»
является
формирование следующих умений.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
• ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и
значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры,
закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления
здоровья, развития основных систем организма;• раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта)
положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и
социальное развитие;
• ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические
качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
• организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в
помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения
травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
• характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать
и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности,
показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
• отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в
соответствии с изученными правилами;
• организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом
воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила
взаимодействия с игроками;
• измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности
(сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней
гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий,
результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и
физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по
развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
•
•
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
•
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения
на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью
специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных
физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья,
гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и
объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной
направленности.
•
•
•
•
•
•
Выпускник получит возможность научиться:
• сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
• выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
• играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
• плавать, в том числе спортивными способами;• обладать навыками туризма.
II раздел
Содержание курса
1 класс (102 ч.)
№
п/п
1.
Наименование раздела
Содержание программы
Знания о физической культуре
( в процессе уроков)
Физическая культура как система разнообразных
форм занятий физическими упражнениями по
укреплению здоровья человека.
Физические упражнения, их влияние на
физическое развитие.
2. Способы физкультурной
деятельности (в процессе уроков)
1.Самостоятельные занятия
2. Самостоятельные игры и
развлечения
3. Физическое совершенствование
(94 ч.)
1.Физкультурно –
оздоровительная деятельность (в
процессе уроков)
2.Спортивно – оздоровительная
деятельность.
Гимнастика с основами акробатики
(22ч.)
Лёгкая атлетика (20 ч.)
туризм (10 ч.)
Плавание (20 ч.)
Подвижные и спортивные игры
(22ч.)
Составление режима дня.
Выполнение простейших закаливающих процедур,
оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя
зарядка, физкультминутки), комплексов упражнений
для формирования правильной осанки и развития мышц
туловища, развития основных физических качеств.
Организация и проведение подвижных игр (на
спортивных площадках и в спортивных залах)
Комплексы физических упражнений для утренней
зарядки, физкультминуток.
Организующие команды и приёмы. Строевые
действия в шеренге и колонне; выполнение строевых
команд.
Акробатические упражнения. Упоры, седы.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра,
прыжками и ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух
ногах на месте.
Ориентирование на местности, бивак, питание, техника
безопасности
Подводящие упражнения: вхождение в воду,
передвижение по дну бассейна.
На материале гимнастики с основами акробатики:
игровые задания с использованием строевых
упражнений.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег.
На материале спортивных игр. Футбол: удар по
неподвижному и катящемуся мячу.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча,ведение мяча.
Общеразвивающие упражнения из базовых видов
спорта.
Президентские тесты, нормы ГТЗР
Тесты и контрольные упражнения
(8 ч.)
Наименование раздела
Содержание программы
2 класс (102ч.)
№
п/п
1.
2.
Знания о физической культуре
(в процессе уроков)
Способы физкультурной
деятельности
1.Самостоятельные занятия
Составление режима дня.
Выполнение простейших закаливающих процедур,
оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка,
физкультминутки), комплексов упражнений для формирования
правильной осанки и развития мышц туловища, развития
основных физических качеств.
Измерение длины и массы тела.
Организация и проведение подвижных игр (на
спортивных площадках и в спортивных залах)
Комплексы физических упражнений для утренней
зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и
коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Организующие команды и приёмы. Строевые действия в
шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры, седы, упражнения в
группировке, перекаты, стойка на лопатках, кувырки вперёд и
назад, гимнастический мост.
Акробатические комбинации.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыж
ками и ускорением, с изменяющимся направлением движения.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на
месте и с продвижением; прыжки со скакалкой.
Броски: большого мяча на дальность разными способами.
Метание малого мяча в вертикальную цель.
Выбор маршрута, преодоление препятствий, костры, поход
выходного дня
2.Самостоятельные
наблюдения за физическим
развитием и физической
подготовленностью
3. Самостоятельные игры и
развлечения
3. Физическое совершенствование
(94 ч.)
1.Физкультурно –
оздоровительная деятельность
(в процессе уроков)
2.Спортивно – оздоровительная
деятельность
Гимнастика с основами
акробатики (18ч.)
Лёгкая атлетика (16 ч.)
туризм (10 ч.)Плавание (32ч.)
Подвижные и спортивные
игры (18ч.)
Тесты и контрольные
упражнения (8 ч.)
Подводящие упражнения: вхождение в воду, передвижение
по дну бассейна, упражнения на всплывание.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые
задания с использованием строевых упражнений, упражнений
на внимание, силу.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метание, броски.
На материале спортивных игр. Футбол: удар по
неподвижному и катящемуся мячу, остановка мяча.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча, ведение
мяча, броски мяча в корзину.
Волейбол: подбрасывание мяча.
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта.
Президентские тесты, нормы ГТЗР
3 класс (102ч.)
Наименование раздела
Содержание программы
Знания о физической культуре (в
процессе уроков)
№
п/п
1.
2. Способы физкультурной
деятельности
1.Самостоятельные занятия
2.Самостоятельные наблюдения за
физическим развитием и
физической подготовленностью
3. Самостоятельные игры и
развлечения
3. Физическое совершенствование
(94ч.)
1.Физкультурно – оздоровительная
деятельность (в процессе уроков)
2.Спортивно – оздоровительная
деятельность
Гимнастика с основами
акробатики (18ч.)
Составление режима дня.
Выполнение простейших закаливающих процедур,
оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя
зарядка, физкультминутки), комплексов упражнений
для формирования правильной осанки и развития мышц
туловища, развития основных физических качеств.
Измерение длины и массы тела, показателей
осанки и физических качеств.
Организация и проведение подвижных игр (на
спортивных площадках и в спортивных залах)
Комплексы физических упражнений для утренней
зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и
коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических
качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика
для глаз.
Организующие команды и приёмы. Строевые
действия в шеренге и колонне; выполнение строевых
команд.
Акробатические упражнения. Упоры, седы,упражнения в группировке, перекаты, стойка на
лопатках, кувырки вперёд и назад, гимнастический
мост.
Акробатические комбинации.
Упражнения на низкой гимнастической
перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического
козла.
Беговые упражнения: с высоким подниманием
бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся
направлением движения, из разных исходных
положений.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух
ногах на месте и с продвижением; в длину и в высоту,
прыжки со скакалкой.
Броски большого мяча на дальность разными
способами.
Метание малого мяча в вертикальную цель и на
дальность.
Укладка рюкзака, карта, техника преодоления
препятствий, 23х дневный поход.
Подводящие упражнения: вхождение в воду,
передвижение по дну бассейна, упражнения на
всплывание, лежание и скольжение.
Проплывание учебных дистанций.
На материале гимнастики с основами акробатики:
игровые задания с использованием строевых
упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и
координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег,
метание и броски, упражнения на координацию.
На материале спортивных игр. Футбол: удар по
неподвижному и катящемуся мячу, остановка мяча,
ведение мяча.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча,
ведение мяча, броски мяча в корзину, подвижные игры
на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча, подача мяча,
подвижные игры на материале волейбола.
Общеразвивающие упражнения из базовых видов
спорта.
Президентские тесты, нормы ГТЗР
Лёгкая атлетика (16 ч.)
Туризм (10 ч.)
Плавание (32ч.)
Подвижные и спортивные игры
(18ч.)
Тесты и контрольные упражнения
(8 ч.)4 класс (102ч.)
Наименование раздела
Содержание программы
Знания о физической культуре (в
процессе уроков)
№
п/п
1.
2. Способы физкультурной
деятельности
1.Самостоятельные занятия
2.Самостоятельные наблюдения за
физическим развитием и
физической подготовленностью
Составление режима дня.
Выполнение простейших закаливающих процедур,
оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя
зарядка, физкультминутки), комплексов упражнений
для формирования правильной осанки и развития мышц
туловища, развития основных физических качеств.
Измерение длины и массы тела, показателей
осанки и физических качеств.
Измерение частоты сердечных сокращений во
время выполнения физических упражнений.3. Самостоятельные игры и
развлечения
Организация и проведение подвижных игр (на
спортивных площадках и в спортивных залах)
3. Физическое совершенствование
(94ч.)
1.Физкультурно – оздоровительная
деятельность (в процессе уроков)
2.Спортивно – оздоровительная
деятельность
Гимнастика с основами акробатики
(18ч.)
Лёгкая атлетика (16ч.)
Туризм (10ч.)
Плавание (32ч.)
Комплексы физических упражнений для утренней
зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и
коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических
качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика
для глаз.
Организующие команды и приёмы. Строевые действия
в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры, седы,
упражнения в группировке, перекаты, стойка на
лопатках, кувырки вперёд и назад, гимнастический
мост.
Акробатические комбинации.
Упражнения на низкой гимнастической
перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического
козла.
Гимнастические упражнения прикладного
характера.
Передвижение по гимнастической стенке.
Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья
и перелазания, переползания; передвижение по
наклонной гимнастической скамейке.
Беговые упражнения: с высоким подниманием
бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся
направлением движения, из разных исходных
положений; челночный бег; высокий старт с
последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух
ногах на месте и с продвижением; в длину и в высоту,
спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой.
Броски большого мяча на дальность разными
способами.
Метание малого мяча в вертикальную цель и на
дальность.
Инвентарь и оборудование, костровое хозяйство,
техника преодоления природных преград, 34 дневный
поход.
Подводящие упражнения: вхождение в воду,
передвижение по дну бассейна, упражнения на
всплывание, лежание и скольжение, упражнения на
согласование дыхания, работы рук и ног.
Проплывание учебных дистанций.
На материале гимнастики с основами акробатики:
игровые задания с использованием строевыхупражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и
координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег,
метание и броски, упражнения на координацию,
выносливость и быстроту.
На материале спортивных игр. Футбол: удар по
неподвижному и катящемуся мячу, остановка мяча,
ведение мяча, ведение мяча. Подвижные игры на
материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча,
ведение мяча, броски мяча в корзину. Подвижные игры
на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча, подача мяча,
приём и передача мяча. Подвижные игры на материале
волейбола.
Общеразвивающие упражнения из базовых видов
спорта.
Президентские тесты, нормы ГТЗР
Подвижные и спортивные
игры (18ч.)
Тесты и контрольные упражнения
(8 ч.)
III раздел
Тематическое планирование
1 класс (102ч.)
Тематическое планирование
Характеристика деятельности обучающихся
№п
/п
Знания о физической культуре
( в процессе уроков)
Понятие о физической культуре.
Представление о физических
упражнениях.
Определять и кратко характеризовать
физическую культуру как занятия физическими
упражнениями, подвижными и спортивными играми.Способы физкультурной
деятельности (в процессе уроков)
Режим дня и его планирование.
Утренняя зарядка, правила её
составления и выполнения.
Физкультминутки, правила их
выполнения.
Закаливание и правила проведения
закаливающих процедур.
Осанка и комплексы упражнений по
профилактике её нарушения.
Комплексы упражнений для развития
физических качеств.
Игры и развлечения в летнее время
года.
Составлять индивидуальный режим дня.
Отбирать и составлять комплексы упражнений для
утренней зарядки и физкультминуток.
Оценивать своё состояние после закаливающих
процедур.
Составлять комплексы упражнений для
формирования правильной осанки.
Моделировать комплексы упражнений с учётом их
цели: на развитие силы, быстроты и выносливости.
Общаться и взаимодействовать в игровой
деятельности.
Физическое совершенствование
(94ч.)
1.Физкультурно
оздоровительная
деятельность (в
процессе уроков)
Оздоровительные формы занятий.
2.Спортивнооздоровительная
деятельность
Гимнастика с основами акробатики
(22ч.)
Движения и передвижения строем.
Акробатика.
Осваивать универсальные умения по самостоятельному
выполнению упражнений в оздоровительных формах
занятий.
Осваивать универсальные умения при выполнении
организующих упражнений.
Различать и выполнять строевые команды:
«Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «
Равняйсь!», «Стой!»
Описывать технику разучиваемых акробатических
упражнений.
Осваивать технику акробатических упражнений.
Осваивать универсальные умения по
взаимодействию в парах и группах при разучивании
акробатических упражнений.
Выявлять характерные ошибки при выполнении
акробатических упражнений.
Соблюдать правила техники безопасности при
выполнении акробатических упражнений.
Описывать технику беговых упражнений.
Выявлять характерные ошибки в технике
выполнения беговых упражнений.
Осваивать универсальные умения по
1
2взаимодействию в парах и группах при разучивании и
выполнении беговых упражнений.
Соблюдать правила техники безопасности при
выполнении беговых упражнений.
Описывать технику прыжковых упражнений.
Осваивать технику прыжковых упражнений.
Осваивать ориентирование на местности,
Объяснять выбор бивака, питание, Соблюдать технику
безопасности
Соблюдать правила поведения в воде.
Объяснять технику разучиваемых действий в
воде.
Осваивать технические действия в воде.
Осваивать универсальные умения в
самостоятельной организации и проведении подвижных
игр.
Излагать правила и условия проведения
подвижных игр.
Взаимодействовать в парах и группах при
выполнении технических действий в подвижных играх.
Соблюдать дисциплину и правила техники
безопасности во время подвижных игр.
Определять уровень подготовленности и динамику
Лёгкая атлетика (20ч.)
Беговая подготовка.
Прыжковая подготовка.
3
4
5
6
туризм (10ч.)
Плавание (20ч.)
Технические действия в воде.
Подвижные и спортивные игры
(22ч.)
Подвижные игры.
Тесты и контрольные упражнения (8
ч.)Тематическое планирование
Характеристика деятельности обучающихся
2 класс (102ч.)
№п
/п
Знания о физической культуре
( в процессе уроков)
Основные способы передвижения
человека.
Возникновение первых соревнований.
Зарождение олимпийских игр.
Представление о физических
качествах.
Способы физкультурной
деятельности (в процессе уроков)
Режим дня.
Закаливание.
Осанка и комплексы упражнений по
профилактике её нарушения.
Комплексы упражнений для развития
физических качеств.
Измерение показателей физического
развития.
Измерение показателей физических
качеств.
Игры и развлечения в зимнее время
года.
Физическое совершенствование
(94ч.)
1. Физкультурно
оздоровительная
деятельность (в
процессе уроков)
Развитие физических качеств.
1
2.Спортивнооздоровительная
деятельность
Гимнастика с основами
акробатики (18ч.)
Акробатика.
Определять и кратко характеризовать
физическую культуру как занятия физическими
упражнениями, подвижными и спортивными играми.
Выявлять различие в основных способах
передвижения человека.
Пересказывать тексты по истории физической
культуры.
Различать упражнения по воздействию на
развитие основных физических качеств (сила,
быстрота, выносливость).
Характеризовать показатели физического
развития.
Составлять индивидуальный режим дня.
Оценивать своё состояние после закаливающих
процедур.
Отбирать и составлять комплексы упражнений
для утренней зарядки и физкультминуток.
Составлять комплексы упражнений для
формирования правильной осанки.
Моделировать комплексы упражнений с учётом их
цели: на развитие силы, быстроты и выносливости.
Измерять индивидуальные показатели длины и
массы тела.
Измерять показатели развития физических качеств.
Общаться и взаимодействовать в игровой
деятельности.
Осваивать универсальные умения по
самостоятельному выполнению упражнений в
оздоровительных формах занятий.
Моделировать физические нагрузки для развития
основных физических качеств.
Осваивать универсальные умения при выполнении
организующих упражнений.
Описывать технику разучиваемых
акробатических упражнений.
Осваивать технику акробатических упражнений.
Осваивать универсальные умения по
взаимодействию в парах и группах при разучивании
акробатических упражнений.
Выявлять характерные ошибки при выполнении
акробатических упражнений.2
Лёгкая атлетика (16ч.)
Беговая подготовка.
Прыжковая подготовка.
Броски большого мяча.
Метание малого мяча.
3
4
5
Туризм (10ч.)
Плавание (32ч.)
Технические действия в воде.
Подвижные и спортивные игры
(218ч.)
Подвижные игры.
Соблюдать правила техники безопасности при
выполнении акробатических упражнений.
Проявлять качества силы, координации и
выносливости при выполнении акробатических
упражнений и комбинаций.
Описывать технику беговых упражнений.
Выявлять характерные ошибки в технике
выполнения беговых и прыжковых упражнений.
Осваивать универсальные умения по
взаимодействию в парах и группах при разучивании и
выполнении беговых упражнений и прыжковых.
Соблюдать правила техники безопасности при
выполнении беговых и прыжковых упражнений.
Описывать технику прыжковых и прыжковых
упражнений.
Осваивать технику беговых и прыжковых
упражнений.
Проявлять качества силы, быстроты, выносливости
и координации при выполнении прыжковых и
прыжковых упражнений.
Описывать технику бросков большого
набивного мяча и метания малого мяча.
Осваивать технику бросков большого набивного
мяча и метания малого мяча.
Соблюдать правила техники безопасности при
выполнении бросков большого мяча и метании малого
мяча.
Проявлять качества силы, быстроты,
выносливости и координации при бросках большого
мяча и метании малого мяча.
Объяснять выбор маршрута, Осваивать технику
преодоления препятствий, разведения костра,
Ознакомление с требованиями по организации
похода выходного дня
Соблюдать правила поведения в воде.
Объяснять технику разучиваемых действий в
воде.
Осваивать технические действия в воде.
Осваивать универсальные умения в
самостоятельной организации и проведении подвижных
игр.
Излагать правила и условия проведения
подвижных игр.
Осваивать двигательные действия,
составляющие содержание подвижных игр.
Взаимодействовать в парах и группах при
выполнении технических действий в подвижных играх.
Принимать адекватные решения в условиях
игровой деятельности.
Соблюдать дисциплину и правила техникибезопасности во время подвижных игр.
Определять уровень подготовленности и динамику
6
Тесты и контрольные упражнения
(8 ч.)
Тематическое планирование
Характеристика деятельности обучающихся
№п
/п
3 класс (102ч.)
Знания о физической культуре
( в процессе уроков)
Профилактика травматизма.
Особенности физической культуры
разных народов. Её связь с
природными, географическими
особенностями, традициями и
обычаями народа.
Общее представление о физическом
развитии.
Общее представление о физической
подготовке.
Способы физкультурной
деятельности (в процессе уроков)
Осанка и комплексы упражнений по
профилактике её нарушения.
Измерение показателей физического
развития.
Измерение показателей физических
качеств.
Народные и подвижные игры.
Физическое совершенствование
(94ч.)
1. Физкультурно
оздоровительная
деятельность (в
процессе уроков)
Оздоровительные формы занятий.
Развитие физических качеств.
2.Спортивнооздоровительная
деятельность
Гимнастика с основами
акробатики (18ч.)
1
Определять ситуации, требующие применения правил
предупреждения травматизма.
Пересказывать тексты по истории физической
культуры.
Характеризовать показатели физического развития.
Характеризовать показатели физической подготовки.
Составлять комплексы упражнений для формирования
правильной осанки.
Измерять индивидуальные показатели длины и массы
тела.
Измерять показатели развития физических качеств.
Организовывать и проводить подвижные игры с
элементами соревновательной деятельности.
Общаться и взаимодействовать в игровой
деятельности.
Осваивать универсальные умения по
самостоятельному выполнению упражнений в
оздоровительных формах занятий.
Моделировать физические нагрузки для развития
основных физических качеств.
Осваивать универсальные умения при выполнении
организующих упражнений.
Описывать технику разучиваемых акробатических
упражнений и комбинаций.
Осваивать технику акробатических упражнений и
комбинаций.Акробатика.
Снарядная гимнастика.
Лёгкая атлетика (16ч.)
Беговая подготовка.
Прыжковая подготовка.
Броски большого мяча.
Метание малого мяча.
туризм (10ч.)
Плавание (32ч.)
2
3
Осваивать универсальные умения по взаимодействию
в парах и группах при разучивании акробатических
упражнений и комбинаций.
Выявлять характерные ошибки при выполнении
акробатических упражнений и комбинаций.
Описывать технику гимнастических упражнений на
спортивных снарядах.
Осваивать технику гимнастических упражнений на
спортивных снарядах.
Осваивать универсальные умения по взаимодействию в
парах и группах при разучивании и выполнении
гимнастических упражнений.
Выявлять характерные ошибки при выполнении
гимнастических упражнений.
Соблюдать правила техники безопасности при
выполнении акробатических и гимнастических
упражнений, акробатических комбинаций.
Проявлять качества силы, координации и
выносливости при выполнении акробатических
упражнений и комбинаций, гимнастических упражнений.
Описывать технику беговых упражнений.
Выявлять характерные ошибки в технике
выполнения беговых и прыжковых упражнений.
Соблюдать правила техники безопасности при
выполнении беговых и прыжковых упражнений.
Описывать технику прыжковых и прыжковых
упражнений.
Осваивать технику беговых и прыжковых
упражнений.
Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и
координации при выполнении прыжковых и прыжковых
упражнений.
Описывать технику бросков большого набивного
мяча и метания малого мяча.
Осваивать технику бросков большого набивного
мяча и метания малого мяча.
Соблюдать правила техники безопасности при
выполнении бросков большого мяча и метании малого
мяча.
Проявлять качества силы, быстроты, выносливости
и координации при бросках большого мяча и метании
малого мяча.
Объяснять назначение инвентаря и оборудования,
кострового хозяйства,
Осваивать технику преодоления природных преград,
Осваивать навыки 34 дневного похода.
Соблюдать правила поведения в воде.
Объяснять технику разучиваемых действий в воде.
Осваивать технические действия в воде.
Осваивать плавание кролем на груди.Технические действия в воде.
Плавание произвольным стилем.
Подвижные и спортивные игры
(18ч.)
Подвижные игры.
Спортивные игры.
Тесты и контрольные упражнения
(8 ч.)
Проявлять выносливость при проплывании учебной
дистанции.
Осваивать универсальные умения в самостоятельной
организации и проведении подвижных и спортивных игр.
Излагать правила и условия проведения
подвижных и спортивных игр.
Осваивать двигательные действия, составляющие
содержание подвижных и спортивных игр.
Описывать разучиваемые технические действия из
спортивных игр.
Осваивать технические действия из спортивных игр.
Взаимодействовать в парах и группах при
выполнении технических действий в подвижных и
спортивных играх.
Принимать адекватные решения в условиях
игровой деятельности.
Соблюдать дисциплину и правила техники
безопасности во время подвижных и спортивных игр.
Определять уровень подготовленности и динамику
роста результатов
4
5
6
№п/п Тематическое планирование
Характеристика деятельности обучающихся
4 класс (102ч.)
Знания о физической культуре
( в процессе уроков)
Профилактика травматизма.
Зарождение физической
культуры на территории
Древней Руси.
Развитие физической культуры в
России в XYII – XIX веках.
Физическая нагрузка.
Правила контроля за нагрузкой
по частоте сердечных
сокращений.
Способы физкультурной
деятельности (в процессе
уроков)
Комплексы упражнений для
развития физических качеств.
Измерение показателей
физического развития.
Измерение показателей развития
физических качеств.
Измерение частоты сердечных
сокращений.
Подвижные игры с элементами
спортивных игр.
Физическое
Определять ситуации, требующие применения правил
предупреждения травматизма.
Определять состав спортивной одежды в зависимости
от времени года и погодных условий.
Понимать и раскрывать связь физической культуры с
трудовой и военной деятельностью человека.
Пересказывать тексты по истории физической
культуры.
Выявлять характер зависимости частоты сердечных
сокращений от особенностей выполнения физических
упражнений.
Моделировать комплексы упражнений с учётом их цели:
на развитие силы, быстроты и выносливости.
Измерять показатели развития физических качеств.
Измерять частоту сердечных сокращений.
Организовывать и проводить подвижные игры с
элементами соревновательной деятельности.
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
Моделировать физические нагрузки для развитиясовершенствование
(94ч.)
1. Физкультурно
оздоровительная
деятельность ( в
процессе уроков)
Развитие физических качеств.
Профилактика утомления.
2.Спортивнооздоровительная
деятельность
Гимнастика с основами
акробатики (18ч.)
Акробатика.
Снарядная гимнастика.
Прикладная гимнастика.
Лёгкая атлетика (16ч.)
Беговая подготовка.
Прыжковая подготовка.
Броски большого мяча.
Метание малого мяча
Туризм (10ч.)
1
2
3
основных физических качеств.
Осваивать универсальные умения контролировать
величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при
выполнении упражнений на развитие физических качеств.
Осваивать навыки по самостоятельному выполнению
упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Осваивать универсальные умения по взаимодействию в
парах и группах при разучивании акробатических
упражнений и комбинаций, гимнастических упражнений.
Выявлять характерные ошибки при выполнении
акробатических упражнений и комбинаций, гимнастических
упражнений.
Описывать технику гимнастических упражнений
прикладной направленности.
Осваивать технику гимнастических упражнений
прикладной направленности.
Осваивать универсальные умения по взаимодействию в
парах и группах при разучивании и выполнении
гимнастических упражнений прикладной направленности.
Выявлять характерные ошибки при выполнении гим
настических упражнений прикладной направленности.
Проявлять качества силы, координации и выносливости
при выполнении гимнастических упражнений прикладной
направленности.
Соблюдать правила техники безопасности при
выполнении гимнастических упражнений прикладной
направленности.
Описывать технику беговых и прыжковых упражнений,
бросков большого набивного мяча и метания малого мяча.
Выявлять характерные ошибки в технике выполнения
беговых и прыжковых упражнений, бросков большого
набивного мяча и метания малого мяча.
Осваивать универсальные умения по взаимодействию в
парах и группах при разучивании и выполнении беговых
упражнений и прыжковых, бросков большого набивного мяча
и метания малого мяча.
Соблюдать правила техники безопасности при
выполнении беговых и прыжковых упражнений, бросков
большого набивного мяча и метания малого мяча.
Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и
координации при выполнении беговых и прыжковых
упражнений, при бросках большого мяча и метании малого
мяча.
Объяснять назначение Инвентаря и оборудования.
Соблюдать правила техники безопасности при
разведении костра и приготовления пищи.
Осваивать технику преодоления природных преград.
Приобрести навыки участия в 34 дневном походе.
Соблюдать правила поведения в воде.
Объяснять технику разучиваемых действий в воде.4
5
Плавание (32ч.)
Технические действия в воде.
Плавание произвольным стилем.
Подвижные и спортивные
игры (18ч.)
Подвижные игры.
Спортивные игры.
6
Общефизическая подготовка.
Тесты и контрольные
упражнения (8 ч.)
Осваивать технические действия в воде, плавание
кролем на груди.
Проявлять выносливость при проплывании учебной
дистанции.
Осваивать универсальные умения в самостоятельной ор
ганизации и проведении подвижных и спортивных игр.
Излагать правила и условия проведения подвижных и
спортивных игр.
Моделировать технику выполнения выполнения
игровых действий в зависимости от изменения условий и
двигательных задач.
Взаимодействовать в парах и группах при
выполнении технических действий в подвижных и
спортивных играх.
Принимать адекватные решения в условиях игровой
деятельности.
Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных
игр.
Осваивать универсальные умения управлять
эмоциями во время учебной и игровой деятельности.
Соблюдать дисциплину и правила техники
безопасности во время учебной и игровой деятельности.
Осваивать умения выполнять универсальные
физические упражнения.
Развивать физические качества.
Определять уровень подготовленности и динамику
роста результатов
IV раздел
Учебнометодическое обеспечение
1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва,
«Просвещение», 2010
2. В.И.Лях Комплексная программа физического воспитания 1 – 4 классы Москва, «Просвещение»,
2007
3. Сборник нормативных документов Физическая культура, Москва, Дрофа, 2004
4.В.И. Ковалько Поурочные разработки по физической культуре 14 классы, Москва, «Вако», 2007
5. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова Здоровьесберегающие технологии, Москва, Илекса,2004
6.Учебно – практическое оборудование:
бревно напольное (3м),
козел гимнастический,
перекладина гимнастическая (пристеночная),
стенка гимнастическая,
скамейка гимнастическая жёсткая (2 м; 4м),
комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные
щиты),
мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные,
палка гимнастическая,
скакалка детская,мат гимнастический,
акробатическая дорожка,
гимнастический подкидной мостик,
коврики: гимнастические, массажные,
кегли,
обруч пластиковый детский,
планка для прыжков в высоту,
стойка для прыжков в высоту,
флажки: разметочные с опорой, стартовые,
лента финишная,
дорожка разметочная резиновая для прыжков,
рулетка измерительная.
V раздел
Справочный блок программы
Список используемой литературы:
1.Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина Школа докторов природы или 135 уроков здоровья, Москва, «Вако»,
2005
2.Л.П.Фатеева 300 подвижных игр для младших школьников, Ярославль, Академия развития, 1998
3.В.И.Ковалько Младшие школьники на уроке, Москва, Эксмо, 2007
Г.П.Шалаева Большая книга о спорте Хочу стать чемпионом, Москва, Эксмо, 2007
4. С.А.Лёвина, С.И. Тукачёва Физкультминутки, Волгоград, 2004
5. Н.И.Дереклеева Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья Москва, «Вако», 2005
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классы
Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук
А.А.Зданевич
6е издание, Москва «Просвещение» 2009.
Учебники:
1. Авторы: М.А.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова, В.А.Соколкина, Г.А.Баландин,
Н.Н.Назарова, Т.Н. Казакова, Н.С.Алёшина, З.В.Гребенщикова, А.Н.Крайнов
Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под
редакцией М.Я.Виленского
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6е издание, Москва
«Просвещение» 2010.
2. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич
Физическая культура 8 – 9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией
В.И.Ляха А.А.Зданевича
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6е издание, Москва
«Просвещение» 2010.
3. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич
Физическая культура 10 – 11 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под
редакцией В.И.Ляха
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6е издание, Москва
«Просвещение» 2011.