Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физиче¬ской культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, зна¬ния и навыки в области физической культуры, мотивы и осво¬енные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздорови¬тельную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается ре¬шением следующих основных задач, направленных на:
• содействие гармоничному физическому развитию, закрепле¬ние навыков правильной осанки, развитие устойчивости ор¬ганизма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспи-тание ценностных ориентации на здоровЦелью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физиче¬ской культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, зна¬ния и навыки в области физической культуры, мотивы и осво¬енные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздорови¬тельную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается ре¬шением следующих основных задач, направленных на:
• содействие гармоничному физическому развитию, закрепле¬ние навыков правильной осанки, развитие устойчивости ор¬ганизма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспи-тание ценностных ориентации на здоров
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 59 кл
Количество часов 3 часа в неделю Уровень базовый
Учитель Вакулин Александр Викторович
Программа разработана на основе :
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию
личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми
физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный
уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и
освоенные способы (умения) осуществлять физкультурнооздоровительную и спортивную
деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных
задач, направленных на:
• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной
осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание
ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;• обучение основам базовых видов двигательных действий;
• дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение
двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений,
ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров
движений) и кондиционных (скоростносиловых, скоростных, выносливости, силы и гибкости)
способностей;
• формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими
упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
• выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
• углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и
инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи
при травмах;
• воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
избранными видами спорта в свободное время;
• выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения,
капитана команды, судьи;
• формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
• воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности,
чувства ответственности;
• содействие развитию психических процессов и обучение основам психической
саморегуляции.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою
деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое
и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к
систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств,
формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения.
Школьников
необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для
поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья,
самостоятельных занятий.
Содержание программного материала основано на комплексной программе физического
воспитания. ( 111 классы) Москва «Просвещение» 2007г. Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич. Но в связи с
региональными особенностями лыжная подготовка (18 часов) заменяется на кроссовую подготовку.
Программный материал по основам знаний о физической культуре осваивается учащимися не на специально
отведенных уроках, а в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных
качеств в процессе урока.
В 6 и 7 классах программа предусматривает интеграцию физической культуры и ОБЖ. Программа по
ОБЖ основана на комплексной программе 511 классы под редакцией А.Т.Смирновой, Москва,
«Просвещение», 2009г.
В соответствии с этим количество часов распределяется следующим образом:
Количество часов
№
п/п
Разделы, темы
1 Базовая часть
1.1 Основы знаний
1.2 Спортивные игры
1.3 Гимнастика
1.4 Лыжная подготовка
Примерная или
авторская
программа
75
В процессе урока
18
18
18
Рабочая программа по
классам
5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.
56
75
+
+
12
18
12
18
75
+
18
18
81
+
18
18
84
+
18
18
1.5 Кроссовая подготовка
1.6 Л/атлетика
1.7 Элементы единоборств
2. Вариативная часть
2.1 Гимнастика
2.2 Л/атлетика
2.3 Спортивные игры
21
27
6
6
15
18
21
27
6
6
15
18
21
27
6
6
15
18
21
6
21
4
5
12
18
21
9
18
4
5
9
12
14
6
12
6
6
Распределение тем по ОБЖ в процессе уроков по физической культуре в соответствии с
методическими рекомендациями в 6 кл – 24 часа из Раздела I , в 7 кл. – 10 часов из Раздела III комплексной
программы.
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Примерная или
авторская
программа
Рабочая программа
по классам
6 кл.
Модуль1 Основы безопасности личности, общества
Раздел 1
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
и государства
Основы комплексной безопасности
Подготовка к активному отдыху на природе
Активный отдых на природе и безопасность
Дальний (внутренний) и выездной туризм.
Меры безопасности
Обеспечение безопасности при автономном
существовании человека в природной среде
Опасные ситуации в природных условиях
25
25
6
5
6
4
4
10
4
4
6
6
35
24
6
5
5
4
4
24
Количество часов
Примерная или
авторская
программа
Рабочая
программа
7 кл.
Тема 5
Модуль II Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни
РазделII Основы медицинских знаний и оказание
Тема б
первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при
неотложных состояниях
РазделIII Основы здорового образа жизни
Тема 7
Здоровье человека и факторы, на него вли
яющие
Всего
№ п/п
Разделы, темы
Мадуль1 Основы безопасности личности, общества и
Раздел1
Тема 1
Тема 2
государства
Основы комплексной безопасности
Общие понятия об опасных и чрезвычайных
ситуациях природного характера
Чрезвычайные ситуации геологического про
24
16
3
4Тема 3
Тема 4
Тема 5
PазделII
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
исхождения, их причины и последствия
Чрезвычайные ситуации метеорологического
происхождения, их причины и последствия
Чрезвычайные ситуации гидрологического
происхождения, их причины и последствия
Чрезвычайные ситуации биологического про
исхождения, их причины и последствия
Защита населения Российской Федерации
от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации геологического про
исхождения и защита населения
Чрезвычайные ситуации метеорологического
происхождения и защита населения
Чрезвычайные ситуации гидрологического
происхождения и защита населения
Чрезвычайные ситуации биологического про
исхождения и защита населения
MодульII Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни
PазделIII Основы здорового образа жизни
Тема 6
Здоровый образ жизни и его значение для
гармоничного развития человека
PазделIV Основы медицинских знаний и оказание
Тема 7
первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при неотложных
состояниях
Всего часов
2
4
3
8
3
1
3
1
11
7
7
4
4
35
10
10
10
2. Содержание обучения
Тема 1.1 Основы знаний о физической культуре, умения и навыки ( в процессе
уроков). Естественные основы Влияние возрастных особенностей организма и его
двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Опорнодвигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных ак
тов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания,
кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным
действиям и движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами
физической культуры.
Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих
возрастнополовые особенности школьников и направленно воздействующих на
совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и
контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий
физическими упражнениями и спортом различной направленности.
Социальнопсихологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным
действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и
соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.
Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих
процессов на физическое развитие, повышение учебнотрудовой активности и формирование
личностнозначимых свойств и качеств. Гигиенические основы организации самостоятельных
занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительнойнаправленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и
ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу,
объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений,
двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы
физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня
двигательной подготовленности. Ведение тетрадей по самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и
физической подготовленностью.
Культурноисторические основы. Основы истории возникновения и развития физической
культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и ее
значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
Изучение учебной и специальной литературы по физической культуре, изложение
взглядов и отношений к ее материальным и духовным ценностям. Самостоятельное выполнение
заданий учителя на уроках физической культуры.
Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 °С), безразличные
(+20...+22 °С), прохладные (+17...+20 °С), холодные (С..+8 °С), очень холодные (ниже О °С).
Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме.
Дозировка данных процедур указана в программе начальной школы. Изменение дозировки
следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся.
Пользование баней 1—2 раза в неделю. Температура в парильне +70...+90 °С (2—3 захода по 3
—7 мин).
Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна,
аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и
других антропометрических показателей. Приемы самоконтроля физических нагрузок: на
выносливость, скоростной, силовой, координационной направленности. Самоконтроль за
уровнем физической подготовленности.
Тема 1.2 Спортивные игры (56 кл – 33 часа, 7 кл – 30 часов, 8 кл. – 27 часов, 9
кл. – 18 часов)
С 5 класса начинается обучение техникотактическим действиям одной из спортивных
игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе
простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является
наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах,
командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для
развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и
перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания
пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию
отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости,
скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Од
новременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие
психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и
др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью
соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования
индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
Уже с 5 класса необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и
простые командные техникотактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в
защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за
мяч», «Мяч капитану») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений
(форм).Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для
самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и
дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные
различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой
игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды игровой деятельности.
Тема 1.3 Гимнастика с элементами акробатики (56 кл – 24 часа, 78 кл – 22 часа, 9
кл. – 12 часов)
Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 1—4 классах, расширяется и
углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях,
общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами, палками,
обручами, скакалками, булавами, лентами), акробатические упражнения, упорные прыжки,
упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах .
Начиная с 5 класса усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам
при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. Для повышения интереса детей к
занятиям, содействия эстетическому воспитанию большое значение приобретает музыкальное
сопровождение занятий.
После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется
выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений,
включенных в несложные комбинации.
С учетом большой доступности,
возможности индивидуальных тренировок
гимнастические упражнения являются хорошим средством для организации и проведения
самостоятельных занятий, особенно при развитии силы, гибкости и улучшении осанки.
Тема 1.5 Кроссовая подготовка (58 кл –18 часов, 9 кл. – 12 часов)
дает развитие общей выносливости, ловкости, воспитание моральноволевых качеств:
коллективизма, упорства, воли к победе. Кросс подразумевает передвижение в разнообразных
условиях местности. Различия в грунте и рельефе вызывают определенные изменения и в
технике передвижений, требуя различной постановки стоп, наклона туловища, работы рук и
т.п. При беге по ровному не жесткому грунту шаг бегуна ничем не отличается от обычного
махового шага как при гладком беге. При таком передвижении постановка ноги
осуществляется с пятки с последующим перекатом через наружный свод на ступню и толчком с
носка. Жесткий и каменистый гладкий грунт заставляет укорачивать шаг.
Тема 1.6 Легкая атлетика (56 кл – 27 часов, 78 кл – 25 часов, 9 кл. – 20
часов)
После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях,
входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на
короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.
Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего
кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатле
тическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с
отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых
двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность
разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления
естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения
занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.
Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у
учащихся моральноволевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом
воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию.
Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия
соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методическогомастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 5—7 классах являются прыжки в длину с
разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В 8—9 классах
можно использовать другие, более сложные спортивные способы прыжков.
Тема 1.7 Элементы единоборств(7 кл – 6 часов, 8 кл – 9 часов, 9 кл. – 6 часов)
Начиная с 7 класса в содержание программного материала включены элементы
единоборств. Этот материал, вопервых, способствует овладению учащимися жизненно
важными навыками единоборств, вовторых, оказывает разностороннее воздействие на развитие
координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения
двигательных действий,
способность к
произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и
кондиционных (скоростносиловых, силовых, силовой выносливости) способностей. Занятия с
использованием единоборств содействуют также воспитанию волевых качеств: смелости,
решительности, уверенности.
вестибулярная устойчивость,
равновесие,
3. Требования к подготовке учащихся по предмету
В результате освоения физической культуры выпускник основной школы должен:
Знать/понимать
• роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни,
организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
Уметь
составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей
гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения
(комбинации), технические действия спортивных игр;
выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических
качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и
физической подготовленности;
осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической
подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами
физической нагрузки;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении
туристических походов;
осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов
спорта;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для
проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального
телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию
техники движений;
включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
4. Список рекомендуемой учебнометодической литературы.
Комплексная программа по физической культуре. Авторы: В. И. Лях,
А.А.Зданевич.
Л.Е.Любомирский, В.И.Лях, Г.Б.Мейксон."Физическая
культура".Учебник для учащихся 57 классов и 89 классов.
Жилкин А. И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия»,
2003.Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 59 классы. Универсальное
издание. – М.: ВАКО, 2005. – (В помощь школьному учителю).
физ.культуры
http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=22924&lib_no=32922&tmpl=lib
учителей
творческих
учителей/сообщество
http://zdd.1september.ru/
газета "Здоровье детей"
http://spo.1september.ru/ газета "Спорт в школе"
http://www.sportreferats.narod.ru/
http://www.infosport.ru/press/fkvot/
Рефераты на спортивную тематику.
Физическая
образование,
тренировка. Ежеквартальный научнометодический журнал Российской Академии Образования
Российской Государственной Академии Физической Культуры.
культура: воспитание,
сеть
http://tpfk.infosport.ru
культуры. Ежемесячный
научнотеоретический журнал Государственного Комитета Российской Федерации по
физической культуре и туризму, Российской Государственной Академии физической культуры
Спортивная жизнь России.
http://www.infosport.ru/press/szr/1999N5/index.htm
физической
и практика
–
Tеория
Электронная версия ежемесячного иллюстрированного журнала.
http://festival.1september.ru/
Фестиваль
пед.идей
«Открытый
урок»
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол № 1 МО Заместитель директора по УВР
____________ И.В. Диамандопуло
от «____» _____________2010 г «____» ____________ 2010 год
_________ Е.И. Казимирова