РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физиче¬ской культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, зна¬ния и навыки в области физической культуры, мотивы и осво¬енные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздорови¬тельную и спортивную деятельность. Достижение цели физического воспитания обеспечивается ре¬шением следующих основных задач, направленных на: • содействие гармоничному физическому развитию, закрепле¬ние навыков правильной осанки, развитие устойчивости ор¬ганизма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспи-тание ценностных ориентации на здоровЦелью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физиче¬ской культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, зна¬ния и навыки в области физической культуры, мотивы и осво¬енные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздорови¬тельную и спортивную деятельность. Достижение цели физического воспитания обеспечивается ре¬шением следующих основных задач, направленных на: • содействие гармоничному физическому развитию, закрепле¬ние навыков правильной осанки, развитие устойчивости ор¬ганизма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспи-тание ценностных ориентации на здоров
Иконка файла материала rabochaya_programma_FK_5-9_kl_2010-11.doc
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА По    ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Ступень обучения (класс)   основное общее образование, 5­9 кл Количество часов  3 часа в неделю               Уровень  базовый                                                                                                                               Учитель    Вакулин Александр Викторович  Программа разработана на основе : 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью   физического   воспитания   в   школе   является   содействие   всестороннему   развитию личности   посредством   формирования   физической   культуры   личности   школьника.   Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое  развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные   способы   (умения)   осуществлять   физкультурно­оздоровительную   и   спортивную деятельность. Достижение цели физического воспитания обеспечивается  решением следующих основных задач, направленных на: •     содействие   гармоничному   физическому   развитию,   закрепление   навыков   правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;•  обучение основам базовых видов двигательных действий; •   дальнейшее  развитие координационных (ориентирование  в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм,   равновесие,   точность   воспроизведения   и   дифференцирования   основных   параметров движений)   и   кондиционных   (скоростно­силовых,   скоростных,   выносливости,   силы   и   гибкости) способностей; •   формирование   основ   знаний   о   личной   гигиене,   о   влиянии   занятий   физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; •  выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля; •   углубление   представления   об   основных   видах   спорта,   соревнованиях,   снарядах   и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах; •   воспитание   привычки   к   самостоятельным   занятиям   физическими   упражнениями, избранными видами спорта в свободное время; • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; •  формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; • воспитание  инициативности,  самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; •   содействие   развитию   психических   процессов   и   обучение   основам   психической саморегуляции. Решая   задачи   физического   воспитания,   учителю   необходимо   ориентировать   свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование   гуманистических   отношений,   приобретение   опыта   общения.     Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Содержание   программного   материала   основано   на  комплексной   программе   физического воспитания. ( 1­11 классы) Москва «Просвещение» 2007г. Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич. Но в связи с региональными   особенностями   лыжная   подготовка   (18   часов)   заменяется   на   кроссовую   подготовку. Программный материал по основам знаний о физической культуре осваивается учащимися не на специально отведенных уроках, а в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств в процессе урока. В  6 и 7 классах программа предусматривает интеграцию физической культуры и ОБЖ. Программа по ОБЖ   основана   на   комплексной   программе   5­11   классы   под   редакцией   А.Т.Смирновой,   Москва, «Просвещение», 2009г. В соответствии с этим количество часов распределяется следующим образом: Количество часов № п/п Разделы, темы 1 Базовая часть 1.1 Основы знаний 1.2 Спортивные игры 1.3 Гимнастика 1.4 Лыжная подготовка Примерная или авторская программа 75 В процессе урока 18 18 18 Рабочая  программа по классам 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 56 75 + + 12 18 12 18 ­ ­ 75 + 18 18 ­ 81 + 18 18 ­ 84 + 18 18 ­1.5 Кроссовая подготовка 1.6 Л/атлетика 1.7 Элементы единоборств 2. Вариативная часть 2.1 Гимнастика 2.2 Л/атлетика 2.3 Спортивные игры ­ 21 ­ 27 6 6 15 18 21 ­ 27 6 6 15 18 21 ­ 27 6 6 15 18 21 6 21 4 5 12 18 21 9 18 4 5 9 12 14 6 12 ­ 6 6 Распределение   тем   по   ОБЖ   в   процессе   уроков   по   физической   культуре   в   соответствии   с методическими рекомендациями в 6 кл – 24 часа из Раздела I , в 7 кл. – 10 часов из Раздела III  комплексной программы. № п/п Разделы, темы Количество часов Примерная или авторская программа Рабочая  программа по классам 6 кл. Модуль1 Основы безопасности личности, общества  Раздел 1 Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 и государства Основы комплексной безопасности Подготовка к активному отдыху на природе Активный отдых на природе и безопасность Дальний  (внутренний)  и  выездной  туризм.  Меры безопасности Обеспечение безопасности  при автономном  существовании человека в природной среде Опасные ситуации в природных условиях 25 25 6 5 6 4 4 10 4 4 6 6 35 24 6 5 5 4 4 24 Количество часов Примерная или авторская программа Рабочая программа  7 кл. Тема 5 Модуль II Основы медицинских знаний и здорового  образа жизни Раздел­II Основы медицинских знаний  и  оказание  Тема б первой медицинской помощи Первая медицинская помощь при  неотложных состояниях Раздел­III Основы здорового образа жизни Тема 7 Здоровье человека и факторы, на него вли­ яющие Всего  № п/п Разделы, темы Мадуль­1 Основы безопасности личности, общества и Раздел­1 Тема 1 Тема 2 государства Основы комплексной безопасности Общие понятия об опасных и чрезвычайных  ситуациях природного характера Чрезвычайные ситуации геологического про­ 24 16 3 4Тема 3 Тема 4 Тема 5 Pаздел­II Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 исхождения, их причины и последствия Чрезвычайные ситуации метеорологического  происхождения, их причины и последствия Чрезвычайные   ситуации   гидрологического  происхождения, их причины и последствия Чрезвычайные ситуации биологического про­ исхождения, их причины и последствия Защита населения Российской Федерации  от чрезвычайных ситуаций Чрезвычайные ситуации геологического про­ исхождения и защита населения Чрезвычайные ситуации метеорологического  происхождения и защита населения Чрезвычайные   ситуации   гидрологического  происхождения и защита населения Чрезвычайные ситуации биологического про­ исхождения и защита населения Mодуль­II Основы медицинских знаний и здорового  образа жизни Pаздел­III Основы здорового образа жизни Тема 6 Здоровый образ жизни и его значение для  гармоничного развития человека Pаздел­IV Основы медицинских знаний  и  оказание  Тема 7 первой медицинской помощи Первая медицинская помощь при неотложных состояниях Всего часов 2 4 3 8 3 1 3 1 11 7 7 4 4 35 10 10 10 2. Содержание обучения Тема   1.1  Основы   знаний   о   физической   культуре,   умения   и   навыки  (  в   процессе уроков).  Естественные   основы  Влияние   возрастных   особенностей   организма   и   его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно­двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных ак­ тов.   Значение   нервной   системы   в   управлении   движениями   и   регуляции   систем   дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям   и   движениям.   Защитные   свойства   организма   и   их   профилактика   средствами физической культуры. Выполнение  основных  движений  и  комплексов  физических  упражнений,  учитывающих возрастно­половые   особенности   школьников   и   направленно   воздействующих   на совершенствование   соответствующих   физических   функций   организма.   Планирование   и контроль   индивидуальных   физических   нагрузок   в   процессе   самостоятельных   занятий физическими упражнениями и спортом различной направленности. Социально­психологические   основы.  Основы   обучения   и   самообучения   двигательным действиям,   их   роль   в   развитии   внимания,   памяти   и   мышления.   Решение   задач   игровой   и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Совершенствование  и  самосовершенствование  физических  способностей, влияние  этих процессов на физическое развитие, повышение учебно­трудовой активности и формирование личностно­значимых свойств и качеств. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий   физическими   упражнениями,   обеспечение   их   общеукрепляющей   и   оздоровительнойнаправленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ   техники   физических   упражнений,   их   освоение   и   выполнение   по   показу, объяснению   и   описанию.   Выполнение   общеподготовительных   и   подводящих   упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических   упражнений   для   развития   физических   способностей   и   тестирования   уровня двигательной подготовленности. Ведение тетрадей по самостоятельным занятиям физическими упражнениями, контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Культурно­исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры,   олимпийского   движения   и   отечественного   спорта.   Физическая   культура   и   ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека. Изучение   учебной   и   специальной   литературы   по   физической   культуре,   изложение взглядов и отношений к ее материальным и духовным ценностям. Самостоятельное выполнение заданий учителя на уроках физической культуры. Приемы   закаливания.  Воздушные   ванны.  Теплые   (свыше   +22   °С),   безразличные (+20...+22 °С), прохладные (+17...+20 °С), холодные (С..+8 °С), очень холодные (ниже О °С). Солнечные   ванны.   Водные   процедуры.  Обтирание.   Душ.   Купание   в   реке,   водоеме. Дозировка   данных   процедур   указана   в   программе   начальной   школы.   Изменение   дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся. Пользование баней 1—2 раза в неделю. Температура в парильне +70...+90 °С (2—3 захода по 3 —7 мин). Способы самоконтроля.  Приемы  определения  самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других   антропометрических   показателей.   Приемы   самоконтроля   физических   нагрузок:   на выносливость,   скоростной,   силовой,   координационной   направленности.   Самоконтроль   за уровнем физической подготовленности.        Тема 1.2 Спортивные игры (5­6 кл – 33 часа, 7 кл – 30 часов, 8 кл. – 27 часов, 9 кл. – 18 часов) С 5 класса начинается обучение технико­тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол.  Обучение   сложной   технике   игры   основывается   на   приобретенных   в   начальной   школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах,   подвижные   игры   и   задания   с   мячом   создают   неограниченные   возможности   для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения   двигательных   действий,   точность   дифференцирования   и   оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных   движений   в   целостные   комбинации)   и   кондиционных   (силовых,   выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Од­ новременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.),   воспитание   нравственных   и   волевых   качеств,   что   обусловлено   необходимостью соблюдения   правил   и   условий   игровых   упражнений   и   самой   игры,   согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников. Уже с 5 класса необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико­тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за мяч»,   «Мяч   капитану»)   и   специальных,   постепенно   усложняющихся   игровых   упражнений (форм).Игровые   упражнения   и   формы   занятий   создают   благоприятные   условия   для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного   подходов   к   учащимся,   имеющим   существенные   индивидуальные различия   (способности).   В   этой   связи   особой   заботой   следует   окружить   детей   со   слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды игровой деятельности. Тема 1.3 Гимнастика с элементами акробатики (5­6 кл – 24 часа, 7­8 кл – 22 часа, 9 кл. – 12 часов) Обучение   гимнастическим   упражнениям,   начатое   в   1—4   классах,   расширяется   и углубляется.   Более   сложными   становятся   упражнения   в   построениях   и   перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами, палками, обручами,   скакалками,   булавами,   лентами),   акробатические   упражнения,   упорные   прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах . Начиная с 5 класса усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. Для повышения интереса детей к занятиям, содействия эстетическому воспитанию большое значение приобретает музыкальное сопровождение занятий. После   овладения   отдельными   элементами   гимнастические   упражнения   рекомендуется выполнять   в   связках,   варьируя   сочетания,   последовательность   и   число   упражнений, включенных в несложные комбинации. С   учетом   большой   доступности,   возможности   индивидуальных   тренировок гимнастические   упражнения   являются   хорошим   средством   для   организации   и   проведения самостоятельных занятий, особенно при развитии силы, гибкости и улучшении осанки.           Тема 1.5  Кроссовая подготовка (5­8 кл –18 часов, 9 кл. – 12 часов)   дает развитие общей выносливости,  ловкости, воспитание морально­волевых  качеств: коллективизма, упорства, воли к победе. Кросс подразумевает передвижение в разнообразных условиях   местности.   Различия   в   грунте   и   рельефе   вызывают   определенные   изменения   и   в технике передвижений, требуя различной постановки стоп, наклона туловища, работы рук и т.п.   При беге по ровному не жесткому грунту шаг бегуна ничем не отличается от обычного махового   шага   как   при   гладком   беге.   При   таком   передвижении   постановка   ноги осуществляется с пятки с последующим перекатом через наружный свод на ступню и толчком с носка. Жесткий и каменистый гладкий грунт заставляет укорачивать шаг.                 Тема 1.6 Легкая атлетика (5­6 кл – 27 часов, 7­8 кл – 25 часов, 9 кл. – 20 часов) После   усвоения   основ   легкоатлетических   упражнений   в   беге,   прыжках   и   метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям. Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатле­ тическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных   действий   следует   разнообразить   условия   выполнения   упражнений,   дальность разбега   в   метаниях   и   прыжках,   вес   и   форму   метательных   снарядов,   способы   преодоления естественных   и   искусственных   препятствий   и   т.   д.   для   повышения   прикладного   значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей. Правильное   применение   материала   по   легкой   атлетике   способствует   воспитанию   у учащихся   морально­волевых   качеств,   а   систематическое   проведение   занятий   на   открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию. Способы   прыжков   учитель   определяет   самостоятельно   в   зависимости   от   наличия соответствующей   материальной   базы,   подготовленности   учащихся   и   методическогомастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 5—7 классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В 8—9 классах можно использовать другие, более сложные спортивные способы прыжков. Тема 1.7 Элементы единоборств(7 кл – 6 часов, 8 кл – 9 часов, 9 кл. – 6 часов) Начиная   с   7   класса   в   содержание   программного   материала   включены   элементы единоборств.   Этот   материал,   во­первых,   способствует   овладению   учащимися   жизненно важными навыками единоборств, во­вторых, оказывает разностороннее воздействие на развитие координационных   (ориентирование   в   пространстве,   быстрота   реагирования   и   перестроения двигательных   действий,   способность   к произвольному   расслаблению   мышц,   дифференцирование   силовых   параметров   движения)   и кондиционных (скоростно­силовых, силовых, силовой выносливости) способностей. Занятия с использованием   единоборств   содействуют   также   воспитанию   волевых   качеств:   смелости, решительности, уверенности.   вестибулярная   устойчивость,   равновесие, 3. Требования к подготовке учащихся по предмету В результате освоения физической культуры выпускник основной школы должен:    Знать/понимать   •     роль   физической   культуры   и   спорта   в   формировании   здорового   образа   жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;   ­  основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;   ­  способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;  Уметь  ­   составлять   и   выполнять   комплексы   упражнений   утренней   и   корригирующей гимнастики  с учетом индивидуальных особенностей организма;   ­     выполнять     акробатические,     гимнастические,     легкоатлетические     упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр;   ­  выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств,   адаптивной   (лечебной)   физической   культуры   с   учетом   состояния     здоровья   и физической подготовленности;  ­     осуществлять     наблюдения     за     своим     физическим     развитием     и     физической подготовленностью,   контроль   за   техникой   выполнения   двигательных   действий   и   режимами физической нагрузки;   ­     соблюдать   безопасность   при   выполнении   физических   упражнений   и   проведении туристических походов;   ­   осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;  Использовать   приобретенные   знания  и  умения  в  практической   деятельности  и повседневной  жизни для  ­     проведения     самостоятельных     занятий     по     формированию     индивидуального телосложения     и   коррекции   осанки,   развитию   физических     качеств,     совершенствованию техники  движений;        ­  включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.   4. Список рекомендуемой учебно­методической литературы.  Комплексная   программа   по   физической   культуре.   Авторы:   В.   И.   Лях,  А.А.Зданевич.  Л.Е.Любомирский, В.И.Лях, Г.Б.Мейксон."Физическая  культура".Учебник для учащихся  5­7  классов  и  8­9  классов.    Жилкин А. И. и др. Легкая атлетика:  Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 5­9 классы. Универсальное   издание. – М.: ВАКО, 2005. – (В помощь школьному учителю).       физ.культуры http://www.it­n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&lib_no=32922&tmpl=lib            учителей   творческих      учителей/сообщество      http://zdd.1september.ru/   ­ газета  "Здоровье  детей"   http://spo.1september.ru/ ­ газета  "Спорт  в  школе"  http://www.sportreferats.narod.ru/   http://www.infosport.ru/press/fkvot/         Рефераты на спортивную тематику.   ­   Физическая          образование, тренировка. Ежеквартальный научно­методический журнал Российской Академии Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры.      культура: воспитание,    сеть          http://tpfk.infosport.ru         культуры.   Ежемесячный научно­теоретический   журнал   Государственного   Комитета   Российской   Федерации   по физической культуре и туризму, Российской Государственной Академии физической культуры ­       Спортивная   жизнь   России.    http://www.infosport.ru/press/szr/1999N5/index.htm           физической       и       практика    –    Tеория          Электронная версия ежемесячного иллюстрированного журнала.  http://festival.1september.ru/     ­    Фестиваль      пед.идей        «Открытый        урок»   СОГЛАСОВАНО:                                                                          СОГЛАСОВАНО: Протокол № 1 МО                                                                         Заместитель директора по УВР                                                    ____________ И.В. Диамандопуло от «____» _____________2010 г                                                   «____» ____________ 2010 год _________ Е.И. Казимирова