1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная программа составлена на основе:
· «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. М.: Просвещение — 2012
· примерной программы начального общего образования по физической культуре УМК «Школа России» М: Просвещение 2009г; допущенной Министерством образования и науки РФ;
Рабочая программа учебного предмета «физическая культура» предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 классов общеобразовательной школы и реализуется по учебнику "Физическая культура. 1-4 классы. Учебник. ФГОС" Владимир Лях. Издательство: Просвещение, 2016 г.
Курс «Физическая культура» изучается в 4 классе из расчёта 3ч в неделю - всего 102ч.
2. Предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре:
В результате освоения программного материала ученик получит знания:
Ø Знания о физической культуре- выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры (в частности, на уроках лыжной подготовки, плавания), вести дневник самоконтроля, рассказывать историю появления мяча и футбола, объяснять, что такое зарядка и физкультминутка, что такое гимнастика и ее значение в жизни человека, правила обгона на лыжне;
Ø Гимнастика с элементами акробатики — выполнять строевые упражнения, наклон вперед из положения сидя и стоя, различные варианты висов, вис завесом одной и двумя ногами, кувырок вперед с места, с разбега и через препятствие, кувырок назад, стойку на голове, на руках, на лопатках, мост, упражнения на гимнастическом бревне, упражнения на кольцах (вис согнувшись, вис прогнувшись, переворот назад и вперед, выкрут, махи), опорный прыжок, проходить станции круговой тренировки, лазать по гимнастической стенке, по канату в два и три приема, прыгать в скакалку самостоятельно и в тройках, крутить обруч, напрыгивать на гимнастический мостик, выполнять разминки на месте, бегом, в движении, с мешочками, гимнастическими палками, массажными мячами, набивными мячами, малыми и средними мячами, скакалками, обручами, резиновыми кольцами, направленные на развитие гибкости и координации движений, на матах, запоминать небольшие временные промежутки, подтягиваться, отжиматься;
Ø Легкая атлетика — пробегать 30 и 60 м на время, выполнять челночный бег, метать мешочек на дальность и мяч на точность, прыгать в длину с места и с разбега, прыгать в высоту с прямого разбега, перешагиванием, спиной вперед, проходить полосу препятствий, бросать набивной мяч способами «из-за головы», «от груди», «снизу», правой и левой рукой, пробегать дистанцию 1000 м, передавать эстафетную палочку;
Ø Лыжная подготовка — передвигаться на лыжах скользящим и ступающим шагом с лыжными палками и без них, попеременным и одновременным двухшажным ходом, попеременным и одновременным одношажным ходом, «змейкой», выполнять повороты на лыжах переступанием и прыжком, подъем на склон «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой», спуск со склона в основной стойке и в низкой стойке, тормозить «плугом», проходить дистанцию 2 км, играть в подвижные игры на лыжах «Накаты» и «Подними предмет»;
Ø Подвижные и спортивные игры— выполнять пас ногами и руками, низом, верхом, через волейбольную сетку, ведение мяча ногами и руками, прием мяча снизу и сверху, бить и бросать по воротам, бросать и ловить мяч самостоятельно и в парах, бросать мяч в баскетбольное кольцо различными способами, играть в подвижные игры «Ловишка», «Ловишка на хопах», «Колдунчики», «Салки с домиками», «Салки — дай руку», «Флаг на башне», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Собачки», «Собачки ногами», «Командные собачки», «Вышибалы», «Вышибалы с кеглями», «Вышибалы с ранением», «Вышибалы через сетку», «Перестрелка», «Волк во рву», «Антивышибалы», «Защита стойки», «Капитаны», «Осада города», «Штурм», «Удочка», «Мяч в туннеле», «Парашютисты», «Ловля обезьян», «Ловля обезьян с мячом», «Горячая линия», «Будь острожен», «Игра в мяч с фигурами», «Салки и мяч», «Ловишка с мешочком на голове», «Катание колеса», «Марш с закрытыми глазами», «Пионербол», «Точно в цель», «Борьба за мяч», «Командные хвостики», «Ножной мяч», играть в спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол).
3. Содержание учебного предмета
№ |
Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока) |
Кол-во часов
|
Использова ние ИКТ
|
Использова ние проектной деятельности
|
Использование исследователь ской деятельности
|
1. Базовая часть |
|||||
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
1 |
- |
- |
- |
1.2 |
Подвижные игры |
18 |
1 |
5 |
2 |
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
18 |
1 |
5 |
2 |
1.4 |
Легкоатлетические упражнения |
21 |
1 |
6 |
2 |
1.5 |
Лыжная подготовка |
20 |
1 |
6 |
2 |
2. Вариативная часть |
|||||
2.1 |
Подвижные игры |
8 |
8 |
1 |
2 |
2.2 |
Легкоатлетические упражнения |
3 |
3 |
1 |
1 |
2.3 |
Подвижные игры |
13 |
13 |
1 |
4 |
|
Итого |
102 |
28 |
25 |
15 |
В случае изменения погодных условий взамен п/и, гим-ки, л/а, л/п: кросс, п/и малой интенсивности, занятие в помещении |
№ |
Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)
|
Кол-во часов
|
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Контрольные работы |
|||
1. Базовая часть |
|||||
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
1 |
1 |
- |
- |
1.2 |
Подвижные игры |
18 |
1 |
16 |
1 |
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
18 |
1 |
16 |
1 |
1.4 |
Легкоатлетические упражнения |
21 |
1 |
19 |
1 |
1.5 |
Лыжная подготовка |
20 |
1 |
18 |
1 |
2. Вариативная часть |
|||||
2.1 |
Подвижные игры |
8 |
- |
8 |
- |
2.2 |
Легкоатлетические упражнения |
3 |
- |
3 |
- |
2.3 |
Подвижные игры |
13 |
- |
13 |
- |
|
Итого |
102 |
5 |
93 |
4 |
В случае изменения погодных условий взамен п/и, гим-ки, л/а, л/п: кросс, п/и малой интенсивности, занятие в помещении |
Приложение 1.
Комплексная система оценивания учебных достижений.
Система оценки достижений учащихся
Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура».
Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
Критерии и нормы оценки по основам знаний обучающихся
Оценивая знания учащихся, учитываю глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний использую различные методы.
Метод опроса применяю в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении.
Метод демонстрации весьма эффективный метод проверки знаний в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в мате риале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
С целью эффективной системы педагогического контроля обучающихся по физической культуре использую следующие виды контроля:
- предварительный
- текущий
- оперативный
- итоговый
При проведении предварительного и итогового контроля используется индивидуальная форма контроля.
При текущем и оперативном контроле используется фронтальная и групповая форма контроля.
Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки - это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
• старт не из требуемого положения;
• отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
• бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
• не синхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки - это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Оценка за технику выполнения ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазании и перелезании, за элементы акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе, за технику приёмов владения мячом в спортивных видах.
В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Приложение 2.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОСВОЕНИЮ
НАВЫКОВ, УМЕНИЙ, РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
4 класс
КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
|
МАЛЬЧИКИ |
ДЕВОЧКИ |
«5» «4» «3» |
«5» «4» «3» |
|
Бег 30 м. |
6,0 6,3 6,5 |
6,2 6,4 6,6 |
Бег 60 м. |
10,6 11,2 11,8 |
10,8 11,4 12,2 |
Бег 2000 м. |
Без учёта времени |
Без учёта времени |
Прыжок в длину с места /см/ |
180 170 155 |
170 155 135 |
Метание мяча 150 г. с трёх шагов |
27 22 18 |
17 15 12 |
Подтягивание из виса хватом сверху. |
5 3 2 |
- - - |
Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа |
- - - |
14 9 7 |
Прыжок в длину с разбега, согнув ноги. |
300 260 220 |
260 220 180 |
Прыжок в высоту с разбега |
100 90 80 |
95 90 80 |
Кросс 2000 м. |
Без учёта времени |
Без учёта времени |
Попеременный двухшажный ход с палками |
Техника исполнения |
Техника исполнения |
Одновременный двухшажный ход с палками |
Техника исполнения |
Техника исполнения |
Спуск со склона в средней стойке |
Техника исполнения |
Техника исполнения |
Преодоление ворот при спуске |
Техника исполнения |
Техника исполнения |
Поворот переступанием в движении |
Техника исполнения |
Техника исполнения |
Подъём на склон полуёлочкой |
Техника исполнения |
Техника исполнения |
Торможение «плугом» |
Техника исполнения |
Техника исполнения |
Прохождение дистанции 1 км. на скорость |
В виде соревнования |
В виде соревнования |
Приложение 3.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Д – демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр);
К – полный комплект (для каждого
ученика);
Ф – комплект для фронтальной
работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект, необходимый для
работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
|
1 |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
2 |
Стандарт начального общего образования по физической культуре |
Д |
|
1.2 |
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008. |
Д |
|
1.3 |
Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2005. |
Ф |
|
1.4 |
Рабочая программа по физической культуре |
Д |
|
1.5 |
Лях В.И Физическая культура Предметная линия учебников Москва «Просвещение» 2014 |
Д |
|
2 |
Дополнительная литература для учителя |
|
|
2.1 |
Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура» |
Ф |
|
2.2 |
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя Издательство Москва 1998 |
Д |
|
2.3 |
Патрикеев А.Ю. Поурочные разработки по физкультуре 1, 2,3,4 класс Москва «Вако» 2014 |
Д |
|
3 |
Дополнительная литература для обучающихся |
|
|
3.1 |
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению. |
Д |
|
4 |
Технические средства обучения |
|
|
4.1 |
Компьютер |
Д |
|
4.2 |
Мультимедиапроектор |
Д |
|
5 |
Учебно-практическое оборудование |
|
|
5.1 |
Канат для лазанья |
П |
|
5.2 |
Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты) |
П |
|
5.3 |
Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные |
Ф |
|
5.4 |
Палка гимнастическая |
Ф |
|
5.5 |
Скакалка детская |
К |
|
5.6 |
Мат гимнастический |
Ф |
|
5.7 |
Кегли |
Ф |
|
5.8 |
Обруч пластиковый детский |
К |
|
5.9 |
Рулетка измерительная |
К |
|
6 |
Средства первой помощи |
|
|
6.1 |
Аптечка в медицинском кабинете |
Д |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.