Данная программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2006г. И с учетом следующих нормативных документов:
• Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04. 12. 2007г. №329-ФЗ (ред. от 21.04.2011г.);
• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. №1312 (ред. От 30.08.2010г.);
• О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. №06-499;
• О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг.. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
• Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312 «Методические рекомендации о внедрении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;
• Письма Министерства образования Московской областиДанная программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2006г. И с учетом следующих нормативных документов:
• Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04. 12. 2007г. №329-ФЗ (ред. от 21.04.2011г.);
• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. №1312 (ред. От 30.08.2010г.);
• О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. №06-499;
• О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг.. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
• Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312 «Методические рекомендации о внедрении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;
• Письма Министерства образования Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа имени Героя
Советского Союза И.И.Борзова села Середниково
Шатурского муниципального района
Московской области
«Утверждаю»
Директор школы
_______(Воронцова Ю.Г.)
Протокол педсовета №_____
от______________________
Приказ по школе №_______
от______________________
Рабочая программа
по физической культуре
для 5 – 9 классов
составлена на основе:
«Программы общеобразовательных учреждений//
Комплексная программа физического воспитания
учащихся 1 – 11 классов// Авторы: В.И.Лях,
А.А.Зданевич// М. 2006 год»
Рабочую программу составила:
Огурцова Алла Олеговна,
Учитель физической культуры
Рассмотрена на ШМО учителей
естественноматематического цикла
Протокол №_____ от____________
Руководитель ШМО
______________(Кравцова Н.А.)
12012 год.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа
физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.:
Просвещение, 2006г. И с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04. 12. 2007г. №329ФЗ (ред.
от 21.04.2011г.);
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от
09.03.2004г. №1312 (ред. От 30.08.2010г.);
О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ
от 29.03.2010г. №06499;
О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг..
Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011г. №163р.
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312 «Методические рекомендации
о внедрении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки
обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;
Письма Министерства образования Московской области от 13.07.2012 № 694714с/07
(Приложения: 1. Программа по бадминтону для общеобразовательных учреждений на 93
листах в 1 экз.)
Цель физического воспитания: содействие всестороннему развитию личности посредством
формирования физической культуры личности школьника.
Задачи:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями,
сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и
укрепления здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и
свойств личности.
Программа рассчитана на 102 часа при трехразовом занятии в неделю. Текущий учет является
основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Итоговая аттестация
производится на основе семестровых оценок.
Сроки реализации рабочей программы: 1 учебный год.
Содержание программы включает в себя:
Основы знаний о физической культуре – в процессе урока;
Спортивные игры – 54ч.;
Волейбол – 20ч.;
Баскетбол – 20ч.;
Бадминтон – 14ч.;
Гимнастика с элементами акробатики – 14ч.;
Легкоатлетические упражнения – 16ч.;
Лыжная подготовка – 18ч.;
Элементы единоборства – включены в гимнастику;
Учебники и пособия для реализации программы:
2 Г.И.Бергер, Ю.Г.Бергер // Конспекты уроков для учителя физкультуры // 5 – 9 классы //
М.2003 год;
Авт.сос.Г.В.Бондаренкова и др. //Физкультура. Поурочные планы. 6 класс//Волгаград, 2008
год;
Авт.сос.М.В.Видякин//Физкультура, Система лыжной подготовки детей и подростков.
Конспекты занятий// Волгаград, 2008 год;
Авт.сос.В.И.Виненко и др. //Физкультура. Поурочные планы. 8 класс//Волгаград, 2008 год;
М.Я.Виленский и др.//Физическая культура. Учебник. 57 классы//М.2012 год;
Е.Б.Деревлева и др. // Гимнастическая аэробика // Библиотечка «Первое сентября» // Серия
«Спорт в школе» №24 // М.2008 год;
Авт.сос. А.И.Каинов и др. // Физическая культура. 1 – 11 классы. Комплексная программа
физического воспитания учащихся В.И.Ляха и др. // Волгаград 2010 год;
П.К. Киселев, С.Б. Киселева//Справочник учителя физической культуры/ / Волгоград, 2008
год;
В.И.Ковалько//Поурочные разработки по физкультуре// 59 классы// М. 2012 год;
Ю.Г.Коджаспиров // Развивающие игры на уроках физической культуры // 5 – 11 классы //
М.2003 год;
В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий//Физическая культура. Планирование и организация
занятий, 5 класс//М.2003 год.
С.К.Кучкильдин //Гимнастика. Нестандартный подход // Библиотечка «Первое сентября» //
Серия «Спорт в школе» №20 // М.2008 год;
В.А.Лепешкин // Методика обучения учащихся технике передвижения на лыжах // 1 – 11
классы // М.2006 год;
В.И.Лях, А.А.Зданевич//Физическая культура. Учебник. 89 классы//М.2012 год;
А.В.Маслюков // Развитие координационных способностей у школьников // Библиотечка
«Первое сентября» // Серия «Спорт в школе» №21 // М.2008 год;
И.Б.Павлов, Н.В.Тулупчи // Строевые упражнения. Методика обучения строевым приемам //
Библиотечка «Первое сентября» // Серия «Спорт в школе» №26 // М.2009 год;
Г.И.
Погадаев//Спортивные сооружения,
учебное оборудование и инвентарь
общеобразовательного учреждения//М.2006 год;
В.Г.Туманидзе, А.В.Туманидзе//Учимся играть в бадминтон//«Первое сентября» // Серия
«Спорт в школе» №25 // М.2009 год;
Сборник нормативных документов. Физическая культура// М.2006 год;
Стандарты второго поколения//Физическая культура//М.2010 год;
Компактдиски:
Физическая культура, 1 – 11 классы (рекомендации, разработки, из опыта работы), 2010 год;
Азбука волана, 2011 год;
Перечень учебно методического обеспечения:
Гимнастические палки, скамейки, стенка, козел, конь, маты, брусья, обручи, скакалки;
Лыжи, лыжные палки, ботинки;
Мячи футбольные, волейбольные, баскетбольные; кольца баскетбольные, сетка
волейбольная;
Гранаты и мячи для метания, турник, стойки для прыжков, кубики, секундомер, рулетка,
свисток;
Компьютерные презентации по темам.
Интернетресурсы в помощь учителю физической культуры:
3
http://method.novgorod.rcde.ru Методическое хранилище предназначено для дистанционной
поддержки учебного процесса.
http://www.fisio.ru/fisioinschool.html Сайт, посвященный Здоровому образу жизни,
оздоровительной, адаптивной физкультуре.
http://www.abcsport.ru/ Обзор спортивных школ и спортивных обществ. Новости спорта,
освещение событий Тематический каталог по различным видам спорта.
http://ipulsar.net Портал посвящен проблемам сохранения здоровья, правильному питанию,
диетам, физической культуре, упражнениям, фототерапии, лечению болезней природными
средствами, здоровому образу жизни.
http://cnit.ssau.ru/do/articles/fizo/fizo1 Информационные технологии обучения в
преподавании физической культуры.
http://www.school.edu.ru Российский образовательный портал.
http://portfolio.1september.ru фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся по
физической культуре и спорту.
http://spo.1september.ru Газета в газете «Спорт в школе».
Для нормального физического развития детского организма необходимо ежедневно не менее 2 –
2,5ч. Активных занятий физическими упражнениями. Двигательную активность необходимо
восполнить занятиями дома с помощью самостоятельных упражнений и игр.
Домашнее задание по физической культуре складываются из выполнения комплексов
упражнений (Приложение), физкультурных пауз во время приготовления уроков, упражнений на
силу, гибкость, быстроту, координацию движений. Дополняют их новые задания по мере
прохождения программного материала.
Важным направлением в организации физического воспитания является врачебный контроль. На
основании данных о состоянии здоровья и физического развития учащиеся распределяются для
занятий ФК на основную (I, II), подготовительную (III), и специальную (IV) медицинскую группы.
Данная программа рассчитана на основную (I, II) и подготовительную (III) медицинскую группу.
Знания, умения, навыки
По окончании 5 класса, обучающиеся должны:
Знать
основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
психофункциональные особенности собственного организма;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при
занятиях физическими упражнениями.
Уметь
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей,
коррекции осанки и телосложения;
упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными
техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий
физической культурой.
Физические
способности
Скоростные
Силовые
Демонстрировать (навыки)
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Бег 30м с высокого старта с опорой на
руку, с
Прыжок в длину с места, см
6,1
160
6,3
150
4Выносливость
Поднимание туловища, лежа на спине
руки за головой, колво раз
6минутный бег, м
Передвижение на лыжах 2000м
Координационные Челночный бег 3х10м, с
6
8
1000
850
Без учета времени
9,3
9,7
По окончании 6 класса, обучающиеся должны:
Знать
основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
психофункциональные особенности собственного организма;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной
функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования,
принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
занятиях физическими упражнениями.
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при
Уметь
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей,
коррекции осанки и телосложения;
владеть культурой общения;
упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными
техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий
физической культурой.
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими
Физические
способности
Скоростные
Силовые
Выносливость
Демонстрировать (навыки)
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Бег 30м с высокого старта с опорой на
руку, с
Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища, лежа на спине
руки за головой, колво раз
6минутный бег, м
Передвижение на лыжах 2500м
5,8
165
6
6,2
155
9
1100
900
Без учета времени
9,0
9,6
Координационные Челночный бег 3х10м, с
По окончании 7 класса, обучающиеся должны:
Знать
основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
особенности развития избранного вида спорта;
педагогические, физиологические и психические основы обучения двигательным действиям
и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий
физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
психофункциональные особенности собственного организма;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной
функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования,
принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
5правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при
занятиях физическими упражнениями.
Уметь
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей,
коррекции осанки и телосложения;
владеть культурой общения;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении
физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических
кондиций;
упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными
техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий
физической культурой.
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими
Физические
способности
Скоростные
Силовые
Выносливость
Демонстрировать (навыки)
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Бег 30м с высокого старта с опорой на
руку, с
Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища, лежа на спине
руки за головой, колво раз
6минутный бег, м
Передвижение на лыжах 3500м
5,6
170
5
6,0
160
10
950
1150
Без учета времени
9,0
9,5
Координационные Челночный бег 3х10м, с
По окончании 8 класса, обучающиеся должны:
Знать
основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
особенности развития избранного вида спорта;
педагогические, физиологические и психические основы обучения двигательным действиям
и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий
физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
психофункциональные особенности собственного организма;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной
функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования,
принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
кровообращения и
энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования
средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств,
возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных
занятий физической культурой;
занятиях физическими упражнениями.
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при
физиологические основы деятельности систем дыхания,
Уметь
6управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей,
коррекции осанки и телосложения;
владеть культурой общения;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении
физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических
кондиций;
упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными
техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий
физической культурой.
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими
Физические
способности
Скоростные
Силовые
Выносливость
Демонстрировать (навыки)
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Бег 30м с высокого старта с опорой на
руку, с
Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища, лежа на спине
руки за головой, колво раз
6минутный бег, м
Передвижение на лыжах 4000м
5,5
180
7
5,9
160
12
1000
1200
Без учета времени
9,4
8,7
Координационные Челночный бег 3х10м, с
По окончании 9 класса, обучающиеся должны:
Знать
основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
особенности развития избранного вида спорта;
педагогические, физиологические и психические основы обучения двигательным действиям
и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий
физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и
корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и
укрепления здоровья;
кровообращения и
энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования
средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств,
возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных
занятий физической культурой;
здоровья и повышения физической подготовленности;
психофункциональные особенности собственного организма;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления
физиологические основы деятельности систем дыхания,
7
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной
функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования,
принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
занятиях физическими упражнениями.
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при
Уметь
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей,
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной
специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации
собственного досуга;
коррекции осанки и телосложения;
упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении
физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических
кондиций;
владеть культурой общения;
упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными
техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий
физической культурой.
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими
Физические
способности
Скоростные
Силовые
Выносливость
Координация
Демонстрировать (навыки)
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Бег 60м с высокого старта с опорой на
руку, с
Прыжок в длину с места, см
Лазание по канату на расстояние 6м, с
Поднимание туловища, лежа на спине
руки за головой, колво раз
Кроссовый бег 2000м
Передвижение на лыжах 2000м
Последовательное выполнение пяти
кувырков, с.
Броски малого мяча в стандартную
мишень, м.
9,2
180
12
–
10,2
165
–
18
8 мин 50с
16мин 30с
10,0
10 мин 20с
21мин 00с
14,0
12,0
10,0
Перечень изучаемых разделов (тем)
I семестр:
№
1
2
3
ТЕМА
Легкоатлетические упражнения
Волейбол
Гимнастика
ДАТА
ЧАСЫ
8ч.
20ч.
6ч.
8Всего часов за I семестр
34 ч.
II семестр:
ТЕМА
ЧАСЫ
ДАТА
Гимнастика
Баскетбол
Лыжная подготовка
Баскетбол
Всего часов за II семестр
ТЕМА
Баскетбол
Бадминтон
Легкоатлетические упражнения
Всего часов за III семестр
III семестр:
8ч.
6ч.
18 ч.
2ч.
34 ч.
ЧАСЫ
12ч.
14ч.
8ч.
34 ч.
ДАТА
№
1
2
3
4
№
1
2
3
Литература:
Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. «Сборник нормативных документов. Физическая культура» М.
2006 год;
Авт. сос. А.И.Каинов и др. «Физическая культура. 1 – 11 классы. Комплексная программа
физического воспитания учащихся В.И.Ляха и др.» Волгаград 2010 год;
Авт. сос. Киселев П.А., Киселева С.Б. «Справочник учителя физической культуры»
Волгоград 2008 год;
Лях В.И., Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания» 111 классы,
М.2006 год;
Стандарты. Физическая культура. М. 2010 год;
Закон РФ «О физической культуре и спорте от 29. 04. 1999г;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года:
9 Методические рекомендации о внедрении третьего часа физической культуры в недельный
объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской
Федерации. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312
10