Программа дополнительного образования объединения «Флорбол» разработана для групп начальной подготовки 2-го года обучения.
Ориентирована на оказание помощи тренеру (педагогу дополнительного образования) в улучшении планирования и качества знаний детей в данной области. Имеет физкультурно–оздоровительную и спортивную направленность.
Объем программы, учебно-тематический план, материалы и структура занятий учитывают возрастные особенности обучающихся, допущенных к школьным занятиям по физической культуре. Программа не содержит невыполнимых требований к обучению и составлена на 34 часа вместо 68 в связи с возможностями учебного заведения. В рабочей программе указаноПрограмма дополнительного образования объединения «Флорбол» разработана для групп начальной подготовки 2-го года обучения.
Ориентирована на оказание помощи тренеру (педагогу дополнительного образования) в улучшении планирования и качества знаний детей в данной области. Имеет физкультурно–оздоровительную и спортивную направленность.
Объем программы, учебно-тематический план, материалы и структура занятий учитывают возрастные особенности обучающихся, допущенных к школьным занятиям по физической культуре. Программа не содержит невыполнимых требований к обучению и составлена на 34 часа вместо 68 в связи с возможностями учебного заведения. В рабочей программе указано
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ФЛОРБОЛУ»
КЛАССЫ: 5
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Спортивнооздоровительное
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования объединения «Флорбол» разработана для групп начальной подготовки 2го года обучения.
Ориентирована на оказание помощи тренеру (педагогу дополнительного образования) в улучшении планирования и качества знаний детей в
данной области. Имеет физкультурно–оздоровительную и спортивную направленность.Объем программы, учебнотематический план, материалы и структура занятий учитывают возрастные особенности обучающихся,
допущенных к школьным занятиям по физической культуре. Программа не содержит невыполнимых требований к обучению и составлена на
34 часа вместо 68 в связи с возможностями учебного заведения. В рабочей программе указано:
Программа соответствует существующей нормативной документации, регламентирующей наполнение групп, выделение учебных часов,
количество и длительность занятий (Приложение № 3 к СанПиН 2.4.4., 1251 – 03, Постановление Главного государственного врача РФ № 27
от 03. 04. 03 г.)
Программа предназначена для реализации на базе спортивных залов муниципальных общеобразовательных учреждений.
Актуальность программы
Доступность в обучении вне зависимости от степени материальной обеспеченности ввиду:
бесплатной формы обучения;
предоставления образовательным учреждением базы и инвентаря на весь период обучения;
сравнительно малых затрат на спортивную форму;
В отсутствии возможности проводить занятия на свежем воздухе, связанной с особыми климатическими условиями и низкими
температурами в нашем регионе, флорбол является оптимальным видом спорта, альтернативным таким видам как хоккей с шайбой,
хоккей с мячом.
Возможность достижения относительно высоких результатов на ранних стадиях обучения, в отличие, например, от традиционного
ледового хоккея, предполагающего наличие особых персональных физических качеств обучаемого, дорогостоящего обучения и,
наконец, наличие самой ледовой площадки.
Правила флорбола исключают контакта игроков, приводящего к травмам, что создает благоприятные условия для проведения
тренировочного процесса и соревнований, а также для широкого привлечения контингента обучаемых.
Обучение флорболу на ранних стадиях дает знания и навыки в спортивной игровой дисциплине, воспитывает ответственность в
коллективе, поддерживает нормальное эмоциональное состояние обучаемого.
Новизна программы
Новизна программы обоснована новым, не только для Ямала, но и для России, официальным игровым видом спорта, вызывающим интерес у
широких слоев населения по физической доступности, спортивному азарту и перспективе развития.
Тонкая (тактическиинтеллектуальная) и скоростная философия игры во флорбол развивает на ранних стадиях обучения внимание, память,
оперативность мышления и воображения, активность и инициативу в достижении личных и командных результатов в гораздо большей степени,
чем родственные игровые виды.
Процесс обучения флорболу, безусловно связан с общими знаниями и образованием обучаемого, т. к. базируется на знаниях физики
(траектория полета, движение, скорость, ускорение, масса, динамика и т. п.), знаниях биологии (морфология, физиология), «точных» наук(расчеты, прогнозирование, графический анализ игры и т. п.), истории и других дисциплин, изучение которых в объеме программы дополнит
материалы основного школьного курса.
Цель программы – систематизация организации учебнотренировочного процесса групп начальной подготовки 1го, 2го, 3го годов
обучения. Создание и выполнение условий обучения для формирования и гармоничного развития личности.
Целесообразность обучения флорболу с младшего школьного возраста заключается в том, что этот период является сенситивным для
развития координационных способностей, быстроты движений, аэробных возможностей, гибкости. Именно на этом этапе закладываются
основы базовой подготовки, техникотактического мастерства, организм ребенка приспосабливается к более активной двигательной
деятельности.
Таким образом, программный материал объединен в целостную систему трехлетней спортивной подготовки и подразумевает решение
следующих задач:
Образовательные:
Обучение основам техники и тактики игры во флорбол;
Получение необходимых знаний по истории игры, изучение Правил и Регламентов Мирового и Российского флорбола;
Привитие знаний для индивидуального развития памяти, внимания, оперативного мышления и воображения обучаемых;
Приобретение элементарных теоретических знаний в области гигиены и сведений о физической культуре и спорте.
Воспитательные:
Воспитание и гармоническое развитие личности ребенка;
Воспитание моральноволевых качеств необходимых спортсмену (трудолюбие, дисциплинированность, смелость, целеустремленность,
умение преодолевать трудности), чувства коллективизма;
Профилактика асоциального поведения на базе общепринятых норм и требований воспитания;
Формирование стойкого интереса к спорту вообще и к флорболу в частности;
Выработка потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Развивающие: Развитие двигательных качеств (акцент на быстроту, ловкость, координацию) и повышение возможностей функциональных систем
организма;
Укрепление здоровья, формирование правильной осанки, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
Формирование и развитие чувства индивидуальной ответственности в действиях и результатах коллектива команды;
Формирование и развитие чувства ответственности обучаемого за нарушение Правил и Регламентов флорбола, а также общепринятых
норм и требований к поведению.
Основными формами организации учебнотренировочного процесса являются теоретические и практические занятия, товарищеские матчи,
профилактические и оздоровительные мероприятия.
Процесс обучения строится на принципе добровольности, неразрывен с общим развитием личности обучаемого и продуктивно происходит
при выполнении педагогом и обучаемым следующих условий:
систематически строгая организация посещаемости занятий;
четкая ориентированность деятельности педагога и обучаемых на каждом занятии в соответствии с учебнотематическим планом;
учет педагогом эмоциональнопсихологических и других индивидуальных особенностей обучаемых на каждом занятии;
создание и выдерживание требуемого этического и эмоционального фона занятий;
широкое использование методов заинтересованности в обучении, контроля и оценки усвоения материала;
строгое соблюдение правил организации и проведения спортивных занятий с точки зрения безопасности для здоровья обучаемых
(игровая безопасность, организованное окончание занятий).
Не стоит забывать о том, что игра заменяет детям труд. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с природой, способствует приобретению
знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Она, как и трудовая деятельность, всегда имеет цель. Для
успешной реализации целей важен правильный выбор средств и методов обучения, правильное дозирование нагрузки. Все это обусловлено
особенностями развития организма детей, возрастных стимулов и интересов:
В возрасте 11 – 12 лет дети имеют относительно низкие функциональные возможности, недостаточный уровень развития психомоторных
функций, что наиболее важно для игры во флорбол, поэтому необходимо осуществлять индивидуальный подход к занимающимся.
При обучении технике и тактике используются упражнения доступные для детей данного возраста и короткие по продолжительности, с
обязательной оценкой тренера. Основное внимание уделяется общему физическому развитию, что создает предпосылки для успешного
обучения технике и формирования устойчивого интереса к занятиям спортом. Важную роль играет эмоциональность проводимых заданий:
подвижные игры, эстафеты с обязательным подведением результатов, определением победителей, упражнения на ловкость и быстроту с
выделением лучшего спортсмена.
На протяжении всей трехлетней подготовки значительное внимание должно уделяться формированию у занимающихся детей правильной
осанки с помощью специально подобранных комплексов физических упражнений.При обучении в группах начальной подготовки 1го обучения доминирующее положение занимают методы показа, рассказа и игры.
На занятиях необходимо специальные физические упражнения чередовать с упражнениями или движениями, вызывающими расслабление
мышц спины и с упражнениями, развивающими правильную осанку.
Качественное планирование позволяет определить содержание процесса подготовки, эффективные средства и методы тренировки. При
планировании работы следует учитывать условия занятий, подготовленность учащихся, задачи для данного возраста. С учащимися второго и
третьего года обучения учебный материал необходимо подбирать с учетом ранее усвоенного для его закрепления и совершенствования.
Изучение теоретического материала планируется в форме кратких бесед продолжительностью до 15 минут. Также теоретические знания
приобретаются учащимися на практических занятиях.
В каждой возрастной группе предусматривается прием текущих нормативов по общей физической и технической подготовке, выполнение
которых является основным показателем усвоения программного материала.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Закон РФ «Об образовании», 10.07.1992 №32661 с изменениями.
1.
2. СанПин, 2.4.2.1282110 санитарноэпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных
учереждениях(Гигиенические требования к режиму учебновоспитательного процесса).
3. СанПин 2.4.4.125103 Санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей
(внешкольные учреждения).
4. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от
11.12.2006 № 061844 (Примерные требования к программам дополнительного образования детей).
Структура курса
№
1. Теоретическая подготовка
2. Общая физическая подготовка
3. Техническая подготовка
4. Тактическая подготовка
5. Контрольные тесты
Главы
Колво часов
1
10
10
11
2Всего
Учебнотематическое планирование
34
Тема урока
Требования к уровню подготовленности учащихся
Знать: Правила безопасности на уроках.
Уметь: соблюдать т.б. на занятиях.
Дата
Материально
техническое и
информационно
техническое
обеспечение
Журнал по
технике
безопасности.
№
уро
ка
1.
2.
3.
4.
Формирование системы
элементарных знаний о
здоровом образе жизни.
Значение ЗОЖ. Т. Б. на
занятиях.
Развитие скоростно
силовых и
координационных
способностей. Прыжки в
высоту с разбега, через
качающуюся скакалку.
Развитие ловкости. Лазание
(по гимнастической
скамейке, стенке, под шнур,
через предметы, в приседе
без помощи рук, боком,
спиной).
Развитие быстроты
движений. Бег (с
ускорением по сигналу,
Знать/ Уметь: освоение навыков прыжков, развитие
скоростносиловых и координационных способностей.
Скакалки
Знать: технику выполнения.
Свисток.
Уметь: выполнять упражнения.
Гимнастическая
скамейка, шнур,
мячи.разворотом; со сменой
направления; из положения
сидя, лежа)..
Развитие быстроты
движений. Сгибание и
разгибание туловища и
различных положений тела.
Эстафеты с предметами.
Игра «Вызов номеров»
Силовые упражнения
(подтягивание, отжимание).
Игры: «Охотники и утки».
«Охотник и олени». «Волк
во рву».
Веселые старты. Эстафеты с
прыжками.
Игры: «Перестрелка»,
«Минифутбол».
Игры: «Охотники и утки».
«Охотник и олени»,
«Воробьи и вороны».
Силовые упражнения
(подтягивание, отжимание).
Техническая подготовка.
Повышение технического
мастерства.
Освоение навыков умения.
Ведение мяча на месте.
Передача мяча в парах.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Уметь: выполнять комплекс упражнений.
Свисток,мяч.
Знать правила игры, разнообразие конкурсов.
Уметь: играть в подвижные игры, бегать в эстафеты.
Мячи, фишки,
стойки.
Знать/ Уметь: выполнять правильно элементы.
Свисток..
Знать правила игры.
Уметь: играть в подвижные игры.
Знать правила игры.
Уметь: играть в подвижные игры.
Знать правила игры.
Уметь: играть в подвижные игры.
Знать правила игры.
Уметь: играть в подвижные игры.
Мяч, обруч
Скамейка, мяч.
Свисток,мяч.
Мяч, обруч
Знать/ Уметь: выполнять правильно элементы.
Свисток..
Знать: правила игры.
Уметь: держать клюшку.
Клюшки, мячики
ворота.
Клюшки, мячики
ворота.15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Ведение мяча на месте, в
движении. Передачи мяча в
несколько касаний, в одно
касание.
Ведение мяча на месте, в
движении. Передачи мяча в
несколько касаний, в одно
касание на различных
расстояниях.
Передачи мяча в парах.
Ведение мяча, обводка
стоек, игра от борта, бросок
по воротам.
Броски по воротам с места,
в движении, с различных
расстояний, с «удобной» и
«неудобной».
Развороты на месте, мяч в
клюшке. Передача в парах,
остановка ногой.
Броски по воротам с места,
с различных расстояний, с
«удобной» и «неудобной».
Бег с клюшкой по прямой,
по виражу, по «восьмерке».
Двусторонняя игра.
Передачи мяча в парах, в
тройках, четверках.
Двусторонняя игра.
Бег с клюшкой по прямой,
по виражу, по «восьмерке».
Развороты на месте, мяч в
Знать: правила игры.
Клюшки, мячики.
Уметь: держать клюшку.
Клюшки, мячики,
стойки.
Знать/ Уметь: правильно держать клюшку, выполнять
Клюшки, мячики,
элементы.
стойки.
Знать/ Уметь: правильно держать клюшку
Клюшки, мячики
ворота.
Знать/ Уметь: правильно держать клюшку
Клюшки, мячики.
Знать/ Уметь: правильно держать клюшку и
осуществлять бросок.
Клюшки, мячики.
Знать/ Уметь: правильно держать клюшку и
осуществлять бросок.
Знать: правила игры.
Клюшки, мячи,
ворота.
Клюшки, мячи,
ворота.
Знать/Уметь: правильно держать клюшку и осуществить
Клюшки, мячи,
передачу.
ворота.клюшке. Двусторонняя
игра.
Броски по воротам с места,
с различных расстояний, с
«удобной» и «неудобной».
Двусторонняя игра.
Квадрат 4×1, 5×2. Передачи
в одно касание.
Двусторонняя игра.
Тактическая подготовка.
Командные действия.
Выход из обороны, бросок
по воротам. Двусторонняя
игра.
Атакующие действия,
выход в 2×1. Двусторонняя
игра.
Предложение в адрес,
забегание, выход 1×1.
Двусторонняя игра.
Тактические действия в
парах. Скрещивание,
передача мяча, выход 1×1.
Двусторонняя игра.
Оборонительные действия,
выход из обороны.
Двусторонняя игра.
Знать/ Уметь: правильно держать клюшку и
осуществлять бросок.
Клюшки, мячи,
ворота.
Уметь: правильно держать клюшку и осуществить
передачу.
Знать/ Уметь: понимать значимость командных
действий.
Клюшки, мячи,
ворота.
Клюшки, мячи,
ворота.
Знать/ Уметь: осуществлять командные действия.
Клюшки, мячи,
Знать/ Уметь: осуществлять командные действия.
ворота.
Клюшки, мячи,
ворота.
Знать/ Уметь: осуществлять командные действия.
Клюшки, мячи,
Знать/ Уметь: осуществлять командные действия.
Знать/ Уметь: осуществлять командные действия.
ворота.
Клюшки, мячи,
ворота.
Клюшки, мячи,
ворота.
Оборонительные действия,
Знать/ Уметь: осуществлять командные действия.
Клюшки, мячи,
выход из обороны.
Двусторонняя игра.
ворота.
Контрольные нормативы.
Уметь: правильно выполнять двигательное действие
Свисток.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.34.
Итоговое занятие.
Двусторонняя игра.
Знать: как улучшить результат.
Клюшки, мячики.
Информационнометодическое обеспечении
№
1.
№
1.
2.
Авторы
Название
Лях В. И.; Зданевич А.А..
Комплексная программа физического воспитания
Год издания
2008
Издательство
М.:Просвещение
Дополнительная литература
Авторы
Дождиков И. И.
Костяев В.А.
Название
Физическая культура. Пособие для учителя
Программа для детскоюношеский спортивных школ по
флорболу.
Год издания
2008
2004
Издательство
Айрис пресс
Изд.центр СГМУПриведенный список литературы будет постоянно обновляться и дополняться по мере выхода в свет новинок методической литературы и
дидактических материалов.