Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов
Оценка 4.7

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
химия
10 кл—11 кл
27.08.2019
Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов
Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов также содержит календарно-тематическое планирование 11 класс (базовый уровень) и календарно-тематическое планирование 10 класс (углубленный уровень). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и используется в Гимназии города.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии 10-11 класс СОО Винниченко.docx
Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов Планируемые результаты освоения предмета «Химия» В   результате   изучения   учебного   предмета   «Химия»   на   уровне   среднего   общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: –   раскрывать   на   примерах   роль   химии   в   формировании   современной   научной картины мира и в практической деятельности человека; –   демонстрировать   на   примерах   взаимосвязь   между   химией   и   другими естественными науками; –   раскрывать   на   примерах   положения   теории   химического   строения   А.М. Бутлерова; – понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов; – объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении; – применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению; –   составлять   молекулярные   и   структурные   формулы   органических   веществ   как носителей   информации   о   строении   вещества,   его   свойствах   и   принадлежности   к определенному классу соединений; –   характеризовать   органические   вещества   по   составу,   строению   и   свойствам, устанавливать причинно­следственные связи между данными характеристиками вещества; – приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных   представителей   классов   органических   веществ   с   целью   их   идентификации   и объяснения области применения; – прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности; – использовать знания  о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности; – приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);  – проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств; – владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием; –   устанавливать   зависимость   скорости   химической   реакции   и   смещения химического   равновесия   от   различных   факторов   с   целью   определения   оптимальных условий протекания химических процессов; – приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека; –   приводить   примеры   окислительно­восстановительных   реакций   в   природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов; –   приводить   примеры   химических   реакций,   раскрывающих   общие   химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов; –   проводить   расчеты   на   нахождение   молекулярной   формулы   углеводорода   по продуктам   сгорания   и   по   его   относительной   плотности   и   массовым   долям   элементов, входящих в его состав; –  владеть правилами  безопасного обращения  с  едкими,  горючими  и  токсичными веществами, средствами бытовой химии; – осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ; –   критически   оценивать   и   интерпретировать   химическую   информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно­ популярных статьях с точки зрения естественно­научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции; – представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития; –   использовать   методы   научного   познания   при   выполнении   проектов   и   учебно­ исследовательских   задач   по   изучению   свойств,   способов   получения   и   распознавания органических веществ; –   объяснять   природу   и   способы   образования   химической   связи:   ковалентной (полярной,   неполярной),   ионной,   металлической,   водородной   –   с   целью   определения химической активности веществ; –   устанавливать   генетическую   связь   между   классами   органических   веществ   для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения; – устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний. Выпускник на углубленном уровне научится: –   раскрывать   на   примерах   роль   химии   в   формировании   современной   научной картины   мира   и   в   практической   деятельности   человека,   взаимосвязь   между   химией   и другими естественными науками; – иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития; – устанавливать причинно­следственные связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением химических элементов в периодической системе; –   анализировать   состав,   строение   и   свойства   веществ,   применяя   положения основных   химических   теорий:   химического   строения   органических   соединений   А.М. Бутлерова, строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований; устанавливать причинно­следственные связи между свойствами вещества и его составом и строением; – применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению; –   составлять   молекулярные   и   структурные   формулы   неорганических   и органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений; –   объяснять   природу   и   способы   образования   химической   связи:   ковалентной (полярной,   неполярной),   ионной,   металлической,   водородной   –   с   целью   определения химической активности веществ;  – характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки; –   характеризовать   закономерности   в   изменении   химических   свойств   простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов; – приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства   неорганических   и   органических   веществ   изученных   классов   с   целью   их идентификации и объяснения области применения; – определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и активности реагентов; – устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от характера  взаимного влияния  атомов в молекулах с  целью прогнозирования  продуктов реакции; –   устанавливать   зависимость   скорости   химической   реакции   и   смещения химического   равновесия   от   различных   факторов   с   целью   определения   оптимальных условий протекания химических процессов; –   устанавливать   генетическую   связь   между   классами   неорганических   и органических   веществ   для   обоснования   принципиальной   возможности   получения неорганических и органических соединений заданного состава и строения; –   подбирать   реагенты,   условия   и   определять   продукты   реакций,   позволяющих реализовать   лабораторные   и   промышленные   способы   получения   важнейших неорганических и органических веществ; –   определять   характер   среды   в   результате   гидролиза   неорганических   и органических   веществ   и   приводить   примеры   гидролиза   веществ   в   повседневной   жизни человека, биологических обменных процессах и промышленности; –   приводить   примеры   окислительно­восстановительных   реакций   в   природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов; –   обосновывать   практическое   использование   неорганических   и   органических веществ и их реакций в промышленности и быту; –   выполнять   химический   эксперимент   по   распознаванию   и   получению неорганических и органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием; –   проводить   расчеты   на   основе   химических   формул   и   уравнений   реакций: нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; расчеты массовой доли   (массы)   химического   соединения   в   смеси;   расчеты   массы   (объема,   количества вещества)   продуктов   реакции,   если   одно   из   веществ   дано   в   избытке   (имеет   примеси); расчеты   массовой   или   объемной   доли   выхода   продукта   реакции   от   теоретически возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; –   использовать   методы   научного   познания:   анализ,   синтез,   моделирование химических   процессов   и   явлений   –   при   решении   учебно­исследовательских   задач   по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ; –  владеть правилами  безопасного обращения  с  едкими,  горючими  и  токсичными веществами, средствами бытовой химии; – осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ; –   критически   оценивать   и   интерпретировать   химическую   информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно­ популярных статьях с точки зрения естественно­научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции; – устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний; – представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективных   направлений   развития   химических   технологий,   в   том   числе   технологий современных   материалов   с   различной   функциональностью,   возобновляемых   источников сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов. Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: –   формулировать   цель   исследования,   выдвигать   и   проверять   экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций; –   самостоятельно   планировать   и   проводить   химические   эксперименты   с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; – интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных физико­химических методов;  –   описывать   состояние   электрона   в   атоме   на   основе   современных   квантово­ механических представлений о строении атома для объяснения результатов спектрального анализа веществ; –   характеризовать   роль   азотосодержащих   гетероциклических   соединений   и нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ; –   прогнозировать   возможность   протекания   окислительно­восстановительных реакций, лежащих в основе природных и производственных процессов. Содержание учебного предмета «Химия» В системе естественно­научного образования химия как учебный предмет занимает важное   место   в   познании   законов   природы,   формировании   научной   картины   мира, химической   грамотности,   необходимой   для   повседневной   жизни,   навыков   здорового   и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формировании собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.  Успешность   изучения   учебного   предмета   связана   с   овладением   основными понятиями   химии,   научными   фактами,   законами,   теориями,   применением   полученных знаний при решении практических задач. В соответствии с ФГОС СОО химия может изучаться на базовом и углубленном уровнях. Изучение   химии   на   базовом   уровне   ориентировано   на   обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. Содержание   базового   курса   позволяет   раскрыть   ведущие   идеи   и   отдельные положения,   важные   в   познавательном   и   мировоззренческом   отношении:   зависимость свойств   веществ   от   состава   и   строения;   обусловленность   применения   веществ   их свойствами;   материальное   единство   неорганических   и   органических   веществ; возрастающая роль химии в создании новых лекарств и материалов, в экономии сырья, охране окружающей среды. Изучение   химии   на   углубленном   уровне   предполагает   полное   освоение   базового курса и включает расширение предметных результатов и содержания, ориентированное на подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом,   освоения   основ   наук,   систематических   знаний;   умение   применять   полученные знания   для   решения   практических   и   учебно­исследовательских   задач   в   измененной, нестандартной   ситуации;   умение   систематизировать   и   обобщать   полученные   знания. Изучение   предмета   на   углубленном   уровне   позволяет   сформировать   у   обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с получением, применением и переработкой веществ. Изучение   предмета   «Химия»   в   части   формирования   у   обучающихся   научного мировоззрения,   освоения   общенаучных   методов   познания,   а   также   практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук. Базовый уровень Теоретические основы химии Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные   состояния   атомов.   Классификация   химических   элементов   (s­,   p­,   d­ элементы).   Особенности   строения   энергетических   уровней   атомов   d­элементов. Периодическая   система   химических   элементов   Д.И.   Менделеева.   Физический   смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств элементов и их  соединений по периодам и  группам. Электронная  природа  химической связи.   Электроотрицательность.   Виды   химической   связи   (ковалентная,   ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования. Строение вещества. Причины многообразия веществ. Полимеры. Газообразные вещества (водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен). Жидкие, твердые вещества. Дисперсные системы. Химические реакции. Гомогенные   и   гетерогенные   реакции.   Скорость   реакции,   ее   зависимость   от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры,   площади   реакционной   поверхности,   наличия   катализатора.   Роль катализаторов   в   природе   и   промышленном   производстве.   Обратимость   реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов   или   продуктов   реакции,   давление,   температура)   для   создания   оптимальных условий   протекания   химических   процессов.   Реакции   в   растворах   электролитов.   рH раствора   как   показатель   кислотности   среды.   Гидролиз   солей.   Значение   гидролиза   в биологических обменных процессах. Окислительно­восстановительные реакции в природе, производственных   процессах   и   жизнедеятельности   организмов.   Окислительно­ восстановительные свойства простых веществ – металлов главных и побочных подгрупп (медь,   железо)   и   неметаллов:   водорода,   кислорода,   галогенов,   серы,   азота,   фосфора, углерода,   кремния.   Коррозия   металлов:   виды   коррозии,   способы   защиты   металлов   от коррозии.  Химия и жизнь Научные   методы   познания   в   химии.   Источники   химической   информации.   Поиск информации   по   названиям,   идентификаторам,   структурным   формулам.   Моделирование химических   процессов   и   явлений,   химический   анализ   и   синтез   как   методы   научного познания. Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы,   связанные   с   применением   лекарственных   препаратов.   Вредные   привычки   и факторы,   разрушающие   здоровье   (курение,   употребление   алкоголя,   наркомания). Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защиты растений. Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной   газы,   их   состав   и   использование.   Состав   нефти   и   ее   переработка. Нефтепродукты.   Октановое   число   бензина.   Охрана   окружающей   среды   при нефтепереработке   и   транспортировке   нефтепродуктов.   Альтернативные   источники энергии. Химия   в   строительстве.   Цемент.   Бетон.   Подбор   оптимальных   строительных материалов в практической деятельности человека. Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения. Углубленный уровень Основы органической химии Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место   и   значение   органической   химии   в   системе   естественных   наук.   Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Химическое   строение   как   порядок   соединения   атомов   в   молекуле   согласно   их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость  свойств  веществ   от  химического   строения  молекул.  Изомерия  и   изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Международная   номенклатура   и   принципы   образования   названий   органических соединений. Классификация   и   особенности   органических   реакций.   Реакционные   центры. Первоначальные понятия о типах и механизмах органических реакций. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи. Свободнорадикальный и ионный механизмы реакции. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Алканы.   Электронное   и   пространственное   строение   молекулы   метана.   sp3­ гибридизация орбиталей атомов углерода. Гомологический ряд и общая формула алканов. Систематическая   номенклатура   алканов   и   радикалов.   Изомерия   углеродного   скелета. Физические   свойства   алканов.   Закономерности   изменения   физических   свойств. Химические свойства алканов: галогенирование, дегидрирование, термическое разложение, крекинг как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение алканов как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Изомеризация как способ получения высокосортного бензина. Механизм реакции свободнорадикального замещения.   Получение   алканов.   Реакция   Вюрца.   Нахождение   в   природе   и   применение алканов. Циклоалканы.   Строение   молекул   циклоалканов.   Общая   формула   циклоалканов. Номенклатура   циклоалканов.   углеродного   скелета, межклассовая, пространственная (цис­транс­изомерия). Специфика свойств циклоалканов с малым размером цикла. Реакции присоединения и радикального замещения.   Изомерия   циклоалканов: Алкены.   Электронное   и   пространственное   строение   молекулы   этилена.   sp2­ гибридизация   орбиталей   атомов   углерода.   s­   и   p­связи.   Гомологический   ряд   и   общая формула   алкенов.   Номенклатура   алкенов.   Изомерия   алкенов:   углеродного   скелета, положения   кратной   связи,   пространственная   (цис­транс­изомерия),   межклассовая. Физические   свойства   алкенов.   Реакции   электрофильного   присоединения   как   способ получения   функциональных   производных   углеводородов.   Правило   Марковникова,   его электронное   обоснование.   Реакции   окисления   и   полимеризации.   Полиэтилен   как крупнотоннажный   продукт   химического   производства.   Промышленные   и   лабораторные способы получения алкенов. Правило Зайцева. Применение алкенов. Алкадиены.   Классификация   алкадиенов   по   взаимному   расположению   кратных связей в молекуле. Особенности электронного и пространственного строения сопряженных алкадиенов.   Общая   формула   алкадиенов.   Номенклатура   и   изомерия   алкадиенов. Физические   свойства   алкадиенов.   Химические   свойства   алкадиенов:   реакции присоединения   (гидрирование,   галогенирование),   горения   и   полимеризации.   Вклад   С.В. Лебедева   в   получение   синтетического   каучука.   Вулканизация   каучука.   Резина. Многообразие   видов   синтетических   каучуков,   их   свойства   и   применение.   Получение алкадиенов. Алкины.   Электронное   и   пространственное   строение   молекулы   ацетилена.   sp¬­ гибридизация орбиталей атомов углерода. Гомологический ряд и общая формула алкинов. Номенклатура. Изомерия: углеродного скелета, положения кратной связи, межклассовая. Физические свойства алкинов. Химические свойства алкинов: реакции присоединения как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Реакции замещения. Горение ацетилена   как   источник   высокотемпературного   пламени   для   сварки   и   резки   металлов. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным методом. Применение ацетилена. Арены. История открытия бензола. Современные представления об электронном и пространственном строении бензола. Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Общая формула   аренов.   Физические   свойства   бензола.   Химические   свойства   бензола:   реакции электрофильного   замещения   (нитрование,   галогенирование)   как   способ   получения химических средств защиты растений; присоединения (гидрирование, галогенирование) как доказательство   непредельного  характера   бензола.   Реакция   горения.  Получение   бензола. Особенности химических свойств толуола. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Ориентационные эффекты заместителей. Применение гомологов бензола. Спирты.   Классификация,   номенклатура   спиртов.   Гомологический   ряд   и   общая формула предельных одноатомных спиртов. Изомерия. Физические свойства предельных одноатомных спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства   спиртов.   Химические   свойства:   взаимодействие   с   натрием   как   способ установления   наличия   гидроксогруппы,   с   галогеноводородами   как   способ   получения растворителей, внутри­ и межмолекулярная дегидратация. Реакция горения: спирты как топливо. Получение этанола: реакция брожения глюкозы, гидратация этилена. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль   и   глицерин   как   представители   предельных   многоатомных   спиртов. Качественная   реакция   на   многоатомные   спирты   и   ее   применение   для   распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина. Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Физические   свойства   фенола.   Химические   свойства   (реакции   с   натрием,   гидроксидом натрия, бромом). Получение фенола. Применение фенола. Альдегиды и кетоны. Классификация альдегидов и кетонов. Строение предельных альдегидов.   Электронное   и   пространственное   строение   карбонильной   группы. Гомологический ряд, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Физические   свойства   предельных   альдегидов.   Химические   свойства   предельных альдегидов:   гидрирование;   качественные   реакции   на   карбонильную   группу   (реакция «серебряного зеркала»,  взаимодействие с гидроксидом  меди  (II)) и их  применение  для обнаружения   предельных   альдегидов   в   промышленных   сточных   водах.   Получение предельных   альдегидов:   окисление   спиртов,   гидратация   ацетилена   (реакция   Кучерова). Токсичность   альдегидов.   Применение   формальдегида   и   ацетальдегида.   Ацетон   как представитель   кетонов.   Строение   молекулы   ацетона.   Особенности   реакции   окисления ацетона. Применение ацетона. Карбоновые   кислоты.   Классификация   и   номенклатура   карбоновых   кислот. Строение предельных одноосновных карбоновых кислот. Электронное и пространственное строение   карбоксильной   группы.   Гомологический   ряд   и   общая   формула   предельных одноосновных   карбоновых   кислот.   Физические   свойства   предельных   одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот (реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями) как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации и ее обратимость. Влияние заместителей   в   углеводородном   радикале   на   силу   карбоновых   кислот.   Особенности химических   свойств   муравьиной   кислоты.   Получение   предельных   одноосновных карбоновых   кислот:   окисление   алканов,   алкенов,   первичных   спиртов,   альдегидов. Важнейшие представители карбоновых кислот: муравьиная, уксусная и бензойная. Высшие предельные и непредельные карбоновые кислоты. Оптическая изомерия. Асимметрический атом углерода. Применение карбоновых кислот. Сложные эфиры и жиры. Строение и номенклатура сложных эфиров. Межклассовая изомерия с карбоновыми кислотами. Способы получения сложных эфиров. Обратимость реакции   этерификации.   Применение   сложных   эфиров   в   пищевой   и   парфюмерной промышленности.   Жиры   как   сложные   эфиры   глицерина   и   высших   карбоновых   кислот. Растительные   и   животные   жиры,   их   состав.   Физические   свойства   жиров.   Химические свойства   жиров:   гидрирование,   окисление.   Гидролиз   или   омыление   жиров   как   способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Применение жиров. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла. Углеводы. Классификация углеводов. Физические свойства и нахождение углеводов в   природе.   Глюкоза   как   альдегидоспирт.   Химические   свойства   глюкозы:   ацилирование, алкилирование, спиртовое и молочнокислое брожение. Экспериментальные доказательства наличия  альдегидной  и  спиртовых  групп в  глюкозе.  Получение  глюкозы.  Фруктоза  как изомер   глюкозы.   Рибоза   и   дезоксирибоза.   Важнейшие   дисахариды   (сахароза,   лактоза, мальтоза),   их   строение   и   физические   свойства.   Гидролиз   сахарозы,   лактозы,   мальтозы. Крахмал   и   целлюлоза   как   биологические   полимеры.   Химические   свойства   крахмала (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания).  Химические свойства целлюлозы: гидролиз, образование сложных эфиров. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов – источник   энергии   живых   организмов.   Понятие   об   искусственных   волокнах   на   примере ацетатного волокна.  Идентификация   органических   соединений.   Генетическая   связь   между   классами органических соединений. Амины. Первичные, вторичные, третичные амины. Классификация аминов по типу углеводородного   радикала   и   числу   аминогрупп   в   молекуле.   Электронное   и пространственное строение предельных аминов. Физические свойства аминов. Амины как органические   основания:   реакции   с   водой,   кислотами.   Реакция   горения.   Анилин   как представитель ароматических аминов. Строение анилина. Причины ослабления основных свойств анилина в сравнении с аминами предельного ряда. Химические свойства анилина: взаимодействие   с   кислотами,   бромной   водой,   окисление.   Получение   аминов алкилированием аммиака и восстановлением нитропроизводных углеводородов. Реакция Зинина. Применение аминов в фармацевтической промышленности. Анилин как сырье для производства анилиновых красителей. Синтезы на основе анилина. Аминокислоты   и   белки.   Состав   и   номенклатура.   Строение   аминокислот. Гомологический   ряд   предельных   аминокислот.   Изомерия   предельных   аминокислот. Физические   свойства   предельных   аминокислот.   Аминокислоты   как   амфотерные органические соединения. Синтез пептидов. Пептидная связь. Биологическое значение ?­ аминокислот.   Области   применения   аминокислот.   Белки   как   природные   биополимеры. Состав   и   строение   белков.   Основные   аминокислоты,   образующие   белки.   Химические свойства   белков:   гидролиз,   денатурация,   качественные   (цветные)   реакции   на   белки. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Достижения в изучении строения и синтеза белков. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиррол и пиридин: электронное строение, ароматический характер, различие в проявлении основных свойств. Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Строение нуклеотидов. Состав нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов.   полимер,   мономер,   структурное   звено, Высокомолекулярные   соединения.   Основные   понятия   высокомолекулярных соединений:   степень   полимеризации. Классификация   полимеров.   Основные   способы   получения   высокомолекулярных соединений: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение и структура полимеров. Зависимость   свойств   полимеров   от   строения   молекул.   Термопластичные   и термореактивные   полимеры.   Проводящие   органические   полимеры.   Композитные материалы.   Перспективы   использования   композитных   материалов.   Классификация волокон.   Синтетические   волокна.   Полиэфирные   и   полиамидные   волокна,   их   строение, свойства.   Практическое   использование   волокон.   Синтетические   пленки:   изоляция   для проводов, мембраны для опреснения воды, защитные пленки для автомобилей, пластыри, хирургические повязки. Новые технологии дальнейшего совершенствования полимерных материалов. Теоретические основы химии Строение   вещества.   Современная   модель   строения   атома.   Дуализм   электрона. Квантовые числа. Распределение электронов по энергетическим уровням в соответствии с принципом   наименьшей   энергии,   правилом   Хунда   и   принципом   Паули.   Особенности строения энергетических уровней атомов d­элементов. Электронная конфигурация атома. Классификация   химических   элементов   (s­,   p­,   d­элементы).   Основное   и   возбужденные состояния атомов. Валентные электроны. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов. Электронная   природа   химической   связи.   Электроотрицательность.   Ковалентная связь,   ее   разновидности   и   механизмы   образования   (обменный   и   донорно­акцепторный). Ионная   связь.   Межмолекулярные взаимодействия.    Металлическая   связь.   Водородная   связь. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. Жидкие кристаллы. Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость   от   различных   факторов:   природы   реагирующих   веществ,   концентрации реагирующих   веществ,   температуры   (правило   Вант­Гоффа),   площади   реакционной поверхности,   наличия   катализатора.   Энергия   активации.   Активированный   комплекс. Катализаторы и катализ. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него. Тепловые   эффекты   химических   реакций.   Термохимические   уравнения.   Обратимость реакций.   Химическое   равновесие.   Смещение   химического   равновесия   под   действием различных   факторов:   концентрации   реагентов   или   продуктов   реакции,   давления, температуры. Роль смещения равновесия в технологических процессах. Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как физико­химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного   вещества,   молярная   и   моляльная   концентрации.   Титр   раствора   и титрование. Реакции   в   растворах   электролитов.   Качественные   реакции   на   ионы   в   растворе. Кислотно­основные   взаимодействия   в   растворах.   Амфотерность.   Ионное   произведение воды.   Водородный   показатель   (pH)   раствора.   Гидролиз   солей.   Значение   гидролиза   в биологических обменных процессах. Применение гидролиза в промышленности. Окислительно­восстановительные реакции в природе, производственных процессах и   жизнедеятельности   организмов.   Окислительно­восстановительный   потенциал   среды. Диаграмма   Пурбэ.   Поведение   веществ   в   средах   с   разным   значением   pH.   Методы электронного   и   электронно­ионного   баланса.   Гальванический   элемент.   Химические источники тока. Стандартный водородный электрод. Стандартный электродный потенциал системы.   Ряд   стандартных   электродных   потенциалов.   Направление   окислительно­ восстановительных   реакций.   Электролиз   растворов   и   расплавов   солей.   Практическое применение   электролиза   для   получения   щелочных,   щелочноземельных   металлов   и алюминия. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии.  Основы неорганической химии Общая   характеристика   элементов   IА–IIIA­групп.   Оксиды   и   пероксиды   натрия   и калия. Распознавание катионов натрия и калия. Соли натрия, калия, кальция и магния, их значение   в   природе   и   жизни   человека.   Жесткость   воды   и   способы   ее   устранения. Комплексные соединения алюминия. Алюмосиликаты. Металлы   IB–VIIB­групп   (медь,   цинк,   хром,   марганец).   Особенности   строения атомов. Общие физические и химические свойства. Получение и применение. Оксиды и гидроксиды   этих   металлов,   зависимость   их   свойств   от   степени   окисления   элемента. Важнейшие   соли.   Окислительные   свойства   солей   хрома   и   марганца   в   высшей   степени окисления. Комплексные соединения хрома. Общая характеристика элементов IVА­группы. Свойства, получение и применение угля.   Синтез­газ   как   основа   современной   промышленности.   Активированный   уголь   как адсорбент.   Наноструктуры.   Мировые   достижения   в   области   создания   наноматериалов. Электронное строение молекулы угарного газа. Получение и применение угарного газа. Биологическое действие угарного газа. Карбиды кальция, алюминия и железа. Карбонаты и гидрокарбонаты. Круговорот углерода в живой и неживой природе. Качественная реакция на карбонат­ион. Физические и химические свойства кремния. Силаны и силициды. Оксид кремния (IV). Кремниевые кислоты и  их соли. Силикатные  минералы – основа  земной коры. Общая характеристика элементов VА­группы. Нитриды. Качественная реакция на ион аммония. Азотная  кислота как окислитель. Нитраты, их физические и химические свойства, применение. Свойства, получение и применение фосфора. Фосфин. Фосфорные и полифосфорные кислоты. Биологическая роль фосфатов. Общая   характеристика   элементов   VIА­группы.   Особые   свойства концентрированной   серной   кислоты.   Качественные   реакции   на   сульфид­,   сульфит­,   и сульфат­ионы. Общая   характеристика   элементов   VIIА­группы.   Особенности   химии   фтора. Галогеноводороды и их получение. Галогеноводородные кислоты и их соли. Качественные реакции   на   галогенид­ионы.   Кислородсодержащие   соединения   хлора.   Применение галогенов и их важнейших соединений. Благородные газы. Применение благородных газов. Закономерности   в   изменении   свойств   простых   веществ,   водородных   соединений, высших оксидов и гидроксидов. Идентификация неорганических веществ и ионов. Химия и жизнь Научные   методы   познания   в   химии.   Источники   химической   информации.   Поиск информации   по   названиям,   идентификаторам,   структурным   формулам.   Химический анализ,   синтез,   моделирование   химических   процессов   и   явлений   как   методы   научного познания.   Математическое   моделирование   пространственного   строения   молекул органических веществ. Современные физико­химические методы установления состава и структуры веществ. Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы,   связанные   с   применением   лекарственных   препаратов.   Вредные   привычки   и факторы,   разрушающие   здоровье   (курение,   употребление   алкоголя,   наркомания). Рациональное питание.  Химия в медицине. Разработка лекарств. Химические сенсоры. Химия   в   повседневной   жизни.   Моющие   и   чистящие   средства.   Средства   личной гигиены   и   косметики.   Правила   безопасной   работы   с   едкими,   горючими   и   токсичными веществами, средствами бытовой химии.  Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защиты растений. Химия   в   промышленности.   Общие   представления   о   промышленных   способах получения   химических   веществ   (на   примере   производства   аммиака,   серной   кислоты). Промышленная органическая химия. Сырье для органической промышленности. Проблема отходов и побочных продуктов. Наиболее крупнотоннажные производства органических соединений. Черная и цветная металлургия. Стекло и силикатная промышленность. Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной   газы,   их   состав   и   использование.   Состав   нефти   и   ее   переработка. Нефтепродукты.   Октановое   число   бензина.   Охрана   окружающей   среды   при нефтепереработке   и   транспортировке   нефтепродуктов.   Альтернативные   источники энергии. Химия   в   строительстве.   Цемент.   Бетон.   Подбор   оптимальных   строительных материалов в практической деятельности человека. Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.       Типы расчетных задач:  Нахождение   молекулярной   формулы   органического   вещества   по   его плотности   и   массовым   долям   элементов,   входящих   в   его   состав,   или   по   продуктам сгорания. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчеты   массовой   или   объемной   доли   выхода   продукта   реакции   от теоретически возможного. Расчеты теплового эффекта реакции. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Примерные темы практических работ (на выбор учителя): 1. Качественное   определение   углерода,   водорода   и   хлора   в   органических веществах. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Конструирование шаростержневых моделей молекул органических веществ. Распознавание пластмасс и волокон. Получение искусственного шелка. Решение экспериментальных задач на получение органических веществ. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ. Идентификация неорганических соединений. Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».  Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».   Решение   экспериментальных   задач   по   теме   «Генетическая   связь   между классами неорганических соединений». 12.   Решение   экспериментальных   задач   по   теме   «Генетическая   связь   между классами органических соединений». 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. реакции. 26. титрования.  Получение этилена и изучение его свойств.  Получение ацетона  Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств.  Гидролиз жиров.  Изготовление мыла ручной работы. Исследование свойств белков. Свойства одноатомных и многоатомных спиртов.  Химические свойства альдегидов.  Синтез сложного эфира.  Гидролиз углеводов.  Устранение временной жесткости воды.  Идентификация неорганических веществ и ионов.   Исследование   влияния   различных   факторов   на   скорость   химической   Определение   концентрации   раствора   аскорбиновой   кислоты   методом Тематическое планирование Распределение часов по разделам курса (базовый уровень) Название раздела программы Основы органической химии Теоретические основы химии Химия и жизнь  Итого  11 класс ­ 32 2 34 Тематическое планирование Распределение часов по разделам курса (углубленный уровень) Название раздела программы Основы органической химии Теоретические основы химии Основы неорганической химии Химия и жизнь Итого  10 класс 11 класс 92 19 21 7 136 ­ 102 рабочей Раздел   программы Теоретические   основы химии Календарно­тематическое планирование 11 класс (базовый уровень) Тема урока   природа     p­, химической   Строение   вещества.   Современная   модель   строения атома Электронная   конфигурация   атома.   Основное   и возбужденные   состояния   атомов.   Классификация химических   элементов   (s­,   d­элементы). Особенности   строения   энергетических   уровней атомов d­элементов Периодическая   система   химических   элементов   Д.И. Менделеева.   Физический   смысл   Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения   свойств   элементов   и   их   соединений   по периодам и группам Электронная связи. Электроотрицательность. Решение расчетных задач по теме   «Расчеты   массовой   доли   (массы)   химического соединения в смеси» Виды химической связи (ковалентная) и механизмы ее образования.   Решение   расчетных   задач   по   теме «Расчеты   объема,   количества   вещества)   продуктов реакции» Виды   химической   связи   (ионная)   и   механизмы   ее образования.   Решение   расчетных   задач   по   теме «Расчеты   массовой   или   объемной   доли   выхода продукта реакции от теоретически возможного» Виды химической связи (металлическая) и механизмы ее   образования. Решение   расчетных   задач   по   теме «Расчеты   массовой   или   объемной   доли   выхода продукта реакции от теоретически возможного» Виды химической связи (водородная) и механизмы ее образования. Решение   расчетных   задач   по   теме «Расчеты   массы   (объема,   количества   вещества) продуктов реакции» Кристаллические   и   аморфные   вещества.   Типы кристаллических   решеток   (атомная,   молекулярная, ионная,   металлическая).   Зависимость   физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ  Диагностическая   контрольная   работа   по   теме «Периодическая   система   химических   элементов Д.И. Менделеева. Виды химических связей» Строение вещества. Газообразные вещества Решение расчетных задач по теме «Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях» Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов» Номер урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 16 17 18 20 13 14 15   наличия   катализатора. Жидкие, твердые вещества Дисперсные системы. Состав вещества Обобщение   и   систематизация   знаний   по   теме «Строение вещества» Контрольная   работа   №   2   по   теме   «Строение вещества» Химические   реакции.   Гомогенные   и   гетерогенные реакции Скорость   реакции,   ее   зависимость   от   различных факторов:   природы   реагирующих   веществ, концентрации реагирующих веществ Скорость   реакции,   ее   зависимость   от   различных   площади   реакционной факторов:   температуры, поверхности,   Решение расчетных   задач   по   теме   «Расчеты   массы   (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ   дано   в   виде   раствора   с   определенной массовой долей растворенного вещества» Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение   под   действием   различных   факторов (концентрация   реагентов   или   продуктов   реакции, давление,   температура)   для   создания   оптимальных условий протекания химических процессов. Практическая работа №2 по теме «Исследование влияния   различных   факторов   на   скорость химической реакции» Дисперсные   системы.   Понятие   о   коллоидах   (золи, гели).   Истинные   растворы.   Реакции   в   растворах электролитов.   рH   раствора   как   показатель кислотности среды Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных   процессах.   Решение   расчетных   задач   по теме «Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного» Окислительно­восстановительные реакции в природе, производственных   процессах   и   жизнедеятельности организмов. Окислительно­восстановительные свойства   простых   веществ   –   металлов   главных   и побочных подгрупп (медь, железо) Окислительно­восстановительные   свойства   простых веществ   –   неметаллов:   водорода,   кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. Практическая   работа   №3   по   теме   Решение экспериментальных задач по теме «Металлы». Практическая   работа   №4   по   теме   «Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы» Электролиз   растворов   и   расплавов.   Применение 29 27 28 21 22 25 26   19 23 24 электролиза в промышленности. Генетическая связь между классами веществ.  Практическая   работа   №4   по   теме   «Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений» Обобщение   и   систематизация   знаний   по   теме «Химические реакции» и «Вещества и их свойства» Контрольная   работа   №3   по   теме   «Химические реакции» и «Вещества и их свойства» Урок­конференция по теме «Химия и жизнь» Урок­конференция по теме «Химия и жизнь» 30 31 32 33 34 Химия и жизнь Раздел программы Основы   химии Календарно­тематическое планирование 10 класс (углубленный уровень) рабочей Тема урока  органической Появление   и   развитие   органической   химии   как науки.   Предмет   органической   химии.   Место   и значение   органической   химии   в   системе естественных   наук.   Взаимосвязь   неорганических   и органических веществ Химическое   строение   как   порядок   соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.  Решение расчетных   задач   по   теме   «Расчеты   объемных отношений газов при химических реакциях» Углеродный   скелет   органической   молекулы. Кратность   химической   связи.   Зависимость   свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия   (структурная   и   пространственная)   и изомеры.  Решение   расчетных   задач   по   теме   «Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его   плотности   и   массовым   долям   элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания» Понятие   о   функциональной   группе.   Принципы классификации органических соединений. Международная   номенклатура   и   принципы образования названий органических соединений. Классификация   и   особенности   органических реакций. Реакционные центры. Первоначальные   понятия   о   типах   и   механизмах органических   реакций.   Гомолитический   и гетеролитический   разрыв   ковалентной   химической связи. Свободнорадикальный и ионный механизмы реакции Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Обобщение   и   систематизация   знаний   по   теме «Основные   понятия   органической   химии». Диагностическая контрольная работа Алканы. Электронное и пространственное строение молекулы   метана.   sp3­гибридизация   орбиталей атомов   углерода.   Гомологический   ряд   и   общая формула   алканов.   Систематическая   номенклатура алканов и радикалов. Изомерия углеродного скелета. Физические   свойства   алканов.   Закономерности изменения физических свойств. Химические   свойства   алканов:   галогенирование, дегидрирование,   термическое   разложение,   крекинг Номер урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 как   способы   получения   важнейших   соединений   в органическом синтезе. Горение алканов как один из основных   источников   тепла   в   промышленности   и быту Изомеризация как способ получения высокосортного бензина.   Механизм   реакции   свободнорадикального замещения.   Получение   алканов.   Реакция   Вюрца. Нахождение в природе и применение алканов Решение   расчетных   задач   по   теме   «Расчеты объемных   отношений   газов   при   химических реакциях» Практическая работа №1 по теме «Качественное определение   углерода,   водорода   в   органических веществах» Циклоалканы.   Строение   молекул   циклоалканов. Общая   формула   циклоалканов.   Номенклатура циклоалканов. Изомерия циклоалканов: углеродного скелета,   межклассовая,   пространственная   (цис­ транс­изомерия) Специфика свойств циклоалканов с малым размером цикла.   Реакции   присоединения   и   радикального замещения Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы   этилена.   sp2­гибридизация   орбиталей атомов углерода. ­ и ­связи. Гомологический ряд и общая   формула   алкенов.   Номенклатура   алкенов. Изомерия алкенов: углеродного скелета, положения кратной   связи,   пространственная   (цис­транс­ изомерия),   межклассовая.   Физические   свойства алкенов Реакции электрофильного присоединения как способ получения производных углеводородов.   его электронное   обоснование.   Реакции   окисления   и полимеризации Решение расчетных задач по теме «Расчеты массовой доли (массы) органического соединения в смеси» Полиэтилен   как   крупнотоннажный   продукт химического   производства.   Промышленные   и лабораторные способы получения алкенов. Правило Зайцева. Применение алкенов. Практическая   работа   №2   по   теме   «Получение этилена и изучение его свойств» Алкадиены.   Классификация   алкадиенов   по взаимному   расположению   кратных   связей   в электронного   и молекуле. пространственного сопряженных алкадиенов.   Общая   формула   алкадиенов. Номенклатура и изомерия алкадиенов.   Правило   Марковникова,   функциональных   Особенности       строения   16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 как       свойства   алкинов: ацетилена   галогенирование), Физические   свойства   алкадиенов.   Химические свойства   алкадиенов:   реакции   присоединения (гидрирование,   горения   и полимеризации.   Вклад   С.В.   Лебедева   в   получение синтетического каучука. Вулканизация каучука. Резина. Многообразие видов синтетических каучуков, их свойства и применение. Получение алкадиенов. Решение расчетных задач по теме «Расчеты массовой или   объемной   доли   выхода   продукта   реакции   от теоретически возможного» Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы   ацетилена.   sp­гибридизация   орбиталей атомов   углерода.   Гомологический   ряд   и   общая формула алкинов. Номенклатура Изомерия: углеродного скелета, положения кратной связи, межклассовая. Физические свойства алкинов Химические   реакции присоединения  как способ  получения  полимеров  и других полезных продуктов. Реакции замещения. Горение источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным методом. Применение ацетилена. Решение задач и выполнение упражнений по темам: «Алканы»; «Алкены»; «Алкины» Практическая   работа   №3   по   теме «Конструирование   шаростержневых   моделей молекул органических веществ» Арены.   История   открытия   бензола.   Современные представления об электронном и пространственном строении   бензола.   Изомерия   и   номенклатура гомологов бензола. Общая формула аренов Физические свойства бензола. Химические свойства бензола:   реакции   электрофильного   замещения (нитрование, галогенирование) как способ получения химических растений; присоединения (гидрирование, галогенирование) как доказательство непредельного характера бензола. Реакция   горения.   Получение   бензола.   Особенности химических   свойств   толуола.   Взаимное   влияние атомов   в   молекуле   толуола.   Ориентационные эффекты   заместителей.   Применение   гомологов бензола. Решение   задач   и   выполнение   упражнений   по   теме «Арены». Решение   задач   и   выполнение   упражнений   по   теме «Генетическая   связь   между   различными   классами углеводородов» защиты   средств     27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Изомерия.   внутри­ Галогенопроизводные углеводородов Обобщение   и   систематизация   знаний   по   теме «Углеводороды» Контрольная   работа   №   2   по   теме «Углеводороды» Анализ   ошибок   и   коррекция   знаний   по   теме «Углеводороды» Спирты.   Классификация,   номенклатура   спиртов. Гомологический ряд и общая формула предельных одноатомных   спиртов.   Физические свойства   предельных   одноатомных   спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов Химические свойства: взаимодействие с натрием как способ   установления   наличия   гидроксогруппы,   с галогеноводородами   как   способ   получения растворителей,   и   межмолекулярная дегидратация. Реакция горения: спирты как топливо Получение   этанола:   реакция   брожения   глюкозы, гидратация   этилена.   Применение   метанола   и этанола.   Физиологическое   действие   метанола   и этанола на организм человека Этиленгликоль   и   глицерин   как   представители предельных   многоатомных     Л/О «Качественная  реакция на многоатомные спирты и ее   применение   для   распознавания   глицерина   в составе   косметических   средств».   Практическое применение этиленгликоля и глицерина. Практическая   работа   №4   по   теме   «Свойства одноатомных и многоатомных спиртов» Фенол.   Строение   молекулы   фенола.   Взаимное влияние   атомов   в   молекуле   фенола.   Физические свойства фенола Химические   свойства   (реакции   с   натрием, гидроксидом   натрия,   бромом).   Получение   фенола. Применение фенола. Решение   расчетных   задач   по   теме   «Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его   плотности   и   массовым   долям   элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания (спирты, фенолы)» Альдегиды и кетоны. Классификация альдегидов и кетонов.   Строение   предельных   альдегидов. Электронное   и   пространственное   строение карбонильной   группы.   Гомологический   ряд,   общая формула,   номенклатура   и   изомерия   предельных альдегидов Химические   свойства   предельных   альдегидов: гидрирование;   реакции   на   качественные спиртов. 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 кислоты. карбонильную   группу   (реакция   «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II)) и их   применение   для   обнаружения   предельных альдегидов   в   промышленных   сточных   водах. Практическая   работа   №5   по   теме «Качественные реакции на карбонильную группу» Получение   предельных   альдегидов:   окисление спиртов, гидратация ацетилена (реакция Кучерова). Токсичность Применение альдегидов. формальдегида и ацетальдегида Ацетон   как   представитель   кетонов.   Строение молекулы ацетона. Особенности реакции окисления ацетона. Применение ацетона Практическая работа № 6 по теме «Получение ацетона»   Классификация   и Карбоновые номенклатура   карбоновых   кислот.   Строение предельных   одноосновных   карбоновых   кислот. Электронное   и   пространственное   строение карбоксильной группы. Гомологический ряд и общая формула   предельных   одноосновных   карбоновых кислот.   Физические   свойства   предельных одноосновных карбоновых кислот Химические   свойства   предельных   одноосновных карбоновых   кислот   (реакции   с   металлами, основными   оксидами,   основаниями   и   солями)   как подтверждение   сходства   с   неорганическими кислотами. Реакция этерификации и ее обратимость. Влияние заместителей в углеводородном радикале на силу карбоновых кислот Особенности   химических   свойств   муравьиной кислоты.   Получение   предельных   одноосновных карбоновых   кислот:   окисление   алканов,   алкенов, первичных   спиртов,   Важнейшие представители   карбоновых   кислот:   муравьиная, уксусная и бензойная Функциональные   производные   карбоновых   кислот. Решение   задач   и   выполнение   упражнений   по   теме «Карбоновые кислоты» Высшие   предельные   и   непредельные   карбоновые кислоты.   Оптическая   изомерия.   Асимметрический атом   углерода.   Применение   карбоновых   кислот. Решение   задач   и   выполнение   упражнений   по   теме «Карбоновые кислоты» Практическая   работа   №7   по   теме   «Получение уксусной кислоты и  изучение ее свойств» Сложные эфиры и жиры. Строение и номенклатура сложных   эфиров.   Межклассовая   изомерия   с   Способы   получения карбоновыми   кислотами. сложных     реакции   Обратимость   альдегидов. эфиров. 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 гидрирование, этерификации.   Применение   сложных   эфиров   в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры   как   сложные   эфиры   глицерина   и   высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Физические свойства жиров. Химические свойства   жиров:   окисление. Применение жиров Практическая   работа   №8   по   теме   «Гидролиз жиров» Мылá   как   соли   высших   карбоновых   кислот. Гидролиз   или   омыление   жиров   как   способ промышленного   получения   солей   высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла Практическая работа №9 по теме «Изготовление мыла ручной работы» Углеводы.   Классификация   углеводов.   Физические свойства   и   нахождение   углеводов   в   природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: ацилирование, алкилирование, спиртовое и молочнокислое   брожение.   Экспериментальные доказательства   наличия   альдегидной   и   спиртовых групп в глюкозе. Получение глюкозы Фруктоза   как   изомер   глюкозы.   Рибоза   и дезоксирибоза.   Важнейшие   дисахариды   (сахароза, лактоза,   мальтоза),   их   строение   и   физические свойства. Гидролиз сахарозы, лактозы, мальтозы  Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические   свойства   крахмала   (гидролиз, качественная   реакция   с   йодом   на   крахмал   и   ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания).   Химические   свойства   целлюлозы: гидролиз, образование сложных эфиров Применение   и   биологическая   роль   углеводов. Окисление   углеводов   –   источник   энергии   живых организмов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна Практическая   работа   №10   по   теме   «Гидролиз углеводов» Идентификация соединений. Генетическая   связь   между   классами   органических соединений Обобщение   и   систематизация   знаний   по   теме «Кислородсодержащие органические соединения» Контрольная   работа   №3   по   теме «Кислородсодержащие органические соединения» Амины.   Первичные,   вторичные,   третичные   амины. Классификация   аминов   по   типу   углеводородного радикала   и   числу   аминогрупп   в   молекуле. Электронное   и   пространственное   строение     органических 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 Амины   как   реакции   с   водой, предельных аминов Физические   свойства   аминов. органические   основания: кислотами. Реакция горения Анилин   как   представитель   ароматических   аминов. Строение   анилина.   Причины   ослабления   основных свойств анилина в сравнении с аминами предельного ряда. Химические свойства анилина: взаимодействие с кислотами, бромной водой, окисление Получение   аминов   алкилированием   аммиака   и восстановлением  нитропроизводных   углеводородов. Реакция   Зинина.   Применение   аминов   в фармацевтической   промышленности.   Анилин   как сырье   для   производства   анилиновых   красителей. Синтезы на основе анилина Решение   задач   и   выполнение   упражнений   по   теме «Амины» Аминокислоты   и   белки.   Состав   и   номенклатура. Строение   аминокислот.   Гомологический   ряд предельных   аминокислот.   Изомерия   предельных аминокислот.   Физические   свойства   предельных аминокислот.   Аминокислоты   как   амфотерные органические соединения Синтез   пептидов.   Пептидная   связь.   Биологическое значение   ?­аминокислот.   Области   применения аминокислот Белки   как   природные   биополимеры.   Состав   и строение   белков.   Основные   аминокислоты, образующие   белки.   Химические   свойства   белков: гидролиз,   денатурация,   качественные   (цветные) реакции   на   белки.   Превращения   белков   пищи   в организме.   Биологические   функции   белков. Достижения в изучении строения и синтеза белков Семинар «Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиррол и пиридин: электронное   строение,   ароматический   характер, различие   в   проявлении   основных   свойств. Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Строение нуклеотидов.   Состав   нуклеиновых   кислот   (ДНК, РНК). в жизнедеятельности организмов» Практическая   работа   №11   «Идентификация органических соединений» Высокомолекулярные   Основные понятия высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Классификация   полимеров.   Основные   способы получения   высокомолекулярных   соединений: реакции полимеризации и поликонденсации нуклеиновых   соединения. кислот     Роль     по   темам     78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 Теоретические химии   основы   Перспективы   связь. Строение   и   структура   полимеров.   Зависимость свойств   полимеров   от   строения   молекул. Термопластичные   и   термореактивные   полимеры. Проводящие  органические  полимеры.   Композитные материалы. использования композитных материалов  Классификация   волокон.   Синтетические   волокна. Полиэфирные и полиамидные волокна, их строение, свойства.   Практическое   использование   волокон. Синтетические   пленки.   Новые   технологии дальнейшего   совершенствования   полимерных материалов. Практическая   работа   №12   «Распознавание пластмасс и волокон» Обобщение   и   систематизация   знаний   по   теме «Основы органической химии» Практическая   работа   №13   «Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между классами органических соединений» Контрольная   работа   №4   по   теме   «Основы органической химии» Строение   вещества.   Современная   модель   строения атома.   Дуализм   электрона.   Квантовые   числа. Распределение   электронов   по   энергетическим уровням   в   соответствии   с   принципом   наименьшей энергии, правилом Хунда и принципом Паули Особенности   строения   энергетических   уровней атомов   d­элементов.   Электронная   конфигурация атома. Классификация химических элементов (s­, p­, d­элементы).   Основное   и   возбужденные   состояния атомов. Валентные электроны Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.   Физический   смысл   Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения   свойств   элементов   и   их   соединений   по периодам и группам. Мировоззренческое и научное значение   Периодического   закона   Д.И.   Менделеева. Прогнозы   Д.И.   Менделеева.   Открытие   новых химических элементов Электронная   природа связи. Электроотрицательность.   Ковалентная   связь,   ее разновидности и механизмы образования (обменный и   донорно­акцепторный). связь. Металлическая   связь. Межмолекулярные взаимодействия Кристаллические   и   аморфные   вещества.   Типы кристаллических   решеток   (атомная,   молекулярная, ионная,   металлическая).   Зависимость   физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины   многообразия   веществ.   Современные   Ионная     Водородная     химической   88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 представления   о   строении   твердых,   жидких   и газообразных веществ. Жидкие кристаллы Химические   реакции.   Гомогенные   и   гетерогенные реакции.   Скорость   реакции,   ее   зависимость   от различных   факторов:   природы   реагирующих   концентрации   реагирующих   веществ, веществ, температуры   (правило   Вант­Гоффа),   площади реакционной поверхности, наличия катализатора Энергия   активации.   Активированный   комплекс. Катализаторы   и   катализ.   Роль   катализаторов   в природе и промышленном производстве Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него. Тепловые эффекты химических   реакций.   Термохимические   уравнения. Обратимость реакций Химическое   равновесие.   Смещение   химического равновесия   под   действием   различных   факторов: концентрации   реагентов   или   продуктов   реакции, давления, температуры. Роль смещения равновесия в технологических процессах Дисперсные   системы.   Коллоидные   системы. Истинные   растворы.   Растворение   как   физико­   Способы   выражения химический   процесс. концентрации   растворов:   массовая   доля растворенного   вещества,   молярная   и   моляльная концентрации. Титр раствора и титрование Реакции   в   растворах   электролитов.   Качественные реакции на ионы в растворе.  Кислотно­основные   взаимодействия   в   растворах. Амфотерность.   Ионное   произведение   воды. Водородный   показатель   (pH)   раствора.   Гидролиз солей.   Значение   гидролиза   в   биологических обменных   процессах.   Применение   гидролиза   в промышленности в Окислительно­восстановительные   производственных   процессах   и природе, жизнедеятельности   организмов.   Окислительно­ восстановительный   потенциал   среды.   Диаграмма Пурбэ Поведение веществ в средах с разным значением pH. Методы   электронного   и   электронно­ионного баланса.   Гальванический   элемент.   Химические источники тока Стандартный   водородный   электрод.   Стандартный электродный   потенциал   системы.   Ряд   стандартных электродных   Направление окислительно­восстановительных реакций Электролиз   растворов   и   расплавов   солей. Практическое   применение   электролиза   для   реакции     потенциалов. 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 Основы   неорганической химии       цинк, соединения получения щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия.   Коррозия   металлов:   виды   коррозии, способы защиты металлов от коррозии Решение расчетных задач «Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из   веществ   дано   в   избытке   (имеет   примеси)», «Окислительно­восстановительные реакции» Обобщение   и   систематизация   знаний   по   теме «Теоретические основы химии» Контрольная работа  №5 по теме «Теоретические основы химии» Общая   характеристика   элементов   IА–IIIA­групп. Оксиды и пероксиды натрия и калия. Распознавание   катионов   натрия   и   калия.   Соли натрия,   калия,   кальция   и   магния,   их   значение   в природе и жизни человека Жесткость   воды   и   способы   ее   устранения. Комплексные алюминия. Алюмосиликаты Практическая   работа   №14   «Устранение временной жесткости воды»   хром, Металлы   IB–VIIB­групп   (медь, марганец).   Особенности   строения   атомов.   Общие физические   и   химические   свойства.   Получение   и применение.   Оксиды   и   гидроксиды   этих   металлов, зависимость   их   свойств   от   степени   окисления элемента Важнейшие   соли IB–VIIB­групп. Окислительные свойства солей хрома и марганца в высшей   степени   окисления.   Комплексные соединения хрома Общая   характеристика   элементов   IVА­группы. Свойства, получение и применение угля. Синтез­газ как   основа   современной   промышленности. Активированный адсорбент. Наноструктуры.   Мировые   достижения   в   области создания наноматериалов Электронное   строение   молекулы   угарного   газа. Получение   и   применение   угарного   газа. Биологическое   действие   угарного   газа.   Карбиды кальция, алюминия и железа Карбонаты и гидрокарбонаты. Круговорот углерода в живой и неживой природе. Качественная реакция на карбонат­ион. Физические и химические свойства кремния. Силаны и силициды. Оксид кремния (IV). Кремниевые   кислоты   и   их   соли.   Силикатные минералы – основа земной коры Общая   характеристика   элементов   VА­группы. Нитриды.   Качественная   реакция   на   ион   аммония. металлов     уголь   как   110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 соединения Азотная   кислота   как   окислитель.   Нитраты,   их физические и химические свойства, применение Свойства,   получение   и   применение   фосфора. Фосфин.   Фосфорные   и   полифосфорные   кислоты. Биологическая роль фосфатов Общая   характеристика   элементов   VIА­группы. Особые   свойства   концентрированной   серной кислоты.   Качественные   реакции   на   сульфид­, сульфит­, и сульфат­ионы Общая   характеристика   элементов   VIIА­группы. Особенности химии фтора. Галогеноводороды и их получение. Галогеноводородные кислоты и их соли. Качественные   реакции   на   галогенид­ионы. Кислородсодержащие хлора. Применение галогенов и их важнейших соединений Благородные газы. Применение благородных газов Закономерности   в   изменении   свойств   простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов Практическая   работа   №15   «Идентификация неорганических веществ и ионов» Обобщение   и   систематизация   знаний   по   теме «Основы неорганической химии» Контрольная   работа   неорганической химии» Научные   методы   познания   в   химии.   Источники химической   информации.   Поиск   информации   по структурным названиям, формулам. синтез, моделирование химических процессов и явлений как методы   научного   познания.   Математическое моделирование пространственного строения молекул органических   веществ.   Современные   физико­ химические   методы   установления   состава   и структуры веществ Урок­конференция   «Химия   и   здоровье,   химия   в медицине,   химия   в   повседневной   жизни,   химия   в сельском хозяйстве, химия в промышленности» Урок­конференция   «Химия   и   энергетика,   химия   в строительстве, химия и экология» Диагностическая контрольная работа. Итоговый контроль знаний за курс 10  класса Анализ ДКР     Химический     №5   по   теме   «Основы идентификаторам,   Химия и жизнь анализ,   123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочая программа по химии среднего общего образования для обучающихся 10 – 11 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2019