Пояснительная записка.
Хореография-искусство, любимое детьми. Начинать заниматься хореографией лучше с раннего возраста, т.к. занимаясь танцами, формируется правильная походка, красивая осанка. Вырабатывается чувство позы и ракурса, сценического пространства. В раннем возрасте закладывается фундамент классического и народного танца. Русский танец имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а также с особенностями культуры края, где он формировался и развивался. Необходимо широко использовать почти нетронутые сокровища русского народного танца. Для того, чтобы это сделать, прежде всего, надо изучать русскую танцевальную культуру во всём многообразии ее видов, форм и особенностей, установить сходство и различия в танцах разных областей.
Программа является адаптированной, так как в её содержание внесены дополнения и изменения с учётом местных и национальных особенностей.
Большое воспитательное значение имеет проведение танцевальных вечеров, показательных выступлений, конкурсов и смотров с применением словесных и нагляднообразных методов. Эти формы работы являются для кружковцев школой общественного поведения, приучают их красиво, культурно и интересно проводить свой досуг в коллективе, а также участвовать в пропаганде хореографического искусства. В программе запланирована работа по пропаганде здорового образа жизни. Это беседы, круглые столы, экскурсии, лекции. Программой предусмотрены основные показатели танцевальной культуры и эстетического воспитания кружковцев, прошедших пятигодичную систему обучения, музыкальность и выразительность, порядочность и искренность в передаче танцевального образа. Осмысленное отношение к танцу как к художественному произведению, отражающему чувства и мысли, национальную специфику и социальный характер, понимание единства формы и содержания в танце, понимание выразительности отдельных элементов танца и музыки в передаче определённого содержания, эмоциональное восприятие хореографического искусства, способность самостоятельно оценивать хореографическое произведение.
Цель:
• прививать интерес и любовь к искусству танца, возрождать культурные ценности.
Задачи:
• научить полноценно воспринимать произведения танцевального искусства;
• освоить хореографическую азбуку;
• формировать танцевальные способности (музыкально- двигательные и художественно-творческие;
• прививать обучающимся чувство красоты и гармонии;
• формировать в коллективе культуру межличностных отношений и совместной деятельности;
• развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность.
Проживая на курской соловьиной земле в программе предусмотрено изучение быта, традиций, обычаев, праздников и преданий нашей местности.
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего возраста (от 6 до 12 лет) в хореографических коллективах « Карамельки» (старшая и младшая группы). Занятия проводятся по расписанию, по 45 минут (учебный час). Курс обучения рассчитан на 1 год.
Образовательная программа включает в себя теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть каждой темы содержит перечень знаний, которые должны получить дети в процессе обучения (знания по музыкальной грамоте, выразительному языку танца, знания характерных черт и истории танца различных эпох и народов, знания танцевального этикета). В практическую часть входит перечень умений, навыков, упражнений, движений, танцев.
Материал программы подобран с учётом возрастных особенностей участников, их возможностей и интересов.
Дети 12- 18 лет проявляют сознательный интерес к танцам. В этом возрасте формируется мировоззрение, определяются вкусы, складываются идеалы. Поэтому при работе с кружковцами старшей группы внимание уделяется выбору репертуара и манеры исполнения, развитию художественного вкуса и творческих способностей.
В процессе разучивания массовых народных танцев необходимо исполнять выученные композиции грамотно, музыкально, осмысленно, выразительно, сохраняя стиль эпохи и национальный колорит.
Организационная работа ведётся на протяжении всего периода обучения: беседы с детьми о целях и задачах занятий по танцу, о правилах на занятиях по хореографии, о форме одежды для занятий. Организация танцевальной части праздников в учреждениях, районных фестивалях, смотрах, конкурсах.
В первом полугодии первого года обучения особое внимание следует уделить постановке ног, рук и головы в упражнениях у станка и на середине зала, затем изучаются простейшие движения народного и классического танца, а также движения на развитие координации. Координация помогает исполнителю обрести свободу, мягкость, пластичность и больше подчеркнуть характер, настроение, манеру и выразительность движения.
Во втором полугодии составляются несложные танцевальные комбинации из двух- трёх изученных движений.
Основными задачами второго года обучения являются: развитие силы стопы на полупальцах и пальцах, развитие устойчивости, развитие силы ног путём увеличения количества пройденных движений, развитие техники исполнением упражнений в более быстром темпе. Для развития координации ряд упражнений переводят epaulement, сначала исполняя на середине зала. Упражнения en face и в epaulement как у палки, так и на середине, соединяют вместе. Помимо координации, сочетание движений воспитывает танцевальность, поэтому следует разнообразить сочетание движений, т.к. ежедневное повторение одних и тех же сочетаний вырабатывает механичность исполнения. Наряду с этим необходимо повторять движения в чистом виде, проверяя правильность исполнения.
Движения, включенные в программу второго года обучения, изучают сначала в чистом виде. Музыкальное сопровождение урока второго года требует, по сравнению с первым годом, большого разнообразия ритмичного рисунка и общего ускорения темпа.
На третьем году обучения закрепляется освоение хореографической азбуки.
Развивается залог будущей танцевальности - элементов художественной окраски движений, уже намеченных в отдельных упражнениях предыдущих классов.
На четвёртом и пятом году обучения основное внимание уделяется на грамотное исполнение движений, а также умение анализировать возможные ошибки. Приучить к такой вдумчивой, внимательной работе, то есть самоконтролю.
Учебно-тематический план первого года обучения.
Содержание программы первого года обучения 1. Вводное занятие.
Ознакомление детей с тем материалом, который они будут учить в течение учебного года. Рассказывается о тех мероприятиях, которых педагог наметил. Знакомятся с репетиционным залом, станком, репетиционными костюмами. Проводят занятие по технике безопасности.
2. Ритмика. Азбука музыкального движения.
Научить слушать музыку, определять её характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных произведений (весёлый, спокойный, энергичный, торжественный). Знакомство с выразительным значением темпа музыки. Умение выполнять движения в разных темпах. Различать разнообразные динамические оттенки музыки (тихо, громко), в зависимости от этого выполнять движения с различной силой и амплитудой.
3. Элементы классического, народного, бального и эстрадного танцев.
Танцевальные особенности детей следует развивать в равной степени, работая над движениями рук, ног, головы, корпуса. Классический экзерсис способствует технической разработке каждого движения в отдельности, а затем и в их соединении. На первом году проучивание экзерсиса начинается в положение ребенка лицом к палке. Здесь закладывается основное развитие мускулов, эластичности связок. Экзерсис у станка является основой первоначальных движений танца. Постановка корпуса, рук, головы;
позиции ног: l , ll, lll , lV, V , Vl (учить правильному положению рук);
позиции рук: подготовительное положение,l ll lll позиции переводы рук из позиции
в позицию (учить плавному раскрытию рук);
Движение у станка (классический тренаж) разучивают в чистом в виде, темп умеренный.
Demu plie (мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в
в спокойных движениях. Тело подготавливается к более сложным движениям); Battement tendu (активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц);
Battement tendu jete (активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц) ;
Rond de jambe partterr(развитие вращательной вращательной подвижности тазобедренного сустава);
Battement frappe(исполняется резко и знергично);
Battement fondu (вырабатывает мягкость и эластичность);
Devloppe (развивает шаг, силу бедра);
Grand Battement jete (развивает шаг);
Releve (отрабатывается медленный подъем корпуса на полупальцах);
Разучивается на коврике комплекс упражнений на гибкость разнообразные растяжки для шага и выворотности.
Изучаются прыжки по шестой позиции (учить легкости в исполнении движения, фиксировать положение ног в воздухе).
Проработка и закрепление изученных движений.
Увеличивается оббьем движений у станка. полные приседания (Plie); вытягивания ноги (Battement tandu); броски вытянутой ноги (Battement tandu jete );
ковырялочка открытая, закрытая; полукруг ногой по полу каблуком; восьмёрка;
Battement fondu; (в молдавском характере); подготовка к верёвочке, верёвочка (в венгерском характере ): а) с акцентом вверх (синкопа);
б) с подниманием на полупальцы опорной ноги;
в) двойная;
г) тройная;
«заворот», «разворот» бедра работающей ноги; мягкое открывание ноги на 45 градусов; поднимание на полупальцы на одной ноги; присядка (для мальчиков);
а) присядка с ковырялочкой;
б) присядка в комбинации с хлопушкой:
Экзерсис на середине.
позиции рук; прыжки; дробные выстукивание (подготовка к ключу); движения по диагонале:
танцевальные шаги (изучить правильное исполнение техники, отрабатывать выворотное
положение ноги); гармошка; шаги с пикке:
моталочка в повороте
вращения, крутки (учить держать точку, отрабатывать устойчивость корпуса)
Изучаются движения эстрадного танца (закреплять, отрабатывать технику проученных движений).
Танцевальные комбинации (отрабатывается техника движений)
4. Постановочно- репетиционная работа.
Постановочная работа определяет творческое и исполнительское лицо танцевального коллектива. Выбору постановки танцевального номера придается соответственное значение (идейно направленное, художественно ценное). Танцевальные движения, их характер, рисунок танца, эмоциональная насыщенность должны логично сочетаться с музыкальным сопровождением.
Основные этапы последовательности подхода к постановочной работе:
Дать общую характеристику танца: рассказать о быте, обычаях народа (если танец народный); рассказать сюжет танца.
Слушание музыки и ее анализ (характер, темп, рисунки музыкальных фраз).
Работа над образом: характер образа, специфика поз (руки, корпус, голова).
Разучивание движений танца.
Танец «Завалинка», «Танец с балалайками».
5. Концертная деятельность.
Выступления на классных и общешкольных мероприятиях, выступления в социуме. Методическое обеспечение программы.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: словесные (рассказ, беседы), демонстративные (наглядные пособия), проблемные (ставится проблема и находится путь её решения). Основной метод проведения занятий – практическая работа, цель которого закрепить и углубить полученные теоретические знания.
Для
плодотворных занятий хореографического коллектива необходим танцевальный
зал с деревянным покрытием, оснащённый зеркалами, станками, магнитофоном,
аккомпониментом и инвентарём в зависимости от репертуара. Во время
занятий соблюдается температурный режим. Дети занимаются в танцевальной
форме, в чешках или танцевальных туфлях. Волосы у девочек собраны на
затылке. Мальчики занимаются в спортивной форме, в чешках или в
танцевальных сапогах.
Программа включает проведение различных форм массовых мероприятий, направленных на эффективное решение учебно-воспитательных задач: конкурсы, концерты, фестивали, открытые занятия.
Наблюдение и контроль за развитием личности учеников осуществляется в ходе анкетирования. Анкеты обучаемых позволяют лучше понять детей, проанализировать их интересы и взаимоотношения между собой и понять в каком направлении следует вести с ними работу.
Важная оценка работы - отзывы самих обучаемых, их родителей, педагогов школ, которые помогают корректировать содержание программы в конце каждого учебного года.
Ожидаемый результат: в итоге реализации программы у воспитанников сформируется художественный вкус и чувство прекрасного, будет развиты образно – эмоциональное мышление, художественная выразительность и музыкальность, дети овладеют азбукой танца и смогут самостоятельно ставить танцевальные композиции.
Литература.
Богданов Г.Ф. «Самобытность русского танца», Москва. МГУК. 2003г.
Пуртова Т.В. Беликова А. Н. Кветная О. В. «Учите детей танцевать», Век информации.
Москва 2009г.
Тимофеев П.Т. « Хопёр: история, быт, культура», Калининград,1998г.
Белова Е. « Ракурсы танца», «Искусство», 1991г.
Уральская В. «Народная хореография», Москва, 1982г.
Т. С. Лисицкая «Ритмическая гимнастика», Москва, «Физкультура и спорт», 1986 г. Записи по хореографии, культпросветучилище, г. Курск, 1981 – 1983 г.г.
«Традиционные национальные танцы и игры», ОАО «Молодая гвардия», Москва, 2005 г.
И. В. Рогозин «Танец в коллективе художественной самодеятельности», «Советская Россия», Москва, 1960 г.
А. Стенюшина «Танцевальный коллектив в клубе» «Советская Россия», Москва, 1962 г.
Е. В. Горшкова «От жеста к танцу», «Гном и Д», Москва, 2002 г.
http://xoreograf.3dn.ru/publ/3-1-0-2
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.