ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»
разработана в соответствии с требованиями Федерального закона Российской
Федерации от 29.12.2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (статьи 11, 12, 13, 48 часть 1 п.1), Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного
приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 года № 373, Примерной программы по учебным предметам.
Начальная школа, в 2х частях. – М.: Просвещение, 2010 года, «Положением о
рабочей программе учебного предмета НОО по ФГОС», утвержденного
приказом по ОО от 29.08.2013 года №04/450, Основной образовательной
программой начального общего образования (утвержденной с изменениями и
дополнениями приказом по ОО от 08.05.2014 года № 04/319)
Основные задачи рабочей программы:
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с
созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных
технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс
основного образования.
Общая характеристика предмета ИНФОРМАТИКА И ИКТ
Обоснование выбора программ для разработки рабочей программы:
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных
процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях
автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию
современного научного мировоззрения,
развитию интеллектуальных
способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся
на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в
самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы
выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания
информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия
как: информационный процесс, информационная модель и информационные
основы управления. Примерная и авторские программы взаимно дополняют друг
друга.
1 В основе построения данной рабочей программы лежит естественно
исторический подход. Он позволяет формировать у ребят непрерывную цепь
понятий информатики:
информация информационные процессы алгоритм исполнитель.
Таким образом, эти понятия осознаются не как отдельные, а как
объединенные системными связями.
Ориентация на деятельностный и компетентностный подходы в образовании и
на приоритет изучения в курсе информатики информационных процессов в
обществе (на социальную информатику) приводит к структурированию
содержания нашего курса информатики в первую очередь по действиям, в
контексте которых ученики осваивают эффективное применение средств ИКТ.
При этом первоочередное внимание уделяется универсальным учебным
действиям.
Основные понятия информатики (в том числе из
междисциплинарного понятийного аппарата) осваиваются в процессе изучения
применения средств ИКТ в универсальных учебных действиях и естественным
образом входят в лексику школьников.
Объективно существующее противоречие между профильным и
общеобразовательным направлениями изучения информатики предполагается
разрешать, вопервых, путем использования разных учебных планов для разных
классов или для разных подгрупп в одном классе, а вовторых, путем
применения таких форм учебного процесса как групповые формы обучения,
факультативы, модульнорейтинговое обучение, обучение по индивидуальным
образовательным траекториям и т.д.
Изменения, внесенные в примерную и авторские программы, нацелены на
формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать,
анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать
информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы,
планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать.
Увеличено количество часов на раздел «Основы алгоритмизации и
программирования».
Место предмета ИНФОРМАТИКА И ИКТ в учебном плане
Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к
уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами:
основным предназначением образовательной области «Информатика» на II
ступени обучения базового уровня являются получение школьниками
представление о сущности информационных процессов, изучение примеров
передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой
природе и технике, классификация информации, выделение общего и
особенного, формирование умений устанавливать связи, сравнивать, проводить
аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир,
2 более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного
мировоззрения.
Программа рассчитана на 204 уч. часа: 58 класс – по 34 ч. (1 час в неделю),
9 класс – 68ч. (2 часа в неделю).
Содержание учебного предмета
5 класс (34 часа)
Информация вокруг нас (16 ч.)
Информация. Действия с информацией. Хранение информации. Носители
информации. Передача информации. В мире кодов. Язык жестов. Формы
представления информации. Метод координат. Текст как форма представления
информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы
представления информации. Обработка информации. Изменение формы
представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.
Получение новой информации. Преобразование информации. Разработка плана
действий и его запись.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия
«информация», «информационный объект»;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки
информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
иметь представление о способах кодирования информации.
Уметь:
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по
формам представления на материальных носителях;
приводить примеры информационных носителей;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение.
Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и
организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера.
Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Работа с
клавиатурным тренажером. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление
компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление
компьютером с помощью меню.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
компоненты информационных функций человека;
уметь определять устройства компьютера, моделирующие основные
3 различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы.
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые
Уметь:
окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши.
Информационные технологии (13 ч.)
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый
процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки
документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические
редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется
изображение на экране монитора.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места,
соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Уметь:
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и
форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и
редактирования простых рисунков.
Информационное моделирование (3 ч.)
Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя (СКИ).
Свойства алгоритмов. Составление алгоритмов для различных исполнителей
(Робот, Черепашка). Возможность автоматизации деятельности человека.
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей.
Уметь:
уметь составить алгоритм для исполнителя с заданным набором систем
команд исполнителя (СКИ) и записать его в заданной форме.
Повторение (2 ч.)
Компьютерный практикум
1. Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
2. Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
3. Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы
окна программы».
4. Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».
4 5. Клавиатурный тренажер.
6. Координатный тренажер.
7. Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
8. Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью
приложения Калькулятор».
9. Практическая работа №6 «Вводим текст».
10.Практическая работа №7 «Редактируем текст».
11.Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
12.Практическая работа №9 «Форматируем текст».
13.Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования
графического редактора».
14.Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
15.Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
16.Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».
17.Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».
18.Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
6 класс (34 часа)
Информационное моделирование (22 ч.)
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Файлы и
папки. Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные.
Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел
в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в
десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера.
Единицы измерения информации. История счета и систем счисления.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
иметь представление об этических нормах работы с информационными
объектами.
Уметь:
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления
и обратно;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются
понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями
(тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность,
противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.
5 Требования к уровню подготовки:
Знать:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны
способности конкретного субъекта к его восприятию;
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение».
Уметь:
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между
понятиями;
различать необходимые и достаточные условия.
История вычислительной техники. Подготовка текстовых документов с
использованием таблиц, списков, графики, диаграмм. Графические редакторы.
Анимация и мультимедийные презентации.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
этапы развития вычислительной техники;
назначение и принципы работы в текстовых и графических редакторах.
Уметь:
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и
форматирования текстов, создания простых списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для
создания и редактирования рисунков;
уметь создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки
своих выступлений;
уметь создать анимационный проект на основе мультимедийных
презентаций.
Алгоритмизация и программирование (12 ч)
Алгоритм. Исполнители алгоритмов. Величины и их характеристики.
Команда присваивания. Порядок решения задач с помощью ЭВМ. Формы записи
алгоритмов. Виды алгоритмов (линейные, разветвляющиеся, циклические,
комбинированные). Язык программирования Pascal. Типы данных. Операторы
ввода, вывода, присваивания. Графические возможности.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей.
Уметь:
уметь составлять последовательности предписаний описывающих ход
языках
алгоритмических языках,
решения задачи на естественном,
программирования;
6 уметь анализировать исходные данные и ожидаемые результаты
исполнения алгоритма, построение модели и “перевод” ее в алгоритм или
программу;
уметь анализировать алгоритмы с позиций их свойств, сравнивать,
сопоставлять разные алгоритмы решения одной задачи;
уметь составлять программы на языке программирования Pascal по
линейным алгоритмам.
Компьютерный практикум
1. Клавиатурный тренажер.
2. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
3. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором
Word».
4. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем
надписи».
5. Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
6. Практическая работа №5 «Маркированные списки».
7. Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
8. Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
9. Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
10.Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
11.Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом
редакторе».
12.Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word»
13.Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
14.Практическая работа №13 «Power Point. Часы».
15.Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».
16.Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».
17.Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
18.Практическая работа №17 «Создаем слайдшоу».
7 класс (34 часа)
Объекты и системы. (7 ч.)
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов.
Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы
объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
понятие объекта и его свойств;
понятие параметра и его значений;
понятие действия объекта;
представление о среде существования объекта
7 понятие системы объектов;
виды отношений между объектами;
виды связей между объектами;
понятие целостности системы.
Уметь:
выделять объекты из окружающего мира, называть параметры,
характеризующие объект, и указывать их возможные значения;
перечислять действия, характеризующие объект;
классифицировать объекты по определенному признаку;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы.
Информационное моделирование. (20 ч.)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные
информационные модели. Математические модели. Табличные информационные
модели. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы.
Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Схемы. Информационные модели
на графах.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
понятие модели объекта;
понятие информационной модели
правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в
зависимости от цели её создания.
Уметь:
разрабатывать информационную модель системы в соответствии с
заданной целью;
«читать» информационные модели разных видов: таблицы, схемы,
графики, диаграммы и т.д.;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в
зависимости от заданной цели моделирования;
применять текстовый процессор для создания словесных описаний,
списков, табличных моделей, схем и графов;
применять инструменты простейших графических редакторов для
создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде
электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные,
областные и другие диаграммы, строить графики функций;
8 для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные
презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные
модели рассматриваемого объекта.
Алгоритмика (7 ч.)
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель
Чертежник. Исполнитель Робот.
Разветвляющиеся алгоритмы. Полная и неполная форма ветвления.
Организация ветвления в программах на Pascal. Генератор случайных чисел.
Циклические алгоритмы. Организация циклов в программах на Pascal.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
назначение алгоритма и его определение;
типовые структуры алгоритмов;
представление алгоритма в виде блоксхемы;
основные стадии разработки алгоритма.
Уметь:
приводить примеры алгоритмов из разных сфер;
составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов в виде блок
схем, программ на языке программирования с использованием ветвления и
цикла;
приводить примеры исполнителей и управлять ими, используя их системы
команд;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг
решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы.
Компьютерный практикум
1. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы
Windows».
2. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
3. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
4. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
5. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
6. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
7. Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
8. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в
Excel».
9. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
10.Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
11.Практическая работа №11 «Графические модели».
12. Работа в среде КуМир
8 класс (34 часа)
9 как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный
понятие «Информация» и его основные свойства;
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации; что такое
Информация и информационные процессы (4 ч.)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация. Ее виды.
Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Свойства информации. Представление информации. Язык как способ
представления информации: естественные и формальные языки. Кодирование
информации. Дискретная форма представления информации. Единицы
измерения информации.
Сбор, хранение, передача, обработка, поиск и защита информации. Процесс
передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование
и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи
информации.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
естественные и формальные языки;
подход);
информацией;
Уметь:
человеческой деятельности, живой природы и техники;
приемник, канал;
компьютерного алфавита);
байтах, Кб, Мб, Гб);
виды органолептической информации;
основные формы представления информации;
назначение языка, кода и кодирования информации;
основные единицы измерения объема информации;
основные виды информационной деятельности человека;
определять роль технических устройств на всех этапах работы человека с
приводить примеры информации и информационных процессов из области
определять в конкретном процессе передачи информации источник,
основные составляющие схемы передачи информации.
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах,
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
10 эргономические и технические условия безопасной
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (4 ч.)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные компоненты
компьютера и их функции. Микропроцессор. Память. Периферические
устройства ЭВМ.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное
представление данных в памяти компьютера. Организация информации на
внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Виды
программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС).
Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти.
Использование различных носителей информации. Соединение блоков и
устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по
управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и
неполадке и т. д.), расходные материалы.
Гигиенические,
эксплуатации средств ИКТ.
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего
мира: (природных, культурноисторических, школьной жизни, индивидуальной и
семейной истории): запись изображений и звука с использованием различных
устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров,
магнитофонов); текстов, (в том числе с использованием сканера и программ
распознавания, расшифровки устной речи); музыки (в том числе с
использованием музыкальной клавиатуры); таблиц результатов измерений (в том
числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Обмен данными по технологии OLE. Оперирование компьютерными
информационными объектами в нагляднографической форме (графический
пользовательский интерфейс).
Требования к уровню подготовки:
Знать:
характеристики и информационное взаимодействие;
накопителей, устройств ввода и вывода информации);
памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение, основные
кодировать текст с помощью какоголибо способа.
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса
11 принципы организации информации на внешних носителях: что такое
назначение программного обеспечения и его состав.
понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера.
использовать антивирусные программы.
осуществлять физическое подключение к системному блоку любого
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками):
файл, каталог (папка), файловая структура;
Уметь:
за справкой, работать с окнами;
копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
устройства ввода и производить его установку в компьютере.
Обработка текстовой информации (14 ч.)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы.
Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати
текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности,
принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом
(распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с
использованием базовых средств текстовых редакторов. Планирование работы
над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад,
реферат). Редактирование и форматирование. Оценка количественных
параметров информационных объектов и процессов: объем памяти,
необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов.
Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления.
Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст
списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
(таблицы кодировки, текстовые файлы);
способы представления символьной информации в памяти компьютера
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
12 сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
выделение,
объединение,
основные режимы работы текстовых редакторов (вводредактирование,
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим
печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Уметь:
редактором;
Обработка графической информации (4 ч.)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы
кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и
векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов
графического редактора, сканера, графического планшета, использование
готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования.
Использование примитивов и шаблонов. Чертежи. Двумерная и трехмерная
графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование
графических объектов:
геометрические
преобразования фрагментов и компонентов.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора
растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов,
палитры, ножниц, ластика и пр.
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о
Уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Мультимедийные технологии (8 ч.)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти
компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства
мультимедиа. Компьютерные презентации.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых
анимационных графических объектов.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
что такое мультимедиа;
13 принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти
компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Уметь:
создавать несложную презентацию в среде типовой программы,
совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Компьютерный практикум
1. Практикум №1 «Простейшие операции по управлению компьютером».
2. Практикум №2 «Файловая структура».
3. Практикум №3 «Пользовательский интерфейс».
4. Практикум №4 «Основные приемы ввода и редактирования текста».
5. Практикум №5 «Приемы форматирования текста».
6. Практикум №6 «Работа с нумерованными и маркированными списками».
7. Практикум №7 «Работа с таблицами»
8. Практикум №8 «Вставка объектов в текст (рисунков, формул,
гиперссылок)»
9. Практикум №9 «Работа с внешними носителями и принтерами при
сохранении и печати текстовых документов».
10.Практикум №10 «Создание изображения в среде графического
редактора растрового типа».
11.Практикум №11 «Знакомство с работой в среде редактора векторного
типа».
12.Практикум №12 «Сканирование изображений и их обработка в среде
графического редактора».
13.Практикум №13 «Создание презентации, содержащей графические
изображения, анимацию», текст.
14.Практикум №14
«Создание презентации,
содержащей звук,
гиперссылки».
15.Практикум №15 «Демонстрация презентации с использованием
мультимедийного проектора».
Примечание: В ходе освоения работы с программным пакетом создания
презентаций учащиеся выполняют творческую проектную работу по
одной из тем: «Моя семья», «Мой класс», «Мои друзья», «Моё хобби».
9 класс (68 часов)
Компьютерные сети. (10 ч.)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования,
технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,
телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная
14 паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование
файлов.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные
ресурсы. Электронная почта как средство связи; правила переписки,
приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Примеры организации
коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Сохранение для
индивидуального использования информационных объектов из компьютерных
сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Личная информация,
информационная безопасность, информационные этика и право.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и
глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств
функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов,
протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты,
телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю
Всемирная паутина — WWW.
классификацию компьютерных сетей и назначение каждого вида;
характеристики каналов связи;
назначение сетевых адаптеров и модемов;
понятие протокола передачи данных;
основные тэги языка HTML.
Уметь:
осуществлять обмен информацией с файлсервером локальной сети или с
рабочими станциями одноранговой сети
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой
клиентпрограммы;
осуществлять просмотр Webстраниц с помощью браузера;
работать с одной из программархиваторов.
работать в браузере;
сформировать адрес в сети;
искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых
систем;
пользоваться электронной почтой, производя все необходимые операции с
сообщением;
создавать Web – страницу с помощью программконструкторов.
15 Информационное моделирование. (5 ч.)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и
свойства моделей.
Виды информационных моделей:
графические,
математические, имитационные. Табличная организация информации. Области
применения компьютерного информационного моделирования.
вербальные,
Требования к уровню подготовки:
Знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной
моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей
(графические, табличные, вербальные, математические).
Уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Хранение и обработка информации в базах данных (12 ч.)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия
БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и
принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.
Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Базы данных. Создание записей в базе данных. Поиск данных в готовой
базе. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных
сетях,
Компьютерные и
некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
некомпьютерных источниках информации.
Логические значения, операции, выражения. Восприятие, запоминание и
преобразование сигналов живыми организмами. Обрабатываемые объекты:
цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД),
информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи);
типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
понятия высказывание, утверждение, умозаключение;
16 правила составления таблиц истинности;
логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, отрицание;
основные логические элементы И, ИЛИ, НЕ, используемые в схемах
компьютера.
Уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. написать таблицу
истинности, логическую схему для типовых логических операций;
построить таблицу истинности для сложного логического выражения.
Табличные вычисления на компьютере (10 ч.)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной
таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и
абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных
таблиц.
Представление информации в цифровом и аналоговом виде. Двоичное
кодирование. Системы счисления. Арифметические операции в различных
системах счисления. История систем счисления. Количество информации.
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу,
Ввод
изменение данных,
математических формул и вычисление по ним, представление формульной
зависимости на графике.
переход к графическому представлению.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки,
строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный
процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при
записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
Уметь:
17 открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных
процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой
электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами
электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного
процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Управление и алгоритмы (10 ч.)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение,
среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Формы записи алгоритмов. Языки для записи алгоритмов (язык блоксхем,
учебный алгоритмический язык). Виды алгоритмов. Линейные, ветвящиеся и
циклические алгоритмы. Алгоритмические конструкции. Структурная методика
алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью;
назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах
управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блоксхемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл;
структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных
алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный)
метод.
Уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и
обратной связи;
пользоваться языком блоксхем, понимать описания алгоритмов на
учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления
одним из учебных исполнителей;
18 выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные
алгоритмы.
Программное управление работой компьютера (12 ч.)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов
данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня, их классификация. Структура
программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила
записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов.
Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки
массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка
задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
Уметь:
работать с готовой программой на одном из языков программирования
высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Информационные технологии и общество. (7 ч.)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История
ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы
современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы
информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной
сфере.
История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
историю развития компьютерной техники;
перспективы развития компьютерной техники.
19 основные этапы развития средств работы с информацией в истории
человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного
обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Уметь:
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с
этическими и правовыми нормами общества.
рассказать о характерных особенностях каждого этапа развития
компьютерной техники;
привести примеры моделей ЭВМ каждого этапа.
Повторение (2 ч.)
Компьютерный практикум
1. Практическая работа № 1. Работа в локальной сети компьютерного
класса в режиме обмена файлами.
2. Практическая работа № 2. Работа с электронной почтой.
3. Практическая работа № 3. Работа с WWW: использование URLадреса и
гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.
4. Практическая работа № 4. Поиск информации в Интернете с
использованием поисковых систем.
5. Практическая работа № 5. Создание простейшей Webстраницы с
использованием текстового редактора.
6. Практическая работа № 6. Архивирование и разархивирование файлов.
7. Практическая работа № 7. Моделирование с помощью графов.
8. Практическая работа № 8. Работа с готовой базой данных: добавление,
удаление и редактирование записей в режиме таблицы и в режиме
формы.
9. Практическая работа № 9. Проектирование однотабличной базы данных
и создание БД на компьютере.
10.Практическая работа № 10. Формирование простых запросов к готовой
базе данных.
11.Практическая работа № 11. Формирование сложных запросов к готовой
базе данных.
12.Практическая работа № 12. Использование сортировки, создание
отчетов на основе таблиц и запросов.
13.Практическая работа № 13. Итоговая работа по базам данных.
14.Практическая работа № 14. Работа с готовой электронной таблицей:
добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их
копирование.
15.Практическая работа № 15. Использование встроенных математических
и статистических функций.
20 16.Практическая работа
№ 16. Построение графиков и диаграмм.
Использование логических функций и условной функции.
17.Практическая работа
№ 17. Численный эксперимент с данной
информационной моделью в среде электронных таблиц.
18.Практическая работа
№ 18. Работа с учебным исполнителем
алгоритмов: построение линейных алгоритмов.
19.Практическая работа
№ 19. Работа с учебным исполнителем
алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов.
20.Урок № 43. Практическая работа № 20. Работа с циклами. Работа с
циклами
21.Практическая работа № 21. Использование ветвлений.
22.Практическая работа
№ 22.
Итоговая работа по теме
"Алгоритмизация".
23.Практическая работа №23. Разработка линейных алгоритмов.
24.Практическая работа №24 Разработка программы на языке Паскаль с
использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых
ветвлений.
25.Практическая работа №25. Разработка программы с использование
оператора ветвления и логических операций.
26.Практическая работа №26. Разработка программ с использованием
цикла с предусловием.
27.Практическая работа №27. Использование одномерных массивов на
языке Паскаль.
28.Практическая работа №28. Разработка программы поиска числа в
случайно сформированном массиве.
Учебнотематический план
Информатика 5 класс
№
п/п
1
2
3
4
Тема раздела
Колич
ество
часов
В том числе
Практически
Контрольные
е работы
работы
Информация вокруг нас
Информационные технологии
Информационное моделирование
Итоговое повторение
16
13
3
2
6
12
3
1
1
21 ИНФОРМАТИКА 5 класс
Календарнотематическое планирование
№
урока
Тема
Дата проведения
Пла
н.
Фак
т.
Информация вокруг нас – 1 час
1
Цели изучения курса информатики. Техника
22 безопасности и организация рабочего места.
Информация вокруг нас.
Информационные технологии 3 часа
Компьютер универсальная машина для
работы с информацией
Ввод информации в память компьютера.
Вспоминаем клавиатуру
(Практическая работа №1 «Вспоминаем
клавиатуру»)
Управление компьютером, приемы
управления компьютером
(Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы
управления компьютером»)
Информация вокруг нас – 6 часов
Хранение информации
(Практическая работа №3 «Создаем и
сохраняем файлы»)
Передача информации
Электронная почта
(Практическая работа №4 «Работа с
электронной почтой»)
В мире кодов. Способы кодирования
информации
Метод координат
Текст как форма представления
информации. Компьютер – основной
инструмент подготовки текстов
Информационные технологии 4 часа
Основные объекты текстового документа.
Ввод текста
(Практическая работа №5 «Вводим текст»)
Редактирование текста
(Практическая работа №8 «Редактируем
текст»)
Работаем с фрагментами текста
(Практическая работа №7 «Работаем с
фрагментами текста»)
Форматирование текста
(Практическая работа №8 «Форматируем
текст»)
Информационное моделирование – 2 часа
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Представление информации в форме
23 таблиц. Структура таблицы. Создание
простых таблиц
(Практическая работа №9 «Создаем простые
таблицы» задание 1 и 2)
Табличное решение логических задач
(Практическая работа №9 «Создаем простые
таблицы» задание 3 и 4)
Информация вокруг нас – 1 час
Разнообразие наглядных форм
представления информации
(Разноуровневая практическая контрольная
работа по теме «Создание текстовых
документов»)
Информационное моделирование – 1 час
Диаграммы создание диаграмм на
компьютере
(Практическая работа №11 «Строим
диаграммы»)
Информационные технологии 3 часа
Компьютерная графика. Инструменты
графического редактора.
(Практическая работа №11 «Изучаем
инструменты графического редактора»)
Преобразование графических изображений
(Практическая работа №12 «Работаем с
графическими фрагментами»)
Создание графических изображений
(Практическая работа №13 «Планируем работу
в графическом редакторе»)
Информация вокруг нас – 8 часов
Разнообразие задач обработки информации.
Систематизация информации.
(Тест по теме «обработка информации
средствами текстового и графического
редактора)
Списки – способ упорядочивания
информации
(Практическая работа №14 «Создаем списки»)
Поиск информации
(Практическая работа №15 «Ищем информацию
в сети Интернет)
Кодирование как изменение формы
представления информации
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
24 (Практическая работа на основе №160 в РТ)
Преобразование информации по заданным
правилам
Преобразование информации путем
рассуждений
Разработка плана действий. Задачи о
переправах
Табличная форма записи плана действий.
Задачи о переливах
Информационные технологии – 3 часа
Создание движущихся изображений
(Практическая работа №17«Создаем
анимации»)
Создание анимации по собственному
замыслу
(Практическая работа №17«Создаем
анимации»)
Выполнение итогового минипроекта
(Практическая работа «Создаем слайдшоу»)
Итоговое повторение – 2 часа
Итоговое тестирование
Работа над ошибками. Обобщающий урок
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Учебнотематический план
25 №
п/п
1
2
Тема раздела
Информационное
моделирование
Алгоритмизация и
программирование
Информатика 6 класс
Количество
часов
В том числе
Практически
Контрольные
е работы
работы
22
12
17
5
2
1
26 ИНФОРМАТИКА 6 класс
Календарнотематическое планирование
№
урока
Тема
Дата проведения
План.
Факт.
Информационное моделирование (22 ч)
Информатика как наука. Техника
безопасности и организация рабочего
места. Объекты окружающего мира.
(Работа с клавиатурным тренажером)
Компьютерные объекты. Объекты
операционной системы.
(Практическая работа №1 «Работаем с
основными объектами операционной
системы»)
Файлы и папки. Размер файла.
(Практическая работа №2 «Работаем с
объектами файловой системы»)
Разнообразие отношений объектов и их
множеств. Отношения между
множествами.
(Практическая работа №3 «Повторяем
возможности графического редактора
инструмента создания графических
объектов» задание 13)
Отношение «входит в состав»
(Практическая работа №3 «Повторяем
возможности графического редактора
инструмента создания графических
объектов» задание 56)
Разновидности объектов и их
классификация
(Практикум на основе №54 и №55 в РТ)
Классификация компьютерных
объектов
(Практическая работа №4 «Повторяем
возможности текстового процессора
инструмента создания текстовых
объектов»)
Системы объектов. Состав и структура
02.09
0909
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
1
2
3
4
5
6
7
8
27 системы
(Практическая работа №5 «Знакомимся с
графическими возможностями текстового
процессора» задание 13)
Система и окружающая среда. Система
как «черный ящик»
(Практическая работа №5 «Знакомимся с
графическими возможностями текстового
процессора» задание 45)
2 четверть
Персональный компьютер как система
(Практическая работа №5 «Знакомимся с
графическими возможностями текстового
процессора» задание 6)
Способы познания окружающего мира
Тест по теме «Объекты и системы»
Понятие как форма мышления. Как
образуются понятия
(Практическая работа №7«Конструируем и
исследуем графические объекты» задание 1
2)
Определение понятия
Тест по теме «Человек и
информация»
Информационное моделирование как
метод познания
(Практическая работа №8 «Создаем
графические модели»)
Знаковые информационные модели
(Практическая работа №9 «Создаем
словесные модели»)
Математические модели.
многоуровневые списки
(Практическая работа №10 «Создаем
многоуровневые списки»)
3 четверть
Табличные информационные модели.
Правила оформления таблиц
(Практическая работа №11 «Создаем
табличные модели»)
Решение логических задач с помощью
нескольких таблиц. Вычислительные
таблицы
(Практическая работа №12 «Создаем
28.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
13.01
20.01
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
28 вычислительные таблицы в текстовом
процессоре»)
Графики и диаграммы. Наглядное
представление процессов изменения
величин и их соотношений
(Практическая работа №13 «Создаем
информационные модели – диаграммы и
графики»)
Создание информационных моделей –
диаграмм
Многообразие схем и сферы их
применения. Информационные модели
на графах
(Практическая работа №14 «Создаем
информационные модели – схемы, графы,
деревья»)
Использование графов при решении
задач
(Практическая работа №14 «Создаем
информационные модели – схемы, графы,
деревья»)
27.01
03.02
10.02
17.02
Алгоритмизация и программирование – 12 часов
Что такое алгоритм?
Исполнители вокруг нас
Форма записи алгоритмов
Линейные алгоритмы
(Практическая работа №15 «Создаем
линейную презентацию»)
Алгоритмы с ветвлениями
(Практическая работа №16 «Создаем
презентацию с гиперссылками»)
4 четверть
Алгоритмы с повторениями
(Практическая работа №17 «Создаем
циклическую презентацию»)
Исполнитель. Чертежник. Пример
алгоритма управления Чертежником
Использование вспомогательных
алгоритмов
Алгоритмы с повторениями для
исполнителя Чертежник
Контрольная работа по теме
24.02
03.03
10.03
17.03
24.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
29 «Алгоритмика»
Выполнение и защита итогового проекта
(Практическая работа №18 «Выполняем
итоговый проект»)
Выполнение и защита итогового проекта
(Практическая работа №18 «Выполняем
итоговый проект»)
33
34
12.05
19.05
Учебнотематический план
Информатика 7 класс
№
п/п
1
2
3
Тема раздела
Объекты и системы.
Информационное
моделирование
Алгоритмика
Количество
часов
В том числе
Практически
Контрольные
е работы
работы
7
20
7
5
19
1
2
1
30 ИНФОРМАТИКА 7 класс
Календарнотематическое планирование
№
урока
Тема
Дата проведения
План.
Факт.
Объекты и системы. (7 часов)
1
2
3
4
5
6
Техника безопасности и организация
рабочего места. Объекты и их имена.
Признаки объектов.
Практическая работа №1 «Основные
объекты операционной системы Windows»
Отношения объектов. Разновидности
объектов и их классификация.
Практическая работа №2 «Работаем с
объектами файловой системы»
Состав объектов.
Практическая работа №3 «Создаем
текстовые объекты (задания 13)»
Системы объектов.
Практическая работа №3 «Создаем
текстовые объекты (задания 46)»
Система и окружающая среда.
Практическая работа №3 «Создаем
текстовые объекты (задания 79)»
31 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Контрольная работа по теме «Объекты и
системы»
Информационное моделирование. (20 часов)
Модели объектов и их назначение.
Практическая работа №4 «Создаем
словесные модели (задания 13)»
Информационные модели.
Практическая работа №4 «Графические
модели»
Словесные информационные модели.
Научные и художественные описания
Практическая работа №4 «Создаем
словесные модели (задания 45)»
Работа со словесными
информационными моделями.
Практическая работа №4 «Создаем
словесные модели (задания 67)»
Создание и оформление словесных
информационных моделей.
Практическая работа №4 «Создаем
словесные модели (задания 89)»
Многоуровневые списки
Практическая работа №5. Многоуровневые
списки.
Математические модели.
Тест «Информационное
моделирование»
Табличные информационные модели.
Структура и правила оформления
таблицы.
Практическая работа 6. Создаем
табличные модели (задания 12).
Простые таблицы.
Практическая работа 6. Создаем
табличные модели (задания 34).
Сложные таблицы.
Практическая работа 6. Создаем табличные
модели (задания 56).
Табличное решение логических задач
Практическая работа 6. Создаем
табличные модели (задание 7).
Вычислительные таблицы
Практическая работа 7. Создаем
вычислительные таблицы
Знакомство с электронными таблицами.
Практическая работа 8. Знакомимся с
32 электронными таблицами
(задания 13).
Работа с электронными таблицами.
Практическая работа 8. Знакомимся с
электронными таблицами
(задания 46).
Графики и диаграммы. Наглядное
изменение процессов изменения
величин.
Практическая работа 9. Создаем
диаграммы и графики (задания 57)
Графики и диаграммы. Наглядное
представление о соотношении величин.
Практическая работа 9. Создаем
диаграммы и графики (задания 13)
Графики и диаграммы. Визуализация
многорядных данных.
Практическая работа 9. Создаем
диаграммы и графики (задание 4)
Многообразие схем.
Практическая работа 10. Схемы, графы и
деревья (задания 1,2).
Информационные модели на графах.
Практическая работа 10. Схемы, графы и
деревья (задания 35).
Деревья. Проверочная работа по теме
«Информационное моделирование»
Практическая работа 10. Схемы, графы и
деревья (задания 67).
Алгоритмика. (7 часов)
Алгоритм – модель деятельности
исполнителя алгоритмов. Исполнитель
Чертежник. Управление Чертежником.
Работа в среде «Алгоритмика».
Исполнитель Чертежник. Использование
вспомогательных алгоритмов. Работа в
среде «Алгоритмика».
Исполнитель Чертежник. Цикл
«повторить n раз». Работа в среде
«Алгоритмика».
Исполнитель Робот. Управление
Роботом. Работа в среде
«Алгоритмика».
Исполнитель Робот. Цикл «пока».
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33 Работа в среде «Алгоритмика».
Итоговая контрольная работа по теме
«Ветвление. Работа в среде
«Алгоритмика».
Составление алгоритмов для различных
исполнителей
33
34
Учебнотематический план
Информатика 8 класс
№
п/п
1
2
3
4
Тема раздела
Количество
часов
В том числе
Практически
Контрольные
е работы
работы
Информация и
информационные процессы.
Компьютер как
универсальное устройство
обработки информации
Обработка текстовой
информации
Обработка графической
информации.
4
4
14
4
1
2
8
3
1
1
1
1
34 5 Мультимедийные
технологии
8
4
1
ИНФОРМАТИКА 8 класс
Календарнотематическое планирование
№
урока
Тема
Дата проведения
План.
Факт.
Информация и информационные процессы. (4 часа)
1
2
Информация в природе, обществе и
технике.
Информационные процессы.
Практическая работа №1
35 Фиксация аудио и видеоинформации,
наблюдений, измерений, относящихся к
объектам и событиям окружающего мира,
использование для этого цифровой камеры.
Измерение информации
Измерение информации
Контрольная работа №1 по теме
«Информация и человек»
3
4
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
(4 часа)
Начальные сведения об архитектуре
компьютера.
Практическая работа №2
Соединение блоков и устройств компьютера,
подключение внешних устройств.
Программный принцип работы
компьютера. Программное обеспечение.
Практическая работа №3
Оперирование компьютерными
информационными объектами в наглядно
графической форме.
Файлы. Файловые структуры.
Компьютерные вирусы и антивирусные
программы.
Контрольная работа №2 по теме
«Компьютер»
Обработка текстовой информации. (14 часов)
Работа над ошибками. Текстовый
редактор.
Практическая работа №5
Знакомство с приемами квалифицированного
клавиатурного письма.
Текстовый редактор.
Создание и простейшее редактирование
документов.
Работа с текстовым редактором
Практическая работа №6
Создание небольших текстовых документов.
Работа с текстовым редактором.
Форматирование текстов
Работа с текстовым редактором.
5
6
7
8
9
10
11
12
13
36 Форматирование документа.
Практическая работа №7
Форматирование текстовых документов
(установка параметров страницы
документа; форматирование символов и
абзацев; вставка колонтитулов и номеров
страниц)
Использование мастеров и шаблонов
текстового редактора
Дополнительные возможности
текстового редактора. Включение в
документ формул
Практическая работа №8 «Вставка в
документ формул»
Дополнительные возможности
текстового редактора. Включение в
документ списков и таблиц.
Дополнительные возможности
текстового редактора.
Практическая работа №9. Создание и
форматирование списков
Редактирование документа. Проверка
орфографии. Запись и изменение
выделений
Практическая работа №10
Вставка в документ таблицы, ее
форматирование и заполнение данными.
Дополнительные возможности
текстового редактора. Создание
закладок и ссылок. Разработка и
использование стиля.
Практическая работа №11. Создание
гипертекстового документа
Системы перевода и распознания
текстов
Практическая работа №12
Перевод текста с использованием системы
машинного перевода
Контрольная практическая работа № 3
Сканирование и распознавание
«бумажного» текстового документа
Работа над ошибками. Создание и
обработка комплексного
информационного объекта в виде
учебной публикации (отчет о работе,
доклад, реферат, школьная газета)
14
15
16
17
18
19
20
21
22
37 Обработка графической информации. (4 часа)
Компьютерная графика: растровая и
векторная.
Практическая работа №14. Создание
изображения с помощью инструментов
растрового графического редактора.
Работа с графическими редакторами
Практическая работа №15 Создание
изображения с помощью инструментов
векторного графического редактора
Форматы графических файлов.
Практическая работа №16
Ввод изображения с помощью сканера,
использование готовых графических
объектов.
Практическая работа №17 Сканирование
готовых изображений.
Контрольная работа по теме «Создание
графического объекта»
Мультимедийные технологии. (8 часов)
Работа над ошибками. Понятие и
области применения мультимедиа
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Компьютерные презентации.
Практическая работа №18
Создание презентации с использованием
готовых шаблонов, подбор иллюстративного
материала, создание текста слайда.
Компьютерные презентации.
Практическая работа №19
Демонстрация презентации. Использование
микрофона и проектора
Технические приемы записи звуковой и
видеоинформации
Технические приемы записи звуковой и
видеоинформации.
Практическая работа №20
Запись изображения и звука с
использованием различных устройств
(цифрового фотоаппарата, сканера,
магнитофона).
Практическая работа №21
Запись музыки.
Итоговая контрольная работа .
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
38 Практическая работа №22
Обработка материала, монтаж
информационного объекта.
Работа над ошибками. Создание и
обработка комплексного
информационного объекта в виде
презентации с использованием шаблонов
34
Учебнотематический план
39 Информатика 9 класс
Тема раздела
Колич
ество
часов
В том числе
Практически
Контрольные
е работы
работы
Компьютерные сети
Информационное моделирование
Хранение и обработка
информации в базах данных
Табличные вычисления на
компьютере
Управление и алгоритмы
Программное управление работой
компьютера
Информационные технологии и
общество
Повторение
10
5
12
10
10
12
7
2
5
1
6
4
4
6
1
2
1
2
1
2
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
ИНФОРМАТИКА 9 класс
40 Календарнотематическое планирование
№
урока
Тема
Дата проведения
План.
Факт.
Компьютерные сети (10 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Компьютерные сети: виды, структура,
принципы функционирования. Аппаратное и
программное обеспечение.
Практическая работа. Работа в локальной
сети компьютерного класса в режиме
обмена файлами
Электронная почта, телеконференции,
обмен файлами
Практическая работа. Работа с электронной
почтой
Служба World Wide Web. Способы поиска
информации в Интернете
Работа с WWW: использование URLадреса
и гиперссылок, сохранение информации на
локальном диске.
Практическая работа. Поиск информации в
Интернете с использованием поисковых
систем
Практическая работа. Создание простейшей
Webстраницы с использованием текстового
редактора
Передача информации по техническим
каналам связи. Архивирование и
разархивирование файлов
Практическая работа. Архивирование и
разархивирование файлов с использованием
программы архиватора.
Информационное моделирование (5 часов)
Понятие модели. Назначение и свойства
моделей. Графические информационные
модели
Табличные модели.
Информационное моделирование на
компьютере
Практическая работа. Разработка табличной
41 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
информационной модели с использованием
текстового редактора
Тест №1 «Компьютерные сети.
Информационное моделирование»
Хранение и обработка информации в базах данных 12 часов
Понятие базы данных и информационной
системы. Реляционные базы данных.
Назначение СУБД.
Практическая работа. Работа с готовой
базой данных: добавление, удаление и
редактирование записей в режиме
таблицы.
Проектирование однотабличной базы
данных. Форматы полей.
Практическая работа. Проектирование
однотабличной базы данных и создание БД
на компьютере
Условия поиска информации, простые
логические выражения
Практическая работа. Формирование
простых запросов к готовой базе данных
Логические операции. Сложные условия
поиска
Практическая работа. Формирование
сложных запросов к готовой базе данных
Практическая работа. Сортировка записей,
простые и составные ключи сортировки
Практическая работа. Использование
сортировки, создание запросов на удаление
и изменение
Зачетная работа по базам данных.
Тест по теме «Хранение и обработка
информации в базах данных».
Табличные вычисления на компьютере 10 часов
Двоичная система счисления.
Представление чисел в памяти компьютера
Практическая работа. Табличные расчёты и
электронные таблицы. Структура
электронной таблицы. Данные в
электронной таблице: числа, тексты,
формулы. Правила заполнения таблиц .
42 31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Относительная адресация. Понятие
диапазона. Встроенные функции.
Сортировка таблицы
Практическая работа. Использование
встроенных математических и
статистических функций. Сортировка
таблиц
Деловая графика. Логические операции и
условная функция. Абсолютная адресация.
Функция времени.
Практическая работа. Построение графиков
и диаграмм. Использование логических
функций и условной функции.
Математическое моделирование с
использованием электронных таблиц.
Имитационные модели
Практическая работа. Численный
эксперимент с данной информационной
моделью
Итоговый тест по теме «Табличные
вычисления на компьютере».
Управление и алгоритмы 10 часов
Кибернетическая модель управления.
Управление без обратной связи. Понятие
алгоритма и его свойства.
Практическая работа. Работа с учебным
исполнителем алгоритмов: построение
линейных алгоритмов. Выполнение
практического задания.
Вспомогательные алгоритмы. Метод
последовательной детализации и сборочный
метод.
Практическая работа. Работа с учебным
исполнителем алгоритмов: использование
вспомогательных алгоритмов.
Управление с обратной связью. Язык блок
схем. Использование циклов с предусловием
Практическая работа. Работа с циклами.
Ветвления. Использование двухшаговой
детализации
Практическая работа. Использование
метода последовательной детализации для
43 построения алгоритма. Использование
ветвлений
Зачётное задание по алгоритмизации.
Тест по теме «Управление и алгоритмы»
Программное управление работой компьютера 12 часов
Работа над ошибками. Алгоритмы работы с
величинами: константы, переменные,
основные типы, присваивание, ввод и вывод
данных
Возникновение и назначение языка Паскаль.
Структура программы на языке Паскаль.
Возникновение и назначение языка Паскаль.
Структура программы на языке Паскаль.
Операторы ввода, вывода, присваивания.
Линейные вычислительные алгоритмы.
Практическая работа. Работа с готовыми
программами на языке Паскаль: отладка,
выполнение, тестирование. Разработка
линейных алгоритмов. Оператор ветвления
Практическая работа. Разработка
программы на языке Паскаль с
использованием операторов ввода, вывода,
присваивания и простых ветвлений.
Практическая работа. Логические операции
на Паскале
Циклы на языке Паскаль
Практическая работа. Разработка программ
с использованием цикла с предусловием
Одномерные массивы в Паскале
Практическая работа. Разработка программ
обработки одномерных массивов
Практическая работа. Понятие случайного
числа. Датчик случайных чисел в Паскале.
Поиск чисел в массиве
Тест по теме «Программное управление
работой компьютера»
Информационные технологии и общество 7 часов
Предыстория информационных технологий.
История чисел и систем счисления
История ЭВМ и ИКТ
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
44 62
63
64
65
66
67
68
Основы социальной информатики
Тест по теме «Информационные технологии
и общество»
Подготовка к итоговому тестированию по
курсу 9 кл
Итоговое тестирование по курсу 9 класса
Работа над ошибками
Повторение курса информатики 9 класса 2 часа
Информационное моделирование. Хранение
и обработка информации в базе данных.
Программное управление работой
компьютера. Информационные технологии и
общество.
45 46
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Рабочая программа по информатике 5-9 класс. Босова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.