Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству (базовый уровень) для 5-7 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями, внесенными от 29.12.2014г. №1644; от 31.12.2015г. №1577);
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Нового
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
предметников Рук. МО
_____ /Л.А.Дорохова/
Протокол № 1 от
«____»__________ 2018 г.
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
_______/М.П.Бухова/
«__»_________2018 г.
«Утверждаю»
Директор МОАУ СОШ с. Нового
______/С.В.Осипова/
«____»__________ 2018 г.
Рабочая программа на 2018 2019 учебный год
по изобразительному искусству для 5 7классов
Учитель: Дорохова Л.А.
Составлена в соответствии с требованиями ФГОС: Программы для
общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный
труд 1 – 9кл. /Авт.Б.М.Неменский./ 8изд. М. Просвещение. 2016г.Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству (базовый уровень) для 57
классов составлена на основе следующих нормативноправовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего
образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями, внесенными от
29.12.2014г. №1644; от 31.12.2015г. №1577);
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. №
081786 «О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Примерные программы
по учебному предмету (Рабочие программы
Неменского Б.М. 19 классы. М: Просвещение. 2016 г. );
Учебники,
обеспечивающие
реализацию рабочей программы:
«Изобразительное искусство» ./Авт.Б.М. Неменский./ 8изд. М. Просвещение.
2016г.
Приказ Министерства образования и науки Амурской области от 03.09.2013
№ 1062 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке
разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов,
дисциплин
учреждениями,
расположенными на территории Амурской области и реализующими
программы общего образования»;
общеобразовательными
(модулей)
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих
программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) от 23.05.2018 г
.протокол № 4 педагогического совета МОАУ СОШ с.Нового
Учебный план МОАУ СОШ с.Нового принят на заседании педагогического
совета протокол №5 от 11.06.2018
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 5 7 классов.
Предмет изучается: в 5 7 классах — 35 ч в год (при 1 ч в неделю).По окончании основной школы учащиеся должны:
5 класс:
Планируемые результаты
знать истоки и специфику образного языка декоративноприкладного
искусства;
знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое
значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные
знаки);
знать несколько народных художественных промыслов России;
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных
народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая,
Западной Европы XVII века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно
прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье,
гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративноприкладного искусства (народного,
классического,
декоративных,
изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и
декора;
современного) связь конструктивных,
умело пользоваться языком декоративноприкладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на
доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции
народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца,
Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или
геометрических элементов;
создавать художественнодекоративные объекты предметной среды,
объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали
интерьера определенной эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном
материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.)
6 класс:
знать о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни
общества и жизни человека;знать о существовании изобразительного искусства во все времена истории;
иметь представления о множественности образных языков изображения и
особенностях видения мира в разные эпохи;
знатьо взаимосвязи реальной действительности и ее художественного
изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
знатьосновные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление
об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории
искусства;
знатьряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах
портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
знатьособенности творчества и значение в отечественной культуре великих
русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знатьосновные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими
материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные
техники;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными
навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов;
знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными
правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по
представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры,
по памяти и по воображению;
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и
аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки
понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей
произведению искусства.
7 класс:
знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для
анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а
следовательно, и способов его изображения;
знать о процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа
работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли
формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого
и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических
событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий
истории;
знать о роли художественных образов изобразительного искусства в
понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между
поколениями, между людьми;
знать о роли художественной иллюстрации;
знать наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного
искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном
искусстве,
понимать особую культуростроительную роль русской
тематической картины XIXXX столетий;
получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры
человека с натуры и по представлению;
научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном
возрасту уровне;
развивать навыки наблюдательности, способность образного видения
окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность
восприятия реальности;
получить творческий опыт в построении тематических композиций,
предполагающий сбор художественнопознавательного материала,
формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её
выражения;
получить навыки соотнесения переживаний с контекстами художественной
культуры.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс
Iчетверть.Древние корни народного искусства – 9 часов
1. Древние образы в народном искусстве – 1час.
Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение
мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное
изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно
символический характер.
2. Декор русской избы 1 час.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение
картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля,
подземноводный мир).
Орнамент как основа декоративного украшения.
3. Внутренний мир русской избы 1 час.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок
— небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т.д.).
Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол,
круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы
и красоты.
4. Конструкция, декор предметов народного быта и труда 1час.
5. Самостоятельная работа.Украшение предметов быта 1 час.
Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область
конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство
пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных
предметов народного быта, выявление символического значения декоративных эле
ментов.6. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки 1 час.
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их
устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое
значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
7. Народный праздничный костюм – 1 час.
8. Творческая работа. Народная праздничная одежда 1 час.
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ.
Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений
народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира,
нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной
одежды.
9. Народные праздничные обряды – 1час.
Календарные народные праздники – это способ участия человек, связанного с
землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира.
Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
IIчетверть. Связь времен в народном искусстве – 7 часов
10. Древние образы в современных народных игрушках – 1 час
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках,
их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек,
принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора
в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской,
дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
11. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла – 1 час
12. Творческая работа. Роспись посуды – 1 час
История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью.
Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые
контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной
линией.
13. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла 1 час
14. Творческая работа. Роспись разделочных досок – 1час
История развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений
городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь —
главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы
декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи;изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы
городецкой росписи.
15. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла – 1 час
Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения
цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная
импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета
цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок,
тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни – 1 час
Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов
народных промыслов в современном искусстве. Традиционные худ.промыслы и
ремесла волгоградской области. Отличие художественного промысла от ремесла.
Вязание пуховых платков (Урюпинский, Алексеевский и Серафимовический
районы); глиняная игрушка (Иловля); плетение из природного материала
IIIчетверть.Декор – человек, общество, время – 10 часов
17. Зачем людям украшения – 1час
Социальная роль декоративноприкладного искусства в жизни разных времен и
народов. Все предметы декоративного искусства несут на себе печать
определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь
общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль
сказывается на всем образном строе вещи.
18. Декор и положение человека в обществе – 1 час
Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения
и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян.
Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского
орнамента и орнамента Египта.
19. Одежда говорит о человек – 1 час
20. Самостоятельная работа. Костюм эпохи Древней Греции – 1час
21. Самостоятельная работа. Греческая керамика – 1 час
22. Творческая работа. «Бал в интерьере дворца» 1 час
Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно
прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского,
древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, суть декора
выявить социальный статус людей.
23. О чем рассказывают гербы и эмблемы– 1 час24. Творческая работа. «Герб моей семьи» 1час
25. Самостоятельная работа. Эмблемы для школьных кабинетов – 1 час
История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба.
Символика цвета и изображения в геральдике. Части классического герба
26. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества 1 час
Декоративноприкладное искусство в повседневной жизни человека.
IVчетверть.Декоративноеискусство в современном мире – 9 часов
27. Современное выставочное искусство 1 час
Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи
материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение
соотношения пользы и красоты. Виды ДПИ
28. Ты сам – мастер декоративноприкладного искусства – 1 час
Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.
Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический
рельеф, папьемаше, расписные доски и т. д.)
29. Создание декоративной работы в материале– 1 час
30.Творческая работа. Коллективное панно – 1час
31. Творческая работа. Куклаберегиня – 1 час
32. Изготовление куклыберегини 1час
33. Творческая работа. Декоративная ваза – 1 час
34. Украшение декоративной вазы – 1 час
Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа
35. Древние образы в современном декоративном искусстве – 1 час
Итоговая игравикторина. Итоговая выставка творческих работ. Обобщение знаний
по теме «Древние образы в народном искусстве, современное повседневное и
выставочное искусство».
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 6 класс
I четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного мышления –
7 часов
1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств 1час
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные видыискусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и
декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды
изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные
материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
2. Рисунок — основа изобразительного творчества 1час
Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением
любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный
рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические
материалы и их выразительные возможности.
3. Линия и ее выразительные возможности 1час
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность
линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма
в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Композиция как ритм пятен. Самостоятельная работа 1час
4. Пятно как средство выражения 1 час
5.
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные
возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала.
Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
6. Цвет. Основы цветоведения. Творческая работа 1час
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и
холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение
свойств цвета.
7. Цвет в произведениях живописи 1час
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые
отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая
композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи
эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
8. Объемные изображения в скульптуре 1час
9. Основы языка изображения 1час
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с
окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в
скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
IIчетверть. Мир наших вещей. Натюрморт 7 часов10. Реальность и фантазия в творчестве художника – 1 час
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира.
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека.
Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в
творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к
изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном
искусстве.
11. Изображение предметного мира — натюрморт. Самостоятельная работа – 1
час
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем
рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в
истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные,
рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность
плоского изображения в древности и в XX веке.
12. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира – 1 час
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные
формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего
многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы.
Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
13. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива – 1 час
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи
объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости
предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел.
Понятие ракурса.
14. Освещение. Свет и тень – 1 час
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения.
Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая
тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи.
Свет как средство организации композиции в картине.
15. Натюрморт в графике. Творческая работа – 1 час
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в
натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок.
Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об
окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность
художественных техник.Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма
(матрица) и оттиски.
16. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта – 1час
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет
предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация
натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового
состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в
натюрморте настроений и переживаний художника.
IIIчетверть.Вглядываясь в человека. Портрет 10часов
17. Образ человека — главная тема искусства – 1 час
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения
портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в
искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени.
Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете.
Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художникипортретисты.
18. Конструкция головы человека и ее пропорции – 1 час
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и
ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и
форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
19. Изображение головы человека в пространстве. Творческая работа – 1 час
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы,
соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и
призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от
конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность инди
видуальных особенностей и физиономических типов.
20. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека – 1
час
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории
изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом
портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.
Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
21. Портрет в скульптуре – 1 час
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет вистории искусства.
Выразительные возможности скульптуры.
скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Материал
22. Сатирические образы человека – 1 час
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и
обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский
шарж.
23. Образные возможности освещения в портрете – 1 час
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и
изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет,
изображение против света, контрастность освещения.
24. Портрет в живописи. Творческая работа – 1 час
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ
человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в
парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
25. Роль цвета в портрете – 1 час
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как
выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
26. Великие портретисты – 1 час
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных
образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая
интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях
великих художников.
IVчетверть.Человек и пространство в изобразительном искусстве – 9часов
27. Жанры в изобразительном искусстве. Тест – 1 час
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве.
Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве.
Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический
жанры.
28. Изображение пространства – 1 час
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как
средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения
пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и
сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и
отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность визображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в
искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная
грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный
смысл.
29. Правила линейной и воздушной перспективы. Самостоятельная работа – 1
час
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость
картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов
— перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы,
планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
30. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства – 1 час
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в
пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж
Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация
перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в
картине и его образный смысл.
31. Пейзажнастроение. Природа и художник – 1 час
Пейзажнастроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и
красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток.
Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак,
туман, полдень. Роль колорита в пейзаженастроении.
32. Городской пейзаж. Самостоятельная работа – 1 час
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны
предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы
путем создания аппликации из отдельных изображений
33. Выразительные возможности изобразительного искусства.
34. Язык и смысл – 1 час
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства
в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности,
основы образновыразительного языка и произведение как целостность.
Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
35. Резервный урок. Выставка работ 1 час
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.Содержание программы 7 класс
Iчетверть.Изображение фигуры человека и образ человека – 9 часов
1. Изображение фигуры человека в истории искусств – 1 час
Образ человека стоит в центре искусства. Представление о красоте человека в
истории искусства: в древних культурах Египта, Ассирии, Индии, Древней Греции,
эпохи Возрождения.
2. Пропорции и строение фигуры человека. Самостоятельная работа– 1 час
Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для
фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.
3. Красота фигуры человека в движении 1час
Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух
путей поиска красоты человека: первый понимание красоты человека в античном
искусстве; второй — духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском
искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.
4. Лепка фигуры человека – 1 час
Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность
фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего
Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья.
5. Великие скульпторы – 1 час
Великое искусство скульпторов. Скульптура Эпохи Возрождения: работы
Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного
изображения человека в искусстве конца XIX XXначала века.
6. Изображение фигуры человека с использованием таблицы.
Самостоятельная работа – 1 час
Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и
второстепенное в изображении.
7. Набросок фигуры человека с натуры – 1 час
Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и
второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная
выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
8. Человек и его профессия – 1 час
Знать о выразительном значении размера произведения. Изображение человека,
занятого профессией (делом).
9. Понимание красоты человека в европейском и русском стиле 1 часРусское изобразительное искусство. Зарубежное изобразительное искусство
IIчетверть.Поэзия повседневности – 7 часов
10. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов – 1 час
Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у
разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве
древних восточных цивилизации и античности. Бытовые темы и их поэтическое
воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной
миниатюре.
11. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры – 1 час
Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры живописи,
графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический,
мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.
12. Сюжет и содержание в картине – 2 часа
Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства.
Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания
произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
13. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве – 1час
Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком
своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностей картины мира
в произведениях бытового жанра.
14. Возникновение и развитие бытового жанра в русском стиле – 1 час
Возникновении и развитие бытового жанра в русском стиле. Интерес к человеку, к
окружающим людям – необходимое качество деятельности художника.
15. Жизнь в моем городе в прошлых веках – 1 час
Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни
своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в
представлении народа о самом себе.
16. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве – 1 час
Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление
народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни,
неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в
необычное.
III четверть.Великие темы жизни –9 часов17. Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох – 1
час
Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески.
Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Исторический и мифологический жанры в
искусстве XVII века.
18. Тематическая картина в русском искусстве 1 час
Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая
тематическая картина и ее особая роль в искусстве Росси. Картина – философское
размышление.
19. Сложный мир исторической картины – 1 час
Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение
к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства.
20. Процесс работы над тематической картиной 1 час
Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски
композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурального материала;
подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения.
21. Великие темы жизни в творчестве русских художников – 1 час
Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве Росси. Картина –
философское размышление.
22. Сказочнобылинный жанр – 1 час
Сказочнобылинный жанр в живописи на примере творчества В. Васнецова и И.
Билибина
23. Библейские темы в изобразительном искусстве 2 часа
Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности
византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие
русские иконописцы А. Рублев, Ф. Грек, Дионисий. Библейские темы в живописи
Западной Европы и русском искусстве.
24. Художественные музеи моего города (края) – 1 час
Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт
Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр
в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде,
Метрополитен в НьюЙорке.
25. Монументальная скульптура и образ истории народа 1 час
Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и внародном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим
деятелям культуры. Мемориалы.
26. Место и роль картины в искусстве XX века 1 час
Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века.
Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и
борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на
зрителя, несозерцательность, метафоризм (П.Пикассо.Герника; работы К.Кольвиц,
Р. Гуттузо; Ири и ТосикоМару к и. Серия панно «Хиросима»). Монументальная
живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали.
27. Знакомые картины и художники – 1 час
Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века.
Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и
борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на
зрителя, несозерцательность, метафоризм. Искусство плаката и плакатность в
изобразительном искусстве.
IV четверть.Реальность жизни и художественный образ –8 часов
28. Художественнотворческие проекты – 1час
29. Искусство иллюстрации – 1 час
Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Видимая сторона
реальности, зримый художественный образ. Иллюстрация как форма взаимосвязи
слова с изображением.
Самостоятельность иллюстрации.
Наглядность литературных событий и
способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного
произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также
своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету
рассказа. Известные иллюстраторы книги.
30. Слово и изображение 1 час
Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Видимая сторона
реальности, зримый художественный образ. Иллюстрация как форма взаимосвязи
слова с изображением. Известные иллюстраторы книги.
30. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве – 1час
Конструктивное начало – организующее начало в изобразительном произведении.
Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение
произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства
картины.
31. Зрительские умения и их значение для современного человека 1 часЯзык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».
Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный
уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень
ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что
прекрасно и что безобразно.
32. История искусства и история человечества 1час
Историкохудожественный процесс в искусстве. Стиль как художественное
выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй
искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и
изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический
стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения,
русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн.
33. Стиль и направление в изобразительном искусстве – 1час
Историкохудожественный процесс в искусстве. Стиль как художественное
выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй
искусства определенной эпохи, страны. Меняющие образы различных эпох и
изменчивость языка искусства.
34. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства – 1час
Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание
творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в
искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники в
истории искусства и их произведения.
35. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре – 2
часа
Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт
Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, Лувр
в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде,
Метрополитен в НьюЙорке.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ПЛАНИРОВАНИ 5КЛАСС
ЧАСЫ
ДАТА
1 четверть. Древние корни народного
искусства
1 Древние образы в народном искусстве
2 Декор русской избы
3 Внутренний мир русской избы
4 Конструкция, декор предметов народного быта
и труда
5 Самостоятельная работа. Украшение предметов
быта
6 Образы и мотивы в орнаментах русской
народной вышивки
7 Народный праздничный костюм
8 Творческая работа. «Народная праздничная
одежда»
9 Народные праздничные обряды
2 четверть. Связь времен в народном
искусстве
10 Древние образы в современных народных
игрушках
11 Искусство Гжели. Истоки и современное
развитие промысла
12 Творческая работа. Роспись посуды
13 Искусство Городца. Истоки и современное
развитие промысла
14 Творческая работа. Роспись разделочных досок
15 Искусство Жостова. Истоки и современное
развитие промысла
16 Роль народных художественных промыслов в
современной жизни
3 четверть. Декор – человек, общество,
время
17 Зачем людям украшения
18 Декор и положение человека в обществе
19 Одежда говорит о человеке
20 Самостоятельная работа. Костюм эпохи Древней
Греции
21 Самостоятельная работа. Греческая керамика
22 Творческая работа. «Бал в интерьере дворца»
23 О чем рассказывают гербы и эмблемы
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
124 Творческая работа. «Герб моей семьи»
25 Самостоятельная работа.
Эмблемы для
школьных кабинетов
26 Роль декоративного искусства в жизни человека
и общества
4 четверть. Декоративное искусство в
современном мире
27 Современное выставочное искусство
28 Ты сам – мастер декоративноприкладного
искусства.
29 Создание декоративной работы в материале
30 Творческая работа. Коллективное панно
31 Творческая работа. Куклаберегиня
32 Изготовление куклыберегини
33 Творческая работа. Декоративная ваза
34 Украшение декоративной вазы
35 Древние образы в современном декоративном
искусстве
ВСЕГО:
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6КЛАСС
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ЧАСЫ
ДАТА
1 четверть. Виды изобразительного
искусства и основы образного языка
1 Изобразительное искусство
в семье
пластических искусств
2 Рисунок – основа изобразительного творчества
3 Линия и ее выразительные возможности
4 Пятно как средство выражения.
5 Композиция как ритм пятен. Самостоятельная
работа.
6 Цвет. Основы цветоведения. Творческая
работа.
7 Цвет в произведениях живописи
8 Объемные изображения в скульптуре
9 Основы языка изображения
2 четверть. Мир наших вещей. Натюрморт
10 Реальность и фантазия в творчестве художника
11 Изображение предметного мира – натюрморт.
Самостоятельная работа.
12 Понятие формы.
окружающего мира
Многообразие форм
13 Изображение объема на плоскости и линейная
перспектива
14 Освещение. Свет и тень.
15 Натюрморт в графике. Творческая работа.
16 Цвет в натюрморте.
Выразительные
возможности натюрморта. Самостоятельная
работа.
3 четверть. Вглядываясь в человека.
Портрет
17 Образ человека – главная тема искусства
18 Конструкция головы человека и ее пропорции
19 Изображение головы человека в пространстве.
Творческая работа.
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
120 Графический портретный рисунок и
выразительность образа человека
21 Портрет в скульптуре
22 Сатирические образы человека
23 Образные возможности освещения в портрете
24 Портрет в живописи. Творческая работа.
25 Роль цвета в портрете
26 Великие портретисты
4 четверть. Человек и пространство в
изобразительном искусстве
27 Жанры в изобразительном искусстве. Тест.
28 Изображение пространства
29 Правила линейной и воздушной перспективы.
Самостоятельная работа.
30 Пейзаж – большой мир. Организация
изображаемого пространства
31 Пейзаж – настроения. Природа и художник
32 Городской пейзаж. Самостоятельная работа.
33 Выразительные возможности изобразительного
искусства
34 Язык и смысл
35 Резервный урок. Выставка работ
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ЧАСЫ
ДАТА
Iчетверть. Изображение фигуры человека и
образ человека
1 Изображение фигуры человека в истории
искусств
2 Пропорции и строение фигуры человека.
Самостоятельная работа
3 Красота фигуры человека в движении
4 Лепка фигуры человека
5 Великие скульпторы
6 Изображение
фигуры
с
использованием таблицы. Самостоятельная
работа
человека
7 Набросок фигуры человека с натуры
8 Человек и его профессия
9 Понимание красоты человека в европейском и
русском стиле
IIчетверть. Поэзия повседневности
10 Поэзия повседневной жизни в искусстве
разных народов
11 Тематическая
картина.
Бытовой и
исторический жанры
12 Сюжет и содержание в
картине.
Самостоятельная работа
13 Жизнь каждого дня – большая тема в
искусстве
14 Возникновение и развитие бытового жанра в
русском стиле
15 Жизнь в моем городе в прошлых веках
16 Праздник и карнавал в изобразительном
искусстве
III четверть.Великие темы жизни
17 Исторические темы и мифологические темы в
искусстве разных эпох.
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
9
118 Сложный мир исторической картины
19 Процесс работы над тематической картиной
20 Великие темы жизни в творчестве русских
художников.
21 Сказочнобылинный жанр. Творческая работа
22 Библейские
в изобразительном
темы
искусстве
23 Процесс работы над тематической картиной.
Самостоятельная работа
24 Монументальная скульптура и образ истории
народа
25 Знакомые картины и художники
26 Место и роль картины в искусстве XX века
IV четверть.Реальность жизни и
художественный образ
27 Искусство иллюстрации.
Самостоятельная
работа
28 Слово и изображение
29 Конструктивное и декоративное начало в
изобразительном искусстве
30 Зрительские умения и их значение для
современного человека
31 История искусства и история человечества.
Творческая работа
32 Стиль и направление в изобразительном
искусстве
33 Личность художника и мир его времени в
произведениях искусства
34 Крупнейшие
музеи
изобразительного
искусства и их роль в культуре
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
2
ВСЕГО:
35