Рабочая программа по искусству.
Оценка 4.7

Рабочая программа по искусству.

Оценка 4.7
Документация
docx
искусство
8 кл
31.05.2017
Рабочая программа по искусству.
Рабочая программа по искусству составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под ред. Г.И. Даниловой.
Рабочая программа по искусству, 8 кл.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Севастопольское президентское кадетское училище» УТВЕРЖДАЮ Начальник ФГКОУ «Севастопольское ПКУ» В. В. Пискайкин «    » августа 2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство» для 8 А,8 Б,8 В,8 Г, 8 Д, 8 Е классов 1 час в неделю (всего 34 часа) РАССМОТРЕНО на заседании ПМК ОД  «Технологии: МХК,  искусство и технология» Протокол № _______ «    » августа 2016 г. Преподаватель (руководитель дисциплины «Технология») ________Д.Д. Баранник СОГЛАСОВАНО Заместитель начальника  по учебной работе __________Е.Г. Масько «    » августа 2016 г. Исполнитель: преподаватель отдельной дисциплины «Искусство»  ____________Т.Г. Верланова           Педагогический стаж 40 лет           Высшая квалификационная категория г. Севастополь 2016 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка.................................................................3 2. Общая характеристика учебного предмета... ………………………………………………………..6 3. Критерии оценки знаний и умений...…………………………  8 4. Требования крезультатам освоения учебного предмета..…    10 5. Основное содержание рабочей программы.…………… ……..12 6. Планируемые результаты .……………………………………..29    7. Учебное и учебно­методическое обеспечение по  искусству……………………………………………………......31 8. Календарно­ тематическое планирование уроков в 8 А, Б, В,  Г,Д,Е классах на 2016­2017 учебный год……………..……… 34 9. КИМы…………………………………………………………….47 2 Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Искусство» для  кадет 8 класса ФГКОУ «Севастопольское ПКУ» составлена на основе  Фундаментального ядра   содержания общего образования и требований к  результатам основного общего образования, представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Рабочая программа составлена на основе нормативно­ правовых документов: Приказ Минобразования Российской Федерации от 05.03.04 г. №1089 «Об  утверждении Федерального компонента государственных образовательных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)  общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008г.  №164, от 31.08.2009г. №320, от 19.10.2009г №427, с изм., внесёнными  приказами Минобрнауки России от 10.11.2011г. №2643 от 24.10.2012г.№39, от 31.01.2012г. №69);      Приказ Министерства обороны РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для  общеобразовательных учреждений Российской Федерации», реализующих  программы общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от  20.08.2008г. №241, от 30.08 №889, от 03.06.2011г №1994, от 01.02.2012г.  №74);      Приказ Минобразования РФ от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении  федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при  реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных  программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования»; 3 Постановление Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин  2.4.2.2821 – 10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;    Положение «О рабочей программе ФГКОУ «Севастопольское КПУ» от  30.03.2015 года.      Рабочая программа ориентирована на использование учебно­ методического комплекса под ред. Г.И. Даниловой. Цели изучения предмета ­ формирование основ художественной культуры обучающихся как  неотъемлемой части их общей духовной культуры; овладение культурой  восприятия традиционных и современных видов искусства;  ­ обобщение знаний об искусстве как самобытном явлении культуры,  отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические  идеалы и духовное начало всего человечества;  ­ обогащение эмоционально – духовной сферы обучающихся в процессе  восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и  самостоятельного художественного творчества;  ­ разностороннее развитие растущего человека, его памяти (музыкальной,  слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания,  художественного мышления и эстетического вкуса, способности к  продуктивной художественной деятельности;   ­ освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков, способов  учебных действий в области различных видов традиционного и современного  искусства;  4 ­ расширение опыта художественно – творческой деятельности в области  различных видов искусства, включая современные мультимедийные  технологии.  В контексте обозначенных целей изучение предмета направлено на  решение следующих ключевых задач:  ­ обобщение основных понятий изучаемой области знания, единых  закономерностей развития жизни и искусства во взаимосвязи с историей  отечественной и зарубежной художественной культуры;  ­ углубление представлений о традиционных и современных видах искусства,  их общности и различии, характерных чертах и основных специфических  признаках;  ­ воспитание эмоционально –ценностного, заинтересованного отношения к  миру, художественно – эстетического вкуса, и сопричастности к различным  явлениям искусства и жизни;  ­ овладение опытом разнообразной художественной деятельности для  дальнейшего самообразования, организации содержательного культурного  досуга;  ­ освоение разнообразных видов художественного творчества в народном  искусстве, музыке и литературе, кино, театре и хореографии, живописи,  скульптуре, и архитектуре, дизайне и декоративно – прикладном искусстве.  Место учебного предмета в учебном плане.      На изучение курса «Искусство» («Виды искусства») в 8 классе учебным  планом отводится 68 учебных часов, 1 час в неделю. Основное внимание  акцентировано на определении роли и места искусства в жизни человека и  5 общества, формировании и развитии понятия «художественный образ» и  выявлении его специфики в различных видах искусства. Постижение  современной классификации видов искусства, выявление эстетической  характеристики и специфических особенностей художественного языка  пространственных и временных видов искусства определяют главное  содержание курса.      Преподавание ведётся по учебнику: Искусство, 8 кл. Издательство  «Дрофа», Москва, 2014г. Автор Г.И. Данилова      Контроль по усвоению научных понятий, терминов, практических навыков  осуществляется через систему контроля. Основными формами контроля  знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль,  итоговая аттестация. Текущий контроль определяется содержанием разделов  и тем программы и осуществляется в форме индивидуальных и групповых  творческих работ, тестирования, устного ответа. Промежуточный контроль  предусмотрен по окончании учебного триместра в творческой форме работы  на заключительном уроке.  2. Общая характеристика предмета Интегрированный курс «Искусство» в основной школе ориентирован на  развитие потребности обучающихся в общении с миром прекрасного,  осмысление значения искусства в культурно­историческом развитии  человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии  общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать задачи  развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его  духовно­нравственных идеалов.  6 Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес кадет к миру  художественной культуры, формирует потребности в различных способах  творческой деятельности, находит способы выработки навыков общения,  активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет   деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями ребят,  их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием  современных информационно­коммуникативных технологий.         Знакомство кадет с шедеврами мирового искусства­ процесс, который  позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами  гуманитарно­художественного направления. Интегративный характер курса  «Искусство», выраженный в понятии художественного образа, определяет его особое место  в общей системе гуманитарно­художественного образования.           Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение  искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные  исторический и тематический подходы к его изучению обеспечивают  осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в  историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на  качественно новом уровне с учетом ранее изученного.  Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип  дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного  гуманитарного образования. Курс «Искусство» логично рассматривается в  общей системе предметов гуманитарно­эстетического цикла: литературы,  музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания.  Интегративные подходы в его изучении позволяют взглянуть на одну  изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей. Они учат  кадета сопоставлять, сравнивать разрозненные факты и явления, обобщать  7 свои наблюдения и полученные знания, предоставляют возможность для  развития альтернативного и вариативного мышления.        В программе намечены пути объединения гуманитарных предметов через  сквозные идеи (социальные, философские, религиозные) или опирающиеся на  идеологическую концепцию культуры и сознания человека.      Принцип вариативности. Изучение искусства — процесс исключительно  избирательный, предусматривающий возможность применения различных  методических подходов с учетом конкретных задач.  Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения  искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный, позволяющий  на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие  способности кадет в соответствии с общим и художественным уровнем его  развития, личными интересами.  3. Критерии оценки знаний и умений кадет по предмету «Искусство» Отметка «5» ставится, если кадет дает исчерпывающие, точные ответы,  отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения,  владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет  вести инициативный диалог, говорить правильным литературным языком, при  написании итоговых творческих работ проявляет самостоятельность и умение проводить параллели между изучаемыми явлениями культуры и  собственными знаниями, жизненным опытом. 8 Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает хорошее знание  материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и  цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе кадет испытывает некоторые затруднения, формулируя  обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных  явлений культуры. Отметка «3» ставится, если кадет в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал,  формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает  существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не  отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт,  кадет не может проводить параллели между различными явлениями культуры. Отметка «2» ставится, если кадет демонстрирует недостаточное,  поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе  практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов,  недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отклонения от  литературных норм, содержание ответа не соответствует материалу,  изученному на уроке.  Наиболее важными критериями оценки анализа являются: 1. Знание (хорошее или плохое) произведений искусства. 2. Полнота и глубина характеристики произведений. 3. Знание изобразительно­выразительных средств, используемых автором. 4. Умение логически связывать теоретический материал по искусству. 9 5. Наличие (отсутствие) эстетического вкуса (определенного эмоционально­ эстетического предпочтения, выбора конкретных объектов изображения,  содержащих элементы понимания их эстетических достоинств). 6. Наличие (отсутствие) определенной системы эстетических суждений,  понятий, взглядов на действительность. 7. Развернутость и глубина, аргументированность и осознанность  эстетических суждений. 8. Умение (неумение) связывать явления, изображенные в картинах  художников с действительной жизнью. 4. Требования к уровню подготовки кадет 8 класса за курс предмета «Искусство» Обучение искусству в основной школе должно обеспечить кадетам  возможность: ­иметь представление о жанрах и стилях классического и современного  искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии; ­определять принадлежность художественных произведений к одному из  жанров на основе характерных средств выразительности; ­знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов,  художников, скульпторов, режиссеров и т. д, узнавать наиболее значимые их  произведения; ­размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной  идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме,  исполнителях; 10 ­давать личностную оценку музыке, аргументируя свое отношение к тем или  иным музыкальным явлениям; ­воспринимать явления художественной культуры разных народов мира,  осознавать в ней место отечественного искусства; ­понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться  в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях  искусства, делать выводы; ­описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя  для этого соответствующую терминологию; ­структурировать изученный материал и информацию, полученную из  других источников; применять умения и навыки в каком­либо виде  художественной деятельности; решать творческие проблемы. ­ориентироваться в культурном многообразии окружающей  действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и  искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и  ложные ценности; ­ организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и  задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения; ­мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять  отдельные свойства и качества целостного явления; ­ воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах  произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и  осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности; ­чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру; 11 ­использовать коммуникативные качества искусства; действовать  самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в  достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной  деятельности; ­выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах; ­ анализировать и оценивать процесс и результаты собственной  деятельности и соотносить их с поставленной задачей. 5. Основное содержание рабочей программы Виды искусства (34 ч) Введение. В мире классических искусств. Бесконечный и разнообразный  мир искусства. Тайны искусства. Азбука искусства. Основные эстетические  категории. I. Художественные представления о мире (8 ч) Понятие о видах искусства. Семья муз Аполлона. Музы—дочери Зевса и  богини памяти Мнемозины. Атрибуты муз. Современные классификации  искусств. Разделение искусств на пространственные, или пластические  (архитектура, живопись, графика, фотография, скульптура, декоративно­ прикладное искусство), временные (музыка) и пространственно­временные,  или синтетические (литература, театр, опера, балет, телевидение, кино,  эстрада, цирк); условный характер подобного деления. Деление искусств на  12 изобразительные (скульптура, живопись, фотография, эпос, драма, театр,  кино) и выразительные (архитектура, декоративно­прикладное искусство,  танец, музыка, лирическая поэзия); условный характер этого деления. Тайны художественного образа. «Мышление в образах». Художественный  образ—наглядное выражение идеи при помощи средств искусства. Процесс  создания художественного образа. Особенности его восприятия. Характерные черты и свойства художественного образа: типизация, метафоричность,  иносказательность и недоговоренность. Оригинальность, конкретность и  неповторимость воплощения художественного образа в различных видах  искусства. Правда и правдоподобие в искусстве. Разумное соотношение  вымысла и действительности в художественном произведении. Творческая  фантазия художника. Условность в искусстве. Изменение привычных форм  предметов и явлений по воле художника. Понятие условности как  важнейшего средства постижения художественного образа. Условный  характер произведений искусства на примере различных его видов (театра,  балета, живописи). Художник и окружающий мир. Мир «сквозь магический кристалл».  Многозначность понятия «художник». Художник­творец, преобразующий мир и открывающий в нем «невидимое посредством видимого». Как рождается  художник и что питает его вдохновение. Мир материальный и духовный,  особенности его отражения в произведениях искусства. Различие между  автором и героем его произведения. Талант и мастерство художника.  Талант—необходимая предпосылка художественного творчества. Важнейшие  составляющие таланта и особенности его проявления в детстве (на примере  творческой судьбы В. А. Моцарта). Понятие мастерства в художественном  творчестве. Одаренность художника. Секреты художественного  творчества. А. Пушкин о процессе художественного творчества. Особая роль 13 вдохновения в создании произведения искусства. Рождение замысла будущего произведения и его реальное воплощение. Возвышенное и низменное в искусстве. Эстетика—наука о прекрасном в  искусстве и в жизни. Основные эстетические категории, их роль и значение  для восприятия и оценки произведений искусства. Возвышенное в искусстве.  Возвышенное и его связь с достижением идеала, воплощением заветной мечты. Статья Ф. Шиллера «О возвышенном». Возвышенное в архитектуре (пирамиды Древнего Египта). Возвышенность героев и событий в античной трагедии и  произведениях У. Шекспира (король Лир). Возвышенный характер музыки  Бетховена (финал Третьей («Героической») симфонии). Использование  особых средств художественной выразительности для создания возвышенных  образов и событий (на примере работы А. Пушкина над поэмой «Полтава»).  Низменное в искусстве*. Категория низменного и ее противопоставление  возвышенному. Проявления низменного в искусстве и жизни (Пергамский  алтарь, рисунки Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»). Контрасты  возвышенного и низменного в произведениях мирового искусства (на примере  хореографической миниатюры «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен­Санса  в исполнении А. Павловой). Особенности проявления красоты в обыденном,  уродливом и безобразном. Проявления низменного в произведениях мировой  живописи. Офорты Ф. Гойи «Капричос»: сюжетная основа произведений и ее  трагическое звучание; сочетание реальности и фантастики, гротеска и  карикатуры.  Трагическое в искусстве. Законы трагического в искусстве и жизни.  Общность и различия в проявлении трагического в искусстве и жизни.  Специфические законы существования трагического в искусстве.  Неразрешимость конфликтов, непримиримое противоречие между идеалом и  реальностью, новым и старым—основа трагического в искусстве. Рок и  14 судьба в античной трагедии*. Истоки трагического в древнегреческой  трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид). Противоречивость и сложность  характера трагического героя, осознанием личной ≪вины≫ за невозможность изменения жизни. Миф о Дионисе и рождение трагедии. Дифирамбы и их роль в организации дионисийских праздников. Учение Аристотеля о трагедии.  Катарсис. Трагическое как проявление возвышенного. История трагической и  возвышенной любви Франчески и Паоло в «Божественной комедии» Данте  («Ад», песнь пятая). Художественные интерпретации сюжета в произведениях живописи (У. Блейк «Вихрь влюбленных») и симфонической фантазии П.  Чайковского «Франческа да Римини». «Реквием» В. А. Моцарта как образец  трагической музыки, проникнутой страданием. Комическое в искусстве. Понятия смешного и комического. Смех— важнейшее средство нравственного воспитания человека. Эстетическая  природа комического в искусстве и жизни. Разграничение понятий «смешное»  и «комическое». Социальный, общественно­значимый характер комического.  Градации комического. От дружеской улыбки и иронии  до явной неприязни  и сарказма. «Тайна» юмора. Комический эффект искусства карикатуры.  Непримиримый и обличительный характер сатиры, ее тяготение к гротеску и  фантастике. Сочетание трагического и комического в произведениях  искусства. Выдающиеся комики мира*. Ч. Чаплин—выдающийся комик  немого кинематографа. Актерская маска Чаплина, контраст внешнего облика  и характера героя, его лучшие фильмы и роли. Ю. Никулин—клоун на все  времена. Особый дар импровизации, умение незаметно вовлечь зрителя в свою игру. Творческое мастерство актера: чувство юмора, знание законов  смешного, актерская техника, умение черпать материал из окружающей  жизни, контрасты клоунской маски. Характеристика видов деятельности обучающихся (ЗУН). 15  Анализировать результаты собственной творческой деятельности с  точки зрения художественного и технического совершенства;  Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в  различных видах искусства;  Применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза  изображений;  Воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных  технологий;  Самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для  подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и  пр.;  Принимать участие в разработке различных художественно­творческих  проектов с применением ИКТ (реклама, открытка, визитная карточка,  эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и т.д.)  Осознавать значение искусства в жизни современного человека;  знать причины возникновения искусства;  понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании  природы;  рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в  искусстве;  эмоционально воспринимать художественные образы различных видов  искусства; 16  уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства;  ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов  искусства;  владеть отдельными специальными терминами из области различных  видов искусства в рамках изучаемого курса;  понимать значение стиля в искусстве;  анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений  искусств и культурные особенности эпохи;  оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой  художественной культуры;  понимать специфику восприятия различных визуальных произведений II. Азбука искусства (26 ч) Азбука архитектуры. «Каменная летопись мира». Произведения  архитектуры—памятники материальной и духовной жизни общества. Место  архитектуры среди других видов искусства. Создание искусственной среды  для жизни и деятельности человека—главное назначение архитектуры.  Создание среды обитания человека с помощью материально­технических и  художественных средств—ее основная цель. Архитектура как выражение  основных идей времени. «Прочность, польза, красота». Витрувий об  основных составляющих архитектуры. Функциональные, технические и  эстетические начала архитектуры. Элементы архитектуры. Понятие о  тектонике. Профессия архитектора. Оценка труда архитектора в различные  17 исторические эпохи. Витрувий о задачах архитектора. Первые зодчие Руси.  Расширение задач архитектора в наши дни. Сложность и многогранность  профессии архитектора, ее творческое начало и универсальный характер.  Основные этапы архитектурного строительства. Будущее профессии. Художественный образ в архитектуре. Особенности архитектурного  образа. Необходимые условия для создания архитектурного образа.  Специфика художественного образав архитектуре. Единство внешней и  внутренней формы в архитектуре. Особенности воздействия архитектурных  сооружений на чувства и поведение человека. Связь архитектурных  сооружений с окружающей природой. Зависимость архитектуры от  географических и климатических условий. Средства создания архитектурного образа. Симметрия, ритм, пропорции,  нюансы и контрасты, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб.  Пропорции человеческого тела в архитектуре. Принцип золотого сечения.  Архитектурный ансамбль. Актуальность задачи объединения различных  зданий в единое художественное целое. Принцип динамического равновесия.  Общность композиционного замысла с учетом архитектурного и природного  окружения. Стили архитектуры. Архитектурный стиль—совокупность элементов и  признаков, характерных для множества памятников. Идея преемственности  архитектурных стилей. Архитектурные стили Древнего Египта и  Античности. Канонический стиль архитектуры Древнего Египта, его  особенности. Основные типы построек, их связь с религиозными верованиями  египтян. Классический стиль архитектуры Древней Греции и Рима, ее  важнейшие качества. Создание греческой ордерной системы. Инженерные  достижения римских архитекторов. Изобретение бетона. Строительство  дорог. Архитектурные стили Средневековья. Романский стиль, основные  18 типы сооружений, их назначение. Характерные особенности стиля.  Готический стиль. Каркасное перекрытие зданий—главная конструктивная  особенность готических сооружений. Вклад древнерусских мастеров в  развитие средневековой архитектуры. Уникальность древнерусского  зодчества. Архитектурный стиль эпохи Возрождения. Следование идеям  античного зодчества. Архитектурные стили Нового и Новейшего времени.  Барокко. Стремление к пластичной выразительности архитектурных  сооружений. Обилие пышных декоративных украшений. Искажение  классических пропорций, оптический обман, игра света и тени, преобладание  сложных криволинейных форм. Диссонанс и асимметрия—основные  принципы оформления фасадов. Классицизм в архитектуре. Практичность и  целесообразность, простота и строгость форм, спокойная гармония  пропорций, скромный декор. Ампир – стиль эпохи Наполеона—выражение  идей государственного могущества и воинской силы. Эклектика в  архитектуре XIX в. И ее особенности. Модерн—качественно новая ступень в  развитии архитектуры. Роль декоративного оформления фасадов и  интерьеров зданий, асимметрия. Органическое единство архитектуры с  окружающей средой. Развитие современной архитектуры. Идеи рационализма  и конструктивизма. Использование новых материалов и технологий.  Стремление подчеркнуть интернациональный характер и функциональное  назначение архитектурного сооружения. Постмодернизм в архитектуре. Стиль хай­тек. Стилистическое многообразие и оригинальность решений  современной архитектуры. Виды архитектуры. Архитектура объемных сооружений. Понятие об  общественной, жилой и промышленной архитектуре. Общественная  архитектура. Культовые постройки. Административные здания. Зрелищные и  выставочные сооружения: театры, музеи, концертные и выставочные залы,  павильоны и стадионы. Жилая архитектура. Древнейшие дома человека.  19 Жилые дома народов мира. Жилые дома, созданные А. ГаудииЛе Корбюзье.  Промышленная архитектура: заводы, фабрики, электростанции, мосты,  туннели, вокзалы, метро. Ландшафтная архитектура. Зарождение садово­ паркового искусства. Висячие сады Семирамиды как одно из чудес света.  Сады в исламских странах. Садово­парковое искусство Китая и Японии.  Европейские традиции садово­паркового искусства. Тип французского  регулярного и английского пейзажного парков. Аналоги французского и  английского парков в России, оригинальность замысла и творческого  воплощения. Современное садово­парковое искусство. Градостроительство. Формирование облика городов. Законы, правила устройства города,  реконструкция старых районов—главные задачи современного градостроения. Современный город и его проблемы. Исторические типы планировки города.  Структура современного города. Мечта о создании идеального города и ее  реальное воплощение в оригинальных проектах. Язык изобразительного искусства. Как понять изображение. Живопись,  скульптура, графика—виды изобразительного искусства. Изображение  предметов и явлений окружающего мира в зримых образах. Роль творческого  воображения в создании произведений изобразительного искусства. Место  изобразительных искусств в существующих классификациях.  Изобразительные искусства—пространственные и пластические. Особенности создания художественного образа в реальных и абстрактных композициях.  Особенности творческой манеры художника. Монументальные и станковые  виды изобразительного искусства. Основные виды монументального  искусства: скульптурные памятники, панно, мозаики, фрески, плакаты,  вывески. Основные виды станкового искусства: картины, статуи, бюсты,  станковые рельефы, эстампы, станковые рисунки. Способы и средства  изображения. Роль композиционного замысла художника, основные правила  композиции. Ритм в изобразительном искусстве. Метод перспективы (понятие 20 линейной, воздушной и обратной перспективы). Светотень. Эксперименты  импрессионистов. Линия, определяющая характер изображения на плоскости  и в пространстве. Роль контрастов и нюансов, фактуры и текстуры в  изобразительном искусстве. Искусство живописи. Живопись—художественное изображение реального и  воображаемого мира на плоскости с помощью цветных материалов, один из  основных видов искусства. Виды живописи. Характерные особенности  монументальной живописи и ее предназначение. Масштабность композиций и  их обусловленность организованной архитектурной средой. Техника фрески,  мозаики и витража. Декорационная живопись. Плафонная живопись.  Настенные панно (десюдепорты) эпохи рококо. Характерные особенности  станковой живописи и ее предназначение. Картина как основной вид  станковой живописи. Театральная декорация, иконопись, миниатюра,  панорама и диорама как особые виды живописи. Художественные средства  живописи. Цвет как важнейшее средство передачи эмоционально­смыслового настроя художественного произведения. Основные качества цвета: цветовой  тон, светлота и насыщенность. Понятие о колорите—системе соотношений  цветовых тонов и их оттенков. Деление цветов на теплые и холодные. Понятие локального и обусловленного цвета. Творчество Э. Делакруа как пример  колористического мастерства. Светотень—закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета. Блик, свет, полутень, собственная или  падающая тень, рефлекс—основные градации светотени. Сфумато Леонардо  да Винчи. Искусство светотени в живописных произведениях Караваджо. Роль линии в искусстве живописи и ее выразительные возможности. Характер  мазка и обработка красочной поверхности—способы достижения  выразительности живописи. 21 Жанровое многообразие живописи. Понятие жанра в живописи.  Становление и развитие системы жанров в истории мировой живописи.  Специфика деления живописи на жанры и ее условный характер.  Традиционные жанры. Любимые жанры мастеров живописи. Изменения  жанровой системы в искусстве XX в. Характеристика жанров в живописи.  Особый статус исторической живописи в мировом искусстве. Диалог  прошлого и настоящего. Мифологическаяи библейская тематика как  принадлежность к историческому жанру живописи. Русская историческая  живопись XIX в. Основные цели и объекты изображения в произведениях  батального жанра. Бытовой жанр живописи, его истоки и эволюция, цели и  задачи. Жанр портрета. Разновидности портрета: парадный, исторический,  камерный, психологический, автопортрет. Эволюция портретного жанра.  Изображение естественной или преображенной человеком природы—главный  объект пейзажной живописи. Цели и задачи пейзажной живописи, ее  разновидности (лирический и эпический пейзажи). Понятие городского  (архитектурного) пейзажа. Сельские и морские (марины) пейзажи.  Индустриальный, фантастический (космический) пейзажи. Жанр натюрморта  и его эволюция. Парадные (фламандские) и камерные (голландские)  натюрморты. Философские натюрморты vanitas («суета сует»). Цели и задачи  натюрморта, продуманность композиции, ее колористическое решение.  Натюрморт как экспериментальная площадка живописных исканий конца XIX —XX в. Анималистический жанр как древнейший жанр живописи. Цели и  объекты изображения. Жанр интерьера, его близость к натюрморту и бытовой  живописи. Эволюция жанра и характерные особенности его развития в  различные эпохи. Искусство графики. Графика: от возникновения до современности*.  Графика как один из древнейших видов изобразительного искусства.  Эволюция графического искусства. Роль графики после открытия  22 книгопечатания. Графика – «муза XX в.». Графика в жизни современного  человека. Компьютерная графика—новый инструмент художников,  дизайнеров, конструкторов, ее роль в оформлении печатной продукции,  художественном проектировании архитектурных сооружений, торговой  упаковки, создании фирменных знаков, произведений станковой графики.  Стереометрия—создание реального трехмерного пространства (3D).  Общность и различия между графикой и живописью. Характерные  особенности искусства графики. На каком языке говорит графика. Основные материалы художника­графика. Задачи образного отражения  действительности в графическом искусстве. Изобразительно­выразительные  средства графики: рисунок, линия, штрих, тон, пятно, силуэт, цвет. Виды  графического искусства. Виды графики по технике исполнения. Уникальная,  или рукотворная, графика (рисунки, наброски, зарисовки, шаржи,  карикатуры, выполненные в одном экземпляре). Печатная графика, или  эстамп. Гравюра—основной вид печатной графики. Разновидности гравюры:  ксилография, литография, линогравюра и офорт. Художественная фотография. История фотографии. Первые дагеротипы.  Эксперименты с новым способом создания изображений. Камера­обскура.  Научные исследования У. Толбота. Дальнейшее совершенствование техники и создание ярких художественных образов. Фотография сегодня—важнейшее  средство массовой информации, ее использование в сфере дизайна, театра и  журналистики, создании инсталляций. Создание голографических  изображений.Использование новейших цифровых технологий в искусстве  фотографии. Выразительные средства и жанры фотографии.  Использование в фотографии традиционной системы жанров: общность и  характерные различия. Фрагмент и фотомонтаж как специфические жанры  фотографии. Художественные средства выразительности в искусстве  фотографии: композиция, план, ракурс, светитень, ритм. 23 Язык скульптуры. История скульптуры. Скульптура как один из  древнейших видов изобразительного искусства. Амулеты первобытного  человека. Важнейшие достижения скульпторов Древнего Египта.  Классический идеал античных мастеров. Средневековая скульптура – «книга» для верующих людей, ее связь с архитектурой. Гуманистический идеал в  скульптуре Возрождения. Отличительные особенности скульптуры барокко и  классицизма. Характерные особенности развития скульптуры в конце XIX— XX в.: стремление к символической трактовке образов, пластическая  импровизация и эксперимент, поиск новых способов технической обработки  материалов. Кинетическая скульптура как ярчайший пример смелого  новаторства. Новизна и оригинальность художественных решений  современных мастеров. Что значит видеть и понимать скульптуру.  Скульптура, ваяние и пластика. Скульптура и ее отличия от других видов  изобразительного искусства. Изобразительно­выразительные средства  скульптуры: пластика, объем, движение, ритм, светотень и цвет.  Использование языка символов и аллегорий в скульптурных произведениях.  Жанры и виды скульптуры. Характерные особенности портретного,  анималистического, историко­бытового жанров и натюрморта. Круглая  скульптура. Рельеф и его разновидности: барельеф, горельеф и контррельеф.  Виды скульптуры по целевому назначению: монументальная, монументально­ декоративная и станковая. Скульптура «малых форм». Глиптика. Материалы и техника их обработки. Выбор материала, его зависимость от авторского  замысла, содержания, местонахождения произведения и особенностей  освещения. Использование традиционных мягких и твердых материалов для  создания скульптурных произведений. Процесс создания скульптурного  произведения и его основные этапы. Высекание из камня. Лепка из глины,  пластилина, воска или гипса. Вырезание из дерева. Ковка, чеканка и литье.  Гальванопластика. 24 Декоративно­прикладное искусство. Художественные возможности  декоративно­прикладного искусства. Понятия декоративного и прикладного  искусства. Китч. Основные критерии оценки художественных произведений  декоративно­прикладного искусства: единство пользы и красоты,  историческая значимость, авторское мастерство, соотношение выразительных  средств и художественного содержания, необходимость и достаточность,  гармоничность и естественность. Истоки возникновения и особенности  исторического развития декоративно­прикладного искусства. Важнейшие  изобразительно­выразительные средства: орнамент, форма, материал, цвет,  ритм и симметрия. Декоративно­прикладное искусство как часть народного творчества. Сохранение и развитие национальных традиций. Устойчивость  тем, образов и мотивов народного творчества. Коллективное творческое  начало. Универсальность художественного языка, понятного всем народам  мира. Виды декоративно­прикладного искусства. Связь с другими видами  искусств. Монументально­декоративное искусство: организация  материальной среды (быта, жилища, архитектурных сооружений, улиц и  площадей). Декорационно­оформительское искусство. Деление произведений  декоративно­прикладного искусства по функциональному признаку, в виду  используемого материала, технике и способу изготовления. Основные  способы производства предметов декоративно­прикладного искусства— художественная резьба, художественная роспись, литье, ковка, чеканка,  кружевоплетение, вышивка и ткачество. Искусство дизайна. Из истории дизайна. Истоки дизайна и его развитие.  Дизайн и научно­технические достижения. Организация выставок  промышленного искусства и их роль в становлении и развитии дизайна.  Расширение функций дизайнеров на рубеже XIX—XX вв. Влияние стиля  модерн на развитие дизайна. Преодоление разрыва между индустриальным  производством и сферой художественной деятельности. Появление первых  25 дизайнерских центров в Германии, России и США. Баухаус—высшая школа  художественного конструирования и индустриального строительства.  Творческие идеи В. Гропиуса и их практическое воплощение. Судьба дизайна  в России. ВХУТЕМАС—центр подготовки дизайнерских кадров в России.  Оригинальные творческие концепции В. Кандинского, К. Малевича, Эль  Лисицкого, В. Татлина, А. Родченко и др. Дизайн как важнейший символ  цивилизации, неотъемлемый фактор жизни человека в современном мире.  Новые грани профессии дизайнера. Художественные возможности дизайна. Методы проектирования и конструирования предметной и окружающей среды по законам «пользы, прочности и красоты». Основные функции дизайна:  конструктивная, эстетическая и воспитательная. Дизайн и декоративно­ прикладное искусство: их общность и различия. Виды дизайна. Многообразие сфер применения дизайна в жизни современного общества. Промышленный (индустриальный) дизайн и его характерные черты. Дизайн  среды (экологический дизайн). Графический дизайн или промышленная  графика. Искусство веб­дизайна (оформления страницы персонального сайта  в Интернете). Фитодизайн и его особая популярность в обществе. Арт­дизайн  и сферы его использования. Виды дизайна, связанные с имиджем, внешним  обликом человека: визаж, дизайн одежды, аксессуаров и прически. Задачи  дизайнера­модельера. Музыка как вид искусства. Музыка и мир чувств человека. Особенности  восприятия музыки в различные культурно­исторические эпохи. Музыка и  характер ее воздействия на переживания и эмоции человека (лирическая  поэзия). Музыка среди других искусств. Звук­«первоэлемент» музыкального  искусства. Жизнь человека в мире звуков. Звуковые колебания—инфразвуки  и ультразвуки. Понятие какофонии. Отличие музыки от других искусств.  Музыка—царица всех искусств. Художественный образ в музыке. Условный  26 характер музыкального образа. Специфика художественного образа в  музыкальном произведении. Противоречивость и неоднозначность его  интерпретации. Отсутствие связи между музыкальным образом и  предметностью реального мира, особая сила обобщения. Звуки реального  мира в музыкальном произведении. Понятие программной музыки.  Двойственность музыкального образа. Временной характер музыки.  Существование во времени—главная особенность художественного образа в  музыке. Способность музыкального художественного образа отражать  действительность по законам реального времени. Проблема музыкального  времени в различные культурно­исторические эпохи. От плавности и  неспешности средневекового григорианского хорала к стремительным ритмам современности. Гротеск, массовость, коллективизм—характерные черты  музыки XX в. Музыкальная драматургия. Язык и форма музыкального произведения. Средства выразительности в музыке. Роль композитора в создании музыкального произведения. Особое  значение ритма и его воздействие на человека. Метр и темп как основные  составляющие ритма. Зависимость ритма от жанра музыкального  произведения и общего характера предназначения музыки. Ритм как  выразитель художественного образа. Форма и интонация мелодии.  Национальная самобытность классических мелодий. Гармония в музыке,  понятие ладов—особой системы организации различных по высоте звуков  (мажорный и минорный лад). Атональная музыка композиторов. Новой  венской школы, ее общий характер и особенности звучания. Полифония и ее  основные жанры. Величайшие полифонисты: И. С. Бах, Д. Шостакович и Р.  Щедрин. Тембр звука. Тембр музыкальных инструментов и человеческого  голоса. Понятие музыкальной формы. Единство содержания и формы в  музыкальном произведении. Понятие о музыкальной форме как о  композиционном строении произведения и совокупности художественных  27 средств, выражающих содержание, идею музыкального сочинения. Выбор  формы музыкального произведения. Музыкальная форма и ее протяженность  во времени («форма­процесс»). Типы музыкальных форм. Подвижность и  гибкость музыкальных форм, их способность к изменению под воздействием  содержания и определенных стилевых условий. Характеристика видов деятельности обучающихся (ЗУН).  Анализировать результаты собственной творческой деятельности с  точки зрения художественного и технического совершенства;  Понимать истоки, взаимосвязь и специфику музыки и литературы как  временных искусств;  Анализировать специфику воплощения жизненных проблем во  временных искусствах;  Воспринимать слово и звук как «первоэлемент» образного смысла;  Участвовать в коллективной художественной деятельности при  подготовке и проведении литературно­музыкальных композиций;  Эмоционально воплощать отдельные литературные и музыкальные  образы в различных видах художественного творчества;  Находить в сети Интернет или выбирать из собственной коллекции  музыку, раскрывающую или дополняющую литературные образы;  Участвовать в разработке и оформлении коллективного проекта с  применением ИКТ;  Создавать различные изделия декоративно­прикладного искусства для  оформления класса, кадетского корпуса и др.; 28  Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в  изобразительном искусстве;  Воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных  технологий;  Самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для  подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и  пр.;  Принимать участие в разработке различных художественно­творческих  проектов с применением ИКТ (реклама, открытка, визитная карточка,  эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и т. д.);  Принимать участие в конкурсах и выставках художественной  фотографии.  Понимать природу и специфику пространственных искусств;  Понимать значение стиля в искусстве;  Различать в общих чертах основные художественные стили Европы;  Эмоционально воспринимать и давать эстетическую оценку  произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно­ прикладного искусства, архитектуры и дизайна;  Анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений  пространственных искусств и культурные особенности эпохи;  Раскрывать особенности формы и содержания на примере отдельных  произведений пластических искусств; 29  Размышлять о значении живописи, скульптуры, графики, декоративно­ прикладного искусства, архитектуры и дизайна в жизни современного  человека;  Оценивать с эстетических позиций архитектурный облик своего города,  районного центра, села и др.;  Понимать значение монументальной скульптуры в формировании образа городов мира;  Изучать с помощью сети Интернет высокохудожественные образцы  монументальной скульптуры, расположенные в столицах разных стран  мира;  самостоятельно исследовать техники современной музыкальной  композиции (на одном примере);  осуществлять поиск музыкально­образовательной информации в сети  Интернет;  понимать специфику восприятия различных визуальных произведений;  осознавать специфику творческих профессий и осваивать элементарные приемы в каком­либо виде пространственно­временных искусств (по  выбору) 6. Планируемые результаты 30 Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных,  метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания  школьников.  Личностные результаты изучения искусства подразумевают:                            ­ формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах  искусства;                                                                                                                    ­ развитие умений и навыков познания и самопознания посредством  искусства;                                                                                                                    ­ накопление опыта эстетического переживания;                                                    ­формирование творческого отношения к проблемам;                                           ­развитие образного восприятия и освоение способов художественного,  творческого самовыражения личности;                                                                    ­гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;          ­подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или  профессиональной траектории.  Метапредметные результаты изучения искусства отражают:                         ­ формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;           ­выявление причинно­следственных связей; поиск аналогов в искусстве;           ­ развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;                                                                                                                      ­  формирование исследовательских, коммуникативных и информационных  умений;                                                                                                                         ­  использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;        ­ определение целей и задач учебной деятельности;                                               ­ выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике.             Предметные результаты изучения искусства включают:                         ­  наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;                                      31 ­ восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа,  произведения искусства;                                                                                            ­ представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в  жизни человека и общества;                                                                                     ­ представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе  моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;        ­  понимание условности языка искусства;                                                            ­ различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости  художественной формы от цели творческого замысла;                                          ­ структурирование изученного материала, информации, полученной из  различных источников;                                                                                             ­ осознание ценности и места отечественного искусства;                                      ­  проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего  народа;                                                                                                                         ­ уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее  духовного потенциала;                                                                                               ­ формирование коммуникативной, информационной компетентности;  описание явлений искусства с использованием специальной терминологии;       ­ высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства;  ­  расширение эстетического кругозора;                                                                   ­  умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой  деятельности;                                                                                                              ­реализацию творческого потенциала;                                                                      ­использование выразительных средств искусства в собственном творчестве 32 7. Учебное и учебно­методическое обеспечение обучения искусству Для кадет: ­ Альманах. «Памятники Отечества».­ № 1(17)­ 1988.                                            ­ Бесчастнов Н.П.    Портретная графика: Учебное пособие для студентов  вузов. ­ М.: ВЛАДОС, 2007. ­ 368 с.: 32 л. ил. ­ (Изобразительное искусство).   Библиогр.: с. 364­365.                                                                                                 ­Визер В.    Живописная грамота. Основы пейзажа . ­ СПБ.: Питер, 2006. ­ 192  ­ Визер В.В.    Живописная грамота. Система цвета в изобразительном  искусстве. ­ СПб.: Питер, 2006. ­ 192 с.: ил.                                                             ­Визер В.В.    Живописная грамота: Основы портрета. ­ СПб.: Питер, 2007. ­  192 с.: ил. ­ Библиогр.: с. 185­187.                                                                            ­  Г.И. Данилова. Учебник. Искусство. 8 класс – М.: Дрофа, 2014                        ­ Г.И. Данилова. Рабочая тетрадь по искусству. 8 класс­М.: Дрофа, 2015           ­ Курочкина Н.А.    О портретной живописи ­ детям. ­ СПб.: Детство   ПРЕСС, 2008. ­ 112 с.: 24 цв. ил. ­ Библогр.: с. 104­105                                                        ­ Малевич и Матисс: Альбом для работы взрослых с детьми. Учебное  пособие / Сост. Н.А. Чуракова. ­ М.: Академкнига/Учебник, 2009. ­ 32 с.: ил     ­ В. Петрухин.   Славяне   ­   иллюстрированная   мировая история. ­Москва:  Росмэн, 1998                                                                                                                ­ Ю.С. Рябцев. Путешествие в Древнюю Русь. ­ Москва: Владос, 1995                 ­ М. Семенова. Мы ­ славяне. ­ С. ­ Петербург: Азбука, 1998.                               ­ Чураев В.И. Русское храмовое зодчество.                                                             Методические пособия для преподавателя:  ­Данилова Г. И. Искусство 5—9 классы. рабочая программа для  общеобразовательных учреждений.                                                                           ­ Данилова Г. И Учебник.. Искусство: Виды искусства. 8 класс.                           ­ Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании  33 детей: Методическое пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С.  Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. ­ М.: Просвещение, 2009.                        ­ Материалы ФГОС: примерная программа «Искусство», рабочие программы  по искусству Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.   ­Мировая художественная культура 5­9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4­е  изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2008.                                                                          ­ Мелик­Пашаев А.А.    Художник в каждом ребенке: Цели и методы  художественного образования. Методическое пособие. ­ М.: Просвещение,  2008.                                                                                                                             ­ Пьянкова Н.И.    Изобразительное искусство в современной школе. ­ М.:  Просвещение, 2006.  Ресурсы Интернета ­ http://www.fondcultura.ru/index.htm –   нормативные документы, программы,  тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по искусству,  галерея, схемы, карты, таблицы                                                                                ­ http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК  (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.).                        ­ http://www.school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура)                ­ http://www.greekroman.ru ­ электронная энциклопедия древнегреческой и  древнеримской мифологии.                                                                                       ­ http://www.artwoman.info/ ­ на сайте представлена скульптура и живопись       ­ http://www.wonder.moost.ru/ ­ «Семь чудес света» ­ небольшие тексты,  небольшие изображения.  ­ http://www.museum.ru ­ портал музеев России, поисковик, переход на  официальные сайты музеев городов России. ­  http://www.tretyakov.ru ­ официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск  по залам, по художникам и по произведениям.  34 ­ http://www.museum.ru/gmii/ — сайт Государственного музея  изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции, музей  личных коллекций). ­  http://eurotour.narod.ru/index.html ­ виртуальные путешествия по странам  мира. ­ http://kinoafisha.spb.ru/forum/?X=909002823 – форум по киноискусству. ­ http://forum.funkysouls.com – форум с обсуждением музыки всех  направлений.  35 Календарно­тематическое планирование уроков по предмету «Искусство» в 8 А, Б, В, Г, Д, Е классах №  урока Сроки 1 Тема урока Тип урока  Форма контроля К­во  часов Планируемые  результаты  обучения Освоение предметных знаний КЭС КПУ Универсальные учебные действия Код Проверяемые знания, умения, навыки Военная составляющая Художественное представление о мире – 7 часов 1 Введение. В мире  классических  искусств Понятие о  видах искусства. Комбинированный  урок Понимать причины  возникновения  искусства, знать  основные  эстетические  категории. Ориентироваться в  специфике  классификации  искусств,анализировать и сопоставлять  специфику отдельных  произведений искусств  и культурные  особенности эпохи. 1.1.1 1.2 Знать современные  классификации видов  искусств, уметь привести  аргументы,  подтверждающую свою  точку зрения. 2. Тайны художественного  1 образа  Урок изучения и  первичного закрепления  новых знаний. Знать понятие  художественного  образа, творческий  процесс его  создания,  характерные черты  и свойства. Рассуждать о  специфике воплощения  духовного опыта  человечества в  искусстве;ориентироват ься в специфике  выразительных средств  2.3 5.3.2 Уметь определять  основные свойства  художественного образа;  понимать условность в  искусстве. Л.В. Сойфертиса  (1911­ 1996),"Севастополь ский альбом", 1941­ 42. 36 3. Художник и окружающий  мир. Урок комплексного  применения ЗУН кадет 1 4 1 Возвышенное и низменное в искусстве Урок изучения и  первичного закрепления  новых знаний. Уметь определять:  многозначность  понятия  «художник»,  особенности мира  материального и  духовного, его  отражения в  произведениях  искусства. отдельных видов  искусства. Строить речевое  высказывание,  соблюдая нормы  построения текста  (логичность, связность,  последовательность и  др.); оценивать  произведения искусства с позиции восполнения  мировой  художественной  культуры. 2.2 2.3 5.2.1 Формулировать  познавательные цели;  находить и выделять  информацию в  соответствии с  поставленной целью 5.2.1 2.2 2.3 Знать  символичность  искусства, понятие  «Муза».Уметь  определять  категории  возвышенного и  низменного в  искусстве,  анализировать  и  делать вывод. Строить речевое  высказывание,  соблюдая нормы  построения текста  (логичность, связность,  последовательность и  др.); оценивать  произведения искусства с позиции восполнения  мировой  художественной  Знать основные понятия  эстетики. Уметь работать  с информацией:  систематизировать,  структурировать ее;  выбирать основания для  сравнения, строить  монологическое  высказывание. Л. Каравак. Петр I.  Фрагмент картины  «Полтавская  баталия» 37 5. Трагическое в искусстве. Урок изучения и  первичного закрепления  новых знаний. 6. Комическое в искусстве Урок комплексного  применения знаний. (Тест по вопросам  изученного материала) 3.2 4.2 7.1 7.2 культуры. Формулировать вопрос  (инициативное  сотрудничество в  поиске и сборе  информации).Само­ оценка (выделение и  осознание кадетами  того, что уже усвоено и  что ещё подлежит  усвоению, осознание  качества и уровня  ЗУН). Самостоятельно  применять отдельные  компьютерные  программы для  подготовки  презентаций;анализиров ать и сопоставлять  специфику отдельных  произведений искусств  и культурные  особенности эпохи Понимать специфику  восприятия различных  видов искусства. Уметь  определить особенности  создания трагических  образов в произведениях  искусства. Понимать специфику  восприятия различных  видов искусства. Уметь  дать  определение  трагического и  комического в  произведениях искусства;  выбирать основания для  сравнения, строить  монологическое  высказывание. 1 1 Знать законы  трагического в  искусстве и жизни,  определять  характерные  особенности их  проявления. Знать выдающиеся  творения великих  мастеров,  созданные в  различные  исторические  эпохи, их мировое  и  общечеловеческое  значение;  культурные связи  народов мира;  универсальность  Военная тематика в  работах  Кукрыниксов 38 7. Контрольная работа по  теме:                                       « Художественное  представление о мире» Урок контроля (защита  творческих проектов) 8 Азбука архитектуры. Урок изучения и  первичного закрепления  новых знаний. 9 Азбука архитектуры. Повторительно­ обобщающий урок 1 1 1 идей мировой  культуры и их  постижение через  шедевры  произведений  искусства Уметь выбрать  нужный материал  для правильного  ответа на основе  полученных ЗУН Уметь построить  публичное выступление. 7.3 7.4 2.3 Применять   компьютерные  программы для  подготовки  презентаций, уметь  построить выступление  на основе алгоритма  выполнения проекта;  оценивать свои  достижения. Азбука искусства­ 28 часов Понимать природу  и специфику  пространственных  искусств Понимать природу  и специфику  пространственных  искусств; различать в общих чертах  основные  художественные  стили Европы. Осознавать  познавательную задачу;  читать и слушать,  извлекая нужную  информацию Вступать в учебный  диалог с  преподавателем,  одноклассниками,  участвовать в общей  беседе, соблюдая  правила речевого  поведения; задавать  6.5.1 5.2.2 2.1 2.2 2.3 Наблюдать жизненные  явления и сопоставлять их с особенностями  пространственных  искусств. Обобщать и  систематизировать  представления о  многообразии  материальной и  художественной культуры  на примерах произведений различных видов  Военные защитные  постройки­Великая  Китайская стена 39 10 Художественный образ в  1 архитектуре Урок изучения и  первичного закрепления  новых знаний. 11 Художественный образ в  архитектуре. Повторительно­ обобщающий урок 12 Стили архитектуры.  Урок изучения и  первичного закрепления  новых знаний. 13 Стили архитектуры.  Повторительно­ обобщающий урок 1 1 1 вопросы, слушать и  отвечать на вопросы  других, формулировать собственные мысли,  высказывать и  обосновывать свою  точку зрения. Формулировать  познавательную цель;  находить и выделять  информацию в  соответствии с  поставленной целью Структурировать  изученный материал и  информацию,  полученную из других  источников Структурировать  изученный материал и  информацию,  полученную из других  источников Уметь определять  особенности  архитектурного  образа, его  единство внешней и внутренней формы  в архитектуре. Знать средства  создания  архитектурного  образа Знать  архитектурные  стили и их  особенности. Уметь определять  стили архитектуры. Знать новые  архитектурные  Оценивать с  эстетических позиций  архитектурный облик  города  искусства 6.5.1 6.1.1 Уметь подобрать  дополнительный материал  по заданной теме,  систематизировать его и  составить научное  сообщение. 6.2.5 Уметь определять  основные средства  создания архитектурного  образа 6.2.5 2.3 6.4.1 6.4.2 Уметь определять стили  архитектуры.                        Раскрывать специфику  искусства и его  особенности как  универсального способа  общения. Уметь сопоставлять и  анализировать,  классифицируя  архитектурные стили. Фортификационные сооружения. «Лисья нора» Современные  защитные военные  сооружения 40 14 Виды архитектуры. Урок изучения и  первичного закрепления  новых знаний. 15 Виды архитектуры Контрольно­ обобщающий урок по  теме «Архитектура» 16 Язык изобразительного  искусства Урок изучения и  первичного закрепления  новых знаний. 17 Язык изобразительного  искусства. Комбинированный урок 1 1 1 1 направления Знать виды  архитектуры, ее  особенности, уметь  определять Знать сущность  архитектурного  искусства,  схожесть и отличие архитектуры с  другими жанрами  искусства. Знать  монументальное и  станковое  искусство Севастополя,участвова ть в разработке  коллективного  архитектурного  проекта: «Наш новый  город» Понимать значение  архитектуры и  монументальной  скульптуры в  формировании образа  городов мира. Уметь проектировать и  корректировать  индивидуальный  маршрут восполнения  проблемных зон в  изученных темах. Характеризовать  многообразие форм  художественного   воплощения мира. Знать способы и  средства  изображения Уметь работать с  информацией:  систематизировать,  4.2 2.1 3.5 3.2 6.4.1 6.4.4 5.3.1 Уметь ориентироваться в  специфике архитектурных стилей и видов. Знать и  уметь определять вид  садово­паркового  искусства в различных  страна мира. Формировать ситуацию са­ морегуляции  эмоциональных состояний. характера в устной форме. Самостоятельноделать  выводы, перерабатывать  информацию. Формулировать и  моделироватьмонологичес кое высказывание,  аргументировать свою  позицию и координировать ее с позициями других  кадет при выработке об­ щего решения в  совместной деятельности Защитные  сооружения  земляного полотна. В. Верещагин­ художник, воин,  путешественник 41 18 Искусство живописи. Урок изучения и  первичного закрепления  новых знаний. 19 Жанровое многообразие  живописи. Урок изучения и  первичного закрепления  новых знаний. 20 Жанровое многообразие  живописи. Повторительно­ обобщающий урок 21 Искусство графики. Комбинированный урок 1 1 1 1 Знать виды  живописи и ее  художественные  средства структурировать ее; ­ строить логическую  цепь рассуждений. 7.1 7.2 Знать  художественные  средства и жанры  живописи Узнавать, называть и  определять объекты в  соответствии с со­ держанием 6.3.2 5.2.2 Применять метод  информационного поиска,  в том числе с помощью  компьютерных средств.  Средства. Знать известных русских и зарубежных  художников Уметь характеризовать   жанры  живописи. Глеб Васильев –  художник жанра  милитари. Знать  художественные  средства и жанры  живописи Знать виды  графического  искусства. Формулировать цели и  задачи живописи;  «видеть» соотношение  особенностей  композиции (формы) в  воплощении  художественных  образов живописи и  определять задачи  образного отражения  действительности в  графическом искусстве. 5.2.1 5.2.2 2.2 2.3 Уметь характеризовать   жанры  живописи. Уметь определять виды  графического искусства. Студия военных  художников имени   М.Б. Грекова Военная тематика в  плакатном  искусстве. 42 22 Художественная  фотография Урок изучения и  первичного закрепления  новых знаний. 23 Художественная  фотография. Повторительно­ обобщающий урок 24 Язык скульптуры Урок изучения и  первичного закрепления  новых знаний. 25 Язык скульптуры. Комбинированный урок 26 Декоративно­прикладное  искусство. Урок изучения и  1 1 1 1 1 Знать  выразительные  средства и жанры  фотографии Уметь  охарактеризовать  жанры  художественной  фотографии,  определять этапы  создания  художественного  образа. Уметь различать  характерные черты  стилей скульптуры. Знать  монументальную,  станковую,  плоскостную  скульптуру. Принимать участие в  разработке различных  художественно­ творческих проектов с  применением ИКТ  (реклама, открытка,  визитная карточка Самостоятельно  применять отдельные  компьютерные  программы для  подготовки  презентаций,  использовать средства  художественной  выразительности в  собственных  фотоработах Извлекать                        необходимую  информацию, различать основную и  второстепенную  информацию. Уметь определять  выразительные средства и  жанры фотографии Война глазами  военных  фотокорреспондент ов Понимать специфику  фотоискусства 2.4 5.3 7.1 7.2 2.1 2.3 6.2.3 2.3 6.2.5 Уметь определять стили  архитектуры, и ее отличия от других видов  изобразительного  искусства. Стиль ампир в  архитектуре и  скульптуре. Знать характерные  особенности  пластических  Исследовать истоки  возникновения  пространственных  1.5 1.6 2.4 Знать виды декоративно­ прикладного искусства 43 первичного закрепления  новых знаний. 27 Декоративно­прикладное  1 искусство Контрольно­ обобщающий урок по  теме: «Пространственные виды искусства» Урок контроля искусств, уметь  определять их  основные критерии, определяющие  национальную   самобытность  народа и его  культуры. Уметь выбрать  нужный материал  для правильного  ответа на основе  полученных ЗУН искусств,  анализировать их с  точки зрения  художественного   совершенства. 3.5 3.2 Уметь проектировать и  корректировать  индивидуальный  маршрут восполнения  проблемных зон в  изученных темах. Формировать ситуацию са­ морегуляции  эмоциональных состояний. характера в устной форме. Самостоятельноделать  выводы, перерабатывать  информацию. 28 Искусство дизайна. 2 Урок изучения и  первичного закрепления  новых знаний. Определять  функции дизайна Знать выдающихся  мастеров дизайна,  виды дизайна 29 Музыка как вид искусства 1 Знать черты  Осознавать специфику  творческих профессий  и осваивать  элементарные приемы в каком­либо виде  пространственно­ временных искусств (по выбору) Самостоятельно  3.6 5.3  Уметь определять  функции и виды дизайна.  Анализировать сходство и  различие между дизайном  и декоративно­ прикладным искусством. 5.1 Уметь распознавать  Русские мундиры: ­ Офицерский шарф ­Погоны ­Эспантон,  протазан, алебадра ­Горжет ­Унтер­офицеры ­Генералы 44 Урок изучения и  первичного закрепления  новых знаний. 30 Художественный образ в  музыке. Урок изучения и  первичного закрепления  новых знаний. 31 Контрольная работа по  теме: «Азбука искусства» 33 Повторительно­ обобщающий урок 1 1 1 музыкального  искусства.  Называть черты  основных  направлений и  стилей музыки  Нового времени.  Знать особенности  музыкальной  культуры народов  Азии и Африки.  Показывать роль  композитора в  театре, роль  музыки в  спектакле. Уметь выбрать  нужный материал  для правильного  ответа на основе  полученных ЗУН Знать, в чем  заключаются  особенности  художественные  образа в простых и  сложных  музыкальных  формах. 5.2 2.3 2.4 исследовать техники  современной  музыкальной  композиции (на одном  примере. Показывать влияние  музыкальных стилей на  оперное искусство.  3.5 3.2 3.5 3.6 2.3 2.4 Уметь проектировать и  корректировать  индивидуальный  маршрут восполнения  проблемных зон в  изученных темах. Сравнивать и  определять  музыкальные  произведения разных  жанров и стилей;  осознавать  интонационно­ образные, жанровые и  формы строения музыки  (двухчастная,  трехчастная, рондо,  вариации); Осуществлять перевод  художественных  впечатлений с языка  музыки на язык  литературный, язык  жестов, графики и  др; ориентироваться в  системе ценностей,  представленных в  произведениях искусства Формировать ситуацию  саморегуляции.  Самостоятельно делать  выводы, перерабатывать  информацию. Определять средства  выразительности в музыке. Показать роль  композитора в создании  музыкального  произведения.  Знать имена выдающихся  отечественных и  Ансамбль песни и  пляски Российской  Армии им.  Александрова 45 Знать типы  музыкальных форм Уметь оценивать  произведения  искусства с  позиции  восполнения  мировой  художественной  культуры стилевые основы  музыки как вида  искусства; исследовать  разнообразие и  специфику  современной музыки  (вокальной,  театральной,  симфонической); Размышлять о знакомом произведении,  высказывая суждения  об основной идее,  средствах ее  воплощения зарубежных  композиторов: венских  классиков, композиторов  — представителей  «Могучей кучки», а также  И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Дж.  Верди. 3.6 4 Анализировать результаты собственной творческой  деятельности. 34 Резервный урок 1 46 КИМы 1.Контрольное тестирование по теме: « Художественное представление о  мире». Часть А  1 К пространственным видам искусства относят­ А скульптуру Б музыка В опера 2 К временным видам искусства относят – А живопись Б графика В музыка 3 Синтетическими называют искусства – А рождённые в 21 веке Б сочетающие в себе несколько видов искусства В ненатуральные искусства 4 К основным ,натуральным видам искусства относят – А кино Б живопись В цирк 5 Отличительной чертой современного , синтетического искусства является – 47 А способность привлекать большое количество зрителей Б подвижность и гибкость границ между искусствами В разнообразие направлений Часть В 1 Определи виды искусств входящих в состав­ Оперы Кино Театра  Цирка  2 Подберите синонимы к слову художник ­ ………………………….. 3 Перечисли выдающихся художников, чьи произведения стали находкой для  создания шедевров синтетических искусств. Часть С Заполните таблицу. « Выдающиеся творцы всех времён и народов» Вид искусства Имя художника Произведения  Время  48 Контрольная работа по искусству 1.Почему именно с искусством мы связываем понимание красоты? 2.Назовите произведения искусства , которые всегда будут вызывать  восхищение  людей. 3.Какие произведения архитектуры называют «застывшей музыкой» и почему? 4.Есть ли у красоты свои законы? Если есть, то какие? 5.Идеалы какой эпохи вам особенно близки (нравятся) одежда, архитектура,  музыка ,живопись, образ жизни? Почему? 6.Как вы понимаете слово «творчество»? 7.Как вы понимаете утверждение известного фр. скульптора О. Родена: «Мир  будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа  художника, говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде».  8.Почему сцены трагических событий в произведениях искусства обретают  высокий смысл и красоту? В чём их польза? 9.Как вы понимаете название картины «Сон разума рождает чудовищ» Ф.  Гойя? 10.В чём заключается преобразующая сила искусства? 11.Опишите вашу любимую картину. Объясните, почему она вам нравится 49 2 «Застывшая музыка» 50 «Застывшая музыка» 51 Задание 4.   Назовите архитектурные объекты, их функции и по воз можности  1           2  3                 4 5       6  52 Название сооружения Место  нахождения Конфессия  (религия) 1 2 3 4 5 6                                  «Звучащий цвет и зримый звук» Задание 1. Тест 1. Основоположником какого  направления в изобразительном искусстве  считают Василия Кандинского? ­абстракционизма;      ­ супрематизма;      ­ сюрреализма 2. Чтотакоеабстракция?           ­ реальность, подражающая природе;    ­ беспредметность,  отвлечённая формой;    ­ бессмысленность 3. В. Кандинский делил свои картины на:  импровизация – фантазия;  импрессия – впечатление; композиция ­ … ­ логическоепостроение;    ­ нереальность;   ­ символичность 4. Какие три свойства красок, которые, по мнению В.В.Кандинского,   играют важную роль?  ­тон, цвет, палитра;    ­цвет, тон, интенсивность;    ­палитра, цвет,  настроение Задание 2.   Соотнесите изображение и название произведения 1      2   3. 53

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.

Рабочая программа по искусству.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017