Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы основного общего образования «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского –М. «Просвещение» 2005 г.;Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Примерная рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, то есть зоркости души ребёнка.
Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 1 час в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
Рабочая программа 8 класса посвящена содержанию и языку двух видов конструктивных искусств — дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требова¬ниям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.
Архитектура любого века, любого народа является памятни¬ком человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отно¬шения, создавая для их реализации определенную среду. С из¬менением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организа¬ции пространства (здания, города, села, парка) и проживании в нем человека. В основе образно-выразительного языка архитек¬туры — используемые по-разному одни и те же элементы фор¬мы (вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т. д.).
Дизайн как искусство возник в XX веке. Его предшественни¬ками можно считать первобытные орудия труда (топор и т. п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промы¬шленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметно¬го мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д. Ныне трудно определить, к архитектуре или дизайну среды от¬носится, например, организация парков, выставок, павильонов и т. д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основа¬ми образного языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет и т. д.).
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конст¬руктивных видов композиционного творчества. Принципы прост¬ранственно-объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитекту¬ры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объемно-пространственной.
Каждый современный человек живет в среде «второй приро¬ды», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим слож¬ным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих ис¬кусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды ис¬кусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической ра¬боты по моделированию основополагающих элементов этих ис¬кусств.
Изучение конструктивных искусств в VIII классе прочно опи¬рается на большой материал предыдущих лет обучения по архи¬тектуре и дизайну, который освоен учащимися (работавшими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной де¬ятельности — изобразительный, декоративный, конструктивный).
Для каждой темы учителю предлагаются варианты заданий для разного уровня оснащения урока и подготовки учащихся.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Асеево»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждаю»
Руководитель МО
Спортивнохудожественного цикла
_________________ /Сулейманова Р.Р./
Зам.директора по УВР МБОУ «ООШ
с.Асеево»
_____________________ /Хайруллин А.Х./
Директор МБОУ «ООШ с.Асеево»
___________________ /Гараев Р.Ф./
Протокол №___от «____»_____ 20___г.
от «____» _____________________ 20___г.
Приказ №___от «_____» ______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Изобразительное искусство»
для 8 класса
35 часов
Программа предназначена для реализации
в 20142015 учебном году
Автор составитель программы
учитель технологии МБОУ «ООШ села Асеево»
Азнакаевского муниципального района РТ
Сулейманова Регина Ринатовна.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №__ от «__»_____20__г.2014– 2015 г.
I.Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта
среднего (полного) общего образования и авторской программы основного общего образования «Изобразительное искусство и художественный
труд» под редакцией Б.М. Неменского –М. «Просвещение» 2005 г.;Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития,
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Примерная рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:
пояснительную записку; учебнотематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно
методического обеспечения, календарнотематическое планирование.
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды
искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративноприкладное искусства, зрелищные и экранные
искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных
искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуальнопространственных искусств на следующие виды:
изобразительные искусства живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные
искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является
основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по
принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении
искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот
фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него
качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая
роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми
процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого
ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на
основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности
углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение
отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися
произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство
разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам,
образцам, по заданному стереотипу.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как
неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой
цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, то есть зоркости души ребёнка.
Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и
оптимальный вариант её реализации происходит за 1 час в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за
1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаютсятакими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе
остаётся в целом результативным.
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического
творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов,
овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету,
изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
Рабочая программа 8 класса посвящена содержанию и языку двух видов конструктивных искусств — дизайну и архитектуре, их месту в семье
уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративноприкладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими
общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны
с разными сторонами жизни общества.
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от
внешнего мира, но и требованиям красоты.
Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и в религиозных
постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определенную среду. С изменением отношений в обществе
меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и
проживании в нем человека. В основе образновыразительного языка архитектуры — используемые поразному одни и те же элементы формы
(вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т. д.).
Дизайн как искусство возник в XX веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т. п.), но возникновение этого
вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего
окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д. Ныне трудно определить, к архитектуре или дизайну среды
относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т. д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка
(объем, форма, пространство, фактура, цвет и т. д.).
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов
композиционного творчества. Принципы пространственнообъемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе
объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объемнопространственной.Каждый современный человек живет в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть
квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно
грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка
(образного строя) и жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической ра
боты по моделированию основополагающих элементов этих искусств.
Изучение конструктивных искусств в VIII классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну,
который освоен учащимися (работавшими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности — изобразительный,
декоративный, конструктивный).
Для каждой темы учителю предлагаются варианты заданий для разного уровня оснащения урока и подготовки учащихся.Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
II. Учебнотематический план.
Содержание
«Дизайн и архитектура в жизни человека»
«Художественный язык конструктивных искусств». «Музыка в формировании духовной культуры личности»
«Музыка в формировании духовной культуры личности». «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды
жизни человека».
«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»
ИТОГО:
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).
Колво
часов
9
6
11
9
35III.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Дизайн и архитектура в жизни человека (9 часов) Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и
эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного
творчества. Свободные формы: линии и пятна Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в
полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм полиграфического дизайна.
2. Художественный язык конструктивных искусств. Музыка в формировании духовной культуры личности (6 часов) Объект и
пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура — композиционная
организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных
объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и
функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции.Цвет в
архитектуре и дизайне.
3. Музыка в формировании духовной культуры личности. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
(11 часов) Город сквозь времена и страны. Образностилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы
развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в
формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственновещной среды интерьера
Природа и архитектура. Организация архитектурноландшафтного пространства. Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный за
мысел и его осуществление.4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры (9 часов) Мой дом — мой образ жизни. Функциональноархитектурная планировка
своего дома. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещнопространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада.
Мода, культура и ты. Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды.Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды.
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж дизайна. Моделируя себя — моделируешь мир.
IV.Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
•
как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их
общие начала и специфику;
•
особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественнообразных начал и их
социальную роль;
основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
•
Учащиеся должны уметь:
•
•
•
•
конструировать объёмнопространственные композиции, моделировать архитектурнодизайнерские объекты (в графике и объёме);
моделировать в своём творчестве основные этапы художественнопроизводственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объёмнопространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно
пространственную композицию;
•
•
•
•
•
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);•
•
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические
материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие
заготовки. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме
практических работ. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Программа рассчитана на 35 часов.
Критерии оценки знаний обучающихся.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебновоспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет
следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности
изображений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в
логической последовательности с использованием принятой в курсе ИЗО терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при выполнении рисунка, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при выполнении рисунка допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:а) основной программный материал знает нетвёрдо;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) рисунки выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь рисунков;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет рисунок;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении рисунков допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без
дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) рисунки выполняет неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет
несвоевременно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы;
б) выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.V.Литература и средства обучения
Учебник «Изобразительное искусство 8 класс». «Дизайн и архитектура в жизни человека» (М.: Просвещение, 2012). Авторы Н.А. Горяева,
О.В. Островская.
дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 8 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 48 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 58 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;Календарнотематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классах по программе Б.М.Неменского
«Изобразительное искусство» 35 часов.
№
п/п
№
уро
ка
Тема урока
1
1 Основы композиции в
конструктивных искусствах.
Характеристика
деятельности учащихся или
виды учебной деятельности
Ко
л
во
час
Дизайн и архитектура в жизни человека (9 часов)
1
Планируемые результаты усвоения
материала
Познакомить с понятием
композиция, средствами и
законами композиции.
уметь располагать на формате
геометрические фигуры;
знать типы композиций: симметричная и
асимметричная, фронтальная и глубинная.
Дата проведения
Предв
Факт
04.092
3
4
5
6
7
8
9
2
Гармония, контраст и
эмоциональная выразительность
плоскостной композиции.
3 Прямые линии и организация
пространства.
4 Цвет элемент композиционного
творчества. Свободные формы:
линии и пятна.
5
Буква – строка текст. Искусство
шрифта.
6 Практическая работа №4.
Буква – строка текст. Искусство
шрифта.
Композиционные основы
макетирования в полиграфическом
дизайне.
7
8
Текст и изображение как элементы
композиции.
9 Многообразие форм
полиграфического дизайна.
1
1
1
1
1
1
1
1
познакомить с понятием
гармония, контраст;
определить понятие «Центр
композиции».
Беседа на тему «Прямые
линии и организация
пространства»
Работа в альбомах над
линейной композицией.
Познакомить с понятиями
локальные
цвета,сближенность цветов и
контраст.
познакомить с различными
видами шрифтов и их
назначением.
работа в альбоме по заданию
учителя.
Познакомить с историей
развития плаката, показать
важность агитационной
деятельности.
Выполнение макета плаката.
Работа в альбомах.
Познакомить с разнообразием
полиграфического дизайна,
элементами составляющие
конструкцию и
художественное оформление
книги.
уметь передавать в композиции центр,
гармонию, контраст.
уметь с помощью простых прямых линий
соединять элементы композиции и
разделять плоскости;
знать понятие линия, ритм.
уметь создавать композиции из
произвольного количества простейших
геометрических фигур в теплой и холодной
цветовых гаммах.
знать о назначении и видах шрифта.
уметь выполнять различные шрифты;
уметь выполнять композицию с буквами.
знать историю развития плаката.
уметь использовать в макетных и
графических композициях ритм линий,
цвета, объёмов, статику и динамику
тектоники и фактур.
знать о полиграфическом дизайне;
знать конструкцию книги.
10
1
Архитектура композиционная
организация пространства.
Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете.
Художественный язык конструктивных искусств (6 часов)
1
Ознакомить чтению по
рисунку простых
геометрических тел, а так же
прямых, кривых линий.
Конструирование их в объеме
знать основные этапы развития и истории
архитектуры;
знать особенности образного языка
конструктивных видов искусства, единство
функционального и художественно
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
30.10
13.1111
12
13
14
2
3
4
5
Конструкция: часть и целое. Здание
как сочетание различных объемных
форм. Понятия модуля.
Важнейшие архитектурные
элементы здания.
Вещь: красота и целесообразность.
Единство художественного в вещи.
Роль и значение материала в
конструкции.
15
6
Цвет в архитектуре и дизайне.
1
1
1
1
1
и применение в
пространственномакетных
композициях Построение
трех уровней рельефа.
Ознакомление учащихся с
объемной архитектурной
композиции.
Показать художественную
специфику и особенности
выразительных средств
архитектуры.
Ознакомить учащихся со
свойствами архитектурных
объемов.
Дать понятие дизайн вещи
как искусство и социальное
проектирование.
беседа о том, что роль
материала определяет форму,
ознакомления со свойствами;
построение формы исходя из
материала, его фактуры и
свойства.
Беседа об эмоциональном и
формообразующем значении
цвета в дизайне и
архитектуре. Объяснить
специфику влияния цвета
спектра и их тональности.
Цветовое решение макетной
объемнопространственной
композиции.
образных начал и их социальную роль;
уметь работать с бумагой.
уметь моделировать сложные, объемные
композиций, используя необходимые
средства.
знать архитектурные элементы здания;
уметь конструировать архитектурные
композиции;
уметь конструировать основные объёмно
пространственные объекты.
знать понятие дизайн как единство
красоты и практичности.
уметь моделировать форму используя все
возможности материала;
знать о различных свойствах материала.
уметь работать над эскизом
монументального произведения (витраж,
мозаика, роспись), применяя все
возможности цвета;
знать о способах применения цвета в
дизайне архитектуры и помещения;
знать все особенности и закономерности
дизайна.
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
Музыка в формировании духовной культуры личности (6 часов).
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (5 часов)
16
1 Предназначение музыкального
искусства и его возможности в
духовном совершенствовании
личности.
1
Прослушивание музыкальных
произведений различных
стран.
знать различные стилевые направления в
искусстве архитектуры;
знать музыкальные стили
25.1217
2
Творчество Моцарта В.А., Дж.
Верди, Б. Бриттена: жизнь и смерть.
18
19
20
21
22
3
Творчество Баха И.С.: вечность духа
и кратковременности земной жизни.
4 У. Шекспир «Ромео и Джульетта»:
любовь и ненависть.
5
6
7
Творчество Д.Д Шостаковича, Г.
Малера, Д.Б. Кабалевского: войны
и мира.
Самостоятельная работа №3.
Творчество Л. ван Бетховена, А.И.
Хачатурян, А.Г. Шнитке: личности и
общества.
Тенденции и перспективы развития
современной архитектуры.
23
8 Природа и архитектура.
24
9
Ты –архитектор: организация
архитектурно ландшафтного
пространства.
25
10
Город сквозь времена и страны.
Образно – стилевой язык
архитектуры прошлого.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Сравнительный анализ
произведений Моцарта В.А.,
Дж. Верди, Б. Бриттена.
Беседа о творчестве Баха
И.С.
Беседа по произведению У.
Шекспира «Ромео и
Джульетта».
Определение роли поэзии в
передачи чувств.
Прослушивание произведений
композиторов.
Анализ произведений Л. ван
Бетховена, А.И. Хачатурян,
А.Г. Шнитке.
Зарисовка «архитектура
будущего»
дать понятия город в
единстве с ландшафтно
парковой средой. Обучить
технологии макетирования
путем введения бумажной
пластики различных
материалов и фактур.
коллективная работа
создания пространственной
композиции.
знать основные выразительные средства
музыкальных произведений Моцарта В.А.,
Дж. Верди, Б. Бриттена.
знать музыкальные произведения
композитора.
уметь различать произведение У.
Шекспира «Ромео и Джульетта».
уметь давать сравнительный анализ
музыкальных произведений Д.Д
Шостаковича, Г. Малера, Д.Б.
Кабалевского.
знать и различать произведения
композиторов;
определять влияние произведения на
культуру общества.
уметь работать над эскизом города
будущего;
уметь использовать выразительный язык
при моделировании архитектурного
ансамбля.
уметь организовывать единство
архитектуры и ландшафта;
знать понятие ансамбля, ландшафта;
знать понятие проектирование, замысел
проекта и его воплощение.
уметь создавать макет ландшафтно
городской среды.
дать понятия об
архитектурной и
градостроительной
революции XX века ее
технологические
предпосылки и эстетические
уметь создавать с натуры и по
воображению архитектурные образы
графическими и цветными материалами
работать в стиле коллажа;
знать об архитектуре двадцатого века и
особенностях архитектуры в настоящее
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
05.03
12.0326
11 Живое пространство города.
Роль архитектурного дизайна в
формировании городской среды.
1
время;
знать различные произведения
архитектурного искусства 2021 века.
19.03
уметь работать над эскизом
монументального произведения (витраж,
мозаика, роспись, монументальная
скульптура);
уметь использовать разнообразные
материалы (бумага белая и тонированная,
картон, цветные плёнки; краски: гуашь,
акварель; графические материалы: уголь,
тушь, карандаш, мелки).
предпосылки;
эскизные зарисовки
архитектурных элементов
различных стилей;
графическая зарисовка или
фотоколлаж исторического
здания.
познакомить с исторической
формой планировки
городской среды и их связь с
образом жизни;
дать понятия замкнутая,
радикальная, кольцевая,
свободноразомкнутая,
асимметричная,
прямоугольная др.;
дать понятия роли малой
архитектуры и
архитектурного дизайна в
эстетизации и
индивидуализации городской
среды, в установке связи
между человеком и
архитектуры.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры (9 часов)
27
1 Мой дом – мой образ жизни.
Функционально архитектурная
планировка своего дома
28
2
Интерьер комнаты – портрет ее
хозяина. Дизайн вещно
пространственной среды жилища.
1
1
29
3
Дизайн и архитектура моего сада.
1
учить фантазировать и
воплощать в архитектурно
дизайнерских проектах.
познакомить с дизайн
интерьером. Роль материалов,
фактур и цветовой гаммы;
учить создавать схемы,
проекты;
выполнение эскизного
рисунка с использованием
коллажа проекта
пространственного
воплощения плана своей
комнаты.
учить моделировать сад,
уметь выполнять технический рисунок
частного дома;
знать понятие план дома, условные
обозначения плана.
знать понятие дизайн интерьера и его
различные стили;
уметь создавать единство цвета и
композиции будущего интерьера комнаты.
02.04
09.04
уметь создавать проект сада, соблюдая все
16.0430
4 Мода, культура и ты.
Композиционно конструктивные
принципы дизайна одежды.
31
32
33
34
5 Мой костюм – мой облик. Дизайн
современной одежды.
6
7
8
Грим, визажистика и прическа в
практике дизайна
Грим, визажистика и прическа в
практике дизайна
Имидж: лик или личина? Сфера
имидж дизайна
1
1
1
1
1
35
9 Моделируя себя моделируешь мир.
1
используя малые
архитектурные формы;
учить соотносить здания и
растения;
ознакомить с технологией
создания одежды;
дать понятия законы
композиции в одежде.
Силуэт, линия, фасон.
учить создавать костюм,
чтобы выражал личностные
качества человека, подбор
цветовой гаммы;
дать понятия стилей;
создание эскиза будущего
комплекта костюма.
ознакомить с искусством
грима и прически;
обучить азбуки визажистики
и парикмахерскогостилизма.
Упражнение в нанесении
макияжа и создания прически
на натуре (по парно).
дать понятия имидж дизайн
как сфера деятельности,
объединяющие аспекты моды
и визажистики, искусство
грима, парикмахерское дело,
ювелирную пластику и т.д.,
определяющей форму
поведения в обществе.
обобщить знания ,
полученные на уроке;
проконтролировать владение
учащимися терминологией и
средствами композиции в
создании коллективной
работы.
соотношения размеров растений и зданий;
знать технологию создания одежды;
уметь создавать свой собственный проект
вечернего платья, костюма рисунок или
коллаж.
уметь создавать проектный рисунок
одного из комплектов костюма.
знать последовательность и правила
нанесения грима, макияжа;
знать технологию и последовательность
создания прически.
уметь создавать образ с помощью
прически и грима.
знать понятие имидж, мода, ювелирное
дело.
Уметь создавать образ человека через
одежду, прическу, макияж.
Уметь моделировать одежду, соблюдая
стиль и образ.
Знать понятие модель, силуэт, образ,
дизайн, визажистика, парикмахерское дело
и т.д.
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05
28.05