Данная рабочая программа разработана в логике изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 8-9 классов, раскрывает специфику и своеобразие духовного, нравственно-эстетического опыта человечества и обобщает на содержательном уровне имеющиеся у учащихся представления о различных видах искусства в целом.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Нового
«Рассмотрено»
на заседании МО
учителейпредметников
Рук. МО
_____ /Л.А.Дорохова/
Протокол № 1 от
«____»__________ 2018 г.
«Согласовано»
Заместитель
директора по
_______/М.П.Бухова/
«__»_________2018
УВР
г.
«Утверждаю»
Директор МОАУ СОШ с.
Нового
______/С.В.Осипова/
«____»__________ 2018 г.
Рабочая программа на 2018 2019 учебный год
по искусству для 8 класса
Учитель: Дорохова Л.А.
1Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в логике изучения предметов
«Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе, в
рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 89 классов,
раскрывает специфику и своеобразие духовного, нравственноэстетического
опыта человечества и обобщает на содержательном уровне имеющиеся у
учащихся представления о различных видах искусства в целом. Документ
разработан на основе:
Федерального компонента государственного образовательного
стандарта основного образования по искусству
Авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д.
Критской «Искусство. 89 классы»,М.: Просвещение, 2016 год.
Рабочей программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д.
Критской «Искусство. 89 классы», М.: Просвещение, 2016 год
Приказ Министерства образования и науки Амурской области от
03.09.2013 № 1062 «Об утверждении Примерного положения о
структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ
учебных курсов,
(модулей)
общеобразовательными учреждениями, расположенными на
территории Амурской области и реализующими программы
общего образования»;
дисциплин
предметов,
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
рабочих программ учебных курсов, предметов,
дисциплин
(модулей) от 23.05.2018 г .протокол № 4 педагогического совета
МОФУ СОШ с.Нового
Учебный план МОАУ СОШ с.Нового принят на заседании
педагогического совета протокол №5 от 11.06.2018
Особенности художественноэстетического образования определяются в
следующих документах:
«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства
в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение
Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244р);
Концепция художественного образования (приказ Министерства
культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).
2ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение искусства и организация учебной, художественнотворческой
деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное,
познавательное, коммуникативное развитие учащихся.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство»
являются:
освоение/присвоение художественных произведений как духовного
опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в
жизни человека; уважение культуры другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики
художественного образа, особенностей средств художественной
выразительности, языка разных видов искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебнотворческой
художественным традициям своего народа и
деятельности,
достижениям мировой культуры.
3СОДЕРЖАНИЕ
1. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет
его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, —
светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть
укрепляла свой авторитет.
2. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей
зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление
своеобразия их творчества в русском искусстве.
3. Тема войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные
ансамбли. Поднятие духа народа в искусстве (живопись, плакаты,
песни).
4. Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм,
пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Композиция. Форма.
Ритм. Фактура.
5. Мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др. Законы музыкальной
композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально
хоровой,
сценической музыки
различных стилей и направлений.
инструментальносимфонической,
6. Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая,
светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в
усилении эмоционального воздействия на человека.
7. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.
Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств. Духовная
музыка в синтезе с храмовым искусством.
8. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально
образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез
искусств в театре.
9. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в
создании художественного образа.
410.Художниктворецгражданин – выразитель ценностей эпохи
Использование иносказаний в живописи символистов.
11.Гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции
предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
12.Общность и специфика восприятия художественного образа в разных
видах искусства. Художниктворецгражданин – выразитель ценностей
эпохи.
13.Предвидение сложных коллизий 2021 веков в творчестве художников,
композиторов, писателей авангарда
14.Понятие массовой и элитарной культуры. Характерные черты
направлений в современной музыке. Молодежные субкультуры.
Понятие рокмузыки, ее особенности. Группы 8090х гг.
15.Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях
современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы,
кино, театра)
16.Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях
современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы,
кино, театра)
17.Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная,
градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой
окружающей среды и выражение общественных идей в художественных
образах.
18.Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля,
панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и
др.
19.Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне,
архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни
современного общества.
20.Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы
изображения в полиграфии (графическое, живописное,
фотографическое, компьютерное). Художники книги.
21.Формирование красивой и комфортной предметной среды. Дизайнеры –
художники, осуществляющие художественное конструирование и
проектирование различных изделий.
22.Произведения декоративноприкладного искусства и дизайна как
отражение практических и эстетических потребностей человека.
23.Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном
совершенствовании личности.
24.Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной
фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве.
525.Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кино композиция и
средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет,
музыка, звук).
26.Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство
художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика
выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок).
Музыка в театре и кино.
27.Олег Митяев, группа «Ариэль», трио «Мультики» образец авторской
песни.
28.Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой
деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов
искусства.
29.Изображение различных представлений о системе мира в графике и
декоративной композиции.
30.Известные писатели и поэты о предназначении творчества. Творческое
воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов
героев театрального спектакля или кинофильма.
31.Создание индивидуальных проектов в виде презентаций, макетов,
анимационных фильмов. Представление работы через рекламу, буклеты,
видеоролики.
32 35. Работа над проектом.
6Учебнотематическое планирование интегрированного курса «Искусство»
8 КЛАСС
Сроки
Тема
№
уро
ка
1 четверть. Искусство в жизни современного человека 3 часа
План/Факт
1
2
3
4
5
Искусство вокруг нас.
Художественный образ – стиль – язык
Наука и искусство. Знание научное и знание
художественное.
Искусство открывает новые грани мира 5 часов
Искусство рассказывает о красоте Земли.
Зримая музыка.
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
Часы
3
1
1
1
1
1
76
7
8
Портрет в искусстве России.
Портреты соотечественников
Музыкальный портрет
Александр Невский
Портрет композитора в литературе и кино
2 четверть. Искусство как универсальный способ общения 7
часов
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Мир в зеркале искусства.
Роль искусства в сближении народов.
Искусство художественного перевода –
искусство общения.
Искусство проводник духовной энергии.
Художественные послания предков.
Символы в жизни и искусстве.
Музыкальнопоэтическая символика огня.
Урок обобщения
3 четверть. Красота в искусстве и жизни 11 часов
Что есть красота?
Откровенье вечной красоты.
Застывшая музыка.
Есть ли у красоты свои законы?
7
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8Соединение двух реальностей
Всегда ли люди одинаково понимали красоту.
Женские образы в произведениях художников.
Великий дар творчества: радость и красота
созидания.
Как соотносятся красота и польза.
Как человек реагирует на явления в жизни и
искусстве.
Обобщение темы «Красота в жизни и
искусстве»
4 четверть. Прекрасное пробуждает доброе 9 часов
Преобразующая сила искусства.
Крупнейшие художественные музеи страны
Красота природы родной земли.
Героический пафос в монументальной
скульптуре.
Художники театра.
Народные сказки, мифы, легенды.
Исследовательский проект
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
35
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
4
9
9