Рабочая программа по "Искусству" для 9 класса
Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
-Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: Искусство, 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.П. Сергеева, И.Э Кашекова, Е. Д. Критская, - 8-е изд,- М.: Просвещение, 2017 Сергеева, И.Э Кашекова, Е. Д. Критская, - 8-е изд,- М.: Просвещение, 2017.Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
865243226.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО «ИСКУССТВУ»
9 КЛАСС
на 2017 2018 уч. год
Учитель Трушина Светлана Юрьевна Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Искусство» для 9 класса составлена на основе –
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт от 17.12. 2010г
№1897 ПООП ООО одобрена решением федерального Учебнометодического объединения по
общему образованию от 8.04.2015 № 1/ 15
С учетом:
1) Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОКШ с. Знаменка»
2) Учебного плана МБОУ «СОКШ с. Знаменка»
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного образования по искусству.
Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования
РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего
образования и рассчитана на 2 года обучения.
Разработана на основе авторской программы «Искусство 89 классы», авторы программы Г. П.
Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных
учреждений: Искусство, 89 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.П. Сергеева, И.Э
Кашекова, Е. Д. Критская, 8е изд, М.: Просвещение, 2017 Сергеева, И.Э Кашекова, Е. Д. Критская,
8е изд, М.: Просвещение, 2017.
Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего
образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений. В соответствии
учебным планом в 8 классе на учебный предмет «Искусство» отводится 34 часа (из расчета 1 час в
неделю).
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и
эстетического воспитания в основной школе:
развитие эмоциональноэстетического восприятия действительности, художественнотворческих
способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительнообразной
памяти, вкуса, художественных потребностей;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного
искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих
искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству,
способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и
национальные особенности;
приобретение знаний об искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения
окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки,
литературы, живописи, графики, декоративноприкладного искусства, скульптуры, дизайна,
архитектуры, кино, театра;
овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление
возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической
разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы – развитие опыта эмоциональноценностного отношения к искусству как
социальнокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством; культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном
разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурноисторическом процессе
развития человечества;
углубление художественно0познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих
способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
коммуникативной и социальноэстетической
приобретение культурнопознавательной,
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление
межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно
логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных
(пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о
значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях
отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически
оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;
применять художественновыразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его
вариативное использование в учебновоспитательном процессе, дает возможность ак
туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные
учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественноэстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства,
литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и
отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественнотворческой деятельности в процессе
обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие
учащихся. У школьников обогащается эмоциональнодуховная сфера, формируются ценностные
ориентации, умение решать учебные, художественнотворческие задачи; воспитывается
художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление,
стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах
школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и
эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о
мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов
творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений;
понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры
другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного
образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов
искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебнотворческой деятельности,
художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать
в ней место отечественного искусства; • понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в
системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и
умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной куль туры, используя для
этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других
источников; применять умения и навыки в какомлибо виде художественной деятельности; ре
шать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы
деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями
культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с
искусством и художественному самообразованию;
культурнопознавательная, коммуникативная и социальноэстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды
искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно
эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками
как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам
академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и
каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде
обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности
учащихся.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их
взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы прозы и поэзии,
изобразительного искусства живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных
иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок оперы, а так же кино.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельнос
ти, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, опреде лять ее цели и задачи,
выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные
свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах
произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль
в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоциональноценностном
отношении к искусству и жизни;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной)
художественноэстетической деятельности при воплощении (создании) художественных
образов;
оценка и самооценка художественнотворческих возможностей; умение вести диалог,
аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры
(обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием,
исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность
окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать
самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в
проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять
толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и
оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни
страны;
расширению и обогащению опыта выполнения учебнотворческих задач и нахождению при этом
оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационнообразной
выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образноэмоциональное содержание
произведений искусства;
совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному
явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с
произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства,
к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к
конкретным видам деятельности;
совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и
учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
понимать функции искусства (социальноориентирующая, практическая, воспитательная,
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:
представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно
нравственных ориентаций современного человека;
зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного,
религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя
современные технологии;
выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в
учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления
своего культурного развития. Виды организации учебной деятельности:
самостоятельная работа
творческая работа
конкурс
викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
вводный
текущий
итоговый
индивидуальный
письменный
контроль учителя
Формы контроля:
наблюдение
самостоятельная работа
тест
Программа
Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 часов )
9 класс (34 час)
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ
идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей,
стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной
выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на
человека.
Примерный художественный материал
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или
негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции,
манипуляция сознанием, поднятие духа и т.п.).
Протест против идеологии социалистического строя в авторской песне, рокмузыке.
Изобразительное искусство.
Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты.
Храмовый синтез искусств.
Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др.
Искусство Великой Отечественной войны (живопись А.Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И.
Тоидзе и др.).
Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаика,
граффити).
Музыка.
Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды,
посвященные основным вехам жизни человека).
Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.
Музыкальная классика и массовые жанры (Л.Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С.
Прокофьев, массовые песни).
Песни военных лет и песни на военную тему.
Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.)
Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рокмузыка (В.
Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рокгруппы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л.
Чижик, А. Козлов и др.).
Литература.
Произведения поэтов и писателей 1920 вв.
Поэзия В. Маяковского.
Стихи поэтовфронтовиков, поэтовпесенников.
Экранные искусства, театр.
Рекламные видеоклипы.
Кинофильмы 4050х гг. ХХ в.
Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественнотворческая деятельность учащихся
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной
листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном и негативном
виде.
Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно
внушающего характера.
Подбирать и анализировать различные художественные произведения, использовавшиеся в
разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоциональнообразного содержания музыки
сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 часов ).
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству.
Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.
Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве.
Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных
коллизий 2021 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение
будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал
Постижение художественных образов различных видов искусства,
освоение их
художественного языка. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и
вымысла.
Изобразительное искусство.
«Купание красного коня» К. ПетровВодкин
«Большевик» Б.Кустодиев
«Рождение новой планеты» К. Юон
«Черный квадрат» К. Малевич
«Герника» П. Пикассо
Произведения Р. Делоне, У. Боччони, д. Балла, Д. Северини и др.
Живопись символистов (У. Блейк, К. Фридрих и др.).
Музыка.
Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др.
Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор).
Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (н. РимскийКорсаков, А. Скрябин, Э.
Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.М. Жарр и др.).
Авангардная музыка: додекофония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К.
Штокхаузен, Ч. Айвз и др.).
Рокмузыка Литература.
Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору
учителя).
Экранные искусства, театр.
Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» Х. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый
элемент» Л. Бессонна, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору
учителя).
Художественнотворческая деятельность учащихся
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино,
театра), в котором есть скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства и
обоснование своего мнения.
Составление собственного прогноза будущего средствами какоголибо вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на
тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция. (11 часов ).
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и
строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в
жизни современного общества. Произведения декоративноприкладного искусства и дизайна как
отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и
серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в
фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного
художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиции
эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды
архитектурой, монументальной скульптурой, декоративноприкладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство.
Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Афинский
Акрополь, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и
Адмиралтейства в Петербурге и др.); монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло,
«Медный всадник» Э. Фальоне и др.); предметы мебели и посуды.
Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка.
Музыка в окружающей жизни, быту.
Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.
Музыка в звуковом и немом кино.
Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических
музыкальных произведений – по выбору учителя).
Литература.
Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М.СалтыковЩедрин,
Н. лесков, П. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.Б. Мольер и
др.) (из программы по литературе – по выбору учителя).
Экранные виды искусства, театр.
Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Малыш и Карлсон, который живет
на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Деми, «Человек дождя» Б.
Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
Художественнотворческая деятельность учащихся Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какоголибо предмета бытового
назначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскизпроект ландшафтного
дизайна сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с
использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания.
Создавать украшения или эскизы украшений предметов быта, с использованием средств
компьютерной графики.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и
декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта, конкурса,
фестиваля искусств. Создавать их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической/популярной музыки на состояние
комнатных растений и домашних животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя ( 8 часов).
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа
двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и
искусства
новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей.
Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных
искусств. Исследовательский проект.
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе
Примерный художественный материал
знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство.
Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке.
Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное.
Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства).
Изображения различных представлений о системе мира в графике.
Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка.
Миниатюры, произведения крупной формы.
Вокальнохоровая, инструментальносимфоническая, сценическая музыка различных стилей и
направлений (по выбору учителя).
Искусство в жизни выдающихся людей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С.
Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература.
Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М.
Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев – из программы по литературе по выбору
учителя).
Экранные искусства, театр.
Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо»,
«Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия одиссея» А.
МихалковаКончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М.
Гиббсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя.
Художественнотворческая деятельность учащихся
Исследовательский проект «Пушкин – наше все». Воплощение образа поэта и образов его
литературных произведений средствами различных видов искусства. Создание компьютерной
презентации, видео и фотокомпозиций, театральных постановках, участие в виртуальных и реальных
путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др
Календарное планирование Дата
№
урок
а
Тема урока
Корректировка 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
3031.
3132.
3334.
Искусство и власть. Знакомство с
произведениями
Отражение и прославление величия в
триумфальных сооружениях
От высокой музыкальной классики до
мировых жанров
Внушающая сила изображений. Философия
изображений
Языческая культура дохристианской эпохи
Храмовый синтез искусств. Виды храмов
Духовная музыка в храмовом синтезе
искусств
Синтез искусств в кино ,театре, на
телевидении
Создание художественного замысла музыки
сценическими средствами
Дар предвосхищения. Какие знания дает
искусство?
Оценка произведений с позиции
предвосхищения будущего, реальности и
вымысла
Предсказания в искусстве
Художественное мышление
Художественное мышление в авангарде науки
Художник и ученый
Образы фантастики в литературных
произведениях, фильмах
Эстетическое формирование искусством
окружающей среды
Архитектура исторического города
Архитектура современного города
Специфика изображений в полиграфии
Журнальная графика.
Развитие дизайна и его значение в жизни
современного общества
Декоративноприкладное искусство
Музыка в быту
Массовые, общедоступные искусства
Изобразительная природа кино
Музыка в кино. Особенности киномузыки
Вопрос к себе как первый шаг к творчеству
Симметрия и асимметрия в искусстве
Литературные страницы
Исследовательский проект «Пушкин – наше
все» (выбор темы, план работы)
Исследовательский проект «Пушкин – наше
все» (подготовка, защита) Учебно методический комплекс
1. Сергеева Г.П. Искусство. 89 классы: учебник для общеобразоват. учреждений /
Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2011г. – 191с.
2. Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. — М., 1986
3. Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
4. Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
5. Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М, СПб.; Киев,
2005.
6. Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
7. Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов.
— М., 1997.
8. Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.
9. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по
искусству / П. А. Флоренский. — М., 1996.
10. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. М., 2002.
Рабочая программа по "Искусству" для 9 класса
Рабочая программа по "Искусству" для 9 класса
Рабочая программа по "Искусству" для 9 класса
Рабочая программа по "Искусству" для 9 класса
Рабочая программа по "Искусству" для 9 класса
Рабочая программа по "Искусству" для 9 класса
Рабочая программа по "Искусству" для 9 класса
Рабочая программа по "Искусству" для 9 класса
Рабочая программа по "Искусству" для 9 класса
Рабочая программа по "Искусству" для 9 класса
Рабочая программа по "Искусству" для 9 класса
Рабочая программа по "Искусству" для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.