Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Оценка 5
Образовательные программы
docx
музыка
5 кл
26.02.2018
Концепция образовательной области «Искусство (Музыка)» ориентируется на систему основных понятий, относящихся к области «Искусство»: основы музыки (Истоки и природа музыкального искусства. Музыкальный фольклор. Народная и профессиональная музыка. Композитор — исполнитель — слушатель. Жизненное содержание музыкального искусства. Взаимодействие музыки с другими видами искусства (литература, театр, хореография, изобразительное искусство).
Цель программы В. В. Алеева (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак «Искусство. Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА составитель Дьякова Н.Г.
фгос музыка 5 класс.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с.Дьяковка
Краснокутского района Саратовской области.
Рассмотрено.
Руководитель ШМО
______( .)
« _26__»__08_2017г
Согласовано.
Замдиректора по УВР
____________( )
«_26__» _08_2017г
УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы
___________ (О.В.Мечикова)
Приказ №___________
«28»_августа ____ 2017г
Рабочая программа
ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА
ДЛЯ 5 КЛАССА
Составила учитель Дьякова Н.Г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _1___от «28»__08 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена в соответствии с ФГОС на
основе авторской рабочей программы «Музыка. 59 классы.» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н.
Кичак (Методологическое пособие: Рекомендации по составлению рабочих программ. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 59 классы. 3е изд., пересмотр. – М.: Дрофа,2014. –
348,[4]с.).
Концепция образовательной области «Искусство (Музыка)» ориентируется на систему основных
понятий, относящихся к области «Искусство»: основы музыки (Истоки и природа музыкального
искусства. Музыкальный фольклор. Народная и профессиональная музыка. Композитор —
исполнитель — слушатель. Жизненное содержание музыкального искусства. Взаимодействие
музыки с другими видами искусства (литература, театр, хореография, изобразительное искусство).
Цель программы В. В. Алеева (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак «Искусство.
Музыка» в основной школе заключается в духовнонравственном воспитании школьников через
приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического
формирования личности.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы
Принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного
отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное
включение в процесс художественнообразного музицирования.
Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления
интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения
музыкального языка.
Принцип интонационности как ведущий принцип, регулирует процесс развития музыкальной
культуры.
Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной
музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного
содержания, нравственноэстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка,
творческого почерка представителей разных эпох культур.
Все принципы ориентированы на социализацию учащихся в формировании их эмоционально
ценностного отношения к музыкальному искусству.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана на основе авторской рабочей
программы «Музыка. 59 классы.» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (Методологическое
пособие: Рекомендации по составлению рабочих программ. Искусство: Изобразительное искусство.
Музыка. Искусство. 59 классы. 3е изд., пересмотр. – М.: Дрофа,2014.).
Программа ориентирована на использование учебника «Искусство.Музыка» для 5 класса под
редакцией В.В. Алеева, Т.И. Науменко М.: Дрофа,2014
ЦЕЛЬ предмета «Искусство (Музыка)» в основной школе заключается в духовнонравственном
воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту
гармонического формирования личности.
Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных
переживаниях;
способствовать развитию интереса к музыке в процессе творческого самовыражения,
проявляющегося в размышлениях о музыке, собственном разнообразном творчестве, практике
применения информационнокоммуникационных технологий;
формировать музыкальноэстетическую культуру школьников на основе приобщения к шедеврам
музыкального искусства; научить находить взаимодействия между музыкой и
деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
заложить систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений
(понимание характерных признаков музыкально–исторических стилей, знание наиболее значительных
музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой
взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
другими видами художественной
Общая характеристика учебного процесса, курса
Основные технологии:
Личностно – ориентированный подход
Здоровьесберегающая технология
Информационнокоммуникативные технологии
Методы обучения:
Метод забегания вперед и возвращение к пройденному.
Метод создания композиций направлен на варьирование в процессе музыкального обучения
различных видов музыкальной деятельности.
Метод художественного контекста обеспечивает целенаправленную совместную деятельность
учителя и учащихся по освоению содержания музыки.
Метод музицирования связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и
способами исполнения музыки на основе собственной внутренней активности.
Метод соучастия позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности.
Позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива,
пробудить потребность в коллективном творчестве
Метод «учебный брейнсорминг» направлен на поиски путей и содержания в решении творческой
задачи.
Метод погружения позволяет осознать ценностносмысловое значение музыкального произведения
в жизни человека.
Метод фонопедических упражнений направлен как на развитее качественных характеристик
голоса, так и на формирование певческоисполнительских навыков.
Метод проектов позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с
информацией, так и волевые качества, интересы, предпочтения.
Метод «синквейн» является одним из методов развития критического мышления. Помогает
научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.
Фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа
Формы обучения: Основная форма организации учебного процесса классноурочная:
урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и
умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений,
комбинированный урок, уроклекция, урокэкскурсия, уроксоревнование, урок с дидактической
игрой, урокпраздник, видеоурок.
Формы контроля уровня обученности:
Викторины
Цифровой диктант
Кроссворды
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно
диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов
обучения на отдельных его этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем
четвертей в форме выставки или теста.
Заключительный контроль. Промежуточная аттестация. Тестирование. Режим занятий: 1 час в неделю , урок 45 минут
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Образовательная область предмета – «Искусство».
Настоящая программа составлена в полном соответствии с учебным планом МОУСОШ с.Дьяковка
на 20172018 учебный год и на изучение предмета «Музыка» в 5 классе отводится 35 часов в год, из
расчета 1 учебный час в неделю.
Промежуточная аттестация по решению педсовета от 28.08.2017 проводится в виде контрольной
работы. Срок реализации данной программы 1 год. В течение года возможны коррективы рабочей
программы, связанные с объективными причинами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Личностные результаты:
целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира;
развитое музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоциональноценностном,
заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных
произведений музыкального искусства;
владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкальнотворческой
деятельности;
определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и
ассоциативное мышление, творческое воображение;
устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкальноучебной
деятельности;
сотрудничество в ходе решения коллективных музыкальнотворческих проектов и различных
творческих задач.
Метапредметные результаты
Познавательные
Учащиеся научатся:
анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с
искусством и художественному самообразованию;
размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами
искусства;
определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее
осуществления в реальных жизненных ситуациях;
Учащиеся получат возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Регулятивные
творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными
Учащиеся научатся:
проявлять
действиями;
оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего
предназначения в ней;
определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее
осуществления в реальных жизненных ситуациях.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их
достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления
своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода
ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных
сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений
отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
Учащиеся получат возможность:
участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в
совместной творческой деятельности
применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных
художественнотворческих задач;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в
дискуссии и аргументировать свою позицию.
Требования к уровню подготовки
обучающихся по данной программе
Должны знать:
основные жанры музыкальнопоэтического народного творчества, отечественного и зарубежного
музыкального наследия;
имена композиторов – К.Дебюсси и М.Равеля, а также некоторых особенности музыкального
импрессионизма;
специальную терминологию для классификации различных явлений музыкальной культуры о роли
музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки; Должны уметь:
проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным
видам музыкальнотворческой деятельности;
понимать интонационнообразную природу музыкального искусства и средства художественной
выразительности;
рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и
стилях музыкального искусства в целом;
постигать музыкальные и культурные традиции своего народа и разных народов мира;
расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкальнотворческой деятельности, включая
информационнокоммуникационные технологии;
осваивать знание о музыке, овладевать практическими умениями и навыками реализации
собственного творческого потенциала.
находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на
основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке,
подборе музыкальных стихотворений и создавать музыкальные рисунки;
определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой
музыки, оперы, балета, а также музыкально – изобразительных жанров;
проявлять навыки вокально–хоровой деятельности: исполнять одноголосные произведения с
недублирующим вокальную партию аккомпанементом, петь а capella в унисон, правильно
распределять дыхание в длинной фразе, использовать цепное дыхание.
Содержание тем учебного курса
Учебнотематический план
№
1
2
3
4
5
6
содержание
Колво час.
Музыка рассказывает обо всем
Древний союз
Музыка и литература
Музыка и изобразительное искусство
Промежуточная аттестация. Контрольная работа (тест)
Музыка в произведениях изобразительного искусства
итого
1
3
18
9
1
3
35
Музыка рассказывает обо всём (1 час)
Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства». Музыка в единстве с тем, что её рождает и
окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многиммногим другим. Слушание фрагмента из концерта для фно с оркестром №3 С.
Рахманинова. Разучивание песни «Наша школа», письмо Богине Музыке.
Древний союз (3 часа)
Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины.
Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и
понятиях. Искусства различны – тема едина. Слушание музыки К. Дебюсси «Снег танцует», П.
Чайковский «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь», Р. Шуман «Первая утрата», М.
Таривердиев «Маленький принц». Разучивание песен А. Пахмутова «Просьба», П. Аедоницкого
«Красно солнышко», М. Таривердиев «Маленький принц» . Иллюстрации на тему «Звучащая
природа», составление варианта урокаконцерта «Природа в искусстве»
Зрительный ряд: А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу
графини Мордвиновой», И. Айвазовский «Чёрное море», Леонардо да Винчи «Джоконда», Н. Ге
«Портрет Л.Н. Толстого», И. Репин «Портрет А.Г. Рубинштейна», И. Левитан «Осенний день.
Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья».
Музыка и литература (18 час.)
Слово и музыка (3 часа)
Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы,
рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера,
балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М. Глинка «Я помню чудное
мгновенье», Ф. Шуберт «В путь», В. Моцарт симфония №40 Iчасть, П. Чайковский концерт №1 для
фно с оркестром III часть, М. Мусоргский «Кот Матрос». Разучивание песен С. Старобинского
«Песенка о словах», А. Куклина «Песенка о песенке». Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За
полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор). Решение кроссворда.
Зрительный ряд: Ян Вермеер «Художник в мастерской», В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина», В.
Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»
Песня (3 часа)+ заключительный урок (1 час) всего 4 часа
Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. Уроквикторина.
Слушание музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины
ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала
знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фрт). Разучивание песен Ю. Тугаринова «Если
другом стала песня», А. Александрова «Уж ты зимушказима». Дневник музыкальных наблюдений
стр. 8.
Зрительный ряд: И. Шишкин «Среди долины ровныя», В. Поленов «Монастырь над рекой», И.
Левитан «Вечерний звон».
Романс (2 часа)
Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Внимание и любовь к
окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств.
Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты,
одиночества. Слушание музыки: М. Глинка «Жаворонок», С. Рахманинов «Ночь печальна», Р. Шуман
«В сиянье тёплых майских дней». Разучивание: М. Глинка «Жаворонок».
Зрительный ряд: И. Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь «Февральская
лазурь».
Хоровая музыка (2 часа)
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки.
Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая
музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»;
П. Чайковский «Отче наш»; Н. РимскийКорсаков «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Разучивание песен: канон «С весёлой песней»;
кант XVIII века «Музы согласно».
Зрительный ряд: К. Юон «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков «Посещение царевной женского
монастыря», И. Билибин «Преображённый Китеж».
Заключительный урок (1 час)
Итоговое тестирование.
Опера (2 часа)
Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из чего состоит
опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание музыки: М. Глинка
Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Н. РимскийКорсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы
«Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии». Разучивание: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», С. Баневич «Пусть
будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». Иллюстрации декораций.
Зрительный ряд: А. Головин «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков «Сады
Черномора»; А. Васнецов «Берендеевка», «Снегурочка». Дневник музыкальных наблюдений стр. 11.
Балет (2 часа)
Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера,
художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. «Русские сезоны» в
Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Слушание музыки: М. Глинка
Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский «Русская», «У
Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Разучивание
песен: Е. Адлер «Песня менуэта». Костюмы балетных персонажей.
Зрительный ряд: С. Сорин «Тамара Карсавина в «Шопениане»», Б. Кустодиев «Масленица»,
«Ярмарка», А. Бенуа «Петербургские балаганы».
Музыка и изобразительное искусство (9 час)
Музыка звучит в литературе (2 часа)
Музыкальность слова. Многообразие музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в
литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Античность. Миф об Орфее. Слушание
музыки: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Разучивание песен: М. Яковлев
«Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».
Образы живописи в музыке (2 часа)
Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние
изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным
искусством: симфонические картины, этюдыкартины, музыкальные портреты. Изображение
пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска,
колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С.
Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1
для фно с оркестром II ч. (фрт), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание
песен: Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?»
Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах», К. Моне «Стог сена
в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть».
Музыкальный портрет (1 час)
Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание музыки:
М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из фного цикла «Картинки с
выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня о картинах». Иллюстрации к прослушанным
произведениям.
Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон». Пейзаж в музыке (2 часа)
Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа – прекрасный образец для творчества
художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные
краски» в произведениях композиторовимпрессионистов. Красочность, зримость, живописность.
Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир. Слушание
музыки: П. Чайковский «Апрель. Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к
балету «Весна священная», М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака». Разучивание песен: В.
Серебренников «Семь моих цветных карандашей». Иллюстрации к прослушанным произведениям.
Зрительный ряд: В. БорисовМусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли», К. Моне «Река в
Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории».
Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)
Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои в музыке. Тема
богатырей в музыке. Слушание музыки: Н. РимскийКорсаков «Пляска златопёрых и
сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Падеде из балета «Щелкунчик», И.
Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жарптица», М. Мусоргский «Избушка на
курьих ножках» из фного цикла «Картинки с выставки», А. Бородин Симфония №2
«Богатырская» I ч. (фрт), М. Мусоргский «Богатырские ворота». Разучивание песен: С. Никитин
«Сказка по лесу идёт», Былина о Добрыне Никитиче. Иллюстрация персонажа любимой музыкальной
сказки.
Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин «Кащеево
царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жарптицы, В. Васнецов «Богатыри»; И. Билибин «Илья
Муромец и Соловейразбойник».
Музыка в произведениях изобразительного искусства (3 часа)
Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».
Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов.
Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих
музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание музыки: П. Чайковский
Концерт для фно с оркестром №1 I ч. (фрт). Разучивание песен: В. Синенко «Птицамузыка».
Зрительный ряд: Караваджо «Люнист», А. Аппиани «Парнас», Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр
оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в
период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой
Елены».
Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства» (1 час)
Итоговое тестирование. Разучивание песен: Б. Окуджава «Пожелание друзьям» Календарно тематическое планирование
5 класс (35ч)
Тема
№
уро
ка
1 Музыка рассказывает
Колво
часов
обо всём
2 Истоки
3 Искусство открывает
мир
4 Искусства различны,
тема едина
1
1
1
1
5 Два великих начала
1
искусства
6
«Стань музыкою слово!» 1
Характеристика видов деятельности
1.Различать характерные виды искусства.
2.Находить ассоциативные связи
между художественными образами музыки и другими образами искусства.
3.Использовать песенные произведения в соответствии с их интонационно –
образным содержанием.
1.Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками
музыки.
2. Понимать единство истоков различных видов искусства.
3.Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям
при их восприятии и исполнении.
1.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике.
3.Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.
1. Выявлять связи между музыкой. Находить ассоциативные связи между
образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в
учебнике критериям.
2. Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным
искусством на уровне темы.
3.Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска
произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к
изучаемой теме.
1.Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.
2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.
3. рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и
литературы.
1.Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. 7 Музыка «дружит» не
только с поэзией
8 Песня – верный спутник
человека
9
Заключительный урок.
Песни оренбургских
композиторов
10 Мир русской песни
11 Песни народов мира
12 Романса трепетные
звуки
13
Мир человеческих
чувств
14 Народная хоровая
музыка.
Хоровая музыка в храме
1
1
1
1
1
1
1
1
15 Что может изображать
1
хоровая музыка
16 Заключительный урок
17 Самый значительный
1
1
жанр вокальной музыки
2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.
3. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях
литературы и музыки.
1.Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.
2.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.
1.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере
песенного жанра).
2.Выявльть возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
3.Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения
вопросов учебника (учитывать мнения товарищей)
Многообразие музыкальных жанров, тем. Музыка как вид искусства, её
возникновение и взаимосвязь с литературой.
1.Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её
отдельные образцы.
2.Осознавать интонационно – образные, жанровые и стилевые основы
музыки(в рамках изученного на уроке материала).
3.Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально –
творческой деятельности.
4.Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т.д.)
1.Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора
отдельных стран мира.
2.Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и
стилей.
3.Находить ассоциативные связи между художественными образами
музыки и другими видами искусства.
4.Использовать образовательные ресурсы сети интернет для поиска
музыкальных произведений к изучаемой теме.
1.Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
2Находить ассоциативные связи между художественными образами
литературы и музыки.
3.Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов.
Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к
изучаемой музыке.
1.Изучать специфические черты русской народной музыки.
2.Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.
3.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
1.Находить ассоциативные связи между художественными образами
литературы и музыки.
2.Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и
различия интонаций, музыкальных тем.
Концертная деятельность.
1.Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для
воплощения музыкальных образов (с учетом критериев, представленных в
учебнике).
2.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и 18 Из чего состоит опера
1
19 Единство музыки и
1
танца
20 Русские сезоны в
Париже
21 Музыкальность слова
22 Музыкальные сюжеты
в литературе
23 Живописность
искусства
24
«Музыка – сестра
живописи»
1
1
1
1
1
изобразительного искусства ((с учетом критериев, представленных в
учебнике).
3.Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в
пении.
4.Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения
высокохудожественных произведений или их фрагментов.
1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в
учебнике).
2.Наблюдать за развитием одного ил нескольких образов в музыке.
3.Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в
изобразительной деятельности.
1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в
учебнике).
2.Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных
произведениях.
3.Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного
смыслового и эмоционального содержания.
4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в
пении, музыкально – ритмическом движении.
1.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения
музыкальных образов.
2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки
и другими видами искусства.
3.Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при
прослушивании музыкальных произведений, в исполнении).
4.Ипмровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации
заданного музыкального образа (танцевальная импровизация).
5.Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в
изобразительной деятельности.
1.Находить ассоциативные связи между художественными образами
литературы и музыки.
2.Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов.
3.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.
1.Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и
наоборот.
2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки
и литературы .
3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.
4. Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на
человека
1.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения
музыкальных образов.
2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки
и другими видами искусства.
3. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного искусства.
4.Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в
исполнении.
1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
2.Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и
изобразительным искусством.
3.Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» (с учетом критериев, представленных в учебнике).
4.Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе
соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи (с
учетом критериев, представленных в учебнике и Дневнике музыкальных
наблюдений).
1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и
другими видами искусства.
3.Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев,
представленных в учебнике).
4.Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные
интонации в процессе слушания музыки.
1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
2.Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и
изобразительного искусства.
3.Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные
произведения к изучаемой теме.
4.Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска
художественных произведений к изучаемой теме.
5.Импровизировать, передавая характерные интонации заданного
музыкального образа
(вокально – танцевальная импровизация).
1.Понимать характерные черты музыкального импрессионизма (с учетом
критериев, представленных в учебнике) и называть его основных
представителей.
2.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения
музыкальных образов.
3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки
и изобразительного искусства.
4.Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным
искусством.
1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.
2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки
и другими видами искусства.
3.Воспринимать музыкальное произведение с точки зрения единства
содержания и выражения.
4. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с
учетом критериев, представленных в учебнике).
1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного искусства.
2. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
3.Ориентироваться в специфике выразительных средств музыки (с учетом
критериев, представленных в учебнике).
1.Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей
культуры народа.
2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки
и другими видами искусства.
3.Творчески интерпретировать
Содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной
деятельности.
1.Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и
изобразительным искусством.
2.Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и
1
1
1
25 Может ли музыка
выразить характер
человека?
26 Образы природы в
творчестве музыкантов
27
«Музыкальные
краски» в
произведениях
композиторов –
импрессионистов
28 Волшебная сказочность
1
музыкальных сказок
29 Сказочные герои в
музыке
30 Тема богатырей в
музыке
31 Что такое
музыкальность в
живописи
1
1
1 изобразительным искусством.
3.Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами
музыки и искусства.
4.Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного
искусства к изучаемой теме.
4. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений
изобразительного искусства.
1.Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для
воплощения музыкальных образов.
2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки
и другими видами искусства.
3. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки,
литературы, изобразительного искусства.
4.Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на
основе взаимодополнения средств выразительности.
5.Расскрыватьособенности музыкального воплощения поэтических текстов.
1.Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и
изобразительным искусством.
2. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения
музыкальных образов.
3. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и
изобразительным искусством.
4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки
и другими видами искусства.
5. Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства.
1.Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев,
представленных в учебнике).
2. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника (с
учетом критериев, представленных в учебнике).
3.Приводить примеры преобразующего влияния музыки (в рамках главной
темы года).
Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого
курса.
Фрагменты музыкальных произведений для слушания (задания викторины),
исполнение изученных песен (по желанию).
32
Промежуточная
1
аттестация.
Контрольная работа
(тест)
33
«Хорошая живопись –
это музыка, это
мелодия»
34 Подводим итоги
1
1
35 Заключительный урок
1 Описание материально технического обеспечения образовательного процесса
Перечень компонентов учебнометодического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей
программы:
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 57 классы. Музыка, 57
классы. Искусство, 89 классы: проект 2е изд. М.: Просвещение, 2011.176 с. (Стандарты второго
поколения).
Авторской программа «Музыка. 59 классы.» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 59 классы. Рабочая программа для
общеобразовательных учреждений.
Базовый учебник: Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа
2014г
Дополнительная литература для учителя
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 59 классы. Методическое пособие
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.
Дополнительная литература для учащегося
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных
наблюдений».
Интернетресурсы
:// www
. orenedu
. ru /
://минобрнауки.рф/
1.Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru. Wikipedia
org/wiki.
2. Классическая музыка (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//classic. Chubrik. Ru
3.Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа:
http//www.musicdic.ru
4. Музыкальный словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа:
http//dic.akademik.ru/contents.NSF/dis.music
5.http
6.http://www.orenburggov.ru/
7.http
8.http://orenrc.ru/
9.http://fcior.edu.ru/
10.http
:// school
11.http://www
12.http://www.1september.ru
13.http://www. zavuch.info
14.http://www
15.www
16.http
4 you
17.http://www.nauka21.ru
. wikipedia
18.http://www
19.KID.OLIMP.RU
20.PED.OLIMP.RU
. minobr
. org
. future
collection
. edu
. ru
. pedsovet
. edu
. ru /
:// www
. ru
, ru
. org
/ Технические средства обучения Проектор , экран, компьютер
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ. МУЗЫКА ДЛЯ 5 КЛАССА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.