Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО) ДЛЯ 9 КЛАССА
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство +1
9 кл
25.02.2018
Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
«Искусство» 8-9 классы, М.: Просвещение, 2013,
Авторская программа Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2012 год.
Обоснование выбора программы
Авторская программа Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2012 год. соответствует обязательному минимуму и компоненту государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству.Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО) ДЛЯ 9 КЛАССА составитель Дьякова Н.Г.
рабочая программа искусство 9 класс.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с.Дьяковка
Краснокутского района Саратовской области.
Рассмотрено.
Руководитель ШМО
______( .)
« __26_»_08__2017г
Согласовано.
Замдиректора по УВР
____________( )
«_26__» _08_ 2017г
УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы
___________ (О.В.Мечикова)
Приказ №___________
«28»_августа ____ 2017г
Рабочая программа
ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО)
ДЛЯ 9 КЛАССА
Составила учитель Дьякова Н.Г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _1___от «_28_»__08 _2017 г. Пояснительная записка
Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
«Искусство» 89 классы, М.: Просвещение, 2013,
Авторская программа Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 89 классы», М.: Просвещение, 2012 год.
Обоснование выбора программы
Авторская программа Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 89 классы», М.: Просвещение, 2012 год. соответствует
обязательному минимуму и компоненту государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству.
В рабочей программе изменений нет.
Образовательная область «Искусство»
В соответствии с учебным планом МОУСОШ с. Дьяковка на 20172018 учебный год на изучение предмета «Искусство» в 9 классе отводится
34 часа (1 раз в неделю).
Промежуточная аттестация по решению педсовета от 28.08.2017 – не проводится.
Срок реализации данной программы 1 год. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Главная цель образовательной области «Искусство» развитие опыта эмоциональноценностного отношения к искусству как социальнокультурной
форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Цели учебного предмета
эстетическое воспитание школьников
формирование духовной культуры и потребности постоянного общения с искусством
развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний
Задачи учебного предмета
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурноисторическом процессе развития человечества;
углубление художественнопознавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса; приобретение культурнопознавательной, коммуникативной и социальноэстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
Формы организации учебного процесса урок
Типы уроков
урок ознакомления с новым материалом
урок закрепления изученного
урок применения знаний и умений
урок обобщения и систематизации знаний
урок проверки и коррекции знаний и умений
комбинированный урок
Виды уроков
уроклекция
практическое занятие
урокэкскурсия
уроксоревнование
урок с дидактической игрой
уроквыставка
видеоурок.
Технологии обучения:
1. Дифференцированное обучение.
2. Операционнопредметная система обучения.
3. Моторнотренировочная система.
4. Практические методы обучения.
5. Опытноэксперементальная работа.
6. Проектные творческие технологии (Метод проектов в художественном образовании школьников).
7. Коллективное творчество.
Методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические.
2. Индуктивные, дедуктивные.
3. Репродуктивные, проблемнопоисковые.
4. Самостоятельные, несамостоятельные. Методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности:
1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
2. Стимулирование долга и ответственности в учении.
Виды и формы контроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности:
1. Устный контроль и самоконтроль.
2. Практический контроль и самоконтроль.
3. Викторины
4. Кроссворды
5. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
6. Тестирование
Учебнотематический план
Разделы.
I раздел: «Воздействующая сила искусства»
II раздел: «искусство предвосхищает будущее»
III раздел: «Дар созидания. Практическая функция искусства»
IV раздел: «Искусство и открытие мира для себя»
итого
Колво
часов
9
8
12
5
34 час
Содержание рабочей программы
Раздел 1. Воздействующая сила искусства 9 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства
внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных
искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Примерный художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека
(внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской
песне, рокмузыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная
скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама
(рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная
музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С.
Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А.
Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рокмузыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А.
Макаревич, В. Цой и др., современные рокгруппы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А.
Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXIвв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтовфронтовиков, поэтовпесенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50х гг. XXв. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественнотворческая деятельность учащихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление
представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламновнушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоциональнообразного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее 8 часов.
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры
в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в
авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 2021 веков в творчестве художников, композиторов, писателей
авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. Примерный художественный материал: Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка.
Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. ПетроваВодкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный
квадрат» К. Малевича, 93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись
символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).
Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор).
Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. РимскийКорсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.М. Жарр и
др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рокмузыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона,
«Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
Художественнотворческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего
в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция 12 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративноприкладного искусства и дизайна как отражение
практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение
изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного
художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с
формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративноприкладным искусством в разные эпохи. Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь
Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донател
ло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом
кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. СалтыковЩедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин
и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который
живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Деми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по
выбору учителя).
Художественнотворческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какоголибо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки;
изготовление эскизапроекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения
(художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю.
Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя 5 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства.
Творческое воображение на службе науки и искусства новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное
богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал: Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и
особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о си
стеме мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокальнохоровая, инструментальносимфоническая, сценическая музыка различных стилей и
направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С.
Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И.
Шмелев — из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М.
Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. МихалковаКончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза,
«Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
Художественнотворческая деятельность учащихся:
Исследовательский проект «Пушкин наше все» воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов
искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путеше
ствиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса.
1. иметь представление о значении искусства в жизни человека.
2. понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни.
3. рассматривать искусство как духовный опыт человечества.
4. размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической,
ценностноориентирующей).
5. иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств,
музыки, литературы, театра и кино.
6. использовать опыт художественнотворческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Перечень учебнометодического обеспечения
Программа «Музыка 17 классы. Искусство 89 классы», М., Просвещение, 2012г.
Учебник «Искусство 89 класс» М., Просвещение, 2012 г., «Хрестоматия музыкального материала»
Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2012;
Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2013,
Методическое пособие для учителя «Музыка 56 – 7 классы», М., Просвещение, 2013г.
Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2015.
Фонохрестоматия музыкального и литературного материала (ICD MP3) Календарнотематический план
№№
Тема урока
Колво
часов
Дата
план
Дата
факт
Домашнее
задание
творческие задания
1
2
Искусство и власть.
Искусство и власть (Знакомство с
произведениями разных видов искусства,
их оценка)
3
Архитекторы, композиторы и исполнители.
4
5
6
7
8
Какими средствами воздействует
искусство.
Художественнотворческая работа
Храмовый синтез искусств.
Художественнотворческая работа
Синтез искусств в театре, кино, на
телевидении.
1
1
1
1
1
1
1
1
Стр 102105
Стр 106107
Стр108111
Стр112115
Подготовиться
к ХТР
Стр116119
Подготовить доклад или презентацию на тему,
связанную с внушением народу определенных
чувств и мыслей средствами искусства.
1. Создать в технике аппликации (или на
компьютере) несколько уравновешенных
или неуравновешенных композиций,
используя разные по характеру
элементы.
2. Создать изобразительную композицию,
которая ассоциировалась бы с одним из
знакомых музыкальных произведений.
Подготовиться
к ХТР
«Специфика храмов, представляющих
основные мировые религии».
Стр120121
Подготовиться
к ХТР
Выполнить эскиз декораций или костюмов к
музыкальному спектаклю: опере, балету,
мюзиклу (по выбору) 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Художественнотворческая работа
Дар предвосхищения.
Какие знания дает искусство.
Предсказания в искусстве
Художественнотворческая работа
Художественное мышление в авангарде
науки.
Художественнотворческая работа
Художник и ученый.
Художественнотворческая работа
Эстетическое формирование искусством
окружающей среды.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Стр122123
Стр124125
Написать эссе о какомлибо заинтересовавшем
явлении современного искусства, в котором
есть скрытое пророчество будущего.
Стр126129
Привести примеры научного значения
художественного знания.
Подготовиться
к ХТР
Разработать (по группам) музыкально
литературный сценарий на тему «Колокольные
звоны России» («И несется над землею
колокольный звон…»)
Стр130131
Подготовиться
к ХТР
Создать средствами любого вида искусства
композицию, отражающую свое представление
о будущем России, мира.
Стр132135
Подготовиться
к ХТР
Сделать эскиз герба, товарного знака или
эмблемы, используя разные виды симметрии.
Стр136137
Сделать фотомонтаж или презентацию на одну
из тем: «Площадь современного города»,
«Реклама в нашем городе», «Магазины:
убранство и интерьеры», «Фонари на улицах
города», «Музыка на городских праздниках»,
Стр138141 19
20
21
22
23
Архитектура исторического города.
Архитектура и музыка современного
города.
Специфика изображений в полиграфии.
Развитие дизайна и его значение в жизни
современного общества.
Декоративноприкладное искусство.
24 Музыка в быту
Массовые, общедоступные искусства.
25
26
Изобразительная природа кино.
1
1
1
1
1
1
1
1
Стр142145
«Традиции и современность в облике моего
города»
Нарисовать плансхему средневекового города,
передав характерные черты русского,
европейского или восточного средневекового
города.
Стр146151
Коллективная работа «Проект детской
площадки» для своего двора.
Стр152155
Стр156161
Стр162165
Стр166173
Стр174175
1. Разработать идею и выполнить фрагмент
макета сборника стихов.
2. Разработать и выполнить оформление
для компактдиска со своей любимой
музыкой.
Выполнить проект какоголибо предмета быта
(посуды или мебели).
Подготовить сообщениепрезентацию об
истории одного из известных народных
промыслов.
Подготовить компьютерную презентацию на
темы: «Классическая музыка в современной
обработке», «Классика на мобильных
телефонах».
Сделать презентацию на одну из тем: «Моя
семья», «Мир моих увлечений», «Друзья»,
«Мои одноклассники», «Наши учителя»,
подобрав музыкальное оформление и
литературные комментарии.
Стр176179
«Особенности сценария, режиссуры,
операторского и актерского мастерства в 27 Музыка в кино. Особенности киномузыки.
28
Тайные смыслы образов искусства, или
Загадки музыкальных хитов.
29
Вопрос к себе как первый шаг к творчеству
30
31
32
Литературные страницы
Исследовательский проект «Пушкин – наше
всё».
Промежуточная аттестация. Контрольная
работа (Тест)
Разработка темы проекта и основные этапы
проекта.
33
Работа с проектом по индивидуальным
темам.
34
Обобщение тем года. Защита проекта.
1
1
1
1
1
1
1
1
Стр180181
Стр182183
Стр184185
Стр186188
Стр189
Работа с
проектом
Работа с
проектом
фильме «Летят журавли».
Выбрать три самых лучших фильма мира,
которые можно назвать фильмами всех времен
и народов, фильмами на все времена.
Посмотреть фильм режиссера Г.Бардина
«Адажио» и сформулировать вопросы для
дискуссии на тему «Зло мгновенно в этом мире,
неизбывна доброта» (Ш.Руставели)
Групповые и индивидуальные задания по
проекту «Пушкин – наше всё»:
1. Образ А.С.Пушкина в изобразительном
искусстве.
2. «Быстрый карандаш» А.С.Пушкина на
полях его рукописей.
3. Музыкальные воплощения лирической
поэзии А.С.Пушкина.
4. Образы пушкинской прозы и поэзии в
музыке.
5. Образы пушкинской прозы и поэзии в
книжной иллюстрации.
6. Театр и А.С.Пушкин.
7. Пушкинские музеизаповедники, музеи
квартиры, музеиусадьбы.
8. Художественные и телевизионные
фильмы о жизни на сюжеты его
произведений.
9. Мультипликация: образы сказок
А.С.Пушкина.
10. Деятельность культурных,
общественных организаций, связанных с
именем А.С.Пушкина.
11. Астрономия: малая планета 2208
Pushkin.
Увековечение имени поэта в названиях
городов, улиц, площадей, скверов. ИТОГО: 34 часа
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО) ДЛЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО) ДЛЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО) ДЛЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО) ДЛЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО) ДЛЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО) ДЛЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО) ДЛЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО) ДЛЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО) ДЛЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО) ДЛЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО) ДЛЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО) ДЛЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО) ДЛЯ 9 КЛАССА
Рабочая программа ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКА И ИЗО) ДЛЯ 9 КЛАССА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.